Научная статья на тему 'Методические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в курсе ОБЖ'

Методические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в курсе ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1132
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА / PUPILS' TRAINING AND RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH SKILLS / TRAINING TASKS OF RESEARCH NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Н. В.

В работе дается современный анализ понятий «учебно-исследовательская деятельность учащихся», «исследовательские умения», предлагаются задания исследовательского характера используемые в школьном курсе ОБЖ. В статье также рассматриваются требования к использованию заданий исследовательского характера в школьном курсе ОБЖ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF ORGANIZATION OF PUPILS' TRAINING AND RESEARCH ACTIVITY IN THE COURSE OF THE FOUNDATIONS OF VITAL FUNCTIONS SAFETY

The author represents modern analysis of the conceptions pupils' training and research activity, research skills, and offers used in the school course of The foundations of vital functions safety tasks of research nature in the paper. In article requirements to use of tasks of research character in school course of « The foundations of vital functions safety » also are considered.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в курсе ОБЖ»

В дошкольном детстве начинает складываться сознательное управление поведением. Волевые действия, входящие в структуру волевого качеств, сосуществуют с действиями импульсивными, непреднаренными.

Развитие волевых качеств ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Ребенок начинает сознательно добиваться поставленной цели, не поддаваясь влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.

В дошкольном детстве постепенно формируется умение удерживать возникающую цель. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий.

Дети младшего дошкольного возраста обладают ограниченной способностью к волевому усилию (волевое усилие -структурный компонент волевого качества). Старшие дошкольники способны к проявлению значительных волевых усилий.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить ряд условий, способствующих воспитанию волевых качеств личности дошкольника:

1. Воспитание волевых качеств личности способствует твердо установленный режим дня.

2. Выполнение детьми различных поручений и обязанностей позитивно влияет на процесс воспитания целеустремленности, настойчивости, упорства и др. волевых качеств личности дошкольника.

3. Наибольшие волевые усилия дети дошкольного возраста проявляют при ожидании обещанных наград, меньше при ожидании наказания.

4. Эффективно в процессе воспитания волевых качеств личности использовать чтение специально подобранных произведений.

5. Успешность воспитания волевых качеств личности зависит от стиля общения взрослого с ребенком. Демократиче-

Библиографический список

ский стиль общения с детьми повышает их волевую активность. Неправильно организованное общение может привести к неприятию цели, задаваемой взрослыми.

6. Большие возможности в воспитании волевых качеств личности дошкольника заложены в игре.

Используя игру, как средство воспитания волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста, нами в ходе исследования будет разработана модель по формированию таких качеств как целеустремленность и настойчивость, в процессе игровой деятельности. Попытаемся опытно - поисковым путем доказать эффективность, формирования волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста в игре. Предметно - развивающая среда в ДОУ выступит в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становление личности дошкольника и будет способствовать проявлению волевых качеств, таких как целеустремленность и настойчивость, что не мало важно для дальнейшего обучения в школе. Именно наличие этих качеств у дошкольников позволяет довести начатое дело до конца, проявить «силу воли», бороться с возникающими трудностями. Данные качества являются важными на всех последующих этапах жизни человека. Будет создано единое ценностно-смысловое, сотрудничество педагогов и родителей на основе понимания, сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования волевых качеств личности старшего дошкольного возраста в играх с правилами.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания волевых качеств личности дошкольника позволяет сделать вывод о том, что данная проблема является достаточно актуальной на современном этапе развития дошкольной педагогики. Отдельные аспекты данной проблемы рассматривались в контексте различных психологических и педагогических исследований, но проблема воспитания волевых качеств личности дошкольника в игре не была заявлена в качестве самостоятельного педагогического исследования. Данная проблема является предметом нашего исследования.

1. Крупская, Н.К. Дети - наше будущее: сборник статей о дошкольном воспитании / Сост. Л.Э. Иоффе, Р.Е. Орлова. - М.: Просвещение, 1984.

2. Непомнящая, Н.И. Фромирование воли // Психология дошкольника: Хрестоматия. - М., 2000.

3. Суровцева, А.В. Воспитание воли детей старшего дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1952.

4. Жуковская, Р.И. Воспитание детей в игре. - М., 1963.

5. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник статей / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «Детство- пресс», 2004.

6. Цыркун, Н.А. Развитие воли у дошкольников / Н.А. Цыркун. - Мн.: Нар. асвета, 1991.

7. Выготский, Л.С. Воля и ее развитие в детском возрасте // Развитие высших психологических функций. - М., 1960.

Статья поступила в редакцию 18.03.10

УДК: З55.58

Н.В. Авдеева, аспирант РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ ОБЖ

В работе дается современный анализ понятий «учебно-исследовательская деятельность учащихся», «исследовательские умения», предлагаются задания исследовательского характера используемые в школьном курсе ОБЖ. В статье также рассматриваются требования к использованию заданий исследовательского характера в школьном курсе ОБЖ

Ключевые слова: исследовательские умения, учебно-исследовательская деятельность учащихся, учебные задания исследовательского характера.

Характерной особенностью школьного образования сегодня является развитие личности способной творчески мыслить. В связи с этим разрабатываются различные виды технологий, ориентированные на реализацию собственной индивидуальности и активизацию исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребенка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирования логического научного мышления. В последние десятилетия в практику многих обра-

зовательных учреждений по всей стране вошла учебно-исследовательская деятельность учащихся [1].

Необходимо отметить, что учебно-исследовательская деятельность зависит от деятельности педагога и связанное с этим желание ребенка, так же от такой положительной творческой атмосферы, которую задает педагог во время занятий, тем самым, развивая мотивационный интерес к изучению данного курса. В данном случае важным воспитательным потенциалом является функция межличностного взаимодействия ученика и учителя. Он обеспечивает положительную

установку на совместную творческую работу, совместное планирование и анализ результатов деятельности.

Уточнение понятийного аппарата и соотношение основных понятий в отношении учебно-исследовательской деятельности учащихся в целом и учебно-исследовательской деятельности в процессе обучения ОБЖ в частности является особо значимым на современном этапе развития школьного образования. Рассмотрим основные определения и содержание некоторых составляющих учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Современные исследователи (Н.Г. Алексеев, С.И. Брызгалова, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина, А.П. Тряпицына) отмечают, что в вопросах изучения учебно-исследовательской деятельности придают большое значение развитию исследовательской деятельности учащихся в школе. Термины «учебно-исследовательская деятельность» и «исследовательская деятельность» учащихся в исследованиях А.С. Обухова, Л.Ф. Фоминой и др. рассматриваются как равнозначные.

А.С. Обухов в статье «Развитие исследовательской деятельности учащихся» считает, что исследовательская деятельность - это процесс совместной творческой деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [2].

Учебно-исследовательская деятельность учащихся, по мнению Л. Ф. Фоминой - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов [3].

Обобщая вышеизложенное, под учебно-исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность школьников, связанную с решением ими задач теоретического и практического характера с заранее неизвестным для них решением.

Согласно проведенному анализу исследуемой проблемы, содержание организации учебно-исследовательской деятельности учащихся находится в динамике, она трансформируется в процессе обучения, развивая исследовательские умения, которые способствуют творческому становлению личности каждого ученика.

Исследовательские умения являются составляющими учебно-исследовательской деятельности учащихся. При анализе психолого-педагогических источников многогранность термина «исследовательские умения», нашло отражение в исследованиях представителей различных наук: философии, психологии, социологии и педагогики.

Так, «исследовательские умения» как способ реализации «отдельной деятельности» трактуются в монографии С.И. Брызгаловой. Автор выделяет следующие группы исследовательских умений: научно-информационные; методологические; теоретические; эмпирические; письменно-речевые; коммуникативно-речевые [4]. Оригинальная классификация представлена в работе И.А. Зимней, Е.А. Шашенковой. Они рассматривают исследовательские умения в зависимости от содержания исследовательской деятельности: интеллектуальноисследовательские (умение анализировать, синтезировать и др.); информационно-рецептивные (умение наблюдать, собирать и обрабатывать данные); продуктивные (умение проводить наблюдение, эксперимент) [5].

Организация и внедрение учебно-исследовательской деятельности в процесс обучения является важным направлением современного школьного образования в условиях ее модернизации. В настоящее время образовательные учреждения имеют возможность определять предметно-содержательное наполнение вариативной части базисного учебного плана предмета ОБЖ, что позволяет проводить индивидуальные и групповые занятия с учащимися, организуя учебно-исследовательскую деятельность под руководством опытных учителей.

Согласно проведенному анализу, учебно-исследовательская деятельность учащихся представлена разнообразными формами: детские объединения учащихся по интересам, кон-

ференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние школы, научные объединения учащихся.

Междисциплинарное и практико-ориентированное содержание курса основ безопасности жизнедеятельности, по нашему мнению, располагает возможностями для проведения различных видов учебно-исследовательских работ учащихся на уроках и внеклассных занятиях. При изучении курса безопасности жизнедеятельности учащиеся занимаются различной мыслительной деятельностью: сравнивают, анализируют,

обобщают, делают выводы из изучаемого материала. Во время проведения уроков по ОБЖ очень важно учить школьников доступным приемам исследовательской деятельности и креативности. Отметим, что развитие исследовательских умений, исследовательского поведения на уроках является необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности учащихся. Разработка и применение специальных заданий исследовательского характера способствует развитию мотивации ребенка к изучению данного курса в школе.

В ходе исследования нами разработаны и предложены такие виды заданий исследовательского характера на уроках ОБЖ, такие как: работа с различными видами информационных материалов - анализ текста, выделение причинно-следственных связей, подготовку аннотаций к источникам дополнительной литературы и т.д. Где учитывалась не только актуальность темы исследования, так же ее реальность и доступность, вследствие чего, по нашему мнению, повышается уровень мотивации к обучению и интересу к данному предмету.

В качестве примера, мы предлагаем методику работы с информационными материалами, ниже приведен один из вариантов урока с элементами заданий исследовательского характера, которые мы используем в своей практике преподавания школьного курса ОБЖ, при изучении темы «Происхождение землетрясений» (для 7класса). Знакомим учащихся с исследовательскими умениями на примере заданий, выполняемых совместно с учителем. При изучении землетрясений, как природного явления, с учащимися подробно разбираем отрывок из воспоминаний очевидцев землетрясения - лейтенанта Биллингса служившего на военном судне «Уотери» в 1868г. Целью рассмотрения этого примера выделение конкретных особенностей землетрясения, его последствий, признаков приближения цунами. Для удобства восприятия незнакомого текста, как в информационном, так и в стилистическом плане, он был роздан по одному экземпляру на парту. Делаем анализ текста, выделяя в нем необходимое и устанавливая причинноследственные связи, выдвигая предположения и умение делать выводы. Мы заполняем таблицу, выделяя особенности землетрясений, а новые незнакомые слова находим в учебнике. В качестве домашнего задания учащиеся самостоятельно должны поработать с информационными источниками, проанализировав количество землетрясений произошедших за 5 лет в России и мире, на основании этого заполнить таблицу, сделать график и обобщающий вывод по нему. На уроке под руководством учителя начинается этап формирования исследовательских умений.

Развитие исследовательских умений на уроках ОБЖ так же возможно в ходе создания учителем и решения учащимися проблемных ситуаций, подготовке школьниками сообщений, эссе, проведении мини-исследований.

Таким образом, изучение педагогической и методической литературы позволило составить подробную характеристику компонентов учебно-исследовательской деятельности, разработать методические основы их организации и применения в школьном курсе ОБЖ.

Подводя итог вышеизложенному можно сказать, что при организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в курсе ОБЖ необходимо учитывать следующие требования:

- разработанные задания исследовательского характера должны применяться поэтапно;

- использование заданий исследовательского характера должно занимать определенное место и время на уроках;

- информация, содержащаяся в заданиях должна соответ- - задания исследовательского характера должны быть ак-

ствовать уровню знаний и возрастным особенностям уча- туальными, проблема их решения должна быть реальной и

щихся. доступной.

Библиографический список

1. Леонтович, А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - М. - 2003. - № 4.

2. Обухо, А.С. Исследование позиций исследовательской деятельности. Что и как развивать // Исследовательская работа школьников. - 2003. -№4.

3. Фомина, Л.Ф. О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности школьников: История развития с 1917 года до наших дней. [Э/р]. - Электрон. ст. Р/д к ст.: http://www.researcher.ru/development.

4. Брызгалова, С.И. Формирование в вузе готовности учителя к педагогическому исследованию: теория и практика: монография. - Калининград, 2004.

5. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. - Ижевск: ИЦПКПС, 2001.

Статья поступила в редакцию 18.03.10

УДК 378+159.9:316.35

Н.И. Лыгина, канд. пед. наук, доц.; О.В. Макаренко, канд. психол. наук; Е.А. Лебедева, канд. пед. наук, НГТУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

РАБОТА В КОМАНДЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Даны рабочие определения понятий «компетенция», «профессиональная компетенция», предложена структура компетенций преподавателя. Выделены цели, особенности, типология членов команды преподавателей, формы командной работы и основные этапы командообразования. Обобщены способы активизации деятельности обучающихся по материалам интерактивного семинара преподавателей как одного из этапов командообразования.

Ключевые слова: компетенции, командная работа преподавателей, способы активизации деятельности обучающихся.

В современном мире одним из важнейших факторов успеха в достижении поставленных целей практически в любой сфере деятельности является командный подход. Современный предметоцентризм приводит к тому, что преподаватели замыкаются в своем предмете, планируя и осуществляя образовательный процесс как самодостаточный с минимальным количеством предметных связей и связей с коллегами. Непосредственно в ходе учебного процесса взаимодействие преподавателей, работающих, например, в одном потоке студентов, выливается в кулуарные обсуждения конкретных проблем, возникающих в учебном процессе. При этом, как правило, ситуация просто констатируется и не осуществляется поиск выхода из нее с положительным результатом для всех участников. Однако данная совместная деятельность не в полной мере обуславливает систему наиболее устойчивых свойств личности, связанных с ее самосознанием, самооценкой, саморегуляцией, самоактуализацией. В связи с этим вопрос организации взаимодействия преподавателей на различных уровнях образовательной системы (уровень вуза, уровень основной образовательной программы, уровень кафедры, уровень временных творческих коллективов) в современных условиях как команды является актуальным.

Анализ деятельности преподавателей вузов России, на что указывает в своем исследовании С.В. Викторенкова [1], демонстрирует практически отсутствие горизонтальных связей между преподавателями, направленных на совершенствование деятельности, в научной литературе, также обнаруживается слабая разработанность вопроса совместной деятельности преподавателей вузов, позволяющей получить интегративный эффект по повышению качества обучения. Если организовать совместную деятельность преподавателей в рамках единой технологии, обеспечивающей развернутые горизонтальные и вертикальные в рамках образовательной программы связи, качество условий, собственно образовательного процесса и его результатов возрастет.

На наш взгляд, рациональная организация совместной деятельности преподавателей включает два основных компонента (при этом образуется много других составляющих, которые в процессе совместной деятельности будут усиливать и обогащать друг друга): рефлексивная культура и командообразующая культура преподавателей. Рефлексивная культура преподавателей обеспечивает работу психолого-педагогиче-

ских механизмов анализа и переосмысления своей профессиональной деятельности при сопричастности к совместной деятельности коллег, работающих на общем потоке студентов. Командообразующая культура развивает компетенции взаимодействия, причем во взаимодополнении интерактивных (регуляция) и перцептивных (восприятие) механизмов процесса взаимодействия.

Преподаватели, организующие образовательный процесс по своим дисциплинам в рамках одной образовательной программы, могут работать как единая команда, если они:

• объединены единой целью (например, создать условия для развития личности будущего специалиста в определенной предметной области);

• уважают ценности друг друга и различия в подходе к организации образовательного процесса (признают академическую свободу в выборе методов и способов обучения каждым преподавателем);

• стремятся к эффективному взаимодействию, которое возникает в результате синергетического эффекта командной работы (достижения команды значительнее, чем суммарные достижения отдельных ее членов).

Рассмотрение особенностей, типологии участников, форм и этапов командной работы в рамках компетентностного подхода потребовало, прежде всего, формулирования рабочего определения понятий «компетенция» и «профессиональная компетенция», которые по-прежнему не имеют общепринятого определения. При этом использовалась четырехуровневая компетентностная модель, разработанная И. А. Зимней [2].

Под компетенцией [3] в общем случае понимается готовность (как активно-действенное состояние человека, направленное на достижение цели) к осуществлению результативной деятельности в профессионально-значимых ситуациях и она складывается из следующих компонентов: знаний, умений, опыта практической деятельности, личностно-смыслового отношения к конкретной деятельности.

Профессиональные компетенции - это единство научнопрактических знаний и умений, опыта в профессионально значимых ситуациях и ценностно-смыслового отношения к выполняемой профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.