Научная статья УДК 331.5
doi: 10.20323/2658-428X-2021-4-13-133-147
Ретроспективный анализ проблемы приобщения осужденных к ценностям искусства
Эльвира Викторовна Зауторова
Доктор педагогических наук, профессор кафедры юридической психологии и педагогики ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики»; ведущий научный сотрудник ФКУ «Научно-исследовательский институт ФСИН России», г. Вологда.
[email protected], https://orcid.org//0000-0002-1334-2654
Аннотация. Проблема социализации личности в противоречивых условиях страны - одна из самых актуальных для современной России. Социокультурный кризис поразил все основные сферы нашего бытия, привел к утрате многих ценностей, отразился на духовно-нравственной области. В этих условиях важно знать, какие глубинные регуляторы, то есть мотивы человеческих деяний - цели, традиции, эмоции, потребности и ценности движут поведением личности.
Нам представляется, что активное приобщение осужденных к различным видам искусства в исправительно-воспитательном процессе поможет формированию позитивных ценностных ориентаций правонарушителей, будет способствовать более успешному их нравственному исправлению. Между тем, анализ пенитенциарной практики выявляет противоречия между духовно-нравственным потенциалом искусства и его невостребованностью в исправительном процессе пенитенциарных учреждений, наличием богатого опыта в нравственно-эстетическом воспитании личности и неразработанностью технологий по его внедрению в местах лишения свободы, недостаточностью современной профессиональной подготовки специалистов уголовно-исполнительной системы. Поэтому актуальными для науки и практики являются проблемы, связанные с изучением, выявлением, описанием и осмыслением общих и конкретных путей, адекватных методических приемов, способствующих формированию нравственных ценностных ориентаций осужденных средствами искусства.
Произведения искусства не механически трансформируются в поступки человека, а проходят переосмысление и отбор в его нравственном опыте, наполняя его социально ценностным содержанием, способствуют
© Зауторова Э. В., 2021
Ретроспективный анализ проблемы приобщения осужденных к ценностям искусства
133
разностороннему развитию личности, вырабатывают эстетическое отношение к действительности. Ретроспективный анализ приобщения осужденных к ценностям искусства будет способствовать поиску новых путей в исправлении личности, основанных на принципах гуманизма и демократизма.
Ключевые слова: исправительные учреждения, лишение свободы, осужденные, воспитательный потенциал искусства, приобщение к ценностям искусства, воспитательная работа
Для цитирования. Зауторова Э. В. Ретроспективный анализ проблемы приобщения осужденных к ценностям искусства // Социально-политические исследования. 2021. № 4 (13). С. 133-147. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2021-4-13-133-147
Original article
Retrospective analysis of the problem of introducing convicts to the values of art
Elvira V. Zautorova
Doctor of pedagogical sciences, professor, department of legal psychology and pedagogy, FSEI HE "Vologda Institute of Law and Economics"; leading researcher at the FSI "Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia", Vologda. [email protected], https://orcid.org//0000-0002-1334-2654
Abstract. The problem of socialization of the individual in the contradictory conditions of the country is one of the most urgent for modern Russia. The socio-cultural crisis has affected all the main spheres of our existence, led to the loss of many values, and affected the spiritual and moral sphere. In these conditions, it is important to know which deep regulators, that is, the motives of human actions - goals, traditions, emotions, needs and values drive the behavior of the individual.
It seems to us that the active introduction of convicts to various types of art in the correctional and educational process will help to form positive value orientations of offenders, will contribute to their more successful moral correction. Meanwhile, the analysis of penitentiary practice reveals contradictions between the spiritual and moral potential of art and its lack of demand in the correctional process of penitentiary institutions, the presence of rich experience in moral and aesthetic education of the individual and the lack of technology for its implementation in places of deprivation of liberty, the insufficiency of modern professional training of specialists for the penal system. Therefore, problems related to the study, identification, description and understanding of general and specific ways, adequate methodological
134
Э. В. Зауторова
techniques that contribute to the formation of moral value orientations of convicts by means of art are relevant for science and practice.
Works of art are not mechanically transformed into human actions, but undergo rethinking and selection in his moral experience, filling it with socially valuable content, contribute to the versatile development of personality, develop an aesthetic attitude to reality. A retrospective analysis of the introduction of convicts to the values of art will contribute to search new ways to correct the personality based on the principles of humanism and democracy.
Keywords: correctional institutions, imprisonment, convicts, educational potential of art, familiarization with the values of art, educational work
For citation: Zautorova E. V. Retrospective analysis of the problem of introducing convicts to the values of art. Social and political researches. 2021;4(13):133-147. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2021-4-13-133-147
Введение
Проблема социализации лично -сти в противоречивых условиях страны - одна из самых актуальных для современности [Рожков, 2016; Рожков, 2021; Мудрик, 2016; Формирование компетентности личности, 2021]. Социокультурный кризис поразил все основные сферы нашего бытия, привел к утрате многих ценностей, отразился на духовно-нравственной области [Га-лицких, 2003]. В этих условиях важно знать, какие глубинные регуляторы, то есть мотивы человеческих деяний - цели, традиции, эмоции, потребности и ценности движут поведением личности.
В сложившейся ситуации особую роль приобретает процесс формирования ценностных ориен-таций личности - устремлений, желаний, потребностей, важнейших личных ценностей и целей жизни. Ценностные ориентации взаимо-
связаны между собой и составляют некую систему, где важное место занимают нравственные ценностные ориентации, так как именно от них зависит характер отношений человека с окружающей действительностью и именно ими в определенной мере детерминируется его поведение.
Особенно низкий уровень развития социально значимых ценностных ориентаций, нравственно-эстетического отношения к действительности, социальной активности, гражданской позиции, гуманизма, коллективизма, являющихся важнейшими показателями нравственности личности, имеют осужденные, переступившие черту закона и отбывающие наказание в местах лишения свободы. Так, со всей очевидностью встает вопрос о ценностно-целевых ориентирах процесса исправления правонарушителей, способах формирования и раз-
Ретроспективный анализ проблемы приобщения осужденных к ценностям искусства
135
вития нравственных качеств осужденных [Зауторова, 2007].
Пенитенциарная практика нуждается в переменах, которые выполняли бы гуманистические, спасительные, действенно-реабилитационные функции в процессе исправления осужденных. Назрела потребность поиска новых подходов и способов воспитательной работы с осужденными, потребность в более энергичном «лечении» человека красотой искусства, диалоговой интонацией, практической реализацией программно-целевых установок в духовно-развивающих условиях воспитательных отношений.
Активизация процесса формирования нравственных ценностных ориентаций осужденных средствами искусства значительно повысит уровень воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях, будет способствовать формированию и развитию ценностных ориентаций, личностно значимого отношения к идеологическим, нравственным и эстетическим явлениям, поможет минимизировать риск криминализации осужденных и их духовной ин-доктринации. Произведения искусства не механически трансформируются в поступки человека, а проходят переосмысление и отбор в его нравственном опыте, наполняя личность социально ценностным содержанием, способствуют разностороннему развитию личности, вырабатывают эстетическое отношение к действительности.
Искусство является одним из важных факторов нравственного воспитания личности. Связанное с ним эмоционально-образное мышление вводит искусство в число активных средств формирования нравственного отношения осужденного к обществу, друг к другу, к себе. Искусство способно оставить глубокий след в личностном становлении правонарушителя, помочь ему реализовать свои возможности, приобщиться к накопленному человечеством опыту, общечеловеческим интересам, ценностям, устремлениям, идеалам. Искусство также может стать способом профилактики и коррекции поведения осужденных, помочь им компенсировать негативные психические состояния, отрегулировать эмоциональные проявления в коллективе, дать ценный опыт позитивных изменений.
Объективным условием развития ведомственной юридической науки и совершенствования служебной деятельности в уголовно-исполнительной системе является опора на предшествующий опыт, изучение которого имеет не только познавательное значение, но и позволяет выявлять в нем идеи, наиболее адекватные сегодняшнему дню. Это необходимо для того, чтобы использовать плодотворные наработки прошлого и избежать повторения ошибок, которые имели место ранее.
Тенденции использования возможностей воспитания осужден-
136
Э. В. Зауторова
ных в российской уголовно-исполнительной практике отмечаются на протяжении достаточно долгого периода. Наиболее выраженное проявление они находили во времена, характеризующиеся радикальными изменениями в правоохранительной политике государства.
Целью нашего исследования является ретроспективный анализ накопленного опыта, изучение особенностей процесса приобщения осужденных к ценностям искусства с целью поиска эффективных средств, методов и форм в исправлении лиц, находящихся в изоляции от общества.
Система государственной политики по отношению к осужденным во второй половине XVIII века
Еще в екатерининскую эпоху отмечено усиление предупредительного начала в государственной социальной политике. Следуя за западной мыслью, Екатерина II поднимает вопрос об ответственности общества за совершенное человеком преступление. В изданном в 1767 году «Наказе» она говорит о необходимости сострадания к заключенным, призывая «принести в темницы жалость и человеколюбие» [Полное собрание законов ..., 1830, а 218]. Тем самым впервые светская власть обратила внимание на вопросы нравственного исправления преступников. Осужденных, особенно это касалось малолетних
преступников, стали не только пытаться спасать от нужды и порока, но и целенаправленно воспитывать, создавать из них совершенно «новую породу людей», свободных граждан, готовых служить Отечеству «делами рук своих в различных искусствах и ремеслах» [Ябло-ков, 1901, а 24]. По сути, речь шла о грандиозном социально-педагогическом эксперименте, в процессе которого путем целенаправленного воспитания следовало подготовить так называемое «третье сословие» - отсутствующее звено в тогдашней российской социальной стратификации.
С 1762 года в России вводится институт официальных увещевателей, которые назначались и к осужденным. По определению тогдашнего Святейшего Правительствующего Синода, увещевание необходимо было рассматривать как средство воспитания всех граждан России. В качестве рекомендации Синодом было предложено «ежедневно собирать арестантов в церковь для слушания божественной литур-гии...и раздавать для чтения книги, изданные Библейским обществом»; чтение религиозной литературы немыслимо было без наставления. Рекомендовалось также при тюрьмах организовывать библиотеки. К числу исправительных мер, применявшихся к преступникам в местах заключения, относилось и совершение молитвы. Особый акцент делался на понимании искусства как «небесного восхождения» души
Ретроспективный анализ проблемы приобщения осужденных к ценностям искусства
137
человека. Приближая к Богу, разные виды искусства тем самым облагораживали и морально воздействовали на личность («греху узда, похо-тей уставление, ума возвышение»)» [Терентьева, 1997, с. 1.].
Научное осмысление механизма воздействия искусства на человека в XIX веке
Начиная с 1860-х годов эстетическое воспитание рассматривалось передовыми педагогами
(К. Д. Ушинский, В. П. Острогорский, П. Ф. Каптерев и др.) как действенное средство привития человеку гуманных качеств, развития у него интереса к жизни в ее многообразных проявлениях, формирования творческих способностей личности. Широкое распространение получили идеи духовного развития подрастающего поколения средствами искусства. Так, К. Д. Ушин-ский указывал на «важность положительных эмоций, компенсировать недостаток которых можно путем включения человека в разнообразные виды деятельности, при этом особо выделяя их художественное воплощение» [Ушинский, 1950, с. 35-36]. Педагог-гуманист одним из первых в отечественной педагогике предложил включать воспитанника в организованную, разумную, нравственно насыщенную деятельность.
Эти гуманистические и демократические настроения в педагогике оказали значительное влияние на воспитательную систему испра-
вительных заведений. В качестве средств исправления в них стали применяться религиозно-
нравственные чтения и церковное пение. Посещение церкви рассматривалось как непременная обязанность арестантов. В качестве средства организации полезного досуга осужденных в пенитенциарной практике начали использоваться элементы общекультурной эстетической деятельности (хоровое пение, чтение, клубная работа и др.) [Юридическая педагогика, 2004, c. 783]. Почти во всех заведениях воспитанники осваивали народные промыслы.
В 70-90-е годы XIX века целой плеядой отечественных педагогов, психологов, физиологов, психиатров были заложены основы научной отрасли - педагогической патологии (И. А. Сикорский), предметом которой становится трудновоспитуемый ребенок. В научной разработке юридических аспектов поведения несовершеннолетних в этот период ведущая роль принадлежит Д. А. Дрилю - выдающемуся отечественному ученому, который внес много позитивного в психолого-педагогическую работу с правонарушителями. Например, он не уставал доказывать, что отклонения в поведении могут не закрепиться при условии рационального воспитания и оздоровления внешней обстановки. Это положение можно отнести и к эстетическому окружению, и к организации полезной де-
138
Э. В. Зауторова
ятельности, в том числе художественной [Дриль, 1888].
В начале XX века в отечественной педагогике был выдвинут ряд педагогических концепций, ориентированных на поиски новых путей образования и воспитания человека. В основе концепции свободного воспитания лежал принцип уважения к личности, заключавшийся в признании приоритета достоинства человека над любыми иными духовными или материальными ценностями.
Упорядочение системы уголовных наказаний на основе принципов демократизма и гуманизма после Февральской революции 1917 года
Буржуазное Временное правительство после Февральской революции 1917 года приступило к упорядочению системы уголовных наказаний на основе принципов демократизма и гуманизма. В связи с этим руководство тогдашнего Главного управления местами заключения уделяло большое внимание тюремному персоналу и считало, что решать новые задачи «способны . лишь новые кадры», а не те, которые воспитаны «в атмосфере бесправия и неуважения к человеческой личности» и усвоившие «навыки прежнего строя» [Уголовно-исполнительная система, 2004, с. 54-56]. Постановлением Временного правительства от 7 апреля 1917 года были учреждены пенитенциарные курсы по подготовке работников мест заключения, которые получали рекомендации и по
воспитательной работе с правонарушителями. Новый этап воспитательной работы с осужденными наступил со становлением советской уголовно-исполнительной системы.
Основным содержанием реформы системы исполнения уголовных наказаний в 20-е годы XX века Главное управление местами заключения РСФСР считало максимальное приближение условий быта заключенных к условиям жизни на свободе и требовало от местных подведомственных органов, чтобы они предоставляли возможность заключенным повышать уровень общеобразовательных и профессиональных знаний, развивать индивидуальные способности в интересующих их сферах деятельности.
Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 30 июня 1920 года общее руководство постановкой дела образования в местах лишения свободы было возложено на Народный Комиссариат просвещения. Декрет носил противоречивый характер, потому что его содержание не согласовывалось с общими принципами организации культурно-просветительской работы в местах заключения. К тому же вскоре Положением об общих местах заключения РСФСР, утвержденным постановлением Народного комиссариата юстиции от 15 ноября 1920 года, было введено понятие нового средства воспитательного воздействия - «учебно-воспитательного дела», составной
Ретроспективный анализ проблемы приобщения осужденных к ценностям искусства
139
частью которого объявлялась культурно-просветительная работа, а реализация его целиком возлагалась на администрацию мест лишения свободы [Детков, 1999].
Культурно-просветительной работе в те годы стремились придать содержательный, планомерный характер. Шло всемерное развитие самодеятельности заключенных. Придав правовой статус культурно-просветительной комиссии, кодекс предоставил ей право издания журналов, газет, тематических сборников для заключенных [Детков, 2001].
Формированию гуманистической тенденции периода 20-30-х годов способствовали труды ученых-пенитенциаристов Ю. Ю. Бехтерева, М. Н. Гернета, С. В. Познышева. Особое значение для пенитенциарной теории сыграла монография С. В. Познышева «Основы пенитенциарной науки» (М., 1923 г.), в которой целый раздел был посвящен проблемам культурно-просветительской работы [История педагогики и образования, 2001].
Вклад А. С. Макаренко в пенитенциарную практику
Ценный вклад в изучение проблем эстетического воспитания внес основоположник пенитенциарной педагогики А. С. Макаренко. Опыт работы ученого-практика в исправительном учреждении с несовершеннолетними в истории нашей пенитенциарной системы известен как яркий пример многомерного использования социокуль-
турного фактора в условиях изоляции. Впервые в мире он предпринял попытку сбалансированного применения двух регуляторов: ему удалось найти золотую середину в использовании поощрения и наказания в процессе исправления.
А. С. Макаренко был убежден в небывалых возможностях воспитательного воздействия искусства на воспитанников. Важнейшей задачей он считал формирование «чувства красоты», вкладывая в это понятие «красоту и эстетику поступков» [Макаренко, 1958, с. 73]. Педагог придавал огромное значение культуре персонала и эстетике окружающей колонистов среды. Эта генеральная идея нравственного воспитания человека через эстетическое отношение к действительности остается и по сей день чрезвычайно актуальной.
Одну из первейших задач воспитания педагог видел в том, чтобы научить воспитанников хорошо отдыхать в интересной и веселой обстановке; чтобы отдых действительно помогал лучше трудиться, учиться, по-настоящему жить. Воспитатель тщательно учитывал возрастные и индивидуальные особенности подопечных, старался возвысить личные мотивы до общественных. В руководимой им колонии примитивные типы «приятного» времяпрепровождения постепенно вытеснялись организацией самодеятельных творческих кружков, приобщением воспитанников к радостной встрече с большим искусством,
140
Э. В. Зауторова
работами по благоустройству быта и т. п. При организации досуга А. С. Макаренко советовал учитывать очевидные факты: добровольность участия, интересные и увлекательные занятия, удовлетворяющие запросы и вкусы ребят, сочетающие одновременно отдых, развлечение, учебу, труд и самые различные виды деятельности [Терский, 1976]. Организацию и проведение повседневных занятий по воспитанию хорошего вкуса к отдыху А. С. Макаренко считал одной из главных задач внеклассной работы.
Культурно-воспитательная работа с осужденными во время и после
Великой Отечественной войны
Война крайне обострила проблемы организации культурно-воспитательной работы. В последующих нормативных актах отмечается недооценка этой работы со стороны ряда начальников лагерей, начальников политотделов; обращается внимание на проявляющуюся тенденцию отказа от ее проведения, преобладание в работе с заключенными исключительно мер административного воздействия. Новые подходы к организации исправительно-трудового процесса в условиях мирного времени нашли отражение во Временных указаниях о работе культурно-воспитательных отделов и отделений, и частей, которые определили формы участия заключенных в культурно-воспитательной работе. В качестве нового организующего органа са-
модеятельности заключенных выступает культсовет, членами которого назначаются руководители общественных секций, функционирующих при совете. Культсовет возглавлял начальник или инспектор культурно-воспитательной части.
Таким образом, культур -но(политико)-воспитательная работа постоянно игнорировалась руководством лагерей. В то же время в условиях явных противоречий лагерной жизни данный период являлся периодом активной и содержательной разработки основных принципиальных положений организации воспитательной работы в местах лишения свободы, в центре которой стали находиться личность воспитателя и личность осужденного как главного объекта и непосредственного субъекта процесса исполнения и отбывания наказания.
Происходит пересмотр установившихся взглядов на эстетическое воспитание. Исследователи акцентируют внимание на взаимосвязи нравственного воспитания с эстетическим, осуществлении комплексного подхода к воспитанию личности. В Постановлении ЦК КПСС от 12 марта 1945 года «Об основных задачах Министерства внутренних дел СССР» дана неудовлетворительная оценка выполнению важной задачи по перевоспитанию осужденных. Обращается внимание на усиление организаторской работы в сфере исправления и перевоспитания заключенных. После амнистии 1953 года вновь под-
Ретроспективный анализ проблемы приобщения осужденных к ценностям искусства
141
нимаются вопросы восстановления демократических начал, гуманных принципов в деятельности лагерей и колоний.
Послевоенный и перестроечный периоды в деятельности исправительн ых учреждений
Министерство внутренних дел СССР принимает ряд конкретных мер по устранению указанных недостатков. В лагерях и колониях организуется книжная торговля, разрешается издание бюллетеней для заключенных, а также выпуск многотиражных газет, активизируется самодеятельность заключенных, обобщается положительный опыт воспитательной работы с осужденными.
В конце 50-х годов ликвидируются исправительно-трудовые лагеря, формируется новая система уголовных наказаний и их исполнения. В 60-е годы наиболее подходящими организационными формами среды осужденных признавались отряды, комплектование которых осуществлялось по производственному принципу. Впервые на ведомственном уровне закрепляется принцип: «отряд - центр воспитательной работы с заключенными», а начальник отряда объявляется воспитателем и их непосредственным начальником, на которого возлагалась ответственность за их исправление [Уголовно-
исполнительная система, 2004, с. 194]. Политико-воспитательная работа среди заключенных в этот пе-
риод определялась задачами социалистического строительства и была направлена также на повышение сознательности и культурного уровня. Были определены пути осуществления данной работы: лекции, доклады и беседы на различные темы; издание многотиражных и стенных газет; организация радиовещания; развитие творческой самодеятельности, полезной инициативы заключенных и их участие в общественных мероприятиях; проведение культурно-массовых мероприятий и развитие художественной самодеятельности, организацию библиотек, читален, клубов и др.
В 1960-1980-е гг. проблематика творчества осужденных в основном рассматривалась в аспекте достижения многоплановости досуга осужденных (А. Г. Ковалев, А. Д. Глоточкин, В. Ф. Пирожков). В 70-е годы разрабатывается программа по обеспечению занятости осужденных полезными делами: обращено внимание на отсутствие системы работы с осужденными в их свободное время, когда они предоставлены сами себе, особенно в выходные и праздничные дни. Предлагается шире привлекать к этой работе представителей культурно-просветительных учреждений. В перечне форм работы по обеспечению полезной занятости названа работа кружков и проведение выставок творчества осужденных; смотры, концерты художе-
142
Э. В. Зауторова
ственной самодеятельности; клубная работа и т. д.
В теории и практике организации исправительно-трудового процесса признавался приоритет КПСС, поэтому в политико-воспитательной работе с осужденными отражается идеологическая деятельность партии.
В период перестройки нашего общества особую важность и значимость приобретают формирование мировоззрения личности в зависимости от эстетических идеалов, эстетического воспитания посредством искусства (литературы, музыки и изобразительной деятельности). В 80-е годы в России отмечается усиление внимания к вопросам влияния учебно-воспитательной деятельности педагога на личность воспитанника.
В 1990-е годы, когда в местах лишения свободы стало затруднительно обеспечивать трудозаня-тость всех осужденных, проблема творчества получила новую востребованность. Всё более утверждается позиция, что творчество, влияя на нравственно-эстетическое восприятие осужденными действительности, помогает им осознать свою вину за совершенное преступление и исправить свое поведение. Осужденные, увлеченные творчеством, быстрее осознают, что их истинное призвание состоит не в нарушении закона и режима содержания в исправительном учреждении, а в раскрытии собственного творческого потенциала: создании
картин, скульптур, литературно-художественных - стихотворных и прозаических, а также музыкальных произведений. Участие в творческой деятельности позволяет осужденному выразить все то, что психологически накопилось у него и в определенной форме проявить свою неординарность. Изменяя себя изнутри, осужденный исправляет и свое поведение [Энциклопедия юридической психологии, 2003].
Использование искусства в воспитательной работе с осужденными на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы России
Всё более активные попытки осмысления возможностей использования искусства в воспитательных целях предпринимаются в последние годы представителями отечественной школы. Выводы ученых подтвердили, что общение с искусством способствует развитию нравственно-эстетических качеств личности, позволяет человеку испытывать положительные эмоции, обуславливающие творчество человека в искусстве, науке и всей его жизни (И. П. Башкатов, А. В. Буданов, В. Г. Деев, М. Г. Дебольский, А. И. Зубков, В. М. Литвишков, А. В. Пищелко, В. М. Поздняков, А. М. Столяренко, М. П. Стурова, Н. А. Тюгаева, А. И. Ушатиков и
др.).
В настоящее время в пенитенциарных учреждениях основной фор-
Ретроспективный анализ проблемы приобщения осужденных к ценностям искусства
143
мой организации отдыха правонарушителей являются культурно-массовые мероприятия, «укрепляется взаимодействие с творческими союзами и театральными деятелями, проводятся смотры-конкурсы среди осужденных и сотрудников, в ряде подразделений функционируют самодеятельные театры» [Хом-люк, 2001, с. 8]. Как показывает российская практика, современные руководители исправительных учреждений используют искусство (музыка, театр, живопись, прикладные виды искусств и др.) для «выправления душ» осужденных. В учреждениях существуют кружки и клубы по интересам - декоративно-прикладного творчества, художественной самодеятельности и т. д.
В то же время отмечено, что сотрудниками при организации воспитательной работы в недостаточной степени учитывается и разви-
вается субъектный опыт осужденного, редко проектируются и имеют место ситуации выбора и успеха, не уделяется должного внимания созданию атмосферы, способствующей самопроявлению и самовыражению воспитуемых [Зауторова, 2021]. В связи с этим обращает на себя внимание дефицит квалифицированных кадров, недостаточно высокий уровень профессиональной готовности сотрудников осуществлять работу по приобщению осужденных к ценностям искусства с целью их исправления и нравственного изменения. Вместе с тем данный подход - есть уникальная возможность оживить, одухотворить педагогическое взаимодействие, что будет способствовать демократизации и гуманизации воспитательного процесса в местах лишения свободы.
Библиографический список
Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций: методическое пособие. Санкт-Петербург : Паритет, 2003. 157 с.
Детков М. Г. Исторические аспекты развития элементов самоуправления в среде осужденных к лишению свободы // Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными : матер. научн.-практич. конфер. Вологда : ВИРО, 2001. С. 102-115.
Детков М. Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. Москва : «Вердикт--1М», 1999. 448 с.
Дриль Д. А. Малолетние преступники. Вып. 2. Ч. 1. Психология преступности. Москва : Тип. Мамонтова, 1888. 255 с.
Зауторова Э. В. Проблемы воспитательной службы исправительных учреждений / Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля // Теория и практика социогуманитарных наук. 2021. №2(14). С. 18-23.
Зауторова Э. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций осужденных средствами искусства : монография. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2007. 343 с.
144
Э. В. Зауторова
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца века : учебное пособие для педагогических заведений / под ред. академика РАО А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. Москва : Т.Ц. Сфера, 2001. 512 с.
Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. Москва : АПН РСФСР, 1958, Т. V. 515 с.
Мудрик А. В. Социализация в контексте социокультурных расколов // Педагогическое образование и наука. 2016. № 4. С. 9-13.
Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Санкт-Петербург, 1830. Т.18. № 12949.
Рожков М. И. Преодоление как фактор саморазвития // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6. № 1. С. 10-16.
Рожков М. И. Социальное закаливание молодёжи в преодолении жизненных трудностей //Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. Москва : ФГНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2016. С. 187-192.
Терентьева Н. А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. Санкт-Петербург : Образование, 1997. 148 с.
Терский В. Н. Об организации досуга в практике А. С. Макаренко. URL: http://pedagogic.ru/books/item/i00/s00/z0000008/st139.shtml. (Дата обращения: 11.10.2021).
Уголовно-исполнительная система, 125 лет / под общ. ред. Ю. Я. Чайки. Москва : ОАО Тип. Новости, 2004. 288 с.
Формирование компетентности личности в коллаборативной среде: коллективная монография / под ред. Т. В. Макеевой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2021. 175 с.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Сб. соч.: В 11 т. Москва : АПН, 1950. Т. 8. 777 с.
Энциклопедия юридической психологии / под общей ред. А. М. Столяренко. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. 607 с.
Юридическая педагогика: Учебник для студ. вузов, обучающихся по специальности 021100 - «Юриспруденция» / С. А. Беличева, Л. И. Беляева, А. В. Буданов [и др.] / под. ред. В. Я. Киотя, А. М. Столяренко. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. 895 с.
Яблоков Н. В. Призрение детей в воспитательных домах. Санкт-Петербург : Гос. тип., 1901. 71 с.
Reference list
Galickih E. O. Ot serdca k serdcu. Masterskie cennostnyh orientacij = From heart to heart. Workshops of value orientations: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg : Paritet, 2003. 157 s.
Detkov M. G. Istoricheskie aspekty razvitija jelementov samoupravlenija v srede osuzhdennyh k lisheniju svobody = Historical aspects of the development of self-government among prisoners // Sostojanie i perspektivy nauchnogo obespechenija organizacii vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi : mater. nauchn.-praktich. konfer. Vologda : VIRO, 2001. S. 102-115.
Ретроспективный анализ проблемы приобщения осужденных к ценностям искусства
145
Detkov M. G. Tjur'my, lagerja i kolonii Rossii = Prisons, camps and colonies of Russia Moskva : «Verdikt-lM», 1999. 448 s.
Dril' D. A. Maloletnie prestupniki = Juvenile delinquents Vyp. 2. Ch. 1. Psihologija prestupnosti. Moskva : Tip. Mamontova, 1888. 255 s.
Zautorova Je. V. Problemy vospitatel'noj sluzhby ispravitel'nyh uchrezhdenij = Problems of the correctional education service / Je. V. Zautorova, F. I. Kevlja // Teorija i praktika sociogumanitarnyh nauk. 2021. №2(14). S. 18-23.
Zautorova Je. V. Formirovanie nravstvennyh cennostnyh orientacij osuzhdennyh sredstvami iskusstva = Formation of moral value orientations of convicts by means of art: monografija. Vologda : VIPJe FSIN Rossii, 2007. 343 s.
Istorija pedagogiki i obrazovanija. Ot zarozhdenija vospitanija v pervobytnom obshhestve do konca veka = History of pedagogy and education. From the birth of education in primitive society to the end of the century: uchebnoe posobie dlja pedagogicheskih zavedenij / pod red. akademika RAO A. I. Piskunova. 2-e izd., ispr. i dopoln. Moskva : T.C. Sfera, 2001. 512 s.
Makarenko A. S. Sochinenija = Compositions V 7 t. Moskva : APN RSFSR, 1958, T. V. 515 s.
Mudrik A. V. Socializacija v kontekste sociokul'turnyh raskolov = Socialization in the context of sociocultural divisions // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2016. № 4. S. 9-13.
Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii (PSZRI) = Complete Collection of Laws of the Russian Empire (PSZRI). Sankt-Peterburg, 1830. T.18. № 12949.
Rozhkov M. I. Preodolenie kak faktor samorazvitija = Overcoming as a factor of self-development // Zhurnal pedagogicheskih issledovanij, 2021. T. 6. № 1. S. 10-16.
Rozhkov M. I. Social'noe zakalivanie molodjozhi v preodolenii zhiznennyh trudnostej = Social hardening of youth in overcoming life difficulties //Aktual'nye problemy obrazovanija i nauki: tradicii i perspektivy. Moskva : FGNU «Institut izuchenija detstva, sem'i i vospitanija Rossijskoj akademii obrazovanija», 2016. S. 187-192.
Terent'eva N. A. Muzykal'naja pedagogika i obrazovanie. Istorija i teorija razvitija ot istokov do sovremennosti = Music pedagogy and education. History and theory of development from the origins to the present. Sankt-Peterburg : Obrazovanie, 1997. 148 s.
Terskij V. N. Ob organizacii dosuga v praktike A. S. Makarenko = On the organization of leisure in practice A. S. Makarenko.URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st139.shtml. (Data obrashhenija: 11.10.2021).
Ugolovno-ispolnitel'naja sistema, 125 let = Penal enforcement system, 125 years old/ pod obshh. red. Ju. Ja. Chajki. Moskva : OAO Tip. Novosti, 2004. 288 s.
Formirovanie kompetentnosti lichnosti v kollaborativnoj srede = Building personality competence in collaborative environment : kollektivnaja monografija / pod red. T. V. Makeevoj. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2021. 175 s.
Ushinskij K. D. Chelovek kak predmet vospitanija = A person as a subject of education Sb. soch.: V 11 t. Moskva : APN, 1950. T. 8. 777 s.
Jenciklopedija juridicheskoj psihologii = Encyclopedia of legal psychology / pod obshhej red. A. M. Stoljarenko. Moskva : JuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2003. 607 s.
146
Э. В. Заутороeа
Juridicheskaja pedagogika = Legal pedagogy : uchebnik dlja stud. vuzov, obuchajushhihsja po special'nosti 021100 - «Jurisprudencija» / S. A. Belicheva, L. I. Beljaeva, A. V. Budanov [i dr.] / pod. red. V. Ja. Kiotja, A. M. Stoljarenko. Moskva: JuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2004. 895 s.
Jablokov N. V. Prizrenie detej v vospitatel'nyh domah = Aloofness to children in foster homes Sankt-Peterburg : Gos. tip., 1901. 71 s.
Статья поступила в редакцию 28.10.2021; одобрена после рецензирования 03.11.2021; принята к публикации 30.11.2021.
The article was submitted on 28.10.2021; approved after reviewing 03.11.2021; accepted for publication on 30.11.2021
Ретроспективный анализ проблемы приобщения осужденных к ценностям искусства
147