Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ'

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ИСПРАВЛЕНИЕ / СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДЫ ИСПРАВЛЕНИЯ / ПООЩРЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тищенко Ю. Ю., Захряпин Р. И.

В статье авторами предпринята попытка раскрыть некоторые методы стимулирования правопослушного поведения несовершеннолетних осужденных. Авторы подробно анализируют соревнование, поощрение и наказание, как методы стимулирования деятельности и поведения несовершеннолетних осужденных. В заключении сделан вывод, что овладение сотрудниками воспитательных колоний методикой применения методов воспитания в исправлении несовершеннолетних осужденных, знание ими индивидуальных особенностей этой категории подростков, позволяет более квалифицированно проводить воспитательную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF METHODS OF STIMULATING THE BEHAVIOR OF JUVENILE CONVICTS

In the article, the author attempts to reveal some methods of stimulating the law-abiding behavior of juvenile convicts. The author analyzes in detail competition, encouragement and punishment as methods of stimulating the activities and behavior of juvenile convicts. In conclusion, it is concluded that the mastery by the staff of educational colonies of the methodology of the application of methods of education in the correction of juvenile convicts, their knowledge of the individual characteristics of this category of adolescents, allows for more qualified educational work.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_152 УДК 349

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ON THE ISSUE OF INCENTIVE METHODS BEHAVIOR OF JUVENILE CONVICTS

ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Российская Федерация, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: yutish@list.ru;

ЗАХРЯПИН Роман Игоревич,

старший преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета, Владимирский юридический институт ФСИН России.

600020, Российская Федерация, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: zachtyapinfsin@mail.ru;

TISHCHENKO Yuriy Yu.,

Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russian Federation, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: yutish@list.ru;

ZAKHRYAPIN Roman I.,

Senior Lecturer of the Department of Regime Organization and Supervision of the Faculty of Law of the VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia.

600020, Russian Federation, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: zachtyapinfsin@mail.ru

Краткая аннотация. В статье авторами предпринята попытка раскрыть некоторые методы стимулирования правопослушного поведения несовершеннолетних осужденных. Авторы подробно анализируют соревнование, поощрение и наказание, как методы стимулирования деятельности и поведения несовершеннолетних осужденных. В заключении сделан вывод, что овладение сотрудниками воспитательных колоний методикой применения методов воспитания в исправлении несовершеннолетних осужденных, знание ими индивидуальных особенностей этой категории подростков, позволяет более квалифицированно проводить воспитательную работу.

Abstract. In the article, the author attempts to reveal some methods of stimulating the law-abiding behavior of juvenile convicts. The author analyzes in detail competition, encouragement and punishment as methods of stimulating the activities and behavior of juvenile convicts. In conclusion, it is concluded that the mastery by the staff of educational colonies of the methodology of the application of methods of education in the correction of juvenile convicts, their knowledge of the individual characteristics of this category of adolescents, allows for more qualified educational work.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, воспитательные колонии, несовершеннолетние осужденные, воспитательные мероприятия, исправление, средства исправления, методы исправления, поощрение, наказание, законопослушный образ жизни, ресоциализация, воздействие на осужденных.

Key words: penal enforcement system, educational colonies, juvenile convicts, educational measures, correction, means of correction, methods of correction, encouragement, punishment, law-abiding lifestyle, resocialization, impact on convicts.

Для цитирования: Тищенко Ю.Ю., Захряпин Р.И. К вопросу о методах стимулирования поведения несовершеннолетних осужденных //Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 152-154. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_152.

For citation: Tishchenko Yu.Yu., Zakhryapin R.I. On the issue of methods of stimulating the behavior of juvenile convicts // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 152-154. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_152.

Статья поступила в редакцию: 16.03.2023

Степень педагогической и социальной запущенности несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях (далее - ВК) колеблется от глубоко ошибочных взглядов и убеждений, порочных привычек до менее значительных отклонений от нормы в свойствах личности и ее поведения. За время пребывания в колонии все осужденные должны быть так воспитаны, чтобы стали полезны членам общества, способными к жизни на свободе, к честному труду, законопослушными гражданами - то есть исправиться [2].

Под методами исправления необходимо понимать способы воздействия воспитателей на сознание, чувства и волю несовершеннолетних осужденных с целью преодоления у них отрицательных и формирования положительных взглядов, убеждений, навыков и привычек поведения. В сущности, методы исправления - это методы воспитания, применяемые в специальных условиях деятельности ВК с учетом особенностей личности несовершеннолетних осужденных.

К группе методов стимулирования деятельности и поведения относятся соревнование, поощрение и наказание. Исключительность этих методов объясняется многими факторами: во-первых, к несовершеннолетним правонарушителям во время обучения в общеобразовательной школе метод поощрения почти не применялся, из-за плохого поведения, а метод наказания во многих случаях был единственным средством воспитательного воздействия на них; во-вторых, в условиях ВК широкий диапазон применения поощрений (от одобрения поведения - к условно-досрочному освобождению) и наказаний (от замечания - до уголовного наказания).

В основе метода соревнования лежит присущее подросткам стремление быть первым в силе, ловкости, организованности, в труде и т.п. Воспитательная эффективность соревнования зависит от таких факторов: четкость определения цели и конкретных условий соревнования и доведения их до сведения осужденных; широкого вовлечения осужденных в ход соревнования, подведения его итогов; систематичность и чет-

Уголовно-правовые науки

кость в подведении итогов соревнования; охвата соревнованием всех сторон жизни и деятельности осужденных; наглядное оформление соревнования; умелое стимулирование хода соревнований.

В практике работы ВК используются различные формы проведения соревнований: конкурсы, олимпиады, фестивали, смотры художественной самодеятельности, выставки изобразительного искусства и технического творчества, спартакиады, викторины и т.д.

Организация соревнования в ВК требует постоянной заботы воспитателей о том, чтобы оно не превратилось в конкуренцию между воспитанниками за занятие призовых мест любыми средствами, чтобы оно не формировало круговую поруку в отрядах ради сбережения лучших показателей и прикрытия отрицательных поступков членов коллектива, чтобы оно не развивало между первичным коллективом вражду, стремления помешать «соперникам» занять лучшее место. Эти вопросы являются актуальными, т.к. многим осужденным присущи такие качества как эгоизм, зависть, ошибочное понимание дружбы, долга, что способствует нарушению естественного хода соревнования.

Стимулирование положительного поведения осуществляется и методом поощрения. Его сущность заключается в том, что деятельности или поступку осужденного выражается положительная оценка, побуждающая его к дальнейшим успехам.

В условиях ВК в соответствии со т. 113, 134 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации применяются разнообразные виды стимулирования: благодарность; награждение подарком; денежная премия; предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами ВК в сопровождении сотрудника; предоставление права выхода за пределы ВК в сопровождении родителей или других близких родственников; досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания; перевод в льготные условия отбывания наказания.

Наличие такого широкого диапазона мер поощрения требует умелого их применения. Однако, как показывает практика, не всякое поощрение активизирует процесс исправления. Он имеет воспитательную силу только при соблюдении определенных условий. Прежде всего важно своевременно заметить перелом в сознании осужденного. Если замечается хотя бы небольшой сдвиг в лучшую сторону, небольшая победа осужденного над собой, то похвала побуждает у него энергию, стимулирует его на повторение той положительной деятельности, за которую его поощрили. Если же воспитатель не заметит первых успехов подростка, это может отрицательно отразиться на его воспитании.

Как показывает практика, в большинстве случает первое поощрение воспитанник получат на раньше, чем через четыре месяца со дня прибытия в ВК, а последующее, как правило, через шесть-семь месяцев после предыдущего. Такое положение возникает потому, что поощрения применяются в связи с праздничными датами, либо с особенными успехами и достижениями всего учреждения или отряда.

Совершенно очевидно, что такой подход к поощрениям не может повышать их воспитательную эффективность, так как вновь прибывший в колонию воспитанник на длительное время лишен возможности заслужить поощрение и поэтому не стремится в чем-либо себя проявить, теряет стимул к хорошему поведению.

Воспитательная эффективность поощрения зависит от того, насколько оно справедливо и заслужено. При этом учитываются не только результаты деятельности воспитанника, но и то, насколько он добросовестно ее выполнял, сколько вложил старания. Ведь у подростков различен опыт и уровень развития, для достижения одинаковых результатов оно прикладывают неодинаковые усилия.

Важно и то, за что поощряют воспитанников. В условиях ВК их прежде всего следует поощрять за успехи в учебе, работе, хорошее поведение, активное участие в общественной жизни, т.е. за такие поступки, которые свидетельствуют о возрастании их сознания, о исправлении.

Отдельные осужденные не проявляют себя ни в учебе, ни в работе и поэтому не могут рассчитывать на поощрение. В работе с ними следует создать специальные условия, в которых они могли бы проявлять себя с лучшей стороны, выполняя интересное для себя поручение, и тем самым заслужить поощрение.

В применении поощрения требуется умелое сочетание индивидуальных и коллективных его форм. Коллективные поощрения содействуют выработке у воспитанников таких качеств, как коллективизм, взаимопомощь и др. Индивидуальные поощрения всегда должны учитывать, какой вклад внес воспитанник в коллективное дело и как коллектив воспринимает этот вклад [4].

Важно не только поощрять воспитанника и коллектив, но и на их примере воспитывать других, пропагандировать их положительный опыт. О тех, кто заслужил поощрение за хорошую учебу или работу, необходимо рассказывать на общих собраниях, освещать в стенной печати.

Наказание как метод исправления заключается в отрицательной оценке действий и поступков осужденных с целью их пресечения или предупреждения в будущем и сопровождается наложением определенного взыскания за нарушения установленного порядка отбывания наказания. Оно помогает осужденным выработать у себя умение преодолеть вредные влечения, искоренять отрицательные привычки, приучает к дисциплине и порядку, побуждает воздерживаться от отрицательных поступков.

Совершенно справедливо отмечается, что наказание должно быть обоснованным, заслуженным, соразмерным степени проступка. Нельзя несколько раз наказывать за один проступок. Нельзя торопиться с наказанием, пока нет уверенности в его справедливости. Если наказание не дает результата, то оно становится бессмысленным [3].

По своей сущности наказание имеет характер принуждения и является его крайней мерой. Применяется оно тогда, когда другие методы воздействия на дают нужного эффекта и требуется такое воздействие, которое бы пресекло отрицательные действия осужденных и одновременно являлось бы карой за это действие, играло бы роль предупреждающего средства относительно возможности их повторений.

Применение мер взыскания должно вызывать у осужденных определенные переживания. Результат можно считать достигнутым, если наказанный осознает ошибочность своего поведения, раскаивается в допущенном проступке, обещает больше не допускать подобного. Поэтому педагогически целесообразно так применять наказание, чтобы оно вызывало у осужденных не страх или боязнь, а чувство стыда и

угрызения совести.

Система наказаний в условиях ВК основана на принципах гуманизма и уважения к человеку, не допускает применения физических мер воздействия, оскорбляющих человеческое достоинство. Наказание призвано побудить осужденного переживать чувство вины и желание изменить поведение, повысить в нем чувство ответственности за свои поступки, сформировать невосприимчивость к отрицательному, способность сопротивляться низменным желаниям.

Применение наказаний требует большой осторожности, педагогического такта, учета определенных требований. Прежде всего воспитатели должны проанализировать проступок, выявить причины и мотивы его совершения, степень вины осужденного. Это поможет избрать справедливую меру наказания. при этом учитывают, что подростки чутки к несправедливой оценке их действий, стремятся оправдать себя.

В процессе применения взысканий необходимо сначала использовать более мягкие, и постепенно переходить к более строгим. Осужденный, подвергшийся сразу суровому наказанию, уже перестает обращать внимания на более мягкие по своему значению меры наказания, и они теряют по отношению к нему своей воспитательный эффект.

Мы разделяем точку зрения Заломиной К.В., которая полагает, что исходя из характеристики современного несовершеннолетнего осужденного, в работе с ним особое внимание требуется обратить на повышение образовательного уровня, освоение трудовых профессий, выработку навыков правопослушного поведения и общения с людьми, занятие общественно полезным трудом, поддержание здорового образа жизни и развитие таких качеств как эмпатия, доброта, дружелюбие, отзывчивость, умение выстраивать диалог, слышать и слушать своего собеседника, нравственность [5].

Таким образом, подводя итог сказанному стоит отметить, что овладение сотрудниками ВК методикой применения методов воспитания в исправлении несовершеннолетних осужденных, знание ими индивидуальных особенностей этой категории подростков, позволяет более квалифицированно проводить индивидуальную воспитательную работу, коллективные или групповые воспитательные мероприятия, организовывать самовоспитание осужденных.

Библиогра фия:

1. Вилкова А. В. Особенности исправления несовершеннолетних осужденных на длительные сроки наказания // Вопросы педагогики.2018. № 8. С.

12-14.

2. Гнедова Н.П. Основные тенденции оперативной обстановки в воспитательных колониях как фактор профилактики правонарушений несовершеннолетних осужденных // Вопросы педагогики. 2019. № 4-2. С. 74-77.

3. Данилин Е.М., Давыдова Н.В., Дикопольцев Д.Е. Инновационные технологии и методы работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 6-2 (87). С. 32-35.

4. Дугенец А.С., Самойлова А.А. Характеристика групп несовершеннолетних правонарушителей и совершение ими противоправных деяний // Сборник материалов круглого стола «Правовое регулирование и организация защиты прав несовершеннолетних осужденных». 2021. С. 33-36.

5. Заломина К.В. О значимости изучения эмпатии несовершеннолетних осужденных // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2022. № 26. С. 61-65.

6. Литвишков В. М., Вилкова А. В., Холопова Е.Ю, Лосева С. Н. Коллектив сотрудников воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных // Вопросы педагогики.2018. № 9. С. 70-72.

References:

1. Vilkova A.V. Peculiarities of correction of minors sentenced to long terms of punishment // Questions of pedagogy.2018. No. 8. pp. 12-14.

2. Gnedova N.P. The main trends of the operational situation in educational colonies as a factor in the prevention of offenses of juvenile convicts // Questions of Pedagogy. 2019. No. 4-2. pp. 74-77.

3. Danilin E.M., Davydova N.V., Dikopoltsev D.E. Innovative technologies and methods of work with juvenile convicts in educational colonies // New Science: Theoretical and practical view. 2016. No. 6-2 (87). pp. 32-35.

4. Dugenets A.S., Samoylova A.A. Characteristics of groups of juvenile offenders and their commission of illegal acts // Collection of materials of the round table "Legal regulation and organization of protection of the rights of juvenile convicts". 2021. pp. 33-36.

5. Zalomina K.V. On the importance of studying the empathy of juvenile convicts // Bulletin of the Public Research Laboratory "Interaction of the penal enforcement system with civil society institutions: historical, legal, theoretical and methodological aspects". 2022. No. 26. pp. 61-65.

6. Litvishkov V. M., Vilkova A.V., Kholopova E.Yu., Loseva S. N. The staff of the educational colony for juvenile convicts // Questions of pedagogy. 2018. No. 9. pp. 7072.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.