ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.013.41
DOI 10.46741/2686-9764-2019-13-3-427-433
Эффективные формы и методы реализации индивидуального подхода в воспитательной работе с осужденными
в местах лишения свободы
Э. В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования;
Л. В. КОВТУНЕНКО - профессор кафедры уголовно-исполнительного и уголовного права Воронежского института ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент
Реферат
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. указывает на необходимость применения новых современных подходов в организации воспитательной работы с осужденными. Потребность в индивидуальном подходе обусловлена тем, что любое воздействие на человека преломляется сквозь его особенности, «внутренние условия» и направлено на изучение, поощрение или наказание, коррекцию или формирование и развитие свойств поведения конкретного осужденного. Суть данного подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов исправительного процесса.
Эффективными формами и методами индивидуальной воспитательной работы в пенитенциарной практике можно назвать метод реконструкции характера, направленный на обучение осужденных продуктивным моделям поведения, развитие умения принимать ответственность за свое поведение в различных жизненных ситуациях; метод коммуникативного регулирования, направленный на развитие коммуникативной сферы осужденных; индивидуальные тренинги с осужденными различных категорий (индивидуально-педагогические упражнения и задания, анкетирование/тестирование, беседа, индивидуальные консультации), в процессе которых осужденные получают ответы на интересующие их вопросы; метод чередования организационных поручений, позволяющий решить такие проблемы, как обучение осужденных элементарным управленческим умениям, способам взаимодействия с людьми, а также познание сущности позиций как организатора собственного поведения, так и подчиненного; усиление эмоционального поля совместных творческих дел, предусматривающее специальный набор психологических средств, направленных на усиление эмоционального напряжения, развитие искренности, эмоциональной близости, душевного подъема осужденного (приятное общение, одобрение творческих находок, психологическая поддержка); метод рефлексивного самовоспитания, при использовании которого применяются более глубокие психологические механизмы, способствующие саморегуляции личности), и др.
Воспитательное воздействие осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности, уровня развития ее нравственной воспитанности, постоянного наблюдения, изучения изменений качеств человека в процессе жизнедеятельности исправительного учреждения. Преимуществом использования различных форм и методов в ходе осуществления индивидуального подхода в работе с осужденными является то, что они направлены на выявление и мобилизацию внутренних и внешних ресурсов личности. Индивидуальный подход к исправлению - один из эффективных способов помощи осужденному, так как любое воспитательное воздействие достигает поставленной цели, если преломляется сквозь конкретные
особенности личности, способствует выявлению индивидуальных особенностей и социальных стереотипов активности, прогнозированию поведения и эффективности исправительного процесса.
Ключевые слова: воспитание; воспитательная работа с осужденными; индивидуальный подход; формы и методы индивидуального воздействия на личность; педагогическая технология; принцип реализации индивидуального подхода.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Effective forms and methods of implementing an individual approach in educational work with convicts in prison
E. V. ZAUTOROVA - Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogics, Professor, Corresponding Member of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education;
L. V. KOVTUNENKO - Professor of the Department of Penal and Criminal Law of the Voronezh Institute of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogics, Associate Professor
Abstract
The concept of development of the penal system of the Russian Federation until 2020 indicates the need for new modern approaches in organizing educational work with prisoners. The need for an individual approach is due to the fact that any effect on a person is refracted through his characteristics, "internal conditions" and is aimed at studying, encouraging or punishing, correcting or shaping and developing the behavior properties of a particular convict. The essence of this approach is the flexible use by the teacher of various forms and methods of educational impact in order to achieve optimal results of the correctional process.
Effective forms and methods of individual educational work in penal practice include the method of character reconstruction aimed at teaching convicts productive behaviors, developing the ability to take responsibility for their behavior in various life situations; a method of communicative regulation aimed at developing the communicative sphere of prisoners; individual trainings with convicts of various categories (individual pedagogical exercises and tasks, questioning (testing, conversation, individual consultations), during which convicts receive answers to their questions; a method of alternating organizational tasks, which allows solving such problems as teaching convicts elementary managerial skills, ways of interacting with people, as well as understanding the essence of the positions of both the organizer of his own behavior and his subordinate; strengthening the emotional field of joint creative affairs, providing a special set of psychological tools aimed at enhancing emotional stress, developing sincerity, emotional closeness, emotional elevation of the convicted person (pleasant communication, approval of creative finds, psychological support); reflexive self-education method, when using which deeper psychological mechanisms are used that promote personality self-regulation), etc.
The educational impact is carried out taking into account the age and individual characteristics of the person, the level of development of his moral upbringing, constant observation, studying the changes in human qualities in the life process of the correctional institution. The advantage of using various forms and methods during the implementation of an individual approach in working with convicts is that they are aimed at identifying and mobilizing the internal and external resources of the person. An individual approach to correction is one of the effective ways to help the convict, since any educational impact reaches the goal, if refracted through specific personality traits, helps to identify individual characteristics and social stereotypes of activity, predicting the behavior and effectiveness of the correction process
Key words: education; educational work with convicts; individual approach; forms and methods of individual influence on a person; pedagogical technology; the principle of implementing an individual approach.
13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. указывается, что одним из основных направлений деятельности учреждений является поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной психолого-педагогический помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики. Это обусловливает необходимость применения новых современных подходов к организации воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы.
Поставленные перед системой исполнения наказаний цели достигаются, если учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности осужденного, используется все возможное положительное влияние социальной среды исправительного учреждения, ослабляется неблагоприятное воздействие микросреды в виде групп отрицательной направленности, субкультурных обычаев и традиций, достигаются единство и согласованность действий всех субъектов исправительного процесса. Потребность в индивидуальном подходе обусловлена тем, что любое воздействие на человека преломляется сквозь его особенности, «внутренние условия». Индивидуальный подход в воспитании (исправлении) осужденного - это учет его индивидуальных особенностей как индивида (темперамент, задатки и пр.) и как личности (интересы, уровень притязаний и др.) в их взаимосвязи и взаимодействии.
Данный подход применяется для изучения, коррекции или формирования и развития тех или иных свойств и особенностей поведения конкретного осужденного. Суть данного подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов исправительного процесса применительно к каждому осужденному и требует принятия комплексных мер правовой, социальной, психологической и других видов помощи и поддержки в отношении конкретного лица, лишенного свободы [3; 4].
Учитывая личностные особенности осужденных, их неустойчивое эмоциональное состояние, острую восприимчивость, необходимо использовать различные методы индивидуальной воспитательной работы. Так, в пенитенциарной практике положительно себя зарекомендовал метод рекон-
струкции характера, направленный на обучение осужденных продуктивным моделям поведения, развитие умения принимать ответственность за свои поступки в различных жизненных ситуациях. Он способствует формированию всего ценного, положительного в характере и поведении осужденного, в частности умения предотвращать возможные проблемы во взаимодействии с другими людьми, понимать и принимать отличную от собственной точку зрения.
Фундаментальные идеи данного метода базируются на том, что поведение человека детерминировано, а неадекватные его формы, сформированные в процессе жизнедеятельности, возможно скорректировать. В ходе реализации рассматриваемого подхода осужденные обучаются позитивным моделям поведения, продуктивному общению без конфронтации и агрессии, блокированию неблагоприятных стимулов. Данный метод сосредоточивается на личностных ресурсах, которые могут быть мобилизованы для стимулирования и сохранения измененного поведения осужденного, расширяющего свой репертуар взаимодействия, познающего ошибки. В процессе воспитательной работы создаются условия для изучения механизмов индивидуального поведения личности, формируется опыт продуктивного поведения в реальной окружающей среде [1; 2].
Техники метода реконструкции характера включают в себя поведенческие ролевые игры, обучение позитивному структурированию и моделям поведенческих представлений, приемы «рационализация проблемы» и «позитивное подкрепление», индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о поведении осужденного, его проблемах), контроль поведения, принцип подражания поведению других людей, имитацию новых образцов (ориентиров, эталонов) поведения, которые поддерживаются и закрепляются в процессе индивидуальной воспитательной работы с осужденными. Метод реконструкции характера рассматривается как путь, следование по которому позволяет осужденным научиться справляться с трудностями, управлять своим поведением, достигать поставленных целей.
Положительных результатов в исправлении осужденных при организации индивидуальной воспитательной работы можно добиться, используя метод коммуникативного регулирования, направленный на развитие
коммуникативной сферы осужденных (снятие страха общения, поиск адекватных форм выражения своих мыслей и чувств, языковые и смысловые характеристики речевого акта, построение моделей бесконфликтного общения, желание самосовершенствоваться и т. д.). Техники данного метода включают в себя коммуникативную адаптацию (предварительное информирование о ситуациях в коллективе, людях и взаимодействии с ними, обсуждение последствий этого взаимодействия), коммуникативное включение (установление и расширение непосредственных контактов с членами коллектива), коммуникативное отстранение (минимизацию нежелательных контактов), эффект значимых других (воздействие на осужденного через авторитетных для него людей), практическую эмпатию (понимание трудностей осужденного, выражение сочувствия ему и готовности помочь) и др.
Индивидуальные тренинги также могут являться эффективной формой воспитательной работы с осужденными различных категорий. Например, тренинги детско-ро-дительских отношений в семье, такие как «Погода в доме», «Пойми меня», «Один за всех» позволяют лицам, лишенным свободы и имеющим детей, взглянуть на себя глазами ребенка, скорректировать свои взгляды на воспитание. Популярны такие индивидуально-педагогические упражнения и задания, как создание книг, написание рассказов и стихов на темы «Я - мать», «Я - отец», «Мы - родители» и др.; «Детские гримасы», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства», «Авансирование личности»; анкетирование/ тестирование; беседа; индивидуальные консультации, в процессе которых осужденные получают ответы на интересующие их вопросы, и др.
Метод чередования организационных поручений позволяет решить две основные проблемы: во-первых, обучить осужденных элементарным управленческим умениям, способам взаимодействия с людьми, во-вторых, познать сущность позиций как организатора собственного поведения, так и подчиненного, почувствовать себя в этих ролях. Использование данного метода создает условия для роста воспитуемых, поскольку, активизируя организаторские способности, педагог последовательно передает участникам процесса посильные организаторские функции. Успехи в решении поставленных задач повышают самооценку осужденного, инициируют его активность, способствуют самоактуализации личност-
ных потенциалов, самореализации и непрерывному саморазвитию и самоутверждению в системе социальных взаимоотношений на более высоком уровне.
Для осужденных, особенно лиц несовершеннолетнего возраста, важно расширить и углубить свои знания о мире, что, в свою очередь, должно привести к росту самосознания, приобретению новых социальных навыков, укреплению веры в собственные возможности и силы, а также формированию умения делать самостоятельно правильный выбор даже в ситуации риска, которая может стать фактором девиации, в том числе подталкивающим к совершению преступления [5; 6]. Способствует решению поставленных задач использование социокультурного наследия России, возможностей среды исправительного учреждения, включающей исторические и историко-культурные экспозиции, уголки живой природы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные возможности (регламентированные уголовно-исполнительным законодательством).
Выбор тематики, содержание и разработка проектов определяются социальным заказом, практическими задачами организации досуга и творчества, потребностями осужденных. В числе таких проектов можно назвать следующие: «Мое Отечество», «Отчий край», «Моя семья», «Мир и культура», «Святая Русь», «В кругу друзей», «Мои ступени творчества», «Я в этом мире», «Путь к самому себе», «Милосердие», «Я и закон», «Я и карьера» и др. Разрабатываемые проекты имеют воспитательную (коррекционную), обучающую и развивающую направленность, способствуют ресоциализации осужденного и его реинтеграции в общество законопослушных людей.
Профессионально подготовленное совместное творческое дело всегда наполнено хорошим настроением, положительными эмоциями, что является важной составляющей технологии усиления эмоционального поля совместных творческих дел. Существует специальный набор психологических средств, направленных на усиление эмоционального напряжения, развитие искренности, возникновение эмоциональной близости, душевного подъема: это и приятное общение, и одобрение творческих находок, и психологическая поддержка начинаний осужденных. Большое внимание следует уделять созданию ситуации успеха, которая стимулирует полет творческой мысли и активность участников [2].
Концептуальные основания рассматриваемой технологии определяют такой ее основной принцип, как самодеятельная организация практических дел при опосредованном влиянии сотрудников исправительного учреждения путем создания педагогической среды, добровольности, личностной направленности деятельности, рефлексивного осмысления действий. Например, музыкальные фестивали «Калина красная», «Амнистия души» и подготовка к ним формируют позитивный настрой на освобождение и способствуют исправлению личности. Рассматриваемая технология, предполагающая высокий уровень свободы и активности участников, создает условия для развития их творческих способностей, инициативы, ответственности и самостоятельности. Насыщенное эмоциональное поле проводимых фестивалей глубоко и позитивно воздействует на осужденных.
Гармонизации методик, применяемых педагогом в работе с осужденными, способствует обеспечение основных процессуальных актов технологии совместного творческого воспитания: совместных це-леполагания и планирования, подготовки и проведения мероприятия, анализа результатов и самооценки. Технологии совместных творческих дел (образовательные олимпиады, спартакиады, тематические конкурсы, спортивные соревнования) позволяют акцентировать направленность воспитуемых на проявление заботы о себе, окружающих людях и окружающей среде. Кроме того, в общем деле успешнее выстраивается и закрепляется реальное сотрудничество между персоналом исправительного учреждения и осужденными, что в свою очередь активизирует процесс ресоциализации в целом.
Технология совместной творческой деятельности обеспечивает социализирующее воспитание, основными целями которого являются формирование ценностных установок и развитие нравственных форм поведения. Однако в поведении осужденного многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, развиваемых в процессе воспитания. В этом смысле любой человек является воспитателем самого себя. Поэтому необходимо дополнять арсенал педагогических средств механизмами рефлексивной саморегуляции, которые в последние десятилетия осмыслены наукой, прошли апробацию и являются не только результативными, но и педагогически необходимыми технологиями.
Применение метода рефлексивного самовоспитания весьма результативно, по-
скольку в его рамках используются более глубокие психологические механизмы, способствующие саморегуляции. Реализация техник индивидуального рефлексивного самовоспитания в технологии совместной творческой деятельности будет способствовать усилению воспитательного результата за счет средств индивидуализированного воспитания, персонализации воспитательных воздействий педагога. Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизмы саморегуляции. Основной задачей применения метода рефлексивного самовоспитания является оказание осужденному помощи в трудной работе по самостроительству личности.
Рефлексия как критическое осмысление собственных усилий и действий позволяет учиться на собственном жизненном опыте. Для применения метода рефлексивного самовоспитания важно наличие педагогической ситуации, которую имеет смысл повторно пропустить через индивидуальное восприятие воспитуемых, чтобы активизировать процесс осознания, способствующий внутреннему подкреплению нравственно ценных отношений и осуждению негативных, что и стимулирует процесс самовоспитания. Педагогическая ситуация не возникает сама по себе, а целенаправленно создается сотрудником исправительного учреждения. При этом проблемы, которые заложены в этих ситуациях, могут быть общими для всех осужденных (неумение выслушивать друг друга, доброжелательно оценивать успехи других), свойственными какой-либо группе (неумение общаться, отсутствие внутренней дисциплины), сугубо индивидуальными (употребление ненормативной лексики, грубость, агрессивность или конфликтность).
С целью изучения эффективности использования различных форм и методов индивидуальной воспитательной работы с осужденными в ИК-1 УФСИН России по Вологодской области в период 2017-2019 гг. было проведено исследование. Основным критерием стала характеристика дисциплинарной практики осужденных: в течение эксперимента осуществлялось наблюдение за поведением и деятельностью осужденных, изучались характер и частота совершаемых поступков (проступков), оценивались соблюдение режимных требований, выполнение возложенных на осужденных обязанностей и поручений. Полученные данные представлены на диаграмме.
Состояние дисциплинарной практики среди осужденных (ИК-1 УФСИН России по Вологодской области)
Осужденные были вовлечены в самодеятельное творчество, кружковую деятельность, различные воспитательные мероприятия, коррекционно-развивающие программы, консультации, собеседования, составление собственного индивидуального маршрута изменения личности и др., в отношении их целенаправленно применялись различные формы и методы индивидуальной воспитательной работы. Воспитательное воздействие осуществлялось с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности, уровня развития ее нравственной воспитанности, в процессе постоянного наблюдения, изучения изменений качеств человека.
Данные о количестве взысканий за нарушение дисциплины в целом обнаруживают тенденцию к снижению, отмечается стремление осужденных соответствовать режимным требованиям, более активно участвовать в общественных формированиях и др. Анализ полученных результатов и опрос сотрудников показали, что по итогам активного при-
менения методов в рамках индивидуального подхода значительно снизился уровень дисциплинарных нарушений, в два раза увеличилось количество претендентов на условно-досрочное освобождение.
Индивидуальным формам и методам принадлежит ведущая роль в воспитательной работе с осужденными. Преимуществом такой работы является то, что, находясь наедине с педагогом (психологом, воспитателем), осужденные откровеннее рассказывают о своих проблемах, затруднениях, радостях и т. д. Педагогические методы и формы индивидуального подхода направлены на выявление и мобилизацию внутренних и внешних ресурсов личности осужденных, перекладывание проблем на самих участников, с тем чтобы сделать их ответственными за свой выбор.
Таким образом, индивидуальный подход в исправлении - один из эффективных способов помощи осужденному, так как любое воспитательное воздействие достигает поставленной цели, если преломляется через конкретные особенности личности. Его применение связано с необходимостью преодоления отрицательных качеств осужденных и проявления девиаций в их поведении, изменения направленности их личности. Использование различных индивидуальных форм и методов воспитательной работы в деятельности пенитенциарных учреждений способствует эффективности исправительного процесса, выявлению индивидуальных особенностей и социальных стереотипов активности осужденных, прогнозированию их поведения и проведению последовательной коррекции личности, что является стержнем всей воспитательной работы в местах лишения свободы.
1000 800 600 400 200 0
34
4 33
2017 2019
□ нарушения режима в расчете на 1000 чел.
■ количество лиц, совершивших преступление
□ условно-досрочное освобождение
I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зайцева, А. В. Организация индивидуальных форм воспитательной работы с осужденными в деятельности начальника отряда / А. В. Зайцева, Л. Л. Санташова // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения (к 10-летию принятия Европейских пенитенциарных правил) : сборник материалов международной научнно-практической конференции : в 2 ч. Ч. 1 / под общей редакцией П. В. Голодова. - Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2017. - С. 110-115. - ISBN 978-5-94991-379-6.
2. Зауторова, Э. В. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы : учебное пособие / Э. В. Зауторова, Л. В. Ковтуненко. - Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2016. - 99 с. - ISBN 978-5-94991359-8.
3. Кулакова, А. А. Воспитательная работа с осужденными : сборник планов семинарских и практических занятий / А. А. Кулакова, А. Н. Ломакина. - Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2014. - 56 с. - ISBN 978-5-93035-474-4.
4. Михайлов, В. И. Некоторые вопросы организации индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел / В. И. Михайлов // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 9. - С. 226-230.
5. Справочник начальника отряда исправительного учреждения : учебное пособие / составители С. А. Арбузова и др. - 2-е изд. - Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2017. - 140 с. - ISBN 978-5-91612-130-8.
6. Тюгаева, Н. А. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными : учебно-практическое пособие /
H. А. Тюгаева. - Рязань : АПУ ФСИН России, 2006. - 42 с.
Щ REFERENCES
I. Zajceva A. V., Santashova L. L. Organizaciya individual'nyh form vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi v deyatel'nosti nachal'nika otryada [The organization of individual forms of educational work with prisoners in the activities of the chief
of the detachment]. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnno-prakticheskoj konferencii «Ugolovnoe nakazanie v Rossii i za rubezhom: problemy naznacheniya i ispolneniya (k 10-letiyu prinyatiya Evropejskih penitenciarnyh pravil)» v 2 ch. [Collection of materials of the international scientific-practical conference «Criminal punishment in Russia and abroad: problems of appointment and execution (on the 10th anniversary of the adoption of the European Prison Rules)» in 2 parts]. Vologda, 2017, part 1, pp. 110-115. (In Russ.).
2. Zautorova E. V., Kovtunenko L. V. Individual'naya vospitatel'naya rabota s osuzhdennymi v mestah lisheniya svobody [Individual educational work with convicts in prison]. Vologda, 2016. 99 p. (In Russ.).
3. Kulakova A. A., Lomakina A. N. Vospitatel'naya rabota s osuzhdennymi [Educational work with convicts]. Vladimir, 2014. 56 p. (In Russ.).
4. Mihajlov V. I. Nekotorye voprosy organizacii individual'noj vospitatel'noj raboty v organah vnutrennih del [Some issues of the organization of individual educational work in the internal affairs bodies]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014, no. 9, pp. 226-230. (In Russ.).
5. Arbuzova S. A. (red.) Spravochniknachal'nika otryada ispravitel'nogo uchrezhdeniya [Reference book of the head of the unit of the correctional institution]. Samara, 2017. 140 p. (In Russ.).
6. Tyugaeva N. A. Individual'naya vospitatel'naya rabota s osuzhdennymi [Individual educational work with convicts]. Ryazan, 2006. 42 p. (In Russ.).
Ценности семейного воспитания в контексте российского законодательства (историко-педагогический аспект)
Л. О. ВОЛОДИНА - профессор кафедры психологии и педагогики, заместитель директора института истории и филологии Вологодского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент
Реферат
Статья посвящена проблеме ценностей семейного воспитания в контексте российского законодательства, исторических условий их формирования как фактора позитивного развития государства в период с Древней Руси до второй половины XIX в., отражающего национальные особенности становления семейного права, его традиций. Ее содержание нацелено на осознание обществом роли и степени влияния государства на создание семьи как социального института, функции которого определяются задачами продолжения рода и воспитания достойных граждан своего отечества. Автором проводится главная мысль о том, что ценности семейной жизни, семейного воспитания и нормы семейного права представляют собой взаимодополняющие категории.
В качестве методов исследования используются структурный анализ текстов законодательных актов, источников и научных исследований по этнической истории и законодательству, содержащих нормы российского законодательства, анализ нормативно-правовых актов в области семейной политики и семейного воспитания. Это позволяет выявить, изучить и интерпретировать данные о сущности и содержании ценностей семейного воспитания в структуре семейного права в разные исторические периоды.
Текст обращен к широкому кругу читателей, интересующихся историей своей страны. Он может быть использован при подготовке историко-педагогических трудов, освещающих проблему семейного воспитания и ценностей как его основы. Содержащиеся в статье исторические факты будут интересными для специалистов, занимающихся разработкой законодательно-нормативных актов, регулирующих вопросы брачно-семейных отношений.
Ключевые слова: ценностные основания семейной жизни; ценности семейного воспитания; нормы и традиции семейного воспитания; брачно-семейное поведение; российское законодательство в сфере семейного воспитания; анализ законодательных документов в области семейных отношений.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
УДК 37.01
DOI 10.46741/2686-9764-2019-13-3-433-441