Научная статья на тему 'О некоторых исторических аспектах становления воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы'

О некоторых исторических аспектах становления воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL WORK / CONVICTS / CORRECTIONAL INSTITUTION / PENAL PSYCHOLOGY / RESOCIALIZATION / CORRECTION / POST-PENITENTIARY SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворцов Василий Борисович, Ефименко Александр Александрович

В статье предпринята попытка теоретического анализа и изучения научной литературы по организации и становлению воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы, продемонстрирована взаимосвязь между политико-воспитательной работой, ресоциализацией и исправлением осужденных в пенитенциарных учреждениях. Проведенное исследование позволяет предполагать, что воспитательная работа является основополагающим средством исправления различных категорий осужденных (регламентировано ст. 9 УИК РФ). На этой основе критерием исправления будет становиться устойчивое правопослушное поведение человека. В связи с этим возникает необходимость использования психолого-педагогической программы по перестройке и самооценке осужденных, позволяющей формировать их готовность к самореализации, когда осознание совершенных преступлений становится внутренне неприемлемым. Авторами отмечается, что, самоисправление человека зависит от ряда направлений воспитательной работы: нравственного, правового, физического воспитания, получения основного общего образования, получения профессии. Очевидно, что для закрепления положительного результата процесс ресоциализации в пенитенциарных учреждениях должен проводиться сотрудниками всех отделов и служб на основе комплексных программ, разработанных с учетом специфики и возраста осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворцов Василий Борисович, Ефименко Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME HISTORICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY

The article attempts a theoretical analysis and study of scientific literature on the organization and formation of educational work with convicts in prisons, demonstrates the relationship between «political and educational work», re-socialization and correction of convicts in prisons. The study suggests that educational work is a fundamental means of correcting various categories of convicts (regulated by article 9 of the criminal code). Based on this criterion fixes will become sustainable human behavior, demonstrating a conscious rejection of the violation of legal norms with the aim of securing sustainable patterns of law-abiding behavior. There is a need to use the psychological and pedagogical Program for restructuring and self-assessment of convicts, which allows to form on this basis their readiness for self-realization, when the awareness of the crimes committed becomes internally unacceptable. In this regard, the self-correction of a person depends on a number of areas, namely, moral, legal, physical education, basic General education, profession, forming the basis of educational work. It is obvious that in order to consolidate a positive result in penitentiary institutions, the activities of all departments and services should be carried out a process of re-socialization on the basis of comprehensive Programs developed taking into account the specifics and different ages of convicts.

Текст научной работы на тему «О некоторых исторических аспектах становления воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы»

DOI 10.26118/SUI.2019.36.5.020 УДК 376

начальник Томского ИПКР ФСИН России, Томский ИПКР ФСИН России, 634057, Россия, г. Томск, ул. Говорова, 10, e-mail: kr1021@yandex.ru

Дворцов Василий Борисович

кандидат педагогических наук,

Vasiliy B. Dvortsov

Candidate of Pedagogics,

№ad of Tomsk Institute of advanced training of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Tomsk Institute of advanced training of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia, Goworowa str., 10, Tomsk, Russia, 634057, e-mail: kr1021@yandex.ru

Ефименко Александр Александрович

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры организации

кадровой, социальной, психологической

и воспитательной работы,

Томский ИПКР ФСИН России,

634057, Россия, г. Томск, ул. Говорова, 10,

e-mail: ААЕ.13@yandex.ru

Alexander A. Efimenko

Candidate of Pedagogics,

Senior Lecturer of the Department of staff, social, psychological and educational work organisation,

Tomsk Institute of advanced training of employees of the Federal penitentiary service of Russia, Goworowa str., 10, Tomsk, Russia, 634057, e-mail: ААЕ.13@yandex.ru

О НЕКОТОРЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация. В статье предпринята попытка теоретического анализа и изучения научной литературы по организации и становлению воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы, продемонстрирована взаимосвязь между политико-воспитательной работой, ресоциализацией и исправлением осужденных в пенитенциарных учреждениях. Проведенное исследование позволяет предполагать, что воспитательная работа является основополагающим средством исправления различных категорий осужденных (регламентировано ст. 9 УИК РФ). На этой основе критерием исправления будет становиться устойчивое правопослушное поведение человека. В связи с этим возникает необходимость использования психолого-педагогической программы по перестройке и самооценке осужденных, позволяющей формировать их готовность к самореализации, когда осознание совершенных преступлений становится внутренне неприемлемым. Авторами отмечается, что, самоисправление человека зависит от ряда направлений воспитательной работы: нравственного, правового, физического воспитания, получения основного общего образования, получения профессии. Очевидно, что для закрепления положительного результата процесс ресоциализации в пенитенциарных учреждениях должен проводиться сотрудниками всех отделов и служб на основе комплексных программ, разработанных с учетом специфики и возраста осужденных.

Ключевые слова: воспитательная работа, осужденные, исправительное учреждение, пенитенциарная психология, ресоциализация, исправление, постпенитенциарное сопровождение.

ON SOME HISTORICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY

Summary. The article attempts a theoretical analysis and study of scientific literature on the organization and formation of educational work with convicts in prisons, demonstrates the relationship between «political and educational work», re-socialization and correction of convicts in prisons. The study suggests that educational work is a fundamental means of correcting various categories of convicts (regulated by article 9 of the criminal code). Based on this criterion fixes will become sustainable human behavior, demonstrating a conscious rejection of the violation of legal norms with the aim of securing sustainable patterns of law-abiding behavior. There is a need to use the psychological and pedagogical Program for restructuring and self-assessment of convicts, which allows to form on this basis their readiness for self-realization, when the awareness of the crimes committed becomes internally unacceptable. In this regard, the self-correction of a person depends on a number of areas, namely, moral, legal, physical education, basic General education, profession, forming the basis of educational work. It is obvious that in order to consolidate a positive result in penitentiary institutions, the activities of all departments and services should be carried out a process of re-socialization on the basis of comprehensive Programs developed taking into account the specifics and different ages of convicts.

Keywords: educational work, convicts, correctional institution, penal psychology, resocialization, correction, post-penitentiary support.

© 2019 Дворцов В. Б., Ефименко А. А.

В рамках реализации Концепции федеральной целевой Программы «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2017-2025 гг.» возникает необходимость в совершенствовании воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях, поиске и внедрении новых форм и методов индивидуальной работы с различными категориями осужденных, оказании им адресной социальной и психологической помощи.

Функционирование этих и других направлений, несомненно, требует глубокого осмысления не только современного состояния воспитательной работы с лицами, лишенными свободы, но и изучения опыта, накопленного отечественной уголовно-исполнительной системой на всем протяжении ее исторического развития.

Отличительной чертой современных преобразований в уголовно-исполнительной системе является переход от достаточно жестких советских и постсоветских условий отбывания наказания к европейским стандартами гуманного обращения с осужденными. По масштабности преобразований, изменению сущности уголовно-исполнительной парадигмы их можно сравнить с попытками кардинального реформирования тюремной системы на рубеже ХУШ-Х1Х вв., а также с периодом реформ в 20-е гг. XX вв., которые привели к изменению концептуальных подходов предназначения уголовного наказания как в теоретическом плане, так и в общественном сознании. Поставлены первые вопросы гуманного отношения к преступникам, озвучена идея необходимости исправления оступившегося человека, просматриваются воспитательные и ресоциализирующие начала отечественной системы исполнения уголовных наказаний.

В 20-е гг. ХХ вв. создается новая пенитенциарная система, провозгласившая политику перехода от тюрем к воспитательным учреждениям, что в теоретическом плане необходимо рассматривать как еще один шаг развития общественно-политической мысли в направлении утверждения идей целесообразности и возможности борьбы с преступностью гуманными средствами [1].

Обращение к истокам становления пенитенциарной педагогической мысли через призму осмысления достижений тех лет не теряет своей актуальности и с точки зрения преемственности идей и представлений в современной практике исправления и перевоспитания. Любой положительный опыт требует всестороннего осмысления и безусловного использования в повседневной практической деятельности сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Важно отметить, что общество всегда волновал вопрос, становятся ли полноценными членами общества бывшие осужденные.

По мнению большинства пенитенциарных педагогов и психологов, человек, временно попавший в изоляцию, отстраняется от социума, а это обстоятельство существенно снижает его адаптационные способности. После освобождения из пенитенциарного учреждения он возвращается уже в изменившиеся социально-экономические условия, адаптация к которым приводит к совершению новых преступлений. Отсюда возникает необходимость по организации последовательной и целенаправленной воспитательной работы с осужденными во время отбывания наказания по социально-правовым вопросам.

Стоит обратить внимание, что в разные исторические эпохи проблемами воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях занимались видные педагоги и психологи, в частности, З. А. Астемиров, И. П. Башкатов, Л. И. Беляева, Ю. В. Гербеев, Е. М. Данилин, М. Г. Детков, Э. В. За-уторова, Е. Н. Казакова, Л. В. Ковтуненко, В. М. Литвишков, В. Е. Матвеенко, А. Л. Ремен-сон, М. П. Стурова, Н. А. Тугаева, А. И. Ушатиков, А. В. Шамис и многие другие [2].

В разработанном в 1871 г. профессором И. Я. Фойницким первом курсе «Тюрьмоведения» основной акцент ставился на взаимодействие с заключенными с помощью средств и методов нравственно-религиозного воздействия. Созданная в 1875 г. Я. В. Гердом колония для несовершеннолетних в Петербурге была ориентирована на учебно-воспитательный процесс.

1915 год ознаменовался созданием Тюремной инструкции, содержащей религиозные понятия, а также обязанности граждан, в целях уважения к существующим законам. Большое значение придавалось трудовой деятельности, обучению, дисциплине и нравственно-религиозному просвещению заключенных. Однако вплоть до 1920 г. арестанты не имели возможности трудиться. Во избежание дестабилизирующей обстановки в исправительных учреждениях Главным управлением местами заключения было принято решение снять запрет на чтение книг, что способствовало дополнительному созданию библиотек, в том числе и тюремных больницах.

Впервые политико-воспитательная работа упоминается в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1933 г. В это время А. С. Макаренко закладываются первые основы трудовых коммун для несовершеннолетних преступников. Его организационно-педагогические начинания - разновоз-

растные отряды, советы командиров, общие собрания - являлись действенными средствами исправления [3].

В этот исторический период политико-воспитательная работа включала в себя [4]:

- информирование по вопросам внешней и внутренней политики;

- организацию радиовещания, выпуск стенных газет;

- трудовые соревнования между бригадами;

- участие в общественных организациях;

- индивидуально-воспитательную работу;

- организацию культурно-массовой работы и развитие художественной самодеятельности;

- работу по физическому воспитанию;

- шефскую работу предприятий, совхозов и колхозов.

Отметим, что воспитательная работа в 1960-80-х гг. с осужденными в пенитенциарных учреждениях в силу отсутствия нравственных ориентиров и низкой подготовки сотрудников строилась в основном на принципе политического просвещения.

В начале 2000-х гг. берет свои начала «концепция проведения воспитательной работы» на основе религиозно-нравственного воспитания.

Трактуя цель воспитательной работы, можно сказать, что в разные исторические эпохи она была акцентирована на предотвращение дальнейшей криминализации личности и привитие трудовых навыков.

Роль пенитенциарной психологии в воспитательной работе с осужденными направлена на «преодоление психологических барьеров» и налаживание социально полезных связей с родственниками [5].

Проблема трудовой деятельности осужденных в местах лишения свободы достаточно остро стоит и сейчас. Важная роль, на наш взгляд, здесь должна принадлежать трудовому воспитанию, регламентированному ст. ст. 103, 106 ч. 1 УИК РФ:

- формирование психологической готовности к трудовой деятельности;

- совершенствование трудовых навыков для получения рабочей профессии и повышения квалификации;

- культура трудовой деятельности и ответственности;

- воспитание взаимовыручки и взаимопомощи во время трудовой активности.

Объективные сложности в организации трудового воспитания осужденных в пенитенциарных учреждениях связаны, в первую очередь, с тем, что большинство предприятий в исправительных колониях прекратили свое существование. Однако выход из этой ситуации возможен. Речь идет о привлечении региональных органов власти, коммерческих структур, общественных организаций, с помощью которых возможно развивать различные виды производства по выполнению заказов (пошив одежды, изготовление тары и хозяйственного инвентаря, расфасовка различного рода товара). В процессе трудового воспитания необходимо учитывать профессиональные интересы осужденных, их личностные характеристики, наличие возможностей в исправительном учреждении приобрести ту или иную рабочую профессию на основе отношения к совершенному преступлению и необходимости исправиться [6].

Отмечается, что для современного контингента осужденных характерна маргинальность, основанная на боязни быть осужденным, а также «приспособленческий» образ жизни, то есть конформизм [7]. Исходя из этого, воспитательная работа с осужденными должна строиться по индивидуальным и групповым программам, в которых отражается план деятельности всех отделов и служб пенитенциарного учреждения в целях ресоциализации, реадаптации и профилактики рецидивной преступности как в местах лишения свободы, так и за ее пределами.

Структура Программы воспитательной работы с осужденными (далее - Программа), на наш взгляд, должна выглядеть следующим образом:

1. Общая характеристика воспитательной работы, которая включает в себя цель исправления (нейтрализация конкретных деформаций, формирование определенных социальных навыков), формы исправления, трудоемкость процесса исправления, планируемый результат исправления, требования к объектам исправления (возраст, социальный статус, срок по приговору и т. д.).

2. Мероприятия по реализации Программы: изучение личности осужденных, материально-бытовых условий их проживания до совершения преступления, их социально полезных связей, выявление личностных деформаций, которые привели к совершению преступления, их анализ, мероприятия по их нейтрализации.

3. Организационно-педагогические условия реализации Программы, включающие в себя: кадровый потенциал, материально-технические условия, информационно-методическое обеспечение Программы.

4. Оценка (экспертиза) качества реализации данной Программы с выработкой критериев исправления осужденных (может быть, необходимо ввести такое понятие, как готовность осужденных к процессу постпенитенциарной ресоциализации, самостоятельной организации жизни, способности к выполнению социальных ролей) [8].

Совершенствовать жизненные взгляды осужденных на основе убеждений, идеалов и принципов позволяет нравственно-эстетическое воспитание:

- ознакомление с требованиями морали;

- знакомство с духовными идеалами;

- привитие культурных ценностей;

- воспитание культуры поведения;

- приучение к самоанализу и саморефлексии;

- закрепление ответственности, дисциплинированности, честности и трудолюбия;

- подавление негативных качеств личности;

- искоренение асоциальных привычек и наклонностей;

- формирование моральных качеств.

Стоит обратить внимание на тот факт, что при решении рассматриваемых задач большую помощь могут оказать родители и близкие родственники осужденных, с которыми, как правило, налажено тесное взаимодействие. Естественно, оно возникает не сразу, а после ряда мероприятий, организованных в исправительных учреждениях («День колонии», «День матери» и пр.). В дальнейшем данная работа может использоваться для положительного влияния на осужденных [9].

Решая задачи нравственного воспитания, нельзя забывать и о роли религиозных организаций. Храмы, мечети и молельные комнаты функционируют практически в каждом исправительном учреждении. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях дополняет систему воспитания. Представители религии способствуют оздоровлению морального климата, помогают минимизировать проявления девиа-нтного поведения лиц, находящихся в пенитенциарном социуме.

Важной составляющей является организация правового воспитания осужденных, которое строится на мероприятиях, направленных на разъяснение уголовно-исполнительного законодательства, доведения регулярной правовой информации до осужденных, размещенной на стендах наглядной агитации, раздаточным материалом, печатными изданиями («Российская газета», «Казенный дом» и пр.), а также посредством кабельного телевидения.

Физическое воспитание и пропаганда ведения здорового образа жизни в нынешних условиях приобретает особую важность, если учесть еще и то, что в исправительных учреждениях содержится большой процент осужденных, больных наркоманией, алкоголизмом, имеющих различного рода психические отклонения. В этой связи физическое воспитание должно осуществляться дифференцированно с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья осужденных. Особое значение в данном случае может приобретать привлечение спортсменов и тренеров для проведения показательных выступлений по различным видам спорта.

Одним из приоритетных средств воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях является получение образования осужденными, которым не исполнилось 30 лет. В соответствии с ч. 1. ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях в целях исправления осужденных и их дальнейшей подготовки к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс. Он направлен, в первую очередь, на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, повышения образовательного и культурного уровня.

Рассмотренная выше структура воспитательной работы с осужденными наглядно показывает, что исправление, ресоциализация и социальная реабилитация осужденных находятся в диахронической взаимосвязи, требуют больших материальных вложений, а также сопровождения данных процессов квалифицированными специалистами. Наличие положительной динамики в процессе исправления посредством проводимых воспитательных мероприятий в исправительном учреждении во многом предопределяет благополучное течение постпенитенциарной ресоциализа-ции человека.

Библиографический список

1. Реент Ю. А., Жигалев А. В. Исправительно-трудовая система советской России в довоенный период (1921-1940 гг.): монография. М.: Проспект, 2018. 190 с.

2. Борисенко И. В. Пенитенциарная система России: история и современность // Актуальные вопросы изучения и преподавания истории, социально-гуманитарных дисциплин и права: матер. Междунар. науч. практ. конф (г. Витебск, 26-28 апреля 2018 г.). Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2018. С. 369-372.

3. Макаренко А. С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма. М.: АСТ, 2016. 672 с.

4. Кузьмин С. И. Деятельность советской исправительно-трудовой системы в 1954-1968 гг. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 6(145). С. 54-61.

5. Психологический практикум по девиантологии / авт.-сост. Ю. А. Клейберг. 2-е изд., доп. М.: Московский психолого-социальный университет, 2016. 196 с.

6. Павлов А. А. О ресоциализации осужденных при привлечении к труду в местах лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 4(191). С. 26-29.

7. Психология девиантов: монография / под ред. А. А. Реана. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 479 с.

8. Ефименко А. А., Сидакова М. А. Особенности воспитательной работы с осужденными к лишению свободы женщинами на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 3(29)/2018. С. 109-115.

9. Ефименко А. А. Планирование, организация и проведение воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях: учебное пособие. Томск: Томский институт повышения квалификации работников ФСИН России, 2018. 50 с.

References

1. Reent Yu. A., Zhigalev A.V. Ispravitel'no-trudovaya sistema sovetskoj Rossii v dovoennyj period (1921-1940 gg.): monografiya [Correctional labor system of Soviet Russia in the pre-war period]. Moscow, 2018, 190 p. [in Russian].

2. Borisenko I. V. Penitenciarnaya sistema Rossii: istoriya I sovremennost' [Penitentiary system of Russia: history and modernity']. Aktual'nye voprosy izucheniya i prepodavaniya istorii, social'no-gumanitarnyh discipline iprava: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. Konf. (g. Vitebsk, 26-28 aprelya 2018 g.) [Actual issues of studying and teaching history, social and humanitarian disciplines and law: mater. International. science. prakt. conf. (Vitebsk, April 26-28, 2018)]. Vitebsk, 2018, pp. 369-372 [in Russian].

3. Makarenko A. S. Moya sistema vospitaniya. Pedagogicheskaya poehma [My system of education. Pedagogical poem]. Moscow, 2016, 672 p. [in Russian].

4. Kuz'min S. I. Deyatel'nost' sovetskoj ispravitel'no-trudovoj sistemy v 1954-1968 godah [The Soviet correctional system in the years 1954-1968]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Sheets of the penal system], 2014, no. 6(145), pp. 54-61 [in Russian].

5. Psihologicheskij praktikum po deviantologii [Psychological workshop on deviantology]. In Yu. A. Klejberg. Moscow, 2016, 196 p. [in Russian].

6. Pavlov A. A. O resocializacii osuzhdennyh pri privlechenii k trudu v mestah lisheniya svobody [On the resocialization of convicts at work in prison]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Sheets of the penal system], 2018, no. 4(191), pp. 26-29 [in Russian].

7. Psihologiya deviantov: monografiya [Psychology of deviants]. In A. A. Rean (ed.). Moscow, 2018, 479 p. [in Russian].

8. Efimenko A. A., Sidakova M. A. Osobennosti vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi k lisheniyu svobody zhenshchinami na sovremennom ehtape reformirovaniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Features of educational work with women sentenced to imprisonment at the present stage of reform of the penal system]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: scientific and practical journal], 2018, no. 3(29), pp. 109-115 [in Russian].

9. Efimenko A. A. Planirovanie, organizaciya i provedenie vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi v penitenciarnyh uchrezhdeniyah: uchebnoe posobie [Planning, organization and conduct of educational work with convicts in penitentiaries]. Tomsk, 2018, 50 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.