Disciplines of the Law Institute, candidate of law, associate professor. E-mail: [email protected]
УДК 343.28/.29
П. Н. Красоткин, А. Н. Ласточкин
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
В статье рассматриваются некоторые вопросы правовой регламентации и практики проведения первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций, а также исследованы проблемы их осуществления в некоторых территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний. К проблемам организационно-правового характера, связанным с порядком проведения первоначальных розыскных мероприятий в отношении указанных категорий осужденных, следует отнести: формулировку понятия первоначальных розыскных мероприятий; незаконное проведение мероприятий по установлению местонахождения осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; низкий уровень взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с полицией (по вопросам задержания, доставления в суд, представления интересов инспекций в судах) и судами (по вопросам замены наказания и обязательному личному присутствию осужденных в зале судебного заседания); границы полномочий сотрудников инспекций и полиции по вопросам задержания осужденных, направления представления в суд о заключении осужденного под стражу, их доставления в суд; особенности расчета сроков, установленных для проведения мероприятий; неопределенность сроков подачи в суд представления о замене ограничения свободы другим видом наказания; материальную ответственность осужденных; форму участия осужденных в судебном процессе; особенности сроков исчисления задержания; проведение первоначальных розыскных мероприятий в случае неявки осужденного для постановки на учет; особенности задержания уклоняющихся осужденных в других регионах России, других государствах. Высказываются предложения по совершенствованию российского законодательства и правоприменительной практики.
Ключевые слова: инспектор; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; обязательные работы; ограничение свободы; осужденный; первоначальные розыскные мероприятия; суд; полиция; уголовное наказание; уголовно-исполнительная инспекция.
© Красоткин П. Н., Ласточкин А. Н., 2020 © Krasotkin P. N., Lastochkin A. N., 2020
P. N. Krasotkin, A. N. Lastochkin
ORGANIZATIONAL AND LEGAL PROBLEMS OF THE EVENT INITIAL INVESTIGATIVE MEASURES FOR SENTENCED TO
PUNISHMENT IN THE FORM OF COMPULSORY LABOR, CORRECTIONAL LABOR AND RESTRICTION OF FREEDOM
The article discusses some issues of legal regulation and the practice of conducting initial investigative measures in relation for persons sentenced to punishment in the form of compulsory labor, correctional labor and restriction of freedom, evading control of penal inspections and also explores the problems of their implementation in some territorial bodies of the Federal Penal Service. The organizational and legal problems associated with the procedure for conducting initial investigative measures in relation to these categories of convicts include: the wording of the initial investigative measures; illegal measures to establish the whereabouts of persons deprived of their right to occupy certain positions or engage in certain activities; low level of interaction of the penal inspectorates with the police (regarding detention, transfer to court, representing the interests of inspections in the courts) and the courts (regarding the replacement of sentences and the mandatory personal presence of convicts in the courtroom); the boundaries of the powers of inspectorates and police officers in matters of detention of convicts, the direction of submission to the court on the detention of the convicted person, their transfer to court; features of calculating the deadlines set for events; the uncertainty of the deadline for filing with the court the idea of replacing the restriction of freedom with another type of punishment; liability of convicts; the form of participation of convicts in the trial; features of terms of calculation of detention; conducting initial investigative measures in case of non-appearance of the convicted person for registration; features of detention of evading convicts in other regions of Russia and other states. Suggestions are made for improving Russian legislation and law enforcement practice.
Key words: inspector; deprivation of the right to occupy certain positions or engage in certain activities; correctional work; obligatory work; restriction of freedom; convicted; initial search activities; court; police; criminal penalty; penal inspection.
Деятельность уголовно-исполнительных инспекций (далее — УИИ, инспекции) определяется выполнением ряда обязанностей, среди которых следует выделить проведение первоначальных розыскных мероприятий к осужденным к обязательным работам, исправительным работам и ограничению свободы (п. 7 разд. II постановления Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях»).
Первоначальные розыскные мероприятия представляют собой комплекс действий по установлению местонахождения осужденных в течение 30 дней, уклоняющихся от контроля УИИ.
Так, по данным Федеральной службы исполнения наказаний [5] (ФСИН России) и Научно-исследовательского института информационных технологий
ФСИН России за 2015-2020 гг., количество осужденных, в отношении которых проводились первоначальные розыскные мероприятия по установлению их местонахождения, составило в 2015 г. 21 280 (за аналогичный период прошлого года — 29 781), или 6,9 % (АППГ — 6,9 %) от общего количества лиц, состоящих на учете в УИИ, в 2017 г. — 25 074 (АППГ — 23 025), или 4,9 % (АППГ — 5,4 %), в 2019 г. — 27 021 (АППГ — 26227), или 5,5 % (АППГ — 5,1 %) [4].
Анализ приведенных данных свидетельствует о высокой доле лиц, уклоняющихся от контроля УИИ. Предполагаем, что существенное изменение этих показателей не ожидается, поскольку отсутствуют предпосылки для снижения столь негативной динамики.
Эффективность проведения первоначальных розыскных мероприятий
обусловлена рядом организационно-правовых проблем:
1. порядок проведения первоначальных розыскных мероприятий к обязательным работам, исправительным работам и ограничению свободы имеет межотраслевой характер, который приводит к рассогласованности действий между УИИ, органами внутренних дел и судами;
2. действующее законодательство не в полной мере отвечает потребностям УИИ, поскольку не учитывает ряд обстоятельств, складывающихся при организации первоначальных розыскных мероприятий.
Таким образом, указанный перечень проблем, по нашему мнению, не только имеет существенное значение для внесения изменений в российское законодательство и правоприменительную практику, но и должен стать предметом глубокого научного осмысления.
К проблемам правоприменения предлагаем отнести следующие.
1. Название мероприятий.
Буквальное толкование понятия «первоначальное розыскное мероприятие», установленное в уголовно-исполнительном законодательстве
(например, в ст. 181 УИК РФ), позволяет прийти к выводу, что деятельность УИИ может регулироваться Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД»). Однако УИИ не уполномочена на проведение данных мероприятий, поскольку законодатель в ст. 13 определил перечень субъектов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью.
Представляется верным суждение, высказанное О. В. Коростылевой, что уголовно-исполнительные инспекции, которые не относятся к оперативным подразделениям, могут осуществлять только подготовительные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания. В этой связи термин «розыскные» — излишний. Тем не менее, действия, выполняемые сотрудниками
инспекций, подпадают под перечень оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных ст. 6 ФЗ «Об ОРД» (опрос и наведение справок).
Также О. В. Коростылева сомневается, что данные мероприятия являются исключительно оперативно-розыскными, поскольку любой человек в повседневной жизни может реализовывать их не только для поиска потерявшегося человека, но и животного, и имущества.
С учетом вышеизложенного мы полностью согласны с мнением автора [3, с. 10-11], что следует использовать более грамотную формулировку, используемую в ст. 188 УИК РФ, а именно — «первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных».
2. Незаконное проведение первоначальных розыскных мероприятий.
В некоторых территориальных органах ФСИН России УИИ проводят первоначальные розыскные мероприятия в отношении осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Инспекторы осуществляют весь порядок действий, предусмотренный для указанных мероприятий, однако итоговый пакет документов, полученный при их проведении, остается в инспекции (в отдельной папке при личном деле) и не направляется ни в суд (для внесения представления о замене осужденному неотбытого срока наказания), ни в отдел розыска (для заведения розыскного дела).
Данные действия не соответствуют положениям уголовно-исполнительного законодательства.
Так, в ст. 181 УИК РФ четко установлены категории осужденных, в отношении которых могут проводиться первоначальные розыскные мероприятия.
Соответственно, законодатель определил границы проведения таких мероприятий, за которые запрещено выходить, и этот факт не позволяет трактовать их по постулату «разрешено все, что не запрещено законом».
Нарушение уголовно-исполнительного законодательства объясняется несколькими факторами:
1. отсутствие юридического образования у некоторых руководителей УИИ, которые в итоге не отдают себе отчет, что их действия расходятся с буквой закона;
2. необходимость отчитаться перед вышестоящими руководителями, что работа по поиску скрывшегося осужденного к рассматриваемому виду наказания осуществляется;
3. нечеткое формулирование пределов полномочий УИИ.
В п. 142 приложения к приказу Минюста России от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (далее — приложение к приказу Минюста России № 142-2009) и п. 58 приложения к приказу Минюста России от 11.10.2009 № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» (далее — приложение к приказу Минюста России № 258-2010) указано, что инспекции используют иные доступные источники информации, способствующие розыску осужденного.
Проблема заключается в том, что: 1) инспекции не уполномочены на проведение розыска осужденных; 2) требуют дополнительных разъяснений пределы использования доступных источников информации, поскольку такая трактовка может привести к нарушению норм ФЗ «Об ОРД».
4. Особенности расчета сроков, установленных для проведения мероприятий.
Согласно п. 144 приложения к приказу Минюста России № 142-2009 и п. 58 приложения к приказу Минюста России № 258-2010 первоначальные розыскные мероприятия проводятся в течение 30 (тридцати) дней.
При этом законодатель не уточняет, какие дни берутся в расчет, рабочие или календарные (исчисляются в расчете на
семидневную неделю). Практика деятельности некоторых территориальных органов ФСИН России показала, что такой расчет осуществляется в календарных днях [1, с. 5-10].
5. Неопределенность сроков подачи в суд представления о замене ограничения свободы другим видом наказания.
П. 58 и 104 приложения к приказу Минюста России № 142-2009 установлено, что представление о замене обязательных работ и исправительных работ более строгим видом наказания инспекция направляет в суд в течение трех суток после проведения первоначальных розыскных мероприятий.
Однако в уголовно-исполнительном законодательстве не предусмотрены сроки подачи в суд представления о замене ограничения свободы другим видом наказания. Полагаем, что этот вопрос может быть разрешен путем внесения дополнений в приложение к приказу Минюста России № 258-2010 и установления аналогичного срока — трое суток, что будет соответствовать деятельности инспекций на практике.
6. Материальная ответственность осужденных.
Проведение первоначальных розыскных мероприятий мобилизует личный состав не только инспекций, но и подразделение розыска территориального органа ФСИН России. На эти цели затрачивается временной ресурс, расходуются бюджетные средства и др.
Мы разделяем мнение О. В. Коро-стылевой, которая на XIX научно-практической конференции «Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики» (Кузбасский институт ФСИН России, 30-31 октября 2019 г.) выступила с предложением о привлечении к материальной ответственности осужденных, в отношении которых проводятся как первоначальные розыскные мероприятия, так и розыскные мероприятия.
В связи с тем, что практика деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов имеет преце-
денты возмещения расходов, связанных с пресечением побега, лечением осужденного (в случае умышленного причинения вреда своему здоровью), а также судебных издержек, следует ставить вопрос и о порядке обращения в суд за возмещением расходов, связанных с поиском и задержанием осужденных, скрывающихся от контроля УИИ.
7. Форма участия осужденных в судебном процессе.
При направлении в суд представления о замене обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы на лишение свободы актуализируется вопрос о форме участия осужденных в судебных заседаниях.
В связи с тем, что осужденный не может надлежащим образом быть извещен о судебном заседании, поскольку скрывается от контроля инспекции, суду предоставлена возможность, исходя из ч. 2 ст. 399 УПК РФ, самостоятельно решать вопрос о форме участия осужденного.
В практике деятельности судов Амурской и Кемеровской областей имеются примеры принятых заочных решений о замене обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы на лишение свободы при условии, если инспекцией будет предоставлен пакет документов о проведенных первоначальных розыскных мероприятиях, а также постановление, подписанное начальником территориального органа ФСИН России, об объявлении осужденного в федеральный розыск.
Тем не менее, такая практика складывается не во всех регионах России, поскольку суды продолжают настаивать на обязательном участии осужденных в судебном процессе.
8. Особенности сроков исчисления задержания.
В деятельности сотрудников инспекций имеются также прецеденты, при которых осужденного обнаружили и доставили в изолятор временного содержания не в понедельник, а вечером в пятницу. В этой ситуации 48 часов исчисляются с момента его фактического задержания и
истекают до воскресного вечера, что дает возможность осужденному вновь скрыться от инспекции и суда.
Следует отметить, что в российском законодательстве отсутствует алгоритм действий в сложившейся ситуации.
На практике УИИ некоторых территориальных органов ФСИН России выходят из сложившейся ситуации следующим образом. Вечером в пятницу инспектор пытается решить вопрос с дежурным судьей, чтобы на следующий день (в субботу) рассмотреть вопрос о заключении осужденного под стражу до 30 (тридцати) суток. С этой целью сотрудник инспекции в кратчайшие сроки готовит необходимый пакет документов.
9. Проведение первоначальных розыскных мероприятий в случае неявки осужденного для постановки на учет.
Порядок действий сотрудников в случае неприбытия осужденного в назначенное время и отсутствия по месту жительства (пребывания) в уголовно-исполнительном законодательстве не определен. В этой связи в некоторых регионах сложилась своя практика.
Например, согласно ч. 2 ст. 25 УИК РФ осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней. В этой связи сотрудники инспекций некоторых регионов в случае неприбытия осужденного начинают проводить первоначальные розыскные мероприятия на 15-е сутки.
В других регионах сложилась иная практика. Первоначальные розыскные мероприятия начинают проводиться сотрудниками после того, как им «стало известно об уклонении» (п. 141 приложения к приказу Минюста России № 1422009, п. 55 приложения к приказу Минюста России № 258-2010). Для этого сотрудники на следующий день после неявки осужденного (при соблюдении порядка уведомления) начинают проводить проверку, в том числе по месту его жительства (пребывания). В случае подтверждения информации (например, от родственников, соседей), что осужденный скрылся, инспекторы начинают
проводить первоначальные розыскные мероприятия.
10. Особенности задержания уклоняющихся осужденных в других регионах России, других государствах.
Следует констатировать, что в российском законодательстве не регламентирован порядок задержания осужденных, уклоняющихся от контроля инспекций в другом регионе России либо другом государстве, а также не регламентирован алгоритм доставления таких осужденных в суды.
Однако в деятельности инспекций одного из исследуемых нами регионов имеется положительный пример взаимодействия с сотрудниками МВД России в г. Москве и г. Сочи.
Так, в 1 час ночи 1 января 2020 г. на Красной площади г. Москвы был задержан осужденный к ограничению свободы, объявленный в федеральный розыск. Сотрудник инспекции, который ранее осуществлял надзор за этим осужденным, подготовил представление в суд и копии документов личного дела, которые в электронном варианте направил в соответствующий отдел полиции. Впоследствии с представлением в суд выходила не местная (московская) уголовно-исполнительная инспекция, а отдел полиции, сотрудники которого осуществили задержание осужденного. Тем не менее, в суд сотрудники инспекции г. Москвы явились для того, чтобы взять объяснение с осужденного и, по просьбе судьи, принять участие в судебном заседании. В дальнейшем осужденный был направлен в территориальный орган по месту осуждения специальным подразделением ФСИН России по конвоированию.
При проверке документов гражданина С. на одной из железнодорожных станций г. Сочи сотрудники полиции задержали осужденного к ограничению свободы, находящегося в федеральном розыске, и связались с инициатором розыска (отделом розыска), который перенаправил в уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекторы договорились с сотрудниками полиции, чтобы те задер-
жали осужденного на 48 часов. В течение 48 часов инспекторы направили в местную УИИ г. Сочи представление о заключении осужденного под стражу до 30 суток, а также доверенность на начальника инспекции (по месту задержания осужденного), чтобы представлять интересы в суде и ряд других документов. Впоследствии суд г. Сочи принимает решение о заключении осужденного под стражу на 30 суток. В скором времени осужденного специальным подразделением ФСИН России по конвоированию направляют через несколько регионов России до места его постоянного проживания. Однако в процессе этапирования выяснилось, что конвойное подразделение не сможет своевременно доставить осужденного. В этой связи инспекторы выяснили место настоящей дислокации осужденного и просили суд по ви-деоконференцсвязи решить вопрос о замене ограничения свободы на другой вид наказания. Однако судья из г. Нижний Новгород разъяснила, что не будет решать этот вопрос, поскольку его нет в очереди на видеоконференцсвязь. По истечении 30 суток заключения под стражей осужденный был освобожден и вновь скрылся от сотрудников правоохранительных органов и правосудия.
Следует обратить внимание, что похожие ситуации были и в других территориальных органах, например, в ГУФСИН России по Свердловской области. Так, суд другого региона отказал в удовлетворении представления инспекции, поскольку оно не может рассматриваться не по месту жительства осужденного.
На недостаточную завершенность правовой регламентации вопросов, связанных с проведением первоначальных розыскных мероприятий в отношении иностранных граждан, обратил внимание Н. В. Ольховик [2, с. 43-44], отметив, что инспекция направляет в суд представление на замену наказания в случае, если местонахождение осужденного не установлено, но установлен факт уклонения от исполнения приговора суда. Однако в данном случае инспекция определяет
факт выезда осужденного за пределы РФ и тем самым устанавливает его местонахождение, которое, с одной стороны, может препятствовать обращению в суд, с другой — не может, поскольку конкретное местоположение не установлено.
Также Н. В. Ольховик приводит положение ст. 89 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, согласно которому запрещается выдача лиц, являющихся гражданами запрашиваемого государства. В этой связи розыск скрывшихся осужденных осуществляться не будет.
Однако, согласно ст. 109 рассматриваемой Конвенции, имеется вероятность выдачи лица для последующего исполнения приговора суда другого государства.
Сотрудники УИИ Алтайского края, Амурской, Кемеровской, Свердловской областей и Республик Коми и Саха (Якутия) признаются, что каждое последующее проведение первоначальных розыскных мероприятий осуществляется по-разному, поскольку ряд организационно-правовых мероприятий зависит от субъективного усмотрения участников, включенных в уголовно-исполнительные правоотношения (сотрудников полиции и работников суда).
Например, в одном из регионов молодые сотрудники инспекций (проработавшие более года) узнали от сотрудников полиции г. Москвы, что есть межведомственный Порядок оказания территориальными органами МВД России содействия учреждениям и органам УИС в осуществлении розыска 2013 г., согласно которому сотрудники полиции могут самостоятельно принимать решение о направлении в суд представление на заключение осужденного под стражу до 30 суток. Как выяснилось, с данным приказом два года назад ознакомили личный состав инспекции, которые подтвердили информацию о его существовании и примерном содержании. Также выяснилось,
что данный приказ может находиться в отделе розыска. По какой причине молодых сотрудников не знакомят под подпись с этим приказом — неизвестно.
В случае задержания осужденных в других регионах сотрудники сталкиваются с тем, что: представление может подписать не только начальник инспекции, но и сотрудник полиции; некоторые регионы требуют доверенность на представление интересов инспекции в суде, а другие — нет; протокол задержания должен именно быть протоколом задержания (например, протокол задержания по федеральному розыску или просто протокол задержания), а не протоколом об административном задержании, который оформляют полицейские. Более того, в феврале 2020 г. сотрудник инспекции из Республики Коми столкнулся с тем, что молодой судья не знал, что такое задержание осужденного на 48 часов и его заключение до 30 суток.
По мнению сотрудников инспекций, полицейские при желании найдут причины, чтобы лично не производить задержание осужденных с последующим направлением представления в суд для заключения его под стражу. Однако данный вопрос разрешается после того, как инспекторы потратят большое количество времени на обоснование своей правоты, а также принимая во внимание, что в российском законодательстве усматриваются и обязанности сотрудников полиции.
С учетом вышеизложенного полагаем, что имеется необходимость в разработке не только методических указаний и памяток по порядку действий сотрудников инспекций (при самоустранении сотрудников полиции) в случае задержания уклоняющихся осужденных в других регионах России, а также других государствах, но и нормативного правового акта, в котором будет регламентирован подробный порядок осуществления этих мероприятий.
Литература
1. Антонов, А. Г., Красоткин, П. Н. Некоторые проблемы правового регулирования порядка проведения первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Вестник Владимирского юридического института. — 2015. — № 2 (35).
2. Ольховик, Н. В. Средства обеспечения непенитенциарного режима в отношении осужденных без изоляции от общества, являющихся гражданами государств-участников СНГ // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2012. — № 1 (3). — С. 43-44.
3. Правовое регулирование проведения первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях : учебное пособие / О. В. Коростылева (глава 1), канд. юрид. наук П. Н. Красоткин (предисловие, глава 2). — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2017. — С. 10-11.
4. Сведения о составе лиц, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, состоявших на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (по материалам ФКУ НИИИТ ФСИН России за 2014-2020 гг.).
5. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // ФСИН России : официальный сайт. — URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/ statistika/Xar-ka %20v %20YII/ (дата обращения: 26.03.2020).
References
1. Antonov, A. G., Krasotkin, P. N. Nekotorye problemy pravovogo regulirovaniya poryad-ka provedeniya pervonachal'nyh rozysknyh meropriyatij po ustanovleniyu mes-tonahozhdeniya osuzhdennyh, sostoyashchih na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh in-spekciyah [Some problems of legal regulation of the procedure for conducting initial search activities to establish the location of convicts registered in the penal inspections] // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Vladimir Law Institute], 2015, no. 2 (35).
2. Olkhovik, N. V. Sredstva obespecheniya nepenitenciarnogo rezhima v otnoshenii osu-zhdennyh bez izolyacii ot obshchestva, yavlyayushchihsya grazhdanami gosudarstv-uchastnikov SNG [Means of ensuring non-penal regime for convicted persons without isolation from society who are citizens of CIS member States] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo [Bulletin of Tomsk State University. Law], 2012, no. 1 (3), p. 43-44.
3. Pravovoe regulirovanie provedeniya pervonachal'nyh rozysknyh meropriyatij v otnoshenii osuzhdennyh, sostoyashchih na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciyah : uchebnoe posobie [Legal regulation of initial search activities in relation to convicted persons registered in the penal inspections] : textbook / O. V. Korostylyova (Chapter 1), cand. of law P. N. Krasotkin (Introduction, Chapter 2). Novokuznetsk, Kuzbass Institute of the FPS of Russia, 2017. P. 10-11.
4. Svedeniya o sostave lic, osuzhdennyh k nakazaniyam i meram ugolovno-pravovogo haraktera bez izolyacii ot obshchestva, sostoyavshih na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciyah, v sravnenii s analogichnym periodom proshlogo goda [Information on the composition of persons sentenced to punishments and measures of a criminal legal nature without isolation from society, who were registered in the penal inspections, in comparison with the same period last year] : the materials of the Research Institute of the Information Technologies of the FPS of Russia, 2014-2020).
5. Harakteristika lic, sostoyashchih na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciyah [Characteristics of the persons consisting on the account in the penal inspections]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka %20v %20YII/ (accessed 2/25/2020.).
Сведения об авторах
Красоткин Павел Николаевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии, кандидат юридических наук. E-mail: krasoо[email protected] Ласточкин Александр Николаевич: ФКОУ ВО ВИПЭ ФСИН России (г. Вологда), старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории организационно-научного отдела, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Krasotkin Pavel Nikolaevich: Kuzbass Institute of FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the senior lecturer of the Chair of the Penal Law and Criminology, candidate of law. E-mail: krasoо[email protected] Lastochkin Aleksandr Nikolaevich: Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia (Vologda, Russia), the senior research of the Research Laboratory of the Organization-and-Research Department, candidate of pedagogical sciences, associate professor. E-mail: [email protected]
УДК 343.811
И. Н.Коробова
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ КОМПЛЕКСНЫХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В настоящее время происходит процесс активного реформирования уголовно-исполнительной системы, кроме того, параллельно проводится работа по изменению уголовно-исполнительного законодательства. Количество осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, неизменно снижается, причем прослеживается определенная тенденция, когда исправительные учреждения одного вида режима переполнены, другие заполнены не в полном объеме, в связи с чем их количество уменьшается, в частности, на всей территории Российской Федерации имеется только 22 колонии для несовершеннолетних. В уголовно-исполнительном законодательстве РФ содержится норма, предусматривающая отбывание наказания в исправительном учреждении, расположенном в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором осужденный проживал или был осужден. Однако в настоящее время соблюдение данного принципа достаточно проблематично, и выходом из сложившейся ситуации может быть создание комплексных (мультирежимных) исправительных учреждений. Данное положение не противоречит и положениям международных стандартов исполнения наказаний, подобные положения имеются и в Минимальных стандартных правилах в отношении обращения с заключенными 2015 г., и в Европейских пенитенциарных правилах. Все это обосновывает актуальность изучаемой темы.
© Коробова И. Н., 2020 © Korobova I. N., 2020