Научная статья на тему 'Особенности воспитательной работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами'

Особенности воспитательной работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1217
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРЕСТАРЕЛЫЕ ОСУЖДЕННЫЕ И ИНВАЛИДЫ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОЦЕСС ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киселев М.В., Ивашко Н.Н.

В статье рассматриваются особенности воспитательной работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами, ее роль в успешной ресоциализации и социальной адаптации данных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательной работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами»

УДК 343.8

Особенности воспитательной работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами

■ М.В. КИСЕЛЕВ - начальник Кузбасского института ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент;

Н.Н. ИВАШКО - начальник кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики Кузбасского института ФСИН России, кандидат педагогических наук

В статье рассматриваются особенности воспитательной работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами, ее роль в успешной ресоциализации и социальной адаптации данных лиц.

Ключевые слова: воспитательная работа; престарелые осужденные и инвалиды; ресоциализация; социальная адаптация; процесс отбывания наказания.

Peculiarities of educational work with elderly and disable prisoners

M.V. KISELEV - PhD. in Pedagogics, Associate Professor, the Chief of the Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of the Russia;

N.N. IVASHKO - PhD. in Pedagogics, Chief of the Department of Penal Psychology and Penal Pedagogics of the Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of the Russia

The article deals with peculiarities and basic directions of educational work with elderly and disable prisoners, which are necessary to restore the ability of this category prisoners to a full value social functioning. The correct organization of educational work with elderly and disable prisoners during serving their sentence has great value for their successful resocialization and social adaptation.

Key words: educational work; elderly and disable prisoners; resocialization; social adaptation; process of serving sentence.

Воспитательная работа является основным элементом в организации педагогического процесса в исправительном учреждении. В ст. 9 УИК РФ детально регламентируется содержание, основные формы и методы воспитательной работы. В ст. 109 УИК РФ определяется, что данная работа направлена на исправление осужденных,

формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня1.

Осужденные престарелого возраста и инвалиды - одна из самых социально не защищенных категорий осужденных. Они нужда-

ются в постоянной помощи (материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социальной и др.), поддержке и защите.

Правильная организация воспитательной работы с данными осужденными имеет большое значение для их успешной ресоци-ализации и социальной адаптации.

На 1 января 2014 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывали наказание 21,2 тыс. осужденных инвалидов (3,9% от общей численности), из них имели II группу инвалидности 9,2 тыс. чел., I группу - 0,5 тыс. чел.2

К рассматриваемой категории относятся лица, которые до осуждения получили оценку своей трудоспособности и состояния здоровья со стороны государственных экспертных врачебных комиссий, а также ставшие инвалидами в процессе отбывания уголовного наказания. В исправительных учреждениях находятся осужденные инвалиды по зрению, слуху, с ампутированными конечностями, а также инвалиды по общим и профессиональным заболеваниям.

Инвалиды имеют возможность получать медицинскую помощь в колонии, при необходимости могут быть помещены в стационар медицинской части исправительного учреждения, а также в специальную больницу или лечебное исправительное учреждение (ЛИУ). Содержание этой категории осужденных в местах лишения свободы требует создания определенных условий, им необходим надлежащий уход.

При организации воспитательной работы следует иметь в виду, что главную проблему личностного уровня - инвалидность - разрешить окончательно невозможно, поэтому воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической и иной помощью по поиску возможностей для самореализации в сложившихся обстоятельствах.

К осужденным престарелого возраста относятся лица старше 60 лет. Поведение человека на этом этапе жизни определяется многими факторами, среди которых наиболее важными являются: снижение психофизических возможностей, утрата близких, одиночество, осознание приближающегося конца жизни и др.

Снижение психофизических возможностей в этом возрасте бывает обусловлено не только процессом старения, но и болезнями, депрессивными переживаниями, связанными с утратой близких людей. Социальный мир для человека старше 60 лет

постепенно приходит в противоречие с накопленным опытом, знаниями и умениями. Престарелые люди хотят поделиться своим жизненным опытом, но он никому не нужен. Разрыв с обществом, знакомыми и близкими сопровождается тягостными переживаниями, интересом к «вечным вопросам». Религиозность, усиливающаяся в этом возрасте, является реакцией на обострение актуальности этих вопросов3.

Организация воспитательной работы с осужденными престарелого возраста, инвалидами начинается с выявления и учета лиц данной категории. Необходимо установить состояние их здоровья, наличие трудового стажа и права на получение пенсии после освобождения, родственных связей, специальности, определить мотивацию и цели в жизни. В работе с осужденными инвалидами следует опираться на присущие им положительные качества (опыт, знания, эрудицию и т.п.), нейтрализовать особенности заболеваний4.

Значительное место в работе с рассматриваемой категорией осужденных занимает санитарно-гигиеническое воспитание, направленное на сохранение и укрепление здоровья. Оно предполагает проведение оздоровительно-профилактических мероприятий, включающих наряду с мерами чисто медицинского характера социально-психологические и социально-педагогические меры. Санитарно-просветительная работа должна проводиться с использованием различных форм и методов (лекции, беседы, консультации, радиовещание, санитарные бюллетени, стенные газеты, памятки, плакаты, лозунги, диапозитивы, диафильмы, фотовыставки, кинофильмы и др.).

Главная роль в организации санитарно-гигиенического воспитания принадлежит медицинской части исправительного учреждения, которая осуществляет медицинское обследование осужденных в целях выявления заболеваний, диспансерное наблюдение и учет осужденных, лечение больных с использованием средств и методов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, и т.д.

При организации воспитательной работы следует уделять большое внимание родственным связям, так как семья поддерживает осужденного во время пребывания в исправительном учреждении и после окончания срока наказания, в период социальной адаптации. Достигшие пожилого

возраста чаще задумываются над итогами своей жизни, испытывают потребность в общении с близкими людьми, что находит отражение в переписке. В большинстве случаев семья стимулирует положительное поведение осужденных в исправительном учреждении, осуществляя социальный контроль. Осужденные, имеющие родственников, чаще характеризуются с положительной стороны, чем одинокие. С учетом этого на отбывающих длительные сроки наказания и не имеющих семьи следует обращать особое внимание при организации воспитательной работы.

Осужденные на общих основаниях имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных УИК РФ. В то же время большая часть осужденных в силу недостаточного трудового стажа не имеют права на получение трудовой пенсии5. Это вызывает у людей престарелого возраста неуверенность в своем будущем, выражающуюся во фрустрации и тревожности.

Как уже отмечалось выше, у осужденных престарелого возраста усиливается религиозность. В этой связи воспитателям необходимо обращать внимание на организацию религиозного воспитания, так как оно способствует снятию психоэмоционального напряжения, оздоровлению морального климата. Для обеспечения свободы совести и вероисповедания осужденных законодательством (ст. 14 УИК РФ) предусмотрено посещение священнослужителями зарегистрированных религиозных объединений учреждений, исполняющих наказания.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. одним из основных направлений реформирования является создание условий эффективной трудовой занятости осужденных для возвращения в общество полноценных граждан. В связи с этим вопросы трудовой деятельности осужденных пожилого возраста, инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью требуют особого внимания со стороны администрации исправительного учреждения.

Одним из методов реабилитации рассматриваемой категории осужденных является применение комплекса терапевтического воздействия с использованием всех современных средств. Дозированный труд благоприятно влияет на функциональные возможности организма, улучшает духовное состояние и помогает процессу реаби-

литации и социальной адаптации. Труд для осужденных престарелого возраста и инвалидов не используется как самостоятельный метод реабилитации, но, дисциплинируя, способствует успешному проведению всего комплекса терапевтических мероприятий. Кроме того, трудовая терапия дает возможность обучения данной категории осужденных востребованным на региональных рынках труда профессиям, что способствует формированию и закреплению у них позитивной мотивации к общественно полезному труду6.

Однако согласно ст. 103 УИК РФ осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по желанию в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о социальной защите инвалидов Российской Федерации. Также согласно ст. 112 УИК РФ осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по желанию.

Рассмотренные выше обстоятельства следует учитывать при вовлечении осужденных в трудовую и учебную деятельность.

Особое внимание следует уделять организации свободного времени и досуга. Необходимо создание условий для восстановления физических и психических сил лиц рассматриваемой категории. Воспитатель должен научить осужденных организовывать свой досуг, что потребуется им и на свободе, особенно тем, кто будет направлен в дома для престарелых и инвалидов.

При реализации различных мер психолого-педагогического воздействия также следует учитывать индивидуальные особенности осужденных престарелого возраста и инвалидов.

Таким образом, организация воспитательной работы с представителями рассматриваемой категории в исправительном учреждении представляет собой логично выстроенную систему психолого-педагогических мероприятий. Ее результативность имеет большое значение для реабилитации и ресоциализации осужденных престарелого возраста и инвалидов. Особое внимание следует уделить восстановлению утраченных социальных связей, во многом определяющих эффективность работы по ресоциализации и социальной адаптации осужденных. Воспитательная работа пред-

полагает подготовку программ психолого-педагогического сопровождения данной категории осужденных, направленного на

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Учеб. пособие. Вологда, 2013. С. 112.

2 См.: Письмо заместителя директора ФСИН России от 29.04.2014 г. № 04-18817 «Об организации трудоустройства, реабилитации инвалидов».

3 См.: Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. М., 2007. С. 272-281.

4 См. подр.: Киселев М.В., Ивашко Н.Н. Пенитенциарная педагогика: Учеб. пособие. Новокузнецк, 2013. С. 88.

5 См.: Федеральный закон от 17.12.2001 г № 173-Ф3 (ред. от 28.12.2013 г., с изм. от 04.06.2014 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6 См.: Письмо заместителя директора ФСИН России от 29.04.2014 г. № 04-18817 «Об организации трудоустройства, реабилитации инвалидов».

восстановление способности индивидов к полноценному социальному функционированию.

1 Sm.: Zautorova Je.V. Penitenciarnaja pedagogika: Ucheb. posobie. Vologda, 2013. S. 112.

2 Sm.: Pis'mo zamestitelja direktora FSIN Rossii ot 29.04.2014 g. № 04-18817 «Ob organizacii trudoustrojstva, reabilitacii invalidov».

3 Sm.: Psihologija razvitija lichnosti. Srednij vozrast, starenie, smert' / Pod red. A.A. Reana. M., 2007. S. 272-281.

4 Sm. podr.: Kiselev M.V., Ivashko N.N. Penitenciarnaja pedagogika: Ucheb. posobie. Novokuzneck, 2013. S. 88.

5 Sm.: Federal'nyj zakon ot 17.12.2001 g. № 173-FZ (red. ot

28.12.2013 g., s izm. ot 04.06.2014 g.) «O trudovyh pensijah v Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tant Pljus».

6 Sm.: Pis'mo zamestitelja direktora FSIN Rossii ot

29.04.2014 g. № 04-18817 «Ob organizacii trudoustrojstva, reabilitacii invalidov».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.