Научная статья на тему 'ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ'

ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ КРИМИНОГЕННОГО СОСТАВА / ПОВТОРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УКЛОНЯЮЩИЕСЯ ОТ КОНТРОЛЯ ОСУЖДЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев М.В.

В статье рассматриваются вопросы предупреждения совершения осужденными к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовных преступлений путем применения основных методов, которыми руководствуются сотрудники уголовно-исполнительных инспекций. Даны предложения по расширению перечня обязанностей осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также использованию средств воздействия, предусмотренных административным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афанасьев М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPRIVATION OF THE RIGHT TO HOLD CERTAIN POSITIONS OR ENGAGE IN CERTAIN ACTIVITIES: ISSUES OF RESPONSIBILITY FOR EVASION

The article discusses the issues of preventing the commission of criminal offenses by persons sentenced to punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities by applying the main methods that guide employees of penal inspectorates. Proposals are made on the expansion of the list of duties of those sentenced to punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities, as well as on the use of means of influence provided by administrative legislation.

Текст научной работы на тему «ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ»

НАУЧНЫЙ РАЛЗДЕЛ

DOI: 10.51522/2307-0382-2021-224-1-10-17 УДК 34 (343.847)

М. В. АФАНАСЬЕВ

старший инспектор организационно-методического отдела УОИНИО ФСИН России, подполковник внутренней службы

Москва

MAXIM V. AFANASIEV

Senior Inspector of the Organizational and Methodological Division of the Department of Alternative and Noncustodial Punishments of the FPS of Russia Lieutenant-Colonel of the Internal Service

Moscow

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: вопросы ответственности за уклонение

Deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities: issues of responsibility for evasion

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы предупреждения совершения осужденными к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовных преступлений путем применения основных методов, которыми руководствуются сотрудники уголовно-исполнительных инспекций. Даны предложения по расширению перечня обязанностей осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также использованию средств воздействия, предусмотренных административным законодательством.

Abstract. The article discusses the issues of preventing the commission of criminal offenses by persons sentenced to punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities by applying the main methods that guide employees of penal inspectorates. Proposals are made on the expansion of the list of duties of those sentenced to punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities, as well as on the use of means of influence provided by administrative legislation.

Ключевые слова: статистические данные криминогенного состава, повторная преступность, проблемные вопросы исполнения наказания, административная ответственность, уклоняющиеся от контроля осужденные.

Key words: statistical data on criminality, repeated crime, problematic issues of the execution of sentences, administrative responsibility, prisoners evading the control.

12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки) Criminal law and criminology; penal law

Предупреждение совершения новых преступлений со стороны осужденных в период исполнения наказаний и применения мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества, является основной целью осуществления профилактической работы со стороны сотрудников уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ, инспекции).

Как отмечают Е. В. Грибанов, Ю. В. По-могалова, Н. В. Богатырева деятельность работников УИИ осуществляется в тесном взаимодействии с субъектами профилактики правонарушений, направлена на недопущение совершения новых преступлений со стороны подучетных лиц, осуществляется путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, а также путем оказания профилактического воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению [1].

Работа по предупреждению совершения подучетными лицами УИИ новых преступлений представляет собой, прежде всего, активное, целенаправленное, организованное воздействие на весь комплекс обусловливающих их причин и условий. Это воздействие должно осуществляться путем применения различных по своему содержанию мер.

Основными методами, которыми руководствуются сотрудники УИИ в рамках предупреждения совершения подучет-

ными лицами новых преступлений, являются:

- убеждение;

- профилактическая беседа;

- контроль за поведением;

- оказание помощи;

- принуждение.

В свою очередь метод принуждения дает возможность своевременно предотвратить противоправную деятельность подконтрольных лиц.

Для этого сотрудники УИИ в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения наказаний, применяют меры принуждения в виде объявления официального предупреждения (предостережения), привлечения к административной ответственности, направления в суд представления в целях положительного воздействия на подконтрольное лицо.

В настоящее время уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает 13 отдельных видов наказаний, из которых четыре вида наказаний исполняют УИИ территориальных органов ФСИН России.

В 2019 году по учетам УИИ прошло 1 003 165 лиц (за 9 месяцев 2020 года -822 932 лица), осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, из которых 23 % лиц осуждены к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью [2, 3].

На сегодняшний день сотрудники УИИ при осуществлении контроля за осужден-

ными к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сталкиваются с проблемой отсутствия ответственности осужденного за уклонение от данного вида наказания, что оказывает негативное влияние на профилактическую работу в отношении лиц, склонных к противоправному поведению.

В связи с этим в настоящей статье приведены статистические данные криминогенного состава лиц, осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; выделены некоторые проблемные вопросы исполнения данного вида наказания; а также предлагаются пути их решения.

С момента вступления в силу Федерального закона от 31.12.2014 № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» отмечается рост численности осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Начиная с 2015 года ежегодная численность осужденных к данному виду наказания возросла в пять раз: с 45 107 до 198 668 человек в 2020 году [2].

При этом ранее в 2019 году 72 181 осужденный привлекался к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью [2]. За 9 месяцев 2020 года к ответственности за повторную преступность был привлечен 67 751 осужденный, что на 5,22 % больше, чем в аналогичный период прошлого года, а численность осужденных снизилась на 5,41 % [3].

Согласно сведениям о криминогенном составе лиц, состоявших на учете инспекций, из общего числа осужденных: 32 455 (за 9 месяцев 2020 года - 25 846) осуждено по статье 264 Уголовного кодекса Рссий-ской Федерации (далее - УК РФ) и 198 478 (за 9 месяцев 2020 года -198 668) - по статье 2641 УК РФ [2, 3].

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в большинстве случаев назначается лицам, лишенным права управления транспортными средствами, а также в рамках применения к статье 2641 УК РФ в 70-80 % случаев в качестве дополнительного наказания [4].

Анализ статистических данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации показал, что в 2019 году к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания было приговорено всего 413 человек (за 6 месяцев 2020 года -141), в качестве дополнительного к этому виду наказания было приговорено 73 068 человек (за 6 месяцев 2020 года -31 010) [5].

На фоне увеличения численности осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью наблюдается рост преступности указанной категории осужденных.

В отношении лиц, которые уже состояли на учете в инспекции в 2019 году, возбуждено 10 939 уголовных дел за совершение повторных преступлений, а в аналогичном периоде прошлого года -10 203 [2]. В 2020 году, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, рост возбужденных уголовных дел увеличился на 5,29 % и составил 8 531 дело.

Анализ уголовных дел показал, что из 10 939 уголовных дел рецидивные преступления совершили 7 394 человека, находившихся в состоянии опьянения, ранее судимых - 5 639 человек. По статье 2641 УК РФ повторные преступления совершили 5 594 осужденных, из них 4 196 лиц уже имели судимость по данной статье [2]. За 9 месяцев 2020 года на 10,81 % выросла численность осужденных, имевших ранее судимость по статье 2641 УК РФ [3].

На данный момент негативным последствием нарушений требований приговора суда для осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является то, что в соответствии с частью 1 статьи 36 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) в срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью [6].

Так, в 2019 году в отношении осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью вынесено 8 729 постановлений УИИ о незачете в срок наказания определенного времени (за 9 месяцев 2020 года - 7 235, что на 1,47 % больше, чем в аналогичный период прошлого года) [2].

Однако, как показывает статистика, данные меры не оказывают должного превентивного воздействия на осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, на что обращалось внимание в различных научных источниках [7, 8].

Согласно своду показателей судов общей юрисдикции в 2019 году по статье

2641 УК РФ осуждено 59 543 лица (за 6 месяцев 2020 года - 24 514), из которых 54 234 человека совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения (за 6 месяцев 2020 года - 22 108). Имели неснятые и непогашенные судимости 20 544 человека (за 6 месяцев 2020 года - 8 544), из которых 4 346 человек (за 6 месяцев 2020 года - 1 776) имели две судимости и 2 494 человека - три и более судимости (за 6 месяцев 2020 года - 1 086) [5].

Согласно статье 38 УИК РФ «Ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» представители власти, государственные служащие, муниципальные служащие, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступивший в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденные, нарушающие требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [6].

Ранее автором было указано на отсутствие в действующем законодательстве реальных норм, предусматривающих привлечение к ответственности осужденных, нарушающих требования приговора, и было предложено расширить перечень обязанностей осужденных и ввести ответственность за их неисполнение [4].

Учитывая отсутствие в арсенале инспекции достаточных мер реагирования на нарушения обязанностей, определенных статьей 37 УИК РФ, предлагается в указанных случаях использовать средства воздействия, предусмотренные админи-

стративным законодательством: составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7 и частью 1 статьи 19.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), соответственно.

К. А. Мурсалимов полагает, что «в тех случаях, когда уголовно-исполнительным законом не установлена специальная ответственность за нарушение установленного порядка отбывания наказания, ответственность наступает в рамках законодательства об административных правонарушениях» [9].

В соответствии с частью 5 статьи 11 УИК РФ все осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. При этом согласно части 6 статьи 11 УИК РФ неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Поскольку ответственность при нарушении требований статьи 11 и статьи 37 УИК РФ специальным, то есть уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусматривается, она наступает на общих основаниях в рамках законодательства об административных правонарушениях.

Неявка осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в УИИ по вызову для отчета об исполнении требований приговора суда, в том числе предоставления необходимых до-

кументов и информации о месте жительства и месте работы, может быть квалифицирована как воспрепятствование исполнению сотрудником его служебных обязанностей в соответствии с частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ или как непредставление в контролирующий орган сведений, предусмотренных законом и необходимых для осуществления контролирующим органом его законной деятельности, согласно статье 19.7 КоАП РФ. Следует отметить, что сам по себе факт неявки осужденного в УИИ согласно сложившейся судебной практике не может быть квалифицирован однозначно как воспрепятствование исполнению сотрудником его должностных обязанностей, а потому не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.3 КоАП РФ, поскольку в указанном случае инспекция имеет право осуществить принудительный привод. Воспрепятствование же означает создание таких условий, которые делают невозможным или существенно затрудняют исполнение должностными лицами правоохранительных органов их законной деятельности.

Как отмечает К. А. Мурсалимов, отказ осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью подчиниться законному требованию сотрудника УИИ в рамках исполнения им постановления о принудительном приводе квалифицируется по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ как воспрепятствование исполнению сотрудником его должностных обязанностей [9].

Кроме того, представляется необходимым внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации, направленные на усиление ответственности уклоняющихся от контроля УИИ

осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Так, А. М. Бородина, И. В. Дворянсков в своем исследовании предлагают «закрепить норму о применении к осужденному меры взыскания за неявку в УИИ. Необходимо установить, что за нарушение порядка отбывания наказания осужденному может быть вынесено письменное предупреждение о замене лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью более строгим видом наказания, а также установлена обязанность: являться на регистрацию в УИИ один раз в месяц. Уголовно-исполнительное законодательство должно также содержать положение о том, кто может быть признан злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Злостное уклонение от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью -комплекс деяний, совершаемых осужденным, направленных на избежание неблагоприятных последствий, связанных с исполнением приговора суда, нарушением порядка и условий отбывания наказания, в результате которых уголовная ответственность может реализовываться только после видоизменения правоотношений по решению суда» [10].

Первоначальные розыскные мероприятия в соответствии с положениями части 1 статьи 18.1 УИК РФ осуществляются УИИ в отношении осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также в отношении условно

осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля УИИ [6]. Объявление в розыск указанных категорий осужденных предусмотрено положениями части 2 статьи 18.1 УИК РФ.

Из этого следует, что в отношении осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, уклоняющихся от контроля УИИ, необходимо закрепить в законодательстве Российской Федерации нормы, предусматривающие проведение первоначальных розыскных мероприятий, и объявление их в розыск [4].

Такие осужденные могут понести правовую ответственность за уклонения от наказания в случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении.

В 2019 году в розыске находились 99 осужденных, имеющих дополнительный вид наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

К примеру, по информации территориальных органов ФСИН России в 2018 году скрылись от контроля УИИ более 1 тысячи осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, применяемому в качестве основного вида наказания, местонахождение которых неизвестно.

Дополнение текста статьи 18.1 УИК РФ словами «лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» позволит инспекции расширить меры воздействия на осужденных в случаях их уклонения и снизить в дальнейшем и так высокий

уровень повторной преступности среди осужденных данной категории [4].

В настоящее время уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации не предусматривает замену наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью другим более строгим видом наказания.

В целях полноценного применения сотрудниками УИИ в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения наказаний, мер принуждения необходимо предусмотреть в действующем законодательстве, что в случае уклонения осужденного от отбывания наказания суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета: один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Таким образом, нерешение на законодательном уровне указанных проблемных вопросов приводит к неэффективному исполнению данного вида наказания, от-

сутствию возможности применения мер ответственности при уклонении от отбывания наказания, что провоцирует у осужденных преступное рецидивное поведение, на что ранее обращалось внимание автором [4].

В связи с этим предлагается в отношении осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применять меры административного воздействия для стимулирования их правопослушного поведения.

Кроме того, необходимо дополнить уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации перечнем нарушений порядка и условий отбывания наказания осужденными к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, определить злостность уклонения от наказания и последствия такого уклонения, а также закрепить в законодательстве проведение первоначальных розыскных действий в отношении указанной категории осужденных и объявления их в розыск. ■

1. Грибанов Е. В., Помогалова Ю. В., Богатырева Н. В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций за 2019 года. Доступ из ФГИС АИС «Статистика УИС».

3. Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций за 9 месяцев 2020 года. Доступ из ФГИС АИС «Статистика УИС».

4. Афанасьев М. В. Вопросы осуществления уголовно-исполнительными инспекциями контроля за соблюдением осужденными запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Legal Bulletin, 2019. Т. 4. № 2. С. 15-19.

5. Данные судебной статистики // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации [сайт]. 14.12.2020 URL: https://cdep.sudrf.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 14.12.2020).

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 23.11.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Уткин В. А. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: уголовное наказание или мера безопасности? // Человек: преступление и наказание. 2013. № 3 (82). С. 58-61.

8. Литвина Е. С. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью : дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2003. С. 190.

9. Мурсалимов К. А. Некоторые вопросы производства по делам об административных правонарушениях в деятельности уголовно-исполнительных инспекций // 100-летний юбилей учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества : сб. материалов VIII Всероссийского совещания (Москва, 29-31 мая 2019 г.). Москва, 2019. С. 59-66.

10. Бородина А. М., Дворянсков И. В. Уклонение от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы предупреждения и регламентации ответственности // Человек: преступление и наказание. 2019. Т. 27 (1-4). № 4. С. 428-434.

1. Gribanov, E. V., Pomogalova, Yu. V., Bogatyreva, N. V. Commentary to the Federal Law of June 24, 1999 No. 120-FZ «On the foundations of the system for the prevention of child neglect and juvenile delinquency». Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

2. Information about the activities of penal inspectorates for 2019. Access from Automatic Information System «Penal system Statistics».

3. Information about the activities of penal inspectorates for 9 months of 2020. Access from Automatic Information System «Penal system Statistics».

4. Afanasev, M. V. (2019) Issues of implementation by the penitentiary inspectorates of control over the observance by convicts of a ban to occupy certain positions or engage in certain activities // Legal Bulletin, Vol. 4. 2, 15-19.

5. Judicial statistics data // Judicial Department under the Supreme Court of the Russian Federation [site]. 14.12.2020 URL: https://cdep.sudrf.ru/index.php?id=79 [Accessed 14th December 2020].

6. The Criminal and Executive Code of the Russian Federation of 08.01.1997 No. 1-FZ (as amended on 23.11.2020). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

7. Utkin V. A. (2013) Deprivation of right to occupy certain posts or engage in certain activities: criminal sanction or security measure // Man: crime and punishment. 3 (82), 58-61.

8. Litvina, E. S. (2003) Punishment in the form of deprivation of the right to hold specific positions or be engaged in specific activities : thesis ... of Dr. of Law. Tomsk, p. 190.

9. Mursalimov, K. A. (2019) Certain procedural issues in the activities of penal inspectorates related to administrative offenses // 100th anniversary of institutions and bodies of the penal system of the Russian Federation executing sentences unrelated with the isolation of convicts from society: Collection of articles. materials of the VIII All-Russian meeting (Moscow, May 29-31, 2019). Moscow, pp. 59-66.

10. Borodina, A. M., Dvoryanskov, I. V. (2019) Evasion of punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities: problems of prevention and regulation of liability // Man: crime and punishment. Vol. 27 (1-4), 4, 428-434.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.