8.16. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И МИКРОСРЕДЫ ОСУЖДЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
Гнедова Наталья Петровна. Должность: старший научный сотрудник. Место работы: Научно-исследовательский институт ФСИН России. Подразделение: НИЦ-1. E-mail: [email protected]
Аннотаци: На основе анализа микросреды и личности несовершеннолетних осужденных делается вывод о важности этого процесса для профилактики правонарушений в воспитательных колониях.
Ключевые слова: несовершеннолетний, воспитательная колония, правонарушение, профилактика, осужденный.
THE STUDY OF THE INDIVIDUAL AND THE
MICROENVIRONMENT OF CONVICTED JUVENILES AS A PREREQUISITE FOR PREVENTIVE ACTIVITIES IN EDUCATIONAL COLONIES
Gnedova Natalia Petrovna. Position: Senior Researcher. Place of employment: Research Institute of FPS Russia. Department: SRC-1. E-mail: [email protected]
Annotation: On the basis of the analysis of microenvironment and personality of juvenile convicts, the conclusion is made about the importance of this process for the prevention of offenses in educational colonies. Keywords: juveniles, young offenders, delinquency, prevention, convict.
Для достижения одной из целей уголовного и уголовно-исполнительного законодательства - предупреждения (профилактики) правонарушений важное значение имеет изучение личности осужденных, поступающих в воспитательные колонии (ВК), и микросреды, в которых они отбывают наказание.
Под личностью осужденного в специальной литературе понимается личность преступника, отбывающего лишение свободы или уголовное наказание, альтернативное лишению свободы [4, с. 80]. Нас интересует изучение личности несовершеннолетнего, отбывающего наказание в виде лишения свободы, с момента его поступления и приема в воспитательную колонию и до освобождения из нее.
Согласно Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста России от 06.l0.2006 № 311, прием осужденных в воспитательную колонию осуществляется комиссионо: оперативным дежурным, сотрудниками отделов режима, оперативного, специального учета, медицинской части и психолога [6].
При этом сотрудник отдела специального учета устанавливает принадлежность личных дел прибывшим осужденным, проверяет наличие в них необходимых документов. Медицинский работник проводит наружный осмотр осужденных с целью выявления у них возможных телесных повреждений, оказания необходимой помощи и принятия соответствующих мер. С каждым вновь прибывшим осужденным индивидуально проводят беседы оперативный сотрудник и психолог, с тем чтобы выявить неприязненные отношения с
другими осужденными и принять правильное решение об их размещении в карантинном отделении. Здесь за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток в целях выявления инфекционных больных, их изоляции, а также проведения в ВК противоэпидемических мероприятий.
Здоровье осужденных подростков, как уже отмечалось, далеко от желаемого идеала. Более того, оно, по мнению специалистов, вызывает серьезные опасения, и в целом проблема здоровья осужденных и его охраны остается одной из ключевых в уголовно-исполнительной системе. Состояние здоровья воспитанников ВК может определять особенности их поведения. Так, наличие психических аномалий снижает сопротивляемость негативным ситуациям, препятствует развитию социально полезных черт личности. О том, что осужденные являются носителями ВИЧ-инфекцией, заражены туберкулезом и т.п., они нередко впервые (если это не случилось в следственном изоляторе) узнают в карантинном отделении ВК. Это может вызвать состояние стресса, дезориентации и как следствие депрессию, агрессию, направленную на окружающих или самого себя (аутоагрессию). Поэтому при выявлении указанных и других неожиданных для подростков заболеваний информация должна доводиться до них осторожно, специально подготовленными сотрудниками медицинской или психологической служб.
Диагноз о наличии психического расстройства вправе ставить только психиатры, которые делают это лишь при обращении осужденного с соответствующими жалобами. Но, как показывает практика, число осужденных с признаками аномальной психики гораздо больше количества обращений с жалобами, и именно эти осужденные чаще других совершают повторные преступления и допускают нарушения установленного порядка отбывания наказания в воспитательных колониях [5, с. 68].
Особая роль в приеме несовершеннолетних и в дальнейшей работе с ними отводятся психологической службе ВК. Психолог при принятии каждого нового этапа осужденных проводит обследование, направленное на изучение их индивидуально-психологических особенностей, выявление лиц, которые могут войти в группу риска. С каждым прибывшим осужденным должна проводиться углубленная беседа в целях выявления социально-демографических данных, формирования субъективной готовности к восприятию воспитательного воздействия, ближайшей перспективы на отбывание наказания, психологической поддержки на период нахождения в карантине. В этот период проводится и первое диагностическое обследование воспитанника.
В ходе ознакомительной беседы с ним психолог выясняет: отношение к совершенному преступлению и назначенному наказанию; признание или отрицание своей вины; отношения с родителями и другими лицами, с которыми он намерен поддерживать связь; самооценку и уровень осознания причин совершения преступлений; отношение к ранее совершенному преступлению и отбытому наказанию; оценку своего характера, привычек, интересов; степень развития коммуникативных навыков; осознание личных жизненных перспектив.
Детально изучаются материалы личного дела, обстоятельства совершенного воспитанником преступления, материалов амбулаторной карты и судебно-психиатрической экспертизы. Исследуются индивиду-
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ
Гнедова Н.П.
ально-психологические особенности, потребности, актуальное психологическое состояние, волевые качества, способности, досуговые интересы. Для этого используется разнообразный диагностический инструментарий, в том числе тесты на определение уровня мотивации достижений, самооценки, доминирующей стратегии, психологической защиты, методика диагностики уровня эмпатиии др. [3, с. 84].
Психолог и воспитатель карантина наряду с установлением начальных данных о личности (характере, склонностях, ценностных ориентаций и т.д.) вместе с учителями школы устанавливают уровень общеобразовательной подготовки осужденного, который сверяется с данными личного дела. Воспитателю карантина целесообразно подготовить и обеспечить направление запросов о поведении несовершеннолетнего по месту жительства и в следственном изоляторе, а также изучить дневник индивидуально-воспитательной работы, проведенной с ним в следственном изоляторе (СИЗО), - для использования в организации дальнейшей воспитательной и профилактической работы в период отбывания наказания.
В этой связи заслуживает внимания опыт взаимодействия психологов СИЗО и ВК в ряде территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) по обеспечению преемственности изучения личности несовершеннолетнего. Психологи СИЗО при убытии несовершеннолетних в воспитательную колонию готовят следующие документы:
заключения на проблемных осужденных, лиц с негативными установками, склонных к деструктивным формам поведения;
психологические характеристики подростков с отражением личностных особенностей, способствовавших совершению преступления, прогноза поведения в различных ситуациях, а также рекомендаций по воспитательной и психокоррекционной работе;
лист наблюдения за несовершеннолетним со сведениями о его поведении в СИЗО и результатах проведенной работы;
заключения по факту суицидальной попытки (высказанного намерения совершить самоубийство) или иного деструктивного поступка [1, с. 75].
Указанные документы приобщаются к личным делам осужденных и учитываются при осуществлении психопрофилактических мероприятий группового и индивидуального характера.
Такая практика оказывает положительное влияние на адаптацию осужденных к условиям лишения свободы, способствует повышению качества воспитательно-профилактической работы и уровня доверия к администрации воспитательной колонии; это исключительно важно, если вспомнить, что абсолютное большинство воспитанников ВК отбывают лишение свободы впервые.
По результатам изучения личности осужденных в карантинном отделении его воспитателем на каждого осужденного готовится первичная характеристика и ведется дневник индивидуально-воспитательной работы, результаты которой учитываются в дальнейшем начальником и воспитателем отряда.
Роль психологов в изучении личности осужденных подростков сохраняется и в период их адаптации к условиям отбывания наказания. Практика показывает: там, где психологическое сопровождение воспитанников организовано должным образом, в изучении их личности можно достичь впечатляющих результатов. По результатам таких обследований формируются
группы риска и осуществляется психокоррекционная работа, которую, на наш взгляд, можно рассматривать как форму профилактики правонарушений и иных негативных социальных отклонений в среде осужденных, отбывающих лишение свободы [2, с. 113].
Психологи проводят углубленную диагностику всех воспитанников и дают рекомендации по проведению с ними индивидуальной работы или выносят заключения о необходимости освидетельствования психиатрам на предмет выявления психологических аномалий. Старший психолог ВК помимо этого проводит психокоррекцию и тренинговую работу, необходимую для подготовки выхода воспитанников в отряд; контролирует выполнение психологических рекомендаций; дает рекомендации о работе со злостными нарушителями режима содержания; консультирует сотрудников ВК по вопросам организации индивидуальной воспитательной работы; готовит предложения при решении вопросов об условно-досрочном освобождении, изменении условий отбывания наказания, отпусках, о переводе в исправительную колонию и др.; проводит занятия о школе подготовки к освобождению.
Психологические обследования при всей их значимости, конечно, не являются единственным источником изучения личности осужденных, отбывающих наказание в ВК. Каждый субъект профилактики (служба, подразделение, сотрудник) в процессе повседневной служебной деятельности, наблюдая за воспитанниками или контролируя их поведение имеет возможность и поэтому должен целенаправленно выявлять и фиксировать те явления, процессы, поведенческие акты несовершеннолетних, которые могут представлять профилактический интерес. Важно при этом обеспечить, чтобы собираемая или поступающая информация концентрировалась в одном месте, обрабатывалась и доводилась до всех заинтересованных должностных лиц. Инструкция 2006 г. устанавливает, что для выявления причин и условий совершения правонарушений, а следовательно, и личностных криминогенных и деликтогенных факторов как неотъемлемых составных частей причинного комплекса пенитенциарных правонарушений, кроме рекомендаций психологов, используется информация, содержащаяся в: отчетности о состоянии преступности и дисциплины; материалах ведомственных и прокурорских проверок деятельности исправительных учреждений;
материалах служебных проверок, уголовных дел по фактам допущенных правонарушений;
представлениях органов прокуратуры и частных определениях судов;
переписке лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, сведениях, полученных на личном приеме; медицинской документации; материалах воспитательных служб [7, с. 91]. В ВК существует ряд неформальных групп, взаимоотношения в которых имеют некоторые особенности. Однако этот вопрос является предметом другого специального исследования. Чтобы избежать острых конфликтов между разными категориями воспитанников, администрации и всему персоналу ВК необходимо быть максимально справедливыми по отношению ко всем осужденным и не допускать делегирования своих полномочий ни одной из неформальных групп.
Список литературы:
1. Гаврилюк Е.Д. Предупреждение преступлений и правонарушений, совершаемых осуждёнными в воспи-
тательных колониях: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. 215 с.
2. Дрыженко Д.Б. Профилактика преступлений несовершеннолетних (уголовно-правовой и криминологический аспекты): дис. . канд. юрид. наук. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2004. 198 с.
3. Казакова Д.Р. Личность несовершеннолетних преступников, лишенных свободы // Человек: преступление и наказание. 2007. № 4. С. 80-86.
4. Организационно-правовые, учебно-воспитательные, социально-психологические основы деятельности воспитательных колоний: Учеб.-метод. пособ. / под ред. Ю.И. Калинина. В 2 ч. Ч. 2. Рязань, 2008. 261 с.
5. Пономарёва Д.И. Психологическая коррекция личности и агрессивного поведения старших подростков-делинквентов в воспитательных колониях. Комплексная программа: Учеб.-практ. пособ. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. 118 с.
6. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний. Утв. Приказом Минюста России от 06.10.2006 № 311 (в ред. 29.12.2017) // Российская газета от 18.10.2006 № 233.
7. Предупреждение пенитенциарных правонарушений / под общ. ред. В.В. Цатурова. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2014. 98 с.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,87%
Рецензия
на статью старшего научного сотрудника НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России Гнедовой Н.П. «Изучение личности и микросреды осужденных несовершеннолетних как предпосылка профилактической деятельности в воспитательных колониях»
Исправительное, воспитательное и профилактическое воздействие на несовершеннолетних, отбывающих наказание в ВК, преследует одну конечную цель -недопущение повторного совершения ими преступлений как в период пребывания в исправительном учреждении, так и после освобождения из него. При этом если исправление и воспитание направлены соответственно на устранение дефектов сознания и формирование нравственно полноценной и законопослушной личности, то профилактика правонарушений - в силу объективной невозможности полной гарантии исправления и перевоспитания осужденных - имеет своим назначением непосредственное предупредительное воздействие как на потенциальных правонарушителей, так и на криминогенные и другие деликтогенные факторы окружающей их социальной среды, вызывающие, способствующие или провоцирующие совершение преступлений и иных правонарушений в воспитательных колониях.
В этой связи важное значение имеет изучение личности и микросреды несовершеннолетних осужденных, направленное на выявление причин и условий совершения ими правонарушений.
Статья выполнена на достаточном научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Представляется, что публикация рукописи будет полезна для повышения квалификации личного состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также в учебном процессе при преподавании дисциплины «Уголовно-исполнительное право».
Вывод: статья Гнедовой Н.П. может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Заместитель начальника ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук О.В. Кудряшов