ленность, применяемых методов обучения на ситуацию успеха для каждого ученика. Здесь важно направить деятельность ученика не столько на развитие способностей к собственной репре-
Библиографический список
зентации, сколько на приобретение знаний (ценность такого подхода для ученика обосновывается возможностью его самореализации в дальнейшей его профессиональной деятельности).
1. Дубовицкая, Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая интерпретация // Педагогика. - 2003. - № 10.
2. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. -М., 2011.
3. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика, 2003.
- №10.
4. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: учеб. пособие для студ. пед. вузов / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурыше-ва, Т.И. Носова [и др.]; под ред. С.Е. Каменецкого. - М., 2000.
5. Матарцева, Е.В. Вопросы астрофизики в курсе физики средней школы: дис. канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2004.
6. Багдасарьян, Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // Педагогика. - 2008. - № 5.
7. Юдин, Б.Г Наука в обществе знаний // Вопросы философии. - 2010. - № 8.
Bibliography
1. Dubovickaya, T.D. Kontekstih soderzhaniya obrazovaniya i ikh didakticheskaya interpretaciya // Pedagogika. - 2003. - № 10.
2. Verbickiyj, A.A. Lichnostnihyj i kompetentnostnihyj podkhodih v obrazovanii: problemih integracii / A.A. Verbickiyj, O.G. Larionova. - M., 2011.
3. Gershunskiyj, B.S. Koncepciya samorealizacii lichnosti v sisteme obosnovaniya cennosteyj i celeyj obrazovaniya // Pedagogika, 2003. - №10.
4. Teoriya i metodika obucheniya fizike v shkole: Chastnihe voprosih: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov / S.E. Kameneckiyj, N.S. Purihsheva,
T.I. Nosova [i dr.]; pod red. S.E. Kameneckogo. - M., 2000.
5. Matarceva, E.V. Voprosih astrofiziki v kurse fiziki sredneyj shkolih: dis. kand. ped. nauk. - Sankt-Peterburg, 2004.
6. Bagdasarjyan, N.G. Cennostj obrazovaniya v moderniziruyuthemsya obthestve // Pedagogika. - 2008. - № 5.
7. Yudin, B.G. Nauka v obthestve znaniyj // Voprosih filosofii. - 2010. - № 8.
Статья поступила в редакцию 20.12.11
УДК 371.93
Minnegaliev MM. PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN ENSURING THE PRESENTIVE MAINTENANCE DEVIATION BEHAVIOR TEENAGER. In article is considered deviation (deviating) behavior teenager - one of the actual psychology-pedagogical problems, pedagogical potential occupation by physical culture and sport in warning and overcoming deviation of the behavior children teenager of the age.
Key words: the deviation behavior, disadaptation, teenager, physical culture, sport, preventive maintenance, education, development, morally-ethical quality.
М.М. Миннегалиев, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «БирГСПА», г. Бирск,
E-mail: MaratMagasumovich@rambler.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается девиантное (отклоняющееся) поведение подростков - одна из актуальных психо-лого-педагогических проблем, педагогический потенциал занятий физической культурой и спортом в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей подросткового возраста.
Ключевые слова: девиантное поведение, дезадаптация, подросток, физическая культура, спорт, профилактика, воспитание, развитие, нравственно-этические качества.
Девиантное поведение подростков - одна из актуальных проблем общества, психолого-педагогической практики образования. Реализация комплексного подхода, с помощью которого возможно решение этой проблемы, требует теоретической подготовки всего педагогического состава образовательного учреждения. В связи с ростом девиантных отклонений в поведении учащихся в комплекс решаемых общеобразовательной школой задач входит такой вопрос, как работа с детьми группы «риска» и профилактика девиантного поведения подростков.
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных отклонений в поведении учащихся, особенно подросткового возраста, поставила перед школой в качестве одной из основных задач концентрацию усилий, направленных не только на борьбу с последствиями отклонений от социальных норм (так принято определять девиантное поведение), но, главным образом, на их предупреждение [1].
Наше исследование соответствует существующим в практике общеобразовательной школы запросам и современным тенденциям развития педагогической науки, которые отражают новое отношение к личности, признавая значение личностных ценностей и неповторимой индивидуальности каждой личности.
Под девиантным поведением в педагогической науке понимается поведение, которое противоречит принятым в обществе нравственно-правовым нормам. Оно является результатом асоциального развития личности, воздействия на нее неблагоприятных социальных факторов. Многочисленные формы отклоня-
ющегося поведения свидетельствует о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определённые компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперёд.
Спектр причин неблагополучия среди подростков широк: кризисные явления в семье и нарушение ее структуры, функций; рост числа разводов и количества неполных семей; асоциальный образ жизни ряда семей и падение жизненного уровня; ухудшение условий содержания детей и нарастание у взрослых психоэмоциональных перегрузок, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях при снижении ответственности за их судьбу. Резкое изменение ценностных ориентации, дезадаптация значительной части подростков, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации личности [2].
Факты грубого нарушения поведения учащимися в школе и вне его, разрыва между пониманием норм поведения и антисоциальными поведенческими проявлениями учащихся - при всей неоднозначности - свидетельствуют о необходимости новых подходов к решению названной проблемы.
В связи с этим, эффективность воспитательно-профилактической работы с подростками зависит также от знаний и умения педагогических работников школы, психолога, социального педагога координировать свои действия, строить работу с родителями и подростком, своевременно оказывать моральную поддержку, материальную и психотерапевтическую помощь. Важно помнить при этом, что родители (если они есть) подростка с отклоняющимся поведением не имеют психолого-педагогических знаний, а это может существенно осложнить работу с ними.
Мировой опыт показывает, что средства физической культуры спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать задачи повышения уровня физического, психического и нравственного здоровья подростков, формирования здорового морально-психологического климата в учебных группах, коллективах и обществе в целом. Всемирно признано, что физическая культура и спорт является превентивным средством укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, ишемической болезни сердца, диабета, ожирения и т.д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании, наркомании и т.д.). Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры в деятельности по укреплению государства и общества к активному использованию физических упражнений в поддержании и укреплении здоровья, в профилактике девиантного поведения подростков.
Огромный образовательный, воспитательный и оздоровительный потенциал физической культуры и спорта не может быть эффективно реализован без создания благоприятных педагогических условий и использования новейших педагогических технологий, определения содержания и структуры, средств, методов и форм физкультурно-оздоровительной деятельности, направленных на социализацию подростков, профилактику их возможного асоциального поведения: курения, употребления спиртных напитков и наркотиков, бродяжничества, нарушение гражданского и уголовного кодекса.
При определении физической культуры и спорта учитывается не только специфика физического воспитания, но и место и функции в общей системе воспитания и образования. В связи с этим принято различать две категории задач физического воспитания. К первой категории относятся оздоровительные задачи, а также часть образовательных задач, приводящих к формированию двигательных умений и навыков. Ко второй категории относятся образовательные задачи, выражающие связь физического воспитания с другими сторонами воспитания (нравственное, эстетическое, валеологическое, трудовое и др.). В физическом воспитании подростков образовательные задачи в первую очередь направлены на совершенствование приобретенных ранее и овладение новыми сложными двигательными умениями и навыками.
Воспитательная, образовательная и оздоровительная направленность физического воспитания обеспечивается лишь при условии, если обучение двигательным умениям и навыкам, развитие жизненно важных двигательных способностей, воспитание физических и морально-волевых качеств органически сочетаются с формированием у занимающихся определенных нравственно-этических и морально-волевых качеств. В содержание программы по физической культуре включаются два взаимосвязанных компонента: базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры личности; вариативный, учитывающий региональные, национальные условия и традиции развития культуры (национальные формы физической культуры и спорта).
Итак, с целью решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренной программой профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта, необходимо создать благоприятные педагогические условия, способствующие развитию двигательных способностей, физических и нравственно-этических качеств, укреплению нравственного и психического здоровья.
Успешному решению этих задач должна способствовать комплексная система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы физкультурноспортивных занятий. Решая эти задачи, учителю физической культуры необходимо ориентировать свою деятельность на формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, на воспитание интереса и мотивации к физкультурно-оздорови-
тельной деятельности и на развитие физических, психических и нравственных качеств, необходимых в жизнедеятельности.
Специфика нашего исследования требовала более подробной дифференциации в оценке уровней нравственности подростков. Поэтому мы выделяли и учитывали и переходные состояния между этими уровнями. В конечном итоге наша градация уровней нравственности подростков выглядит так: очень высокий, высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий, очень низкий, отрицательный.
Количественный перечень критериев, их признаков в нашей работе определялся целью и задачами воспитания, комплексным подходом к процессу профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта, учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Наше исследование предусматривало изучение интересов и мотивов; отношение и мотивационные установки подростков к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности; изучалось психическое, эмоциональное и нравственное состояние; двигательная подготовленность, эмоционально-волевая и нравственная сфера личности.
Воспитание потребности к систематическим занятиям физической культурой осуществляется, прежде всего, за счет повышения мотивации подростков с девиантным поведением к определенной физкультурно-спортивной деятельности. Это могут быть популярные среди подростков подвижные игры, народные подвижные и спортивные игры, спортивно-игровые задания, отличающиеся большой эмоциональностью, динамичностью, совокупностью определенных правил и приемов, в основе которых лежат специально подобранные физические упражнения.
Тенденция ухудшения здоровья у подростков, участвующих в педагогическом эксперименте, на наш взгляд, объясняется длительным неблагоприятным воздействием, как социально-экономических условий, так и рядом педагогических факторов, касающихся и школы в целом, и родителей, и организации физической культуры и спорта в школе, а здоровый образ жизни для них перестает быть нормой бытия.
Отметим, что в экспериментальных группах апробированы специально подобранные средства физической культуры и спорта, обеспечивающие решение проблемы девиантного поведения подростков. Эта группа подростков занималась по разработанной программе профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта. Программой предусматривались занятия спортивными играми, физическими упражнениями с выраженной прикладной и оздоровительной направленностью, спортивные соревнования, тематические физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, методико-практические занятия, направленные на приобщение к здоровому образу жизни. В каждое из предлагаемых мероприятий включались ситуации успеха, что стимулировало интерес и мотивацию личности к занятиям физической культурой и спортом.
В контрольной группе с подростками проводились обычные для общеобразовательных школ уроки физической культуры и спортивные мероприятия по плану спортивно-массовой работы. Специальных приемов для формирования интереса и мотивации к занятиям физической культурой не предусматривалось.
В рамках научно-педагогического осмысления физическая культура и спорт представляет собой вид социальной культуры, в которой человек рассматривается как биосоциальное существо со сложной организацией сознания и поведения, диалектически объединяющее духовно-нравственные и телесные аспекты развития личности. Единство духовно-нравственной и двигательной сторон в физкультурно-оздоровительной деятельности тесным образом связано с двигательным умением и психофизическим состоянием личности, которое, в свою очередь, определяет ряд предпосылок для проявления моральноволевых и нравственно-этических качеств [3].
В свою очередь, физическая культура и спорт в рамках общеобразовательной школы должна рассматриваться как область ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых психофизических противоречий подростков, где эмоционально-волевая регуляция занимает приоритетное место в формировании доминирующих мотивов и установок в достижении личностно значимого результата.
Отметим, что физическая культура образует фундаментальный слой культуры социума, особый вид человеческой культуры, содержащий огромный потенциал воспроизводства,
формирования и развития нравственности и воспитанности подростков.
Вместе с тем специалистами отмечается проблема модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательной практике школы, необходимость поиска инновационных технологий психофизического воздействия на учащихся с девиантным поведением ценностями физической культуры и спорта, где физические упражнения выступали бы средством воздействия на психику, сознание и поведение личности, способствуя формированию воспитанности и нравственности.
В образовательной деятельности современной школы становится приоритетным внедрение и использование физкультурно-оздоровительных занятий, ориентированных на снятие чрезмерного нервно-психического напряжения, психической скованности физическими упражнениями, рекреацию и реабилитацию посредством двигательной активности, что в целом оптимизировало бы психику и поведение подростков.
Физические упражнения оказывают формирующее воздействие на развитие нравственно-этических качеств подростков с девиантным поведением, в частности:
- повышают психофизическую активность, за счет стягивания очагов возбуждения, застойных психических напряжений, что оптимизирует эмоциональные процессы и повышает их мобилизационные свойства;
- способствуют развитию психических и познавательных процессов (памяти, восприятия, ощущений, в концентрации внимания и др.), что создает специфические предпосылки для качественного осмысления свойств внешних объектов и выработки определенного решения, основанного на принципах морали;
- предполагают выработку восстановительных, релаксационных механизмов, снижение уровня тревожности, повышение настроения, что в комплексе позволяет сформировать состояние уверенности личности, способность более качественно воздействовать на внешние объекты и собственное психофизическое развитие;
- положительно влияют на нервную регуляцию вегетативных процессов, что, в свою очередь, оптимизирует физиологические механизмы проявления силы воли, эмоций и нравственности подростков;
- улучшают межмышечные координации запрограммированных природой биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата, повышая функцию психомоторного контроля эффективной реализации системы саморегуляции и самоанализа;
- нормализуют нервную регуляцию сердечнососудистой деятельности и дыхательной системы, что создает функциональные предпосылки для оптимального проявления морально-волевых и нравственно-этических качеств личности [4].
Таким образом, педагогический потенциал физических упражнений в развитии морально-волевых и нравственно-этичес-
Библиографический список
1. Гершунский, Б.С. Гражданское общество в России. - М., 2001.
2. Юричка, Ю.И. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения / Ю.И. Юричка, А.Ю. Юричка: моногр. - М., 2001.
3. Асарбаев, А.К. Место физической культуры в народной педагогике и социальной сфере общества // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры / под ред. А.И. Алферова, С.Б. Шармановой. - Челябинск: УралГАФК, 2002. - Вып. 5. - Ч. 1.
4. Миннегалиев, М.М. Физическая культура и спорт как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы Международной научно-практич. конф., Уфимский гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2009.
Bibliography
1. Gershunskiyj, B.S. Grazhdanskoe obthestvo v Rossii. - M., 2001.
2. Yurichka, Yu.I. Deviantologiya: konfliktih, agressiya, narkomaniya, pravonarusheniya / Yu.I. Yurichka, A.Yu. Yurichka: monogr. - M., 2001.
3. Asarbaev, A.K. Mesto fizicheskoyj kuljturih v narodnoyj pedagogike i socialjnoyj sfere obthestva // Nauchno-metodicheskoe obespechenie fizicheskogo vospitaniya, sportivnoyj trenirovki, ozdoroviteljnoyj i adaptivnoyj fizicheskoyj kuljturih / pod red. A.I. Alferova, S.B. Sharmanovoyj.
- Chelyabinsk: UralGAFK, 2002. - Vihp. 5. - Ch. 1.
4. Minnegaliev, M.M. Fizicheskaya kuljtura i sport kak sredstvo profilaktiki deviantnogo povedeniya nesovershennoletnikh // Aktualjnihe problemih fizicheskoyj kuljturih, sporta i turizma: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf., Ufimskiyj gos. aviac. tekhn. un-t. - Ufa: UGATU, 2009.
Статья поступила в редакцию 29.01.12
УДК 159.923
Protsukovitc Е. The well-being of a subject as a psychical condition. The problem of the well-being of a subject
is considered in the article; the aspects of the subject well-being s studying development are noticed; the level of its theoretical working out on the modern stage is noticed; the well-being of a subject is considered as a psychical condition.
Key words: the well-being of a subject, happiness, psychical condition.
ких качеств подростков огромен, однако важно соблюсти оптимальный подбор средств, методов, форм физической культуры и спорта, которые в полной мере отражали бы специфическую направленность психолого-педагогических воздействий на развитие морально-волевой и нравственно-этической природы личности подростков с девиантным поведением.
В рамках разрабатываемого программно-содержательного обеспечения процесса формирования нравственно-этических качеств подростков в образовательной практике важно обеспечить взаимосвязь, традиционных и нетрадиционных форм реализации ценностей физической культуры и спорта, а также сохранить междисциплинарную направленность психолого-педаго-гических воздействий, где могут широко использоваться нетрадиционные виды физкультурно-оздоровительной деятельности.
Касаясь традиционной системы физического воспитания и спорта, отметим, что она должна быть модернизирована с учетом возникающей социальной потребности целенаправленного воздействия на психику и поведение подростков и необходимости совершенствования ее морально-волевой природы на фоне интенсификации учебной нагрузки, в том числе самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения.
Нетрадиционные виды физкультурно-оздоровительной деятельности должны вариативно включать следующие элементы морально-волевой психорегуляции: дыхательные упражнения и лечебно-терапевтические движения; коммуникативные игры и упражнения; оздоровительную ходьбу и бег; упражнения на концентрацию внимания и релаксацию; внушения, элементы психорегуляции (самоанализ, эмоциональный настрой, приемы активизации и успокоения), специфические упражнения на развитие морально-волевых и нравственно-этических качеств (включающие психомоторную сложность выполнения физических упражнений, элементы преодоления психофизической напряженности и т.п.).
Совокупность используемых средств, методов и методических приемов физкультурно-оздоровительной деятельности в системе развития морально-волевых и нравственно-этических качеств подростков должна быть ориентирована на базовые формы реализации ценностей физической культуры и спорта.
Изложенное позволяет заключить, что в профилактике девиантного поведения подростков можно вариативно сочетать традиционные ценности физической культуры и спорта с ценностями нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности, где элементы специально подобранных физических упражнений составляют основу для целенаправленного развития морально-волевых и нравственно-этических качеств подростков и позволяют более эффективно воздействовать на их сознание и поведение.