Научная статья на тему 'Организация внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах'

Организация внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / OUT-OF-CLASS WORK / ENVIRONMENTAL SAFETY / OUT-OF-CLASS WORK IN ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизарова Ирина Сергеевна

В статье рассматривается место, роль и возможности внеклассной работы в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. Современное состояние проблемы организации внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елизарова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Out-of-Class Work on Environmental Safety in the Upper School

The article deals with the place, role and resources of the out-of-class work in conception of the Russian educational modernization for the period until 2020. Modern condition of the problem of the out-of-class work organization in Environmental Safety for upper class pupils in general educational institutions.

Текст научной работы на тему «Организация внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах»

УДК 37.018

И. С. Елизарова

Организация внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах

В статье рассматривается место, роль и возможности внеклассной работы в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. Современное состояние проблемы организации внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах.

Ключевые слова: внеклассная работа, экологическая безопасность, внеклассная работа по экологической безопасности.

I. S. Elizarova

Organization of Out-of-Class Work on Environmental Safety in the Upper School

The article deals with the place, role and resources of the out-of-class work in conception of the Russian educational modernization for the period until 2020. Modern condition of the problem of the out-of-class work organization in Environmental Safety for upper class pupils in general educational institutions.

Key words: out-of-class work, Environmental Safety, out-of-class work in Environmental Safety.

Новые социальные требования к системе российского образования сформулированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. Согласно нормативным документам, будущий выпускник старшей школы должен креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценности творчества, быть мотивированным на образование и самообразование в течении всей своей жизни, делать акцент на творчество и современную инновационную деятельность, быть готовым к учебному сотрудничеству, способным осуществлять проектную, исследовательскую и информационную деятельность [2].

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, выпускник должен также осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Таким образом, задача современной системы образования - сделать все возможное для достижения обозначенных результатов. Необходимо разрабатывать новые образовательные и воспитательные программы, применять эффективные образовательные технологии и совершенствовать условия, в которых учатся дети.

Достижение поставленных результатов не может ограничиваться уроками, оно продолжается и углубляется во внеурочное время. На уроках невозможно в полном объеме изучить и по-

нять сложные и многогранные вопросы современного мира. Необходима разнообразная внеурочная, внеклассная деятельность

В современной школе внеклассная работа представляет собой форму организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя для проявления и развития их познавательных интересов и творческой самостоятельности, связанную с изучением определенной дисциплины [3].

Целью нашего исследования было изучение состояния проблемы организации внеклассной работы по экологической безопасности и возможности организации такой работы в старших классах. Для достижения поставленной цели мы разработали, провели и проанализировали анкеты старшеклассников, определили основные проблемы и выявили условия успешной организации внеклассной работы по экологической безопасности.

В ходе исследования проанализировано 428 анкет старшеклассников общеобразовательных школ, лицеев и гимназий городов Санкт- Петербурга, Великого Новгорода и Ленинградской области.

Для определения роли внеклассной работы по предмету был задан вопрос «Организуется ли в вашей школе внеклассная работа по предмету?». Результаты распределились следующим образом: 38,3 % опрошенных школьников отметили, что

© Елизарова И. С., 2011

внеклассная работа организуется регулярно; 48,8 % анкетируемых считают, что внеклассная работа организуется редко; 12,9 % учащихся ответили, что внеклассная работа по предмету не организуется.

Организация внеклассной работы по предмету является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Положите ль-ные ответы на вопросы анкеты свидетельствуют о систематическом проведении внеклассных мероприятий, отрицательные ответы старшеклассников рассматриваются как отсутствие организации внеклассной работы или недостаточное внимание к организации данной работы в образовательных учреждениях.

На вопрос анкеты: «Какие внеклассные мероприятия проводятся в вашей школе?» результаты ответов распределились следующим образом: 26,7 % опрошенных школьников как пример внеклассных мероприятий привели экскурсии; 14,7 % учащихся отметили игры; 12,3 % респондентов отметили беседы; 10,6 % анкетируемых назвали лекции; 9,6 % школьников указали, что основной формой внеклассной работы в их школе являются кружки межпредметной направленности; конференции определили 8,4 % учащихся; 5,4 % учащихся указали экспериментальные исследования; 3,9 % школьников в своих ответах отметили творческие вечера. Результаты ответов

учащихся на этот вопрос показывают, что организация внеклассной работы в школах осуществляется посредством различных видов внеклассной работы и игровой деятельности. Следует также отметить важную роль таких видов внеклассных мероприятий, как беседы, индивидуальные самостоятельные занятия и экспериментальные исследования.

Для выяснения интересов учащихся к определенным видам внеклассной работы старшеклассникам необходимо было ответить на вопрос: «Какие внеклассные мероприятия Вам наиболее интересны?». Ответы распределились следующим образом: экскурсии (28,1 %), игры (17,3 %), экспериментальные исследования (9,6 %), лекции (8,4 %), беседы (8,1 %), творческие вечера (7,9 %), кружки межпредметной направленности (7,7 %), конференции (7,4 %), индивидуальные занятия (5,3 %). Ответы на этот вопрос представлены в таблице 1. Они показывают, что внеклассная работа по экологической безопасности будет успешной при организации экскурсионной работы и использовании ситуационно-ролевых игр. Также в процессе разработки внеклассных мероприятий необходимо уделить внимание различным организационным видам внеклассной работы: индивидуальным, групповым и массовым.

Таблица1

Результаты анкетирования учащихся на вопрос: «Какие виды внеклассных мероприятий Вам наиболее интересны?»

Варианты ответов Количество ответов в %

Экскурсии 28,1 %

Игры 17,3 %

Экспериментальные исследования 9,6 %

Лекции 8,6 %

Беседы 8,1 %

Творческие вечера 7,9 %

Межпредметные кружки 7,7 %

Конференции 7,4 %

Индивидуальные самостоятельные занятия 5,3 %

На вопрос анкеты: «Чему способствует внеклассная работа?» ответы респондентов распределились следующим образом: 28,9 % опрошенных учащихся считают, что участие во внеклассной работе способствует улучшению оценок; 22,7 % и 20,7 % школьников отметили способность к свободному самовыражению и осущест-

влению задуманных достижений; 16,9 % анкетируемых считают, что внеклассные занятия помогают общаться с учителем в неформальной обстановке, лишь 10,8 % опрошенных ребят отмечают, что внеклассная работа развивает творческие способности. Результаты анкетирования по этому вопросу представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты ответов старшеклассников на вопрос анкеты «Чему способствует внеклассная работа?»

Примечание: 1. улучшение оценок; 2. способность к свободному самовыражению; 3. осуществление задуманных достижений; 4. общение с учителем в неформальной обстановке; 5. развитие творческих способностей.

Ответы на такой вопрос позволили нам сделать вывод: старшеклассники принимают участие во внеклассной работе для достижения более высоких результатов по предмету, также следует отметить, что подростки при помощи внеклассных занятий могут выразить свои чувства и осуществить задуманное.

Для изучения реального состояния организации внеклассной работы по экологической безопасности в образовательных учреждениях был предложен вопрос: «Организуется ли в вашей школе внеклассная работа по экологической безопасности?». Большинство опрошенных школьников (58,4 %) ответили, что в их школах не организована внеклассная работа по экологической безопасности; 35,8 % опрошенных отметили периодичную организацию внеклассной работы и лишь 5,8 % респондентов согласились с регулярным проведением внеклассных мероприятий. Результаты ответов старшеклассников показали нам, что организации внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах не уделяется должного внимания.

На вопрос: «Перечислите последние внеклассные мероприятия по экологической безопасности» школьники называют субботники, уборку пришкольной территории, акции «зеленых», в чем показывают свою неправильную позицию к пониманию содержания внеклассной работы по экологической безопасности.

В целях конкретизации содержания внеклассной работы по экологической безопасности в рамках разработки экспериментальной методики, старшеклассникам был задан вопрос: «О чем вам

было бы интересно узнать на внеклассных занятиях по экологической безопасности?». Среди ответов указывались следующие темы: «Влияние выхлопных газов на здоровье человека», «Что такое природная радиация?», «В чем отличие водопроводной воды от бутилированной?» и т. д. Ответы на этот вопрос помогли нам спроектировать внеклассные мероприятия по экологической безопасности для старшеклассников.

При разработке внеклассных мероприятий по экологической безопасности для старшеклассников использовались идеи личностно-деятель-ностного и интегративного подходов [1, 4, 5, 6].

Общая цель организации внеклассных мероприятий по экологической безопасности - это формирование компетентной личности безопасного типа поведения, способной во всех видах жизнедеятельности предупреждать, прогнозировать, анализировать, оценивать и ликвидировать последствия антропогенного влияния на состояние окружающей среды.

При проектировании содержания внеклассных мероприятий по экологической безопасности мы исходили из того, что учащиеся по окончанию эксперимента должны знать: признаки экологических проблем, причины возникновения экологических опасностей, мероприятия по обеспечению экологической безопасности человека; уметь оценивать степень экологической опасной ситуации для жизни и здоровья человека на основе анализа причин ее возникновения и возможных механизмов ее развития; прогнозировать последствия деятельности, которые могут представлять опасность для жизни, здоровья лю-

дей и окружающей среды; предотвращать экологические опасности; осуществлять практическую деятельность по улучшению качества окружающей среды.

Внеклассная работа по экологической безопасности представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного взаимодействия на старшеклассника, так как способствует: разностороннему развитию индивидуальных способностей учащихся; самореализации старшеклассников и повышению их самооценки; обогащению личного опыта, их знаний о разнообразии человеческой деятельности; приобретению необходимых практических умений и навыков.

Внеклассная работа по экологической безопасности в старших классах дает возможность и для достижения результатов, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, а именно формирование личности выпускника, осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Проведенный анализ констатирующего этапа эксперимента показал, что организация внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах возможна при выполнении следующих условий: изучение познавательных интересов старшеклассников; использование краеведческого материала при подготовке внеклассной работы по экологической безопасности; целенаправленное планирование внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся; системное и последовательное примене-

ние различных видов деятельности; соответствие видов внеклассной работы уровню развития учащихся; преемственность индивидуальной, групповой и массовой внеклассной работы по экологической безопасности; сближение урочной и внеклассной формы обучения; использование результатов своей работы в практической деятельности.

Таким образом, эффективность организации внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах обеспечивается сочетанием различных форм, методов и видов деятельности.

Библиографический список:

1. Алексеева, Н. А. Личностно ориентированное обучение в школе [Текст] / Н. А. Алексеева. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 332 с.

2. Григорьев, Д. В., Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.

3. Колодницкий, Г. А., Кузнецов В. С. Внеклассная работа по ОБЖ [Текст] / Г. А. Колодницкий // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2009. - № 11. -С. 39-48.

4. Максимова, В. Н. Интеграция в системе образования [Текст] / В. Н. Максимова. - СПб. : ЛОИРО, 2000. - 84 с.

5. Несговорова, Н. П., Савиных, В. Л. Интегра-тивный подход к экологическому образованию [Текст] / Н. П. Несговорова // Философия образования. - 2009. - № 1. - С. 195-196.

6. Пак, М. С. Теория и методика интегративного подхода к обучению химии в ПТУ [Текст] / М. С. Пак. - СПб. : Изд-во «Образование», 1992. - 35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.