Научная статья на тему 'Особенности воспитательной работы с осужденными к лишению свободы женщинами на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы'

Особенности воспитательной работы с осужденными к лишению свободы женщинами на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1014
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ЖЕНЩИНЫ / ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / WOMEN SENTENCED TO DEPRIVATION OF LIBERTY / ДОПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / PENITENTIARY PREVENTION / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / POST-PENITENTIARY RESOCIALIZATION / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефименко Александр Александрович, Сидакова Марина Александровна

В статье проводится теоретический анализ статистических данных и литературы об особенностях организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы женщинами, показаны некоторые взаимосвязи между исправлением, ресоциализацией и социальной реабилитацией данной категории осужденных. В связи с изложенными характеристиками женской преступности воспитательная работа с женщинами может складываться из комплекса допенитенциарной профилактики, пенитенциарной воспитательной, психологической, социальной работы и постпенитенциарной ресоциализации. Учитывая тот факт, что воспитательная работа является основным средством исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), то критерием данного исправления должен стать сознательный отказ женщины от нарушения правовых норм. Для того чтобы добиться нейтрализации негативных норм поведения с целью закрепления устойчивых моделей правопослушного поведения, необходимо направить психолого-педагогическую составляющую воспитательной работы на перестройку самосознания и самооценки осужденной, формирование на этой основе ее готовности изменить себя, чтобы само преступление стало внутренне неприемлемым. Поиск методов данной работы должен стать актуальным для психологов, социальных работников и сотрудников отделов воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях. Самоисправление женщины зависит от направлений нравственного воспитания, получения общего и профессионального образования, осознания необходимости и научения успешно выполнять свою социальную роль. Для закрепления положительного результата, достигнутого в исправительном учреждении силами всех его отделов и служб, необходима постпенитенциарная ресоциализация, которая должна проводиться на основании комплексных программ федерального и регионального уровней по многосторонней поддержке и охране социального и психического здоровья женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTED WOMEN IN PRISON AT THE PRESENT STAGE OF PENAL SYSTEM REFORMATION

The article presents a theoretical analysis of statistical data and literature on the features of the organization of educational work with women sentenced to deprivation of liberty, shows some of the relationship between the correction, re-socialization and social rehabilitation of women sentenced to imprisonment. In connection with the characteristics of women's crime, educational work with women may consist of a complex of pre-penitentiary prevention, penitentiary educational, psychological, social work and post-penitentiary resocialization. Given the fact that educational work is the main means of correction of convicts, in accordance with article 9 of the penal enforcement code, the criteria of this fix should be a stable behavior of women, demonstrating a conscious rejection of the violation of legal norms, the neutralization of the negative norms of behavior with the aim of securing sustainable patterns of law-abiding behavior. In order to achieve this goal, it is necessary to direct the psychological and pedagogical component of educational work to the restructuring of the self-consciousness and self-esteem of the convict, the formation on this basis of his willingness to change himself, so that the crime itself becomes internally unacceptable. The search for methods of this work should be relevant for psychologists, social workers and employees of the departments of educational work with convicts in correctional institutions. Self-correction of women depends on the areas of moral education, General and vocational education, awareness of the need and learning to perform their proper social role. In order to consolidate the positive results achieved in the correctional institution by all its departments and services, post-penitentiary re-socialization is necessary, which should be carried out on the basis of comprehensive programs of the Federal and regional levels for the multilateral maintenance and protection of social and mental health of women.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательной работы с осужденными к лишению свободы женщинами на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы»

УДК 378

Бфименко Александр Александрович

Alexander A. Efimenko

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры организации кадровой, социальной, психологической и воспитательной работы, Томский ИПКР ФСИН России, 634057, Россия, г. Томск, ул. Говорова, 10, e-mail: [email protected]

Candidate of Pedagogics, Senior Lecturers of the Department of staff, social, psychological and educational work organisation, The Tomsk Instituion of Advanced Training for penal staff of the Russian Federation, Goworowa str., 10, Tomsk, Russia, 634057, e-mail: [email protected]

Сндакова Марина Александровна

Marina A. Sidakova

Candidate of Philology,

Senior Researcher of the educational Department, The Tomsk Instituion of Advanced Training for penal staff of the Russian Federation, Goworowa str., 10, Tomsk, Russia, 634057, e-mail: [email protected]

кандидат филологических наук,

старший научный сотрудник учебного отдела,

Томский ИПКР ФСИН России,

634057, Россия, г. Томск, ул. Говорова, 10,

e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ЖЕНЩИНАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье проводится теоретический анализ статистических данных и литературы об особенностях организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы женщинами, показаны некоторые взаимосвязи между исправлением, ресоциализацией и социальной реабилитацией данной категории осужденных. В связи с изложенными характеристиками женской преступности воспитательная работа с женщинами может складываться из комплекса допенитенциарной профилактики, пенитенциарной воспитательной, психологической, социальной работы и постпенитенциарной ресоциализа-ции. Учитывая тот факт, что воспитательная работа является основным средством исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), то критерием данного исправления должен стать сознательный отказ женщины от нарушения правовых норм. Для того чтобы добиться нейтрализации негативных норм поведения с целью закрепления устойчивых моделей правопослушного поведения, необходимо направить психолого-педагогическую составляющую воспитательной работы на перестройку самосознания и самооценки осужденной, формирование на этой основе ее готовности изменить себя, чтобы само преступление стало внутренне неприемлемым. Поиск методов данной работы должен стать актуальным для психологов, социальных работников и сотрудников отделов воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях.

Самоисправление женщины зависит от направлений нравственного воспитания, получения общего и профессионального образования, осознания необходимости и научения успешно выполнять свою социальную роль.

Для закрепления положительного результата, достигнутого в исправительном учреждении силами всех его отделов и служб, необходима постпенитенциарная ресоциализация, которая должна проводиться на основании комплексных программ федерального и регионального уровней по многосторонней поддержке и охране социального и психического здоровья женщин.

Ключевые слова: воспитательная работа; женщины, осужденные к лишению свободы; допени-тенциарная профилактика; постпенитенциарная ресоциализация; исправительные учреждения.

Summary. The article presents a theoretical analysis of statistical data and literature on the features of the organization of educational work with women sentenced to deprivation of liberty, shows some of the relationship between the correction, re-socialization and social rehabilitation of women sentenced to imprisonment. In connection with the characteristics of women's crime, educational work with women may consist of a complex of pre-penitentiary prevention, penitentiary educational, psychological, social work and post-penitentiary resociatization. Given the fact that educational work is the main means of correction of convicts, in accordance with article 9 of the penal enforcement code, the criteria of this fix should be a stable behavior of women, demonstrating a conscious

THE PECULIARITIES OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTED WOMEN IN PRISON AT THE PRESENT STAGE OF PENAL SYSTEM REFORMATION

© 2018 Ефименко А. А., Сидакова M. A.

rejection of the violation of legal norms, the neutralization of the negative norms of behavior with the aim of securing sustainable patterns of law-abiding behavior. In order to achieve this goal, it is necessary to direct the psychological and pedagogical component of educational work to the restructuring of the self-consciousness and self-esteem of the convict, the formation on this basis of his willingness to change himself, so that the crime itself becomes internally unacceptable. The search for methods of this work should be relevant for psychologists, social workers and employees of the departments of educational work with convicts in correctional institutions.

Self-correction of women depends on the areas of moral education, General and vocational education, awareness of the need and learning to perform their proper social role.

In order to consolidate the positive results achieved in the correctional institution by all its departments and services, post-penitentiary re-socialization is necessary, which should be carried out on the basis of comprehensive programs of the Federal and regional levels for the multilateral maintenance and protection of social and mental health of women.

Keywords: educational work, women sentenced to deprivation of liberty, penitentiary prevention, post-penitentiary resocialization, correctional institutions.

В настоящее время организация и проведение воспитательной работы в исправительном учреждении сводится, как правило, к формальному соблюдению Правил внутреннего распорядка, что не является показателем исправления, скорее, даже, наоборот, формирует позицию приспособленчества у осужденного. Однако воспитательная работа определена законодателем одним из основных средств исправления, поэтому результатом ее является такое поведение осужденной, которое предполагает осознанное отторжение противоправного поведения, которое вызвано изменением внутренних ценностей и установок личности осужденной женщины. Для того чтобы сформировать подобный образ мыслей и убеждений, необходимо направить все педагогическое и психологическое сопровождение осужденной на изменение оценочного отношения к себе и обществу в целом, переосмысление своей социальной роли и пробуждение готовности к работе над собой.

За годы реформирования уголовно-исполнительной системы в России накоплен положительный опыт в области воспитательной работы с осужденными к лишению свободы женщинами, тем не менее хотелось бы обозначить связь между исправлением, ресоциализацией и социальной реабилитацией осужденных к лишению свободы женщин. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2017 г. 145,9 тыс. преступлений совершили женщины и 820,2 тыс. мужчины, что говорит о том, что женщины испытывают большее уважение к закону и свою ответственность перед обществом [1]. Нельзя не согласиться с выводами о том, что структура женской преступности значительно отличается от мужской, поскольку мужчины физически сильнее и выполняют отличную от женщин социальную роль [2]. На 1 мая 2018 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 47 502 женщины, в том числе 38 303 - в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях и 9199 - в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора [3]. Рассматривая возраст преступниц, можно отметить следующее: 48 % женщин совершают преступления в возрасте от 30 до 49 лет, 18 % - в возрасте 25-29 лет, 14 % - в возрасте 18-24 лет, 12 % - в возрасте от 50 лет, 8 % - в возрасте до 17 лет [4]. Согласно указанным статистическим данным возраст, когда женщины начинают свою преступную деятельность, является более зрелым. Наиболее распространнеными преступлениями являются кражи; насильственные преступления на бытовой почве; преступления при разрешении семейных конфликтов; вовлечение в качестве сообщников несовершеннолетних. Мотивы совершаемых женщинами преступлений, как правило, связаны с корыстью, часто преступления совершаются в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Как неправопослушное формируется данное поведение по причине отсутствия сформировавшейся позитивной модели женской роли в обществе либо ее искажении.

В связи с изложенными характеристиками женской преступности воспитательная работа с женщинами может складываться из комплекса допенитенциарной профилактики, пенитенциарной воспитательной, психологической, социальной работы и постпенитенциарной ресоциали-зации.

Меры допенитенциарной профилактики требуют длительного времени, так как направлены на «оздоровление» морального климата в обществе, большее уважение к закону, развитие системы социальных гарантий женщинам на производстве и служебной деятельности, повышение внимания общества к выполнению женщиной свойственных ей социальных ролей, организацию мероприятий

воспитательного характера с учетом особенностей функционирования организма женщины. К мероприятиям по допенитенциарной профилактики женской преступности можно отнести:

- мероприятия, направленные на профилактику конкретных преступлений, совершаемых женщинами;

- мероприятия, направленные на формирование правопослушного и нейтрализацию до-криминогенного поведения, которое зачастую приводит в дальнейшем к совершению уголовно наказуемых деяний (зависимость от веществ, разрушающих психику, бродяжничество, уклонение от трудовой деятельности, нарушение норм морали, мелкие проступки); оказание помощи женщинам, ведущим антиобщественный образ жизни, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Безусловно, особенностью предупреждения женской преступности является ее ранняя профилактика. Профилактическая работа по раннему предупреждению должна проводиться с женщиной, еще не совершившей преступление, но чье поведение можно характеризовать как де-виантное. Здесь следует сказать о том, что, как правило, женщина совершает преступление, которое было так или иначе подготовлено негативными условиями ее жизни: социально-бытовыми, материальными, психологическими [5].

К мероприятиям по общей профилактике женской преступности должна относиться психологическая работа с семьями, имеющими дефекты социального развития.

К числу причин социального характера, создающих условия для формирования девиантно-го поведения, обычно относят:

- чуждое окружение (язык, культура);

- направление из семьи в интернаты и специальные детские учреждения;

- госпитализацию;

- смену школьного коллектива;

- смену места жительства;

- помещение в чужую семью;

- безработицу [6].

Экономическая и социальная обстановка в современной России нередко порождает социальные конфликты, являющиеся причиной появления различных форм девиантного поведения.

Современная семья сталкивается сегодня с общесоциальными проблемами и не всегда может создать положительные условия для формирования правильной социальной роли женщины. Девиантная семья содержит для ее членов опасность противоправного поведения. В таких семьях личная жизнь женщины характеризуется накоплением негативных эмоций, разрушительных переживаний, проявлением агрессии, отсутствием стабильного гарантированного заработка, что зачастую является прямой причиной антиобщественного поведения, которое в свою очередь не позволяет женщине завязать новые знакомства или разрушает уже существующие социально полезные связи.

В этой связи, несомненно, необходима профилактическая деятельность по оздоровлению современной семьи, а именно:

- выявление неблагополучных семей;

- психологическая и социальная диагностика причин семейного неблагополучия;

- организация психологической помощи по нейтрализации нравственных деформаций в семье;

- организация социальной помощи.

В исправительных учреждениях в настоящее время воспитательная работа основывается на принципах индивидуального и дифференцированного подхода. Индивидуальный подход к исправлению осужденных необходим по причине негомогенности среды осужденных: по возрасту, уровню образования, криминальной направленности, степени, глубины видов деформации, восприимчивости мероприятий воспитательного характера, отношению к криминальной субкультуре, ее элементам, способности к самостоятельности. Поэтому крайне необходима и важна педагогическая дифференциация осужденных еще в самом начале исправительных мероприятий и глубокая индивидуализация при осуществлении правовой составляющей процесса исправления.

По мнению сотрудников воспитательных отделов исправительных учреждений, психологическое и воспитательное сопровождение женщин имеет определенные трудности по причине распространенности в их среде психических расстройств, поведенческих нарушений, которые сформировались у них до поступления в места лишения свободы.

К настоящему времени характеристики женщин, находящихся внутри пенитенциарной системы, изучены достаточно. По сравнению с мужчинами, они гораздо чаще являются жертвами физического, сексуального и других видов насилия (по некоторым данным до 98 %), часто совершаемого с ними до совершеннолетия родными или другими близкими им людьми, интимными партнерами. У женщин более выражены семейные связи, большинство самостоятельно воспитывают несовершеннолетних детей. Они имеют низкий образовательный и профессиональный уровень, часто являются безработными к моменту совершения преступления, многие финансово зависимы от мужчин. Значительное количество женщин имеет зависимость от алкоголя и наркотиков, а также проблемы со здоровьем и психические нарушения. Особо отмечается тот факт, что большинство женских агрессивных действий против личности в отличие от аналогичных действий, совершенных мужчинами, явились ответом на многолетнее насилие [7].

Анализ опыта исправления (изменения мировоззрения, убеждений, направленности личности) осужденных женщин позволяет сделать вывод о том, что нравственное исправление возможно только при решении самой осужденной начать работу над собой.

В процессе самоисправления при помощи администрации исправительного учреждения должны быть преодолены те негативные деформации, которые привели их к криминогенному поведению:

- отрицание нравственных норм общества;

- отрицание своей роли как субъекта в принятии жизненно важных решений, восприятие себя как объекта;

- деформация нравственного уровня в личности осужденной (что делает возможным противоправное поведение);

- деформация в осознании собственного достоинства;

- деформация в интеллектуальной сфере.

Нейтрализация данных деформаций в большей степени достигается при получении женщинами общего и профессионального образования. Однако выбор предлагаемых исправительным учреждением профессий крайне мал. Как правило, в женских колониях предлагается швейное производство. Не учитываются, к сожалению, индивидуальные психофизиологические особенности женщин при выборе профессии. Поэтому необходимо ввести в практику женских исправительных учреждений разнообразие производств, что имеет большое значение для формирования положительных социальных установок в сфере профессиональной деятельности.

Особым направлением воспитательного воздействия на осужденных женщин является религиозное воспитание. Это объясняется психологическими особенностями женщины: она направлена на коммуникацию, требует обратной связи, что позволяет снять у нее состояние тревоги. В качестве сочувствующего механизма выступает религия. Приходится учитывать и тот факт, что в условиях исправительного учреждения женщины ожесточаются и им необходимо предложить мирные способы психологической разрядки [8].

Важное место в индивидуальной воспитательной работе с осужденными занимает изучение ее социальной роли и социального статуса. Семья создает вокруг женщины особый микроклимат: частые конфликты и неудовлетворенность семейными отношениями толкают ее на нарушение закона. Треть осужденных женщин в процессе общения с ними рассказывали, что совершили преступление после разрыва отношений с мужем или сожителем, лишения родительских прав.

Особо следует отметить осужденных женщин с детьми, так как это связано с нарушением социальной роли женщины, с одной стороны, и с получением неполноценного родительского сопровождения ребенком, чья мать находится в исправительном учреждении, с другой стороны.

Важным компонентом содержания осужденных женщин является предоставление им возможности ухаживать за своими малолетними детьми в исправительном учреждении и в дальнейшем участвовать в воспитании детей, находящихся вне учреждения. Это положительно сказывается как на воспитании самостоятельности у женщин, формировании полезных навыков социального поведения, так и на развитии ребенка: обеспечение непосредственного эмоционального общения матери и ребенка формирует эмоционально положительный тонус у ребенка, что в свою очередь является признаком хорошего физического и нервно-психического развития ребенка.

Ст. 100 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает некоторые особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей. В исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, могут организовываться дома ребенка.

В качестве положительного момента следует отметить то, что дом ребенка позволяет проводить необходимые детям профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, обеспечить качественный уход, воспитание, физическое развитие, рациональное питание и социальную адаптацию детей.

Таким образом, дом ребенка позволяет находящимся в нем детям оптимально развиваться, формирует позитивную картину мира, обеспечивает ребенку воспитание и развитие в правопо-слушном социуме.

Беременные осужденные находятся под наблюдением специалистов, где с ними проводятся индивидуальные и групповые подготовительные к родам мероприятия, чего многие из них были бы лишены в своей прежней жизни.

Совместное проживание осужденных женщин со своими детьми, с одной стороны, укрепляет материнско-детские отношения, но с другой стороны, нельзя исключать опасность негативного воздействия матери с девиационным поведением на воспитание ребенка. Поэтому, несмотря на то что желающих попасть в общежитие с детьми исправительного учреждения много (практически все), приоритетное право заселения должно предоставлялось только положительно характеризующимся осужденным. Прежде всего, матери сами должны быть готовыми к тому, что им придется взять на себя ответственность за своего ребенка, тем более что заботу о детях осужденным женщинам необходимо совмещать с работой.

На основании вышеизложенного отметим, что мероприятия, направленные на исправление осужденных женщин, должны носить комплексный и дифференцированный характер и состоять в следующем:

1. Выявление значимых личностных и социальных деформаций, психического состояния, криминальной направленности, причин преступного поведения женщины.

2. Определение значимых социальных ценностей (ребенка, желания его иметь и самостоятельно воспитывать, семьи, карьеры).

3. Анализ социально-демографических, нравственных и психологических условий и обстоятельств ее воспитания, выявление причин (наследственных, семейных, социальных), вызвавших преступное поведение, психологическое и правовое отношение к наказанию и его исполнению, к последующему наказанию.

4. Составление психологической характеристики, справки-путевки, карты ресоциализации и социального паспорта осужденной.

5. Прогнозирование индивидуальных вариантов развития трудной жизненной ситуации в личности осужденной, комплексное планирование социального сопровождения, исправления и ресоциализации осужденной.

6. Применение с учетом комплекса характеристик осужденных женщин таких мер воздействия, которые направлены на нейтрализацию личностных деформаций и профилактику социальных проблем; развитие личности путем изменения ее социальной направленности, создания условий для реализации этой направленности, способности к самовоспитанию и участию в личностно развивающих видах деятельности. С этой целью необходимо изучить деформации, их глубину и степень, разработать индивидуальные программы психологического воздействия по нейтрализации данных деформаций.

7. Удовлетворение биосоциальной потребности в индивидуальном пространстве. Это могут быть специально выделенные пространства или специальные помещения, ограниченные стенами, ширмами или другими символами закрытого мира, которые необходимы женщине для «примерки» социальных ролей (мать, женщина). Необходимо создать учебно-производственные комбинаты, содержащие спальные комнаты, пеленальные столы, кухонное оборудование, где бы осужденные могли научаться выполнению привычных социальных обязанностей и автоматизировать навык их выполнения.

8. Предоставление права и возможности для совместного проживания положительно характеризующихся осужденных матерей с детьми до достижения ими трехлетнего возраста в отдельных благоустроенных комнатах в домах ребенка при исправительном учреждении.

9. Подготовка, воспитание, обучение, помощь в «Школе материнства».

10. Информационная поддержка в виде предоставления консультаций социалистов по правовым, психологическим, медицинским, педагогическим и социальным вопросам. Начальник отряда включает в план индивидуальной воспитательной работы приглашение медиков, психологов, педагогов, социальных работников, юристов (в рамках, например, юридической клиники).

Структура Программы воспитательной работы с осужденной женщиной (далее - Программа), на наш взгляд, выглядит следующим образом:

1. Общая характеристика воспитательной работы, которая включает в себя цель исправления (нейтрализация конкретных деформаций, формирование определенных социальных навыков), формы исправления, трудоемкость процесса исправления, планируемый результат исправления, требования к объектам исправления (возраст, социальный статус, срок по приговору и т. д.).

2. Мероприятия по реализации Программы: изучение личности осужденной, материально-бытовых условий ее проживания до совершения преступления, ее социально полезных связей, выявление личностных деформаций, которые привели к совершению преступления, их анализ, мероприятия по их нейтрализации.

3. Организационно-педагогические условия реализации Программы, которые включают в себя: кадровый потенциал, материально-технические условия, информационно-методическое обеспечение Программы.

4. Оценка (экспертиза) качества реализации данной Программы с выработкой критериев исправления осужденных женщин (может быть, необходимо ввести такое понятие, как готовность осужденной к процессу постпенитенциарной ресоциализации, самостоятельной организации жизни, способности к выполнению социальных ролей и т. д.).

Рассмотренная выше структура воспитательной работы с осужденными женщинами наглядно показывает, что исправление, ресоциализация и социальная реабилитация осужденных женщин находятся в диахронической взаимосвязи, требуют как больших материальных вложений, так и сопровождения данных процессов квалифицированными специалистами. Наличие положительной динамики в процессе исправления в исправительном учреждении во многом предопределяет благополучное течение постпенитенциарной ресоциализации женщин.

Все эти усилия должны воплотиться в действенных комплексных программах федерального и регионального уровней по многосторонней поддержке и охране социального и психического здоровья женщин.

Библиографический список

1. Население. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/ (дата обращения: 17.05.2018).

2. Шиян В. И. Состояние и структура корыстной женской преступности // Российский следователь. 2007. № 19. С. 24—28.

3. Статистическая информация. Федеральная служба исполнения наказаний. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http:/^CHH^/stmctare/inspector/iao/sMistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 17.05.2018).

4. Мочалова А. В., Огнева И. В. Социальный портрет женской преступности в Российской Федерации // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч. практ. конф. (г. Новосибирск, ноябрь 2017 г.). Новосибирск: АНС «СибАК», 2017. №22(33). [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/studconfscience/ xxxiii/86061 (дата обращения: 17.05.2018).

5. Степанян Ш. У. Современная женская преступность в России и пути ее предупреждения // Российский следователь. 2011. № 8. С. 27-33.

6. Ковальчук М. А., Тарханова И. Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. 286 с.

7. Русина В. В. Женщины в пенитенциарной системе. Тендерный аспект проблемы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 3. С. 4—6.

8. Ефименко А. А. Особенности организации досуга, рациональной занятости и свободного времени осужденных женщин // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: матер, межрег. науч.-практ. конф. (г. Томск, 20-21 апреля 2017 г.) / под общ. ред. заслуженного юриста РФ, д-ра юрид. наук, проф. В. А. Уткина. Томск: Офсет ЦЕНТР, 2017. Вып. 5. С.164-167.

References

1. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki Oficial'nyj sajt. Naselenie [Federal state statistics service]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/cormect/rossM_main/rosstat/ru/statistics/population/ demography/(Accessed: 17.05.2018) [in Russian],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Shijan V. I. Sostojanie i struktura korystnoj zhenskoj prestupnosti [Status and structure of's crime]. Rossijskij sledovatel' [Russian investigator], 2007, no. 19, pp. 24—28 [in Russian],

3. Federal'naja sluzhba ispolnenija nakazanij. Oficial'nyj sajt. Statisticheskaja informacija [Federal service of execution of punishments]. URL: http://fsin.rf/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya% 20har-ka%20UIS/ (Accessed: 17.05.2018) [in Russian],

4. Mochalova A. V., Ogneva I. V. Social'nyj portret zhenskoj prestupnosti v Rossijskoj Federacii [Social portrait of women's crime in the Russian Federation], Nauchnoe soobshhestvo studentov. Mezhdisciplinarnye issledovanija: sb. st. po mat. XXXIII mezhdunar. stud, nauch. prakt. konf. (g. Novosibirsk, nojabr' 2017g.) [Scientific community of students. Interdisciplinary research: St. on the Mat. XXXIIII international, stud, scientific, prakt. Conf. (Novosibirsk, November 2017)]. URL: https://sibac.info/studconfscience/xxxiii/86061 (Accessed: 17.05.2018) [in Russian],

5. Stepanjan Sh. U. Sovremennaja zhenskaja prestupnost' v Rossii i puti ee preduprezhdenija [Modern female crime in Russia and ways to prevent it]. Rossijskij sledovatel' [Russian investigator], 2011, no. 8, pp. 27-33 [in Russian],

6. Koval'chuk M. A., Tarhanova I. Yu. Deviantnoe povedenie: profilaktika, korrekciya, reabili-taciya [Deviant behavior: prevention, correction, rehabilitation], Moscow: Gumanitar. Izd. Centr VLADOS, 2014,286 p. [in Russian],

7. rusina V. V. Zhenshhiny v penitenciarnoj sisteme. Gendernyj aspekt problemy [Women in the penitentiary system. Gender dimension of the problem], Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie [Criminal-Executive system: law, Economics, management], 2012, no. 3, pp. 4—6 [in Russian],

8. Efimenko A. A. Osobennosti organizacii dosuga, racional'noj zanjatosti i svobodnogo vremeni osuzhdennyh zhenshhin [Features of the organization of leisure, rational employment and free time of women], Ugolovno-ispolniteVnaja sistema: pedagogika, psihologija i pravo: mater. Mezhreg. nauch. -prakt. konf. (g. Tomsk, 20-21 aprelja 2017g.). In Dr. Law, prof. V. A. JJtkin (ed.) [Criminal-Executive system: pedagogy, psychology and law: mater, mezhreg. scientific.-prakt. conf. (Tomsk, April 20-21, 2017)]. Tomsk: Ofset CENTR, 2017, pp. 164-167 [in Russian],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.