Научная статья на тему 'Особенности коррекции девиантного поведения подростков срествами физической культуры и спорта'

Особенности коррекции девиантного поведения подростков срествами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1529
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / ВОС-ПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / СРЕДСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / TEENAGERS / DEVIATE BEHAVIOUR / CORRECTION / EDUCATIONAL WORK / PSYCHOCORRECTION / MEANS / PHYSICAL TRANING AND SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрусевич Д. Ф.

В статье раскрываются основные принципы и направления коррекционной работы с девиантными подростками в процессе физкультурно-спортивной деятельности, выделены общепедагогические принципы, применимые в коррекционой работе, предложен план действий по решению проблемы девиантного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрусевич Д. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CORRECTION DEVIATE BEHAVIOUR OF TEEN-AGERS FHYSICAL TRAINING AND SPORTS MEANS

In artical main principles and directions of correctional work with deviate teenagers in process physical training and sports activity reveal, the general pedagogical principles applied in correctional work are allocated, the plan of action for a solution of a problem deviate behavior of teenagers is offered.

Текст научной работы на тему «Особенности коррекции девиантного поведения подростков срествами физической культуры и спорта»

творческое саморазвитие и самореализацию личности и во многом обуславливаемой традициями учебного заведения.

В числе эффективных направлений внеучебной деятельности субъектов профессионального образования по функциональному признаку выделяются традиционные направления (например, исследовательская работа студентов, художественная самодеятельность, физическое воспитание), и нетрадиционные направления (валеологическое образование студентов - формирование социально значимых норм и ценностей, установок на сохранение здоровья, вовлечение в деятельность по самооздоровлению; организация и обеспечение вторичной занятости студентов; организация психологической поддержки, консультационной помощи студентам на основе

анализа социально-психологических проблем студентов; организация профилактики наркомании в студенческой среде, информационное обеспечение студентов).

Таким образом, мы дополняем определение понятия «внеучебная деятельность», рассматривая ее как систему совместной внеучебной внеучебной деятельности студентов и педагогов в рамках социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие, и самореализацию личности. Подобная расширительная трактовка позволяет констатировать значимость внеучебной деятельности студентов для обеспечения качества их профессионального образования.

Библиографический список

1. Эшби, У.Р. Введение в кибернетику. - М.: КомКнига, 2006.

2. Янотовская, Ю.В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности: автореф. дис.. .канд. психол. наук. - М.: Изд-во МГУ, 1973.

3. Казакина, М. Право выбора в американской школе // Педагогика. - 1994. - № 6.

4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Просвещение, 1988.

5. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспиро-ва, А.Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005.

6. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. - 1999. - № 3.

7. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: изд-во «Сентябрь», 2000.

8. Климов, Е.А. Пути в профессионализм. (Психологический взгляд): учеб. пособие. - М.: МПСИ, 2003.

9. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа,1990.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 371: 351. 851

Д.Ф. Петрусевич, соискательАлтГПА, г. Барнаул, E-mail: denis13-14@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье раскрываются основные принципы и направления коррекционной работы с девиантными подростками в процессе физкультурноспортивной деятельности, выделены общепедагогические принципы, применимые в коррекционой работе, предложен план действий по решению проблемы девиантного поведения подростков.

Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, коррекция, вос-питательная работа, педагогическая коррекция, психокоррекция, средства, физическая культура и спорт.

Проблема исследования девиантного поведения детей и подростков в последние годы является одним из приоритетных направлений в современной педагогической науке. В условиях сложных, динамичных и противоречивых социально - экономических перемен в России формируются многочисленные факторы возникновения отклоняющегося поведения. Особенно выражено влияние таких факторов на подростковый возраст, в процессе формирования, самоопределения и самоутверждения личности. Статистика фиксирует стабильновысокие показатели молодёжной преступности, суицида, алкоголизма, наркомании и иных форм девиантного поведения.

Обозначенные тенденции предполагают усиление профилактической и коррекционной работы, создание действующих и эффективных инструментов коррекции девиантного поведения подростков.

Современная педагогика рассматривает физическую культуру и спорт как одно из действенных средств коррекционного воздействия на личность подростка. Применение средств физической культуры и в коррекционной работе с

подростками - девиантами может быть обусловлено и тем, что в их мотивационой структуре физкультурно - спортивная деятельность занимает одно из первых мест.

Для более подробного анализа исследуемого явления необходимо рассмотреть значение терминов «коррекция», «физическая культура и физическое воспитание», дать определение термину «коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта».

В педагогике коррекция - это система психолого - педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребёнка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств [1].

«Педагогическая энциклопедия» И.А. Каирова даёт следующее определение коррекции - это «исправление недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий». Коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на ликвидацию отдельно взятого

дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребёнка в целом [2, с. 58].

Существует также термин «коррекционно - воспитательная работа», который Большая российская педагогическая энциклопедия под редакцией В.В. Давыдова определяет как «систему специальных приёмов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. В отечественной педагогике это понятие направлено не только на исправление отдельных нарушений, но и охватывает все категории аномальных детей и осуществляется совместной деятельностью педагогов и врачей» [3, с. 471].

В психологии отклоняющего поведения применяется термин «психокоррекция» - это комплекс мероприятий, направленных на исправление недостатков поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются в раннем возрасте и в дальнейшем практически не изменяются.

А. Д. Гонеев вводит понятие «коррекционно - педагогическая деятель-ность» и определяет его как «планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с подростком или группой подростков, имеющих незначительные отклонения в развитии и девиации в поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, но и на создание необходимых условий для её формирования и развития, способствующий полноценной интеграции подростков в социум». Это сложное социально - педагогическое явление, пронизывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание, развитие), выступающее как его подсистема, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, её целевой, содержательный, операционно -деятельностный и оценочно - результативный компоненты» [4, с. 140].

М.И. Рожков и М.А. Ковальчук определяют педагогическую коррекцию как «комплекс мер различного характера помощи подросткам, имеющим девиантное поведение», и считают, что «профилактическая, коррекционная и реабилитационная работа - это компоненты единого воспитательного процесса, игнорирование одного из которых негативно сказывается на эффективности реализации других и в целом воспитательного процесса» [5, с. 20].

Применительно к коррекционно - педагогической деятельности наиболее значимыми являются такие общепедагогические принципы:

- целенаправленность педагогического процесса;

- целостность и системность;

- гуманистическая направленность процесса, уважение к ребёнку в сочетании с разумной требовательностью к нему;

- опора на положительное в человеке, сознательность и активность;

- прямое и параллельное педагогическое воздействие.

В коррекционно - педагогической работе с девиантными подростками в целом можно выделить следующие направления:

- нормализация отношений подростка с окружающим миром, педагогами и детским коллективом;

- восстановление положительных качеств личности, получивших незначительную деформацию;

- усиление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;

- накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации и усиления деятельности подростков в сфере их интересов и увлечений (физическая культура, спорт, музыка и т.д.)

Коррекцию девиантного поведения подростков в контексте нашего исследования мы рассматриваем в рамках физ-культурно - спортивной деятельности.

В.Н. Казанцев [6, с. 54] определяет физкультурно - спортивную деятельность как «высшую форму педагогически организованного процесса физи-ческой подготовки, направленного на всестороннее совершенствование фи-зических и духовных способностей человека».

Создатель отечественной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт указывал на тесную взаимосвязь нравственного воспитания с физическим, на возможность формирования нравственно - волевых качеств в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Одна из основных задач, по П.Ф.

Лесгафту, учить молодого человека владеть своими действиями и направлять их в соответствии со своими мыслями и идеями. Подчёркивая взаимосвязь умственного, духовного и физического развития, П.Ф. Лесгафт указывал, что задачи физического воспитания детей в школе тесно связаны с задачами умственного воспитания, следствием же правильного умственного и физического воспитания является правильное нравственное развитие [7].

Раскрывая психологические аспекты физического воспитания, спортивные психологи утверждают, что занятия физической культурой и спортом в большей степени, чем другой вид деятельности, способствуют развитию многих волевых качеств личности. При этом обращается внимание на то, что в отдельныхвидах спорта некоторые из волевых качеств имеют преимущественное, ведущее значение. Так, в занятиях спортивными играми ведущими волевыми качест-вами являются инициативность, решительность, смелость, настойчивость и рассудительность. В трудах отдельных исследователей отмечается, что в процессе занятий физкультурно - спортивной деятельностью возможно не только воспитание новых качеств личности, но и перевоспитание уже имеющихся, с отрицательной направленностью [8].

Психологический эффект физического воспитания заключается в том, что с его помощью формируются здоровые привычки, навыки контроля за стрессовыми ситуациями, отказа от агрессивного поведения. Кроме того, регулярные занятия физической культурой ведут к укреплению опорно -двигательного аппарата, развитию чувства уверенности, психической устойчивости, что характерно для здорового образа жизни.

В.А. Родионов [9] в связи с этим указывает на дифференцированную систему формирования физических способностей и нравственных качеств детей и подростков:

- двигательные режимы с использованием циклических упражнений (ходьба, бег, лыжи, плавание и т.п.) способствуют трудовому воспитанию, совершенствованию волевых качеств, развитию двигательных способностей;

- двигательные режимы с использованием силовых упражнений - совершенствованию волевых качеств, развитию двигательных способностей;

- спортивные, подвижные игры, соревнования, эстафеты

- формированию нравственности, воспитанию коллективизма, этики взаимоотношений;

- туристические спортивно - оздоровительные походы -формированию нравственности, трудовому воспитанию, воспитанию коллективизма, развитию интеллекта;

- ритмические упражнения с музыкальным сопровождением - эстетическому воспитанию, развитию двигательных способностей;

- элементы гимнастики и акробатики - совершенствованию волевых качеств, смелости, развитию двигательных способностей.

Занятия физическими упражнениями, организацию коллективных соревнований, участие совместно со взрослыми в туристических походах ставят подростка в позицию активной деятельности, когда подросток вынужден, «преодолевая себя», выполнить то или иное двигательное задание, за каждым из которых стоят нравственные, эстетические переживания».

Ведущая роль и ответственность в коррекционной работе в процессе физкультурно-спортивной деятельности принадлежит тренеру - преподавателю.

Основная его задача заключается в активном использовании многообразия средств физической культуры и спорта для формирования положительных качеств личности и интеллекта, создание подходящей нравственной атмосферы на занятиях, способствующей преодолению эгоизма, лицемерия, нечестности, агрессивности и т.д. Кроме того, у детей и подростков, начиная с 10-12 - летнего возраста одновременно с фор-

мированием чувства собственного достоинства обостряется восприятие собственного «Я», личной позиции в коллективе.

В этом отношении регулярные тренировки в группе, где подросток является непосредственным участником коллективных действий, и воздействия средств физической культуры и спорта уникальны.

Наш практический опыт показывает, что у подростков -девиантов, впервые столкнувшихся с серьёзными занятиями физической культурой и спортом, в потребностях, интересах, стремлениях, направленности поведения, отношении к окружающим происходят серьёзные изменения. Сдвиги в физическом и духовном развитии ведут к усилению интереса к себе и своей личности, к своим достоинствам и недостаткам, к более качественному осознанию своих положительных и отрицательных нравственных и волевых качеств, к стремлению «улучшить» себя, заняться самовоспитанием и, конечно, к стремлению быть красивым, сильным и успешным.

Таким образом, процесс коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта можно определить как деятельность педагогов физического воспитания и спортивных тренеров, направленная на формирование физических, нравственно - волевых и психологических качеств, способствующих позитивной мотивации личности подростка.

Библиографический список

1. Вахромов, Е.Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением: дис........канд. пед. наук. - М., 2003.

2. Педагогическая энциклопедия: в 4-х т. / под ред. И.А. Каирова // М.: Изд - во «Советская энциклопедия», 1962 - 1968.

3. Большая российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова // М.: Педагогика, 1998.

4. Гонеев, А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998.

5. Ковальчук, М.А. Программа подготовки педагогов образовательных учреждений к организации работы по профилактике наркомании среди детей и подростков / М.А. Ковальчук, М.И. Рожков, А.В. Волков // Ярославль: Изд - во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002.

6. Казанцев, В.Н. Воспитание нравственных и волевых качеств у трудных подростков в процессе спортивной деятельности // Молодые ученые и специалисты Алтая - народному хозяйству. - Барнаул, 1983.

7. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Собр. пед. соч. - М.: Физкультура и спорт, 1951. - Т.1.

8. Новичкова, Н.Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009.

9. Родионов, В.А. Индивидуализация сопряженного физического и психического развития школьников в процессе физического воспитания: дис .... д-ра пед. наук. - М., 2003.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 37.02; 371

Р.В. Ардовская, докторантМосГУ, г. Вологда, E-mail: voldep.muh@vologda.ru

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕДИАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье автор делает попытку показать как содержание образования, интегрирующее профессиональные и коммуникативные задачи, способствует формированию профессиональной медиативной компетентности. Интегрирующие модули содержания включены in the компьютерную программу.

Ключевые слова: интеграция, формирование профессиональной медиативной компетентности, медиативная деятельность, компьютерная программа, медиатор.

Процесс интеграции коммуникативных и профессиональных задач представляется особенно важным условием формирования у студентов неязыковых вузов профессиональной медиативной компетентности. В широком смысле под интеграцией обычно понимается процесс объединения разобщен-

ных компонентов в новую целостность. Проблема интеграции в профессиональном образовании подробно разрабатана в трудах А.П. Беляевой, М.Н. Берулава, А.А. Вербицкого,

A.В. Гвоздевой, В.Н. Давыдова, С.В. Здоровой, В.Г. Иванова,

B.В. Кондратьева, А.А. Кирсанова, А.А. Куприянова,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.