DOI 10.47576/2712-7516_2022_12_176 УДК 343.85
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ
Тищенко Юрий Юрьевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3, НИИ
ФСИН России, г. Москва, Россия, e-mail: yutish@list.ru
Елисов Павел Петрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3, НИИ
ФСИН России, г. Москва, Россия, e-mail: papasha59@mail.ru
В статье идет речь о процессе ресоциализации несовершеннолетних осужденных в период отбывания наказания в воспитательной колонии. Установлено, что индивидуальную работу с осужденными воспитательных колоний гораздо эффективнее осуществлять не за шесть месяцев до освобождения, а обеспечивать эту деятельность в ходе работы с каждым конкретным случаем. Авторы полагают, что при положительном разрешении проблем социализации во время пребывания подростков в воспитательной колонии и при обеспечении грамотной подготовки их к освобождению возможно в значительной степени предотвратить повторное совершение преступлений.
Ключевые слова: несовершеннолетние; осужденные, воспитательные колонии; исправительные учреждения; преступление; рецидивная преступность; профилактика; исправление осужденных; средства исправления; места лишения свободы.
UDC 343.85
FEATURES OF THE PREVENTION OF RECIDIVISM IN THE PERIOD PREPARATION OF CONVICTS FOR RELEASE FROM
EDUCATIONAL COLONIES
Tishchenko Yury Yuryevich,
PhD in Law, Senior Researcher, Research Center-3, Research Institute of the
Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, e-mail: yutish@list.ru
Elisov Pavel Petrovich,
PhD in Law, Senior Researcher, Research Center-3, Research Institute of the
Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, e-mail: papasha59@
mail.ru
The article deals with the process of resocialization of juvenile convicts during the period of serving their sentence in an educational colony. In the course of the study conducted by the authors, it was found that it is much more efficient to carry out individual work with convicts of educational colonies not six months before release, but to ensure this activity in the course of working with each specific case. The authors believe that with a positive resolution of the problems of socialization during the stay of adolescents in an educational colony and with the provision of competent preparation for their release, it is possible to largely prevent the re-commission of crimes.
Keywords: minors; convicts, educational colonies; correctional institutions; a crime; recidivism; prevention; correction of convicts; remedies; places of detention.
В настоящее время значительная часть осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях, состоит из числа осужденных, ранее отбывавших в несовершеннолетнем возрасте уголовное наказание в воспитательных колониях. Следует отметить, что несовершеннолетние осужденные, попадая в воспитательные колонии, зачастую имеют не одну условную судимость и обладают достаточным криминальным опытом. В числе несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, чаще всего преобладают лица, в отношении которых суд не нашел возможности применения вида наказания, альтернативного лишению свободы. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в данные учреждения попадают в большей части несовершеннолетние преступники, на которых не удалось воздействовать иными приемами, методами и средствами профилактики совершения противоправных деяний.
В некоторых случаях у работников исправительных учреждений и сотрудников правоохранительных органов складывается некий стереотип в отношении несовершеннолетних осужденных, что они снова могут совершить преступление и будут отбывать наказание в виде лишения свободы. Полагаем, что следствием таких взглядов зачастую может являться оправдание своего бездействия или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.
Отметим, что уголовно-исполнительное законодательство в качестве одной из целей своей деятельности выделяет исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. Учитывая данные положения, профилактика повторных преступлений включена не только в цели уголов -ного законодательства, но и в задачи органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).
В ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) подробно раскрывается, что входит в понятие «исправление», перечисляются средства исправления. Представляется, что в арсенале органов и учреждений УИС одним из действенных способов профилактики совершения противоправных деяний выступает установленный порядок исполнения и
отбывания наказания, при соблюдении которого несовершеннолетний, отбывающий наказание в воспитательной колонии, в любом случае находится в стрессовом состоянии и начинает задумываться над причинами его нахождения в месте лишения свободы. Полагаем, что лишение свободы для несовершеннолетнего преступника является неким воздействием, способствующим тому, чтобы у него никогда больше не возникло желания совершить преступление.
Такой вид наказания, как лишение свободы, существует уже давно и активно применяется органами судебной власти в отношении несовершеннолетних. В период отбывания наказания в виде лишения свободы одной из основных задач сотрудников воспитательных колоний является исправление осужденного в процессе осуществления с ним воспитательной образовательной, до-суговой деятельности в целях недопущения совершения им повторных преступлений. Отмеченные нами направления профилактической работы постоянно корректируются сотрудниками органов и учреждений УИС и постоянно совершенствуются техники и приемы их обеспечения. Однако, по нашему мнению, немаловажное значение в этой работе приобретает блок, посвященный деятельности по подготовке осужденных воспитательных колоний к освобождению.
Ресоциализация - это целенаправленный процесс возвращения и приобретения необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего с соблюдением норм права [5, с. 57]. Как утверждает С.М. Николаев, ресоциализация не ограничена рамками исправительного учреждения, поскольку нацелена на «включение осужденного в обычные условия жизни общества» [4, с. 43]. Из этого следует, что процесс ресоциализации проходит в два этапа: пенитенциарный - этап, при котором несовершеннолетний отбывает наказание в местах лишения свободы и проходит подготовку к освобождению; постпенитенциарный - этап социальной адаптации после отбытия срока наказания.
В настоящее время имеется достаточно научных исследований о причинах подростковой преступности, в которых содержатся сведения о жизненных обстоятельствах, социальной и семейной неустроенности и
множестве факторов, которые повлияли на возможность совершения противоправных деяний несовершеннолетними. Полагаем, что все указанные причины подвергались глубокому изучению. Однако если перед органами и учреждениями УИС стоит задача исправления осужденного и недопущение совершения им повторного преступления, то следует считать просто неприемлемыми случаи освобождения без подготовки к жизни в социуме несовершеннолетних осужденных из воспитательных колоний, которые, таким образом, становятся обреченными на ведение асоциального образа жизни [7, с. 5].
Существующее на современном этапе развития нашего общества регулирование деятельности, связанное с подготовкой к освобождению осужденных из воспитательных колоний, должно постоянно совершенствоваться не только в части нормативно-правового регулирования, но и в части методического обеспечения рассматриваемой деятельности. В настоящее время в ряде воспитательных колоний в процессе взаимодействия администрации учреждения с общественными организациями проводятся различные мероприятия, направленные на оказание содействия в подготовке осужденных к освобождению. Данный опыт признается органами и учреждениями УИС как положительный и подлежит обобщению и распространению во всех воспитательных колониях.
В главе 22 УИК РФ содержатся положения, предусматривающие помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, которые закрепляют несколько ключевых аспектов, на которых должна строиться данная деятельность. В частности, в ст. 180 УИК РФ содержатся положения, регламентирующие обязанности администраций учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом обустройстве освобождаемых осужденных. Полагаем, что положения рассматриваемой нормы должны быть дополнены в части того, что администрации воспитательных колоний уведомляет не только комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту его жительства, но и органы местного самоуправления, федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении,
наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
В процессе проведенного нами исследования установлено, что индивидуальную работу с осужденными воспитательных колоний гораздо эффективнее организовывать не по плановому методу подготовки, то есть за шесть месяцев до освобождения, а обеспечивать эту деятельность в ходе работы с каждым конкретным случаем. Цель индивидуального подхода заключается в том, что ситуация одного подростка может оказаться настолько сложной и многоаспектной, что к ее разрешению следует приступать на стадии поступления подростка в воспитательную колонию. Данные соображения подтверждает А.Ю. Нестеров, который отмечает, что этап подготовки несовершеннолетних осужденных к освобождению начинается с самого начала отбывания наказания в виде лишения свободы. С первого дня отбывания несовершеннолетним осужденным наказания в воспитательной колонии ФСИН России с ним проводятся воспитательные, психологические, социальные, образовательные мероприятия, а также мероприятия по сохранению связей с семьей и иных социально полезных связей, сохранению имеющегося у несовершеннолетнего осужденного жилья, восстановлению отсутствующих документов [3, с. 77].
Следует отметить, что оценка каждого конкретного случая включает в себя несколько блоков: обеспеченность жильем; наличие образования; готовность к выбору профессии; состояние здоровья и возможность трудоспособности; семейное устройство; наличие документов.
Обратим внимание, что приказ Минюста РФ от 30.12.2005 № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» закрепляет функции данной группы, к числу которых относится организация непрерывной работы по подготовке осужденного к освобождению и оказание содействия в вопросах трудового и бытового устройства осужденных, освобождающихся из исправительных учреждений. То есть при подготовке к освобождению из исправительного учреждения проводится беседа с осужденным, в процессе которой следует выяснить, где данные лица плани-
руют проживать, работать и учиться после освобождения, имеется ли социальная связь с родственниками, характер их взаимоотношений, наличие у осужденного необходимых документов, его жизненные планы. Учитывая изложенное, полагаем, что проведение подобных бесед с осужденными воспитательных колоний следует строить также исходя из каждого конкретного случая с учетом особенностей сложившейся жизненной ситуации у подростка. Представляется, что наличие индивидуальных сведений о воспитаннике поможет минимизировать время сотрудника, затрачиваемое на беседу, позволит определить необходимый вид оказания помощи, в котором нуждается осужденный, подготовить информацию для социальных служб, в которые воспитаннику необходимо обратиться после освобождения.
В ходе подготовки к освобождению осужденных из воспитательных колоний большое значение приобретает организация и проведение с ними занятий в целях информирования их правовым материалом, необходимым для дальнейшей адаптации. В процессе проведения занятий следует доводить информацию до осужденных, касающуюся обеспечения жилищных прав несовершеннолетних, регистрации по месту жительства, возможностей трудоустройства, получения образования, использования помощи учреждений здравоохранения и социального обеспечения. К проведению таких занятий все чаще привлекаются специалисты социальных служб, комиссий по делам несовершеннолетних, служб занятости и общественных организаций. Следует согласиться с мнением А.М. Гайсиной, которая отмечает, что на завершающем этапе отбывания на-
казания необходима интенсивная групповая и индивидуальная работа с несовершеннолетними осужденными в воспитательной колонии, включающая проведение занятий для решения вопросов трудового и бытового устройства и продолжения освобождаемым осужденным своего образования, а также психологическую подготовку к освобождению [1, с. 32].
Еще обратим внимание на то, что профо-риентационная работа проводится с осужденными воспитательных колоний в ходе их обучения, однако не все воспитанники планируют связать свое трудовое будущее с полученной в местах лишения свободы профессией, поскольку для некоторых из них приобретенная профессия кажется непрестижной и ассоциируется с отбыванием наказания. Полагаем, что в этой связи следует создать правильное и полное представление об имеющихся профессиях и возможности их получения в конкретных учебных заведениях после освобождения.
Учитывая все вышеизложенное, следует отметить, что возникающие у несовершеннолетних осужденных социальные проблемы, такие как отсутствие занятости, неопределенность в выборе профессии, недостаточные знания своих прав и обязанностей, жилищная неустроенность, оставление без попечения родителей являются факторами, способствующими криминализации поведения несовершеннолетних. При положительном разрешении вышеуказанных проблем во время пребывания подростков в воспитательной колонии и при обеспечении грамотной подготовки их к освобождению возможно в значительной степени предотвратить повторное совершение преступлений.
Список литературы_
1. Гайсина А. М. Подготовка осужденных несовершеннолетних к освобождению - залог успешной адаптации на свободе : метод. пособие. Уфа, 2013. 43 с.
2. Дергачев А. В., Смирнов А. М., Бабаян С. Л. Совершенствование надзора в системе профилактики правонарушений среди осужденных в исправительных колониях // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 1 (19). С. 77-83.
3. Нестеров А. Ю. Особенности подготовки к освобождению из пенитенциарных учреждений ФСИН России несовершеннолетних осужденных // Власть. 2017. Т. 25. № 6. С. 74-81.
4. Николаев С. М. Успешная ресоциализация несовершеннолетних осужденных как основа эффективности деятельности воспитательных колоний // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 3 (4). С. 40-43.
5. Садовникова М. Н. Некоторые проблемы ресоциализации несовершеннолетних на пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях // Сибирский юридический вестник. 2005. № 1. С. 55-59.
6. Смирнов А. М. Понятие длительного срока лишения свободы как критерия развития уголовного законодательства и пенитенциарной практики ФСИН России на современном этапе // Уголовное судопроизводство. 2006. № 2. С. 43-47.
7. Смирнов А. М., Бабаян С. Л., Егельский В. А. Практика осуществления надзора за осужденными в исправи -тельных колониях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 5. С. 3-7.
References_
1. Gaisina A.M. Preparation of convicted minors for release - the key to successful adaptation in freedom: a methodological guide. Ufa, 2013. 43 p.
2. Dergachev A.V., Smirnov A.M., Babayan S.L. Improving supervision in the system of crime prevention among convicts in correctional colonies. Penal enforcement law. 2015. No. 1 (19). Pp. 77-83.
3. Nesterov A.Yu. Features of preparation for the release of juvenile convicts from penitentiary institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. Power. 2017. Vol. 25. No. 6. Pp. 74-81.
4. Nikolaev S.M. Successful resocialization of juvenile convicts as a basis for the effectiveness of educational colonies. Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2007. No.3 (4). Pp. 40-43.
5. Sadovnikova M.N. Some problems of the re-socialization of minors at the penitentiary and post-penitentiary stages. Siberian Legal Bulletin. 2005. No. 1. Pp. 55-59.
6. Smirnov A.M. The concept of a long term of imprisonment as a criterion for the development of criminal legislation and penitentiary practice of the Federal Penitentiary Service of Russia at the present stage. Criminal proceedings. 2006. No. 2. Pp. 43-47.
7. Smirnov A.M., Babayan S.L., Egelsky V.A. The practice of supervision of convicts in correctional colonies. Penal enforcement system: law, economics, management. 2014. No. 5. pp. 3-7.