старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, майор внутренней службы
начальник отдела ФКУ НИИ ФСИН России, капитан внутренней службы
Психология отношения несовершеннолетних осужденных женского пола к наказанию в виде лишения свободы
Psychology of the relation of the minor offenders a female to punishment in the form of imprisonment
К. Ф. ФАДЕЕВА K. F. FADEYEVA
С. В. КУЛАКОВА S. V. KULAKOVA
Аннотация. В статье говорится об интегральном образовании личности несовершеннолетних осужденных женского пола - отношении к наказанию в виде лишения свободы. Предлагаются методики по его изучению, позволяющие сформировать типологии для дифференцированной работы с осужденными рассматриваемой категории.
Ключевые слова: отношение к наказанию, несовершеннолетние осужденные женского пола, повторные преступления, воспитательные колонии, психокоррекция.
Abstract. In this article the authors tell about integrated education of female minor convicts and their relation to punishment as a form of imprisonment. The techniques on its studying allow creating typologies for the differentiated work with convicts of the considered category.
Key words: repetition of crime, psychological determinants, offenders, forecast.
Всякий разумный человек наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершился впредь.
Сенека Младший
Превенция повторной преступности становится все более актуальной на современном уровне развития общества. Это в особой мере относится к организации профилактики повторных преступлений в воспитательных колониях (ВК), так как в них,
по данным официальной статистики ФСИН России за 2012, 2013 и 2014 годы, среди несовершеннолетних осужденных находилось соответственно 48,9; 48,6 и 40,2 % лиц, которые ранее уже отбывали наказание в ВК [1]. Подобная динамика создает потребность в
изучении интегральных образований личности несовершеннолетних осужденных, в частности женского пола, как наиболее уязвимой категории отбывающих наказание [2]. Кроме того, воспитанницы - будущие матери, которые после освобождения из ВК привнесут в свои семьи те важные уроки, которые они извлекли из непростого жизненного опыта. В этой связи представляет теоретическую и практическую значимость изучение психологии их отношения к наказанию в виде лишения свободы.
Методологическую основу данной темы составляют следующие научно-теоретические концепции и положения отечественной и зарубежной психологии: психологическая концепция субъективных отношений личности (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев); положения о природе и структуре самоотношения (С. Р. Пантилеев, Е. Т. Сарджвеладзе, Е. Т. Соколова, В. В. Столин), социальный контекст отношений и взаимоотношений (А. М. Андреева, Л. Я. Гозман, Я. Л. Коломинский, В. Н. Куницы-на, Н. Н. Обозов, И. Р. Сушков); основные позиции психологии развития и психологии личности подростка (А. А. Ананьев, А. Л. Бодалев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Т. В. Драгуно-ва, М. Кле, И. С. Кон, Б. Ф. Ломов, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Г. Олпорт, К. Н. Поливанова,
A. М. Прихожан, С. Л. Рубиншейн, Д. И. Фель-штейн, С. Холл, Э. Эриксон).
В контексте рассматриваемой темы наиболее актуально определение, предложенное
B. Н. Мясищевым. Отношение - теоретическое понятие, которое обозначает готовность индивида в определенному субъективно-оценочному и сознательно-избирательному взаимодействию с предметами и субъектами окружающего мира. Система отношений индивида структурирована по уровням обобщенности, эта система определяет особенности его восприятий, переживаний и поведенческих реакций в ответ на те или иные внешние воздействия [3].
В отечественной пенитенциарной психологии значимость изучения отношения осужденных к наказанию и учет его особенностей в практике исправления и перевоспитания была обоснована в работах О. В. Неровни, А. Г. Ковалева, В. Ф. Пирожкова, И. П. Башкато-ва, В. А. Елеонского, которыми доказывалась необходимость изменения установок осужденных по отношению к преступлению и наказанию.
Однако исследования в данной сфере носили общий, преимущественно криминологический характер и лишь вскользь затрагивали рассматриваемую категорию.
В последнее время возрос интерес ученых к изучению проблемы влияния отношения осужденных к наказанию в виде лишения свободы на их исправление и ресоциализацию, но в то же время пока отсутствуют работы, посвященные непосредственно данной теме.
Как указывал А. Л. Ременсон, переживание осужденными наказания и психологическое значение причиняемых им страданий заключается в том, что они могут рассматриваться в качестве:
- «восстановителя», «реставратора» позитивных взглядов и привычек человека;
- толчка к переосмыслению прошлого;
- «катализатора», ускоряющего установление положительных взглядов и привычек;
- стимулятора положительного поведения;
- средства воспитания убеждения, общественной направленности и адекватной самооценки [4].
А. А. Осипова полагает, что субъективное восприятие и переживание наказания осужденным зависит от целого ряда факторов: вида режима, отношения к приговору, количества судимостей, времени нахождения в исправительном учреждении, индивидуальных особенностей, пола, возраста, социального и семейного положения и т. д. [5].
Особенно значимыми в данном направлении были исследования В. А. Елеонского, которым отмечалось, что «психологическая защита личности от наказания зачастую практически блокирует карательно-воспитательное воздействие, существенно снижает эффективность исправления осужденных» [6].
Важным представляется также мнение Е. Л. Сучковой о том, что отношение осужденных к собственному противоправному поведению предопределяет и характер отношения к мерам правового воздействия [7].
По мнению А. И. Ушатикова, для осужденных отношение к наказанию может выступать переживанием личности, значимым для их исправления, но предварительно следует устранить у них самооправдание, поддерживающее представления о собственной невиновности и несправедливости отбываемого наказания [8].
Е. В. Губенкова считает, что «оценка осужденным справедливости (несправедливости) наказания нередко определяет его дальнейшее поведение» [9]. Она также отмечает, что именно принятие факта осуждения и примененного наказания может повлиять на достижение целей исправления в отношении того или иного осужденного на стадии исполнения наказания, в том числе лишения свободы [9].
В. М. Литвишков, А. В. Митькина полагают, что переживание осужденными наказания -это нравственная категория, которая является одним из специфических элементов нравственной ответственности несовершеннолетних осужденных [10].
По справедливому замечанию В. А. Елеон-ского, в содержании отношения осужденного к наказанию можно выделить пять элементов (эмпирически проверяемых показателей): переживание наказания, осознание вины в совершенном преступлении и справедливости наказания, понимание социальной сущности наказания, раскаяние в совершенном преступлении, осознание необходимости отбыть наказание [11].
Согласно результатам отдельных исследований, несовершеннолетние правонарушители по-разному относятся к отбыванию наказания, что обусловлено как их криминальным опытом, так и личностными качествами [12].
Л. И. Кундозерова, А. И. Савиных на основании собственных эмпирических исследований делают закономерные выводы о негативном отношении несовершеннолетних осужденных к правоохранительным органам, ослабленном чувстве стыда, несамокритичности [13].
По-прежнему актуальным остается мнение В. А. Елеонского о том, что утрата свободы по-разному переживается различными категориями осужденных. Наиболее остро ее переживают осужденные в возрасте до 30 лет включительно [14]. Также им было установлено, что переживания, связанные с утратой свободы, особенно часто вызывают чувство отчаяния и бесперспективности у осужденных женщин, лиц, не имеющих семей, впервые отбывающих лишение свободы и осужденных из числа молодежи [14]. Несовершеннолетние осужденные женского пола в значительной степени соответствуют описанным признакам, что необходимо учитывать при организации работы с ними.
В рассматриваемом контексте важным также представляется отношение несовершеннолетних осужденных к своим отрицательным качествам. Исходя из степени самокритичности, отношения к своим недостаткам, понимания необходимости работы над собой, И. И. Купцов выделяет следующие группы несовершеннолетних осужденных:
- знающие свои недостатки, стремящиеся их устранить, знающие пути их преодоления и умеющие их преодолевать;
- осознающие свои недостатки, стремящиеся их ликвидировать, но не знающие, как это сделать;
- знающие свои недостатки, но не стремящиеся их ликвидировать;
- ошибочно считающие свои недостатки достоинствами, поэтому не видящие необходимости их ликвидировать;
- безразлично относящиеся к своим недостаткам;
- знающие свои достоинства, но не способные полностью их реализовать [15].
Г. Й. Шнайдер полагает, что неспособность несовершеннолетних осужденных критически оценивать себя приводит к тому, что они не видят необходимости преодолевать отрицательные качества и привычки, бравируют преступлением, перекладывают вину на других [16]. По мнению ряда авторов, отношение к своим недостаткам зависит также от норм и ценностей, преобладающих в референтной группе [17].
По нашему мнению, отношение несовершеннолетних осужденных женского пола к наказанию в виде лишения свободы обусловлено как характеристиками их личности (прежде всего, ценнностно-смысловыми ориентациями и Я-концепцией, особенностями психологических защит и стратегий совладания), так и специфическими организационно-культурными условиями воспитательных колоний (оперативно-режимными ограничениями, наличием определенного пенитенциарного статуса и приверженности атрибутам криминальной субкультуры) [18].
На основании изложенного необходимо признать, что в аспекте отношения к наказанию в виде лишения свободы несовершеннолетние осужденные женского пола крайне редко выделялись в отдельную категорию. В этой связи возникает объективная потребность в
проведении эмпирического исследования по данной теме.
В качестве диагностического инструментария представляются релевантными следующие методы: экспертный опрос сотрудников, проходящих службу в ВК; анкетирование несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы; тестовые методики с возможностью обработки в компьютерной системе Psychometric Expert («16-факторный личностный опросник» Р. Кеттелла (форма С), «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева (СЖО), «Методика исследования самоотношения» В. В. Столи-на, С. Р. Пантилеева (МИС), «Опросник структуры темперамента» В. М. Русалова (ОСТ), «Выявление скрытой мотивации с помощью методики цветовых метафор» И. Л. Соломина, проективная методика «Несуществующее животное» с модификациями).
На основе анализа результатов психодиагностического обследования считаем возможным обоснование и формирование типологии личности несовершеннолетних осужденных женского пола с различным отношением к наказанию в виде лишения свободы, которая позволит организовать дифференцированную психокоррекцию.
В заключение необходимо констатировать, что углубленное изучение психологии отношения несовершеннолетних осужденных женского пола к наказанию в виде лишения свободы является перспективным направлением, создающим конструктивный потенциал для совершенствования психологической работы с данной категорией. ^
1. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних // ФСИН России : [сайт]. URL: http://www.fsin.su /structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK / (дата обращения: 22.01.2016).
2. .Зыкова К. Ф. Несовершеннолетние осужденные женского пола, совершившие насильственные преступления, и проблемы их психологической коррекции // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. № 4. С. 16-18.
3. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологических отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960.
4. Ременсон А. Л. К вопросу о восприятии осужденными карательно-воспитательных воздействий // Доклады итоговой научной конференции юридических факультетов. Томск, 1971. С. 147.
5. Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Изд. 2-е. Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - С. 145.
6. Елеонский В. А. Воздействие наказания на осужденных : учебное пособие. Рязань, 1980. С. 12.
7. Сучкова Е. Л. Психологическая коррекция неадекватных правовых представлений осужденных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2 (53). С. 46.
8. Энциклопедия юридической психологии под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М., 2003. С. 260.
9. Губенкова Е. В. О содержании принципа гуманизма в уголовном законодательстве. Отношение осужденных к наказанию // Вестник АГТУ 2010. № 1. С. 125.
10. Литвишков В. М., Митькина А. В. Нравственная ответственность и ее формирование у несовершеннолетних осужденных : учебное пособие. Рязань, 2002. С. 31.
11. Елеонский В. А. Отношение осужденных к наказанию и вопросы повышения эффективности их исправления в местах лишения свободы. Рязань, 1976. С. 39.
12. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии : учебник. Рязань, 2001. С. 140.
13. Кундозерова Л. И., Савиных А. И. Методология и методики изучения личности несовершеннолетних осужденных с целью их ресоциализации в учреждениях исполнения уголовного наказания // Интеграция образования. 2007. №2. С. 95.
14. Елеонский В. А. Воздействие наказания на осужденных : учебное пособие. Рязань, 1980. С. 7.
15. Купцов И. И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1965.
16. Шнайдер Г. Й. Криминология. М., 1994. С. 408-416.
17. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Указ. соч. С. 139.
18. Новиков А. В., Фадеева К. Ф. К вопросу о психологии отношения несовершеннолетних осужденных женского пола к наказанию в виде лишения свободы // Современная психология: теория и практика : материалы XV международной научно-практической конференции. М., 2014. С. 102-106.