УДК 159.9: 343.81
Кузнецова Ирина Александровна Хмельницкая Вера Александровна
Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОДИНАМИКИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
В статье освещены актуальные вопросы подростковой преступности, механизмов включения несовершеннолетних осужденных в жизнедеятельность общества. Изучение психодинамики личности несовершеннолетних осужденных рассматривается во взаимосвязи с условиями их пребывания в воспитательной колонии, влиянии на них различных социально-психологических аспектов, а также с точки зрения экзистенциально-аналитической теории.
Ключевые слова: несовершеннолетний осужденный, личность, психодинамический подход, воспитательная колония, духовно-нравственное воспитание.
Подростковая преступность в настоящее время является одной из актуальных проблем современной действительности, систематические нарушения несовершеннолетними нравственных и правовых норм, принятых в обществе, свидетельствуют о пробелах в их воспитании, а также об отсутствии четкого механизма включения несовершеннолетних в жизнедеятельность общества. Обстоятельствами, серьезно сказывающимися на отрицательных тенденциях преступности несовершеннолетних в Российской Федерации, являются не только негативные социальные процессы, но и явно неудовлетворительное состояние системы предупреждения преступности несовершеннолетних.
В настоящее время в качестве одной из важнейших целей функционирования УИС, особенно в части несовершеннолетних, стало снижение уровня рецидива преступлений, совершаемых лицами, ранее отбывающими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной, воспитательной и психологической работы в воспитательной колонии. Достижение цели обеспечивается решением вполне конкретных задач по изменению отношения к применению основных средств исправления осужденных в воспитательной колонии с повышением значимости психолого-педагогической работы с личностью и подготовке к жизни в обществе; разработке форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; повышению эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры [6, с. 119; 1, с. 204].
Значительные изменения, произошедшие в социально-экономической, политической жизни общества на рубеже веков в России привели к увеличению числа асоциальных семей, беспризорных, безнадзорных детей, а также значительному росту числа правонарушений и преступлений, совершенных подростками.
Согласно статистическим данным (официальный сайт ФСИН России) по состоянию на нача-
ло 2003 года в воспитательных колониях отбывали наказание 16491 осужденных (лиц мужского пола - 15546 человек, лиц женского пола - 945 человек), в 2015 году 1683 осужденных (лиц мужского пола - 1590 человек, лиц женского пола - 93 человека). Однако это не означает, что численность несовершеннолетних осужденных вставших на преступный путь уменьшилось. Основными причинами сокращения численности осужденных в воспитательных колониях явились: демографический кризис, изменения в УИК РФ, который увеличил количество видов наказания не связанных с лишением свободы за преступления небольшой и средней степени тяжести, а также снижение предельного возраста отбывания наказания в воспитательной колонии с 21 года до 19 лет.
Как в классическом, так и в современном понимании психодинамика личности рассматривается как сложная иерархизированная система движущих сил и побудителей личностного поведения. Однако, если в классических учениях начала и середины ХХ в. определялся достаточно узкий круг таких сил (сексуальность и агрессивность у Фрейда, архетипы у Юнга, идеал, комплекс неполноценности и чувство общности у Адлера), то в современном понимании, необходима общая теория, описывающая внутреннюю систему взаимосвязанных психических сил, запускающих и регулирующих поведение человека, причем в качестве таких сил могут выступать любые психические явления, процессы и свойства. В этом специфика современного психодинамического подхода, и именно поэтому этот подход наиболее подходит для изучения психологических оснований личностных трансформаций несовершеннолетних осужденных на всех уровнях развития личности. На уровнях телесном, душевном и духовном, так как если душевные явления еще поддаются аналитическому членению, то духовность сугубо целостна, неразрывно соединяющая в себе всю телесно-душевно-духовную психодинамику [7, с. 76].
Перед психологами воспитательных колоний стоит задача, как минимум, не допустить криминального развития личности подростка-право-
© Кузнецова И.А., Хмельницкая В.А., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
107
ДЕВИАНТОЛОГИЯ
нарушителя, обеспечить условия формирования правопослушной личности; и как максимум - обеспечить психологическое исправление подростка, а именно формирование социально ориентированной личности, внутренне, на основе духовно-нравственных установок не приемлющей возможности совершения преступления [7, с. 98].
Необходимо отметить, что существующая сегодня уголовная и уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних осужденных, не в полной мере учитывает их особенности и осуществляется большей частью в соответствии с общими принципами и нормами законодательства. При этом меры режимного характера преобладают над воспитательными. В настоящее время воспитательные колонии не выделены в общей системе пенитенциарных учреждений, они являются типичными исправительными учреждениями, реализующими карательную функцию аналогично исправительной колонии для взрослых преступников. Несовершеннолетние в большинстве случаев поступают в воспитательные колонии из следственных изоляторов и, достигнув совершеннолетия, переводятся для отбытия наказания в исправительные колонии общего режима, а установленные законом различия между условиями содержания осужденных в воспитательной колонии и условиями содержания в исправительных учреждениях не являются существенными. При применении к осужденным средств исправления в воспитательной колонии не в полной мере учитываются психолого-педагогические особенности несовершеннолетних, что снижает эффективность социально-реабилитационной работы с ними [3, с. 99].
Личность несовершеннолетнего правонарушителя, как правило, характеризуется недостаточным уровнем социализации и отражает значительные недостатки и пробелы в основных сферах его воспитания: в семье, в школе (учреждении начального профессионального образования) и в трудовой деятельности. Также, на его личность огромное влияние оказывает особенная сфера - это двор, улица, неформальные группы с отрицательной направленностью, а именно его досуг.
Причины совершения преступлений несовершеннолетними имеют глубокие корни в семье, и в настоящее время являются огромной проблемой общества.
Характер семейных отношений, психолого-эмоциональный климат, созданный в семье, играет огромную роль в формировании личности, нравственных качеств каждого человека.
Подавляющее большинство подростков отбывающих наказание в ВК до осуждения не имели устойчивых социально полезных связей. Их контакты ограничивались связями внутри девиантных групп, начиная с воспитания в семье преступников или алкоголиков и заканчивая криминальным рай-
оном проживания. У детей, выросших в неблагополучных семьях, процесс социализации идет в рамках девиантной субкультуры, а значит, подростки не имеют понятия о нормах и ценностях человеческого общества, не имеют представления о модели законопослушного поведения [4, с. 230].
Предпринимаемые государством меры в направлении противодействия преступности и гуманизации уголовной ответственности несовершеннолетних привели к сокращению численности лиц, содержащихся в воспитательных колониях. Вместе с тем, в последние годы произошло значительное ухудшение социальных и уголовно-правовых характеристик лиц, содержащихся в воспитательных колониях.
Очевидно, что в работе с трудными подростками необходимо предусмотреть процедуру социально-реабилитационного сопровождения, позволяющего обеспечить их эффективную и последовательную ресоциализацию к условиям жизни на свободе [7, с. 41].
И.Н. Майнина и А.Ю. Васанов пишут: «Начиная с 90-х годов в отечественной психологии общепризнанным является то, что описание личности как целостной системы не может исчерпываться одним лишь анализом поведения, действий, ценностных ориентаций, субъективных оценок. Можно также утверждать, что личность - это постоянный поиск себя, своего места в жизни, поиск многочисленных смыслов своего существования. В случае получения негативного опыта в данном процессе человек теряет свою идентичность, целостность, интегрированность».
Необходимо отметить, что данные проявления наиболее свойственны подростковому возрасту.
Согласно основным положениям экзистенциально-аналитической теории исследовательская и психотерапевтическая концепция в кратком изложении И.Н. Майниной и А.Ю. Васанова выглядит так: «Согласно основным положениям этой теории образ человека представляет собой три измерения, отражающих три аспекта человеческой природы:
1. Телесный, физический (как существо физическое человек стремится к поддержанию своего здоровья, что регулируется его потребностями);
2. Психический, психодинамический (как существу психическому человеку важны его витальные силы и переживания благополучия собственного тела; осуществление стремления к переживанию приятных чувств и избегание неприятных воспринимается, как удовольствие, неудача в этом - как неудовольствие, напряжение, фрустрация);
3. Духовный, называемый Person: свободное в человеке (как существо духовное человек ищет смысл и ценность жизни, опору, веру, любовь, ценности, справедливость, свободу, ответственность и др.) [5, с. 358].
Проведенные Д.В Сочивко исследования в области психодинамики личности несовершенно-
108
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
летних, выстроили стратегии психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, в зависимости от их принадлежности к той или иной группе и психодинамическому типу.
В целом организация психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными, направленная на достижение ее максимальной индивидуализации и персонализации, должна строиться по следующей схеме:
1) общая психодиагностика всех несовершеннолетних осужденных;
2) обработка результатов и определение их психодинамических типов;
3) общая психокоррекция и психологическая помощь осужденным;
4) промежуточный психодиагностический мониторинг;
5) социальная психокоррекция и психологическая помощь осужденным.
Рассматривая психодинамический поход к изучению личности несовершеннолетнего осужденного, необходимо отметить, что для достижения цели юридического и психологического исправления подростка, оказавшегося в местах лишения свободы, необходима системная координация и одновременная реализация психологического (телесно-душевно ориентированного) и духовно-нравственного (душевно-духовно-ориентированного) воздействия на личность осужденного.
Библиографический список
1. Александров Б.В. Вовлечение осужденных в трудовую деятельность, как фактор их ресоциа-
лизации // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.). -2015. - Т. 2. - № 31. - С. 203-206.
2. Александров Б.В. Современное представление об отношение осужденных к труду в исправительных учреждениях // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. -№ 1. - С. 41-43.
3. Кашуба Ю.А., Бакаева Ю.В. Уголовные наказания, применяемые в отношении несовершеннолетних. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. - 125 с.
4. Кузнецова И.А. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2016. - Т. 3. - № 41. -С. 230-235.
5. Майнина И.Н., Васанов А.Ю. Системная детерминация оценок личности // Системная организация и детерминация личности / под ред. В.А. Ба-рабанщикова. - М.: Институт психологии РАН,
2009. - 447 с.
6. Матвеева Н.С. Особенности организации производства в уголовно-исполнительной системе России // Человек: Преступление и наказание. -
2010. - № 4. - С. 119-122.
7. Сочивко Д.В., Крымов А.А., Попов В.В., Симакова Т.А. Психологическая поддержка позитивных трансформаций личности несовершеннолетних осужденных в облегченных условиях содержания (воспитательных центрах) / под общ. ред. Д.В. Сочивко. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. -160 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
109