Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивная деятельность как фактор преодоления типологических предпосылок девиантного поведения несовершеннолетних (на примере организации работы секции по настольному теннису)'

Физкультурно-спортивная деятельность как фактор преодоления типологических предпосылок девиантного поведения несовершеннолетних (на примере организации работы секции по настольному теннису) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАНТНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ РАБОТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PHYSICAL TRAINING OF MINORS / TEENAGE DEVIANT BEHAVIOUR / RECREATIONAL AND SPORTS WORK ON A RESIDENCE / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларин Сергей Васильевич

В данной статье рассматривается процесс организации профилактической работы с девиантными подростками в условиях их места жительства. Обращается внимание на предпосылки проявления девиантного поведения подростков. Рассматривается процесс организации физического воспитания несовершеннолетних в условиях спортивно-досугового центра по месту жительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларин Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In given article process of the organization of preventive work with deviant teenagers in conditions of their residence is surveyed. Pays attention to preconditions of display of the deviant behaviour of teenagers. Process of the organization of physical training of minors in conditions is surveyed is sports-recreational center on a residence.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивная деятельность как фактор преодоления типологических предпосылок девиантного поведения несовершеннолетних (на примере организации работы секции по настольному теннису)»

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (на примере организации работы секции по настольному теннису)

С.В. ЛАРИН, Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация

В данной статье рассматривается процесс организации профилактической работы с девиантными подростками в условиях их места жительства. Обращается внимание на предпосылки проявления девиантного поведения подростков. Рассматривается процесс организации физического воспитания несовершеннолетних в условиях спортивно-досугового центра по месту жительства.

Ключевые слова: физическое воспитание несовершеннолетних, подростковая девиантность, физкультурно-спортивная работа по месту жительства, социальная адаптация.

Abstract

In given article process of the organization of preventive work with deviant teenagers in conditions of their residence is surveyed.

Pays attention to preconditions of display of the deviant behaviour of teenagers. Process of the organization of physical training of minors in conditions is surveyed is sports-recreational center on a residence.

Key words: physical training of minors, teenage deviant behaviour, recreational and sports work on a residence, social adaptation.

Актуальность исследования. Проблема девиантного поведения подростков в настоящее время все более привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков, которые предпринимают научные попытки объяснить этиологию отклоняющегося поведения и найти эффективные средства профилактики асоциальных проявлений в подростковой среде.

Многие ученые в своих работах особое внимание уделяют отдельным видам отклоняющегося поведения, отдают предпочтение определенному возрасту, что отражает сферу их научных интересов. Диагностика девиантного поведения связана с трудностями, поскольку отдельные его проявления можно считать как девиантными, так и недевиантными: все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются [8].

Понятие «девиантное поведение» подростков применительно к нашему исследованию можно определить как систему поступков или отдельные поступки психически здорового человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.

Организация исследования. Общая продолжительность исследования составила 3 года (2007-2010 гг.). Экспериментальной базой исследования являлось муниципальное учреждение «Спортивно-досуговый центр “Шире круг”», функционирующее на территории муниципального образования Марьина Роща в городе Москве. В эксперименте участвовали мальчики 1115 лет в количестве 30 чел. и группа взрослых спортс-

менов в количестве 10 чел., из которых были сформированы две разновозрастные группы занимающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

В отношении исследуемой проблемы целевая установка заключалась в организации процесса дополнительного физкультурного образования несовершеннолетних на основе избранного вида спорта в условиях спортивнодосугового центра по месту жительства как средства предупреждения и коррекции уже возникших или же прогнозируемых отклонений. Экспериментальная часть исследования базировалась на организации занятий по настольному теннису в условиях разновозрастной группы девиантных подростков и взрослых спортсменов.

За основу взята разработанная автором программа организации занятий в секции по настольному теннису в условиях разновозрастной группы.

Преимуществами занятий в разновозрастной группе являются следующие факторы: прямая передача опыта от старших младшим, где младшие копируют манеру поведения, приобретают умения и навыки в конкретной совместной деятельности; возможность для каждого раскрыться как личность в среде физкультурно-спортивного коллектива; удовлетворение возрастных потребностей: у младших - иметь пример, походить на него; у старших -утвердиться в роли лидера; сотрудничество старших и младших значительно обогащает коммуникативные навыки девиантных подростков, воспитывается уважительное отношение и к старшим, и к младшим; широкие социальные связи, значительно сокращающие опасность замкнутости, отгороженности от других коллективов; выработка нравственного индивидуального и коллективного сознания; формирование навыков и привычек позитивного поведения; воспитание способности к про-

ІШ)

явлению волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям; социальное оздоровление под влиянием сформированной микросреды.

Выбор настольного тенниса как основного средства физического воспитания несовершеннолетних, склонных к проявлениям девиантного поведения, был обусловлен рядом факторов, в числе которых следующие:

- игра в настольный теннис непосредственно влияет на тонус центральной нервной системы, развивает интеллект, увеличивает число нейронных связей, развивает лобные доли, отвечающие за эмоционально-волевую сферу и активные действия телом - как общую, так и мелкую моторику, способствует развитию теменно-затылочных долей, отвечающих за пространственные представления и зрительную координацию, развивает мозжечок, связанный с координацией движений человека, моторной ловкостью [4; 10];

- развивает речь, мышление, воображение, фантазию, память, гнозис, праксис, сознание, что очень существенно для подростков-девиантов. Учит и совершенствует способности к прогнозированию, ускоряет реакцию принятия решения, развивает оперативное мышление, произвольность, концентрацию и переключаемость внимания, тренирует мышечную память и умение распознавать различные элементы действий соперника для выбора наиболее эффективной тактики игры [1; 6];

- обучение выполнению ряда игровых элементов в настольном теннисе улучшает физическую подготовку и содействует физическому соревнованию, развивает сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную и эндокринную системы. Широкий спектр форм двигательной активности способствует увеличению скорости и точности движений, развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата, поддерживая высокую подвижность суставов и сочленений позвоночного столба, что обеспечивает высокий уровень гибкости. Регулярные физические упражнения повышают иммунобиологические свойства организма несовершеннолетних [5];

- активное зрение и зрительно-моторная координация, используемые в играх с мячом, способствуют улучшению кровоснабжения не только ног и рук, но и всех систем глаза, а также заставляют работать все мышцы глаза, что обеспечивает профилактику нарушений зрения;

- настольный теннис развивает психическую стойкость, выносливость, «чувство мяча», аналитико-про-гностическое мышление, творческий подход к техническим и тактическим комбинациям. Оздоровительный и психотерапевтический эффект от занятий настольным теннисом объясняется еще и его аэробной сущностью [3].

Занятия в секции по настольному теннису развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством тренера-преподавателя. Общение является важным фактором формирования нравственных качеств занимающихся; с самого начала занятий настольным теннисом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями учатся управлять своими действиями, соотносить их с дей-

ствиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения, повышается уровень общей культуры.

Девиантное поведение несовершеннолетнего имеет био-, психо-, социодуховные предпосылки. Принимая во внимание данный факт, автор, при анализе классификаций компонентов физкультурно-спортивной деятельности несовершеннолетних, рассматриваемых в исследованиях отечественных ученых [2; 7; 9; 11], особое внимание уделял соотнесению целевой значимости структурного компонента с вышеуказанными 4-факторными предпосылками, что позволило определить структурные единицы физкультурно-спортивной деятельности, наиболее значимые для нашего исследования. По нашему мнению, физкультурно-спортивная деятельность девиантного подростка включает в себя 4 взаимосвязанных компонента: мотивационно-ценностный - отражающий цель посещения физкультурно-спортивных занятий несовершеннолетними; деятельностно-практический -включающий в себя качественные и количественные показатели целенаправленной двигательной активности подростков, в частности, систематичность посещения учебных занятий, участие в спортивно-массовых мероприятиях, накопление двигательного опыта; когнитивный - раскрывающий степень освоения девиантами знаний в области физической культуры и здорового стиля жизни; эмоционально-волевой - представляющий несовершеннолетнему возможность произвольного управления собственными негативными эмоциями, а также способность к формированию позитивного образа мышления при общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для того чтобы процесс учебной деятельности осуществлялся более эффективно, необходимо было предварительно ознакомить взрослых игроков в настольный теннис с основными задачами исследования. Данный шаг позволил нам создать условия для более объективного оценивания степени эффективности реализуемой программы. Определив стратегию деятельности, в рамках поставленной цели и педагогических задач исследования, мы в январе 2008 г. приступили к практической реализации учебно-воспитательной работы с девиатными подростками в условиях спортивно-досугового центра «Шире круг». Ниже представлены показатели этапного контроля процесса эффективности физкультурноспортивной деятельности несовершеннолетних, склонных к проявлению отклоняющегося поведения, по триместрам программы обучения (см. таблицу).

После проведения педагогического эксперимента в отдельных компонентах физкультурно-спортивной деятельности несовершеннолетних девиантов произошли следующие изменения: в мотивационноценностном компоненте прирост составил 24,1%; в когнитивном компоненте уровень знаний подростков возрос на 18,6%; в деятельностно-практическом компоненте прирост составил 13,9%; в эмоционально-волевом компоненте прирост за время эксперимента составил 19,2%.

(ШШ>

Степень сформированности компонентов физкультурно-спортивной деятельности девиантных подростков

на основе экспертной оценки взрослых спортсменов

№ п/п Компоненты физкультурно-спортивной деятельности девиантных подростков Степень сформированности, %

1-й триместр, март 2008 г. 2-й триместр, июнь 2008 г. 3-й триместр, сентябрь 2008 г. 4-й триместр, декабрь 2009 г. 5-й триместр, март 2009 г. 6-й триместр, июнь 2009 г.

1. Мотивационно-ценностный 32,4 23,4 31,5 46,1 40,2 56,5

2. Когнитивный 20,7 25,3 25,9 31,4 34,4 39,3

3. Деятельностно-практический 26,2 30,4 33,3 30,5 34,9 40,1

4. Эмоционально-волевой 28,3 29,8 33,6 38,1 35,5 47,5

В целом начиная с третьего триместра реализации экспериментальной программы наблюдается устойчивая положительная динамика процесса сознательной физкультурно-спортивной деятельности подростков-девиантов с учетом исследуемых компонентов, которая достигает своего пика к завершению педагогического эксперимента.

О содержательной стороне физкультурно-спортивной деятельности конкретного несовершеннолетнего можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляется его личностное отношение к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера деятельностного самовыражения в ней.

Более того, физическое воспитание несовершеннолетних в процессе организации секции по настольному теннису в условиях клуба по месту жительства может существенным образом воздействовать на негативные

личностные характеристики подростка, определяющие его склонность к девиациям (см. рисунок).

Физкультурно-спортивная деятельность клуба по месту жительства обладает важной профилактической функцией - способностью своевременно сфокусировать необходимое педагогическое внимание на подростке-девианте, а также обеспечить программное педагогическое сопровождение детей и подростков в рамках решения комплекса социально-воспитательных задач. Формирование групп оздоровительной направленности и секций по видам спорта на базе спортивных клубов по месту жительства позволяет системно решать проблему оздоровления подрастающего поколения. Вместе с тем организация регулярных тренировочных занятий в сочетании с комплексом воспитательных мероприятий, в числе которых профилактические беседы, родительские собрания, коллективное посещение спортивных и культурно-массовых мероприятий, позволяет создать благоприятные условия для социализации подростка.

Схема влияния физкультурно-спортивной деятельности на основные предпосылки девиантного поведения несовершеннолетних

Литература

1. Байгулов Ю.П. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра. - М.: ФиС, 2000. - 256 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

3. Барчукова Г.В. Игра, доступная всем / Г. В. Барчу-кова, С. Д. Шпрах. - М.: Знание, 1999. - 80 с.

4. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-пресс, 2000. - 1007 с.

5. Захаров Г.С. Настольный теннис: теоретические основы / Г.С. Захаров. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1990. - 192 с.

6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - «Питер», 2003. - 320 с.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших

специальных физкультурных учебных заведений. - 3-е изд. - СПб.: Изд-во «Лань», 2003. - 160 с.

8. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.

9. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. - 284 с.

10. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. - «Питер», 2009. - 464 с.

11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

(шШ>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.