Научная статья на тему 'ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ НА ОБРАЗОВАНИЕ (ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)'

ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ НА ОБРАЗОВАНИЕ (ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брылева Елена Александровна

В статье рассматриваются основные принципы реализации права на образование осужденных в воспитательных колониях, организационные требования к обеспечению этой деятельности. Выделяются основные проблемы, поднимаемые в работах современных исследователей по этой теме. Подчеркивается, что реализация права на образование осужденными является одним из главных условий их ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT OF PRISONERS TO EDUCATION (REVIEW OF MODERN RESEARCH)

The article examines the basic principles of the realization of the right to education of convicts in educational colonies, the organizational requirements for ensuring this activity. The main problems raised in the works of modern researchers on this topic are highlighted. It is emphasized that the realization of the right to education by convicts is one of the main conditions for their re-socialization.

Текст научной работы на тему «ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ НА ОБРАЗОВАНИЕ (ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)»

Брылева Е. А. Право осужденных на образование (обзор современных исследований) // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 1 (88). C. 27-30.

Bryleva E. A. The right of prisoners to education (review of modern research). Bulletin of Prikam-sky Social Institute. 2021. No. 1 (88) . Pp. 27-30. (In Russ.)

УДК 343.8

Е. А. Брылева

Пермский институт ФСИН России, Пермь, Россия

ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ НА ОБРАЗОВАНИЕ (ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Брылева Елена Александровна — кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры «Гражданско-правовые дисциплины», полковник внутренней службы.

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются основные принципы реализации права на образование осужденных в воспитательных колониях, организационные требования к обеспечению этой деятельности. Выделяются основные проблемы, поднимаемые в работах современных исследователей по этой теме. Подчеркивается, что реализация права на образование осужденными является одним из главных условий их ресоциализации.

Ключевые слова: право на образование, осужденные, воспитательные колонии, ресоциализация.

E. A. Bryleva

Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm, Russia

THE RIGHT OF PRISONERS TO EDUCATION (REVIEW OF MODERN RESEARCH)

Bryleva Elena A. — Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law Disciplines, Colonel of Internal Service.

The article examines the basic principles of the realization of the right to education of convicts in educational colonies, the organizational requirements for ensuring this activity. The main problems raised in the works of modern researchers on this topic are highlighted. It is emphasized that the realization of the right to education by convicts is one of the main conditions for their re-socialization.

Keywords: the right to education, convicts, educational colonies, resocialization.

Согласно действующему уголовно-исполнительному законодательству несовершеннолетние осужденные отбывают наказание в воспитательных колониях.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование, причем обязательное основное общее образование1. Организация общего образования несовершеннолетних осужденных осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . Получение образования в воспитательных колониях гарантируется Уголов-

1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения:14.04.2021).

2 Об образовании в Российской Федерации (ред. 30.04.2021): федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Рос. газета. 31.12.2012. № 303.

но-исполнительным кодексом Российской Федерации1, а также Приказом Министерства юстиции от 21 ноября 2005 г. № 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы»2.

Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях, получают основное общее и среднее (полное) общее образование в школе воспитательной колонии. Учредителем школы является Федеральная служба исполнения наказаний.

Директор школы назначается Федеральной службой исполнения наказаний.

При необходимости ФСИН может создать специальную школу для неразвитых детей, при этом наполняемость специальных классов не должна превышать 16 человек.

Наполняемость в классах специальных (коррекционных) школ меньше, чем в обычных школах. Согласно п. 10 Положения об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) образования в вечерней образовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы, утвержденному 21 ноября 2005 г., наполняемость классов в обычной школе не должна превышать 25 человек.

Получение образования является таким важным направлением, что даже осужденным, находящимся в режиме следственного изолятора при воспитательной колонии, предоставляются условия для получения образования.

Данная проблематика весьма актуальна и в последние годы стала объектом пристального внимания целого ряда ученых.

Так, в исследовании Г. А. Ванина рассматриваются проблемы в сфере реализации права осужденных на образование, в частности, автор отмечает, что часто усилия педагогов и психологов исправительных учреждений приводят к отрицательным результатам вследствие неверных действий сотрудников оперативных служб [1, с. 73]. Данная проблема говорит о необходимости привлечения в образовательные школы исправительных колоний квалифицированных кадров, не только имеющих знания в области педагогики и психологии, но и владеющих основами оперативной работы.

Зачастую у осужденных отсутствует психологическая готовность и желание получать образование. Социальная изоляция, низкий уровень жизни и нахождение в местах лишения свободы отражаются на психике осужденных и становятся серьезным препятствием для эффективной работы психологов и педагогических коллективов.

Отсутствие финансирования большинства колоний является еще одной проблемой. В последние годы внимание федеральных органов управления УИС ослаблено. Колонии не обеспечиваются новыми учебными пособиями, крайне редко в колониях используются учебно-наглядные пособия. Приобретение книг и современного оборудования становится препятствием для получения полноценного образования, эффективность работы попечительских советов при колониях остается крайне низкой.

Анализ нормативно-правового регулирования данной сферы представлен в работе М. С. Куликовой. Автор приходит к выводу, что для реализации права осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, на получение образования имеется достаточная правовая база. Право осужденных к лишению свободы на образование закреплено как в международных стандартах, так и в национальном законодательстве, создана и система соответствующих гарантий их [5, с. 132]. Исследователь обращает внимание на тот

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.

2 Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21 нояб. 2005 г. № 223 // Рос. газета. 9.12.2005. № 278.

факт, что, согласно Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Минюста России1, обучение осужденных, находящихся в данных учреждениях, в общеобразовательной школе, профессиональном училище должно проходить в специальном кабинете, оборудованном в изолированном помещении (п. 107). Кроме того, данным нормативно-правовым актом на администрацию воспитательных колоний возложена обязанность по созданию условий для заочного обучения осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Сопоставительный анализ реализации права на образование осужденных в РФ и зарубежных странах представлен в работе К. А. Гермони [2].

Аналогично в статье А. С. Кобелевой и Е. Г. Копалкиной анализируется роль высшего образования в ресоциализации лиц, находящихся в исправительных учреждениях, а также в профилактике рецидивной преступности. Авторы обозначают важнейшие проблемы, существующие в получении высшего образования в местах лишения свободы. В исследовании на основе актуальных публичных статистических данных ФСИН России раскрывается содержание деятельности по реализации права осужденных на получение высшего образования. Сравнивая отечественный и зарубежный опыт реализации различных образовательных программ в местах лишения свободы, авторы подчеркивают необходимость качественной трансформации инфраструктуры высшего образования в пенитенциарной системе России [4].

Отдельные аспекты проблемы изучены такими авторами, как В. М. Сапогов, В. С. Зайцев, А. А. Прощенкова, С. С. Журавская, О. Ф. Нимарицына [3; 6; 7; 8].

Таким образом, исследователи приходят к выводу, что качественная организация образовательного процесса выполняет воспитательную функцию, а также обеспечивает подготовку осужденных к самостоятельной жизни — как в воспитательной колонии, так и после освобождения.

Получение образования, прохождение профессиональной подготовки осужденными является одним из главных направлений деятельности в воспитательных колониях, так как не все осужденные могут привлекаться к труду и не все имеют профессии. Осужденные получают навыки по специальностям, по которым они смогут работать в колонии во время отбывания наказания, а также в последующее время. Кроме того, воспитательная функция при получении образования направлена на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, повышение их образовательного и культурного уровня.

Данная деятельность выступает важным направлением реализации уголовно-исполнительной политики и уголовной политики в целом.

На современном этапе именно качественное и доступное образование выступает одним из важнейших факторов исправления личности осужденного; именно образованность — путь к ресоциализации и профилактике повторных преступлений.

Библиографический список

1. Ванин Г. А. Право осужденных к лишению свободы на получение образования // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В. В. Бехер, Н. Н. Лайченковой. Саратов, 2020. С. 73-74.

2. Гермони К. А. Реализация права на образование у осужденных: отечественный и зарубежный опыт // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на

1 Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы (ред. от 29.01.2021): приказ Минюста России от 06.10.2006 № 311 // Рос. газета. 18.10.2006. № 233.

современном этапе: материалы Междунар. науч. конф. адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. Самара, 2018. С. 55-58.

3. Журавская С. С. Отдельные аспекты права на образование несовершеннолетних осужденных в период отбывания наказания // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2019. С. 121-122.

4. Кобелева А. С., Копалкина Е. Г. Проблемы получения высшего образования в пенитенциарной системе РФ // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Пермь, 2019. С. 300-304.

5. Куликова М. С., Кулаков А. В. Правовые основы и гарантии права на образование лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием: в 2 ч. Самара, 2020. Ч. 1. С. 132-134.

6. Нимарицына О. Ф. Права осужденных на получение образования в РФ // Науч. электрон. журнал «Меридиан». 2019. № 15 (33). С. 459-461.

7. Прощенкова А. А. Проблемы реализации права на образование несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы // Гарантии прав ребенка — безопасность детства: сб. науч. тр. / отв. ред. О. В. Ефимова, А. В. Звонарев. М., 2019. С. 101-105.

8. Сапогов В. М., Зайцев В. С. Организационно-правовые аспекты обеспечения прав осужденных к лишению свободы на образование // Право и наука в современном мире: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Р. В. Новиков, А. М. Бобров. Пермь, 2018. С. 181-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.