Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСУЖДЕННЫХ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
499
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ОСУЖДЕННЫЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чорный В.Н., Сенатова Е.В.

В статье исследуются особенности административно-правового статуса осужденных, рассматриваются механизмы реализации их прав и ответственности административно-правового характера. Авторами не ставилась задача детального исследования элементов правового статуса (прав, законных интересов, обязанностей). Целью работы является отражение особенностей отраслевого статуса осужденных на примере административно-правового статуса. В статье обращается внимание, что специальный статус осужденного формируется не только уголовно-исполнительным законодательством, но и иными отраслями, и осужденный как субъект права реализует элементы своего отраслевого статуса с ограничениями, отличающими его от других граждан, не отбывающих уголовные наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чорный В.Н., Сенатова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF CONVICTS

The article discusses features of the administrative and legal status of convicts, examines the mechanisms for the implementation of their rights and responsibilities of administrative and legal nature. The authors did not set the task of a detailed study of the legal status elements (rights, legal interests, responsibilities). The purpose of the work is to reflect the peculiarities of the sectoral status of convicts using the example of administrative and legal status. The article draws attention to the fact that special status of a convict is formed not only by the penal legislation, but also by other segments, and the convicted person, as a legal subject, implements elements of his sectoral status with restrictions that distinguish him from other citizens who are not serving criminal sentences.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСУЖДЕННЫХ»

DOI 10.51522/2307-0382-2021-225-2-61-70 УДК 342.951.351

В. Н. ЧОРНЫЙ

профессор Института Академии ФСИН России по кафедре уголовно-исполнительного права,

кандидат юридических наук, профессор

Рязань

VASILIY N. CHORNY

Professor of the Institute of the Academy of the FPS of Russia of the Department of Penal Law, Candidate of Law, Professor

Ryazan

Е. В. СЕНАТОВА

начальник кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы

Рязань

EKATERINA V. SENATOVA

Head of the Department of Administrative and Financial Law of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of Law, Associate Professor, Colonel of the Internal Service

Ryazan

Административно-правовой статус осужденных

Administrative and legal status of convicts

Аннотация. В статье исследуются особенности административно-правового статуса осужденных, рассматриваются механизмы реализации их прав и ответственности административно-правового характера. Авторами не ставилась задача детального исследования элементов правового статуса (прав, законных интересов, обязанностей). Целью работы является отражение особенностей отраслевого

Abstract. The article discusses features of the administrative and legal status of convicts, examines the mechanisms for the implementation of their rights and responsibilities of administrative and legal nature. The authors did not set the task of a detailed study of the legal status elements (rights, legal inte-rests, responsibilities). The purpose of the work is to reflect the peculiarities of the sectoral status of convicts using the example

статуса осужденных на примере административно-правового статуса. В статье обращается внимание, что специальный статус осужденного формируется не только уголовно-исполнительным законодательством, но и иными отраслями, и осужденный как субъект права реализует элементы своего отраслевого статуса с ограничениями, отличающими его от других граждан, не отбывающих уголовные наказания.

Ключевые слова: административно-правовой статус, осужденные, специальный субъект права.

12.00.14 Административное право, административный процесс Administrative Law; administrative process

of administrative and legal status. The article draws attention to the fact that special status of a convict is formed not only by the penal legislation, but also by other segments, and the convicted person, as a legal subject, implements elements of his sectoral status with restrictions that distinguish him from other citizens who are not serving criminal sentences.

Key words: administrative and legal status, convicts, special legal subject.

Правовое положение осужденных (правовой статус) - это сложная межотраслевая правовая категория, поэтому, как представляется, проблему специального правового статуса нельзя рассматривать только в рамках уголовно-исполнительного права, несмотря на то, что данная отрасль права определяет основные правоограничения осужденных.

Отметим, что категории «правовое положение» и «правовой статус» неоднозначно определяются в юридической литературе: существуют точки зрения, где эти понятия считаются синонимами, имеющими идентичное правовое значение, с другой позиции, правовое положение по содержанию рассматривается как более широкое понятие, чем правовой статус. В данной статье понятия «правовое положение» и «правовой статус» выступают в качестве однозначных правовых понятий.

Общий правовой статус граждан включает права, свободы, законные интересы и обязанности, устанавливаемые отраслями российского права. Общегражданские права, законные интересы, обязанности распространяются на осужденных в той же мере, что и на остальных граждан:

они остаются гражданами своей страны, однако, с ограниченным правовым статусом. При этом чем строже назначенное уголовное наказание, чем существенней элемент изоляции осужденного от общества, тем больший объем правоограни-чений устанавливается для осужденного. Причем эти правоограничения не только существуют в уголовно-исполнительном законодательстве, они содержатся и в иных отраслях, формирующих отраслевые правовые статусы осужденных. Среди последних базовым является конституционный статус осужденного, включающий основные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации (право на жизнь, на охрану здоровья, личную неприкосновенность и так далее).

Справедливо мнение В. И. Селиверстова, который, исследуя проблему правового положения осужденных, заметил, что специальный правовой статус осужденных - это регламентация их прав, законных интересов, обязанностей «не только в специализированном (уголовном и уголовно-исполнительном), но и в ином законодательстве, опосредующем правовой статус граждан» [1]. То есть правовой статус осужденного, формируемый уголовно-исполнительным законо-

дательством после вступления в законную силу приговора суда, оказывает влияние на регламентацию особенностей его правового положения другими отраслями права. Правда, приходится констатировать, что не все правовые отрасли, регламентирующие общий правовой статус гражданина, выделяют отдельные, специальные нормы, ориентированные на осужденных как специальных субъектов права.

Представляется, что в отраслевых законодательствах следует выделять нормы, регламентирующие особенности реализации прав, законных интересов и выполнение обязанностей осужденными, или хотя бы определять общие принципы начала такой правореализации, поскольку это субъект с существенными элементами ограничения общегражданского правового статуса.

Например, в обычной жизни реализация гражданами правовых возможностей, наполнение содержания индивидуального правового статуса лица происходит в результате соблюдения, использования, исполнения правовых норм в рамках их правомерного поведения. Совершение им преступления, иного правонарушения влечет за собой эволюцию его правового статуса [2]. Происходит трансформация правового статуса в сторону его ограничения, что отражается в законодательных актах и зависит от тяжести и характера совершенного правонарушения, предполагает иное наполнение содержания правовых отношений с участием данного лица.

Изменения в административно-правовом статусе осужденных связаны со следующими моментами:

1. Основанием изменений является вступивший в законную силу приговор суда о назначении уголовного наказа-

ния. С наступлением этого момента для осужденного происходит значительное ограничение общего правового статуса, причем в большей степени это касается тех, кому назначено наказание в виде лишения свободы.

2. В рамках специального административно-правового статуса происходит конкретизация определенных прав, свобод и обязанностей осужденных, предполагающая уточнение, детализацию их содержания применительно к условиям исполнения назначенного наказания.

3. Осужденный приобретает дополнительные обязанности, специфические права и законные интересы, составляющие юридическое содержание конкретных правоотношений с его участием, вытекающие из факта привлечения к уголовной ответственности и необходимости претерпевания связанных с этим государственных принудительных мер. Такое дополнение элементов административно-правового статуса осужденных происходит в рамках регулирования отношений, не свойственных в обычной общественной жизни, присущих только исполнению уголовных наказаний того или иного вида.

4. В отношении этих субъектов административного права устанавливается особый порядок привлечения к юридической ответственности в процессе исполнения уголовного наказания, что чаще всего связано с нахождением осужденных в местах лишения свободы и невозможностью применения к ним общих процедур привлечения к административной, материальной или дисциплинарной ответственности.

Многие права и обязанности граждан Российской Федерации, включая осужденных как участников административно-правовых отношений, производны от

конституционных прав и обязанностей и находят свою конкретизацию в административно-правовых актах как общего характера (когда речь идет о правах и свободах всех граждан), так и специального (когда затрагиваются конкретные отношения) [3]. Так, данные административно-правовые нормы могут ограничивать какие-либо права всех осужденных либо отдельных групп (например, осужденных к лишению свободы).

Остановимся на тех основных правах, обязанностях и видах ответственности, являющихся частью административно-правового статуса и определяющих взаимоотношения граждан с органами государственной власти, местного самоуправления, которые осужденные реализуют с определенными ограничениями в отличие от остальных граждан Российской Федерации.

1. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме. В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» данного права лишены осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, на время исполнения наказания. Причем на некоторые категории лиц ограничение права быть избранным распространяется и после освобождения из мест лишения свободы и заканчивается со снятием и погашением судимости или в более поздний срок, установленный названным выше законом. В первую очередь это распространяется на осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Такая особенность административно-правового статуса не касается осужден-

ных к наказаниям без изоляции от общества, за исключением тех, к кому применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Данные субъекты лишены пассивного избирательного права на время исполнения наказания.

Что же касается активного избирательного права, то, на наш взгляд, им следует наделить всех осужденных. Данное ограничение воспроизведено из социалистического права времен Советского Союза, где оно выступало дополнительным усилением кары, морального порицания и недоверия со стороны общества и государства. В тот период такие подходы можно было оправдать, поскольку правовая система была идеологизирована, формировалась в соответствии с партийной политикой. Предполагалось, что гражданин, совершивший преступление и осужденный за это, противопоставил себя социальным установкам, потерял доверие и не может участвовать в формировании органов власти, поскольку его сознание криминализировано и не соответствует общественным интересам.

В современных условиях сложились иные демократические принципы выборного формирования органов власти, основанные на международных документах о правах человека, в том числе отбывающего уголовное наказание. Многие европейские государства отказались от ограничений избирательных прав заключенных. Представляется закономерным устранить эти ограничения и в законодательстве России.

2. Право на равный доступ к государственной службе. Административно-правовые нормы, конкретизирующие возможность реализации данного права,

содержатся в законодательных актах о разных видах (разновидностях) государственной службы.

Так, Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» (статья 14) установлено, что осуждение к уголовному наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, а также наличие судимости, включая снятую и погашенную, является препятствием для поступления и нахождения на данной разновидности государственной службы.

Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (статья 4) не допускает гражданина реализовать право поступления на военную службу по контракту в случае вынесения в отношении него обвинительного приговора и осуждения к уголовному наказанию, а также имеющего неснятую или непогашенную судимость или отбывавшего наказание в виде лишения свободы. Таким образом, право осужденных на прохождение военной службы по контракту ограничено подзаконным нормативным правовым актом. Однако это противоречит Конституции Российской Федерации, где в части 3 статьи 55 отмечается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом и только в строго установленных Конституцией случаях. То есть ни подзаконные нормативные правовые акты, в том числе ведомственные, ни нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут умалять права граждан, в том числе осужденных.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 16) ограничивает право поступления и нахождения на одноименной службе лица, если оно осуждено к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости.

Таким образом, не все осужденные ограничены в праве поступления на государственную и гражданскую службу и ее прохождение, а только находящиеся в местах лишения свободы либо подвергнутые уголовному наказанию без изоляции от общества, несовместимому с исполнением должностных обязанностей, например, наказанию в виде ограничения свободы, принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Возникают вопросы: почему законодатель допускает к одному из видов государственной службы некоторые категории осужденных граждан? Ведь сам факт осуждения за преступление подрывает доверие общества к служащему, как он в дальнейшем сможет блюсти государственные интересы?

3. Право граждан на обращение предполагает применительно к осужденным особое правовое обеспечение и усложненный механизм реализации [4]. Порядок осуществления данного конституционного права осужденными основывается на административном законодательстве, базовыми среди которого являются: Федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» и Федеральный закон от 02.05.2006

№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ), и конкретизируется в нормах уголовно-исполнительного права.

Осужденный к лишению свободы осуществляет право на обращение в особом порядке, определенном Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (УИК РФ). Статья 15 УИК РФ закрепляет возможность осужденных реали-зовывать право на обращение в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ, причем тем, кто осужден к наказаниям без изоляции от общества, делать это самостоятельно. Осужденные к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы направляют обращения в различные органы через администрацию учреждений, исполняющих данные виды уголовных наказаний.

К сожалению, в административном праве на данный момент отсутствует специальная законодательная основа, ориентированная на организацию учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы производства по обращениям осужденных. Она бы позволила учитывать конкретные обстоятельства дела, отсутствие возможности осужденных к лишению свободы самостоятельно направлять обращения, в ряде случаев - необходимость безотлагательности их рассмотрения и перевода в практическую плоскость. В этом направлении ранее действовали: приказ Минюста России от 29.06.2012 № 145 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей», и приказ Минюста России от 31.07.2012

№ 147 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы исполнения наказаний по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы, принятию по ним соответствующих решений и направлению ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок», но, к сожалению, они утратили силу.

4. Обязанность защищать Отечество на осужденных не распространяется, так как в статье 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» закреплено, что на военную службу не призываются лица, отбывающие уголовное наказание в виде исправительных и обязательных работ, ареста и лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость.

5. Ответственность за совершение административных правонарушений.

Осужденные к наказаниям без изоляции от общества подлежат административной ответственности на общих основаниях, как и другие граждане Российской Федерации. А вот вопросы административной ответственности осужденных к лишению свободы регламентируются иначе. При совершении проступка, обозначенного в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) как административный, зачастую происходит замена административной ответственности на дисциплинарную, регулируемую УИК РФ.

Такая правовая замена происходит ввиду следующих обстоятельств:

а) правонарушения, совершаемые на территории исправительного учреждения, считаются дисциплинарными несмотря на то, что изначальная их квалификация для граждан предусмотрена статьями КоАП РФ. Это вытекает из особенностей действия уголовно-исполнительного законодательства в пространстве, в частности, на территории исправительного учреждения;

б) осужденный является не только носителем специального правового статуса, что значимо, прежде всего, при исполнении лишения свободы, но и специальным субъектом в отраслевых правоотношениях, в том числе правоотношениях по поводу привлечения к ответственности за административные правонарушения. Хотя КоАП РФ не выделяет их в качестве таковых, обозначая в главе второй в качестве специальных субъектов административного правонарушения должностных лиц, военнослужащих, лиц, имеющих специальные звания, владельцев транспортных средств, земельных участков и так далее. Однако уголовно-исполнительное законодательство говорит о другом: УИК РФ, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - ПВР ИУ), Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы трансформируют ряд административных правонарушений в нарушения или злостные нарушения режима отбывания наказания (дисциплинарные проступки) осужденных к лишению свободы, рассматриваемые в качестве оснований для применения дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьями 115 и 116 УИК РФ [5].

Многие запреты, устанавливаемые для осужденных ПВР ИУ, по своей природе являются административными правонарушениями, за которые предусмотрены на-

казания в конкретных статьях КоАП РФ. Однако в ПВР ИУ они квалифицируются как дисциплинарные проступки и являются основанием привлечения к дисциплинарной ответственности. В частности, согласно пункту 17 ПВР ИУ осужденным запрещается:

- присваивать предметы и вещи, находящиеся в личном пользовании (присвоение является одним из способов совершения мелкого хищения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.27 КоАП РФ);

- курить в не отведенных для этого местах (данный запрет конкретизирует положения статьи 6.24 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за неисполнение требований Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»);

- самовольно возводить на производственных и иных объектах ИУ различные постройки (данная норма детализирует статью 7.1 КоАП РФ применительно к земельным участкам, на которых располагаются объекты ИУ);

- изготавливать самодельные электрические приборы и пользоваться ими (этот запрет является одной из форм нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за которую закреплена в части 1 статьи 20.4 КоАП РФ);

- употреблять нецензурные и жаргонные слова (употребление нецензурных слов является одним из способов совершения мелкого хулиганства, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.1 КоАП РФ).

Статья 116 УИК РФ содержит перечень злостных нарушений режима отбывания наказания осужденными к лишению свободы:

- употребление спиртных напитков (подобная норма, закрепленная в части 1 статьи 20.20 КоАП РФ, запрещает потреблять алкогольную продукцию в местах, установленных Федеральным законом от 22.12.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);

- употребление наркотических средств или психотропных веществ (нарушение такого же запрета влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 20.20 КоАП РФ);

- мелкое хулиганство (идентичная норма устанавливает административную ответственность в статье 20.1 КоАП РФ);

- неповиновение представителям администрации исправительного учреждения при отсутствии признаков преступления (данный запрет уточняет часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника учреждения или органа УИС в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности);

- оскорбление представителей администрации исправительного учреждения при отсутствии признаков преступления (эта норма является аналогом части 1 и части 2 статьи 5.61 КоАП РФ);

- изготовление, хранение или передача запрещенных предметов (за передачу запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 19.12 КоАП РФ) и так далее.

Трансформацию части административных правонарушений осужденных к лишению свободы в разряд дисциплинарных проступков мы считаем оправданной. У многих административных наказаний есть аналоги дисциплинарных взысканий, применяемые к осужденным к лишению свободы: предупреждение как административное наказание корреспондируется выговору; административному штрафу - дисциплинарный штраф, административному аресту - водворение в штрафной изолятор, перевод в помещение камерного типа (единое помещение камерного типа), одиночную камеру. К тому же дисциплинарные взыскания более действенны для осужденных, так как их наличие является препятствием для изменения условий отбывания наказания, вида исправительного учреждения, условно-досрочного освобождения, замены уголовного наказания более мягким.

Помимо этого осужденные к лишению свободы находятся в изоляции, поэтому осуществление производства по делу об административном правонарушении в отношении них может быть весьма проблематичным, особенно если они содержатся в удаленном от населенных пунктов исправительном учреждении. Вызвать сотрудника полиции или другое должностное лицо, уполномоченное на возбуждение дела об административном правонарушении, для производства необходимых административно-процессуальных действий, многие из которых ограничены конкретным сроком, не всегда осуществимо.

В связи с выше изложенным рациональнее администрации учреждений, исполняющих наказания, за совершение осужденными дисциплинарных проступков, изначальная природа которых была

административно-правовая, привлекать их к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, как показывает практика, за ряд административных правонарушений осужденные к лишению свободы несут административную ответственность на общих основаниях. Такими основаниями являются:

- пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами (статья 20.3 КоАП РФ);

- побои (статья 6.1.1 КоАП РФ) и другие.

На наш взгляд, на общих основаниях стоит привлекать осужденных к лишению свободы к административной ответственности за те правонарушения, которые не трансформированы в дисциплинарные проступки и направлены против общественного порядка и безопасности, могут дезорганизовать деятельность исправительного учреждения. Тогда уместнее для привлечения к ответственности осужденных приглашать уполномоченных на то субъектов извне. Расширить компетенцию сотрудников УИС, увеличив количество составов административных правонарушений, по которым они могут возбуждать дела и привлекать к административной ответственности осужденных к лишению свободы, как это предлагают Н. В. Румянцев и В. В. Горо-вой [6], считаем нецелесообразным, так как есть более действенный вид ответственности для данной категории, как мы уже отмечали выше, - дисциплинарная. Тем более не все виды административных наказаний применимы в местах лишения свободы, например, исполнить

административный арест, обязательные работы.

В настоящее время правоприменителю нелегко разобраться в таком многообразии норм, регулирующих сходные по правовой природе общественные отношения. Сложности возникают и при привлечении к ответственности осужденных к лишению свободы, находящихся в отпуске за пределами исправительного учреждения, а также содержащихся в колониях-поселениях и совершивших административное правонарушение вне территории учреждения. На наш взгляд, их можно избежать. Для этого отдельной статьей в главе второй КоАП РФ целесообразно закрепить, что осужденные к наказаниям без изоляции от общества, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы, совершившие административные правонарушения за пределами исправительного учреждения или следственного изолятора, несут административную ответственность на общих основаниях. Остальные категории осужденных к лишению свободы за совершение административных правонарушений несут административную ответственность, за исключением тех, за которые следует дисциплинарная ответственность по уголовно-исполнительному законодательству.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время продолжается обособление регулирования правового статуса осужденных к лишению свободы нормами уголовно-исполнительного права. Осужденных законодатель редко выделяет в качестве отдельных субъектов административного права. В административном праве недостаточно норм, устанавливающих их специальный административно-правовой статус. Ф

1. Селиверстов В. И. Правовое положение лиц, отбывающих наказание: теория и прикладные проблемы : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М. : Академия управления МВД РФ, 1992. С. 34 .

2. Брылева Е. А. Правовой статус несовершеннолетних в уголовной и уголовно-исполнительной сфере : монография. М. : Проспект, 2019. С. 43.

3. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М. : Норма, 2005. С. 132.

4. Сенатова Е. В. Соотношение норм административного и уголовно-исполнительного права в процессе реализации осужденными субъективного права на обращение // Административное право и процесс. 2017. № 12. С. 60-63.

5. Сенатова Е. В. Осужденные к лишению свободы как специальные субъекты административной ответственности // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (24-25 ноября 2016 г.). Рязань, 2016. С. 242-245.

6. Румянцев Н. В., Горовой В. В. Административная ответственность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 213.

1. Seliverstov, V. I. (1992) The legal status of persons serving a sentence: theory and applied problems : thesis ... of Dr. of Law. Moscow : Academy of Management of the MIA of Russia, p. 34.

2. Bryleva, E. A. (2019) The legal status of minors in the criminal and criminal field : monograph. Moscow. Prospekt, p. 43.

3. Bakhrakh, D. N., Rossiiskiy, B. V., Starilov, Yu. N. (2005) Administrative law: textbook for universities. 2nd ed., revised and supplemented, Moscow : Norma, p. 132.

4. Senatova, E. V. (2017) Correlation between provisions of administrative and penal law at exercising by convicts of legal right to refer to court // Administrative Law and Procedure. 12, 60-63.

5. Senatova, E. V. (2016) Persons convicted to deprivation of freedom as special subjects of administrative responsibility // Penal Policy and Issues of Execution of Criminal Sentences : Materials of Intern. scientific-practical conf. (November 24-25, 2016). Ryazan, pp. 242-245.

6. Rumyantsev, N. V., Gorovoy, V. V. (2019) Administrative liability of suspects, defendants and convicted prisoners in establishment's criminally executive system // Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2, 213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.