16.11. ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОСУЖДЕННОГО К ОСВОБОЖДЕНИЮ
Гнедова Наталья Петровна, старший научный сотрудник НИЦ-1 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
gnedova. [email protected]
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые вопросы психологической подготовки осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, делается вывод о прямой зависимости будущего несовершеннолетнего от этого процесса.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, воспитательная колония, психологическая подготовка к освобождению, осужденный, лишение свободы.
PRACTICE OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF THE JUVENILE OFFENDER FOR THE RELEASE
Gnedova Natal'ya P., Senior Researcher of SIC-1
Place of employment: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
gnedova. [email protected]
Abstract: the article deals with some issues of psychological training of convicts serving sentences in educational colonies, the conclusion is made about the direct dependence of the future of a minor on this process.
Keywords: criminal-executive system, educational colony, psychological preparation for release, convict, imprisonment.
В последние годы в России наблюдается тенденция снижения уровня судимости и ослабления суровости применяемого наказания в отношении несовершеннолетних. По мнению специалистов, наиболее эффективными подходами для этого в дальнейшем будут являться:
- разработка научно обоснованной политики предупреждения преступности несовершеннолетних;
- более широкое применение на практике некарательного потенциала уголовного закона;
- внедрение в практику уголовного процесса элементов восстановительного правосудия;
- развитие ювенальной юстиции;
- формирование в каждом субъекте федерации полной инфраструктуры профилактики преступности несовершеннолетних, реабилитационного пространства [4, с. 114].
Период, предшествующий освобождению, занимает особое место в жизни воспитанника. Главная его особенность заключается в том, что все помыслы воспитанника устремлены в будущее, мысленно он уже на свободе. Поэтому ему так ненавистно настоящее. В этот период воспитанник находится в состоянии ожидания, которое может принимать болезненный характер. Его волнуют будущая встреча с родными и друзьями, дальнейшая судьба, возможности учебы и трудоустройства. Глубина переживаемых психических состояний такова, что его мучает бессонница, во сне он испытывает беспокойство, страх, огорчения.
Перед освобождением существенно искажается восприятие времени, которое, как кажется воспитаннику, течёт очень медленно. У него возникает желание ускорить наступление желаемого события. Когда освобождение было далеко, то отсчёт времени шёл на годы, месяцы. Теперь же оно отсчитывается неделями, днями, часами. У воспитанника возникает навязчивое стремление считать время, для чего каждый готовит себе «свой» календарь, где есть две главные точки отсчёта: день сегодняшний и день освобождения. Подсчёт времени идёт по оставшемуся количеству
выходных, по количеству посещений школы, по другим периодически повторяющимся событиям.
Ожидание освобождения вносит существенные изменения в функционирование воображения, которое становится навязчивым, сосредоточенным на одних и тех же событиях: встрече с родными, встрече с друзьями, с любимой девушкой. У воспитанника могут возникать беспочвенные подозрения, чувство ревности к любимой, если письма от неё поступают нерегулярно или носят, как ему кажется, оттенок равнодушия.
Воспитанника всё меньше и меньше начинают заботить дела и интересы коллектива отделения, отряда, колонии. Он ищет себе сочувствующих среди других лиц, ожидающих освобождения. На этой почве возникает «союз стариков». Между воспитателем и воспитанником может возникнуть психологический барьер взаимонепонимания, разобщённости, что порой приводит к нежелательным последствиям: воспитатель применяет такие меры воздействия, которые не соответствуют особенностям личности, а воспитуемый отвечает на них реакцией, не свойственной ему.
Существенно изменяется поведение воспитанника: он нередко становится раздражительным, вспыльчивым, менее управляемым. У части воспитанников состояние эмоциональной напряжённости дезорганизует деятельность: снижаются результаты выработки на производстве, падает качество выпускаемой продукции, хуже становится успеваемость [3, с. 85]. Хотя у многих воспитанников испытываемое накануне освобождения состояние эмоциональной напряжённости наоборот может вызвать особую собранность, сдержанность, подтянутость.
Объединившись в группу, «старики», если с ними не ведётся соответствующая работа, начинают уклоняться от трудовой деятельности, прибегают к эксплуатации недавно прибывших осуждённых, заставляя их работать на себя, присваивая чужую выработку, побуждая их делать за себя уборку, исполнять дежурство. Все разгово-
Гнедова Н. П.
ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОСУЖДЕННОГО К ОСВОБОЖДЕНИЮ
ры в среде «стариков» ведутся вокруг будущей жизни на свободе. Нередко у них в этот период рождаются планы мести обидчикам, свидетелям.
В этот период воспитанник начинает запасаться адресами, которые ему дают дружки, где освобождённого могут встретить, накормить, приютить. Здесь проявляются элементы взаимопомощи, возникающие везде, где люди долгое время находились вместе. Однако эта взаимопомощь может носить криминальную направленность: за оказанный приют могут «послать на новое дело», потребовать возмещения, как это принято в среде рецидивистов. Воспитаннику, ожидающему освобождения, даётся масса нелегальных наказов и поручений: кого посетить, кому и что передать, что сделать.
Вместе с тем освобождающийся воспитанник, если он лидер группы, также даёт наказ: как вести себя, кого слушаться, с кем общаться. В уголовной среде существует традиция, как поступать с одеждой и вещами освобождающегося, которые он не берёт с собой, кто и как должен с ним рассчитаться за проигрыш в карты и за другие оказанные ранее услуги. Расплата за долги, обмен вещей в этот период могут приводить к нежелательным последствиям: насилию над «должниками», различным поборам.
Воспитатели, психологи должны знать особенности проявлений личности освобождаемого, его переживания и психические состояния, чтобы наиболее эффективно вести с ним воспитательную работу на завершающем этапе педагогического процесса в воспитательной колонии и психологически готовить его к жизни на свободе.
С лицами, ожидающими освобождения, необходимо проводить специально направленную воспитательную работу. Главное внимание здесь надо обращать на вовлечение их в более активную жизнь коллектива. Необходимо особенно полно занять свободное время освобождающихся, что помогает преодолению болезненного состояния ожидания. Навязчивость воображения и мышления снимается путём целеустремлённой психологической подготовки [5, с. 64].
Принижать роль «стариков» в становлении и развитии коллектива не стоит, а необходимо в меру подчёркивать их заслуги, не противопоставляя новичкам и остающимся воспитанникам. Важно увлечь в этот период освобождаемых делами и интересами коллектива. В ряде воспитательных колоний практикуется назначение из числа ожидающих освобождения шефов: получило развитие движение по подготовке себе замены, для чего на производстве назначаются к «старикам» стажёры. Этим повышается ответственность и особая роль старших воспитанников в жизни коллектива, в передаче традиций новой смене.
Когда с воспитанниками, ожидающими освобождения, не проводится специальная работа, они иногда начинают кичиться особыми «заслугами», перенесёнными страданиями, своим поведением дезорганизуя жизнь коллектива. Разобщать «союз стариков» не следует, если можно его усилия направить на полезные дела; если же этого сделать нельзя или в среде «стариков» верх берут отрицательно настроенные воспитанники, то от их пагубного влияния необходимо предохранить коллектив. Воспитатели всегда должны иметь ввиду: обусловлено ли недисциплинированное поведение воспитанника временными причинами, связанными с ожиданием освобождения, или же он маскировался всё время пребывания в колонии. Именно в этот период проявляется истинная сущность приспособленцев, поскольку
никакие стимулы, ранее побуждавшие к дисциплинированному поведению, здесь не действуют.
Воспитателям надо знать: куда собирается воспитанник ехать, где и с кем он может установить контакты на свободе, чтобы противопоставить преступной взаимопомощи истинную коллективистскую взаимопомощь.
Необходимость психологической подготовки вызвана коренным отличием жизни воспитанников в воспитательных колониях от жизни на свободе. Основными её направлениями являются подготовка к честному труду, соблюдению норм общежития, жизни и работе в трудовом коллективе, к семейной жизни, а также активизация желания и привычки заниматься самовоспитанием.
Психологическая подготовка воспитанника к освобождению включает:
- выработку у него общественно ценных перспектив жизни, целей и мотивов деятельности;
- формирование психологической готовности к преодолению трудностей и препятствий, которые он встретит после освобождения, для восстановления своего доброго имени, положения и авторитета в обществе;
- формирование адекватной самооценки;
- формирование убеждения у освобождаемого в том, что трудности, с которыми он встретится, не дают ему права изменить своё поведение в худшую сторону и не могут служить оправданием при совершении новых преступлений;
- формирование убеждения, что отбытое наказание нельзя рассматривать как искупление освобождённым вины, а перенесённые при этом страдания не дают ему права на какие-то особые льготы при поступлении на работу, учёбу; наоборот, он имеет меньше преимуществ по сравнению с честными тружениками;
- формирование убеждения в том, что по мере восстановления к нему доверия общества, по мере его исправления и достижения успехов в труде будут расширяться возможности реализовать его права на получение необходимых благ от общества;
- формирование установки постоянно заниматься самовоспитанием во имя восстановления доверия общества и государства к его личности, во имя профессионального и гражданского самосовершенствования [1, с. 42].
Объём и содержание психологической подготовки освобождаемого из воспитательной колонии зависят от отбытого им срока наказания, условий содержания в колонии, степени криминальной заражённости, возраста и пола, индивидуально-психологических особенностей личности. Существенным условием эффективности психологической подготовки освобождаемых к жизни на свободе является разрыв их с преступным прошлым, явка с повинной тех, за кем имеются нераскрытые преступления.
Психологической подготовкой к жизни на свободе воспитатели начинают заниматься с первого дня пребывания воспитанника в воспитательной колонии. Такая заблаговременная подготовка осуществляется в ходе всего педагогического процесса. За 2-3 месяца до освобождения начинается непосредственная психологическая подготовка, которая отличается особой интенсивностью и насыщенностью психологических воздействий на личность воспитанника. Она проводится в единстве с практической подготовкой к освобождению, которая включает: определение места жительства и возможного места работы, установление администрацией воспитательной колонии связи с местными органами власти и предприятием, получение от них гарантий о трудоустройстве воспитанника и контроле за его поведением, обеспечение его встречи в семье и исключение возможности уклонения от работы и учёбы на свободе. Во многих колониях составляются пер-
спективные планы психологической и практической подготовки воспитанников, подлежащих освобождению, в которых предусматривается система мероприятий по завершению педагогического процесса в воспитательной колонии, подготовке воспитанника к жизни на свободе, руководству процессом его адаптации. В обязательном порядке передавать несовершеннолетних воспитанников, «из рук в руки» родственникам или социальным работникам.
В закреплении и завершении результатов исправления и перевоспитания освобождённого из мест лишения свободы принимают участие многие общественные организации и государственные учреждения, которые обязаны в соответствии с законом принять все меры к быстрейшему его трудоустройству, вовлечению в учёбу, обеспечить за ним надлежащий контроль. Однако в жизни встречаются факты открытого недоверия и неприязни к бывшим осуждённым. Многочисленные случаи свидетельствуют о том, что необоснованный отказ освобождённому воспитаннику в трудоустройстве, прописке по месту постоянного жительства, поступлении на учёбу могут служить толчком для его повторного становления на преступный путь. Недопустимы с педагогической точки зрения постоянные напоминания бывшему воспитаннику об отбытом наказании, нескрываемая подозрительность и настороженность. Такое отношение нередко порождает у него тяжёлое моральное состояние, толкает к возобновлению прежних преступных связей. Вся проделанная в воспитательной колонии работа при этом сводится на нет, а борьбе с преступностью наносится существенный ущерб.
В ряде воспитательных колоний ведётся учёт повторных преступлений, совершённых их воспитанниками, с анализом причин таких преступлений. Чаще всего повторная преступность освобождённых из воспитательных колоний имеет место в организациях и на предприятиях, где трудовой коллектив не сплочён, специальная работа с освобождёнными не проводится, воспитательная работа стоит на низком уровне [2, с. 75]. На передовых предприятиях для работы с освобождёнными из мест лишения свободы создаются специальные комиссии (инспекции), которые выделяют им шефов с учётом психологической совместимости, определяют для них первичные коллективы, вовлекают бывших осуждённых в активную общественную работу. Учёбу в школе, повышение квалификации, организуют общественный контроль за ними в свободное время, подключают профсоюзную организацию к обеспечению их досуга. Всё это способствует закреплению результатов исправления и перевоспитания бывших воспитанников и скорейшей адаптации их к нормальным условиям, ликвидации повторной преступности.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 93,5%.
Список литературы:
1. Богорев Н.В. Социальная помощь и постпенитенциарный контроль за поведением лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2012. № 1 (17). С. 40-43.
2. Гаврилюк Е.Д. Предупреждение преступлений и правонарушений, совершаемых осуждёнными в воспитательных колониях: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. 220 с.
3. Казакова Д.Р. Личность несовершеннолетних преступников, лишенных свободы // Человек: преступление и наказание. 2007. № 4. С. 80-86.
4. Леус Э.В., Соловьев А.Г. Пенитенциарная психология. Архангельск: САФУ, 2016. 166 с.
5. Пономарёва Д.И. Психологическая коррекция личности и агрессивного поведения старших подростков-делинквентов в воспитательных колониях. Комплексная программа: учеб.-практ. пособ. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. 118 с.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью старшего научного сотрудника Гнедовой Н. П. «Практика психологической подготовки несовершеннолетнего осужденного к освобождению» Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной для современной уголовно-исполнительной системы (УИС) теме, имеющей важное теоретическое и прикладное значение.
В последние годы преступность несовершеннолетних характеризуется насилием и жестокостью, все больше приобретает массовый характер. Вследствие этого в воспитательные колонии попадает самый рецидивоопасный контингент подростков.
Поэтому от того, насколько своевременно и грамотно будет организована работа по подготовке, в том числе и прежде всего психологической, осужденного к освобождению, зависит сокращение рецидива среди несовершеннолетних, а в конечном счете и возвращение в общество законопослушного гражданина.
Название статьи соответствует ее содержанию. Статья выполнена на добротном научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Материалы могут быть использованы сотрудниками УИС, проходящими службу в воспитательных колониях, а также в учебном процессе образовательных организаций ФСИН России.
Оригинальность текста по системе «Антиплагиат» составляет 93,5%.
Вывод: статья Гнедовой Н.П. «Практика психологической подготовки несовершеннолетнего осужденного к освобождению» может быть рекомендована к публикации в журнале.
Ведущий научный сотрудник
ФКУ НИИ ФСИН России
доктор юридических наук, профессор
В.Н. Григорьев