Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН, ЛИШЕННЫХ СВОБОДЫ И ИМЕЮЩИХ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН, ЛИШЕННЫХ СВОБОДЫ И ИМЕЮЩИХ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ / МАЛОЛЕТНИЕ ДЕТИ / СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ / РЕЖИМ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТРУД / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Онищенко И. С.

В статье рассматриваются основные средства исправления, применяемые в отношении осужденных к лишению свободы женщин, имеющих малолетних детей, их роль в контексте исправления данной категории осужденных. Предметом статьи выступили статистические данные, отечественное законодательство, научная литература по теме работы. Цель исследования - обосновать недостаточность исправительного воздействия в отношении осужденных женщин, имеющих малолетних детей, предложить пути решения данной проблемы. Методологическую основу исследования составили статистический метод, анализ, синтез, индукция, системно-структурный, формально-логический методы. В результате проведенной работы изучены основные средства исправления, применяемые к осужденным матерям: режим, воспитательная работа, труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Установлено, что имеет место недостаточность исправительного воздействия в отношении осужденных женщин, имеющих малолетних детей, основным средством их исправления преимущественно является только режим. Отмечается, что условия для трудовой деятельности осужденных матерей в исправительных учреждениях сокращаются, что снижает эффективность их исправления. Необходимо, чтобы виды работ, к которым привлекаются осужденные матери, максимально соответствовали рынку труда. Установлено, что требуется разработка эффективных методов и форм воспитательной работы с данной категорий осужденных, среди которых на первом месте должно быть семейное направление воспитательной работы. Представляется важным активизировать деятельность институтов гражданского общества с целью оказания помощи осужденным матерям. Данные решения положительно отразятся на исправительном воздействии в отношении осужденных женщин, имеющих малолетних детей. Сделаны выводы о ценности получения образования для осужденных матерей; важности разработки программы ресоциализации осужденных матерей; необходимости формирования системы постоянных контактов осужденной с ребенком, создания центра материнства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Онищенко И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF REMEDIES WITH REGARD TO WOMEN DEPRIVED OF LIBERTY AND HAVING YOUNG CHILDREN

The article analyzes the main remedies used in relation to sentenced to imprisonment women with young children, their role in the context of the correction of this category of convicts. The article considers the official statistics, domestic legislation and scientific literature on the topic of the work. The purpose of the study is to substantiate the statement on the lack of corrective impact in relation to convicted women with young children, to suggest ways to solve this problem. The methodological basis of the research was formed by the statistical method, analysis, synthesis, induction, system-structural and formal-logical methods. As a result of the work carried out, the main remedies applied to convicted mothers were studied: regime, educational work, labor, general education, vocational training and social influence. It has been established that there is a lack of corrective influence in relation to convicted women with young children, the main remedy applied to them is the regime. It is noted that the possibilities of work for convicted mothers in correctional institutions are decreasing, which reduces the effectiveness of their correction. It is imperative that the types of work in which convicted mothers are involved are as close to the labor market as possible. It has been established that the development of effective methods and forms of educational work with this category of convicts is required, among which the family direction of educational work should be in the first place. It seems important to intensify the activities of civil society institutions in order to provide assistance to convicted mothers. These decisions will have a positive corrective impact in relation to convicted women with young children. Conclusions are drawn about the significance of education for convicted mothers; the importance of developing a resocialization program for convicted mothers; the need to form a system of constant contacts between the convict and the child, the need to create a motherhood center.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН, ЛИШЕННЫХ СВОБОДЫ И ИМЕЮЩИХ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ»

DOI 10.51522/2307-0382-2021-231-8-12-19 УДК 343.8

И. С. ОНИЩЕНКО

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы

Вологда

IRINA S. ONISHCHENKO

Senior Lecturer of the Department of Civil Law Disciplines of the VILE of the FPS of Russia, Candidate of Law, Lieutenant-Colonel of the Internal Service

Vologda

Применение средств исправления в отношении женщин, лишенных свободы и имеющих малолетних детей

Application of remedies with regard to women deprived of liberty and having young children

Аннотация. В статье рассматриваются основные средства исправления, применяемые в отношении осужденных к лишению свободы женщин, имеющих малолетних детей, их роль в контексте исправления данной категории осужденных. Предметом статьи выступили статистические данные, отечественное законодательство, научная литература по теме работы. Цель исследования -обосновать недостаточность исправительного воздействия в отношении осужденных женщин, имеющих малолетних детей, предложить пути решения данной проблемы. Методологическую основу исследования составили статистический метод, анализ, синтез, индукция, системно-структурный, формально-логический методы. В результате проведенной работы изучены основные средства исправления, применяемые к осужденным матерям: режим, воспитательная работа, труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Установлено, что имеет место недостаточность исправительного воздействия в отношении осужденных женщин, имеющих малолетних детей, основным

Abstract. The article analyzes the main remedies used in relation to sentenced to imprisonment women with young children, their role in the context of the correction of this category of convicts. The article considers the official statistics, domestic legislation and scientific literature on the topic of the work. The purpose of the study is to substantiate the statement on the lack of corrective impact in relation to convicted women with young children, to suggest ways to solve this problem. The methodological basis of the research was formed by the statistical method, analysis, synthesis, induction, system-structural and formal-logical methods. As a result of the work carried out, the main remedies applied to convicted mothers were studied: regime, educational work, labor, general education, vocational training and social influence. It has been established that there is a lack of corrective influence in relation to convicted women with young children, the main remedy applied to them is the regime. It is noted that the possibilities of work for convicted mothers in correctional institutions are decreasing, which reduces the effectiveness of their correction.

средством их исправления преимущественно является только режим. Отмечается, что условия для трудовой деятельности осужденных матерей в исправительных учреждениях сокращаются, что снижает эффективность их исправления. Необходимо, чтобы виды работ, к которым привлекаются осужденные матери, максимально соответствовали рынку труда. Установлено, что требуется разработка эффективных методов и форм воспитательной работы с данной категорий осужденных, среди которых на первом месте должно быть семейное направление воспитательной работы. Представляется важным активизировать деятельность институтов гражданского общества с целью оказания помощи осужденным матерям. Данные решения положительно отразятся на исправительном воздействии в отношении осужденных женщин, имеющих малолетних детей. Сделаны выводы о ценности получения образования для осужденных матерей; важности разработки программы ресоциализации осужденных матерей; необходимости формирования системы постоянных контактов осужденной с ребенком, создания центра материнства.

Ключевые слова: осужденные женщины, малолетние дети, средства исправления, режим, воспитательная работа, труд, образование, профессиональное обучение, общественное воздействие.

It is imperative that the types of work in which convicted mothers are involved are as close to the labor market as possible. It has been established that the development of effective methods and forms of educational work with this category of convicts is required, among which the family direction of educational work should be in the first place. It seems important to intensify the activities of civil society institutions in order to provide assistance to convicted mothers. These decisions will have a positive corrective impact in relation to convicted women with young children. Conclusions are drawn about the significance of education for convicted mothers; the importance of developing a resocialization program for convicted mothers; the need to form a system of constant contacts between the convict and the child, the need to create a motherhood center.

Key words: convicted women, young children, remedies, regime, educational work, labor, education, vocational training, social impact.

12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки) Criminal Law and Criminology; penal law (legal sciences)

Согласно статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

В целях реализации международных стандартов женщины отбывают наказание отдельно от мужчин, таким образом соблюдаются этические нормы и учитываются характерные черты женского организма [1]. При этом администрации исправительного учреждения (далее - ИУ) следует размещать

разные категории осужденных женщин отдельно на изолированных участках, хотя часто это сделать сложно в связи с отсутствием свободных жилых площадей и необходимых материально-бытовых условий. Материально-бытовые условия должны обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм (требования к водоснабжению, канализации, освещению и так далее); санитарно-бытовых условий (наличие санузлов, мест личной гигиены и так далее).

Необходимо отметить, что принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в отношении осужденных женщин полностью не реализуется. Это связано, прежде всего, с упразднением для них исправительных колоний строгого режима,

что С. П. Середа рассматривает как нарушение принципа дифференциации уголовного наказания [2]. Действительно, данный фактор снизил возможности исправительного воздействия и уравнял условия содержания для впервые осужденных к лишению свободы женщин и рецидивисток. При этом И. А. Янчук считает необоснованным оправдание данных изменений направленностью законодательства на гуманизацию условий отбывания наказания [3].

Современность диктует необходимость реорганизации колоний для содержания осужденных женщин, а именно создания при них локальных участков для содержания впервые осужденных женщин и рецидивисток. При этом режим должен быть гибким и обеспечивать специальные условия для ухода за детьми, чтобы женщины могли принимать участие в различных мероприятиях в ИУ согласно правилу 33 Правил Организации Объединенных Наций, касающихся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (далее - Бангкокские правила) [4].

Важное средство исправления осужденных женщин - воспитательная работа. Женщины выделены в отдельную категорию осужденных, так как воспитательная работа с ними учитывает их физиологические и психические особенности. Следует отметить слабость воспитательной работы с женщинами и недостаточность исправительного воздействия в отношении них, так как основным средством исправления является в основном режим, а воспитательная работа проводится формально и выражается лишь в соблюдении внутренних правил, что не свидетельствует об исправлении осужденной.

Сотрудники ИУ при проведении воспитательной работы с осужденными женщинами сталкиваются с рядом трудностей: формы и методы организации воспитательной работы с ними законодательно не урегулированы, методические материалы отсутствуют. В связи с этим сотрудникам приходится использовать различные твор-

ческие подходы к решению данного вопроса и зачастую преодолевать нежелание женщин принимать участие в разных воспитательных мероприятиях.

Сотрудники колонии должны сформировать у осужденных женщин качества личности, которые помогли бы им на свободе включиться в законопослушную жизнь. Изучив характеристики осужденных матерей, следует отметить эффективность таких психолого-педагогических приемов, как внушение и убеждение, а также индивидуальных бесед, в ходе которых нужно убедить осужденную в том, что она и ее ребенок обществу нужны.

Воспитательная работа проводится на основании изучения личности осужденной, так как выработать эффективную стратегию воспитательного процесса возможно только зная ее личные данные, семейные обстоятельства, желания и потребности, отношения с детьми. При определении степени исправления осужденных женщин администрация ИУ учитывает их участие в воспитательных мероприятиях, что положительно влияет на поведение и стимулирует к условно-досрочному освобождению.

Воспитательная работа в женских ИУ имеет свои особенности: женщины более дисциплинированы, чувствительны, внушаемы. К тому же многие из них являются матерями, поэтому необходимо воспитывать в них материнские чувства, ответственность за ребенка, развивать родительскую компетентность [5], в связи с чем на первое место выходит «семейное» направление воспитательной работы.

Осужденных матерей можно разделить на четыре группы, особенности которых определяют направление воспитательной работы с ними:

1) матери со стойкими родительскими привязанностями, которые признают свои ошибки, хотят общаться с ребенком;

2) матери со слабыми родительскими привязанностями, которые равнодушны, апатичны, но под влиянием внешних факторов переоценили свою жизненную позицию;

3) матери с низкими родительскими привязанностями, которые являются иждивенцами, себя виновными не считают, ждут поддержки от детей;

4) матери, имеющие психические и физические отклонения, которые рассчитывают на сотрудников детского дома [6].

При проведении воспитательной работы необходимо иметь в виду, что, с одной стороны, семья сдерживает женщину от совершения преступления, с другой - разлад в семье провоцирует ее к нарушению законодательства. Особенно часто это встречается у женщин, которые до осуждения имели семью и детей, так как они острее переживают лишение свободы, поэтому сотруднику ИУ крайне важно подготовить женщин к выполнению роли хранительницы очага и матери еще в местах лишения свободы.

Семья является важным фактором, стимулирующим процесс исправления и подталкивающим к освобождению из ИУ. Однако у многих осужденных женщин не было хорошей семьи, поэтому, несмотря на генетически заложенную потребность общаться с ребенком, у них преобладает девиантное материнство. Опираясь на данные наблюдения осужденных матерей и заключения психологов [7], приходим к выводу о том, что осужденные женщины нуждаются в поддержке, необходимо помогать им возрождать материнские чувства, стимулировать к условно-досрочному освобождению и убеждать оставлять ребенка у себя после освобождения.

Необходимо беседовать с осужденными женщинами о материнстве, о том, чтобы быть примером своим детям, вредных привычках, особенно в период грудного вскармливания ребенка, основных правилах ухода за ребенком, правилах гигиены матери. С этой целью следует привлекать женщин к участию в различных видах художественной самодеятельности, развивающих чувство материнства. Следует согласиться с Е. А. Шевелевой, которая говорит о важности проведения психологических бесед, совместных просмотров семейных фильмов о семейном воспитании [8].

Для осужденных матерей достаточно актуальной является проблема сохранения социально полезных связей. Контакты осужденной женщины с семьей вызывают у нее желание изменить свое поведение (она чувствует себя нужной), снижают ее психоэмоциональное напряжение, формируют законопослушное поведение [9], дисциплинируют и побуждают к условно-досрочному освобождению [10], в связи с чем необходимо проводить воспитательные мероприятия с приглашением родственников и близких осужденных женщин.

Также важно, чтобы осужденная мать общалась со своим ребенком на постоянной основе, в связи с этим целесообразно создать центр материнства, который будет обучать женщин основам материнства, организовать курсы «Школа мам», работу по формированию ответственного поведения за себя и ребенка, психологической устойчивости к последующим трудностям.

Как показывают результаты проведенного нами анкетирования среди осужденных женщин, имеющих детей в доме ребенка при ИУ, 78 % респондентов находятся в состоянии постоянного дискомфорта, в связи с чем следует уделить особое внимание программе ресоциализации осужденных матерей, которая бы развила потребности женщины в сохранении семьи, материнстве, воспитании детей. Небезынтересно, что сотрудники ИУ сомневаются в необходимости общения осужденных матерей со своими детьми, так как после освобождения они придерживаются асоциального образа жизни и забывают о детях [6].

В вопросе исправления осужденных женщин высока воспитательная роль вероисповедания, так как религиозные взгляды позитивно влияют на осужденных матерей, улучшают их поведение, взаимоотношения с детьми, формируют нравственные идеалы [9], заставляют переосмыслить отношение к закону, вопросы материнства. Согласно нашему исследованию 60,4 % осужденных женщин являются верующими.

Важную роль в воспитании осужденных матерей играет психологическая служба ИУ Как показывают результаты исследования, 54 % женщин нуждаются в психологической помощи, при этом к психологу колонии обратилось только лишь 22 %. В большинстве колоний есть кабинеты психологического аутотренинга, которые женщины посещают с большим желанием.

Правовое воспитание занимает немаловажное место в воспитательной работе с осужденными матерями, так как им необходима помощь юриста по уголовным и гражданским делам. Как выяснилось, многие осужденные матери не знают своих прав (выезд за пределы колонии, восстановление в родительских правах, развод, жилищные вопросы, право жить вместе с ребенком в колонии, алименты и другое). В данной сфере существует положительный опыт в отдельных регионах Российской Федерации. Так, в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области ежегодно проводится консультирование осужденных матерей по правовым вопросам, им оказывается юридическая помощь на безвозмездной основе [11]. Целесообразно распространить данный опыт во всех женских ИУ

В ряде международных документов отмечается необходимость сохранения здоровья осужденных кормящих матерей и женщин с детьми: следует создавать условия для их психического и физического здоровья, возможности для регулярных занятий спортом согласно правилу 48 Бангкокских правил [4].

Также не теряет актуальности вопрос получения осужденными матерями образования в ИУ Как отмечает Ю. М. Антонян, отношение к получению образования является важным показателем, характеризующим степень исправления осужденной [12]. При этом необходимо отметить, что в некоторых женских колониях есть опыт получения осужденными женщинами образования в вузах по заочной и дистанционной формам обучения. Например, в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области - по специальностям «менеджмент»,

«экономика», «психология», «туризм» [11]. Проблемой является то, что у большинства женщин нет денег на оплату обучения.

При этом для осужденных матерей получение образования является крайне важным так как:

1) оно влияет на поведение женщин;

2) учитывается при определении степени исправления;

3) дает возможность устроиться в будущем на хорошую работу, которая поможет содержать ребенка;

4) у обучающихся женщин отбывание наказания проходит эффективнее;

5) осужденная является положительным примером своим детям, повышается ее авторитет мамы;

6) уменьшается рецидив.

В последние годы количество женщин, получающих образование в колонии, постоянно растет. Согласно данным исследования 32,21 % осужденных женщин получают среднее специальное образование, 18,79 % - среднее общее, 6,04 % - начальное, 3,36 % - высшее, 39,6 % женщин не получают образования в колонии.

Одним из основных средств исправления осужденных к лишению свободы матерей является труд (что подтверждается научными исследованиями и практикой), так как он способствует сохранению чувства собственного достоинства, а получение профессии формирует уверенность в будущем (после выхода на свободу потребуются деньги на себя и ребенка).

УИК РФ обязывает осужденных женщин работать в местах, установленных администрацией ИУ Однако в настоящий период труд практически перестал быть обязанностью осужденных, так как большинство из них лишено возможности работать, причем в основном не по вине осужденных женщин, что снижает возможности для их исправления.

Осужденные женщины имеют право на отпуск в количестве 12 рабочих дней в год, который они вправе с разрешения начальника ИУ провести за пределами колонии.

При этом осужденные матери это право практически не реализуют, хотя оно может стимулировать их правомерное поведение, в том числе после выхода из колонии [13].

В соответствии со статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [14] осужденная женщина в период отпуска по беременности и родам (70 календарных дней до родов и 70 после родов) освобождается от работы и имеет право на получение пособия. Матери с детьми в возрасте до 1,5 лет имеют право на перерывы для кормления ребенка каждые три часа не менее 30 минут каждый согласно статье 258 Трудового кодекса Российской Федерации [14].

Осужденная мать вправе после работы посещать ребенка, проживающего в доме ребенка ИУ, без ограничения времени. Однако, как показывает практика, на это остается только два часа, что недостаточно ни для ребенка, ни для матери. При этом, как отмечает О. Ю. Патласов, требуют нормативного закрепления вопросы оставления женщинами рабочего места для общения с детьми, пребывающими в доме ребенка ИУ [15].

Осужденные женщины традиционно заняты в швейном производстве, однако из-за негативных экономических факторов многие предприятия в колониях закрылись, что отрицательно сказалось на осужденных женщинах, процессе их исправления и подготовке к жизни на свободе. Например, в женских ИУ Вологодской области не работает почти четверть женщин. Трудности с трудоустройством связаны также с наличием у осужденных женщин медицинских противопоказаний. Согласно нашему исследованию трудоспособны 90,6 % осужденных женщин. Большая их часть занята в швейном производстве - 47,65 %, в хозяйственном обслуживании - 6,04 %; при этом не желают работать - 14,1 %, 10,74 % женщин сказали, что для них нет подходящей работы, 6,04 % - не могут работать по состоянию здоровья, 2,68 % - получают специальность, 2,68 % - беременны, 10,07 % - находятся в отпуске по уходу за ребенком. При этом

анкетирование женщин показало, что они хотят работать, их гнетет безделье, волнует сокращение рабочих мест в колонии.

Любой квалифицированный труд нуждается в профессиональной подготовке. Профессиональное обучение осужденных женщин проходит в профессиональных училищах при ИУ таким образом женщины получают профессию без отрыва от производства. Результаты исследования показали, что более 50 % женщин получили в колонии специальность, которая не востребована на свободе, что сводит на нет исправительное воздействие профессионального образования и трудовой деятельности. Поэтому осужденные женщины должны получать специальность и привлекаться к работам, востребованным на региональных рынках труда.

Исправление осужденных женщин - задача не только исправительных учреждений, но и общественных организаций [16]. Главные субъекты общественного контроля в рассматриваемой сфере - общественные наблюдательные комиссии, важным направлением работы которых является проведение проверок соблюдения прав осужденных матерей. При этом необходимо отметить, что для осужденных женщин не столько важна сама помощь, сколько важен сам факт ее оказания, который способствует их исправлению. Результаты исследования говорят о наличии таких проблем, как отсутствие гинеколога, старое оборудование, неважные бытовые условия, мало комнат для длительных свиданий, небольшой ассортимент и высокие цены на продукты питания и товары.

Проблематична и постпенитенциарная ресоциализация осужденных женщин с детьми, поэтому важно привлекать институты гражданского общества для оказания помощи данной категории осужденных в вопросах восстановления социально полезных связей, поиска жилья, работы и тому подобного. Для разрешения проблем в данной области также важно проводить на постоянной основе совместные заседания ФСИН России, других государственных органов и общественности. ^

1. Южанин В. Е., Горбань Д. В. Режим и меры предупреждения правонарушений среди осужденных в системе исполнения наказания в виде лишения свободы : монография. М. : Юр-литинформ, 2018. С. 274.

2. Середа С. П. Определение места и вида учреждений, предназначенных для отбывания наказания в виде лишения свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 15.

3. Янчук И. А. Уголовная и уголовно-исполнительная политика в сфере дифференциации наказания в виде лишения свободы в отношении женщин // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации : тез. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Вологда, 14-15 дек. 2006 г.). Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2006. Ч. 1. С. 272.

4. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила) от 21.12.2010 // Организация Объединенных Наций [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bangkok_rules.shtml (дата обращения: 06.07.2021).

5. Кулакова С. В. О необходимости работы по повышению уровня родительской компетентности у осужденных-женщин, имеющих детей, в домах матери и ребенка исправительных учреждений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. № 3. С. 4-6.

6. Храброва Е. В. Особенности воспитательной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, по поддержанию социально полезных связей с их детьми, воспитывающимися в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2018. № 4 (44). С. 36-42.

7. Социальный проект «Открытое сердце матери» для осужденных матерей, находящихся в местах лишения свободы по профилактике первичного сиротства и формированию позитивного отношения к приемным семьям, воспитывающим их детей // Pandia [сайт]. URL: https:// pandia.ru/text/81/087/23625.php (дата обращения: 06.07.2021).

8. Шевелева Е. А. Психологические аспекты воспитательной работы с осужденными женщинами // Проблемы исполнения наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы : сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. (Вологда, 22-23 июня 2016 г.). Вологда, 2016. С. 153.

9. Савинова Е. А. Условия содержания осужденных женщин в исправительной колонии общего режима и правила их поведения // Инновации в науке : сб. ст. по материалам XXXIV Междунар. науч.-практ. конф. (30 июня 2014 г.). Новосибирск : СибАК, 2014. С. 55-57.

10. Громадская Н. В., Павлик Е. М. Особенности семейно-правовых отношений осуждённых, отбывающих наказания, связанные с лишением свободы (пожизненным лишением свободы) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1 (81). С. 100-106.

11. Козлова Н. Е. Особенности подготовки к освобождению женщин, имеющих детей в доме ребенка при ИУ // Проблемы исполнения наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы : сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. (Вологда, 22-23 июня 2016 г.). Вологда, 2016. С. 105.

12. Антонян Ю. М. Женщины в тюрьме. М., 1992. С. 117.

13. Лелик Н. Б. Организационно-правовые вопросы исполнения лишения свободы в отношении осужденных женщин : аналитический обзор. Томск : ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, 2018. С. 27.

14. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

15. Патласов О. Ю. Трудовая деятельность осужденных под влиянием криминальной субкультуры: пробелы законодательства и коллизии норм права // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 1. С. 222-224.

16. Скиба А. П., Скорик Е. Н. Взаимодействие субъектов общественного контроля и учреждений уголовно-исполнительной системы: проблемы правового регулирования // Юрист Юга России и Закавказья. 2015. № 1-2. С. 11-14.

1. Yuzhanin, V. E., Gorban, D. V. (2018) The regime and measures for the prevention of offenses among convicts in the penal system : monograph. Moscow : Yurlitinform, p. 274

2. Sereda, S. P. (2007) Determination of the place and type of institutions intended for serving a sentence of imprisonment : abstract of thesis ... of Candidate of Law. Moscow, p. 15.

3. Yanchuk, I. A. (2006) Criminal and penitentiary policy in the sphere of differentiation of punishment in the form of imprisonment against women // Criminal and penitentiary policy of modern Russia: problems of formation and implementation : abstracts materials Intern. scientific-practical conf. (Vologda, December 14-15, 2006.) Vologda : VILE of the FPS of Russia, part 1, p. 272.

4. United Nations Rules for the Treatment of Women Prisoners and Non-Custodial Measures for Women Offenders (Bangkok Rules) of 21.12.2010 // United Nations [site]. URL: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/bangkok_rules.shtml [Accessed 6th July 2021].

5. Kulakova, S. V. (2019) On the need for work on raising the level of parental competence of convicted women having children in mother and baby homes of penitentiary facilities // Criminal-Executory System: law, economy, management. 3, 4-6.

6. Khrabrova, E. V. (2018) Features of educational work with convicted women serving sentences in the form of imprisonment, maintaining socially useful ties with their children, who are being brought up in the care centers for children left without parental care // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 4 (44), 36-42.

7. Social project «Open Mother's Heart» for convicted mothers in prison for the prevention of primary orphanhood and the formation of a positive attitude towards foster families raising their children // Pandia [site]. URL: https://pandia.ru/text/81/087/23625.php [Accessed 6th July 2021].

8. Sheveleva, E. A. (2016) Psychological aspects of educational work with convicted women // Problems of the execution of punishment and resocialization of women sentenced to imprisonment: collection of materials of the interregional scientific-practical conf. (Vologda 22-23 June, 2016). Vologda, p. 153.

9. Savinova, E. A. (2014) Conditions of keeping of convicted women in a general regime correctional colony and the rules of their behavior // Innovations in science : collection of articles based on materials of the XXXIV Intern. scientific-practical conf. (June 30, 2014). Novosibirsk : Siberian Department of the Academy of Sciences, pp. 55-57.

10. Gromadskaya, N. V., Pavlick, E. M. (2019) Features of family and legal relations of convicts sentenced to imprisonment (life imprisonment) // Vestnik of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 1 (81), 100-106.

11. Kozlova, N. Ye. (2016) Features of preparation for the release of women with children staying in the orphanage at the penitentiary institution // Problems of the execution of punishment and resocialization of women sentenced to imprisonment: collection of materials of the interregional scientific-practical conf. (Vologda 22-23 June, 2016). Vologda, p. 105.

12. Antonyan, Yu. M. (1992) Women in prison. Moscow, p. 117.

13. Lelik, N. B. (2018) Organizational and legal issues of the execution of sentence of imprisonment in relation to convicted women: an analytical review. Tomsk : The Tomsk IPKR of the FPS of Russia, p. 27.

14. Labor Code of the Russian Federation of 30.12.2001 No. 197-FZ (as amended on 28.06.2021). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

15. Patlasov, O. Yu. (2017) The influence of criminal subculture on penal labor: gaps in legislation and collisions of legal norms // Russian Journal of Criminology. Vol. 11, 1, 222-224.

16. Skiba, A. P., Skorik, E. N. (2015) Interaction of subjects of public control and institutions of the penal system: problems of legal regulation // Lawyer of the South of Russia and Transcaucasia. 1-2, 11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.