Научная статья на тему 'Проблемы изучения психодинамики личности несовершеннолетних осужденных'

Проблемы изучения психодинамики личности несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / JUVENILE CONVICT / PERSONALITY / PSYCHODYNAMIC APPROACH / EDUCATIONAL COLONY / SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Ирина Александровна, Хмельницкая Вера Александровна

В статье освещены актуальные вопросы подростковой преступности, механизмов включения несовершеннолетних осужденных в жизнедеятельность общества. Изучение психодинамики личности несовершеннолетних осужденных рассматривается во взаимосвязи с условиями их пребывания в воспитательной колонии, влиянии на них различных социально-психологических аспектов, а также с точки зрения экзистенциально-аналитической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецова Ирина Александровна, Хмельницкая Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of studying psychodynamics of the personality of juvenile offenders

The article deals with current issues of juvenile delinquency, the mechanisms for the integration of juvenile offenders into the life of society. The study of the psychodynamics of the personality of juvenile offenders is discussed in conjunction with the conditions of their stay in the penal colony, the influence of various socio-psychological aspects, as well as from the perspective of existential-analytical theory.

Текст научной работы на тему «Проблемы изучения психодинамики личности несовершеннолетних осужденных»

УДК 159.9: 343.81

Кузнецова Ирина Александровна Хмельницкая Вера Александровна

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань

[email protected]

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОДИНАМИКИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

В статье освещены актуальные вопросы подростковой преступности, механизмов включения несовершеннолетних осужденных в жизнедеятельность общества. Изучение психодинамики личности несовершеннолетних осужденных рассматривается во взаимосвязи с условиями их пребывания в воспитательной колонии, влиянии на них различных социально-психологических аспектов, а также с точки зрения экзистенциально-аналитической теории.

Ключевые слова: несовершеннолетний осужденный, личность, психодинамический подход, воспитательная колония, духовно-нравственное воспитание.

Подростковая преступность в настоящее время является одной из актуальных проблем современной действительности, систематические нарушения несовершеннолетними нравственных и правовых норм, принятых в обществе, свидетельствуют о пробелах в их воспитании, а также об отсутствии четкого механизма включения несовершеннолетних в жизнедеятельность общества. Обстоятельствами, серьезно сказывающимися на отрицательных тенденциях преступности несовершеннолетних в Российской Федерации, являются не только негативные социальные процессы, но и явно неудовлетворительное состояние системы предупреждения преступности несовершеннолетних.

В настоящее время в качестве одной из важнейших целей функционирования УИС, особенно в части несовершеннолетних, стало снижение уровня рецидива преступлений, совершаемых лицами, ранее отбывающими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной, воспитательной и психологической работы в воспитательной колонии. Достижение цели обеспечивается решением вполне конкретных задач по изменению отношения к применению основных средств исправления осужденных в воспитательной колонии с повышением значимости психолого-педагогической работы с личностью и подготовке к жизни в обществе; разработке форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; повышению эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры [6, с. 119; 1, с. 204].

Значительные изменения, произошедшие в социально-экономической, политической жизни общества на рубеже веков в России привели к увеличению числа асоциальных семей, беспризорных, безнадзорных детей, а также значительному росту числа правонарушений и преступлений, совершенных подростками.

Согласно статистическим данным (официальный сайт ФСИН России) по состоянию на нача-

ло 2003 года в воспитательных колониях отбывали наказание 16491 осужденных (лиц мужского пола - 15546 человек, лиц женского пола - 945 человек), в 2015 году 1683 осужденных (лиц мужского пола - 1590 человек, лиц женского пола - 93 человека). Однако это не означает, что численность несовершеннолетних осужденных вставших на преступный путь уменьшилось. Основными причинами сокращения численности осужденных в воспитательных колониях явились: демографический кризис, изменения в УИК РФ, который увеличил количество видов наказания не связанных с лишением свободы за преступления небольшой и средней степени тяжести, а также снижение предельного возраста отбывания наказания в воспитательной колонии с 21 года до 19 лет.

Как в классическом, так и в современном понимании психодинамика личности рассматривается как сложная иерархизированная система движущих сил и побудителей личностного поведения. Однако, если в классических учениях начала и середины ХХ в. определялся достаточно узкий круг таких сил (сексуальность и агрессивность у Фрейда, архетипы у Юнга, идеал, комплекс неполноценности и чувство общности у Адлера), то в современном понимании, необходима общая теория, описывающая внутреннюю систему взаимосвязанных психических сил, запускающих и регулирующих поведение человека, причем в качестве таких сил могут выступать любые психические явления, процессы и свойства. В этом специфика современного психодинамического подхода, и именно поэтому этот подход наиболее подходит для изучения психологических оснований личностных трансформаций несовершеннолетних осужденных на всех уровнях развития личности. На уровнях телесном, душевном и духовном, так как если душевные явления еще поддаются аналитическому членению, то духовность сугубо целостна, неразрывно соединяющая в себе всю телесно-душевно-духовную психодинамику [7, с. 76].

Перед психологами воспитательных колоний стоит задача, как минимум, не допустить криминального развития личности подростка-право-

© Кузнецова И.А., Хмельницкая В.А., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3

107

ДЕВИАНТОЛОГИЯ

нарушителя, обеспечить условия формирования правопослушной личности; и как максимум - обеспечить психологическое исправление подростка, а именно формирование социально ориентированной личности, внутренне, на основе духовно-нравственных установок не приемлющей возможности совершения преступления [7, с. 98].

Необходимо отметить, что существующая сегодня уголовная и уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних осужденных, не в полной мере учитывает их особенности и осуществляется большей частью в соответствии с общими принципами и нормами законодательства. При этом меры режимного характера преобладают над воспитательными. В настоящее время воспитательные колонии не выделены в общей системе пенитенциарных учреждений, они являются типичными исправительными учреждениями, реализующими карательную функцию аналогично исправительной колонии для взрослых преступников. Несовершеннолетние в большинстве случаев поступают в воспитательные колонии из следственных изоляторов и, достигнув совершеннолетия, переводятся для отбытия наказания в исправительные колонии общего режима, а установленные законом различия между условиями содержания осужденных в воспитательной колонии и условиями содержания в исправительных учреждениях не являются существенными. При применении к осужденным средств исправления в воспитательной колонии не в полной мере учитываются психолого-педагогические особенности несовершеннолетних, что снижает эффективность социально-реабилитационной работы с ними [3, с. 99].

Личность несовершеннолетнего правонарушителя, как правило, характеризуется недостаточным уровнем социализации и отражает значительные недостатки и пробелы в основных сферах его воспитания: в семье, в школе (учреждении начального профессионального образования) и в трудовой деятельности. Также, на его личность огромное влияние оказывает особенная сфера - это двор, улица, неформальные группы с отрицательной направленностью, а именно его досуг.

Причины совершения преступлений несовершеннолетними имеют глубокие корни в семье, и в настоящее время являются огромной проблемой общества.

Характер семейных отношений, психолого-эмоциональный климат, созданный в семье, играет огромную роль в формировании личности, нравственных качеств каждого человека.

Подавляющее большинство подростков отбывающих наказание в ВК до осуждения не имели устойчивых социально полезных связей. Их контакты ограничивались связями внутри девиантных групп, начиная с воспитания в семье преступников или алкоголиков и заканчивая криминальным рай-

оном проживания. У детей, выросших в неблагополучных семьях, процесс социализации идет в рамках девиантной субкультуры, а значит, подростки не имеют понятия о нормах и ценностях человеческого общества, не имеют представления о модели законопослушного поведения [4, с. 230].

Предпринимаемые государством меры в направлении противодействия преступности и гуманизации уголовной ответственности несовершеннолетних привели к сокращению численности лиц, содержащихся в воспитательных колониях. Вместе с тем, в последние годы произошло значительное ухудшение социальных и уголовно-правовых характеристик лиц, содержащихся в воспитательных колониях.

Очевидно, что в работе с трудными подростками необходимо предусмотреть процедуру социально-реабилитационного сопровождения, позволяющего обеспечить их эффективную и последовательную ресоциализацию к условиям жизни на свободе [7, с. 41].

И.Н. Майнина и А.Ю. Васанов пишут: «Начиная с 90-х годов в отечественной психологии общепризнанным является то, что описание личности как целостной системы не может исчерпываться одним лишь анализом поведения, действий, ценностных ориентаций, субъективных оценок. Можно также утверждать, что личность - это постоянный поиск себя, своего места в жизни, поиск многочисленных смыслов своего существования. В случае получения негативного опыта в данном процессе человек теряет свою идентичность, целостность, интегрированность».

Необходимо отметить, что данные проявления наиболее свойственны подростковому возрасту.

Согласно основным положениям экзистенциально-аналитической теории исследовательская и психотерапевтическая концепция в кратком изложении И.Н. Майниной и А.Ю. Васанова выглядит так: «Согласно основным положениям этой теории образ человека представляет собой три измерения, отражающих три аспекта человеческой природы:

1. Телесный, физический (как существо физическое человек стремится к поддержанию своего здоровья, что регулируется его потребностями);

2. Психический, психодинамический (как существу психическому человеку важны его витальные силы и переживания благополучия собственного тела; осуществление стремления к переживанию приятных чувств и избегание неприятных воспринимается, как удовольствие, неудача в этом - как неудовольствие, напряжение, фрустрация);

3. Духовный, называемый Person: свободное в человеке (как существо духовное человек ищет смысл и ценность жизни, опору, веру, любовь, ценности, справедливость, свободу, ответственность и др.) [5, с. 358].

Проведенные Д.В Сочивко исследования в области психодинамики личности несовершенно-

108

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

летних, выстроили стратегии психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, в зависимости от их принадлежности к той или иной группе и психодинамическому типу.

В целом организация психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными, направленная на достижение ее максимальной индивидуализации и персонализации, должна строиться по следующей схеме:

1) общая психодиагностика всех несовершеннолетних осужденных;

2) обработка результатов и определение их психодинамических типов;

3) общая психокоррекция и психологическая помощь осужденным;

4) промежуточный психодиагностический мониторинг;

5) социальная психокоррекция и психологическая помощь осужденным.

Рассматривая психодинамический поход к изучению личности несовершеннолетнего осужденного, необходимо отметить, что для достижения цели юридического и психологического исправления подростка, оказавшегося в местах лишения свободы, необходима системная координация и одновременная реализация психологического (телесно-душевно ориентированного) и духовно-нравственного (душевно-духовно-ориентированного) воздействия на личность осужденного.

Библиографический список

1. Александров Б.В. Вовлечение осужденных в трудовую деятельность, как фактор их ресоциа-

лизации // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.). -2015. - Т. 2. - № 31. - С. 203-206.

2. Александров Б.В. Современное представление об отношение осужденных к труду в исправительных учреждениях // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. -№ 1. - С. 41-43.

3. Кашуба Ю.А., Бакаева Ю.В. Уголовные наказания, применяемые в отношении несовершеннолетних. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. - 125 с.

4. Кузнецова И.А. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2016. - Т. 3. - № 41. -С. 230-235.

5. Майнина И.Н., Васанов А.Ю. Системная детерминация оценок личности // Системная организация и детерминация личности / под ред. В.А. Ба-рабанщикова. - М.: Институт психологии РАН,

2009. - 447 с.

6. Матвеева Н.С. Особенности организации производства в уголовно-исполнительной системе России // Человек: Преступление и наказание. -

2010. - № 4. - С. 119-122.

7. Сочивко Д.В., Крымов А.А., Попов В.В., Симакова Т.А. Психологическая поддержка позитивных трансформаций личности несовершеннолетних осужденных в облегченных условиях содержания (воспитательных центрах) / под общ. ред. Д.В. Сочивко. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. -160 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.