Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ'

ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / исправительные учреждения / осужденные / личность осужденного / исправление / средства исправления / нравственное воспитание / эстетическое воспитание / эстетический вкус / профилактика / законопослушное поведение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тищенко Ю. Ю., Русаков А. С.

В статье идет речь о роли эстетического воспитания осужденных в процессе исправления и привития им законопослушного поведения. По мнению авторов требования общества к эстетически развитой личности концентрируются в задачах формирования у каждого человека активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, когда единство слова и дела становятся повседневной нормой поведения. Авторами подробно проанализированы понятие и задачи эстетического воспитания осужденных. В заключении сделан вывод, что что опыт организации эстетического воспитания осужденных показывает, что его постоянное осуществление способствует переключению их интересов в сторону искусства, преодолению отсталых вкусов, содействует развитию общей и художественной культуры и, следовательно, их исправлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ОЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АаВОКАТУРА

ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,

кандидат юридических наук старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России г. Москва, Российская Федерация, e-mail: yutish@list.ru

РУСАКОВ Андрей Сергеевич,

кандидат экономических наукначальник отраслевого центра формирования и развития антикоррупционных компетенций работников транспортного комплекса Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ) г. Москва, Российская Федерация, e-mail: a.s.rusakov@mail.ru

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-12-52-55 NIION: 2021-0079-12/22-231 MOSURED: 77/27-025-2022-12-231

ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. В статье идет речь о роли эстетического воспитания осужденных в процессе исправления и привития им законопослушного поведения. По мнению авторов требования общества к эстетически развитой личности концентрируются в задачах формирования у каждого человека активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, когда единство слова и дела становятся повседневной нормой поведения. Авторами подробно проанализированы понятие и задачи эстетического воспитания осужденных. В заключении сделан вывод, что что опыт организации эстетического воспитания осужденных показывает, что его постоянное осуществление способствует переключению их интересов в сторону искусства, преодолению отсталых вкусов, содействует развитию общей и художественной культуры и, следовательно, их исправлении.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, осужденные, личность осужденного, исправление, средства исправления, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, эстетический вкус, профилактика, законопослушное поведение.

TISHCHENKO Yuri Yu.

Candidate of Legal Sciences, Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Moscow, Russian Federation

RUSAKOV Andrey Sergeevich,

Candidate of Economic Sciences Head of the Branch Center of Formation and Development anti-corruption competencies of employees of the transport complex Law Institute Russian University of Transport Moscow, Russian Federation

CONCEPT AND OBJECTIVES OF AESTHETIC EDUCATION OF CONVICTS

Annotation. The article deals with the role of aesthetic education of convicts in the process of correction and inculcation of law-abiding behavior. According to the authors, the requirements of society for an aesthetically developed personality are concentrated in the tasks of forming an active life position for each person, a conscious attitude to public duty, when the unity of words and deeds become the daily norm of

чтттжжжжжжжжжжжжттттттжжшжжжттттттття/жжжжеттттттт*^^

52 ПРАВО n УПРАВЛЕНИЕ- - № 12 - 2022

behavior. The authors analyzed in detail the concept and tasks of aesthetic education of convicts. In conclusion, it is concluded that the experience of organizing aesthetic education of convicts shows that its constant implementation contributes to the switching of their interests towards art, overcoming backward tastes, promotes the development of general and artistic culture and, consequently, their correction.

Key words: penal enforcement system, correctional institutions, convicts, convict's personality, correction, means of correction, moral education, aesthetic education, aesthetic taste, prevention, law-abiding behavior.

Под эстетическим воспитанием следует понимать целенаправленный процесс формирования творческой активности личности, способной воспринимать, переживать и оценивать прекрасное в жизни, природе, искусстве, способной жить и творить по законам красоты.

Цель эстетического воспитания осужденных - содействовать всестороннему развитию личности. Требования общества к эстетически развитой личности концентрируются в задачах формирования у каждого человека активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, когда единство слова и дела становятся повседневной нормой поведения. Важную роль в этом процессе играет повышение эстетической культуры, которое включает в себя определенный уровень знаний и эстетических оценочных представлений. В настоящее время очень важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты и хорошего вкуса.

Эстетический вкус - это способность эмоционально определять эстетическую ценность явлений, отличать прежде всего прекрасное от безобразного. Развитость эстетического вкуса характеризуется тем, насколько глубоко и всесторонне он постигает эстетические ценности жизни и искусства.

Существенным компонентом в проявлении эстетического вкуса является эстетический идеал - социально обусловленное, формируемое с учетом возрастных особенностей представление человека о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве. Он проявляется в трудовой практике, в чувствах, в переживаниях и т.д. В искусстве эстетический идеал находит свое наиболее концентрированное выражение в художественных образах. Эстетический идеал служит одновременно и критерием оценки прекрасного в жизни и искусстве. Характер идеала личности осужденного - главный показатель уровня ее способности эстетического восприятия и вкуса.

Эстетическая культура в качестве своего необходимого компонента предполагает определенный уровень развития чувств. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное состояние, возникающее в процессе восприятия эстетического своеобразия явлений действительности или произведений искусства. Именно вследствие активности эстетического чувства

возникает эстетическое наслаждение, способное в свою очередь оказывать воздействие на духовное развитие личности [2].

Эстетически воспитанный человек способен не только воспринимать, ценить красоту в жизни и искусстве, но и сам умеет творить по законам красоты.

Необходимо подчеркнуть определенное различие понятий «эстетическое воспитание» и «художественное воспитание», так как в теории и на практике имеет место их отождествление.

Художественное воспитание есть формирование творческого отношения человека к искусству, внутренней потребности в общении с искусством, понимание его смысла. Эстетического воспитание есть формирование эстетического отношения человека ко всему, что обладает эстетической ценностью. Средствами эстетического воспитания являются не только искусство, но все области практической деятельности людей. Вместе с тем эстетическое воспитание необходимо для полноценного художественного воспитания -с одной стороны, с другой - художественное воспитание оказывает сильную поддержку эстетическому воспитанию, формируя и развивая эстетическое отношение человека к миру.

При организации эстетического воспитания необходимо иметь в виду лчиные особенности осужденных. Как известно, большинство осужденных - люди малокультурные, с огрубевшими чувствами, неправильными или искаженными представлениями о жизни, взглядами на искусство. В этой связи органической частью коллективной жизни и деятельности осужденных должен быть их организованный отдых, умелое использование свободного времени, что имеет большое значение в их эстетическом развитии [4].

Основными задачами эстетического воспитания осужденных являются:

• развитие эстетических и художественных знаний, борьба с «эстетикой» криминальной субкультуры;

• воспитание умения воспринимать прекрасное в природе, реальной действительности и личной жизни, в искусстве;

• воспитание эстетического чувства, способности правильно понимать и оценивать прекрасное и возвышенное;

• формирование эстетических потребностей, возникающих на почве конкретной трудовой деятельности и взаимоотношений с другими людьми;

• воспитание эстетических вкусов, содержащих оценку тех или иных предметов и явлений как красивых или некрасивых, гармоничных или дисгармоничных, совершенных или несовершенных, то есть устойчивую систему эстетических симпатий и предпочтений, а также и антипатий, конкретизирующих и «расшифровывающих» эстетические потребности;

• формирование эстетических идеалов, дающих представление о критериях прекрасного, определяющих социальную направленность эстетического вкуса и способствующих созданию у осужденных правильных представлений о смысле жизни, социально значимых перспектив после освобождения;

• повышения общей культуры осужденных;

• развитие творческих способностей, умений и навыков, необходимых для того, чтобы строить жизнь по законам красоты.

Решающим фактором в эстетическом воспитании служит трудовая деятельность. Эстетическая сторона труда объективно выражается в развитии богатства человеческих творческих сил как самооценки, а субъективно - в наслаждении творчеством.

Труд имеет важнейшее значение в эстетическом воспитании осужденных, но труд не всякий, а только хорошо организованный. Слаженность, ритм, гармония, четкость и выразительность движений, духовный настрой, эмоциональный подъем, интерес, чистота и порядок приучают людей к восприятию красоты труда. Именно такой труд приносит людям радость, наслаждение, возбуждает благородные чувства, приносит моральное и эстетическое удовлетворение. В эти минуты человек забывает об усталости, и кто глубоко прочувствовал, пережил это свойство труда, того вновь потянет к труду, который потом перерастает в привычку и потребность трудиться [1].

Эстетическое воспитание осужденных в процессе труда связано с вовлечением их в соответствующую производственную деятельность и учебу по повышению квалификации и мастерства, в создании лучших условий организации труда и обеспечении техники безопасности и т.д.

Большую роль в эстетическом воспитании играет искусство. Искусство, выполняя познавательную функцию, раскрывает сложнейшие процессы, протекающие в человеческой психике, в духовном мире индивида. Тем самым искусство становится для каждой личности не только орудием познания других людей, но и инструментом самопознания, самооценки. Познавательная,

просветительная функция искусства тесным образом связана с его воспитательной функцией.

Воспитательное воздействие искусства нельзя интерпретировать как только дидактическое, то есть как поучение, наставление, проповедь, хотя в ряде случаев искусство обращается к дидактике (басня, ораторское искусство). Воспитательная сила искусства основана на том, что оно заставляет людей сопереживать. Ведь пережить что-либо - значит приобщить данное событие, явление, действие, пережитое человеком, к своей личной жизни, сделать его фактом своей биографии. Событие, явление, действие, пережитое человеком, внедряется в глубины его сознания, формируя личное отношение к жизни, стимулы его деятельности.

Искусство, прежде всего кино и художественная литература, широко используются в воспитательной работе с осужденными. С их помощью у них формируется правильное мировоззрение, вырабатываются навыки и умения воспринимать и правильно оценивать прекрасное в жизни, в поведении и взаимоотношениях людей, в природе и т.д. Большие воспитательные возможности произведений искусства заложены в наличии в них нравственных и эстетических идеалов, образцов поведения и формирования тем самым адекватной (объективной) самооценки осужденных [5].

В эстетическом воспитании осужденных большое значение имеет художественная самодеятельность, которая организуется, например, в виде кружков.

Осужденный, участник художественной самодеятельности, выступает с одной стороны, как субъект эстетического воспитания, с другой - как субъект воспитания и эстетического развития других осужденных (зрителей). Вот почему очень важны подбор и исполнение наиболее актуального, с точки зрения идейно-художественных требований современного времени, репертуара с тем, чтобы наиболее действенно влиять на осужденных, формируя у них эстетические чувства, представления, вкусы, идеалы.

В эстетическом воспитании осужденных широко используются и такие средства, как художественные чтения, выставки различных изделий, подготовленные самими осужденными. Важное значение имеет вовлечение осужденных в работу кружков изобразительного, прикладного и декоративного искусства. Для популяризации лучших образцов кружковой работы организуются конкурсы и смотры.

Большую роль в эстетическом воспитании осужденных играет эстетика поведения и быта. Систематическая организация мероприятий по привитию и закреплению навыков правильного поведения (беседы, диспуты, вечера на культур-

но-просветительские темы, викторины, выпуски стенных газет и др.), воспитание тактичности, вежливости, чуткости, отзывчивости, предупредительности, выработка стремления к нравственной красоте - важнейшие условия выработки навыков культурного поведения у осужденных [3].

Большое значение в воспитании эстетических вкусов у осужденных и расширении их общего культурного кругозора имеет телевидение, которое своими специфическими средствами пропагандирует политику государства, рассказывает и достижениях науки и техники, литературы и искусства. Телевидение стремится воспитать у людей высокие моральные качества - честность, трудолюбие, широко знакомит зрителей с деятельностью творческих организаций.

В заключении стоит сделать вывод, что опыт организации эстетического воспитания осужденных показывает, что его постоянное осуществление способствует переключению их интересов в сторону искусства, преодолению отсталых вкусов, содействует развитию общей и художественной культуры и, следовательно, их исправлении.

Успехи в эстетическом воспитании осужденных во многом зависит от воспитателей. Им необходимы определенные знания в области художественного образования, глубокое понимание основ эстетического воспитания осужденных, а также специфики воздействия искусства на их внутренний мир в условиях физической изоляции от общества.

Список литературы:

[1] Белик М.Л. Самодеятельное творчество осужденных в местах лишения свободы // Актуальные вопросы современной науки. 2016. № 47. С. 65-74.

[2] Воротынцев А.С. Проблемы реализации нравственно-этических категорий в учреждениях исполнения наказания // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 11. С. 258-263.

[3] Емельянов И.Л Эстетическое и трудовое воспитание как этнокультурные аспекты в организации воспитательной работы с осужденными. // Модернизация аграрного образования. Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2021. С. 499-502.

[4] Зауторова Э.В Характеристика нравственно-эстетической воспитанности осужденных женщин. // Пенитенциарная наука. 2020. Т. 14. № 1 (49). С. 130-135.

[5] Зауторова Э.В. Роль совета воспитателей отряда в организации эстетического воспитания несовершеннолетних осужденных // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 40-1. С. 48-49.

Spisok literatury:

[1] Belik M.L. Samodeyatel'noe tvorchestvo osuzhdennyh v mestah lisheniya svobody // Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki. 2016. № 47. S. 65-74.

[2] Vorotyncev A.S. Problemy realizacii nravstvenno-eticheskih kategorij v uchrezhdeniyah ispolneniya nakazaniya // Ustojchivoe razvitie nauki i obrazovaniya. 2017. № 11. S. 258-263.

[3] Emel'yanov I.L Esteticheskoe i trudovoe vospitanie kak etnokul'turnye aspekty v organizacii vospita-tel'noj raboty s osuzhdennymi. // Modernizaciya agrarnogo obrazovaniya. Sbornik nauchnyh trudov po mate-rialam VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2021. S. 499-502.

[4] Zautorova E. V Harakteristika nravstvenno-esteticheskoj vospitannosti osuzhdennyh zhenshchin. // Penitenciarnaya nauka. 2020. T. 14. № 1 (49). S. 130-135.

[5] Zautorova E.V. Rol' soveta vospitatelej otryada v organizacii esteticheskogo vospitaniya nesover-shennoletnih osuzhdennyh // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2018. № 40-1. S. 48-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.