12. Троянская, С. Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 2. — С. 19-23.
Сведения об авторах
Еськов Александр Васильевич: Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар, Российская Федерация), доктор технических наук, доцент, профессор кафедры информационной безопасности. E-mail: [email protected]
Кирюшин Иван Иванович: Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул, Российская Федерация), преподаватель кафедры информатики и специальной техники. E-mail: [email protected]
Information about authors
Eskov Aleksandr Vasilyevich: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Krasnodar, Russia), professor of Information Security Chair, doctor of technical sciences, assistant professor. E-mail: [email protected] Kiryushin Ivan Ivanovich: Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), lecturer of Chair of Informatics and Special Technology. E-mail: [email protected]
УДК 343.825
© Ивашко Н. Н., 2018
КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ
В статье проанализированы особенности организации культурно-массовой работы с осужденными. В комплексе воспитательной работы с осужденными важное значение отводится культурно-массовой работе.
В содержание культурно-массовой работы с осужденными входят различные мероприятия, направленные на формирование у них общепринятых норм морали, разумных потребностей и интересов, повышение культурного уровня, выработку умения вести себя правильно на производстве и в быту.
К специфическому содержанию культурно-массовой работы, связанному с особенностями личности правонарушителя, относятся развенчание ложного героизма, уголовной «романтики», воровских «законов» и традиций и т. п.
Культурно-массовая работа организуется и проводится по таким направлениям, как праздничные мероприятия, творческие конкурсы, театральные постановки, концерты и выставки. Задачами культурно -массовой работы являются: развитие культурного потенциала осужденных в целях формирования у них нравственных, духовных, культурных ценностей и потребностей; организация культурного досуга осужденных; профилактика нарушений режима; создание в ИУ благоприятной атмосферы.
На сегодняшний день в учреждениях УИС созданы необходимые условия для удовлетворения культурных потребностей осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. К культурно-массовой работе с осужденными привлекаются известные деятели искусства и культуры.
Ключевые слова: культурно-массовая работа; осужденный; воспитательная работа; исправительное учреждение; кружковая работа.
© Ivashko N. N., 2018
CULTURAL AND MASS WORK AS A FORM OF EDUCATIONAL
INFLUENCE ON PRISONERS
The article is devoted to the peculiarities of the organization of cultural and mass work with prisoners. In the complex of educational work with convicts, cultural and mass work is of great importance.
The content of cultural and mass work with prisoners includes various activities aimed at forming their generally accepted norms of morality, reasonable needs and interests, increasing the cultural level, developing the ability to behave correctly in the workplace and in everyday life. The specific content of cultural and mass work related to the peculiarities of the offender's personality includes the debunking offalse heroism, criminal "romance ", thieves "laws " and traditions, etc
Cultural and mass work is organized and carried out in such directions as celebrations, creative competitions, theatrical performances, concerts and exhibitions.
The objectives of cultural and mass work are: the development of the cultural p o-tential of prisoners in order to form their moral, spiritual, cultural values and needs; the organization of cultural leisure of convicts; prevention of violations of the regime; the creation of a favorable atmosphere in penal institutions.
Today in penal institutions necessary conditions for satisfaction of cultural needs of the prisoners serving sentence in the form of imprisonment are created. Well-known figures of art and culture are involved in cultural mass work with prisoners.
Keywords: cultural and mass work; prisoner; pedagogical work; penal institution; leisure activity.
Основной целью уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденных. Исправление осужденных, согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации, представляет собой формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Реализация работы в данном направлении осуществляется в процессе воспитательного воздействия сотрудников исправительного учреждения (ИУ) на осужденных.
При исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы потенциальные возможности оказания воспитательного влияния на осужденных более значительны в отличие от иных видов наказания. В исправительных учреждениях для проведения воспитательной работы создана минимальная материально-техническая база (клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др.), есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение. Воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обя-
зательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч. 2 ст. 109 УИК РФ).
Однако в силу того, что воспитательная работа с осужденными носит прежде всего психолого-
педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все вопросы ее организации. Такой подход дает возможность администрации ИУ творчески применять наиболее эффективные средства, методы и приемы воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания. Воспитательные мероприятия должны оказывать позитивное воздействие на сознание, поведение, взгляды и привычки осужденных, на формирование у них общественно полезных качеств и навыков [3, с. 5].
Практика показывает, что в тех ИУ, в которых деятельность служб и отделов носит выраженную воспитательную направленность, а администрация решает проблему организации культурного досуга осужденных, наблюдается меньше нарушений
режима содержания и порядка отбывания наказания по сравнению с теми ИУ, где эта работа слабо организована [4, с. 108].
Важное значение в комплексе воспитательной работы с осужденными отводится культурно-массовой работе. Под культурно-массовой работой в ИУ следует понимать систему мероприятий, проводимых под руководством администрации воспитателями, культурно-просветительных и иных организаций по повышению культурного уровня осужденных, развитию их художественных интересов и вкусов, по формированию навыков рационального использования свободного времени (досуга) [2].
В содержание культурно-массовой работы с осужденными входят различные мероприятия, направленные на формирование у них общепринятых норм морали, разумных потребностей и интересов, повышение культурного уровня, выработку умения вести себя правильно на производстве и в быту.
К специфическому содержанию культурно-массовой работы, связанному с особенностями личности правонарушителя, относятся развенчание ложного героизма, уголовной «романтики», воровских «законов» и традиций и т. п.
Положительный результат
культурно-массовой работы достигается, с одной стороны, путем систематического воздействия коллектива сотрудников ИУ на сознание и настрое-
ние осужденных, с другой — привлечения к ней творческих организаций, деятелей литературы, искусства, представителей, культурно-просветительных организаций.
Задачами культурно-массовой работы являются: развитие культурного потенциала осужденных в целях формирования у них нравственных, духовных, культурных ценностей и потребностей; организация культурного досуга осужденных; профилактика нарушений режима; создание в ИУ благоприятной атмосферы. Участие осужденных в культурно-массовой работа нарушает монотонность и однообразие атмосферы ИУ, снижает чувство одиночества и несамостоятельности у осужденных. Активные участники воспитательных мероприятий из числа осужденных награждаются подарками в установленном законом порядке. Также им выдаются дипломы, грамоты победителей или участников, копии которых могут приобщаться к материалам, направляемым в суд для решения вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменении вида исправительного учреждения, и другим материалам.
Проведение культурно-массовых мероприятий должно обеспечивать максимальную полезную занятость осужденных в свободное от работы
время и мероприятий, предусмотренных распорядком дня.
Культурно-массовая работа организуется и проводится по таким направлениям, как праздничные мероприятия, творческие конкурсы, театральные постановки, концерты и выставки.
Формы организации и проведения культурных мероприятий можно разделить на две группы. Первая группа мероприятий — те, где сами осужденные являются активными участниками мероприятий. Таким примером может служить участие осужденных во всевозможных театральных кружках, вокальных группах, создаваемых в учреждении. Осужденные, являясь членами данных коллективов, разрабатывают программу, выбирают репертуар, находясь под контролем администрации учреждения. Таким образом, сотрудникам ИУ необходимо проводить агитационную работу по привлечению лиц, указывая на положительные моменты участия в таких коллективах. Необходимо стимулировать их участие посредством объявления мер поощрения, предоставления отпусков, свиданий лицам, положительно зарекомендовавшим себя в работе подобного рода коллективов.
Вторая группа мероприятий сводится к тому, что осужденные не являются организаторами мероприятия, а культурно-массовые мероприятия организуются силами администрации учреждения. Здесь главную
роль играет работа воспитательного отдела, направленная на поиск всевозможных путей организации досуга осужденных. Эта группа мероприятий предполагает создание возможностей посещения осужденными выставок, театров, концертов и др.
На сегодняшний день в учреждениях УИС созданы необходимые условия для удовлетворения культурных потребностей осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
В исправительных учреждениях имеется 565 зрительных залов или клубов, около 6 тысяч комнат воспитательной работы. Осужденным демонстрируются видеофильмы духовно-нравственного содержания. В исправительных учреждениях создано 556 студий кабельного телевидения, действуют 426 оркестров и вокально-инструментальных ансамблей. С осужденными регулярно проводятся конкурсы, приуроченные к памятным датам (День памяти и скорби, День Победы и т. д.). В целях совершенствования данного направления работы в территориальные органы ФСИН России направляются методические рекомендации по организации воспитательной работы в массовых формах, разъясняющие правила применения в воспитательной работе современных форм реализации творческой инициативы осужденных.
Расширение форм организации культурного досуга осужденных,
клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов, несомненно, оказывает позитивное влияние на осужденных. В исправительных учреждениях действуют 426 оркестров и вокально-инструментальных ансамблей, работают 3179 тематических кружков по интересам (театрально-драматические, вокально-инструментальные, литературно-поэтические, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, моделирования, лингвистические, а также спортивно-физкультурные, шахматные и др.), в которых осужденные приобретают социально полезные навыки и знания.
К культурно-массовой работе с осужденными привлекаются известные деятели искусства и культуры в том числе: народные артисты России А. Ро-зенбаум, М. Боярский, А. Панкратов-Черный, Г. Штиль; заслуженная артистка России А. Сумарокова; заслуженные деятели искусств Ю. Гусман, А. Журбин; режиссер-документалист И. Шадхан, кинорежиссеры Б. Грачев-ский, В. Яцкин; поэт В. Вишневский; художник Н. Сафронов и др.
В исправительных учреждениях и следственных изоляторах функционируют 1203 библиотеки, их общий библиотечный фонд составляет 4,7 млн экземпляров. Оборудованы 10 автоматизированных рабочих мест с под-
ключением к электронным ресурсам Национальной электронной библиотеки с общим фондом полнотекстовых электронных документов в 1,6 млн книг и других изданий [1].
Вовлечение осужденных к участию в культурно-массовых мероприятиях способствует их нравственному воспитанию, повышению культурного уровня, оказывает влияние на постепенное изменение их отношения к криминальной деятельности, формирует образ законопослушного поведения.
Анализ дисциплинарной практики исправительных учреждений среди осужденных, участвующих в культурно-массовой работе, показал, что сокращается нарушения режима содержания и порядка отбывания наказания. В ходе изучения профессиональной ориентации, эмоционально-психологического состояния и уровня адаптированности к условиям отбывания наказания осужденных выявлено, что у осу ж-денных, участвующих в культурно-массовой работе, он минимален. Как правило, осужденные не конфликтны, у них развита социально полезная инициатива. У осужденных наблюдается высокая творческая активность и разумная инициатива, самостоятельность, независимость суждений, стремление к активной трудовой деятельности, они точны и аккуратны в делах.
Таким образом, наблюдается положительная тенденция в
психофизиологическом изменении турно-массовых мероприятиях спо-
личности осужденных, принимающих собствует установлению добрых и до-
участие в работе кружков. Грамотная верительный отношений среди осуж-
организация кружковой работы в ис- денных, создает атмосферу доверия и
правительных учреждениях не только позволяет купировать межличностные
обеспечивает культурный досуг осуж- и межгрупповые конфликты, улуч-
денных, но и развивает дисциплини- шить взаимоотношения как между
рованность, формирует у них соци- осужденными, так и между осужден-
ально-благоприятные смысловые цен- ными и
ностные ориентации. Участие в куль- сотрудниками.
Литература
1. Анализ достигнутых результатов и целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : аналитический обзор. — М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2018.
2. Гербеев, Ю. В. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными : учебное пособие. —Рязань, 1985.
3. Ивашко, Н. Н. Воспитательная работа с осужденными : учебное пособие. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2017.
4. Исправление осужденных : монография / под науч. ред. заслуженного деятеля науки Российской Федерации, д-ра юрид. наук, проф. Ю. М. Антоняна, д-ра юрид. наук, проф. А. В. Быкова; ФКУ НИИ ФСИН России. — Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2014.
Сведения об авторе
Ивашко Наталья Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Ivashko Natalya Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), head of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of pedagogical sciences, assistant professor. E-mail: [email protected]