ПЕЛАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ
© 2017 О. В. Ощепкова, А. С. Ненашев
Аннотация. В статье рассматриваются правовые основы воспитательной работы с осужденными, определяются возрастные характеристики несовершеннолетних, приводятся данные о распределении несовершеннолетних осужденных по назначенным судом срокам отбывания наказания в виде лишения свободы, вскрывается психологический механизм воздействия театрального искусства на эмоциональную, нравственную сферы человека.
Ключевые слова: несовершеннолетний осужденный, воспитательная работа, идентификация, воспитательное воздействие театра.
THEATRE AS A METHOD OF EDUCATIONAL WORK WITH JUVENILE OFFENDERS
© 2017 О. Оshchepkova, A. Nenashev
Summary. This article discusses the legal bases of the educational work with convicted persons, the age characteristics of minors are determined, data on the assignment of juveniles sentenced to court-appointed terms serving the sentence as a deprivation of liberty are provided, a psychological mechanism of theatre arts effect at emotional, moral human sphere is opened.
Keywords: juvenile offenders, educational work, identification, educational influence of the theatre.
Воспитательная работа с осужденными в исправительных учреждениях - это система педагогически обоснованных мер, направленных на преодоление личностных деформаций осужденных, содействующих их интеллектуальному, нравственному и физическому развитию, формированию законопослушного поведения и социальной адаптации после отбытия лишения свободы1. Воспитательная работа с осужденными является основным средством их исправления (ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) и направлена на развитие уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение образовательного и культурного уровня осужденных (ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Воспитательная работа является профессиональной деятельностью и включает в себя многие аспекты, среди которых, например, работа с отдельными личностями, группами и категориями осужденных, формирование положительного морально-психологического климата в пенитенциарных учреждениях, деятельность по укреплению общественных формирований осужденных, привлечение широкого круга официальных и неофициальных общественных организаций к воспитательному процессу в органах, исполняющих наказание. Поэтому воспитательная работа администрации, сотрудников и работников учреждений не сводима только к вербальным (словесным) способам воздей-
1 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года от 14 октября 2010 г. № 1772-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lawru.info/dok/2000/04/20/n395755.htm.
ствия, а предполагает воздействие, в том числе, и на эмоционально-чувственную сферу человека. Это положение имеет особое значение в рамках данной статьи.
Осужденный (то есть человек, у которого с обществом сложились дефектные отношения) является и объектом и субъектом воспитательной работы. Осужденный выступает объектом воспитательной работы потому, что именно на него направлена вся совокупность воспитательных воздействий со стороны пенитенциарной системы; субъектом -потому, что все воспитательные воздействия наслаиваются на жизненный опыт человека, который заставляет индивида так или иначе интерпретировать получаемую информацию. И в этом отношении особого внимания заслуживают несовершеннолетние осужденные, поскольку это граждане нашего общества, которые находятся в начале жизненного пути, а следовательно, в силу возраста их жизненные стереотипы еще не закостенели, сохранилась гибкая восприимчивость и впечатлительность.
Несовершеннолетние - категория лиц, состоящая из представителей подросткового (14-15 лет) и юношеского возраста (16-17 лет), каждый из которых имеет свои психологические особенности. Однако общепринятым является объединение этих двух в единый маргинальный период социализации, содержание которого составляет переход от детства к взрослости2. Старший подростковый и ранний юношеский возраст имеют психофизиологические различия, но по способам, механизмам и конечным эффектам социализации эти периоды весьма близки. Поэтому оправдано отнесение этих разных возрастных групп к одной, получившей название «несовершеннолетние».
Особенности личности несовершеннолетних происходят из-за разницы в темпах биологических изменений и социального развития. Как отмечает Б. Г. Ананьев, «наступление зрелости человека как индивида, личности, субъекта познания и труда во времени не совпадает»3. Гормональные сдвиги в этом возрасте приводят к повышенной возбудимости, неуравновешенности, к преобладанию процессов возбуждения над торможением, что может служить причиной неадекватного поведения, возникновения конфликтов. Поэтому, как считают многие ученые, в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной сфере, так как именно она определяет многие моменты поведения и общения подростков4.
Впечатлительность и чувствительность являются теми внутренними факторами, которые детерминируют формирование основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности. Именно лабильность эмоционально-чувственной сферы рождает у несовершеннолетнего нравственную неустойчивость, некритичное отношение к себе, неадекватную оценку действительности, которая снижает эффективность социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок, взглядов и убеждений5.
Несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, мало чем в физическом плане отличаются от своих сверстников. Им также свойственны энергия, инициативность, активность. Однако помноженные на неблагоприятные жизненные условия и искаженное понимание социальных норм эти особенности по-своему преломляются в сознании и поведении несовершеннолетних, содействуя ущербному развитию личности: появляется интерес к порнографии, гиперсексуальности, ранним половым связям. Желая ничем не отличаться от взрослых по поведению, они курят, употребляют спиртное и наркотики. Стремление к самостоятельности и независимости приобретает извращенный характер, зачастую приводя к совершению правонарушений и преступлений.
2 Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реан. - М., 2001.
3 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - С. 109.
4 Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987.
5 Столяренко А. М. Энциклопедия юридической психологии. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С. 607.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Согласно действующему законодательству (ч. 6 ст. 88 УК РФ) наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Статистика за 2015 г.6 показывает, что распределение несовершеннолетних осужденных по назначенным судом срокам отбывания наказания в виде лишения свободы выглядит следующим образом:
до 1 года включительно приговорено 3,9 % несовершеннолетних;
к наказанию сроком свыше 1 года до 2 лет включительно - 18,5 %;
свыше 2 лет до 3 лет включительно - 28,5 %;
свыше 3 лет до 5 лет включительно - 33,9 %;
свыше 5 лет до 8 лет включительно - 11,6 %;
свыше 8 лет до 10 лет включительно - 3,6 %.
По статистике на начало 2015 г. у 604 несовершеннолетних осужденных выявлены психические отклонения, у 60 - алкоголизм, у 73 - наркомания7. Судебно-психиатрическая экспертиза установила наличие психических аномалий у более половины несовершеннолетних, виновных в совершении убийств, изнасилований, тяжких телесных повреждений.
Наличие психических аномалий у воспитанников снижает их сопротивляемость ситуациям, деформирующим поведение, препятствует развитию социально полезных черт личности, ослабляет внутренний контроль. Поэтому все воспитательные воздействия на личность несовершеннолетнего должны учитывать его возрастные, психофизиологические и индивидуальные характеристики.
Исправление несовершеннолетнего осужденного, как считают ученые, возможно, если внешние воздействия при положительном к ним отношении субъекта воспитательной работы интериоризируются, то есть присваиваются им, превращаясь во внутренние свойства личности. Это сложный внутренний процесс подчас довольно болезненен как в нравственном, так и в психическом отношении. Он может быть позитивным под воздействием широкого спектра внешних факторов, среди которых можно назвать процесс следствия и суда, осуждение со стороны родных, близких, общества, специально организованное воздействие в местах лишения или ограничения свободы.
Включение несовершеннолетних осужденных в иную, чем прежде, систему отношений предполагает коррекцию не только и не столько их поведения (хотя на поверхности лежит именно оно), сколько сознания; формирование взглядов и убеждений, которые могли бы оказать позитивное воздействие на их социализацию в период отбывания наказания.
И в этом смысле театр является одним из возможных средств воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, поскольку может оказать мощное влияние на формирующуюся личность. Именно театр в силу своей социальной природы дает возможность подключиться к общественному сознанию, к общим нравственным законам мира, к менталитету, психологии, морали, эстетическим идеалам целой социальной группы, класса, общественной прослойки и т. п.
Сопереживание зрителя герою театрального постановки, а еще лучше - исполнение роли в театральной пьесе позволяет перенестись, воплотиться в исполняемого героя произведения, то есть идентифицировать себя с героем. Как говорят психологи, идентификация сочетается с противостоянием воспринимающего субъекта герою театрального произведения и отношением к нему как к «другому».
Благодаря такому сочетанию психологических закономерностей слушатель (или исполнитель) приобретает возможность проиграть в воображении, в своем внутреннем мире одну из неисполненных в жизни ролей и обрести жизненный опыт этой не прожитой, а
6 Федосеев А. А. Социально-демографическая и уголовно-правовая характеристика несовершеннолетних осужденных // NovaInfo.Ru. - 2015. - № 30-1.
7 Федосеев А. А. Осужденные в воспитательных колониях в 2015 г. // Пенитенциарная система: наука и практика. - 2015. - № 34. - С. 8-10.
проигранной жизни. Актер (или слушатель) совершает в своем воображении те поступки, которые совершает персонаж художественного произведения. При этом происходит при-меривание своего «Я» не просто к некоей исполняемой личности в целом, а к каждому ее действию в тех или иных конкретных обстоятельствах. Слушатель (актер) по поводу каждого поступка воображаемого героя решает: «А я мог бы также поступить, так же сделать?». Сопереживая герою театральной пьесы, сочувствуя ему, человек «перевоплощается» в него, идентифицирует себя с ним, что ведет к глубоким интеллектуальным, эмоциональным переживаниям и, как следствие, к изменениям в духовной сфере личности.
В историческом аспекте такой мощнейший воспитательный фактор как театр широко применялся Антоном Семеновичем Макаренко - советским педагогом и писателем. Выдающиеся достижения в области воспитания и исправления несовершеннолетних правонарушителей (как правило, из числа беспризорников), в дальнейшей успешной социализации выдвинули А. С. Макаренко в число выдающихся деятелей не только русской, но и мировой пенитенциарной педагогики. В соответствии с мнением ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесен к четырем педагогам мира (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в ХХ в.
Антон Семенович Макаренко (1(13) марта 1888 г. - 1 апреля 1939 г.) родился в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. В 1904 г. окончил четырехклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905), с 1914 по 1917 г. - учеба в Полтавском учительском институте, который он окончил с золотой медалью. Тема его диплома - «Кризис современной педагогики».
В 1919 г. по поручению Полтавского губнаробраза А. С. Макаренко создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевка, близ Полтавы, а в 1921 г. колонии было присвоено имя Максима Горького. В 1926 г. колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом. А с октября 1927 г. до июля 1935 г. он был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. В этих учреждениях А. С. Макаренко продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему.
Не анализируя всю созданную им систему воспитания несовершеннолетних правонарушителей, отметим, что многие используемые А. С. Макаренко в его педагогической деятельности средства преследовали цель воздействия не только на интеллектуальную, но и эмоциональную, нравственную, духовную сферы воспитанников. В частности, одним из таких средств воспитательного воздействия был театр. Относительно театра А. С. Макаренко в своем произведении «Педагогическая поэма» писал:
«Почти все свободное время мы приносили в жертву театру... Театральная наша деятельность... развернулась очень быстро и на протяжении трех зим. кипела в. грандиозных размерах. За зимний сезон мы ставили около сорока пьес. только самые серьезные большие пьесы в четыре-пять актов.
Сначала вход в театр был свободным, но скоро наступило время, когда театральный зал потерял способность вместить всех желающих, и тогда были введены входные билеты, распределявшиеся заранее между комсомольскими ячейками, сельсоветами и специальными нашими полпредами на местах.
Неожиданно для себя мы встретились со страшной жадностью селянства к театру. Мы вдруг увидели, что театр - это не наше развлечение или забава, но наша обязанность, неизбежный общественный налог, отказаться от уплаты которого было невозможно.
Постановка театрального спектакля стала делом всей колонии, а не только драмкружка. К каждому спектаклю издавался приказ, в котором перечислялись сводные отря-
8 Макаренко А. С. Педагогическая поэма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.100bestbooks.ru/read_ book.php?item_id=5374&page=14.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ды, как будто дело касалось не высокого искусства, а полки бураков или окучивания картофеля. Профанация искусства начиналась с того, что вместо драмкружка появился шестой «А» сводный отряд... в составе двадцати восьми человек... на данный спектакль.
А сводный отряд - это значит: точный список и никаких опозданий, вечерний рапорт с указанием опоздавших и прочее, приказ командира, в ответ обычное «есть» с салютом рукой, а в случае чего - отдуваться в совете командиров или на общем собрании, как за нарушение колонийской дисциплины, в лучшем случае разговоры со мной и несколько нарядов вне очереди или домашний арест в выходной день.
Это была действительно реформа. Постановление бюро и совета командиров было принято колонийским обществом как дело, само собой понятное и не вызывающее сомнений. Театр в колонии - это такое же дело, как и сельское хозяйство, как и восстановление имения, как порядок и чистота в помещениях. Стало безразличным с точки зрения интересов колонии, какое именно участие принимает тот или другой колонист в постановке, - он должен делать то, что от него требуется».
Говоря современным научным языком, А. С. Макаренко разработал педагогические основы исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных и трудных подростков. Через учреждения Макаренко прошли тысячи воспитанников. Они попадали к нему изгоями человеческого общества с негативным жизненным опытом и искалеченными характерами. После выхода в свободную жизнь это были замечательные люди - честные, трудолюбивые, достойные граждане своей Родины. И одним из мощных воспитательных факторов, позволявших добиваться такого результата, был театр.
Опыт применения театра как воспитательного средства оказался востребованным и в наши дни. Современная пенитенциарная действительность являет факты реализации театральных постановок. Например, осужденные единственной в Кыргызстане женской исправительной колонии ИК-2 сыграли театральные постановки на тему борьбы с ВИЧ-инфекцией и СПИДом9. На обозрение зрителей и жюри были представлены сценки с громкими названиями «Дюймовочка», «Маша и медведь», «Буратино», «Колобок», «Лесная кайфовая яма» и «Золушка». В конкурсе за лучшую постановку выиграла сцена «Лесная кайфовая яма». По сценарию в лесу открылась «яма» (место продажи наркотиков), куда приходили покупать смертельное зелье лесные жители. В итоге несколько из них заразились ВИЧ, пользуясь одним шприцем на всех. Когда же выяснилось, что они серьезно заболели, на помощь пришла информация о том, как поддерживать иммунитет и не заразить других.
Другим примером может служить проведение в 2013 г. в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Хакасия отборочного этапа конкурса театральных постановок «с целью приобщения осужденных к театральному искусству, творчеству и активной жизни»10. Данное мероприятие было активно поддержано осужденными, среди которых оказалось много людей творческих, желающих проявить свои способности и таланты. Каждая присланная на суд жюри видеозапись спектакля оценивалась по следующим критериям: актерское исполнение; сценическая речь; оригинальность костюмов; оригинальное режиссерское решение.
Еще один образец применения театральных постановок в современной пенитенциарной действительности - смотры-конкурсы, проходящие ежегодно во всех исправительных учреждениях УФСИН России по Саратовской области. В последнем смотре-конкурсе победила театральная постановка «Крещение Руси», созданная коллективом осужденных, отбывающих наказание в областной туберкулезной больнице № 1. В основу творческой работы легли широко известные исторические факты. Осужденные, входящие в кружок художественной самодеятельности и театрального творчества, подготовили сценарий,
9 http://www.vb.kg/doc/351556_osyjdennye_ik_2_sygrali_teatralnye_postanovki_na_temy_vich.html.
10 http://www.86.fsin.su/press/news/index.php?ELEMENT_ID=71814.
оформили декорации для сцены, изготовили необходимый реквизит и костюмы. В течение двух месяцев шли репетиции, подбирался грим и готовилось музыкальное сопровождение спектакля: осужденные записывали церковные гимны, православные песнопения и колокольный перезвон. В состав жюри, которое оценивало театральное мастерство колонистских актеров, вошли сотрудники территориального органа и администрации исправительного учреждения, представители Саратовского областного центра народного творчества и преподаватели сценической речи Саратовского областного колледжа искусств. Само представление погрузило зрителей в своеобразную атмосферу времени крещения Руси, а атмосферу сопричастности к историческим событиям.
Таким образом, театральное искусство как средство воспитательной работы с осужденными с течением времени не растеряло своего потенциала. Механизмы психологического воздействия являются универсальными, что и обеспечивает их мощное воспитательное воздействие на личность зрителя.
Библиографический список
http://www.86.fsin.su/press/news/index.php?ELEMENT_ID=71814.
http://www.vb.kg/doc/351556_osyjdennye_ik_2_sygrali_teatralnye_postanovki_na_temy_vich.html.
Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Л., 1968. - С. 109.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
Макаренко, А. С. Педагогическая поэма [Электронный ресурс] / А. С. Макаренко // http://www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=5374&page=14.
Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реан. - М., 2001.
Столяренко, А. М. Энциклопедия юридической психологии / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Федосеев, А. А. Осужденные в воспитательных колониях в 2015 г. / А. А. Федосеев // Пенитенциарная система: наука и практика. - 2015. - № 34.
Федосеев, А. А. Социально-демографическая и уголовно-правовая характеристика несовершеннолетних осужденных / А. А. Федосеев // NovaInfo.Ru. - 2015. - № 30-1.
Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987.