Научная статья на тему 'Организация досуга осужденных в исправительных учреждениях'

Организация досуга осужденных в исправительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1389
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЙ / CORRECTIONAL FACILITIES / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / ORGANIZATION OF LEISURE / КРУЖКОВАЯ РАБОТА / PRISONER / WORKSHOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилин Евгений Михайлович, Давыдова Надежда Васильевна

В статье представлены вопросы организации досуга осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Проанализирован исторический опыт организации кружковой работы в учреждениях, которыми руководил А. С. Макаренко. В колонии имени Горького и коммуне Ф. Э. Дзержинского организовывалось значительное количество кружков, секций, клубных объединений различных направленности. Кружки носили практический характер. Изготовленные руками кружковцев изделия продавались на местных рынках. Спектакли драматического кружка показывались в театре, оркестр воспитанников играл на городских мероприятиях. В основе организации досуга несовершеннолетних в учреждениях, руководимых А. С. Макаренко, лежал интерес самих воспитанников, их желание заниматься той или иной творческой деятельностью. В 2014 г. сотрудниками НИИ ФСИН России изучалась проблема организации кружковой работы с осужденными. Она рассматривается как составная часть воспитательного процесса, организуемого с осужденными в исправительных учреждениях. Анализируются результаты, полученные в ходе исследования. Выявлены проблемы в сфере организации досуга осужденных, формулируются предложения и рекомендации совершенствования этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилин Евгений Михайлович, Давыдова Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of leisure-time for convicted persons in correctional facilities

Relevance of the organization of leisure-time of the convicts serving sentence in correctional facilities is shown in article. Historical experience of the organization of workshops in organizations which were directed by A. S. Makarenko is analysed. In a colony of Gorky and F. E. Dzerzhinsky's commune a significant amount of workshops, sections, club associations of various orientations were organized. Workshops had practical character. The products made by hands of workshop members were available for sale in the local markets. Performances of a theatrical workshop were shown in theater, the orchestra of pupils played on city actions. Organization of leisure-time of minors in the organizations run by A. S. Makarenko was based on interest of pupils, their desire to be engaged in these or those creative activities. In 2014 the staff of scientific research institute of FSIN of Russia studied a problem of the organization of workshops for convicts. It is considered as a component of the educational process organized with convicts in correctional facilities. The results received during research are analyzed. Problems in the sphere of the organization of leisure-time of convicts are revealed, offers and recommendations of enhancement of this work are formulated.

Текст научной работы на тему «Организация досуга осужденных в исправительных учреждениях»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

General pedagogics, history of pedagogics and education

УДК 343.8

Е. М. Данилин, Н. В. Давыдова

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье представлены вопросы организации досуга осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Проанализирован исторический опыт организации кружковой работы в учреждениях, которыми руководил А. С. Макаренко. В колонии имени Горького и коммуне Ф. Э. Дзержинского организовывалось значительное количество кружков, секций, клубных объединений различных направленности. Кружки носили практический характер. Изготовленные руками кружковцев изделия продавались на местных рынках. Спектакли драматического кружка показывались в театре, оркестр воспитанников играл на городских мероприятиях.

В основе организации досуга несовершеннолетних в учреждениях, руководимых А. С. Макаренко, лежал интерес самих воспитанников, их желание заниматься той или иной творческой деятельностью.

В 2014 г. сотрудниками НИИ ФСИН России изучалась проблема организации кружковой работы с осужденными. Она рассматривается как составная часть воспитательного процесса, организуемого с осужденными в исправительных учреждениях. Анализируются результаты, полученные в ходе исследования. Выявлены проблемы в сфере организации досуга осужденных, формулируются предложения и рекомендации совершенствования этой работы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; исправительные учреждения; осужденный; воспитательная работа; организация досуга; кружковая работа.

E. M. Danilin, N. V. Davydova

ORGANIZATION OF LEISURE-TIME FOR CONVICTED PERSONS IN CORRECTIONAL FACILITIES

Relevance of the organization of leisure-time of the convicts serving sentence in correctional facilities is shown in article.

Historical experience of the organization of workshops in organizations which were directed by A. S. Makarenko is analysed. In a colony of Gorky and F. E. Dzerzhinsky's commune a significant amount of workshops, sections, club associations of various orientations were organized. Workshops had practical character. The products made by hands of workshop members were available for sale in the local markets. Performances of a theatrical workshop were shown in theater, the orchestra of pupils played on city actions.

Organization of leisure-time of minors in the organizations run by A. S. Makarenko was based on interest of pupils, their desire to be engaged in these or those creative activities.

In 2014 the staff of scientific research institute of FSIN of Russia studied a problem of the organization of workshops for convicts. It is considered as a component of the educational

© Данилин Е. М. , Давыдова Н. В., 2017.

process organized with convicts in correctional facilities. The results received during research are analyzed. Problems in the sphere of the organization of leisure-time of convicts are revealed, offers and recommendations of enhancement of this work are formulated.

Keywords: penal system; correctional facilities; prisoner; educational work; the organization of leisure; workshops.

Во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., провозглашается: «Каждый человек имеет право на отдых и досуг». Право человека на использование свободного времени по своему усмотрению закреплено в ст. 44 Конституции Российской Федерации. Данное право реализуется, в частности, в процессе организации и проведения воспитательной работы, в том числе и с осужденными в местах лишения свободы.

Европейские пенитенциарные правила Rec (2006) в ч. II п. 27 «Условия тюремного заключения» содержат ряд рекомендаций по организации физического воспитания и досуга осужденных, являющихся элементом режима во всех видах пенитенциарных учреждений.

Воспитательная работа с осужденными является одним из основных средств их исправления (ст. 9 УИК РФ). Эта работа организуется и проводится в исправительных учреждениях (ИУ) с осужденными в свободное от учебы и работы время, т. е. во время их досуга. В воспитательных колониях (ВК) действует приказ Минюста России от 21.06.2005 № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний». В п. 3 данного приказа в числе основных форм и методов воспитательной работы наряду с лекциями, конкурсами, диспутами, вечерами, смотрами, конференциями, спартакиадами названа и кружковая работа.

Под свободным временем осужденных досугом понимается та часть распорядка дня, которая не занята учебной, трудовой и другой деятельностью, а также временем, необходимым на удовлетворение физиологических потребностей (сон, прием пищи, личная гигиена и т. д.). Как показывает практика, свободного

времени у осужденных немного, но оно все же есть. Это особенно заметно в выходные и праздничные дни, а также в вечернее время после учебы или работы.

Общеизвестно, если свободное время правильно не организовано, то в лучшем случае человек бездельничает, в худшем — оно заполняется асоциальной деятельностью. Лица, находящиеся в местах лишения свободы, как никто знают об этом и подтвердят очевидный факт. До осуждения, будучи на свободе, они своеобразно заполняли свой досуг (выпивка, дебоши, загулы и т. д.).

Практика показывает, что в тех ИУ, в которых деятельность служб и отделов носит выраженную воспитательную направленность, а администрация решает проблему организации культурного досуга осужденных, наблюдается меньше нарушений режима содержания и порядка отбывания наказания по сравнению с теми ИУ, где эта работа слабо организована.

Одним из эффективных способов организации досуга осужденных в ИУ является кружковая работа. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее — Концепция) предполагает в рамках совершенствования воспитательной и социальной работы «расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, а также пополнение библиотечных фондов».

Во исполнении положений Концепции в части создания справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению были разработаны Методические рекомендации по использованию системы «социальных лифтов» в ИУ ФСИН России в условиях действующего законодательства.

Критерии оценки поведения осужденных включают: повышение интеллектуального уровня, подписку на периодические издания, посещение библиотеки, чтение литературы, выполнение общественных поручений, активное участие в спортивных и культурных мероприятиях. Это подтверждается комиссией учреждения, оценивающей поведение осужденных, выписками из плана работы начальника отряда об участии осужденных в воспитательных мероприятиях, заверенной курирующим заместителем начальника учреждения. Данное условие является для осужденного важным стимулом к участию в кружковой работе. Остается предоставить им возможность заниматься данным видом деятельности.

В истории организации кружковой работы с осужденными обращает на себя внимание плодотворная деятельность А. С. Макаренко в 1920-е — 1930-е гг. в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского.

Важным моментом в жизни этих воспитательных учреждений было создание таких условий, чтобы творчество каждого колониста и коммунара способствовало раскрытию и развитию их индивидуальных способностей. В руководимых А. С. Макаренко учреждениях в атмосфере поддержки, признания и одобрения любого творчества проявление индивидуальных способностей и талантов воспитанников рассматривалось как ценность и возможность обогащения общей жизни. С этой целью в колонии и коммуне создавалось большое количество кружков разной направленности: драматический, фотографический, музыкальный (в колонии был организован оркестр), изобразительного искусства, литературный (украинский и русский), радиотехнический, библиотечный, натуралистов и др.

В 1930-е гг. значительно возрос интерес со стороны коммунаров к драматическому творчеству и русской литературе. Как результат — организовались два драматических кружка. К руководству первого кружка для старших воспитанников были привлечены режиссеры

Харьковского театра русской драмы Н. В. Петров (впоследствии лауреат Государственной премии, народный артист СССР) и Харьковского театра имени А. С. Пушкина А. Г. Крамов (народный артист СССР). Второй драматический кружок для младших воспитанников возглавил Виктор Николаевич Терский — сотрудник коммуны.

Совместно с воспитателями подростки сочиняли сценарии, писали стихи, устраивали выставки картин самодеятельных художников коммуны, технического творчества. Духовой оркестр, хор, музыкальные кружки (фортепиано, скрипка) давали простор для формирования музыкальных способностей. Работал в коммуне и «арктический» кружок [1, с. 48-49].

А. С. Макаренко уделял большое внимание духовно-нравственному развитию коммунаров, их грамотности. По его инициативе в коммуне организовался библиотечный кружок. Несмотря на большую занятость, он систематически просматривал формуляры читателей, обращая внимание на то, как часто воспитанники посещают библиотеку, кто и какие книги берет. Он старался пробудить в каждом воспитаннике любовь к чтению и бережному обращению с книгой. Из воспоминаний сотрудников коммуны и коммунаров следует, что А. С. Макаренко учил подростков работе с книгой, рекомендовал каждому завести тетрадь для краткого изложения и разбора прочитанного материала. Многих он заинтересовывал своими рассказами о прочитанной книге, а другим советовал прочитать то или иное произведение [2, с. 104-110].

В колонии и коммуне, кроме того, существовало много спортивных, в том числе военно-спортивных, секций: парашютная, кавалеристская, военной топографии, волейбольная, футбольная. Все без исключения коммунары сохранили свои увлечения на всю жизнь, а для некоторых они стали профессией.

Конечно, повторить то, что создал А. С. Макаренко в руководимых им учреждениях, в условиях современных ИУ невозможно, но те педагогические

идеи, которые лежали в основе организации кружковой работы с воспитанниками, необходимо знать и использовать и сегодня.

Сотрудниками НИИ ФСИН России проводилось изучение проблема организации кружковой работы с осужденными к лишению свободы. Исследование проводилось во всех территориях, где располагаются ИУ.

Кружок — организация лиц, объединившихся для совместной деятельности, совместных занятий [3, с. 474].

Кружковая работа является составной частью воспитательного, исправительного процесса с осужденными в ИУ.

Цель кружковой работы — организация разумного досуга осужденных, привлечение их к общественно полезной деятельности, стимулирование инициативы и самостоятельности, развитие индивидуальных интересов и способностей.

Занятия осужденных в кружках способствуют решению следующих задач:

- исправлению, нравственной переориентации их личности;

- расширению и углублению социально полезных умений и навыков;

- ознакомлению их с достижениями отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства, спорта;

- формированию умений применять полученные в кружке знания, на практике после освобождения;

- развитию потребности в самовоспитании и самообразовании;

- формированию здорового образа жизни.

Перечисленные задачи несут воспитательную, развивающую, формирующую социальную позицию личности, а также профилактическую функции. Учитывая контингент участников кружковой деятельности в ИУ, профилактическая функция весьма актуальна.

Кроме того, используя кружковую работу, сотрудники ИУ могут существенно облегчить установление психологического контакта с осужденными, выявить положительные качества их личности. Это касается даже самых труд-

новоспитуемых лиц — участников кружков. Кружковая деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных возможностей осужденного, которые не всегда удается выявить, активизировать их в других видах деятельности: учебной, трудовой, бытовой.

Организация кружков — это ответственное дело, требующее вдумчивого отношения к их комплектованию, разработке содержания и методов работы. Начинать организацию кружков в ИУ рекомендуется с выявления интересов осужденных. Учитывая особенности личности современных осужденных, можно сказать, что в большинстве своем у них отсутствуют всякие интересы и желания организовывать свой досуг. Но перед сотрудниками ИУ одной из задач, решаемых в процессе воспитания и исправления осужденных, как раз и является задача формирования их здоровых интересов.

В процессе общения сотрудников ВК с осужденными в карантинном помещении следует подробно рассказать о действующих в учреждении кружках по интересам, где можно реализовать свои способности, удовлетворить законные интересы и тем самым рационально использовать свободное время. Участие в кружках в совокупности с основными средствами исправления призвано убедить осужденных в том, что законопослушный образ жизни как в местах лишения свободы, так и после освобождения — единственно правильный лично для него и приемлемый для общества путь, уводящий от совершения повторного преступления.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что досуговые интересы осужденных могут касаться различных сфер. Это спорт, музыка, театр, кино, литература, живопись и т. д. Однако прежде всего рекомендуется создавать такие кружки, занятия в которых помогли бы осужденным безболезненно вступить в самостоятельную жизнь после освобождения. Сюда можно отнести кружки, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и

навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания, а также развитие интереса к духовному миру человека. Иллюстрацией к сказанному может служить пример. В «день открытых дверей» в одном из исправительных учреждений России произошло беспрецедентное событие. Прямо со сцены клуба был освобожден главный участник всех театральных постановок местного театра «Камелек», который работал в течение 10 лет. В этом году юбилейный спектакль смогли увидеть и за пределами учреждения. Зрители двух ИУ рукоплескали игре самодеятельных актеров. Особенно теплым оказался прием в женской исправительной колонии. Овации не прекращались практически на протяжении всего спектакля. Такой выезд является большим стимулом к правопослушному поведению осужденных-актеров и их дальнейшей ресоциализации. По завершении спектакля главному герою постановки вручили документ об освобождении и направление на бюджетное обучение — университет культуры и искусств на факультет режиссуры.

Работу с осужденными по выявлению их интересов, склонностей и увлечений необходимо начинать в карантинном помещении. Данную работу рекомендуется проводить начальникам отрядов, социальным педагогам и психологам с использованием имеющихся специальных психологических методик.

Помимо выявления интересов осужденных в досуговой сфере также рекомендуется, исходя из результатов ознакомления с личными делами осужденных, бесед с ними, выяснить, кто из них до осуждения занимался в каком-либо кружке, а может быть, и руководил им. Если среди осужденных найдутся, например, музыканты, художники, спортсмены и т. д., их рекомендуется привлекать к участию в том или ином кружке, а некоторых при условии положительной характеристики их личности и желания заниматься этой деятельностью — в качестве помощников руководителя кружка.

По сравнению с взрослыми осужденными в исправительных учреждениях количество участвующих в кружковой работе лиц в ВК значительно отличается — 9,3 % и 63,0 % соответственно. Выявленное различие объясняется в первую очередь тем, что в ВК в работе с несовершеннолетними осужденными проблеме организации досуга, т. е., по сути дела, кружковой работе, уделяется повышенное внимание, которое во многом объясняется возрастными особенностями спецконтингента, не утраченной любознательностью, активностью, планами на будущее. Кроме того, в ВК данная работа во многом успешно организуется силами учителей общеобразовательных школ. Результаты проведенного исследования показали, что среди всех руководителей кружков учителя составляют значительную долю — 55,8 %. Далее следуют: воспитатели — 27,4 %, заведующие клубом и библиотечные работники — по 5,3 %, психологи и мастера профессионального училища по — 3,1 %.

Учителя общеобразовательных школ в ВК зачастую организуют предметные кружки, в которых осужденные — участники кружков, используя дополнительный материал, по сути дела, продолжают изучение того или иного предмета. Например, в ряде ВК действуют такие предметные кружки, как «Математическая смекалка», «Химия вокруг нас», «Занимательная грамматика» и много других. Кружковая работа с осужденными в школе — это дополнительная нагрузка на учителя-предметника, которая финансируется в соответствии с утвержденной тарификацией на учебный год и является обязательной. Программа предметного кружка планируется учителем, согласовывается на заседании методического объединения и утверждается директором школы ВК.

Если с предметными кружками, действующими в общеобразовательных школах ВК, более-менее все понятно и в целом благополучно, то с организацией разумного досуга осужденных, кружков по интересам в ИК возникают многочисленные проблемы. Авторы проведенного

исследования акцентировали свое внимание именно на изучении данного аспекта деятельности с осужденными в ИК.

При организации кружков в ИУ рекомендуется следовать правилу исключительно добровольного участия осужденных в данных объединениях, поэтому устанавливать какое-либо фиксированное количество участников кружка нецелесообразно. В основе организации кружка должен лежать личный интерес участника к той или иной сфере досуговой деятельности (спорт, музыка, изобразительное искусство, прикладное творчество и т. д.). Проведенное исследование свидетельствует, что самыми популярными среди осужденных являются следующие кружки по интересам: спортивные (27,4 %), художественной самодеятельности, в том числе музыкальные (26,2 %), прикладного творчества, в том числе резьба по дереву, вышивание и др. (17,9 %).

К руководству кружками осужденных в ИУ рекомендуется привлекать представителей общественных и религиозных организаций, деятелей культуры, спортсменов. В этом отношении значительную помощь могут оказать попечительские и общественные советы, созданные при ИУ и в территориальных органах УИС. Но подобная практика получила распространение только в половине обследованных учреждений (51,0 %).

Рациональное использование осужденными свободного времени предполагает максимальное вовлечение их в полезную деятельность, а также исключение бесконтрольного досуга. При вовлечении осужденных в кружковую работу необходим индивидуальный внимательный подход. Кружковая работа, основанная на принципе добровольности, объединения по интересам, призвана формировать важные моральные качества личности, в особенности такие, как трудолюбие, аккуратность, собственное представление о себе и окружающем мире.

Комплектование кружков является важным этапом и проводится после перевода осужденных в жилые помещения. 168

Количество осужденных в одном кружке не регламентируется. Все зависит от вида кружковой деятельности. Малочисленными могут быть в основном кружки, к которым предъявляются режимные требования безопасности и учет колюще-режущих инструментов, используемых для занятий, например, кружки художественной обработки дерева, металла, вышивки, вязания и пирографии. Кружки прикладного и технического творчества чаще всего организовываются на базе профессионального училища ИУ.

Членами кружков в ИУ могут быть лица, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях. Занятия осужденных в кружках, их общественная активность и инициативность могут учитываться сотрудниками ИУ, например, при подготовке характеристик при оценке поведения в системе «социальных лифтов». Но законодательное закрепление как меры поощрения осужденного за участие в кружковой работе нецелесообразно. Удовлетворение законных интересов осужденных в сфере досуга в ИУ — уже есть поощрение данных лиц.

В последние годы в учреждения УИС поступают неграмотные или малограмотные лица с высокой степенью социальной и педагогической запущенности и низким интеллектом. Чтение книг, по мнению самих осужденных, является источником интересной информации, отвлечением от монотонной жизни ИУ и приобщением к культуре. Рекомендуется использовать воздействие книги на осужденных в различных формах, в том числе с помощью тех кружков, которые создаются на базе библиотеки, например, литературных кружков, клубов любителей книги. В связи с этим работа библиотекаря не должна сводиться только к выдаче книг, являясь ничем иным, как примитивным социальным стереотипом, минимизирующим вклад библиотек в систему воспитательной работы с осужденными.

В рамках, например, клуба любителей книги, библиотекари — руководители кружков — рассказывают об истории книги, формировании библиотечного фонда, проводят литературные игры и

викторины, беседы из цикла «Книги и нравственные категории», реализуя тем самым развивающую, информационную и образовательную функцию библиотек.

Таким образом, успешность организации досуга осужденных в ИУ во многом зависит от выявления их досуговых интересов, которые удовлетворяются в

кружках и спортивных секциях, специальной подготовки и образования сотрудников к этой деятельности и адекватного материально-технического обеспечения. Правильно организованный досуг осужденных способствует их исправлению, воспитанию и ресоциализации.

Литература

1. Багреева, Е. Г., Данилин, Е. М. Возвращение к Макаренко. — М., 2006. — 160 с.

2. Большой толковый словарь. — СПб., 2002. — 812 с.

3. Макаренко, А. С. Пед. соч. : в 7 т. — М., 1957. — Т. 2. — 527 с.

Сведения об авторах

Данилин Евгений Михайлович: ФКУ ФСИН России (г. Москва), ведущий научный

сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected] Давыдова Надежда Васильевна: ФКУ ФСИН России (г. Москва), старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Danilin Evgeny Mikhailovich: Scientific Research Institute of the FPS of Russia (Moscow),

candidate of pedagogical sciences, Associate Professor. E-mail: [email protected] Davydova Nadezhda Vassilyevna: Scientific Research Institute of the FPS of Russia (Moscow), Senior Researcher. E-mail: [email protected]

УДК 343.81

Н. Н. Ивашко

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье раскрываются особенности организации воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении. Основной целью уголовно-исполнительного закона является исправление осужденных. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Воспитательная работа с осужденными является одним из основных средств исправления. Несмотря на то, что воспитательная функция возложена законодателем на всех сотрудников ИУ, ядром воспитательной работы в ИУ является начальник отряда. Он должен привить осужденным принятое в обществе мировоззрение, а также ряд других качеств: патриотизм, гуманность, честность и т. д.

В ИУ воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида ИУ, срока наказания, условий отбывания наказаний. Значимость дифференциации условий отбывания наказаний заключается в организации различного воспитательного воздействия на осужденных. Постановка конкретных педагогических задач, пути их достижения и содержание воспитательной работы меняются в зависимости от условий отбывания наказаний.

© Ивашко Н. Н., 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.