Научная статья на тему 'Реализация права на образование в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации'

Реализация права на образование в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1078
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / JUVENILE CONVICTS / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / PENITENTIARY SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вшивкова А.А.

В статье раскрывается проблема реализации права на образование несовершеннолетними осужденными, находящимися в местах лишения свободы. Обозначены особенности работы педагогов в школах при Воспитательных колониях. Подчеркнуто различие в осуществлении образовательного процесса, так как при обучении применяются образовательные стандарты без учета специфики обучающегося контингента. Раскрыта процедура образовательного процесса (от зачисления в школу до сдачи экзаменов, в том числе и в форме единого государственного экзамена). Представленный материал позволяет сделать вывод, что обучение в школах для несовершеннолетних очень важно для их будущей жизни, а для несовершеннолетних осужденных это один из способов измениться и вернуться в общество с другими целями, ценностями и установками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE RIGHT TO EDUCATION IN THE EDUCATIONAL COLONIES TO THE PENITENTIARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals a problem of realization of the right to education by juvenile convicts, who are in prison. The paper reveals what the features of the work of teachers in schools with young offenders are. The difference in the implementation of the educational process is emphasized, since the educational standards are applied in training without taking into account the specifics of the student contingent. The procedure of the educational process (from school enrollment to exams, including in the form of a single state exam) is revealed. The presented material leads to the conclusion that education in schools for minors is very important for their future life, and for juvenile convicts it is one of the ways to change and return to society with other goals, values and attitudes.

Текст научной работы на тему «Реализация права на образование в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»

5. Бауман З. Социологически мыслить. Москва, 1996.

6. Aлиханова C.A. Личностно-ориентированное преподавание социологии. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы XI Региональной научно-практической конференции 18 - 19 мая 2006 г. Махачкала, 2006: 77 - 79.

7. Aлиханова C.A. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности студента. Гуманитарные науки: новые технологии образования: материалы X Региональной научно-практической конференции 19 - 20 мая 2005 г. Махачкала, 2005: 56 - 59.

8. Aлижанова X.A., Aтагишиева Г. С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н. Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зин-ченко A^., KопыловA.B., ^пылова ИА, Шломина М.В., ^либеков НА, ^либекова Р.Д., ^лькина И.В., Магин ВА и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография. Москва, 2017.

9. Петрова Н.П., ^тов С.В., 1<лушина Н.П. Современные образовательные технологии в высшей школе. Ростов-на-Дону, 2016.

10. Aйриев Г., Тушина Н. Воспитательная система университета. Высшее образование в России. 2004; 3: 77 - 81.

References

1. Kuz'mina G.A. Lichnostno-orientirovannyj podhod v obuchenii shkoi'nikov. Available at:https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/ library/2012/03/19/lichnostno-orientirovannyy-podkhod-v-obuchenii. html

2. Postroenie modeiiiichnostno-orientirovannogo obucheniya. Pod nauchnoj redakciej Yakimanskoj I.S. Moskva, 2001.

3. Alekseev N.A. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie: voprosy teorii ipraktiki: monografiya. Tyumen', 1996.

4. Sorokin P. Sociologiya kak nauka. Cheiovek. Civiiizaciya. Obschestvo. Moskva, 1992.

5. Bauman Z. Socioiogicheski mysiit'. Moskva, 1996.

6. Alihanova S.A. Lichnostno-orientirovannoe prepodavanie sociologii. Gumanitarnye nauki: novye tehnoiogii obrazovaniya. Materialy XI Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii 18 - 19 maya 2006 g. Mahachkala, 2006: 77 - 79.

7. Alihanova S.A. Ispol'zovanie interaktivnyh (dialogovyh) tehnologij obucheniya v processe tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti studenta. Gumanitarnye nauki: novye tehnoiogii obrazovaniya: materialy X Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii 19 - 20 maya 2005 g. Mahachkala, 2005: 56 - 59.

8. Alizhanova H.A., Atagishieva G. S., Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N. Denilhanova H.Ya., Isakieva Z.S., Zinchenko A.S., KopylovA.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kulibekov N.A., Kulibekova R.D., Kul'kina I.V., Magin V.A. i dr. Organizaciya obrazovatei'nogo processa v vysshejshkoie: probiemy iperspektivy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

9. Petrova N.P., Kotov S.V., Klushina N.P. Sovremennye obrazovatei'nye tehnoiogii v vysshej shkoie. Rostov-na-Donu, 2016.

10. Ajriev G., Klushina N. Vospitatel'naya sistema universiteta. Vysshee obrazovanie vRossii. 2004; 3: 77 - 81.

Статья поступила в редакцию 19.03.18

УДК 37.015.31

Vshivkova A.A., postgraduate, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia), E-mail: alena.zhukova.92@mail.ru

REALIZATION OF THE RIGHT TO EDUCATION IN THE EDUCATIONAL COLONIES TO THE PENITENTIARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article reveals a problem of realization of the right to education by juvenile convicts, who are in prison. The paper reveals what the features of the work of teachers in schools with young offenders are. The difference in the implementation of the educational process is emphasized, since the educational standards are applied in training without taking into account the specifics of the student contingent. The procedure of the educational process (from school enrollment to exams, including in the form of a single state exam) is revealed. The presented material leads to the conclusion that education in schools for minors is very important for their future life, and for juvenile convicts it is one of the ways to change and return to society with other goals, values and attitudes.

Key words: education, juvenile convicts, penitentiary system.

А.А. Вшивкова, аспирант Кемеровского государственного университета, г. Кемерово,

E-mail: alena.zhukova.92@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье раскрывается проблема реализации права на образование несовершеннолетними осужденными, находящимися в местах лишения свободы. Обозначены особенности работы педагогов в школах при Воспитательных колониях. Подчеркнуто различие в осуществлении образовательного процесса, так как при обучении применяются образовательные стандарты без учета специфики обучающегося контингента. Раскрыта процедура образовательного процесса (от зачисления в школу до сдачи экзаменов, в том числе и в форме единого государственного экзамена). Представленный материал позволяет сделать вывод, что обучение в школах для несовершеннолетних очень важно для их будущей жизни, а для несовершеннолетних осужденных это один из способов измениться и вернуться в общество с другими целями, ценностями и установками.

Ключевые слова: образование, несовершеннолетние осужденные, пенитенциарная система Российской Федерации.

Во все времена перед государством стоят социальные проблемы, такие как алкоголизм, наркомания, терроризм, беспризорность, безработица, борьба с преступностью, в том числе с преступностью несовершеннолетних, и т. д.

Несовершеннолетние - это будущее страны, поэтому если несовершеннолетний совершил правонарушение, признан судом виновным, осужден и помещен в Воспитательную колонию (далее - ВК) для отбывания наказания, то ему следует оказать психологическую, юридическую и др. помощь.

Получение образования является одним из методов исправления несовершеннолетних осужденных, т. к. в подростковом возрасте одним из основных институтов социализации личности является общеобразовательная школа, а учёба - важнейшим видом деятельности.

В данной статье рассмотрим процесс получения образования в Воспитательных колониях, а также психологическую со-

ставляющую у несовершеннолетних осужденных, при получении образования в местах лишения свободы.

Данная тема всегда будет актуальной, так как при исполнении наказания в ВК несовершеннолетние находятся в изолированной среде, в отличие от сверстников, но требования к ним после освобождения такие же, как и для несовершеннолетних не осужденных. В том числе это касается и требований к их образовательному уровню.

Законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами, что закреплено в ст. 1 УИК РФ [1].

Получение общего образования осужденных к лишению свободы является одним из видов воспитательного воздействия на осужденных (ст. 109 УИК РФ). Статья 112 УИК РФ гласит что, в исправительных учреждениях организуется обязательное полу-

чение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования [1].

В Законе Российской Федерации «Об образовании» образование определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижений обучающимися определенных государственных уровней - цензов» [2].

В соответствие с этим же Законом, система образования Российской Федерации понимается как совокупность:

1) взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

2) сети образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты;

3) органов управления образованием подведомственных им учреждений и организаций [3, с. 109].

Среди образовательных учреждений реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты выделяют:

- дошкольные (детские сады);

- общеобразовательные (школы);

- профессиональные (училища, вузы) и др. [3, с. 110].

Для содержания несовершеннолетних преступников и проведения с ними комплекса мероприятий направленных на их ре-социализацию, созданы 23 воспитательные колонии, в которых на 1 января 2017 года содержалось 1395 человек. Во всех колониях есть школы [4].

Педагогическим коллективам таких школ приходиться работать в особых условиях и с особым контингентом учащихся, значительно отличающимся от других школ.

К таким особенностям относятся следующие:

1) изоляция воспитанников от общества по решению суда, жесткие правовые предписания, предусматривающие особый режим работы с рядом ограничений, как для воспитанников, так и для педагогических работников;

2) жесткая регламентация режима отбывания наказания, предусматривающая четыре его вида (обычные, облегченные, льготные и строгие);

3) психологическая неготовность воспитанников к обучению и адекватному восприятию воспитательного воздействия на них;

4) значительные отклонения в физическом и психическом развитии у большинства воспитанников;

5) частая сменяемость контингента воспитанников, связанная с незначительными сроками осуждения, условно-досрочным освобождением, периодически проводимыми амнистиями и другими обстоятельствами;

6) формирование классных коллективов у воспитанников с различным уровнем социальной дезадаптации;

7) система межличностных отношений воспитанников, основанная на уголовной субкультуре.

Уже к моменту своего осуждения большинство подростков, составляющих контингент обучающихся школ воспитательных колоний, успели пережить психологические потрясения, отрицательно сказавшиеся на их физическом и психическом состоянии.

Из анализа научной литературы, посвященной изучению отклоняющегося поведения подростков, следует, что для большинства деликвентов характерны:

- потребительская психология в отношении к близким людям, государству, обществу;

- коммуникативные затруднения, выражающиеся в неумении общаться с людьми вне пенитенциарного учреждения, недоверии к людям;

- низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила поведения и соответствовать им;

- нарушения в развитии эмоциональной сферы и сферы саморегуляции, не позволяющие адекватно понимать других, принимать их, строить жизненные планы;

- опора только на свои желания и чувства, склонность к аддитивному поведению (желание развлечься, продемонстрировать силу, ловкость, смелость, утвердить себя в глазах окружающих любым способом; добыть спиртное, токсическое или психотропные вещества; подчинить себе более слабых; стремление реализовать чувство озлобления, отомстить и пр.);

- нарушения в развитии сферы саморегуляции, эмоциональной, волевой и экзистенциональной сфер, что выражается в

слабо развитом (или отсутствующем вовсе) чувстве ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, неуверенности в себе, низкой самооценке, низкой социальной активности, желании быть незаметным, не выделяться среди других, отсутствии постоянных друзей и поддержки с их стороны;

- несформированность или неразвитость волевой сферы проявляется в отсутствии целеустремленности, направленной на будущую жизнь, направленности лишь на достижение ближайших потребительских целей.

У всех деликвентов наблюдается искаженное представление об окружающем мире, отсутствуют или крайне скудны знания по большинству школьных предметов. Отсюда нежелание учиться, стремление любым способом избежать необходимости посещать школу. Подавляющее количество воспитанников колоний не имеют образования, соответствующего их возрасту [5, с. 41].

Получение образования осужденными является одним из важнейших направлений в воспитательных колониях, так как образованность является одним из факторов дальнейшей ресо-циализации и профилактики повторных преступлений [6, с. 49].

В школах воспитательных колоний применяются образовательные стандарты, принятые государством к общеобразовательным школам. Однако в силу специфики контингента, отбывающего наказание в местах лишения свободы, это затруднительно, потому что нередко, что осужденные не соответствуют уровню образования его сверстников.

Образование осужденных к лишению свободы представляет собой специально организованный в интересах человека, гражданина, общества и государства, осуществляемый в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нормативно урегулированный, управляемый и контролируемый, активный процесс обучения и воспитания, направленный на развитие познавательных и творческих способностей осужденного, приобретение им самостоятельно, либо с участием педагога позитивного жизненного опыта, знаний, умений, навыков и нравственных качеств, приемлемых для жизни в обществе, нейтрализацию отрицательных черт характера, искоренение негативных потребностей (исправление), а равно последующую социальную адаптацию, сопровождающейся констатацией достижения лицом, получающим образование, установленных законодательством образовательных уровней (образовательных цензов) [7, с. 28].

При поступлении в общеобразовательные учреждения важным этапом является диагностика готовности ребенка при поступлении (переходе) на новую ступень обучения.

Зачисление осужденных в школу осуществляется по мере поступления их в ВК на основании имеющихся в личных делах документов об образовании. Если документы в личном деле отсутствуют, то администрация учреждения должна оформлять запросы по месту жительства (учебы) осужденного с целью их восстановления. Известны случаи, когда в силу разных причин документы об образовании восстановить (получить) невозможно. Тогда рекомендуется из педагогов школ ВК создать комиссию для определения уровня знаний осужденного, а затем направить его обучаться в соответствующий класс [8, с. 6].

Значение общеобразовательной подготовки состоит в том, чтобы развить у осужденных интерес к учебе, повысить их уровень образования и общую культуру; обучение должно способствовать исправлению осужденных; оказывая положительное воздействие на сознание правонарушителей, обучение помогает им освободиться от наследия прошлого, усиливает сопротивляемость разного рода влияниям, чуждым общественной морали и нравственности; с приобретением знаний растет уровень социальной зрелости личности.

Обучение в школе воспитывает у осужденных такие качества, как целеустремленность, видение социально позитивного смысла жизни, человеческое достоинство, развивает нравственно-волевые установки на законопослушное поведение; общеобразовательное обучение осужденных как одно из основных средств, применяемых в системе мер исправительного воздействия, он направлен на обеспечение гуманной цели - помочь человеку, совершившему преступление, по отбытии наказания стать полезным членом общества.

Образовательные учреждения УИС входят в систему образования Российской Федерации (ст. 8, ст. 50 Закона «Об образовании»), поэтому и содержание образования должно отвечать тем же требованиям, которые предъявляются законом «Об образовании» (ст. 14). Образование, говорится в нем, является одним из факторов экономического и социального прогресса общества

и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства.

Главная задача общеобразовательного обучения осужденных заключается в том, чтобы осужденный мог получить в последующем такую профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая способствовала бы скорейшей его адаптации после освобождения в условиях рыночной экономики и способствующих ей негативных моментов: безработице, спад производства и т. д. [9, с. 120].

Образовательный процесс в силу специфики места отбывания наказания несовершеннолетними осужденными имеет некоторые особенности. Государственная итоговая аттестация для выпускников 9 классов и сдача Единых государственных экзаменов для выпускников 11 классов в школах воспитательных колоний предусматривается законодательством. Во время подготовки к данным мероприятиям осужденные приказом воспитательной колонии освобождаются от работ, тем самым им дается возможность подготовиться и успешно пройти государственную итоговую аттестацию, а также успешно сдать ЕГЭ. Выпускникам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, сдавшим единые государственные экзамены, выдаются документы государственного образца о получении соответствующего уровня образования. Данные документы хранятся в личных делах осужденных, а при отбытии наказания освобожденным документы выдаются под расписку [10, с. 137].

В настоящее время численность педагогических работников в школах при воспитательных колониях составляет 256 человек, они выполняют не только учебную, но и значительную воспитательную работу с осужденными: принимают активно участие в деятельности учебно-воспитательных советов, проводят индивидуальную воспитательную работу, внеклассные и внешкольные мероприятия.

Наряду с традиционными уроками ими применяются методы активного обучения: литературные вернисажи, диспуты, круглые столы, презентации, виртуальные экскурсу. Для расширения и закрепления навыков самостоятельной учебной деятельности педагогическими работниками проводятся факультативные занятия с учетом интересов обучающихся.

Педагогические коллективы школ привлекают к участию в учебно-воспитательном процессе представителей органов государственной власти, общественных объединений и религиозных организаций, родительские комитеты.

Работа в условиях воспитательной колонии требует от пенитенциарного педагога полной отдачи духовных сил, постоянного поиска новых приемов, форм педагогического сотрудничества с подростком, находящимся в условиях изоляции от общества, уважения его как личности.

Педагоги совершенствуют свой профессиональный уровень, повышают свои знания. В своей деятельности учителя активно используют современные образовательные технологии, что дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов в образовательной деятельности и обучении осужденных, отбы-

Библиографический список

вающих наказания в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский подчёркивал: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личность в деле воспитания» [11, с. 64].

Потенциальные возможности личности несовершеннолетнего правонарушителя при исполнении им своих социальных функций зависят в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, следует заметить, что он ниже, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, бросившие учебу в общеобразовательных организациях, есть и такие, которые вообще не имеют представления, что такое учиться.

Для несовершеннолетних при обучении в школе важна поддержка близких и родителей. Несовершеннолетние осужденные, находясь в местах лишения свободы, ограничены в этой поддержке, поэтому педагоги и сотрудники исправительного учреждения оказывают им поддержку, стремясь обучить несовершеннолетних, чтобы они при освобождении имели знания такие же, как их сверстники.

Обучение в условиях исправительного учреждения - процесс, прежде всего, воспитательный, а потом уже учебный, хотя учеба была и остается главной целью учителей в школе [12, с. 26].

Хотелось бы процитировать слова Ян Коменского: «Нет ничего труднее, чем перевоспитать человека, плохо воспитанного» [13, с. 8].

Из чего можно констатировать, что как педагоги, так и на сотрудники уголовно-исполнительной системы выполняют роль как обучающих, так и заменяют родителей, общество и стремятся восполнить пробел в знаниях и умениях, имеющихся у осужденных, находящихся в местах лишения свободы, в том числе у несовершеннолетних осужденных к которым требуется особенный подход в силу их возраста. Через образование в школе, а также при общении с педагогами несовершеннолетние осужденные узнают о современных тенденциях, о ценностях которые ценятся в обществе, и как в дальнейшем не совершать правонарушения, чтоб не попадать больше на скамью подсудимых, а также в места лишения свободы.

Также можно сделать вывод, что обучение для несовершеннолетних в школах очень важно, но при отбытии наказания несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях существуют ограничения, такие как ограниченность пространства, недостаточная базовая основа знаний. Тема важна для теории и практики, так как в школах в воспитательных колониях способствуют «подтягиванию» уровня образования у несовершеннолетних осужденных до уровня сверстников, в данных школах применяются одни образовательные стандарты, что и школы вне исправительных учреждений, что достаточно трудно, так как уровень образования бывает разный между осужденными и их сверстниками.

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017). Собрание законодательства РФ. 13.01.1997, № 2, ст. 198.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3. Об образовании в Российской Федерации (ред. от 29.12.2017). Собрание законодательства РФ. 31.12.2012, № 53 (часть I), ст. 7598.

3. Каракозов С.Д., Печатнова Н.Б. Об интеллектуальной готовности выпускников школ к обучению в вузе. Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. 2005, 5-2: 109-114.

4. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. Available at: Ь|йр://фсин.рф^шсШге/ inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/

5. Кибыш А.И. Некоторые особенности практики обучения и воспитания в воспитательных колониях. ВестникРГУ им. И. Канта. 2006; 11: 40 - 46.

6. Накаряков Д.А. Проблема получения несовершеннолетними осужденными образования в исправительных учреждениях. Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: материалы Всероссийской научно-практической конференции для студентов и преподавателей. Пермь. 2014; Т. 1: 255.

7. Ивасенко Я.С. Общее и профессиональное образование в механизме исправительного воздействия на осужденных к лишению свободы. Юридическая мысль. 2013; 3 (77): 28 - 32.

8. УВСПР ФСИН России. Колонистская школа: для тех, кому за 30. Преступление и наказание. 2017; 7: 4 - 6.

9. Лукичев О.В. Воспитательное воздействие на осужденных в исправительных учреждениях и семье. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008; 2 (38): 116 - 124.

10. Брылева Е.А. Реализация права на образование несовершеннолетними осужденными как эффективный инструмент ресоциализа-ции. Мир политики и социологии. 2016; 10: 136 - 141.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ушинский К.Д. Три элемента школы. Собрание сочинений: в 2 т. Москва, 1948; Т. 2.

12. Копылова О. Школьные будни. Преступление и наказание.2016; 8: 26 - 27.

13. Куренков С. От первого до последнего звонка. Преступление и наказание. 2017; 7: 7 - 9.

References

1. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ (red. ot 20.12.2017). Sobranie zakonodatel'stva RF. 13.01.1997, № 2, st. 198.

2. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 № 273-FZ. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii (red. ot 29.12.2017). Sobranie zakonodatel'stva RF. 31.12.2012, № 53 (chast' I), st. 7598.

3. Karakozov S.D., Pechatnova N.B. Ob intellektual'noj gotovnosti vypusknikov shkol k obucheniyu v vuze. Vestnik Barnaul'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2005, 5-2: 109-114.

4. Harakteristika lic, soderzhaschihsya v vospitatel'nyh koloniyah dlya nesovershennoletnih. Available at: http://fsin.rf/structure/inspector/iao/ statistika/Xar-ka%20v%20VK/

5. Kibysh A.I. Nekotorye osobennosti praktiki obucheniya i vospitaniya v vospitatel'nyh koloniyah. Vestnik RGU im. I. Kanta. 2006; 11: 40 - 46.

6. Nakaryakov D.A. Problema polucheniya nesovershennoletnimi osuzhdennymi obrazovaniya v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah. Bezopasnoe detstvo kak pravovoj i social'no-pedagogicheskij koncept: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii dlya studentov i prepodavatelej. Perm'. 2014; T. 1: 255.

7. Ivasenko Ya.S. Obschee i professional'noe obrazovanie v mehanizme ispravitel'nogo vozdejstviya na osuzhdennyh k lisheniyu svobody. Yuridicheskaya mysl'. 2013; 3 (77): 28 - 32.

8. UVSPR FSIN Rossii. Kolonistskaya shkola: dlya teh, komu za 30. Prestuplenie i nakazanie. 2017; 7: 4 - 6.

9. Lukichev O.V. Vospitatel'noe vozdejstvie na osuzhdennyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah i sem'e. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2008; 2 (38): 116 - 124.

10. Bryleva E.A. Realizaciya prava na obrazovanie nesovershennoletnimi osuzhdennymi kak 'effektivnyj instrument resocializacii. Mir politiki i sociologii. 2016; 10: 136 - 141.

11. Ushinskij K.D. Tri 'elementa shkoly. Sobranie sochinenij: v 2 t. Moskva, 1948; T. 2.

12. Kopylova O. Shkol'nye budni. Prestuplenie i nakazanie.2016; 8: 26 - 27.

13. Kurenkov S. Ot pervogo do poslednego zvonka. Prestuplenie i nakazanie. 2017; 7: 7 - 9.

Статья поступила в редакцию 21.03.18

УДК 378

Akishina E.M., Cand. of Art Criticism, Director, Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy

of Education (Moscow, Russia), E-mail: eka53.170@gmail.com

DEVELOPMENT OF STUDENTS' PROFESSIONAL ATTITUDES IN THE HIGH SCHOOLS' EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE CULTURAL AND ARTS AREA. The development of students-future specialists in the sphere of culture and art professional attitudes is an urgent problem in the pedagogy of higher education. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of the educational environment in this process. The article describes levels, criteria and indicators of the development of professional orientations of students; the main directions of pedagogical support are presented, including the development of the students' reflective position in relation to culture, creative activity, readiness for self-realization in the profession. The brief analysis of practical work on introduction of pedagogical support of students in the high schools of culture and art educational environment is given.

Key words: higher education in sphere of culture and art, educational environment, professional development, professional attitudes, reflexive position, students.

Е.М. Акишина, канд. иск., директор федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт

художественного образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва,

E-mail: eka53.170@gmail.com

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Развитие профессиональных установок студентов - будущих специалистов сферы культуры и искусства является актуальной проблемой педагогики высшего образования. Цель статьи - раскрытие педагогического потенциала образовательной среды в этом процессе. В статье описаны уровни, критерии и показатели развития профессиональных установок студентов; представлены основные направления педагогического сопровождения, включая развитие рефлексивной позиции студентов в отношении культуры, творческой активности, готовности к самореализации в профессии. Дан краткий анализ практической работы по внедрению педагогического сопровождения студентов в образовательной среде вузов сферы культуры и искусства.

Ключевые слова: высшее образование в сфере культуры и искусства, образовательная среда, профессиональное становление, профессиональные установки, рефлексивная позиция, студенты.

Обращение к многокомпонентной проблематике взаимодействия профессионального становления студентов и образовательной среды вуза определяется все возрастающим влиянием этой среды на самые различные структуры и качества личности будущего специалиста. Это касается и такой важной сферы, как развитие профессиональных установок, оказывающих, как известно, воздействие на процессы самореализации [1], на освоение ценностных ориентаций, которые, интериоризируясь, становятся базисом и для профессиональных установок, и для жизненного целеполагания студентов [2]. В понятие «образовательная среда вуза» в данном контексте вкладываются представления о совокупности условий, в которых осуществляется освоение профессионально значимых знаний и умений будущего специалиста.

Какими факторами определяется значимость развития профессиональных установок студентов в вузе сферы культуры и искусства?

- во-первых, устойчивые профессиональные установки направляют активность личности на путь рационального целе-

полагания, планирования, программирования жизненного пути. В результате этих процессов студент продуманно и осознанно выстраивает систему смысловых образований, необходимых для полноценной и продуктивной самореализации в профессии [3];

- во-вторых, профессиональные установки являются базисом для дальнейшего общей культуры личности [4].

В целом, образовательная среда вуза сферы культуры и искусства, позитивно влияющая на развитие профессиональных установок студентов - это соединение пространственно-временной, эстетико-коммуникативной, материально-предметной, социокультурной сред, которое способно обеспечивать комплекс педагогических условий для личностного развития и профессионального становления будущих специалистов [5].

Качествами такой среды являются:

- целостность;

- фундаментальность;

- спектральность;

- динамичность;

- гибкость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.