Научная статья на тему 'Психология отношения несовершеннолетних осужденных женского пола к наказанию в виде лишения свободы'

Психология отношения несовершеннолетних осужденных женского пола к наказанию в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К НАКАЗАНИЮ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА / OFFENDERS / ПОВТОРНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / REPETITION OF CRIME / PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS / FORECAST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фадеева К. Ф., Кулакова С. В.

В статье говорится об интегральном образовании личности несовершеннолетних осужденных женского пола отношении к наказанию в виде лишения свободы. Предлагаются методики по его изучению, позволяющие сформировать типологии для дифференцированной работы с осужденными рассматриваемой категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology of the relation of the minor offenders a female to punishment in the form of imprisonment

In this article the authors tell about integrated education of female minor convicts and their relation to punishment as a form of imprisonment. The techniques on its studying allow creating typologies for the differentiated work with convicts of the considered category.

Текст научной работы на тему «Психология отношения несовершеннолетних осужденных женского пола к наказанию в виде лишения свободы»

старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, майор внутренней службы

начальник отдела ФКУ НИИ ФСИН России, капитан внутренней службы

Психология отношения несовершеннолетних осужденных женского пола к наказанию в виде лишения свободы

Psychology of the relation of the minor offenders a female to punishment in the form of imprisonment

К. Ф. ФАДЕЕВА K. F. FADEYEVA

С. В. КУЛАКОВА S. V. KULAKOVA

Аннотация. В статье говорится об интегральном образовании личности несовершеннолетних осужденных женского пола - отношении к наказанию в виде лишения свободы. Предлагаются методики по его изучению, позволяющие сформировать типологии для дифференцированной работы с осужденными рассматриваемой категории.

Ключевые слова: отношение к наказанию, несовершеннолетние осужденные женского пола, повторные преступления, воспитательные колонии, психокоррекция.

Abstract. In this article the authors tell about integrated education of female minor convicts and their relation to punishment as a form of imprisonment. The techniques on its studying allow creating typologies for the differentiated work with convicts of the considered category.

Key words: repetition of crime, psychological determinants, offenders, forecast.

Всякий разумный человек наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершился впредь.

Сенека Младший

Превенция повторной преступности становится все более актуальной на современном уровне развития общества. Это в особой мере относится к организации профилактики повторных преступлений в воспитательных колониях (ВК), так как в них,

по данным официальной статистики ФСИН России за 2012, 2013 и 2014 годы, среди несовершеннолетних осужденных находилось соответственно 48,9; 48,6 и 40,2 % лиц, которые ранее уже отбывали наказание в ВК [1]. Подобная динамика создает потребность в

изучении интегральных образований личности несовершеннолетних осужденных, в частности женского пола, как наиболее уязвимой категории отбывающих наказание [2]. Кроме того, воспитанницы - будущие матери, которые после освобождения из ВК привнесут в свои семьи те важные уроки, которые они извлекли из непростого жизненного опыта. В этой связи представляет теоретическую и практическую значимость изучение психологии их отношения к наказанию в виде лишения свободы.

Методологическую основу данной темы составляют следующие научно-теоретические концепции и положения отечественной и зарубежной психологии: психологическая концепция субъективных отношений личности (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев); положения о природе и структуре самоотношения (С. Р. Пантилеев, Е. Т. Сарджвеладзе, Е. Т. Соколова, В. В. Столин), социальный контекст отношений и взаимоотношений (А. М. Андреева, Л. Я. Гозман, Я. Л. Коломинский, В. Н. Куницы-на, Н. Н. Обозов, И. Р. Сушков); основные позиции психологии развития и психологии личности подростка (А. А. Ананьев, А. Л. Бодалев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Т. В. Драгуно-ва, М. Кле, И. С. Кон, Б. Ф. Ломов, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Г. Олпорт, К. Н. Поливанова,

A. М. Прихожан, С. Л. Рубиншейн, Д. И. Фель-штейн, С. Холл, Э. Эриксон).

В контексте рассматриваемой темы наиболее актуально определение, предложенное

B. Н. Мясищевым. Отношение - теоретическое понятие, которое обозначает готовность индивида в определенному субъективно-оценочному и сознательно-избирательному взаимодействию с предметами и субъектами окружающего мира. Система отношений индивида структурирована по уровням обобщенности, эта система определяет особенности его восприятий, переживаний и поведенческих реакций в ответ на те или иные внешние воздействия [3].

В отечественной пенитенциарной психологии значимость изучения отношения осужденных к наказанию и учет его особенностей в практике исправления и перевоспитания была обоснована в работах О. В. Неровни, А. Г. Ковалева, В. Ф. Пирожкова, И. П. Башкато-ва, В. А. Елеонского, которыми доказывалась необходимость изменения установок осужденных по отношению к преступлению и наказанию.

Однако исследования в данной сфере носили общий, преимущественно криминологический характер и лишь вскользь затрагивали рассматриваемую категорию.

В последнее время возрос интерес ученых к изучению проблемы влияния отношения осужденных к наказанию в виде лишения свободы на их исправление и ресоциализацию, но в то же время пока отсутствуют работы, посвященные непосредственно данной теме.

Как указывал А. Л. Ременсон, переживание осужденными наказания и психологическое значение причиняемых им страданий заключается в том, что они могут рассматриваться в качестве:

- «восстановителя», «реставратора» позитивных взглядов и привычек человека;

- толчка к переосмыслению прошлого;

- «катализатора», ускоряющего установление положительных взглядов и привычек;

- стимулятора положительного поведения;

- средства воспитания убеждения, общественной направленности и адекватной самооценки [4].

А. А. Осипова полагает, что субъективное восприятие и переживание наказания осужденным зависит от целого ряда факторов: вида режима, отношения к приговору, количества судимостей, времени нахождения в исправительном учреждении, индивидуальных особенностей, пола, возраста, социального и семейного положения и т. д. [5].

Особенно значимыми в данном направлении были исследования В. А. Елеонского, которым отмечалось, что «психологическая защита личности от наказания зачастую практически блокирует карательно-воспитательное воздействие, существенно снижает эффективность исправления осужденных» [6].

Важным представляется также мнение Е. Л. Сучковой о том, что отношение осужденных к собственному противоправному поведению предопределяет и характер отношения к мерам правового воздействия [7].

По мнению А. И. Ушатикова, для осужденных отношение к наказанию может выступать переживанием личности, значимым для их исправления, но предварительно следует устранить у них самооправдание, поддерживающее представления о собственной невиновности и несправедливости отбываемого наказания [8].

Е. В. Губенкова считает, что «оценка осужденным справедливости (несправедливости) наказания нередко определяет его дальнейшее поведение» [9]. Она также отмечает, что именно принятие факта осуждения и примененного наказания может повлиять на достижение целей исправления в отношении того или иного осужденного на стадии исполнения наказания, в том числе лишения свободы [9].

В. М. Литвишков, А. В. Митькина полагают, что переживание осужденными наказания -это нравственная категория, которая является одним из специфических элементов нравственной ответственности несовершеннолетних осужденных [10].

По справедливому замечанию В. А. Елеон-ского, в содержании отношения осужденного к наказанию можно выделить пять элементов (эмпирически проверяемых показателей): переживание наказания, осознание вины в совершенном преступлении и справедливости наказания, понимание социальной сущности наказания, раскаяние в совершенном преступлении, осознание необходимости отбыть наказание [11].

Согласно результатам отдельных исследований, несовершеннолетние правонарушители по-разному относятся к отбыванию наказания, что обусловлено как их криминальным опытом, так и личностными качествами [12].

Л. И. Кундозерова, А. И. Савиных на основании собственных эмпирических исследований делают закономерные выводы о негативном отношении несовершеннолетних осужденных к правоохранительным органам, ослабленном чувстве стыда, несамокритичности [13].

По-прежнему актуальным остается мнение В. А. Елеонского о том, что утрата свободы по-разному переживается различными категориями осужденных. Наиболее остро ее переживают осужденные в возрасте до 30 лет включительно [14]. Также им было установлено, что переживания, связанные с утратой свободы, особенно часто вызывают чувство отчаяния и бесперспективности у осужденных женщин, лиц, не имеющих семей, впервые отбывающих лишение свободы и осужденных из числа молодежи [14]. Несовершеннолетние осужденные женского пола в значительной степени соответствуют описанным признакам, что необходимо учитывать при организации работы с ними.

В рассматриваемом контексте важным также представляется отношение несовершеннолетних осужденных к своим отрицательным качествам. Исходя из степени самокритичности, отношения к своим недостаткам, понимания необходимости работы над собой, И. И. Купцов выделяет следующие группы несовершеннолетних осужденных:

- знающие свои недостатки, стремящиеся их устранить, знающие пути их преодоления и умеющие их преодолевать;

- осознающие свои недостатки, стремящиеся их ликвидировать, но не знающие, как это сделать;

- знающие свои недостатки, но не стремящиеся их ликвидировать;

- ошибочно считающие свои недостатки достоинствами, поэтому не видящие необходимости их ликвидировать;

- безразлично относящиеся к своим недостаткам;

- знающие свои достоинства, но не способные полностью их реализовать [15].

Г. Й. Шнайдер полагает, что неспособность несовершеннолетних осужденных критически оценивать себя приводит к тому, что они не видят необходимости преодолевать отрицательные качества и привычки, бравируют преступлением, перекладывают вину на других [16]. По мнению ряда авторов, отношение к своим недостаткам зависит также от норм и ценностей, преобладающих в референтной группе [17].

По нашему мнению, отношение несовершеннолетних осужденных женского пола к наказанию в виде лишения свободы обусловлено как характеристиками их личности (прежде всего, ценнностно-смысловыми ориентациями и Я-концепцией, особенностями психологических защит и стратегий совладания), так и специфическими организационно-культурными условиями воспитательных колоний (оперативно-режимными ограничениями, наличием определенного пенитенциарного статуса и приверженности атрибутам криминальной субкультуры) [18].

На основании изложенного необходимо признать, что в аспекте отношения к наказанию в виде лишения свободы несовершеннолетние осужденные женского пола крайне редко выделялись в отдельную категорию. В этой связи возникает объективная потребность в

проведении эмпирического исследования по данной теме.

В качестве диагностического инструментария представляются релевантными следующие методы: экспертный опрос сотрудников, проходящих службу в ВК; анкетирование несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы; тестовые методики с возможностью обработки в компьютерной системе Psychometric Expert («16-факторный личностный опросник» Р. Кеттелла (форма С), «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева (СЖО), «Методика исследования самоотношения» В. В. Столи-на, С. Р. Пантилеева (МИС), «Опросник структуры темперамента» В. М. Русалова (ОСТ), «Выявление скрытой мотивации с помощью методики цветовых метафор» И. Л. Соломина, проективная методика «Несуществующее животное» с модификациями).

На основе анализа результатов психодиагностического обследования считаем возможным обоснование и формирование типологии личности несовершеннолетних осужденных женского пола с различным отношением к наказанию в виде лишения свободы, которая позволит организовать дифференцированную психокоррекцию.

В заключение необходимо констатировать, что углубленное изучение психологии отношения несовершеннолетних осужденных женского пола к наказанию в виде лишения свободы является перспективным направлением, создающим конструктивный потенциал для совершенствования психологической работы с данной категорией. ^

1. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних // ФСИН России : [сайт]. URL: http://www.fsin.su /structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK / (дата обращения: 22.01.2016).

2. .Зыкова К. Ф. Несовершеннолетние осужденные женского пола, совершившие насильственные преступления, и проблемы их психологической коррекции // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. № 4. С. 16-18.

3. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологических отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960.

4. Ременсон А. Л. К вопросу о восприятии осужденными карательно-воспитательных воздействий // Доклады итоговой научной конференции юридических факультетов. Томск, 1971. С. 147.

5. Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Изд. 2-е. Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - С. 145.

6. Елеонский В. А. Воздействие наказания на осужденных : учебное пособие. Рязань, 1980. С. 12.

7. Сучкова Е. Л. Психологическая коррекция неадекватных правовых представлений осужденных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2 (53). С. 46.

8. Энциклопедия юридической психологии под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М., 2003. С. 260.

9. Губенкова Е. В. О содержании принципа гуманизма в уголовном законодательстве. Отношение осужденных к наказанию // Вестник АГТУ 2010. № 1. С. 125.

10. Литвишков В. М., Митькина А. В. Нравственная ответственность и ее формирование у несовершеннолетних осужденных : учебное пособие. Рязань, 2002. С. 31.

11. Елеонский В. А. Отношение осужденных к наказанию и вопросы повышения эффективности их исправления в местах лишения свободы. Рязань, 1976. С. 39.

12. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии : учебник. Рязань, 2001. С. 140.

13. Кундозерова Л. И., Савиных А. И. Методология и методики изучения личности несовершеннолетних осужденных с целью их ресоциализации в учреждениях исполнения уголовного наказания // Интеграция образования. 2007. №2. С. 95.

14. Елеонский В. А. Воздействие наказания на осужденных : учебное пособие. Рязань, 1980. С. 7.

15. Купцов И. И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1965.

16. Шнайдер Г. Й. Криминология. М., 1994. С. 408-416.

17. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Указ. соч. С. 139.

18. Новиков А. В., Фадеева К. Ф. К вопросу о психологии отношения несовершеннолетних осужденных женского пола к наказанию в виде лишения свободы // Современная психология: теория и практика : материалы XV международной научно-практической конференции. М., 2014. С. 102-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.