УДК 37.013:343.2.01.; ББК 74.3 © Зауторова Э.В. 2019
CORRECTION OF CONVICTS BY MEANS OF THEATRICAL PEDAGOGY
ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Elvira Viktorovna Zautorova, Эльвира Викторовна ЗАУТОРОВА,
doctor of pedagogical Sciences, Professor, доктор педагогических наук, профессор,
Professor of the Department of legal psychology and профессор кафедры юридической психологии и педагогики
pedagogy Wipe of the Federal penitentiary service of Russia ВИПЭ ФСИН России
Е-mail: [email protected] Е-mail: [email protected]
Для цитирования: Зауторова Э.В. Исправление осужденных средствами театральной педагогики1. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2019. С. 56-59.
Abstract. Modern pedagogy in search of effective means of education is increasingly focused on the use of art in the pedagogical process. The article reveals the pedagogical potential of theatrical art and its role in the process of correction of convicts. The positive experience of introducing convicts to the dramatic art is also presented. Theater heals a person from the inside, placing in front of him all sorts of situations in life, directing him to solve important life issues and problems. Theatrical pedagogy in correctional institutions is aimed at correcting offenders, their moral and aesthetic development in isolation.
Keywords: prisoners of places of deprivation of liberty, the process of correcting, performing arts, theatre pedagogy.
Аннотация. Современная педагогика в поиске эффективных средств воспитания все больше ориентируется на использование искусства в педагогическом процессе. В статье раскрывается педагогический потенциал театрального искусства и его роль в процессе исправления осужденных. Также представлен положительный опыт приобщения осужденных к драматическому искусству. Театр исцеляет человека изнутри, расставляя перед ним всевозможные ситуации в жизни, направляя его к решению важных жизненных вопросов и проблем. Театральная педагогика в исправительных учреждениях направлена на исправление правонарушителей, их нравственно-эстетического развития в условиях изоляции.
Ключевые слова: осужденные, места лишения свободы, процесс исправления, театральное искусство, театральная педагогика.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими задачами. Современная педагогика в поиске эффективных средств воспитания все больше ориентируется на использование искусства в педагогическом процессе. Среди новых психолого-педагогических технологий особое место отводится арт-технологиям, где важную роль играет такой вид искусства, как театр. Ученые отмечают, что театр - это то искусство, которое, в первую очередь, учит быть человеком, чувствовать и сопереживать: театр оказывает на людей сильное эмоциональное влияние, может дать заинтересованному человеку живое восприятия действительности, одаривая своих зрителей истинными ощущениями и эмоциями. Театральное искусство дает человеку, прежде всего, развитие и стремле-
ние к совершенству в работе над собой, своими слабостями и привычками [2].
В пенитенциарной практике сегодня осуществляется поиск новых форм и методов в воспитательной работе с осужденными, целенаправленное и систематическое использование которых приводит к качественному изменению стереотипов поведения личности, появлению уравновешенности и сдержанности в поступках, повышению эмоционального интеллекта. Эффективность применения театральной педагогики в воспитательном процессе обусловлена тем, что вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Главными чертами театральной педагогики являются глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу человеческой выразительности [3].
1 Данная статья была опубликована в электронном сборнике тезисов выступлений и докладов участников IV Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России), г. Рязань, 20-22 ноября 2019 г. в 10 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2019.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы, на которые ссылается автор. Современные исследования в области художественной педагогики подтверждают положительное влияние искусства на человека (Э. Б. Абдуллин, Н. А. Ветлугина, Л. Д. Лебедева, В. И. Лубовский, Е. А. Медведева, Н. М. Назарова, М. Н. Перова, Н. И. Сакули-на, Е. А. Стребелева и др.). Основные принципы театральной педагогики, в том числе «любительской», сформулированы в трудах К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, Е. Б. Вахтангова и др. (зародилась в 1920-е гг. XX в. в России).
Практика показывает, что театральная деятельность является доступной каждому человеку и может выступать средством исцеления, исправления, так как дает положительные результаты в коррекции познавательной, двигательной и эмоциональной сфер (М. Андерсен-Уоррен, Л. С. Выготский, Р. Грейнджер, Р. И. Жуковская, Е. А. Медведева, Е. А. Менджеоицкая, А. Сеймур, А. И. Ко-пытин, Б. М. Теплов и др.), отмечается ее важность для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы человека, а также для развития творчества.
Педагогические практики, которые находят в театре источник образовательных инструментов, объединяются в особую систему - театральную педагогику, как практическое направление современной психологии и педагогики искусства, реализующее в образовании принципы событийности, проживания, личностного творческого действия и импровизации, связывающее интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие [8].
Т. Климова выделяет следующие принципы театральной педагогики: 1) принцип событийности означает, что во время занятий должно происходить что-то такое, что для участников действия меняет мир; 2) принцип проживания определяет, что событие не может быть результатом принятия внешних условий, оно может быть только результатом личного переживания, открытия; 3) принцип импровизации, которые позволяют раскрыть потенциал личности [4]. Процесс приобщения правонарушителей к театральной деятельности имеет свою историю. Так, А. С. Макаренко был убежден в небывалых возможностях воспитательного воздействия искусства на воспитанников. Важнейшей задачей он считал формирование «чувства красоты», вкладывая в это понятие «красоту и эстетику поступков» [7].
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается статья. Театральное искусство, одно из самых сильных
инструментов, затрагивающих восприятия чувств и, как и всякое настоящее искусство, должно способствовать нравственному воспитанию личности. Тем не менее, следует отметить, что часто незаслуженно многими сотрудниками пенитенциарных учреждений игнорируется эстетический подход к исправительному процессу, ведущий к развитию творческого потенциала осужденного и раскрытию его индивидуальности через эмоциональную сферу. А это есть уникальная возможность оживить, одухотворить педагогическое взаимодействие, что будет в большей степени способствовать демократизации и гуманизации воспитательного процесса в местах лишения свободы. В связи с этим театральная педагогика может быть использована в местах лишения свободы в процессе исправления личности осужденного.
Формулирование целей статьи (постановка задачи): раскрыть педагогический потенциал театрального искусства с целью его использования в пенитенциарной практике для исправления личности осужденного, его нравственного изменения, эстетического развития. Важным является и изучение положительного опыта в данном направлении.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Традиция воздействия на человека с помощью драматического искусства восходит к истокам цивилизации и основана на постижении человеком смысла своих поступков и переживаний. Одно из наиболее известных объяснений воздействия драмы - теория катарсиса Аристотеля, которая базируется на представлении о разделяемых людьми сильных переживаниях. Испытываемые человеком негативные чувства и эмоции, благодаря драматическому действию, преображаются в позитивное исцеляющее переживание. Сами условия этого действия способствуют тому, что человек ставит себя на место других людей. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение, которая лежит в основе пьесы, и сценическая игра, и художественное оформление спектакля (декорации, реквизит, бутафория), и музыка, используемая в спектакле. В процессе театральной деятельности создается продукт, что важно и значимо для человека любого возраста.
В настоящее время театральная деятельность рассматривается как важная форма педагогического воздействия, способная преобразить человека. В ходе ролевого исполнения появляется возможность взглянуть на себя под разными углами зрения, переживая сильные чувства, отражающие
№ 4 / 2019
57
наш текущий опыт. И это не может не повлиять на нашу дальнейшую жизнь. Так, театральная игра является идеальной формой, позволяющей соотнести такие взаимоисключающие вещи и потребности, как потребность в самораскрытии, одновременно оставаясь «невидимым»; быть индивидуальностью и стремление «слиться» с толпой; открыть свой внутренний мир другим людям и одновременно защититься от них и др. [1].
Театрализованные методы и формы используются не для того, чтобы уводить осужденного в мир иллюзий и отвлекать его от проблем повседневной жизни, а чтобы расширять его творческий диапазон в процессе театрально-постановочной работы. Эффективно использование театральной деятельности и для решения разнообразных межличностных и социальных вопросов, она способствует раскрытию творческих возможностей осужденных, развитию способности открывать в привычных явлениях новый смысл.
В процессе театральной деятельности осужденные получают возможность раскрыть свои творческие способности и реализовать свой потенциал, получая дополнительную возможность понять, что такое жизнь вообще, так как стремление к творческой самореализации связано с «постижением смысла существования». «Чувствуя себя творцом, - пишет В. А. Сухомлинский, - человек хочет стремиться быть лучше, чем он есть... В этом осознании - самая сущность формирования личности» [6]. .
Использование театральной деятельности в воспитательном процессе исправительного учреждения будет способствовать организации полезного досуга, занятости осужденных. В условиях изоляции необходимо также помнить о том, что деятельность становится фактором развития человека только в том случае, если она приносит ему удовлетворение, успех, а не совершается по принуждению. Один из принципов театральной педагогики: тот материал, который вы предлагаете осужденным для восприятия, должен быть актуальным для них, должен «задевать» их лично. Только так можно надеяться на исправление личности средствами театрального искусства.
Анализ театрально-воспитательной работы пенитенциарных учреждений показывает, что на современном этапе театральная деятельность становится все более популярной. Например, в женской колонии ИК-1 УФСИН России по Вологодской области запомнилась постановка «Юнона и Авось» (на муз. А. Рыбникова), которая была представлена на зрительский суд горожан в областном драматическом театре. В Брянской вос-
питательной колонии с помощью шефов из педагогического института смогли приобщить к коло-нийской самодеятельности даже трудновоспитуемых. В исправительной колонии № 35 УФСИН России по Республике Хакасия (г. Абакан) создан кукольный театр (под руководством осужденного), который выезжает со спектаклями в детские дома республики, выступает в отряде для больных туберкулезом. Интересен опыт в данном направлении в Белоруссии (Гомельская ИК-4 для осужденных женщин), где был осуществлен уникальный проект «Театр в тюрьме». На официальном сайте УФСИН России по Республике Коми представляет интерес информация об участии исправительных учреждений в социальном проекте «Театральная Россия».
В работе с осужденными театральное искусство может стать способом профилактики и коррекции поведения, помочь компенсировать негативное психическое состояние, регулировать эмоциональные проявления в коллективе, дать ценный опыт позитивных изменений. Драматическое искусство своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей, играет существенную роль в формировании художественной культуры человека.
Выводы из данного исследования и перспективы дальнейшего развития в этом направлении.
Положительный опыт в данном направлении подтверждает, что средства театральной педагогики сегодня применяются в воспитательной работе с осужденными в местах лишения свободы. В дальнейшем необходима работа по распространению данного опыта и более широкое использование потенциала драматического искусства в исправлении осужденных. Использование идей театральной педагогики - одно из перспективных направлений воспитательной работы в условиях исправительного учреждения, которое может стать формой активизации воспитательного процесса, способом выработки волевых качеств человека, помогающих найти свое место в жизни. Реализация идей театральной педагогики в условиях исправительного учреждения поможет осужденным приобрести новые модели поведения, облегчить творческое восприятие жизни, подготовить их к встрече с практическими и эмоциональными испытаниями жизни на свободе.
Литература
1. Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драма-терапия. Серия «Практикум по психотерапии». СПб., 2001. С. 111.
2. Зауторова Э. В. Театральное искусство как метод арт-терапии в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом // Свобода арт-терапии в несвободных условиях: мат. все-росс. научн.-практ. конф. (21-23.06.2016). Киров: ФКУ Ижевская ВК УФСИН России по Удмуртской Республике, 2016. С. 40-46.
3. Зауторова Э. В. Театральная педагогика в местах лишения свободы: монография. М., 2018. 108 с.
4. Климова Т. Театральная педагогика в современной школе // Искусство. 2012. №8. С. 2-6.
5. Пригодич Н. Такого в тюрьме еще не было. URL. https://imenamag.by/posts/teatr-v-kolonii (дата обращения 23.08.2019).
6. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1979. Т. 1. С. 245.
7. Терский В. Н. Об организации досуга в практике А. С. Макаренко // Хрестоматия по педагогике: учебн. пособие; под ред. З. И. Равкина. М.: Просвещение, 1976. С. 18.
8. Толкачева Е. Как театральная педагогика помогает школе. URL: https://newtonew.com/school/drama-education-in-russia (дата обращения 23.08.2019).
Административное право России. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. 744 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (Серия "Dura lex, sed lex"). Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева, П.
В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.
Административная деятельность полиции. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. 688 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Зиборов О.В. и др.
А дм и н i (стриг л иная
деятельность полиции
Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.
Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции». Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и администра-тивно-юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.
Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.
№ 4/2019
59