Яхонтова О.С., Громадская Н.В., Сагайдак А.Ю. Взаимодействие полиции с федеральной службой.
УДК 343
О.С. Яхонтова*, Н.В. Громадская**, А.Ю. Сагайдак***
Взаимодействие полиции с Федеральной службой
исполнения наказаний по предупреждению
преступлений рецидивной и профессиональной направленности
В данной статье рассматриваются вопросы рецидивной и профессиональной преступности, а также способы взаимодействия полиции с Федеральной службой исполнения наказаний в области предупреждения и профилактики преступлений рецидивной и профессиональной направленности.
Ключевые слова: предупреждение преступности, профилактика, профессия, преступление, преступность, полиция, наказание
O.S. Yakhontova*. N.V. Gromadskaja**,A.Y Sagaidak***. Police cooperation with the Federal service of execution of punishment for prevention of professional and recurrent crimes. This article deals with problems of recurrent and professional crimes and also the ways of interaction police with the Federal service of execution of punishment in the field of prevention crimes.
Keywords: warning of danger, prevention, profession, crime, recurrent, police, punishment.
Рецидивная преступность является одной из наиболее опасных, поскольку совершение преступления ранее судимым лицом свидетельствует о его упорном нежелании соблюдать нормы закона, стремлении и дальше продолжать преступную деятельность. Показатели этой части преступности характеризуют эффективность мер уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, состояние преступной среды. Рецидивисты занимают верхние ступени в пирамиде социальной иерархии преступного сообщества. Они обладают значимостью, пользуются авторитетом в преступной среде в силу «тюремного стажа» и своеобразного образа жизни, даже если материально и не преуспевают в криминальном «бизнесе». Преступники-профессионалы, в свою очередь, более прагматичны, ими движут чаще корысть и расчёт, нежели преступная романтика. Являясь «наёмной силой» криминальной экономики, профессиональные преступники являются двигателем преступности, определяя её типичные формы. Их рейтинг, личные статус и авторитет колеблются в зависимости от успешности преступной карьеры, квалификации и профессии. Рецидивная и профессиональная преступность сливаются в вершине своей пирамиды, где харизматические лидеры стремятся организовать и поставить под свой контроль всё преступное сообщество.
Исходя из этого, деятельность органов внутренних дел по предупреждению рецидивной и профессиональной преступности должна включать в себя осуществление административного надзора и контроля за лицами, освободившимися из исправительных учреждений по отбытии уголовного наказания в виде лишения свободы, контроль за лицами, в отношении которых уголовно-исполнительные инспекции Федеральной службы исполнения наказаний исполняют альтернативные виды уголовного наказания (обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы), оперативно-розыскную деятельность, направленную на недопущение совершения новых преступлений со стороны лиц, освободившихся из мест лишения свободы и склонных к совершению преступлений.
Таким образом, предупреждение рецидивной и профессиональной преступности предполагает активное, целенаправленное воздействие на весь комплекс обусловивших её причин и условий на всех уровнях. Деятельность по предупреждению рецидивной и профессиональной преступности многоаспектна. Необходимо общее оздоровление криминальной обстановки в стране, улучшение нравственного, психологического климата в обществе, что способно положительно воздействовать на ситуацию. Основным субъектом предупреждения рецидивной и профессиональной преступности выступают органы внутренних дел, это определяется компетенцией, широкими полномочиями по осуществлению административной, уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.
* Яхонтова, Олеся Сергеевна, старший преподаватель кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-19. E-mail: [email protected].
** Громадская, Наталья Витальевна, старший преподаватель кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-19. E-mail: [email protected].
*** Сагайдак, Альбина Юрьевна, заместитель начальника кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-19. E-mail: [email protected].
* Yakhontova, Olesya Sergeyevna, Senior lecturer of criminology of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, expectant of Law Science. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8(812)-744-70-19. E-mail: [email protected]
** Gromadskaja, Natalya Vitalyevna, Lecturer of criminology of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8(812)-744-70-19. E-mail: [email protected].
*** Sagaidak, Albina Yurievna, deputy head of chair сriminology Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogical sciences. Address: Russia, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. 744-70-19. E-mail: [email protected].
© Яхонтова О.С., Громадская Н.В., Сагайдак А.Ю., 2016
Криминалистика, криминология, ОРД
Органы внутренних дел в части предупреждения рецидивной и профессиональной преступности должны строить свою деятельность в соответствии с конституционными принципами: уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Полиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Основной объём работы по предупреждению профессиональной и рецидивной преступности, проводимой органами внутренних дел, осуществляет служба участковых уполномоченных полиции, организовывая общую профилактику преступности на обслуживаемой территории и индивидуально-профилактическую работу с лицами, состоящими на профилактическом учёте.
Предупреждение профессиональной и рецидивной преступности органами внутренних дел -это сложная система профилактических мероприятий, направленная на выявление причин и условий, способствующих их совершению, на предупреждение и пресечение любых видов преступлений, осуществление контроля за ранее судимыми лицами. Например, участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних составляются индивидуальные планы профилактических мероприятий в отношении конкретных лиц, состоящих на учете в ОВД [1, с. 246].
Правовой основой профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции являются: Федеральный закон «О полиции»; приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», утверждающий Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции; приказ МВД России от 17.01.2006 г. № 19 (в редакции приказа № 1340 от 30 декабря 2011 года) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
Осуществляя общепрофилактическую деятельность на обслуживаемой территории, участковый уполномоченный полиции собирает информацию, общаясь с населением, рассматривая и принимая решения по жалобам, заявлениям и сообщениям граждан, проводя личное наблюдение, изучая данные статистической отчетности, оперативно-розыскных и информационно-справочных учётов. В первую очередь индивидуально-профилактическому вниманию подвергаются лица, склонные к совершению административных правонарушений и преступлений; лица, ранее осуждённые к альтернативным видам наказания, к лишению свободы. Предупредительные меры в отношении конкретного индивида направлены на устранение неблагоприятных воздействий (психологических, моральных, бытовых, физических, насильственных), позволяющих совершить противоправные деяния повторно.
Предупреждение профессиональной и рецидивной преступности начинается с того, что участковый уполномоченный полиции заводит контрольную карточку и контрольно-наблюдательное дело на основании извещения или сообщения, поступающего в орган внутренних дел по месту предполагаемого прибытия освобождённого из исправительного учреждения. Если лицо отбывает наказание, не связанное с лишением свободы, или условно, то в этом случае извещение приходит из уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного [1, с. 246]. В извещении содержится информация, характеризующая личность освобождаемого (совершённое им преступление, срок наказания, наличие прошлых судимостей, черты характера, сведения об отрицательных связях и намерениях), позволяющая определить, нуждается ли данное лицо в профилактическом воздействии.
Извещение направляется только на тех освобождаемых, в отношении которых установлены ограничения: в отношении лиц, не вставших на путь исправления, имеющих три и более судимостей, совершивших преступления при особо опасном рецидиве, не отказавшихся от намерений продолжать преступную деятельность. На остальных граждан, освобождаемых из исправительных учреждений, оформляются сообщения, в которых содержится уголовно-правовая информация и сведения о поведении за время отбывания наказания.
Профилактическая работа с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, начинается в исправительном учреждении за 6 месяцев до истечения срока отбывания наказания. Инспектор по трудовому и бытовому устройству осуждённых исправительного учреждения уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по предполагаемому месту жительства о предстоящем освобождении гражданина, наличии у него жилья, имеющихся специальностях, трудоспособности. В орган внутренних дел направляется запрос о возможности регистрации осужденного по выбранному месту жительства. Участковый уполномоченный, получив запрос, должен руководствоваться ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 29 декабря 2015 г.) [2], в которой лица, освобождённые из мест лишения свободы, относятся к числу граждан, пользующихся повышенной социально-правовой защитой. В соответствии с п. 2.3 совместного указания МВД России и Федеральной службы занятости РФ «О некоторых изменениях порядка трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих уголовные наказания», правом на первоочередное трудоустройство пользуются освобождённые от наказания, которое осуществляется с помощью центров занятости населения. Участковым уполномоченным должно оказываться содействие в трудоустройстве гражданина, а бывший осуждённый вправе требовать от сотрудников службы занятости населения подобрать ему подходящую работу или провести его обучение по другой специальности.
Яхонтова О.С., Громадская Н.В., Сагайдак А.Ю. Взаимодействие полиции с федеральной службой...
Участковые уполномоченные полиции, выполняя мероприятия по профилактике рецидивной и профессиональной преступности, тесно взаимодействуют с сотрудниками Минюста России. Сотрудники подразделений двух министерств действуют совместно, что повышает эффективность мер предупреждения преступлений среди подучётных лиц и усиливает контроль за их поведением. Несомненно, это должно являться одной из общих задач двух министерств. Основное взаимодействие приходится на участковых уполномоченных полиции и инспекторов уголовно-исполнительных инспекций, деятельность которых регламентируется уголовно-исполнительным законодательством и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях» № 729 от 16 июня 1997 г. (с изменениями и дополнениями от 23 апреля 2012 г.) [3]. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют учёт и контроль лиц, условно осуждённых, осуждённых к наказаниям, которые не связаны с лишением свободы, и досрочно освобождённых с отсрочкой исполнения наказания, а органы внутренних дел должны контролировать поведение осуждённых в быту, на производстве и проводить с ними профилактические мероприятия. Установленный порядок взаимодействия регламентирован совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 190/912 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» [4].
Участковые уполномоченные полиции осуществляют контроль за поведением граждан, освободившихся из исправительных учреждений. Для этого собирается и изучается информация об этих гражданах: когда и за что привлекались к уголовной ответственности, в каком учреждении отбывали наказание и как характеризовались, участие в преступных группировках, характеристика лиц, с которыми поддерживаются связи по месту жительства, работы, учёбы, проведения досуга, склонность к антиобщественному поведению. Такая информация фиксируется в справках, рапортах и других служебных документах, которые содержатся в контрольно-наблюдательных делах.
Участковый уполномоченный полиции на каждое лицо, в отношении которого будет осуществляться контроль, составляет индивидуальный план профилактических мероприятий с тем, чтобы не допустить рецидив преступлений. К ранее судимым лицам, нарушающим общественный порядок, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, злоупотребляющим спиртными напитками или употребляющим наркотические средства, не выполняющим обязанности или запреты, установленные судом, применяются административно-правовые меры.
За лицами, которые отбывают альтернативные виды уголовного наказания и состоят на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях ФСИН России, контроль со стороны участковых уполномоченных полиции должен быть прекращён или продлён после того, как будет получено уведомление из инспекции. В уведомлении указывается информация об отбытии уголовного наказания, истечении (продлении) испытательного срока, для лиц, условно осужденных, - прекращении исполнения наказания по основаниям акта амнистии или помилования.
Подводя итог, важно отметить, что деятельность сотрудников полиции и Федеральной службы исполнения наказаний должна быть направлена на разрушение криминальных традиций преступного мира, на пресечение профессиональной и рецидивной преступной деятельности.
Список литературы
1. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и « Правоохранительная деятельность» / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. - М.: Юнити-Дана, 2009.
2. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/10164333/#ixzz3xDDPtu60 (дата обращения 14.01.2016).
3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях» № 729 от 16 июня 1997 г. (с изменениями и дополнениями от 23 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». - URL: http://base.garant. ru/1345113/#ixzz3xD9r2n00 (дата обращения 14.01.2016).
4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 190/912 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений». Российская газета. - 2012. - 26 окт. - Федеральный выпуск № 5921. [Электронный ресурс] // http://www.rg.ru/gazeta/rg/2012/10/26. htm (дата обращения 14.01.2016).