Научная статья на тему 'Влияние обучения в общеобразовательной организации пенитенциарного учреждения на исправление совершеннолетних осужденных'

Влияние обучения в общеобразовательной организации пенитенциарного учреждения на исправление совершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ЦЕЛОСТНОСТЬ И МНОГОФАКТОРНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД / САМОИСПРАВЛЕНИЕ / САМОДИСЦИПЛИНА / МОТИВАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ / TRAINING OF CONVICTS / INTEGRITY AND MULTIFACTORIAL NATURE OF THE PEDAGOGICAL PROCESS / PENITENTIARY INSTITUTION / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL APPROACH / SELF-CORRECTION / SELF-DISCIPLINE / MOTIVATION / RESOCIALIZING FACTOR / COGNITIVE ABILITIES / DEVELOPMENT OF CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефименко Александр Александрович, Сидакова Марина Александровна

В статье предпринята попытка анализа теоретических основ педагогического процесса с целью выявления влияния данного процесса на исправление лиц, осужденных к лишению свободы. Исследуя педагогический процесс с позиции признания его целостности и многофакторности, авторы статьи рассматривают исправление осужденного как самоисправление на основе обучения и развития. В статье проанализирован и обобщен материал об исправительной роли обучения. По мнению многих авторов, основная роль обучения состоит в том, что осужденные получают в школе и в часы самоподготовки необходимые для полноценной жизни в обществе знания и умения, социальные навыки, открывают в себе потенциал для развития познавательных способностей с целью созидательной деятельности в дальнейшем, формируют собственные взгляды, убеждения, жизненную позицию. Эффективность процесса исправления зависит от формирования такого качества, как активность осужденного, толчок к которому может дать обучение. Авторы статьи высказывают мнение о результативности применения коррекционно-развивающего подхода в обучении, результативность которого доказана в работе со взрослыми людьми, имеющими определенные негативные установки. Обобщив опыт применения данного подхода, в статье сформулированы практические рекомендации по организации учебного процесса в рамках коррекционно-развивающей педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефименко Александр Александрович, Сидакова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF TRAINING IN THE GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE PENITENTIARY INSTITUTION ON THE CORRECTION OF ADULTS AGENCIES

The article attempts to analyze the theoretical foundations of the pedagogical process in order to identify the influence of this process on the correction of persons sentenced to imprisonment. Considering the pedagogical process from the standpoint of recognizing its integrity and multi-factoriality, the authors of the article regard the correction of the convict as self-correction based on training and development. The article analyzes and summarizes the material on the correctional role of education. According to many authors, the main role of education is that convicts receive, at school and during self-preparation hours, the knowledge and skills necessary for a full life in society, social skills, open up the potential for the development of cognitive abilities for the purpose of creative activity in the future; views, beliefs, life position. The effectiveness of the correction process depends on the formation of such a quality as the activity of the convict, the impetus to which can give training. The authors of the article express an opinion on the effectiveness of the application of the correctional-developmental approach in education, the effectiveness of which has been proven in working with adults who have certain negative attitudes. Summarizing the experience of applying this approach, the article makes practical recommendations on the organization of the educational process in the framework of correctional and developing pedagogy.

Текст научной работы на тему «Влияние обучения в общеобразовательной организации пенитенциарного учреждения на исправление совершеннолетних осужденных»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

Ефименко Александр Александрович

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры организации

кадровой, социальной, психологической

и воспитательной работы,

Томский ИПКР ФСИН России,

634057, Россия, г. Томск, ул. Говорова, 10,

e-mail: ААЕ.13@yandex.ru

Alexander A. Efimenko

Candidate of Pedagogics,

Senior lecturer of the Department of staff, social, psychological

and educational work organisation,

Tomsk Institute of advanced training of employees of the

penitentiary system of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Goworowa str., 10, Tomsk, Russia, 634057,

e-mail: ААЕ.13@yandex.ru

Сидакова Марина Александровна

кандидат филологических наук,

старший научный сотрудник учебного отдела,

Томский ИПКР ФСИН России,

634057, Россия, г. Томск, ул. Говорова, 10,

e-mail: ser-sidakov@yandex.ru

Marina A. Sidakova

Candidate of Philology,

Senior Researcher of the educational Department, Tomsk Institute of advanced training of employees of the penitentiary system of the Federal Penitentiary Service of Russia, Goworowa str., 10, Tomsk, Russia, 634057, e-mail: ser-sidakov@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ИСПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. В статье предпринята попытка анализа теоретических основ педагогического процесса с целью выявления влияния данного процесса на исправление лиц, осужденных к лишению свободы. Исследуя педагогический процесс с позиции признания его целостности и многофакторности, авторы статьи рассматривают исправление осужденного как самоисправление на основе обучения и развития. В статье проанализирован и обобщен материал об исправительной роли обучения. По мнению многих авторов, основная роль обучения состоит в том, что осужденные получают в школе и в часы самоподготовки необходимые для полноценной жизни в обществе знания и умения, социальные навыки, открывают в себе потенциал для развития познавательных способностей с целью созидательной деятельности в дальнейшем, формируют собственные взгляды, убеждения, жизненную позицию. Эффективность процесса исправления зависит от формирования такого качества, как активность осужденного, толчок к которому может дать обучение.

Авторы статьи высказывают мнение о результативности применения коррекционно-развивающего подхода в обучении, результативность которого доказана в работе со взрослыми людьми, имеющими определенные негативные установки. Обобщив опыт применения данного подхода, в статье сформулированы практические рекомендации по организации учебного процесса в рамках коррекционно-развивающей педагогики.

Ключевые слова: обучение осужденных, целостность и многофакторность педагогического процесса, пенитенциарное учреждение, коррекционно-развивающий подход, самоисправление, самодисциплина, мотивация, ресоциализирующий фактор, познавательные способности, развитие сознания.

THE EFFECT OF TRAINING IN THE GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE PENITENTIARY INSTITUTION ON THE CORRECTION OF ADULTS AGENCIES

Summary. The article attempts to analyze the theoretical foundations of the pedagogical process in order to identify the influence of this process on the correction of persons sentenced to imprisonment. Considering the pedagogical process from the standpoint of recognizing its integrity and multi-factoriality, the authors of the article regard the correction of the convict as self-correction based on training and development. The article analyzes and summarizes the material on the correctional role of education. According to many authors, the main role of education is that convicts receive, at school and during self-preparation hours, the knowledge and skills necessary for a full life in society, social skills, open up the potential for the development of cognitive abilities for the purpose of creative activity in the future; views, beliefs, life position. The effectiveness of the correction process depends on the formation of such a quality as the activity of the convict, the impetus to which can give training.

© 2019 Ефименко А. А., Сидакова М. А.

The authors of the article express an opinion on the effectiveness of the application of the correctional-developmental approach in education, the effectiveness of which has been proven in working with adults who have certain negative attitudes. Summarizing the experience of applying this approach, the article makes practical recommendations on the organization of the educational process in the framework of correctional and developing pedagogy.

Keywords: training of convicts, integrity and multifactorial nature of the pedagogical process, penitentiary institution, correctional and developmental approach, self-correction, self-discipline, motivation, resocializing factor, cognitive abilities, development of consciousness.

Педагогический процесс является целостным, то есть все его компоненты являются взаи-мовлияемыми и взаимообусловленными. Процесс формирования личности, ее изменения, нейтрализация ее деформации достигается при целенаправленном взаимодействии всех компонентов.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ) опирается на понимание педагогического процесса как целостного, системного, целенаправленного, длительного и многофакторного процесса. Объектами-субъектами данного процесса являются лица, преступившие закон, характеризующиеся девиантным поведением, социальной запущенностью, низким уровнем образованности.

Целью пенитенциарного педагогического процесса в соответствии с УИК РФ является исправление осужденных, то есть формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Наряду с трудовой деятельностью, установленным порядком исполнения и отбывания наказания, общественно полезным трудом, воспитательной работой, общественным воздействием обучение является одним из основных средств исправления осужденных.

Важность повышения образовательного уровня при исправлении осужденных выступает на первый план, так как представляет собой мощный ресоциализирующий фактор и способствует повышению интеллектуального и культурного уровня осужденных, что является прямой целью уголовно-исполнительного законодательства [1].

В. О. Кошелева, обобщив международное и российское законодательство, называет нормативно-правовые источники, которые регламентируют получение осужденными общего образования: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2018), ст. 112; Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 06.02.2019) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 01.05.2019); «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минюста России № 274, Минобрнауки России № 1525 от 06.12.2016 (ред. от 20.12.2018) «Об утверждении порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы» [1].

И. М. Сысуев, проанализировав особенности опыта образовательной ресоциализации российских и зарубежных осужденных, пришел к следующему выводу: пенитенциарная система образования западных стран направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей осужденного как индивида. П. 1 ст. 28 Европейских пенитенциарных правил (2006) обязывает каждое пенитенциарное учреждение предоставить заключенным доступ к образовательным программам, которые максимально отвечают индивидуальным потребностям заключенных.

Реализация права на получение образования осужденных в России также закреплена законодательно.

По результатам исследований, проведенных И. М. Сысуевым, свыше 50 % осужденных Германии не имеют законченного начального образования; среди российских осужденных этот процент гораздо ниже - примерно 9 %; в Финляндии обучение проходят 10 %; в Польше осужденные женщины, получающие образование, имеют некоторые дополнительные льготы, мужчины же подобных льгот не имеют; ежегодно до 28 тыс. во Франции проходят курсы обучения; пенитенциарная система США предлагает своим осужденным не только целый спектр образовательных услуг, но и участие в религиозных группах, участие в промышленном производстве и сельскохозяйственных работах [2].

Как и германские осужденные, осужденные в России имеют возможность получать в исправительных учреждениях основное общее образование: на сегодняшний день в местах лишения свободы функционирует 283 образовательных организаций и 503 учебно-консультационных пункта [3].

Особенность получения образования в пенитенциарных учреждениях связана с реформированием системы образования РФ, а также уголовно-исполнительной системы (далее - УИС)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

России, что требует переработки вопросов, связанных с организацией образовательной системы для осужденных: отсутствие специально подготовленных для работы в заведениях данного типа кадров, специальных методик, учебно-материальной базы, информационных источников вследствие закрытости среды.

Необходимость и важность получения общего образования совершеннолетними лицами, находящимися в местах лишения свободы, отмечают ряд авторов: В. О. Кошелева, Н. А. Шеховцова, С. А. Панкратов, Э. В. Зауторова, С. А. Ветошкин, М. А. Галагузова, А. Г. Слом-чинский, И. Д. Жарков.

Исправительная роль обучения, по мнению этих авторов, состоит в том, что осужденные в процессе обучения получают необходимые для полноценной жизни в обществе знания и умения, социальные навыки, открывают в себе потенциал для развития познавательных способностей с целью созидательной деятельности в дальнейшем, формируют собственные взгляды, убеждения, жизненную позицию.

Исследование, проводимое М. И. Лукьяновой и Н. В. Калининой, позволило выявить качественные и количественные показатели мотивации обучения осужденных [4]. Они показали, что у осужденных преобладает мотив коммуникации педагога и обучающегося (45 %), мотив успешной ресоциализации (41 %), мотив самореализации (26 %), то есть все мотивы являются положительными и направлены на исправление осужденных.

A. С. Макаренко утверждал, что «школа является могучим воспитательным средством в формировании личности». Основной идеей его педагогической системы являлось «воспитание в коллективе и через коллектив». Обучение в исправительных учреждениях УИС РФ организовано в классах, численность обучающихся в которых составляет от 15 до 25 человек, то есть осуществляется в коллективе [5].

B. А. Сухомлинский особой проблемой в воспитании считал воспитание потребностей, что для исправления осужденных считается наиболее важным, так как добиться реализации потребностей законным путем, воспитать «культуру желаний» - значит воспитать у осужденного потребность трудиться. Функцией образования является воспитание готовности к труду, желание трудиться на протяжении всей жизни. Семья и школа призваны развивать в обучающемся чувства ответственности, соблюдения правил жизни в обществе, так как «подлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств и мыслей» [6].

Анализируя роль обучения в формировании личности осужденного, Э. В. Зауторова рассматривает учебную деятельность как средство формирования мировоззрения и нравственных качеств личности осужденного посредством освоения содержания учебных предметов. Предметы гуманитарного цикла призваны формировать подлинные нравственные ценности и идеалы, распознавать и ценить истинные чувства человека, навык выстраивания психологических контактов, коммуникации, коллективной деятельности. Естественно-научные предметы развивают мыслительные операции, наглядно-образное, логическое мышление, виды памяти. Предметы прикладного характера направлены на формирование навыков практического познания мира, автоматизацию данных навыков [7].

Кроме того, рассматривая педагогический процесс как комплексный, который выполняет образовательную (овладение знаниями об окружающем мире, знаниями из различных областей науки, искусства, общества, развитие интеллектуальных способностей), воспитательную (формирование положительных научных взглядов, установок, ценностей, уважительного отношения к обществу и человеку, общественно полезной деятельности) и развивающую (формирование мировоззрения, самостоятельности в оценке себя и окружающего мира, осознание себя субъектом процессов исправления и ресоциализации как пенитенциарной, так и постпенитенциарной) функции, можно сделать вывод о том, что получение среднего общего образования является одним из ведущих средств исправления осужденных к лишению свободы лиц.

Центральной категорией процесса самоисправления осужденных является также, по мнению Г. В. Строевой, обучение: на первый план выходит педагогический принцип активности осужденного в процессе собственного исправления, без чего данный процесс является малоэффективным. Именно обучение способно дать толчок осужденному для осознания себя субъектом собственной жизни, именно в процессе обучения формируются то мировоззрение и те социальные навыки, которые способствуют дальнейшей эффективной ресоциализации. Только в процессе обучения произойдет демонстрация социально направленного правопослушного поведения [8].

Е. Е. Мусатова в качестве современных образовательных «мотиваторов» при обучении в исправительных учреждениях называет внимание, завладеть которым необходимо для того, чтобы сформировать готовность сосредоточиться на предмете обучения; актуальность в выборе учебных

материалов. Прежде чем отбирать содержание и методы обучения, необходимо проанализировать личность осужденного для установления контакта, основанного на доверии, и для повышения ответственности за процесс обучения. Женщины, например, чаще получают образование, чтобы помочь своим детям.

Доверие необходимо для того, чтобы обучаемый осужденный понял, что его способность познавать новое необходимо ему в решении сложных жизненных задач, так как очень часто опыт отбывания наказания в исправительном учреждении негативно сказывается на уверенности в себе.

Как удовлетворение внутренних и внешних потребностей к вознаграждению обучение должно приносить удовольствие в коммуникативной стороне эмоциональной разгрузки отвлечения от внутренних переживаний. Они также должны быть удовлетворены при осознанности возможности применять полученные в процессе обучения знания в жизни после освобождения. Результаты процесса обучения способствуют формированию самооценки осужденного среди основной массы осужденных [9].

Я. С. Ивасенко называет трудности при реализации отдельными осужденными их права на образование. К ним относятся инвалиды 1-й и 2-й группы, лица, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО, лица, старше 30 лет, пенсионеры, иностранные граждане и лица без гражданства [10].

А. Н. Ломакина называет ряд проблем, затрудняющих получение осужденными среднего общего образования:

- низкий интеллектуальный уровень осужденных;

- низкая самодисциплина;

- низкая мотивация;

- отсутствие необходимых документов, трудности их восстановления;

- отсутствие персональных компьютеров, учебно-методических материалов.

Условия организации образовательного процесса в исправительном учреждении характеризуются ограниченностью стимулирующих средств, негативным отношением осужденных к учебе [4].

Г. В. Строева анализировала развитие идей гуманизации в процессе исправления человека; преобразование субъектно-объектных отношений в субъектно-субъектные отношения процесса исправления и сделала вывод о том, что именно эти базовые установки оказывают влияние на развитие современной пенитенциарной науки в части общего подхода к цели наказания и методам воспитательной работы от авторитарных до педагогики сотрудничества [8].

Важнейшим средством процесса самоисправления можно также считать обучение, так как оно способно обновить или качественно изменить понятийный уровень осужденного. Переориентировать его поведение с девиантного на законопослушное. Рассматривая влияние обучения на процесс исправления осужденных, необходимо упомянуть субъектно-деятельностную психологическую теорию С. Л. Рубинштейна, в рамках которой рассматривалась зависимость субъектности личности от обучения.

Исследования в области отечественной педагогики и психологии Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева позволяют выявить некоторую логическую связь между поведением, развитием сознания и обучения. Поведение осужденного возможно изменить в сторону правопослушного вследствие работы над развитием его сознания через процесс обучения. Социальная направленность поведения осужденного формируется не только и не столько через соблюдение режимных требований, сколько через изменение базовых понятий, нравственных установок, развитие интеллекта, что возможно при развитии таких механизмов сознания как понимание и усвоение понятий, которыми оперирует та или иная отрасль научной деятельности.

Дж. Миллером, Ю. Галантером, и К. Прибрамом экспериментально доказано, что между знаниями и действием существует связь. Чем глубже знания и уровень понимания и осмысления, тем более цивилизованный путь выбирает человек для решения своих проблем [8].

По мнению М. Н. Очирова и Р. Н. Лавриной в общеобразовательном обучении содержатся возможности методов морально-волевого воспитания: убеждения, упражнения, волевых усилий и психосоциальной области развития [11].

Исследования Е. Н. Кабанова - Меллер, П. Н. Зинченко, А. А. Смирнова, З. И. Калмыкова, Н. А. Алексеева в области профессионального самоопределения осужденных в исправительных учреждениях доказали, что условиями создания положительного заряда в учебной деятельности являются формирование положительного отношения к школе в целом, наполнение учения положительными переживаниями, эмоциями. С. Т. Хозлов, С. Г. Шевченко отмечают необходи-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

мость применения коррекционно-развивающего подхода в обучении, основанного на следующих психолого-педагогических принципах:

- введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к изучению наиболее сложного программного материала;

- использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» учащегося, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая решение задач общего развития: воспитание и коррекция познавательной деятельности и речи учащегося, преодоление индивидуальных недостатков развития.

Коррекционно-развивающее обучение решает задачи:

- развития познавательной активности учащихся (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

- развития общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации.

Автор данного подхода дает практические рекомендации по организации учебного процесса:

1. Не спорить с учениками по поводу любой ошибки, лучше найти то, что может сблизить позиции, разделить переживания собеседника. Постепенно переориентировать сомневающегося на терпимое отношение к тому, с чем он не согласен.

2. В разговоре с разновозрастными обучающимися лучше не использовать слова «конечно», «безусловно», «естественно», «я убежден». Если собеседники не согласны, эти слова их не убедят, а если согласны, то они не нужны, но могут настроить учеников против педагога.

3. Во время беседы не перебивать учащегося, выслушать его точку зрения по изучаемым вопросам [12].

Таким образом, современная пенитенциарная педагогика рассматривает возможность исправления осужденного как самоисправление на основе обучения и развития, что и закреплено на законодательном уровне. Представленная информация проанализирована и осмыслена в целях выявления роли обучения для исправления осужденных. Однако существует потребность в дальнейшем сборе эмпирических данных, что является предметом проведения дальнейшего исследования.

Библиографический список

1. Кошелева В. О. Правовой и психолого-педагогический анализ процесса обучения осужденных в местах лишения свободы // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. Т. 4. С. 133-135.

2. Сысуев И. М. Особенности образовательной ресоциализации осужденных: российский и зарубежный опыт свободы // Уголовно-исполнительная система: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов (г. Самара, 22 мая 2015 г.). Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. С. 258-261.

3. Статистическая информация [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний. Официальный сайт. М., 2018. URL: http://фсин.рф/stmctare/mspector/iao/statistika/Kratkaya% 20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 16.05.2019).

4. Ломакина А. Н. Особенности обучения осужденных в исправительных учреждениях // Вестник Владимирского юридического института. 2016. № 1(38). С. 39-41.

5. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. / сост.: М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1986. Т. 8. 336 с.

6. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Школьная пресса, 2003. 192 с.

7. Зауторова Э. В. Роль обучения в формировании личности осужденного // Тенденции развития науки и образования. Самара, 2018. С. 49-51.

8. Строева Г. В. Обучение как центральная категория процесса самоисправления осужденных: историко-дидактический аспект // Человек и образование. 2009. № 3(20). С. 154-158.

9. Мусатова Е. Е. Современные методы формирования положительной мотивации осужденных к образовательной деятельности // Международный пенитенциарный журнал. 2017. № 2. Т. 3 (1-4). С. 178-182.

10. Ивасенко Я. С. Общее и профессиональное образование осужденных к лишению свободы: современное состояние и перспективы совершенствования // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1(84). С. 155-158.

11. Очиров М. Н., Лаврина Р. Н. Общеобразовательное обучение осужденных в пенитенциарной системе // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 1. С. 107-112.

12. Ефименко А. А. Профессиональное самоопределение учащихся вечерней школы пенитенциарного учреждения на основе практико-ориентированного обучения (на примере предмета физика): дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2012. 161 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Kosheleva V. O. Pravovoyi psikhologo-pedagogicheskiy analiz protsessa obucheniya osuzhdennykh v mestakh lisheniya svobody [Equal and psychological and pedagogical analysis of the process of teaching convicts in places of detention]. Juridicheskaja nauka ipraktika: al'manah nauchnyh trudov Samarskogo juridicheskogo instituta FSIN Rossii [Legal science and practice: almanac of scientific works of Samara law Institute of FSIN of Russia]. Samara, 2016, t. 4, pp. 133-135 [in Russian].

2. Sysuyev I. M. Osobennosti obrazovatel'noy resotsializatsii osuzhdennykh: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt svobody [Features of the educational re-socialization of convicts: Russian and foreign experience of freedom]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: problemy i perspektivy: мaterialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii ad» yunktov, aspirantov, kursantov i studentov (g. Samara, 22 maya 2015 g.) [Penal correction system: problems and prospects: materials of the International scientific and practical conference of graduateds in a military academy, graduate students, cadets and students (Samara, on May 22, 2015)]. Samara, 2015, pp. 258-261 [in Russian].

3. Statisticheskaja informacija [Statistical information]. Federal'naja sluzhba ispolnenija nakazanij. Oficial'nyj sajt. [Federal service of execution of punishments]. Moscow, 2018. URL: http://fsin.rf/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (Accessed: 05.04.2019) [in Russian].

4. Lomaki^ A. N. Osobennosti obucheniya osuzhdennykh v ispravitel'nykh uchrezhdeniyakh [Features of training of convicts in correctional institutions]. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of Vladimir Law Institute], 2016, no. 1(38), pp. 39-41 [in Russian].

5. Makarenko A. S. Pedagogicheskiye sochineniya [Pedagogical writings]. Moscow, 1986, 336 p. [in Russian].

6. Sukhomlinskiy V. A. O vospitanii [About education]. Moscow, 2003, 192 p. [in Russian].

7. Zautorova E. V. Rol' obucheniya v formirovanii lichnosti osuzhdennogo [The role of training in the formation of the convicted person]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Jrends in the development of science and education]. Samara, 2018, pp. 49-51 [in Russian].

8. Stroyeva G. V. Obucheniye kak tsentral'naya kategoriya protsessa samoispravleniya osuzhdennykh: istoriko-didakticheskiy aspekt [Training as a central category of the process of self-correction of convicts: the historical and didactic aspect]. Chelovek i obrazovaniye [Human and education], 2009, no. 3(20), pp. 154-158 [in Russian].

9. Musatova Ye. Ye. Sovremennyye metody formirovaniya polozhitel'noy motivatsii osuzhdennykh k obrazovatel'noy deyatel'nosti [Modern methods of formation of positive motivation of convicts to educational activities]. Mezhdunarodnyy penitentsiarnyy zhurnal [International prison journal], 2017, no. 2, t. 3(1-4), pp. 178-182 [in Russian].

10. Ivasenko Ya. S. Obshcheye i professional'noye obrazovaniye osuzhdennykh k lisheniyu svobody: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy sovershenstvovaniya [General and vocational education of persons sentenced to deprivation of liberty: current state and prospects for improvement]. Chelovek: prestupleniye i nakazaniye [Man: crime and punishment], 2014, no. 1(84), pp. 155-158 [in Russian].

11. Ochirov M. N., Lavrina R. N. Obshcheobrazovatel'noye obucheniye osuzhdennykh v penitentsiarnoy sisteme [General education of prisoners in the penitentiary system]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Buryat state University], 2013, no. 1, pp. 107-112 [in Russian].

12. Yefimenko A. A. Professional'noye samoopredeleniye uchashchikhsya vecherney shkoly penitentsiarnogo uchrezhdeniya na osnove praktiko-oriyentirovannogo obucheniya (na primere predmeta fizika) Diss. kand. ped. nauk [Professional self-determination of students of the evening school of the penitentiary institution on the basis of practice-oriented learning (on the example of the subject of physics). Candidate's of Pedagogy thesis]. Tomsk, 2012, 161 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.