Научная статья на тему 'О проблемах психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными'

О проблемах психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / JUVENILE OFFENDERS / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / PSYCHOLOGICAL HELP / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / RESOCIALIZATION OF CONVICTS / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / JUVENILE CORRECTIONAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фадеева К.Ф., Кулакова С.В.

В статье изложены теоретические и практические основания организации психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными. Представлены проблемы организации психологического сопровождения в период отбывания наказаний в воспитательных колониях, которые позволяют увидеть специфичность данного направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фадеева К.Ф., Кулакова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problems of psychocorrection work with the convicted juveniles

The author describes the theoretical and practical organization bases of psychological correction work with minor prisoners. There are problems presented on the organization of psychological support while serving their sentences in juvenile correctional facilities, which can allow seeing the specificity of this activity.

Текст научной работы на тему «О проблемах психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными»

к. ф. Фадеева k. f. fadeyeva

старший научный сотрудник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников УИС НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, капитан внутренней службы

с. в. кулакова s. v. kulakova

начальник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников УИС НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, капитан внутренней службы

О проблемах психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными

On the problems of psychocorrection work with the convicted juveniles

Аннотация. В статье изложены теоретические и практические основания организации психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными. Представлены проблемы организации психологического сопровождения в период отбывания наказаний в воспитательных колониях, которые позволяют увидеть специфичность данного направления деятельности.

Ключевые слова: психокоррекция, несовершеннолетние осужденные, воспитательные колонии, психологическая помощь, ресоциализация осужденных.

Abstract. The author describes the theoretical and practical organization bases of psychological correction work with minor prisoners. There are problems presented on the organization of psychological support while serving their sentences in juvenile correctional facilities, which can allow seeing the specificity of this activity.

Key words: psychological correction, juvenile offenders, juvenile correctional facilities, psychological help, resocialization of convicts.

Немало можно добиться строгостью, многого -любовью, но больше всего - знанием дела и справедливостью, невзирая на лица.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Преступность подростков по-прежнему остается значимой проблемой в современном обществе. На фоне изменения уголовной политики государства численность несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, по данным официальной статистики ФСИН России, последовательно снижалась - от 10 950 в 2002 до 2289 в 2012 году [1]. В воспитательных колониях (далее - ВК) на сегодняшний

день отбывают наказания за наиболее тяжкие преступления, что приводит к повышенной концентрации наиболее неблагополучных подростков на относительно небольшой территории. Так, по результатам проведенного в 2013 году исследования ФКУ НИИ ФСИН России, из отбывающих наказания в первом полугодии 2013 года 58,2 % совершили тяжкие преступления; 34,1 % - особо тяжкие; 7,4 % -

преступления средней тяжести. Количество лиц, осужденных впервые, составило 50,8 %; до направления в ВК 46,3 % осуждались условно и состояли на учете в уголовно-исполнительных инспекциях; 2,9 % ранее отбывали наказания в ВК [2]. Это указывает на высокую степень их криминальной зараженности. Вышеизложенные объективные факторы привели к тому, что уровень преступности среди осужденных ВК (в расчете на 1 тыс. человек) по итогам 2012 года достиг наибольшего за последние 10 лет значения - 2,97.

Подобная динамика вызывает потребность в переосмыслении и комплексном обновлении форм и методов работы с данной категорией осужденных - оперативной, воспитательной и, что наиболее важно в контексте данной статьи, -психологической.

Также необходимо отметить, что, исходя из анализа данных отчетов о результатах деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы за второе полугодие 2012-го и 2013 год, наблюдается незначительное увеличение количества индивидуальных психокоррекционных мероприятий по отношению к индивидуальным консультациям: 22 773 коррекционных и 24 648 консультационных в 2012 году, в то время как в 2013 году количество мероприятий рассматриваемых видов практически выравнялось - 22 608 и 22 596.

Исходя из положений приказа по организации психологической деятельности Министерства юстиции Российской Федерации № 238 от 12 декабря 2005 г. [3] на сегодняшний день отсутствует четкое разделение понятий консультативной и психокоррекционной психологической деятельности. Так, консультативная деятельность направлена на оказание помощи в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, саморазвитии, а также на решение служебных задач с учетом психологических факторов. Психокоррекционная работа заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и само-

контроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекции и развития системы отношений личности, повышении устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям) [4]. В ювенальном периоде развития психика более пластична, индивид более подвержен изменениям, скорость протекания процессов выше, поэтому целесообразнее увеличить число направленных коррекционных воздействий на несовершеннолетнего осужденного за счет снижения количества консультаций, что, на наш взгляд, рационально и более продуктивно. Безусловно, направленное психокоррекционное воздействие требует высокого профессионального уровня от специалиста, владения разнообразными психотехниками, долгосрочного стратегического планирования изменений, что более организованно и системно.

С учетом сложности рассматриваемого спецконтингента особое внимание при психологическом сопровождении отбывания наказания, включающем в себя также психодиагностическую, психопросветительскую и психопрофилактическую деятельность, целесообразно уделить психокоррекционной работе. Рассмотрим более подробно само понятие «психокоррекция» (или «психологическая коррекция»).

По определению в справочной литературе психокоррекция (от греч. рзусЬеа - душа и лат. соггесШз - исправленный) - оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. В отличие от психотерапии, которая на сегодняшний день рассматривается шире, чем только лечение, а именно как исцеление (достижение целостности), психокоррекция направлена прежде всего на исправление каких-либо психологических дефектов или на их компенсацию за счет формирования новых психологических качеств [5].

По мнению М. Г. Дебольского и А. В. Коку-рина, психокоррекция - это восстановление психического здоровья человека, исправление криминально значимых свойств личности, развитие социальных умений и профессиональных способностей или направленное психо-

логическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида [6].

И. С. Дорошенко полагает, что коррекция должна предусматривать комплексное воздействие на различные качества личности: формирование адекватного отношения к будущему, установление нормальных отношений со сверстниками и взрослыми, формирование самосознания подростка и сглаживание в поведении акцентуаций характера [7].

Ряд пенитенциарных специалистов считают, что основные усилия по коррекции поведения несовершеннолетних осужденных должны быть сосредоточены на оказании адресной психологической помощи, особенно в начальный период отбывания наказаний и непосредственно перед освобождением из мест лишения свободы [8].

Исходя из данных ведомственной отчетности, в 2013 году психологами по результатам диагностики выявлено 869 несовершеннолетних осужденных с признаками психических отклонений, низким интеллектом, при среднесписочной численности спецконтингента за отчетный период 2278, что вызывает объективную потребность в активном и регулярном взаимодействии с врачами-психиатрами. Результаты психокоррекционной работы могут быть сведены к минимуму при отсутствии должного медикаментозного сопровождения у лиц с психическими аномалиями. В этой связи автор считает целесообразным поднять вопрос о повышении квалификации в области клинической психологии и возрастной психологии у пенитенциарных психологов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях воспитательных колоний.

При сравнительно небольшой численности несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях можно с уверенностью говорить о возможности адресной работы с ними. Вместе с тем распространенным недостатком при проведении психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными является применение техник и методов, ориентированных на взрослую аудиторию и не адаптированных к специфическим возрастным особенностям, в то время как в силу

педагогической запущенности и социальной депривации психологический возраст несовершеннолетних осужденных несколько меньше либо соответствует биологическому. Так, по мнению некоторых авторов, применение всего спектра методик в работе с несовершеннолетними осужденными ограничено в силу не только недостаточной сформированности у них абстрактного мышления, но и довольно невысокой познавательной активности. Подростки достаточно быстро утрачивают интерес к происходящему, а групповая активность возрастает при проведении техник арт-терапии и групповых психологических игр. Для данной возрастной категории необходим несколько иной подход в коррекции и развитии навыков контроля гневной реакции [9].

Еще одной проблемой является отбор релевантных теорий, концепций, методов, упражнений из существующего на сегодняшний день многообразия различных психологических направлений. Сложность поставленной задачи усугубляется еще и тем, что психокоррекци-онные техники должны быть предназначены для психологов воспитательных колоний, работающих со сложным контингентом несовершеннолетних осужденных, у которых на криминально значимые свойства личности накладываются подростковые возрастные кризисы. Кроме того, публикаций по психологической коррекции несовершеннолетних осужденных немного, они малодоступны и не всегда достаточно корректны с научной точки зрения. Еще меньшее количество публикаций является практическим руководством, содержащим адаптированные к реалиям ВК последовательные этапы проведения психокоррекционных мероприятий.

В то же время было бы преувеличением утверждать, что существует одна концепция психокоррекции, отвечающая всем требованиям, продиктованным реальной ситуацией, в связи с этим целесообразно говорить об использовании психологом ВК синтетического подхода, позволяющего выбирать нужные психотехники, отвечающие потребностям конкретного несовершеннолетнего осужденного [10].

Возвращаясь к проблемам пенитенциарной психологии, хотелось бы отметить, что разработка базовых программ психологической

коррекции личности для несовершеннолетних осужденных актуальна в связи с реализацией Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. В этом основополагающем для всей нашей системы документе приоритетное внимание уделяется индивидуализации воспитательного процесса на основе рекомендаций психологов.

В настоящее время отсутствие результирующего вектора деятельности отделов и служб в направлении воспитания не позволяет создавать в полной мере условия для ресоциа-лизации осужденного, перевоспитание подростка будет возможно, если всю проводимую работу ориентировать в первую очередь на решение вопросов, связанных с коррекцией поведения, выраженной в позитивном изменении внутренних установок и ценностных ориентаций, приобщением его к освоению и выполнению основных социальных ролей в обществе в качестве законопослушного гражданина. Таким образом, целесообразно говорить о создании в воспитательных колониях единого комплексного индивидуального плана коррекции несовершеннолетнего, учитывающего все возможности специалистов различных служб. ■

1. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. Официальный сайт ФСИН России. - URL: http://www. fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20 v%20VK/ (дата обращения: 30.07.2014).

2. Данилин Е. М., Давыдова Н. В., Кузьмин А. Н. Характеристика осужденных, отбывающих наказа-

ние в воспитательных колониях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. -2013. № 4. - С. 6-8.

3. Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы // приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12.12.2005 № 238. Информационно-поисковая система «Закон». -URL: http://www.vcom.ru/cgi-bin/db/zakdocT_reg_ number=%C20504042 (дата обращения: 30.07.2014).

4. Там же.

5. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. - СПб., 2007. - С. 464.

6. Дебольский М. Г., Кокурин А. В. Современное состояние и основные направления совершенствования психокоррекционной работы с осужденными // Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарных психологов: сб. материалов психологов уголовно-исполнительной системы. - М.: ОПС ГУИН Минюста России, НИИ УИС, МПЛ ГУИН Минюста России по Приморскому краю, 2005.

7. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология (2-е изд., перераб. и доп.). - Рязань, 2003. - С. 124.

8. См.: Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет): учебно-методическое пособие. - М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. - С. 26.

9. Выявление, предупреждение и психологическая коррекция деструктивно-агрессивных форм поведения осужденных в ИУ: учебное пособие / П. Н. Казберов, Д. Е. Дикопольцев, С. Н. Лихачева; ФКУ НИИ ФСИН России. - М., 2011. - С. 93-94.

10. .Зыкова К. Ф. Несовершеннолетние осужденные женского пола, совершившие насильственные преступления, и проблемы их психологической коррекции // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2013. № 4. -С. 16-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.