УДК 343.368
DOI 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).4.428-434
АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА БОРОДИНА,
инспектор Сердобского межмуниципального филиала, Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Пензенской области, г. Сердобск, Российская Федерация; адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]; ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ ДВОРЯНСКОВ, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела разработки методологий исполнения уголовных наказаний без лишения свободы центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
УКЛОНЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Для цитирования
Бородина, А. М. Уклонение от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы предупреждения и регламентации ответственности / А. М. Бородина, И. В. Дворянсков // Человек: преступление и наказание. - 2019. - Т. 27(1-4), № 4. - С. 428-434. - DOI : 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).4.428-434.
Аннотация. Цель исследования - внесение предложений для изменения действующего законодательства, регулирующего уголовные и уголовно-исполнительные правоотношения, возникающие в процессе отбывания наказания. В статье рассмотрены нормы отечественного права, устанавливающие порядок отбывания наказания, характеризующегося поражением прав, в различные периоды российской истории. Проведен анализ норм зарубежных источников, ре© Бородина А. М., Дворянсков И. В., 2019
1^®©© Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
гламентирующих исполнение указанной меры государственного принуждения. При изучении действующих нормативных актов, которые определяют порядок и условия отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, привлечения к ответственности за неисполнение приговора суда, установлено, что в настоящее время существует определенный механизм, который предполагает незачет в срок отбывания наказания времени, в течение которого осужденный замещал запрещенную должность или занимался запрещенной деятельностью. Указанная мера реагирования на противоправное поведение лица является недостаточно эффективной, так как фактически осужденный не претерпевает реальных негативных последствий. Изучены также мнения различных ученых, которые в основном подтверждают необходимость изменения порядка и условий отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Высказаны предложения по изменению норм Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации.
Ключевые слова: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, злостное уклонение, уголовно-исполнительная инспекция, наказания, не связанные с изоляцией от общества, уголовное наказание.
Уголовная и уголовно-исполнительная политика в России в настоящее время направлена на смягчение применяемых уголовных наказаний, в связи с чем увеличивается количество лиц, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией осужденных от общества. Указанные наказания в основном исполняют уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) по месту жительства осужденных.
Статистика свидетельствует о том, что каждый год количество лиц, состоящих на учете в УИИ, увеличивается, особенно резкий рост составила такая категория, как осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Согласно данным ФСИН России, в 2018 г. по учетам УИИ прошло 145 703 осужденных к указанному виду наказания, для сравнения в 2017 г. данная категория граждан составила 140 179 чел., 2016 - 96 939, в 2015 г. - 31 122 чел. Темп роста числа осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью к 2015 г. составил 4,97 (официальный сайт ФСИН России: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII).
Особенности исполнения уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества, были исследованы: А. В. Бриллиантовым, А. В. Быковым, М. Т. Валеевым, Б. Н. Воскресовым, А. Г. Габараевым, И. В. Дворянсковым, А. В. Звоновым, Н. Н. Кулешовой и др. Различные аспекты уклонения от отбывания наказания рассматривали в своих работах В. А. Анфиногенов, С. Л. Бабаян, Т. Г. Антонов, О. Г Демидов. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью было раскрыто в трудах С. А. Боровикова, К. Н. Карпова, Н. В. Ольховика, В. А. Уткина, А. Ю. Чупрова.
В связи с увеличением числа указанных осужденных повысился и уровень совершения повторных преступлений после постановки на учет в УИИ. Так, С. Л. Бабаян и В. А. Анфиногенов отмечают, что соотношение количества осужденных к лишению пра-
ва занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, совершивших повторные преступления, к числу лиц, прошедших по учету, составляет 9,35 % [1, с. 7].
Наиболее частым явлением стало также уклонение от отбывания наказания осужденными к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, при этом сотрудники УИИ не имеют возможности применить к ним меры воздействия [2, с. 84].
Наказание в виде лишения права в том или ином виде исполнялось на территории Российского государства в течение многих веков. Например, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. был закреплен такой вид наказания, как лишение всех особых прав и преимуществ, которое могло назначаться пожизненно. Осужденный мог быть лишен избирательных и сословных прав, духовного сана, титулов и др.
В советском уголовном законе также было закреплено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, однако, по сравнению с современным положением, УК РСФСР с 1982 г. содержал в себе нормы, которые предусматривали ответственность за неисполнение приговора суда, которую могли нести как администрация организации, в которой работает лицо, которому запрещено занимать какую-либо должность, так и осужденный, занимающийся запрещенной деятельностью.
Рассмотрев нормы российского права, регламентирующие исполнение указанного вида наказания, можно сделать вывод о том, что в настоящее время срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью значительно сокращается, а также отсутствует уголовно-правовая ответственность за уклонение от отбывания наказания, что мы считаем недопустимым.
Однако длительность применения указанного вида наказания может свидетельствовать о том, что лишение определенных прав является достаточно эффективной мерой государственного принуждения, при этом для ее исполнения необходимы невысокие финансовые и организационные затраты [3, с. 171].
Следует отметить, что лишение прав достаточно широко применяется в зарубежных странах. В Испании уголовный закон предусматривает лишение права на занятие определенной деятельностью (ст. 42) и отстранение от должности (ст. 41). Уголовное право Болгарии закрепляет такую меру государственного принуждения, как лишение права занимать государственную или общественную должность (ст. 37). Во Франции лица, повторно нарушающие запрет на управление транспортным средством, могут быть подвергнуты конфискации автомобиля, что является эффективной превентивной мерой.
Статья 47 УК РФ раскрывает содержание наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Норма предусматривает два вида запрета: занятие определенной должности или занятие определенной деятельностью. Должности, которые осужденный не может занимать по решению суда, определены Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» и Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». По мнению О. Н. Уварова, осужденный лишается права на занятие деятельностью, осуществление которой привело к совершению им противоправного деяния, за которое он был привлечен к уголовной ответственности. Лишение рассматриваемых прав представляет собой недопущение фактической и юридической возможности заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности [4, с. 67].
Уголовный закон также устанавливает, что данный вид наказания может назначаться как основной или как дополнительный вид наказания. В качестве основного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться на срок от одного до пяти лет. Дополнительно наказание назначается на срок от шести месяцев до трех лет, кроме случаев, предусмотренных статьей Особенной части УК РФ: срок наказания может составлять двадцать лет.
Указанное наказание исполняется УИИ, однако субъектами также являются администрация организации, в которой осужденный работает, и орган, правомочный аннулировать право на занятие определенной деятельностью.
При исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью главной проблемой остается невозможность осуществления контроля за осужденными и неполнота норм, регламентирующих реагирование сотрудников УИИ на неисполнение ими приговора суда [5, с. 7].
Названные проблемы приводят к тому, что осужденный имеет реальную возможность заниматься запрещенной деятельностью, при этом не претерпевая фактически реальных негативных последствий. Так, приказом Минюста России от 20 сентября 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» установлен порядок незачета в срок наказания времени, в которое осужденный замещал запрещенную должность или занимался запрещенной деятельностью. На практике данная норма реализуется следующим образом: сотрудник УИИ, получая информацию о факте занятия осужденным запрещенной деятельностью, выносит постановление о незачете указанного срока в период отбывания наказания, обычно данный срок составляет 1 день, следовательно, осужденный будет снят с учета на 1 день позже. Эта процедура не влечет за собой серьезных негативных последствий для осужденного, соответственно он продолжает заниматься запрещенной деятельностью и в последующем совершает преступления, связанные с уклоняющимся поведением (ст. 264.1 УК РФ). В. А. Уткин высказал мнение о том, что данное предписание имеет небольшой предупредительный потенциал [6, с. 61].
Многие ученые, исследовавшие особенности наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обращали внимание на указанные проблемы. Так, в монографии под редакцией А. В. Быкова «Исполнение наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией осужденных от общества: история и современность» отмечается, что для повышения эффективности рассматриваемого вида наказания необходимо внести изменения в уголовно-исполнительное законодательство, ввести нормы, которые конкретизировали бы деяния, являющиеся нарушением порядка и условий отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также установили бы ответственность за совершение указанных деяний [7, с. 86].
Н. Н. Кулешова обратила внимание на то, что такая цель наказания, как исправление, не может быть достигнута при исполнении рассматриваемого вида наказания. Осужденный оказывается исправившимся лишь формально, так как лица, лишенные определенных прав, игнорируют приговор суда и часто занимаются запрещенным видом деятельности, за что могут быть привлечены к административной ответственности, никаких уголовно-правовых мер к ним применено быть не может [8, с. 35].
О. Г. Демидов в своем диссертационном исследовании относит лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью к ка-
тегории наказаний, уклонение от которых не несет уголовно-правовых последствий. Он отмечает, что последствия могут наступать лишь для администрации организации, в которой осужденный занимает должность, которую ему запрещено занимать, и предлагает ввести в УК РФ норму, предусматривающую злостность уклонения от отбывания указанного наказания [9, с. 18].
Отсутствие возможности применения мер взыскания к осужденным к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью приводит к совершению ими повторных преступлений. По мнению Н. В. Ольховика, к осужденным, нарушавшим запрет на управление транспортным средством, были применены все меры, предусмотренные законодательством. Однако это не стало препятствием для совершения ими нового преступления [10, с. 97-98].
Для более эффективного исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью необходимо дополнить ст. 37 УИК РФ, указав в ней деяния, которые определялись бы как нарушения установленного порядка отбывания наказания, а именно:
1) неисполнение приговора суда;
2) смена места жительства или работы без уведомления УИИ;
3) неявка в УИИ по вызову без уважительных причин.
Неисполнение приговора суда может привести к негативным последствиям, так как осужденный, совершая указанное деяние, осуществляет деятельность, последствием которой стало совершение преступления. Кроме того, лицо прямо нарушает запрет, установленный судом. Такое деяние, как смена места жительства или работы без уведомления УИИ, часто приводит к тому, что фактически приговор суда не исполняется. Кроме того, обязанность сообщать в УИИ об изменении места работы или жительства прямо содержится в ст. 37 УИК РФ.
При установлении инспекцией факта занятия осужденным запрещенной деятельностью или замещения запрещенной должности сотруднику необходимо вынести в отношении осужденного постановление о незачете в срок наказания времени, в течение которого приговор суда не исполнялся. С указанным документом осужденного необходимо ознакомить под роспись. Именно поэтому следует закрепить норму о применении к осужденному меры взыскания за неявку в УИИ.
Необходимо установить, что за нарушение порядка отбывания наказания осужденному может быть вынесено письменное предупреждение о замене лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью более строгим видом наказания, а также установлена обязанность: являться на регистрацию в УИИ один раз в месяц.
Уголовно-исполнительное законодательство должно также содержать положение о том, кто может быть признан злостно уклоняющимся от отбывания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Злостное уклонение от отбывания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - комплекс деяний, совершаемых осужденным, направленных на избежание неблагоприятных последствий, связанных с исполнением приговора суда, нарушением порядка и условий отбывания наказания, в результате которых уголовная ответственность может реализовываться только после видоизменения правоотношений по решению суда.
Статья 37 УИК РФ должна содержать в себе положение о том, кто может признаваться злостно уклоняющимся от отбывания лишения права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью. Мы считаем, что будет верным признавать злостно уклоняющимся лицо, которое систематически нарушает требования приговора суда, а равно осужденного, продолжающего уклоняться от отбывания наказания после вынесения ему письменного предупреждения.
Уголовное законодательство также должно включать в себя норму, которая устанавливала бы порядок замены лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью более строгим видом наказания. На наш взгляд, ст. 47 УК РФ необходимо дополнить следующими положениями: «В случае злостного уклонения от лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью оно может быть заменено на ограничение свободы, принудительные работы или лишение свободы. При этом время, в которое осужденный отбывал наказание, должно учитываться при исчислении: ограничения свободы: два дня лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью соответствуют одному дню ограничения свободы; принудительных работ или лишения свободы: пять дней лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - одному дню принудительных работ или лишения свободы».
В завершение можно сделать вывод о том, что изменение уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в части исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может в значительной мере способствовать исполнению целей наказания, дополнить средства воздействия и проведения профилактической работы с осужденными, состоящими на учете в УИИ, а также снизить уровень рецидивной преступности среди указанной категории граждан.
Библиографический список
1. Бабаян С. Л., Анфиногенов В. А. Анализ повторной преступности осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества и меры по ее профилактике // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 4(44). С. 4-9.
2. Звонов А. В. Содержание кары уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: краткий обзор // Человек: преступление и наказание. 2016. № 3. С. 82-88.
3. Карпов К. Н. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как наказание или мера безопасности // Вестник Омского университета. 2017. № 3. С. 170-175.
4. Уваров О. Н. Об исполнении наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами // Уголовная юстиция. 2017. № 1(9). С. 65-68.
5. Боровиков С. А., Чжан Ю. А. Проблемы и практика исполнения уголовного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 4(40). С. 4-8.
6. Уткин В. А. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: уголовное наказание или мера безопасности? // Человек: преступление и наказание. 2013. № 3. С. 58-61.
7. Исполнение наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией осужденных от общества: история и современность : монография / под ред.
А. В. Быкова. М. : Научно-исследовательский институт информационных технологий ФСИН России, 2016. 190 с.
8. Кулешова Н. Н. Дополнительные виды наказаний: уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. 267 с.
9. Демидов О. Г. Уклонение от наказания: уголовно-правовой и криминологический аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004. 26 с.
10. Ольховик Н. В. Рецидивная преступность осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. № 2. С. 95-100.