Научная статья на тему 'Положительный опыт приобщения осужденных к театральной деятельности'

Положительный опыт приобщения осужденных к театральной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОЙ ИГРЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ТЕАТРУ / THEATRICAL ACTIVITIES / THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THEATRICAL GAMES / PRISONERS OF PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY / THE POSITIVE EXPERIENCE OF BRINGING PRISONERS TO THE THEATRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна

Современная педагогика в поиске эффективных средств воспитания все больше ориентируется на использование искусства в педагогическом процессе. Среди новых психолого-педагогических технологий особое место отводится театру. Ученые отмечают, что театр это то искусство, которое, в первую очередь, учит чувствовать и сопереживать (И. В. Ионов-Тарасов, Е. В. Кузнецов, Л. М. Некрасова, С. В. Никитин, С. М. Яковлюк и др.). Целью статьи является привлечение внимания к использованию возможностей театральной деятельности в местах лишения свободы в ходе исправления личности осужденного. Система воспитания осужденных средствами театра перспективна, потому как театр исцеляет человека изнутри, расставляя перед ним все возможные ситуации в жизни, направляя его к решению важных жизненных вопросов и проблем. В статье показан положительный опыт приобщения осужденных, находящихся в местах лишения свободы, к театральной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The positive experience of introducing convicts for theatrical activities

Modern pedagogy in search of effective means of education is increasingly focused on the use of art in the pedagogical process. Among the new psychological and pedagogical technologies a special place is given to the theater. Scientists note that the theater is the art that, first of all, teaches to feel and empathize (I. V. Ionov-Tarasov, E. V. Kuznetsov, L. M. Nekrasov, S. V. Nikitin, S. M. Yakovlyuk etc.). The purpose of the article is to draw attention to the use of theatrical activities in places of detention in the course of correcting the personality of the convicted person. The system of education of convicts by means of the theater is promising, because the theater heals a person from the inside, placing in front of him all possible situations in life, directing him to solve important life issues and problems. The article shows the positive experience of familiarizing convicts in prisons to theatrical activities.

Текст научной работы на тему «Положительный опыт приобщения осужденных к театральной деятельности»

4. Игумнова, О. В. Критерии и показатели эффективности реализации профессиональной переподготовки начальников отрядов осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2018. —№ 2 (42).

Сведения об авторе

Дворцов Василий Борисович: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), начальник института, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected] Диденко Александр Владимирович: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), заместитель начальника по учебной и научной работе, доктор медицинских наук, доцент. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Dvortsov Vasilii Borisovich: Tomsk Institute of Improvement of Professional Skill Workers of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), the chief of institute, candidate of pedagogical sciences. E-mail: [email protected] Didenko Alexander Vladimirovich: Tomsk Institute of Improvement of Professional Skill Workers of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), the deputy chief on educational and scientific work, doctor of medical sciences, associate professor. E-mail: [email protected]

УДК 37.013:343.2.01

© Зауторова Э. В., 2019

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРИОБЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная педагогика в поиске эффективных средств воспитания все больше ориентируется на использование искусства в педагогическом процессе. Среди новых психолого-педагогических технологий особое место отводится театру. Ученые отмечают, что театр — это то искусство, которое, в первую очередь, учит чувствовать и сопереживать (И. В. Ионов-Тарасов, Е. В. Кузнецов, Л. М. Некрасова, С. В. Никитин, С. М. Яковлюк и др.). Целью статьи является привлечение внимания к использованию возможностей театральной деятельности в местах лишения свободы в ходе исправления личности осужденного. Система воспитания осужденных средствами театра перспективна, потому как театр исцеляет человека изнутри, расставляя перед ним все возможные ситуации в жизни, направляя его к решению важных жизненных вопросов и проблем. В статье

показан положительный опыт приобщения осужденных, находящихся в местах лишения свободы, к театральной деятельности.

Ключевые слова: театральная деятельность; педагогический потенциал театральной игры; осужденные; места лишения свободы; положительный опыт привлечения осужденных к театру.

© Zautorova E. V., 2019

THE POSITIVE EXPERIENCE OF INTRODUCING CONVICTS FOR THEATRICAL ACTIVITIES

Modern pedagogy in search of effective means of education is increasingly focused on the use of art in the pedagogical process. Among the new psychological and pedagogical technologies a special place is given to the theater. Scientists note that the theater is the art that, first of all, teaches to feel and empathize (I. V. Ionov-Tarasov, E. V. Kuznetsov, L. M. Nekrasov, S. V. Nikitin, S. M. Yakovlyuk etc.). The purpose of the article is to draw attention to the use of theatrical activities in places of detention in the course of correcting the personality of the convicted person. The system of education of convicts by means of the theater is promising, because the theater heals a person from the inside, placing in front of him all possible situations in life, directing him to solve important life issues and problems. The article shows the positive experience of familiarizing convicts in prisons to theatrical activities.

Keywords: theatrical activities; the educational potential of theatrical games; prisoners ofplaces of deprivation of liberty; the positive experience of bringing prisoners to the theatre.

Во все времена педагогика подчеркивала значение эмоциональных аспектов в общении и в воспитании: указывалось на необходимость развития творческих способностей личности, владеющей навыками конструировать саму себя, изменять и определять свой жизненный путь, свою жизненную стратегию. Современная педагогика в поиске эффективных средств воспитания все больше ориентируется на использование искусства. Среди новых психолого-педагогических технологий

особое место отводится арт-технологиям (на стыке медицины, педагогики, культурологии, социологии и др.), где важную роль играет такой вид искусства, как театр.

Основные принципы театральной педагогики, в том числе «любительской», сформулированы в трудах

К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, Вс. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, М. А. Чехова. Проблеме актерских способностей посвящали свои статьи режиссеры

Л. С. Вивьен, Б. В. Зон, В. А. Петров, Г. А. Товстоногов и др., театральные педагоги С. В. Гиппиус, И. Э. Кох, Н. В. Рождественская. Некоторые стороны актерской деятельности изучали психологи П. М. Якобсон, П. В. Симонов,

B. И. Кочнев и др. Данной проблемой в последнее время занимаются И. В. Ионов-Тарасов, Е. В. Кузнецов, Л. М. Некрасова, С. В. Никитин,

C. М. Яковлюк и др.

Ученые отмечают, что театр — это то искусство, которое, в первую очередь, учит чувствовать и сопереживать, быть человеком: театр оказывает на людей сильное эмоциональное влияние, одаривая своих зрителей истинными ощущениями и эмоциями. Театральное искусство дает человеку прежде всего развитие и стремление к совершенству в работе над собой, своими слабостями и привычками; это один из самых сильных инструментов, затрагивающих восприятия чувств. Как и всякое настоящее искусство, театр должен способствовать нравственному и эстетическому воспитанию личности. В связи с этим театральная деятельность может быть использована в местах лишения свободы в процессе исправления личности осужденного с целью изменения и подготовки к жизни в обществе.

Пенитенциарная практика показывает, что в условиях изоляции вполне разумно обратиться к резервам театральной педагогики, это будет способствовать развитию эмпатийных чувств осужденных, более продуктивной дея-

тельности в условиях эмоционального напряжения, способности к сотворчеству, сопереживанию, «размягчению души» и др. К тому же вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. Главными чертами театральной педагогики являются творческий характер деятельности, индивидуализация, стремление проникнуть в природу человеческой выразительности [2].

Театр исцеляет человека изнутри, расставляя перед ним все возможные ситуации в жизни, направляя его к решению важных жизненных вопросов и проблем. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение, которая лежит в основе пьесы, и сценическая игра, и художественное оформление спектакля (декорации, реквизит, бутафория), и музыка, используемая в спектакле.

В ходе приобщения осужденных к театру возможно также использование методики спонтанности. Методика основана на действии «здесь и сейчас» («театр момента»), вовлекая в творческий процесс каждого и делая его полноценным участником действия, в котором зритель является полноправным актером (создана американским врачом, философом и поэтом Дж. Морено в начале XIX в.). Главным средством данной методики является игра. В процессе театральной игры у человека

могут рассеяться страхи, внутренние споры, враждебная настороженность и др.

Традиция воздействия на человека с помощью драматического искусства восходит к истокам цивилизации и основана на постижении человеком смысла своих поступков и переживаний. Одно из наиболее известных объяснений воздействия драмы — теория катарсиса Аристотеля, которая базируется на представлении о разделяемых людьми сильных переживаниях. Испытываемые человеком негативные чувства и эмоции благодаря драматическому действию преображаются в позитивное исцеляющее переживание. Сами условия этого действия способствуют тому, что человек ставит себя на место других людей.

Активность воображения и удовольствие от игры объясняет ее способность снимать эмоциональное напряжение и способствовать разрешению психологических конфликтов. Немаловажную роль при этом играет возможность установления контактов с другими людьми, ведущая к ощущению растущей сопричастности жизненному процессу. Эстетическое пространство позволяет создать иной, более совершенный мир, пребывая в котором, человек может испытать полноту ощущений и восстановить психическое равновесие, способствует идентификации и одновременно — универсализации переживаний, помогает возвысить личное и гуманизировать всеобщее [1, с. 21].

Школа и театр очень похожи: они создают модели мира, где люди являются учениками, где мы живем, общаемся, взаимодействуем, работаем, ссоримся, достигаем определенных результатов и т. д. Театр дает человеку возможность при желании практически полностью идентифицироваться с воображаемыми персонажами и ситуациями, что позволяет почувствовать себя более раскованно и быть более естественным в проявлении собственных чувств и мыслей. В настоящее время театральная деятельность рассматривается как важная форма педагогического воздействия, способная преобразить человека. В ходе ролевого исполнения появляется возможность взглянуть на себя под разными углами зрения, переживая сильные чувства, отражающие наш текущий опыт. Это не может не повлиять на нашу дальнейшую жизнь.

Так, театральная игра является идеальной формой, позволяющей соотнести такие взаимоисключающие вещи и потребности, как потребность в самораскрытии, одновременно оставаясь «невидимым»; быть индивидуальностью и стремление «слиться» с толпой; открыть свой внутренний мир другим людям и одновременно защититься от них и др. [1, с.111]. Исследователи, изучавшие театральную деятельность (М. Андерсен-Уоррен, Л. С. Выготский, Р. Грейнджер, Р. И. Жуковская, Е. А. Медведева, Е. А. Менджеоицкая, А. Сеймур, А. И. Копытин, Б. М. Теп-лов и др.), указывают на важность ее

для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы человека, а также для развития творчества. Практика показывает, что театральная деятельность является доступной каждому человеку и может выступать средством исцеления, исправления, так как дает положительные результаты в коррекции познавательной, двигательной и эмоциональной сфер.

Процесс приобщения правонарушителей к театральной деятельности имеет свою историю. Так, ценный вклад в изучение проблем эстетического воспитания внес основоположник пенитенциарной педагогики А. С. Макаренко. Опыт работы ученого-практика в исправительном учреждении с несовершеннолетними в истории нашей пенитенциарной системы известен как яркий пример многомерного использования социокультурного фактора в условиях изоляции. А. С. Макаренко был убежден в небывалых возможностях воспитательного воздействия искусства на воспитанников. Важнейшей задачей он считал формирование «чувства красоты», вкладывая в это понятие «красоту и эстетику поступков» [4, т. V, с. 73.]. При организации досуга А. С. Макаренко советовал учитывать очевидные факты: добровольность участия, интересные и увлекательные занятия, удовлетворяющие запросы и вкусы ребят, сочетающие одновременно отдых, развлечение, учебу, труд и самые различные виды деятельности [6; 4, т. II, с. 202-203]. В Харьковском городском

драматическом театре ежедневно бронировалась ложа для несовершеннолетних правонарушителей.

Анализ театрально-воспитательной работы пенитенциарных учреждений показывает, что на современном этапе театральная деятельность становится все более популярной. Например, в женской колонии ИК-1 УФСИН России по Вологодской области запомнилась постановка «Юноны и Авось» (на музыку А. Рыбникова), которая к тому же была представлена и на зрительский суд горожан в областном драматическом театре. Осужденные женщины Вологодского исправительного учреждения, участвующие в театральной деятельности, отзываются так: «При разучивании и исполнении театральных сцен повышается настроение, на время забываешь, что с тобой случилась эта беда, хоть ненадолго чувствуешь себя красивой» (Ирина, 23 лет); «В спектакле я проживаю жизнь моей героини, как бы становлюсь ею. От этого появляется надежда, что все мы разные, и всякое может случиться в жизни, но главное все-таки зависит от самой себя, главное — не терять надежду» (Анастасия, 25 лет); «Мне нравится быть на сцене, чувствовать себя талантливой, верить в свои способности» (Марина, 19 лет) и т. д.

В Брянской воспитательной колонии с помощью шефов из педагогического института смогли приобщить к колонийской самодеятельности даже трудновоспитуемых, в театральном

представлении по случаю встречи нового года приняли участие около половины всех воспитанников. Наблюдение позволяет сделать вывод, что театральная деятельность способствует поддержанию интереса осужденного к жизни, придает силы в преодолении внутреннего дискомфорта, стимулирует стремление к самоизменению. Участвуя в творческом поиске, человек испытывает чувства удовлетворения, радости, которые становятся внутренним стимулом, побуждающим его к социально приемлемому поведению.

В исправительной колонии № 35 УФСИН России по Республике Хакасия (г. Абакан) создан кукольный театр (под руководством осужденного), который выезжает со спектаклями в детские дома республики, выступает в отряде для больных туберкулезом. Частые гости в этой колонии — артисты драматического театра им. М. Ю. Лермонтова и театра кукол «Сказка». Такая воспитательная работа благотворно влияет на осужденных, помогает создать творческую развивающую среду, поддерживает интерес к жизни, помогает преодолеть внутренний дискомфорт осужденных, способствует повышению культурного уровня, созданию в коллективе благоприятной атмосферы, полезной занятости и развивает личность осужденного.

Интересен опыт в данном направлении в Белоруссии (Гомельская ИК-4 для осужденных женщин), где был осуществлен уникальный проект «Те-

атр в тюрьме»: актер Гомельского областного драматического театра А. Бычков уже более 10 лет ставит спектакли с участием осужденных (инициатор проекта — шведский актер Йон Йонсон, известный тем, что ставил в тюрьмах Швеции и Америки спектакли с участием пожизненно заключенных и осужденных на длительные сроки).

Вот строчки из писем осужденных женщин — участниц проекта, адресованных А. Бычкову [5]:

«Каждая из нас прошла через свое эмоциональное минное поле. В театре мы учились чувствовать. Учились аккумулировать свои лучшие качества. Мы приходили на репетиции, с удовольствием общались друг с другом, расчищали свои головы от плохих и злых эмоций, появлялась надежда, что все в жизни сложится хорошо»;

«Думаете, легко жить с сознанием, что ты убил человека? А между тем стечение обстоятельств или просто судьба сделали так, что однажды ты граешь роль в спектакле, где тебя подозревают в убийстве. Вот это настоящее испытание! Потому что если бы мне задали вопрос, как это произошло, я не знала бы, как на него ответить. Жизнь — сложная штука. Я не знаю, что со мной произошло в тот день, но знаю однозначно, что это была другая девушка — не та, что живет во мне»;

«Работа, столовая, отряд, форма, норма и режим. Репетиции спектакля стали отдушиной в моей серой жизни»;

«Зона не исправляет человека, нет. Она уничтожает в нем все человеческое. Чтобы выжить, надо спрятать поглубже все самое доброе, чистое, светлое, хорошее, надеть маску — и играть. Никому не интересно, кем ты был "до", что там у тебя внутри. Тут волчий жестокий мирок стаи, где всем на тебя наплевать. Копить в себе долгие годы чувства и эмоции, не давая им выхода, опасно: не знаешь, где и когда взорвется эта бомба. Куда же выплескивать хотя бы время от времени эту опасную, гремучую, ядовитую смесь? Самый безобидный простой и очень подходящий выход — театр. Зачастую, играя на сцене, ты играешь отчасти саму себя, но никому кроме тебя это не известно».

На официальном сайте УФСИН России по Республике Коми представлена информация об участии исправительных учреждений в социальном проекте «Театральная Россия». Сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы Республики Коми и осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, познакомятся с лучшими спектаклями ведущих театров Москвы и Санкт-Петербурга. Культурно-

социальный проект «Театральная Россия» реализует фонд «Мир и гармония» при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства образования и науки РФ и Российского военно-исторического общества. Это первый в

мире онлайн-театр лучших спектаклей отечественной сцены [7].

В рамках проекта в учреждениях УФСИН России по Республике Коми будут ежемесячно показывать видеозаписи известных театральных постановок Московского художественного театра им. А. Чехова, Московского театра «Современник», Государственного академического театра им. Е. Вахтангова, Московского театра «Школа современной пьесы», Московского академического театра им. В. Маяковского, Санкт-Петербургского академического театра комедии им. Н. Акимова и других ведущих театров страны. Первым на суд зрителей будет представлен спектакль по повести Ф. Достоевского «Дядюшкин сон», которая была написана в Семипалатинске и оказалась первым произведением, с которым автор «явился публике» после десятилетнего перерыва, вызванного арестом и пребыванием в тюрьме и на каторге. Реализация проекта направлена на нравственное и эстетическое воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы и обеспечение культурно-досуговой работы с осужденными [7].

Еще пример: Камчатский театр провел благотворительную акцию в исправительном учреждении края, показав постановку по мотивам эпистолярного романа Э.-Э. Шмита «Оскар и розовая дама» [3]. Полезность данного проекта в исправительной деятельности не вызывает сомнений. В свою

очередь, руководство ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю отмечает, что мероприятия подобного рода благотворно влияют на осужденных и способствуют положительной динамике исправительного процесса.

Таким образом, театральная деятельность разносторонне влияет на творческую и жизненную активность участников, развивает их фантазию, что является, безусловно, подспорьем в овладении другими науками. Использование идей театральной педагогики — одно из перспективных направлений воспитательной работы в условиях исправительного учреждения. Это создаст атмосферу

Литература

1. Андерсен-Уоррен, М., Грейнджер, Р. Драма-терапия. Серия «Практикум по психотерапии» / М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер; Перевод с англ. и научн. ред. А.И. Копытина. — СПб., 2001.

2. Зауторова, Э. В. Театральная педагогика в местах лишения свободы : монография. — М.: НИИ ФСИН России, 2018.

3. Камчатский театр драмы и комедии дал спектакль в исправительном учреждении: официальный сайт УФСИН России по Камчатскому краю. — Режим доступа: http://petropavlovskkamchatskiy.bezformata.ru/listnews/kamchatskij-teatr-ёгатй-котеёп/67297199/ (дата обращения: 26.08.2018).

4. Макаренко, А. С. Соч.: в 7 т. — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1957-1959.

5. Пригодич, Н. Такого в тюрьме еще не было. — Режим доступа: https://imenamag.by/posts/teatr-v-kolonii (дата обращения: 23.08.2018).

6. Терский, В. Н. Об организации досуга в практике А. С. Макаренко // Хрестоматия по педагогике : учебное пособие / ред. З. И. Равкин; сост. М. Г. Бушканец, Б. Д. Леухин. — М.: Просвещение, 1976.

7. УФСИН Примет участие в социальном проекте «Театральная Россия» // Официальный сайт УФСИН России по Республике Коми. — Режим доступа:

художественно-эстетического и общекультурного развития осужденных, поможет сформировать навыки коллективной работы, может стать эффективной методикой для работы с пассивными и некоммуникабельными личностями, являться формой активизации воспитательного процесса, способом выработки волевых качеств человека, помогающих найти свое место в жизни. Сегодня имеется положительный опыт в данном направлении, в дальнейшем необходимо более широкое использование потенциала драматического искусства в исправлении осужденных.

http://www.n.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=367967 (дата обращения: 26.08.2018).

Сведения об авторе

Зауторова Эльвира Викторовна: ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва, Российская Федерация), ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: [email protected]

Information about the author

Zautorova Elvira Viktorovna: Research Institute of the FPS of Russia (Moscow, Russia), leading researcher, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: elvira- [email protected]

УДК 378

© Исакова Т. И., 2019

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ

В статье раскрыто понятие правовой культуры, рассмотрены интерактивные методы и технологии формирования правовой культуры студентов высшей школы и курсантов ведомственных вузов и возможности применения в деятельности преподавателей высшей школы интерактивных форм обучения.

Ключевые слова: правовая культура; интерактивные формы обучения; кейс-технологии; метод анализа конкретных ситуаций.

© Isakova T. I., 2019

CONCEPTUAL AND CATEGORIAL DEVICE OF A PROBLEM OF DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS

OF THE HIGHER SCHOOL AND CADETS OF DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

In article the possibilities of application in practical activities of teachers of the higher school of interactive forms of education are considered. Concept of legal culture and ways of formation, development of legal culture of students of the higher school and cadets of departmental higher education institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.