ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10105
ББК 67 © Н.В. Румянцев, В.В. Горовой, 2019
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Николай Викторович Румянцев, главный научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, профессор кафедры административного права, доктор юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: rumyantsevn.v@ya.ru
Владислав Викторович Горовой, научный сотрудник НИЦ-3
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России (119991, Москва, ГСП-1,
ул. Житная, д. 14)
E-mail: gorovoy1988@list.ru
Аннотация. Рассматривается проблема привлечения к административной ответственности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Высказываются предложения по совершенствованию действующего законодательства, которые позволят в полной мере обеспечить реализацию норм административного права в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: административное право, учреждение, ответственность, уголовно-исполнительная система.
ADMINISTRATIVE LIABILITY OF SUSPECTS, DEFENDANTS AND CONVICTED PRISONERS IN ESTABLISHMENT'S CRIMINALLY EXECUTIVE SYSTEM
Nikolai V. Rumyantsev, chief researcher of NITs-3 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, professor of department of administrative law, doctor of legal sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: rumyantsevn.v@ya.ru Vladislav V. Gorovoy, researcher SIC-3
Research Institute of the Federal penitentiary service of Russia (119991, Moscow, ul. Zhitnaya, d. 14) E-mail: gorovoy1988@list.ru
Annotation. The article deals with the problem of bringing to administrative responsibility suspects accused and convicted persons held in institutions of the penal system. Proposals are made to improve the current legislation, which will fully ensure the implementation of administrative law in the institutions of the penitentiary system.
Keywords: administrative law, institution, responsibility, criminal-executive system.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Румянцев Н.В., Горовой В.В. Административная ответственность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):211—214.
Процесс исправления лица, совершившего преступление, сложен и многогранен. Одним из направлений исправления преступника является привитие ему правопослушного поведения в процессе отбывания наказания [7].
Привитие осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, правопослушного поведения осуществляется с применением обширного спектра методов и средств. Но, несмотря на их масштабность, добиться полностью правопослушного поведения среди них не удается.
Согласно ведомственной статистической отчетности в 2018 г. только лицами, содержащимися в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), совершено 616 829 нарушений порядка отбывания наказания1. При этом немалая часть данных нарушений квалифицируются как дисциплинарные проступки, хотя содержат в себе все признаки административного правонаруше-
1 Отчет ФСИН России по форме ВРО-2 состояние дисциплинарной практики среди осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях за второе полугодие 2018 г.
ния. Данный подход позволяет правонарушителю, в контексте рассматриваемой тематики им является подозреваемый, обвиняемый или осужденный, содержащийся в учреждении УИС, избежать установленного законом наказания.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что подобная ситуация возникла ввиду коллизии норм административного и уголовно-исполнительного законодательства. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее — УИК РФ) устанавливает дисциплинарную ответственность за нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы [6, с. 22-25]. В отношении лиц, находящихся в статусе подозреваемых или обвиняемых и содержащихся в учреждении УИС, действует Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее — Ф3-103), которым предусмотрена возможность привлечения их к дисциплинарной ответственности за совершение правонарушений. При этом данные нормативные правовые акты дублируют отдельные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), устанавливая более мягкую ответственность для отдельных категорий лиц (подозреваемые, обвиняемые и осужденные, содержащиеся в учреждениях УИС) [5, с. 6-9].
По мнению некоторых ученых, лицо, содержащиеся в учреждении УИС, является специальным субъектом административного права в связи с чем возможность привлечения его к административной ответственности ограничена [4]. Данное утверждение, по нашему мнению, является весьма спорным, поскольку:
♦ во-первых, ст. 1.4 КоАП РФ установлено равенство всех физических лиц вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
♦ во-вторых, ни КоАП РФ, ни иные нормативные правовые акты не содержат норм, относящих лиц, содержащихся в учреждениях УИС, к специальным субъектам административного права.
Как было отмечено ранее, дисциплинарные проступки, закрепленные в уголовно-исполнительном
законодательстве, куда, помимо УИК РФ и ФЗ «О содержании под стражей», необходимо отнести и правила внутреннего распорядка, содержат все признаки административного правонарушения, а именно:
♦ мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ);
♦ потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ);
♦ появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ);
♦ нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных или одурманивающих веществ (ст. 20.22 КоАП РФ);
♦ незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 6.8 КоАП РФ);
♦ потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.9 КоАП РФ).
При этом необходимо заметить, что такая коллизия норм не исключает возможности привлечения виновного лица как к административной, так и к дисциплинарной ответственности, и дает правоприменителю возможность выбора [3, с. 51-53].
Помимо прочего, лицами, содержащимися в учреждениях УИС, зачастую совершаются правонарушения, за совершение которых они фактически не могут быть привлечены к ответственности сотрудниками учреждения; к числу таких правонарушений можно отнести:
♦ повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ);
♦ умышленное повреждение или срыв печати (ст. 19.2 КоАП РФ);
♦ пропаганда либо публичное демонстрирование нацисткой атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование кото-
рых запрещены федеральными законами (ст. 20.3 КоАП РФ);
♦ нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ);
♦ самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора (ст. 20.26 КоАП РФ);
♦ производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ);
♦ уклонение от медицинского освидетельствования (ст. 21.6 КоАП РФ).
Данная ситуация стала возможной в связи с несовершенством положений п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, в соответствии с которыми должностные лица органов и учреждений УИС имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 9.19, 17.7, 17.9, ч.ч. 1 и 6 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.5, ст.ст. 19.6, 19.7, 19.12, ч. 3 ст. 20.2.2, ч. 1 ст. 20.25, что не позволяет им в полной мере реализовывать положения КоАП РФ в отношении лиц, содержащихся в учреждениях УИС.
В настоящее время сложившаяся ситуация не имеет единого решения и практика в большинстве случаев идет по пути привлечения лиц, содержащихся в учреждениях УИС, не к административной, а к дисциплинарной ответственности. Но при этом существуют и прецеденты привлечения осужденных именно к административной ответственности. Подобные случаи стали возможны благодаря тесному взаимодействию сотрудников УИС и МВД.
Алгоритм привлечения осужденного к административной ответственности выглядит следующим образом: после выявления факта совершения административного правонарушения сотрудниками УИС на место совершения данного правонарушения приглашается сотрудник полиции; как правило, это участковый уполномоченный полиции. Сотрудник полиции по прибытию на место совершения административного правонарушения от своего имени и в соответствии с нормами КоАП РФ составляет протокол об административном правонарушении. При необходимости проводится медицинское освидетельствование, обеспечение которого осуществляют сотрудники УИС. Затем протокол направляется для рассмотрения уполномоченному на то должностному лицу или органу. В случае необходимости, сотрудники УИС обеспечивают доставку осужденного к месту рассмотрения протокола об административном правонарушении.
Необходимо отметить, что подобные факты, в виду ряда объективных обстоятельств, носят исключительный характер и не могут рассматриваться в качестве полноценной процедуры реализации норм КоАП РФ. Для решения сложившейся ситуации необходимо внести изменения в КоАП РФ, которые позволят сотрудникам учреждений УИС составлять протоколы об административных правонарушениях по большему количеству составов, а именно: ст.ст. 6.8, 6.9, 13.24, 19.2, 20.1, 20.3, 20.4, 20.20, 20.21, 20.22, 20.26, 20.29, 21.6 КоАП РФ.
Предложенные изменения в отдельные статьи КоАП РФ позволят:
♦ во-первых, исключить случаи, когда лица, содержащиеся в учреждениях УИС, не несут ответственности за совершенное ими административное правонарушение либо привлекаются к более мягкому виду наказания;
♦ во-вторых, снизить уровень латентности административных правонарушений, совершаемых лицами, содержащимися в учреждениях УИС.
Необходимо отметить, что одного лишь наделения сотрудников УИС правом составления протоколов об административных правонарушениях будет недостаточно для полноценного решения сложившейся проблемы. В связи с чем необходимо предусмотреть процедуру рассмотрения подобных протоколов по аналогии с процедурой рассмотрения протоколов, составленных за нарушение ст.ст. 19.3 и 19.12 КоАП РФ, наделив начальника учреждения правом принятия соответствующего решения.
Необходимость рассмотрения протоколов начальником учреждения УИС обусловлена специфическим субъектом — подозреваемые, обвиняемые и осужденные, содержащиеся в учреждениях УИС, доставка которых в суд или иные органы вызывает большое количество организационных сложностей, что, в свою очередь, приведет к попыткам сотрудников учреждений и органов УИС уйти от практики составления протоколов об административном правонарушении.
Для реализации данного положения необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 23.4 КоАП РФ изложив ее в следующей редакции: «Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 13.24, 19.2, 19.3, 19.12 (в части административных право-
нарушений, предметами которых являются предметы, изъятые из оборота), 20.1, 20.3, 20.4, 20.20, 20.21, 20.22, 20.26, 20.29, 21.6 настоящего Кодекса».
Таким образом, предложенные авторами изменения в КоАП РФ позволят сотрудникам учреждений и органов УИС обеспечить в полной мере реализацию норм административного законодательства и соблюдение принципа административного права, заключающегося в равенстве перед законом, что, несомненно, окажет положительный эффект на процесс исправления лиц, содержащихся в учреждениях УИС.
Литература
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Гарант.
2. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изм. и доп.) // Гарант.
3. Горовой В.В. Некоторые аспекты участия органов внутренних дел в обеспечении безопасности важных объектов // Правоохранительные органы: теория и практика. 2011. № 2. С. 51-53.
4. Гришин Д.А. Развитие законодательства об административных правонарушениях в сфере уголовно-исполнительной системы // Административное право и процесс. 2010. № 6.
5. Осинцев Д. В. Административно-дисциплинарные отношения коллективных субъектов // Административное право и процесс 2019. № 1. С. 6-9.
6. Смирнов А.М. Общая характеристика осужденных к лишению свободы, изолированных по мо-
тивам общей безопасности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 1. С. 22-25.
7. Суденко В.Е. Уголовное право. Общая часть: Учеб. пособие / Под ред. А.Г. Кибальника. Пятигорск, 2007.
References
1. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativ-nykh pravonarusheniyakh ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ (s izm. i dop.) // Garant.
2. Federal'nyy zakon ot 15 iyulya 1995 g. № 103-FZ «O soderzhanii pod strazhey podozrevayemykh i obvi-nyayemykh v sovershenii prestupleniy» (s izm. i dop.) // Garant.
3. Gorovoy V.V. Nekotoryye aspekty uchastiya or-ganov vnutrennikh del v obespechenii bezopasnosti vaz-hnykh ob"yektov // Pravookhranitel'nyye organy: teoriya i praktika. 2011. № 2. S. 51-53.
4. Grishin D.A. Razvitiye zakonodatel'stva ob ad-ministrativnykh pravonarusheniyakh v sfere ugolovno-ispolnitel'noy sistemy // Administrativnoye pravo i pro-tsess. 2010. № 6.
5. Osintsev D.V. Administrativno-distsiplinarnyye otnosheniya kollektivnykh sub"yektov // Administrativnoye pravo i protsess 2019. № 1. S. 6-9.
6. Smirnov A.M. Obshchaya kharakteristika osuzh-dennykh k lisheniyu svobody, izolirovannykh po motivam obshchey bezopasnosti // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravleniye. 2018. № 1. S. 22-25.
7. Sudenko V.E. Ugolovnoye pravo. Obshchaya chast': Ucheb. posobiye / Pod red. A.G. Kibal'nika. Pyatigorsk, 2007.