Научная статья на тему 'Взаимодействие подразделений воспитательной колонии как фактор предупреждения преступлений среди несовершеннолетних осужденных'

Взаимодействие подразделений воспитательной колонии как фактор предупреждения преступлений среди несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
422
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гнедова Наталья Петровна

Анализируется порядок и условия взаимодействия всех служб подразделений воспитательных колоний как одного из главных факторов, способствующих профилактике правонарушений среди несовершеннолетних осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гнедова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of units of the educational colony as a factor of prevention of crimes among juvenile convicts

The article analyzes the order and conditions of interaction of all services of the units of educational colonies as one of the main factors contributing to the prevention of juvenile delinquency.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие подразделений воспитательной колонии как фактор предупреждения преступлений среди несовершеннолетних осужденных»

8.6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Гнедова Наталья Петровна. Должность: старший научный сотрудник. Место работы: Научно-исследовательский институт ФСИН России. Подразделение: НИЦ-1. E-mail: [email protected]

Аннотация: Анализируется порядок и условия взаимодействия всех служб подразделений воспитательных колоний как одного из главных факторов, способствующих профилактике правонарушений среди несовершеннолетних осужденных.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, воспитательная колония, взаимодействие, правонарушение, предупреждение, осужденный.

INTERACTION OF UNITS OF THE EDUCATIONAL COLONY AS A FACTOR OF PREVENTION OF CRIMES AMONG JUVENILE CONVICTS

Gnedova Natalia Petrovna. Position: Senior Researcher. Place of employment: Research Institute of FPS Russia. Department: SRC-1. E-mail: [email protected]

Annotation: The article analyzes the order and conditions of interaction of all services of the units of educational colonies as one of the main factors contributing to the prevention of juvenile delinquency. Keywords: the penal system, the educational colony, interference, offence, prevention, convict.

В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством администрация исправительных учреждений (ИУ), в том числе воспитательных колоний (ВК), при исполнении наказания должна создавать такие условия, которые сводили бы к минимуму возможность совершения осужденными противоправных действий. Этого можно добиться прежде всего согласованными усилиями всех служб ВК по обнаружению и устранению причин, порождающих преступления и нарушения установленного порядка отбывания наказания, объективных условий, способствующих их совершению, выявлению лиц, которые могут совершить правонарушение, и принятию к ним мер воспитательного воздействия.

Совместную и согласованную по времени, месту и целям работу по воспитанию осужденных обычно рассматривают в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Внутреннее взаимодействие предполагает сотрудничество структурных подразделений конкретной ВК. При этом основными субъектами воспитательной работы с несовершеннолетними являются сотрудники воспитательной, психологической, оперативной, медицинской, иных служб колонии. Внешнее взаимодействие организуется между соседними исправительными учреждениями, воспитательными колониями субъектов Федерации, государственными органами и общественными объединениями.

Основным методом предупредительной деятельности работников ВК является метод убеждения, который выражается в активном, систематическом воздей-

ствии на сознание и чувства осужденных с тем, чтобы выработать у них привычку в любых жизненных ситуациях следовать правовым нормам, развить навыки законопослушного поведения. Это достигается прежде всего путем привлечения осужденных к общественно полезному труду, воспитательным мероприятиям, общеобразовательной и профессиональной подготовке [6, с. 63].

В решении задачи предупреждения и пресечения противоправных действий несовершеннолетних при взаимодействии подразделений ВК убеждение органически сочетается с принуждением, которое выражается в режиме отбывания наказания, разнообразных формах контроля за соблюдением правопорядка, мерах взыскания и мерах безопасности. Как правило, принуждение применяется в случаях, когда воспитательные и профилактические меры не привели к положительным результатам. В основном оно осуществляется в сфере реализации норм режима, четкого и точного их исполнения. В принуждении соблюдать требования, предъявляемые государством к осужденным, воплощается метод властного приказа как основной метод правового регулирования и правоприменения в ВК.

Взаимодействие подразделений и служб ВК может осуществляться в разнообразных формах. Чем больше таких форм, тем разнообразнее их применение с учетом особенностей данного вида исправительного учреждения, тем более высокие результаты достигаются в деле исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных [1, с. 13].

Основными сферами взаимодействия подразделений ВК являются совместные действия при проведении режимных, воспитательных, оперативно-розыскных и иных мероприятий. Особенно актуально такое согласование в период ликвидации групповых эксцессов в учреждении, розыска бежавших осужденных.

Вполне очевидно, что основным звеном, осуществляющим общую координацию взаимодействия и руководство воспитательной работой, в ВК выступают воспитательные отделы, они же несут персональную ответственность за упущения и недоработки в процессе воспитания. Посредством их возможностей осуществляется сбор информации по выявлению и предупреждению правонарушений, изучаются негативные явления среды несовершеннолетних осужденных, обеспечивается контроль за их поведением.

Эффективность воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей и достижение целей их исправления и ресоциализации во многом определяются обеспечением преемственности в работе с ними на всех этапах исполнения наказания.

В этой связи представляется необходимым в воспитательных колониях, расположенных в крупных городах, республиканских, краевых, областных центрах, создавать помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ). Эти помещения располагаются непосредственно на территории ВК и выполняют функции следственных изоляторов (СИЗО) в отношении направляемых в них подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений несовершеннолетних, что способствуют обеспечению преемственности в работе с ними в течение времени нахождения под стражей и в период отбывания наказания [4, с. 49].

Таким образом достигается непрерывность процесса изучения психологических особенностей, уголовно-правовых и демографических характеристик лиц, на-

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ

Гнедова Н.П.

ходящихся в ВК, сбора и анализа оперативной информации для ее последующего использования в целях профилактики пенитенциарных преступлений несовершеннолетних. Создание ПФРСИ на территории ВК, на наш взгляд, позволит также избежать дублирования в работе с одними и теми же лицами в период их нахождения под стражей и отбывания наказания. Кроме того, нахождение несовершеннолетних в ПФРСИ практически исключает нежелательное негативное влияние на них взрослых подследственных, что неизбежно в общих СИЗО.

Вместе с тем создание ПФРСИ в ВК, удаленных от крупных населенных пунктов, нецелесообразно, поскольку создает серьезные трудности при производстве следственных действий и дополнительные проблемы, связанные с посещением подследственных их родственниками и адвокатами. В таких случаях более приемлемым представляется содержание подследственных под стражей в обычных СИЗО, где имеются изолированные отделения для несовершеннолетних. С такими СИЗО организуется взаимодействие тех ВК, куда по решению суда направляются лица, признанные виновными в совершении преступлений и осужденные к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте.

По линии воспитательных служб СИЗО, ПФРСИ и ВК представляется целесообразным реанимировать ранее практиковавшуюся форму ведения так называемого сквозного дневника индивидуальной воспитательной работы с подследственным - осужденным [3, с. 4]. Ведение такого дневника начинается в СИЗО (ПФРСИ). Затем в случае назначения подследственному судом наказания в виде лишения свободы и направления его в ВК дневник направляется туда вместе с личным делом осужденного. Воспитатель отделения ВК продолжает ведение дневника, предварительно изучив записи в нем, сделанные сотрудниками СИЗО (ПФРСИ). В случае назначения судом условного наказания сквозной дневник передается вместе с личным делом условного осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего территориального органа по месту постоянного проживания условно осужденного.

Введение сквозного дневника индивидуально-воспитательной работы призвано не только обеспечить преемственность, но и тем самым повысить эффективность усилий СИЗО, ПФРСИ и ВК, укрепить их сотрудничество в работе по ресоциализации и исправлению несовершеннолетних правонарушителей.

Для повышения эффективности воспитательного процесса необходимо обеспечивать своевременное (упреждающее) поступление из СИЗО в ВК оперативной информации о «проблемных» несовершеннолетних, лицах с негативными установками, склонных к деструктивным формам поведения. Особое внимание следует обращать на лиц, склонных к суициду, а также занимающихся поборами и притеснением других подростков, организаторов картежных и иных азартных игр, а также имеющих различные психические отклонения. Сотрудникам оперативных служб СИЗО и ВК следует постоянно обмениваться опытом работы, информацией о выявленных лицах с негативными установками, об использовании в этой работе специальных средств наблюдения и фиксации оперативной информации.

В проведении воспитательной работы не следует уменьшать роль и значение психологической службы ВК. Сотрудники этой службы проводят психодиагно-

стические обследования вновь прибывших осужденных, вносят предложения по постановке отдельных несовершеннолетних на профилактический учет и распределению по отрядам, переводе из отряда в отряд, а также в другие исправительные учреждения. На сотрудников психологической службы возложены обязанности по углубленному изучению осужденных, составляющих группу риска, а также осуществление контроля за их психическим состоянием. Они проводят профилактические и психокоррекционные мероприятия с отдельными осужденными, склонными к суициду или имеющими психические отклонения.

К профилактической работе могут привлекаться и другие категории сотрудников и в целом персонала ВК, например, производственно-хозяйственной сферы, педагогические коллективы школ, медицинские работники [5].

Успешное взаимодействие подразделений и служб ВК напрямую зависит и от того, насколько полно и правильно укомплектованы кадры данных подразделений, от их качественного состава и четкости выполнения каждым сотрудником учреждения возложенных на него функциональных обязанностей.

Деятельность по грамотному осуществлению своих полномочий, недопущению правонарушений среди спецконтингента проводится всеми службами ВК в тесном контакте с территориальными органами УИС, государственными и общественными структурами в субъектах Российской Федерации.

При организации взаимодействия отделов и служб ВК по предупреждению и пресечению противоправных действий со стороны спецконтингента большое значение имеют:

систематичность учета складывающейся оперативной обстановки, тенденций развития криминогенной ситуации в учреждении и за его пределами;

ежедневный анализ деятельности всех подразделений, каждого сотрудника по самостоятельному и совместному обеспечению правопорядка в зоне обслуживания;

выработка оптимальной расстановки кадров с учетом их профессиональных качеств;

регулярность информирования персонала ВК о возникающих проблемах, в том числе связанных с организацией взаимодействия;

планомерность обучения руководящего состава учреждения и сотрудников отделов и служб приемам, способам и формам организации взаимодействия;

проведение учений по отработке совместных действий в обычных, сложных и чрезвычайных ситуациях;

личное участие начальника колонии в инструктаже руководителей отделов и служб и их рядовых сотрудников при проведении мероприятий, связанных с использованием сил и средств нескольких служб;

создание в коллективе ВК благоприятного психологического климата, направленного на укрепление как формальных (официальных), так и неформальных связей [2, с. 101-102].

Перечисленные задачи решаются на совместных совещаниях, инструктажах, проводимых с руководителями отделов и служб или всем персоналом ВК.

Взаимодействие подразделений ВК ориентировано на такую организацию деятельности, которая носила бы комплексный и согласованный характер. Совершенствование правового и организационного механизма взаимодействия приведет к созданию четкой системы, обеспечивающей наиболее эффективное и рациональное достижение поставленных целей и за-

дач, позволит использовать все средства и методы для обеспечения предупреждения и пресечения противоправных действий со стороны спецконтингента как одной из основных задач исполнения наказаний.

Список литературы:

1. Бубенова О. Важное звено перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей // Ведомости УИС. 2004. № 6. С. 11-13.

2. Гаврилюк Е.Д. Предупреждение преступлений и правонарушений, совершаемых осуждёнными в воспитательных колониях: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. 215 с.

3. Дедюхин В.В., Канцарин Ф.Г. Взаимодействие частей и служб исправительно-трудовых учреждений в борьбе с правонарушениями среди осужденных. М.: ВНИИ МВД СССР, 1978. 73 с.

4. Дрыженко Д.Б. Профилактика преступлений несовершеннолетних (уголовно-правовой и криминологический аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. 178 с.

5. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний. Утв. Приказом Минюста России от 06.10.2006 № 311 (в ред. 29.12.2017) // Российская газета от 18.10.2006 № 233.

6. Предупреждение пенитенциарных правонарушений / под общ. ред. В.В. Цатурова. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2014. 98 с.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 82,37%

Рецензия

на статью старшего научного сотрудника НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России Гнедовой Н.П. «Взаимодействие подразделений воспитательной колонии как фактор предупреждения преступлений среди несовершеннолетних осужденных»

В последнее время в воспитательных колониях концентрируется наиболее социально опасный контингент несовершеннолетних преступников. Среди них растет доля осужденных за убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, грабежи и разбои, хотя преобладающей остается доля осужденных за кражи. Почти две трети впервые отбывающих наказания в воспитательных колониях ранее осуждались к лишению свободы условно, около половины воспитанников до осуждения состояли на учете в полиции, примерно столько же нигде не работали и не учились, многие воспитывались в социально неблагополучных, неполных семьях или остались без попечения родителей.

Все это актуализирует проблему профилактики преступлений и иных правонарушений в воспитательных колониях, где отбывают наказание наиболее рециди-воопасные категории осужденных.

Рецензируемый материал имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных связано с целым комплексом проблем правового, психологического, медицинского и иного характера. И в этом аспекте важное значение имеет слаженное и эффективное взаимодействие всех служб и подразделений воспитательной колонии, роль которого рельефно раскрыта в представленной статье.

Материал излагается последовательно, логично, грамотно. Он может использоваться в служебной деятельности сотрудников воспитательных колоний.

Вывод: статья Гнедовой Н.П. может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор В.Н. Григорьев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.