творческое саморазвитие и самореализацию личности и во многом обуславливаемой традициями учебного заведения.
В числе эффективных направлений внеучебной деятельности субъектов профессионального образования по функциональному признаку выделяются традиционные направления (например, исследовательская работа студентов, художественная самодеятельность, физическое воспитание), и нетрадиционные направления (валеологическое образование студентов - формирование социально значимых норм и ценностей, установок на сохранение здоровья, вовлечение в деятельность по самооздоровлению; организация и обеспечение вторичной занятости студентов; организация психологической поддержки, консультационной помощи студентам на основе
анализа социально-психологических проблем студентов; организация профилактики наркомании в студенческой среде, информационное обеспечение студентов).
Таким образом, мы дополняем определение понятия «внеучебная деятельность», рассматривая ее как систему совместной внеучебной внеучебной деятельности студентов и педагогов в рамках социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие, и самореализацию личности. Подобная расширительная трактовка позволяет констатировать значимость внеучебной деятельности студентов для обеспечения качества их профессионального образования.
Библиографический список
1. Эшби, У.Р. Введение в кибернетику. - М.: КомКнига, 2006.
2. Янотовская, Ю.В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности: автореф. дис.. .канд. психол. наук. - М.: Изд-во МГУ, 1973.
3. Казакина, М. Право выбора в американской школе // Педагогика. - 1994. - № 6.
4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Просвещение, 1988.
5. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспиро-ва, А.Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005.
6. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. - 1999. - № 3.
7. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: изд-во «Сентябрь», 2000.
8. Климов, Е.А. Пути в профессионализм. (Психологический взгляд): учеб. пособие. - М.: МПСИ, 2003.
9. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа,1990.
Статья поступила в редакцию 10.11.10
УДК 371: 351. 851
Д.Ф. Петрусевич, соискательАлтГПА, г. Барнаул, E-mail: denis13-14@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В статье раскрываются основные принципы и направления коррекционной работы с девиантными подростками в процессе физкультурноспортивной деятельности, выделены общепедагогические принципы, применимые в коррекционой работе, предложен план действий по решению проблемы девиантного поведения подростков.
Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, коррекция, вос-питательная работа, педагогическая коррекция, психокоррекция, средства, физическая культура и спорт.
Проблема исследования девиантного поведения детей и подростков в последние годы является одним из приоритетных направлений в современной педагогической науке. В условиях сложных, динамичных и противоречивых социально - экономических перемен в России формируются многочисленные факторы возникновения отклоняющегося поведения. Особенно выражено влияние таких факторов на подростковый возраст, в процессе формирования, самоопределения и самоутверждения личности. Статистика фиксирует стабильновысокие показатели молодёжной преступности, суицида, алкоголизма, наркомании и иных форм девиантного поведения.
Обозначенные тенденции предполагают усиление профилактической и коррекционной работы, создание действующих и эффективных инструментов коррекции девиантного поведения подростков.
Современная педагогика рассматривает физическую культуру и спорт как одно из действенных средств коррекционного воздействия на личность подростка. Применение средств физической культуры и в коррекционной работе с
подростками - девиантами может быть обусловлено и тем, что в их мотивационой структуре физкультурно - спортивная деятельность занимает одно из первых мест.
Для более подробного анализа исследуемого явления необходимо рассмотреть значение терминов «коррекция», «физическая культура и физическое воспитание», дать определение термину «коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта».
В педагогике коррекция - это система психолого - педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребёнка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств [1].
«Педагогическая энциклопедия» И.А. Каирова даёт следующее определение коррекции - это «исправление недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий». Коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на ликвидацию отдельно взятого
дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребёнка в целом [2, с. 58].
Существует также термин «коррекционно - воспитательная работа», который Большая российская педагогическая энциклопедия под редакцией В.В. Давыдова определяет как «систему специальных приёмов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. В отечественной педагогике это понятие направлено не только на исправление отдельных нарушений, но и охватывает все категории аномальных детей и осуществляется совместной деятельностью педагогов и врачей» [3, с. 471].
В психологии отклоняющего поведения применяется термин «психокоррекция» - это комплекс мероприятий, направленных на исправление недостатков поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются в раннем возрасте и в дальнейшем практически не изменяются.
А. Д. Гонеев вводит понятие «коррекционно - педагогическая деятель-ность» и определяет его как «планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с подростком или группой подростков, имеющих незначительные отклонения в развитии и девиации в поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, но и на создание необходимых условий для её формирования и развития, способствующий полноценной интеграции подростков в социум». Это сложное социально - педагогическое явление, пронизывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание, развитие), выступающее как его подсистема, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, её целевой, содержательный, операционно -деятельностный и оценочно - результативный компоненты» [4, с. 140].
М.И. Рожков и М.А. Ковальчук определяют педагогическую коррекцию как «комплекс мер различного характера помощи подросткам, имеющим девиантное поведение», и считают, что «профилактическая, коррекционная и реабилитационная работа - это компоненты единого воспитательного процесса, игнорирование одного из которых негативно сказывается на эффективности реализации других и в целом воспитательного процесса» [5, с. 20].
Применительно к коррекционно - педагогической деятельности наиболее значимыми являются такие общепедагогические принципы:
- целенаправленность педагогического процесса;
- целостность и системность;
- гуманистическая направленность процесса, уважение к ребёнку в сочетании с разумной требовательностью к нему;
- опора на положительное в человеке, сознательность и активность;
- прямое и параллельное педагогическое воздействие.
В коррекционно - педагогической работе с девиантными подростками в целом можно выделить следующие направления:
- нормализация отношений подростка с окружающим миром, педагогами и детским коллективом;
- восстановление положительных качеств личности, получивших незначительную деформацию;
- усиление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
- накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации и усиления деятельности подростков в сфере их интересов и увлечений (физическая культура, спорт, музыка и т.д.)
Коррекцию девиантного поведения подростков в контексте нашего исследования мы рассматриваем в рамках физ-культурно - спортивной деятельности.
В.Н. Казанцев [6, с. 54] определяет физкультурно - спортивную деятельность как «высшую форму педагогически организованного процесса физи-ческой подготовки, направленного на всестороннее совершенствование фи-зических и духовных способностей человека».
Создатель отечественной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт указывал на тесную взаимосвязь нравственного воспитания с физическим, на возможность формирования нравственно - волевых качеств в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Одна из основных задач, по П.Ф.
Лесгафту, учить молодого человека владеть своими действиями и направлять их в соответствии со своими мыслями и идеями. Подчёркивая взаимосвязь умственного, духовного и физического развития, П.Ф. Лесгафт указывал, что задачи физического воспитания детей в школе тесно связаны с задачами умственного воспитания, следствием же правильного умственного и физического воспитания является правильное нравственное развитие [7].
Раскрывая психологические аспекты физического воспитания, спортивные психологи утверждают, что занятия физической культурой и спортом в большей степени, чем другой вид деятельности, способствуют развитию многих волевых качеств личности. При этом обращается внимание на то, что в отдельныхвидах спорта некоторые из волевых качеств имеют преимущественное, ведущее значение. Так, в занятиях спортивными играми ведущими волевыми качест-вами являются инициативность, решительность, смелость, настойчивость и рассудительность. В трудах отдельных исследователей отмечается, что в процессе занятий физкультурно - спортивной деятельностью возможно не только воспитание новых качеств личности, но и перевоспитание уже имеющихся, с отрицательной направленностью [8].
Психологический эффект физического воспитания заключается в том, что с его помощью формируются здоровые привычки, навыки контроля за стрессовыми ситуациями, отказа от агрессивного поведения. Кроме того, регулярные занятия физической культурой ведут к укреплению опорно -двигательного аппарата, развитию чувства уверенности, психической устойчивости, что характерно для здорового образа жизни.
В.А. Родионов [9] в связи с этим указывает на дифференцированную систему формирования физических способностей и нравственных качеств детей и подростков:
- двигательные режимы с использованием циклических упражнений (ходьба, бег, лыжи, плавание и т.п.) способствуют трудовому воспитанию, совершенствованию волевых качеств, развитию двигательных способностей;
- двигательные режимы с использованием силовых упражнений - совершенствованию волевых качеств, развитию двигательных способностей;
- спортивные, подвижные игры, соревнования, эстафеты
- формированию нравственности, воспитанию коллективизма, этики взаимоотношений;
- туристические спортивно - оздоровительные походы -формированию нравственности, трудовому воспитанию, воспитанию коллективизма, развитию интеллекта;
- ритмические упражнения с музыкальным сопровождением - эстетическому воспитанию, развитию двигательных способностей;
- элементы гимнастики и акробатики - совершенствованию волевых качеств, смелости, развитию двигательных способностей.
Занятия физическими упражнениями, организацию коллективных соревнований, участие совместно со взрослыми в туристических походах ставят подростка в позицию активной деятельности, когда подросток вынужден, «преодолевая себя», выполнить то или иное двигательное задание, за каждым из которых стоят нравственные, эстетические переживания».
Ведущая роль и ответственность в коррекционной работе в процессе физкультурно-спортивной деятельности принадлежит тренеру - преподавателю.
Основная его задача заключается в активном использовании многообразия средств физической культуры и спорта для формирования положительных качеств личности и интеллекта, создание подходящей нравственной атмосферы на занятиях, способствующей преодолению эгоизма, лицемерия, нечестности, агрессивности и т.д. Кроме того, у детей и подростков, начиная с 10-12 - летнего возраста одновременно с фор-
мированием чувства собственного достоинства обостряется восприятие собственного «Я», личной позиции в коллективе.
В этом отношении регулярные тренировки в группе, где подросток является непосредственным участником коллективных действий, и воздействия средств физической культуры и спорта уникальны.
Наш практический опыт показывает, что у подростков -девиантов, впервые столкнувшихся с серьёзными занятиями физической культурой и спортом, в потребностях, интересах, стремлениях, направленности поведения, отношении к окружающим происходят серьёзные изменения. Сдвиги в физическом и духовном развитии ведут к усилению интереса к себе и своей личности, к своим достоинствам и недостаткам, к более качественному осознанию своих положительных и отрицательных нравственных и волевых качеств, к стремлению «улучшить» себя, заняться самовоспитанием и, конечно, к стремлению быть красивым, сильным и успешным.
Таким образом, процесс коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта можно определить как деятельность педагогов физического воспитания и спортивных тренеров, направленная на формирование физических, нравственно - волевых и психологических качеств, способствующих позитивной мотивации личности подростка.
Библиографический список
1. Вахромов, Е.Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением: дис........канд. пед. наук. - М., 2003.
2. Педагогическая энциклопедия: в 4-х т. / под ред. И.А. Каирова // М.: Изд - во «Советская энциклопедия», 1962 - 1968.
3. Большая российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова // М.: Педагогика, 1998.
4. Гонеев, А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998.
5. Ковальчук, М.А. Программа подготовки педагогов образовательных учреждений к организации работы по профилактике наркомании среди детей и подростков / М.А. Ковальчук, М.И. Рожков, А.В. Волков // Ярославль: Изд - во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002.
6. Казанцев, В.Н. Воспитание нравственных и волевых качеств у трудных подростков в процессе спортивной деятельности // Молодые ученые и специалисты Алтая - народному хозяйству. - Барнаул, 1983.
7. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Собр. пед. соч. - М.: Физкультура и спорт, 1951. - Т.1.
8. Новичкова, Н.Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009.
9. Родионов, В.А. Индивидуализация сопряженного физического и психического развития школьников в процессе физического воспитания: дис .... д-ра пед. наук. - М., 2003.
Статья поступила в редакцию 10.11.10
УДК 37.02; 371
Р.В. Ардовская, докторантМосГУ, г. Вологда, E-mail: voldep.muh@vologda.ru
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕДИАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
В статье автор делает попытку показать как содержание образования, интегрирующее профессиональные и коммуникативные задачи, способствует формированию профессиональной медиативной компетентности. Интегрирующие модули содержания включены in the компьютерную программу.
Ключевые слова: интеграция, формирование профессиональной медиативной компетентности, медиативная деятельность, компьютерная программа, медиатор.
Процесс интеграции коммуникативных и профессиональных задач представляется особенно важным условием формирования у студентов неязыковых вузов профессиональной медиативной компетентности. В широком смысле под интеграцией обычно понимается процесс объединения разобщен-
ных компонентов в новую целостность. Проблема интеграции в профессиональном образовании подробно разрабатана в трудах А.П. Беляевой, М.Н. Берулава, А.А. Вербицкого,
A.В. Гвоздевой, В.Н. Давыдова, С.В. Здоровой, В.Г. Иванова,
B.В. Кондратьева, А.А. Кирсанова, А.А. Куприянова,