Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ДОЛЖНОСТЬ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ДОЛЖНОСТЬ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
684
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / РОЗЫСК / УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ / НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / ОСУЖДЕННЫЙ / PENAL INSPECTIONS / INITIAL SEARCH MEASURES / SEARCH / CRIMINAL PENALTIES / DEPRIVATION OF THE RIGHT TO HOLD CERTAIN POSITIONS / PUNISHMENT WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY / CONVICTED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лакина Ирина Александровна, Назарова Анна Борисовна

В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при организации исполнения уголовного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Анализируются статистические данные о количестве назначенных судами Российской Федерации наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, о количестве осужденных лиц, состоящих и прошедших по учетам уголовно-исполнительных инспекций Российской Федерации. Авторами статьи обосновывается необходимость осуществления первоначальных розыскных мероприятий в отношении изучаемой категории подучетных лиц и, как следствие, внесение соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации, в связи с тем что в настоящее время положения указанных нормативно-правовых актов не предполагают проведение первоначальных розыскных мероприятий и объявления в розыск осужденных к уголовному наказанию в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. В формате рекомендаций, направленных на повышение эффективности проведения первоначальных розыскных мероприятий, приводятся конкретные предложения, ориентированные на снижение показателя заведенных розыскных дел. Авторами статьи акцентируется внимание на необходимости дальнейшего научного анализа теоретических, практических и концептуальных аспектов, связанных с правоотношениями, возникающими при реализации уголовного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лакина Ирина Александровна, Назарова Анна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMIC ISSUES ARISING DURING THE PERFORMANCE OF A PUNISHMENT IN THE FORM OF DEPRIVATION OF THE RIGHT TO TAKE A CERTAIN POSITION OR TO PERFORM CERTAIN ACTIVITIES

The article deals with the problematic issues arising in the organization of execution of criminal punishment in the form of deprivation of the right to hold a certain position or engage in certain activities. Statistical data on the number ordered by the courts of the Russian Federation of punishments and measures criminally-legal character are not related to deprivation of freedom, the number of convicted persons which held the records of the penal inspections of the Russian Federation. The authors of the article substantiates the need to implement the initial investigation governmental activities in the study category of the registered individuals, and as a consequence, appropriate changes to the existing by-law of the Russian Federation, in connection with the, that now provisions of the specified normative legal acts do not assume carrying out initial search actions and announcements in search condemned to criminal punishment in the form of deprivation of the right to occupy a certain position or to be engaged in certain activity. In the format of recommendations aimed at improving the effectiveness of the initial search activities, specific proposals aimed at reducing the rate of opened search cases are presented. The authors of the article focus on the need for further scientific analysis of theoretical, practical and conceptual aspects related to legal relations arising in the execution of criminal punishment in the form of deprivation of the right to hold a certain position or engage in a certain activity.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ДОЛЖНОСТЬ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

ВЕСТНИК СЮИ

DOI 10.37523/SUI.2020.40.4.008 УДК 343.8

Лакина Ирина Александровна

старший научный сотрудник НИЦ-2, Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, Нарвская, 15а, e-mail: shumik.88@mail.ru

Назарова Анна Борисовна

научный сотрудник отдела совершенствования методологий обеспечения режима, охраны и конвоирования центра исследования проблем обеспечения безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, Нарвская, 15а, e-mail: nurca.08@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ДОЛЖНОСТЬ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ

ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при организации исполнения уголовного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Анализируются статистические данные о количестве назначенных судами Российской Федерации наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, о количестве осужденных лиц, состоящих и прошедших по учетам уголовно-исполнительных инспекций Российской Федерации. Авторами статьи обосновывается необходимость осуществления первоначальных розыскных мероприятий в отношении изучаемой категории подучетных лиц и, как следствие, внесение соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации, в связи с тем что в настоящее время положения указанных нормативно-правовых актов не предполагают проведение первоначальных розыскных мероприятий и объявления в розыск осужденных к уголовному наказанию в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. В формате рекомендаций, направленных на повышение эффективности проведения первоначальных розыскных мероприятий, приводятся конкретные предложения, ориентированные на снижение показателя заведенных розыскных дел. Авторами статьи акцентируется внимание на необходимости дальнейшего научного анализа теоретических, практических и концептуальных аспектов, связанных с правоотношениями, возникающими при реализации уголовного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции, первоначальные розыскные мероприятия, розыск, уголовные наказания, лишение права занимать определенные должности, наказания без изоляции от общества, осужденный.

SOME PROBLEMIC ISSUES ARISING DURING THE PERFORMANCE OF A PUNISHMENT IN THE FORM OF DEPRIVATION OF THE RIGHT TO TAKE A CERTAIN POSITION OR TO PERFORM CERTAIN ACTIVITIES

Summary. The article deals with the problematic issues arising in the organization of execution of criminal punishment in the form of deprivation of the right to hold a certain position or engage in certain activities. Statistical data on the number ordered by the courts of the Russian Federation of punishments and measures criminally-legal character are not related to deprivation of freedom, the number of convicted persons which held the records of the penal inspections of the Russian Federation. The authors of the article substantiates the need to implement the initial investigation governmental activities in the study category of the registered individuals, and as a consequence, appropriate changes to the existing by-law of the Russian Federation, in connection with the, that now provisions of the specified normative legal acts do not assume carrying out initial search actions and announcements in search condemned to criminal punishment in the form of deprivation of the right to occupy a certain position or to be engaged in certain activity. In the format of recommendations aimed at improving the effectiveness of the initial search activities, specific proposals aimed at reducing the rate of opened search cases are presented. The authors of the article focus on the need for further scientific analysis of theoretical, practical and conceptual aspects related

Irina A. Lakina

Senior Researcher SIC-2,

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Narvskaja Str., 15a, Moscow, Russia, 125130, e-mail: shumik.88@mail.ru

Anna B. Nazarova

Researcher of the Department of improvement of methodologies for ensuring the regime, security and escort of the center for research on security issues in institutions of the penitentiary system, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Narvskay Str., 15a, Moscow, Russia, 125130, e-mail: nurca.08@mail.ru

€) 2020 Лакина И. А, Назарова А. Б.

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

to legal relations arising in the execution of criminal punishment in the form of deprivation of the right to hold a certain position or engage in a certain activity.

Keywords: penal inspections, initial search measures, search, criminal penalties, deprivation of the right to hold certain positions, punishment without isolation from society, convicted.

В современных условиях уголовно-исполнительной политики Российской Федерации отдельное место в оценке эффективности правовых норм отводится исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы, поскольку тенденция к назначению подобных наказаний учитывает объективную реальность современного демократического общества. Это объясняется не только гуманизацией действующего уголовного законодательства Российской Федерации, но и экономией уголовной репрессии.

Наиболее точно указанный тезис иллюстрируют данные Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, при анализе которых возможно сделать вывод о стабильно высоком уровне назначения судами наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, исполняемых уголовно-исполнительными инспекциями Российской Федерации (далее - УИИ): в 2012 г. судами назначено 443 576 наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, в 2013 г. - 433 125, в 2014 г. - 422 143, в 2015 г. -383 641, в 2016 г. - 513 265, в 2017 г. - 504 414, в 2018 г. - 470 783 соответственно [1].

В свою очередь, по учетам УИИ в 2012 г. прошло 955 285 человек, в 2013 г. - 947 656, в 2014 г. - 926 431, в 2015 г. - 853 531, в 2016 г. - 871 786, в 2017 г. - 989 228, в 2018 г. - 1 034 029 соответственно [2].

Общий рост численности лиц, состоящих на учетах в УИИ, коснулся и увеличения роста численности лиц, которым приговором суда назначено уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (далее - 33Д).

На конец 2014 г. на учетах УИИ состояло 19 416 осужденных с наказанием в виде ЗЗД. В последующие года численность данной категории подучетных лиц только увеличивалась: 2015 г. -31 122 осужденных, 2016 г. - 96 939 осужденных, 2017 г. - 140 179 осужденных, 2018 г. -145 703 осужденных [2].

В результате анализа приведенной статистической отчетности необходимо сделать вывод о том, что за последние 5 лет численность рассматриваемой категории подучетных лиц возросла в 7,5 раз.

Прежде чем переходить к рассмотрению проблематики, возникающей в процессе исполнения наказания в виде ЗЗД, необходимо дать характеристику рассматриваемому виду уголовного наказания.

Анализируемый вид уголовного наказания содержит в себе два нормативно закрепленных варианта лишения имеющихся у осужденного лица прав: лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью. В свою очередь, поводом избрания судом данного вида уголовного наказания является невозможность оставления права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью за виновным в совершении преступления лицом. Решение о такой невозможности должно исходить из обстоятельств, условий и способа совершенного преступления, характеристики личности виновного лица, наступившим последствиям.

Сущность ЗЗД заключается в том, что осужденному лицу судом предусматривается категоричный запрет на допустимость занимать определенные должности в государственных органах или органах местного самоуправления либо заниматься определенным видом деятельности. Рассматриваемый запрет устанавливается судом в обвинительном приговоре, в котором указано, какие именно должности осужденное лицо не может занимать либо каким видом деятельности он обязан не заниматься.

В настоящее время при организации исполнения наказания в виде ЗЗД возникают трудности при осуществлении контроля за осужденными данной категории подучетных лиц.

Одной из проблем, возникающих при исполнении рассматриваемого вида наказания, является отсутствие законодательной регламентации осуществления первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденных к наказанию в виде ЗЗД, не прибывших в УИИ после освобождения из мест лишения свободы либо скрывшихся от отбывания уголовного наказания или контроля.

ВЕСТНИК СЮИ

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИКРФ), п. 141 приказа Минюста России от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», п. 55 приказа Минюста России от 11.10.2010 № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» первоначальные розыскные мероприятия осуществляются в отношении осужденных к обязательным работам, ограничению свободы, исправительным работам, условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля и надзора сотрудников УИИ.

По истечении установленного законодателем срока в отношении указанной категории осужденных выносятся постановления об объявлении их в розыск, если первоначальные розыскные мероприятия не дали результатов по их местонахождению.

Очевидно, что ЗЗД на фоне всех имеющихся альтернативных лишению свободы наказаний, является достаточно «открытым» для нарушений со стороны осужденных, также участились случаи, когда осужденные к ЗЗД лица не являются в УИИ для проведения первоначальной беседы, осуществления с ними воспитательной работы и всячески пытаются скрыться от контроля сотрудников.

Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации в настоящее время не предусмотрены и достаточные меры реагирования к осужденным рассматриваемой категории, допускающим нарушения требований, установленных приговором суда, отсутствуют основания для вынесения подучетному лицу предупреждения о нарушении порядка и условий отбывания наказания (например, по аналогии с условным осуждением), не предполагается замена наказания на изоляцию от общества в случае злостного/систематического нарушения установленного порядка отбывания наказания (например, по аналогии с исправительными, обязательными работами), весьма проблематично проводится и воспитательная работа с осужденными.

Кроме того, на сегодняшний момент в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации не регламентировано, как необходимо рассматривать нарушения, допускаемые осужденными данной категории - с точки зрения злостности или системности допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания. Со стороны сотрудника УИИ мера реагирования ограничивается лишь вынесением постановления о незачете времени, в течение которого рассматриваемый осужденный занимался запрещенной деятельностью (занимал определенную должность), что является неравноценным по сравнению с последствиями совершенного им нарушения.

При подобных обстоятельствах предупредить совершение нового преступления сотрудникам УИИ весьма проблематично проведением лишь воспитательной работы с осужденными, организация которой предписана ч. 3 ст. 33 УИК РФ, которая в свою очередь не всегда является достаточным способом профилактики правонарушений, поскольку является малоэффективной, «поверхностной» формой реагирования на нарушения, допущенные рассматриваемой категорией осужденных.

Кроме того, практика деятельности УИИ показывает, что, если наказание в виде ЗЗД назначено в качестве дополнительного к основному наказанию в виде лишения свободы, то, отбыв основное наказание, не все осужденные являются в УИИ для отбывания дополнительного наказания по месту жительства, что в свою очередь влечет за собой уклонение от исполнения требований суда. Рассмотренные обстоятельства дополнительно усложняются и криминогенным составом подучетных лиц.

Изложенная выше проблематика позволяет утверждать то, что существующая практика контроля за осужденными к уголовному наказанию в виде ЗЗД не всегда является результативной и достаточной формой профилактической работы с рассматриваемой категорией осужденных [4].

В контексте вышеизложенного авторами статьи предлагается внести следующие изменения в действующее законодательство Российской Федерации:

- в положения ст. 18.1 УИКРФ, приказа Минюста России от 20.05.2009 №142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», касающиеся организации и проведения первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных к ЗЗД;

- в ст. 33 УИК РФ, касающиеся принятия мер реагирования к рассматриваемой категории осужденных в случае игнорирования ими воспитательных мероприятий. Думается, что важным

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

является и вопрос определения количества допустимых нарушений со стороны осужденных к наказанию в виде ЗЗД в контексте соотношения с понятиями «злостность» и «системность».

С целью наиболее эффективного проведения первоначальных розыскных мероприятий в отношении лиц, отбывающих рассматриваемое уголовное наказание, было бы важно принять следующие рекомендации:

- строго в установленный срок проводить первоначальные розыскные мероприятия в отношении скрывающихся осужденных;

- своевременно направлять сообщения о начале первоначальных розыскных мероприятий руководству УИИ, а также отделению розыска оперативного отдела территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний;

- в отношении осужденного, скрывшегося от контроля УИИ, к материалам первоначальных розыскных мероприятий составлять и приобщать соответствующие информативные справки, позволяющие установить, с какого момента данное лицо начало скрываться от контроля или уклоняться от отбывания наказания, а также какие меры были приняты сотрудниками УИИ по установлению его местонахождения;

- на момент начала и завершения первоначальных розыскных мероприятий проверять факт возможного содержания скрывшегося осужденного в следственных изоляторах территориального органа Федеральной службы исполнения наказания, изоляторах временного содержания;

- сотрудникам УИИ надлежит регулярно делать выходы по месту жительства разыскиваемого осужденного, его родственников и знакомых, а также в местах его возможного нахождения, в целях владения оперативной обстановкой;

- проверять адреса возможного трудоустройства осужденного, указанные данным лицом в ходе осуществления первоначальной и воспитательных бесед, в том числе с направлением соответствующих запросов.

Рассмотренные рекомендации по осуществлению первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных к ЗЗД представляют собой наиболее общие положения, касающиеся рассматриваемого вопроса, и их перечень, безусловно, не исчерпывает всех обстоятельств, препятствующих достижению желаемых целей, а также фактов, способствующих сокращению преступлений.

Несомненно, рассмотренный авторами данной статьи перечень проблемных вопросов, возникающих в процессе исполнения наказания в виде ЗЗД, не является исчерпывающим, в связи с чем существует необходимость дальнейшего научного анализа теоретических, практических и концептуальных аспектов, связанных с правоотношениями, возникающими при исполнении рассматриваемого вида наказания.

Библиографический список

1. Данные судебной статистики [Электронный ресурс] // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&pg=0 (дата обращения: 30.08.2019).

2. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний. URL: http:// c})CHH.pc])/structurc/inspcctor/iao/statistika/Xar-ka%20v%2()YII/ (дата обращения: 30.08.2019).

References

1. Danny'е sudebnoj statistiki [The data of judicial statistics]. Oficial ny j sajt Sudebnogo departamento pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii [Official website of the Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation]. URL: URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&pg=0 (Accessed: 30.08.2019) [in Russian],

2. Xarakteristika liez, sostoyashhix na uchete v ugolovno-ispolnitcl ny x inspekciyax [Characteristics of the persons consisting on the account in criminally-Executive inspections]. Oficial 'ny j sajt Fed-eraVnoj sluzhby" ispolneniya nakazanij [Official website of the Federal penitentiary service]. URL: http: фсин.рф/81гисй1ге/т8рес1ог/1ао/81айзйка/Хаг-ка%20у%20¥11/ (Accessed: 30.08.2019) [in Russian],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.