Э. В. ЗАУТОРОВА E. V. ZAUTOROVA
ведущим научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования
Православная педагогика и пенитенциарная практика
Orthodox pedagogics and penitentiary practice
Аннотация. Православная педагогика -это отрасль педагогического знания, в основе которой лежит православное мировидение и миропонимание. Особое значение процесс приобщения человека к ценностям православия приобретает в деятельности исправительных учреждений, основной направленностью педагогической работы которых является формирование и развитие у осужденных духовно-нравственных ценностных ориентаций, исправление и преображение личности. Реализация потенциальных возможностей религиозного воспитания позволит существенно расширить воспитательное воздействие на осужденных.
Ключевые слова: православная педагогика, цель и задачи православной педагогики, исправительные учреждения, осужденный, пенитенциарная практика, взаимодействие православной и пенитенциарной педагогики.
Annotation. The orthodox pedagogics is the part of pedagogical knowledge which is the cornerstone of the orthodox vision of the world. A person's awareness of the values of Orthodoxy is of particular importance in activity of correctional facilities which main orientation of pedagogical work is formation and development spiritual and moral valuable orientations of the condemned, correction and transformation of their personality. Realization of potential opportunities of religious education will allow to expand educational impact on convicts significantly.
Key words: orthodox pedagogics, purpose and problems of orthodox pedagogics, correctional facilities, convict, penitentiary practice, interaction of orthodox and penitentiary pedagogics.
Сегодня общество и государство нуждаются в образовательных моделях, которые обеспечивали бы духовные и нравственные компоненты в содержании как образования, так и воспитания. В связи с этим важнейшей
задачей педагогики становится формирование новой мировоззренческой основы образования. На первое место выдвигаются такие качества, как нравственность и духовность. В. И. Даль определил духовность как «все относящееся
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2019
27
к человеческой душе, духу, Богу, а нравственность - как внутренние духовные качества, этические нормы, правила поведения, которыми руководствуется человек. Эти качества в русском сознании всегда почитались как главные. Мировоззрение русского человека как живая составляющая всей нашей культуры много веков было укоренено в вере, сращено с жизнью православной церкви. Именно из этих традиций берет свое начало православная педагогика» [1].
Православие всегда воспитывало в русском народе такие добродетели, как самоотверженность, жертвенность, справедливость, бескорыстие, благородство и порядочность, отречение от своей воли и удовольствий во имя высших идеалов. Главной ценностью считалась Родина и священный долг перед Отечеством - ее защита. «Служить России, отвечать Богу» - таков был девиз наших предков [2]. Важной ценностью признавалась семья, традиционный уклад русской жизни, семейные традиции сохранялись веками и передавались от поколения к поколению [3]. Большое внимание обращалось на выполнение родительского долга: «Если глава семьи, муж, не признает никаких авторитетов, если жена не почитает и не слушает мужа - два своевольных человека не могут вырастить послушного ребенка. В этом кроется одна из причин разрушения семей и непослушания детей. Вырастая в такой семье, дети не будут почитать авторитет власти и мудрость закона. Непослушные граждане, преступая закон и вступая в конфликт с властью, становятся преступниками. Рост преступности ослабляет государство» [2].
Православная педагогика - это отрасль педагогического знания, в основе
которой лежит православное миропонимание. Она изучает влияние православия на развитие человека, а также разрабатывает подходы, цели, принципы, методы, содержание воспитания и образования людей, приобщаемых к общечеловеческим ценностям. Воспитание, с точки зрения православной педагогики, можно определить как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитуемых с целью духовного развития, формирования общечеловеческих ценностей и преобразования личности. На первом месте в православной педагогике стоит воспитание, направленное не только на то, чтобы искоренять в поведении человека все дурное, но и вести его по пути исправления, приучать и упражнять в добродетелях, то есть воспитывать нравственные качества, обогащая духовную сферу личности.
Большой вклад в православную педагогику внес российский педагог К. Д. Ушинский. Его «Педагогическая антропология» должна стать настольной книгой православного педагога. Он показал, что человека можно развивать «гораздо более и прямее: религией, языком народным, географией, историей, изучением природы и новыми литературами» [4]. И. В. Киреевский в своей работе «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» пришел к заключению, что корень образованности России живет в народе и, что самое важное, в его Святой православной церкви. Важны также работы Н. И. Пирогова, горячо радевшего о целостном воспитании [5]. Ни с чем не сравним необыкновенный опыт С. А. Ра-чинского, который создал свою сельскую школу-общину [6]. Крайне полезны для
28 [email protected] www.or.fsin.su
изучения педагогической интуиции и установки мысли протоиерея В. В. Зень-ковского [7] и других.
Целью воспитания и образования, согласно православной педагогике, является помощь в становлении добродетелей, воспитание человека в полном соответствии с нравственными законами. Роль религии значительным образом проявляется в местах лишения свободы, где весьма важными для осужденных являются вопросы переосмысления жизни, поиска истины, духовного очищения. В связи с этим особое значение процесс приобщения к ценностям православия приобретает в деятельности исправительных учреждений, основной направленностью педагогической работы которых являются формирование и развитие у осужденных духовно-нравственных ценностных ориентаций, исправление и преображение личности.
Применительно к специфике исправительных учреждений православная педагогика определяется как направление педагогической науки, позволяющее целенаправленно обеспечивать разработку теории и практики использования ценностей православия в воспитательной работе с целью активизации потенциальных возможностей, формирования основ нравственной культуры осужденных, повышения уровня осмысленности их собственной жизни в условиях лишения свободы. Православная педагогика - это «воцерковленная» педагогика (наполнение православным смыслом уже сложившегося научного и категориального строя педагогики как науки) и педагогика «воцерковления» (педагогика преображения, направленная на духовно-нравственное совершенствование человека в добродетели, святости и так далее) [8].
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2019
Православное воспитание осужденных в местах лишения свободы может решать следующие задачи:
а) знакомство осужденных с религиозными взглядами, что является достаточно эффективным путем удовлетворения потребности в определенном эмоционально-психологическом противовесе тем тяжелым переживаниям, которые связаны с лишением свободы, особенно в период адаптации или в случае отбывания длительных сроков наказания;
б) положительное влияние на поведение осужденных, в значительной степени регулируемое малоконтролируемыми эмоциями и настроениями. Религиозные идеи имеют сильную эмоциональную насыщенность и могут конструктивно направить эмоциональную напряженность осужденных в социально приемлемое русло;
в) доведение до осужденных базовых христианских ценностей в доступной для их понимания форме. Сильной стороной православной морали является то, что она содержит ряд простейших и важнейших норм нравственности, размышления и наблюдения над проблемами бытия, что существенным образом психологически обеспечивает их восприятие и усвоение: в яркой и убедительной форме осужденные могут найти готовые ответы на основные вопросы своей жизни, которые резко обостряются в условиях социальной изоляции;
г) подведение осужденного к осознанию своей вины и раскаянию. В колонии весьма непопулярны темы совершения преступлений, личной вины, ответственности и раскаяния. Для большинства осужденных типична потребность оправдывать свои преступления, доказать самому себе и окружающим, что наказание несправедливо. Рассмотрение
29
этих вопросов через призму религиозной антропологии будет способствовать тому, что наказание перестанет восприниматься осужденными исключительно как кара, психологически подготовит их к раскаянию и покаянию;
д) оказание психотерапевтического воздействия православного искусства в условиях изоляции. Религиозное искусство располагает системой идей, образов и действий, способных постепенно восстанавливать доброту, справедливость и милосердие, способствует конформному отношению к миру, как к творению Бога. Православное воспитание со стороны администрации должно проявляться в создании реальных возможностей для развития творческих начал у осужденных;
е) сплочение малых групп осужденных религиозной направленности. Устойчивое взаимодействие в такой группе обеспечивается их определенной степенью убежденности, мировоззренческой идентичностью. Внутри такой группы существует позитивное отношение друг к другу.
Таким образом, реализация потенциальных возможностей религиозного воспитания позволит существенно расширить воспитательное воздействие на осужденных. Это может быть достигнуто прежде всего путем формирования в среде осужденных эмоционально-психологического климата, осуществления индивидуально-воспитательной работы, установления тесного взаимодействия со служителями культов и подготовки сотрудников к проведению работы по религиозному воспитанию осужденных [9].
Православная педагогика в пенитенциарной практике имеет свою историю. Еще с древних времен христианская церковь предпринимала меры по исправлению осужденных и предупрежде-
нию совершения новых преступлений. В исправительно-трудовой педагогике первых десятилетий советской власти (1917-1937) прослеживались гуманистические тенденции. Ярким представителем подхода к проблемам преступления и наказания как воздействия на осужденных нравственно-религиозными средствами и методами являлся И. Я. Фойницкий.
В наши дни профессор М. П. Стурова в своих научных трудах разносторонне рассматривала понятие духовности с позиций как светскости, так и религиозности [10]. Поистине неоценим ее вклад в общественно-просветительскую и научно-педагогическую деятельность по профилактике религиозного экстремизма в России. Она одна из первых на научной основе исследовала проблему сектантства как духовного рабства, обосновала педагогические возможности государства и общества, правоохранительных органов в данном направлении [11].
Православная педагогика в широком смысле рассматривает осужденного как личность, стремящуюся к самореализации. Данный подход учитывает жизненные планы конкретной личности, ценностные ориентации и другие параметры субъективного мира, связан с устремлением сотрудников к развитию индивидуальности осужденного: «...помощь человеку стать самим собой, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей» (А. Маслоу).
Основной целью применения идей православной педагогики в местах лишения свободы является формирование мировоззрения осужденных согласно тем фундаментальным принципам, которые лежат в основе православной традиции; духовно-нравственное просвещение, коррекция поведения лично-
30 [email protected] www.or.fsin.su
сти, ее социальная адаптация через приобщение к православным ценностям. Основными задачами православной педагогики в пенитенциарной практике являются: разработка научно-теоретических основ использования ее воспитательного потенциала в воспитательной работе с осужденными; обобщение всего накопленного опыта использования подходов православной педагогики и обогащение его новым научным и практическим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации отбывания наказания; совершенствование системы организации использования потенциала православной педагогики в работе с осужденными, подготовка специалистов для реализации этой задачи; изучение общих и специфических особенностей формирования духовно-нравственной культуры осужденных; разработка содержания и коррекционно-развиваю-щих педагогических технологий ее использования; создание условий для социокультурной адаптации осужденных посредством православия и творческой деятельности.
В качестве методологической позиции в исследовании использован прежде всего системный подход, основанный на поиске целостных и взаимосвязанных характеристик изучаемых историко-пе-дагогических фактов, представляющий собой конкретное проявление диалектического метода познания историко-педагогических системных объектов, связанных с православием, и позволяющий в процессе научного исследования строго следовать принципам целостности, структурности и иерархичности (В. Г. Афанасьев, Л. Ф. Спирин, Л. И. Новикова, Э. Г. Юдин и другие).
Использование системного подхода открывает возможность для выделения
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2019
основных сущностно-содержательных реалий православной педагогики, которые могут быть проанализированы на предмет оценки их аксиологического содержания, выражающегося в определении их позитивного влияния на развитие православного просвещения в России. К ценностным реалиям, применительно к исследованию роли просветительства в развитии образования в России, могут быть отнесены: Русская православная церковь, Священный синод, епархия, епископ, монастырь, церковно-приход-ская школа, духовная семинария, национальные просветители, благотворительность и тому подобное.
В связи с этим важным представляется аксиологический подход (О. Г. Дроб-ницкий, М. Г. Казакина, В. А. Караков-ский, А. В. Кирьякова, В. Н. Момов, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, В. П. Тугаринов и другие), связанный с развитием теоретического и практико-ориенти-рованного поиска ценностей и ценностных ориентаций личности в динамично меняющемся обществе в условиях его дестабилизированного, неустойчивого развития (А. В. Кирьякова). Сущность данного подхода заключается в утверждении приоритета православных ценностей и гуманистических начал в культурной среде, которые остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества.
Следствием применения аксиологического подхода в местах лишения свободы является развитие идеи гуманизации воспитания осужденных, которая имеет широкое социально-педагогическое значение, представляет обеспечение процесса саморазвития личности в гармонии с собой и обществом [12]. Сегодня проблему выживания человека гуманистическая философия видит в его
31
стремлении к самоосуществлению и саморазвитию.
В свете этого направленность православного воспитания определяется тем, насколько оно способствует формированию у личности обретения православного мировоззрения. При этом целью воспитания становится исправление личности осужденного, совершающего долгий и сложный путь внутреннего нравственного изменения в результате самовоспитания: «Гуманизацию исполнения наказаний надо рассматривать как совокупность мер, направленных на изменение внутренней сути и идеологии мест лишения свободы, смягчение условий отбывания наказаний...» [2]. Аксиологическим ядром исследования являются смысложизненные ценности, ориентация на которые формирует четкое представление человека о смысле и назначении своей жизни.
Формирование многих личностных черт человека непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры. Стремление анализировать педагогические явления через призму культурных норм и ценностей привело многих исследователей к осознанию своего подхода к образованию и воспитанию как культурологического (Е. В. Бондаревская, И. А. Ильин, В. А. Слас-тенин, В. С. Соловьев, Э. Фромм и другие). Данный подход основывается на представлении о культуре как о питающей среде личности, творчестве как способе развития человека, в процессе которого происходит рождение и становление его самобытности.
«Культурологический подход позволяет рассмотреть образование как феномен культуры, в котором отражены национально-культурные ценности и традиции, предполагает рассмотре-
ние субъективного плана культуры как „меры человеческого в человеке", когда нравственные качества личности выступают на первый план в межкультурном взаимодействии» [13]. Е. В. Бондарев-ская отмечает, что «воспитание должно стать смыслопорождающим процессом, что смыслы могут быть найдены только в культуре, важнейшей функцией воспитания является приобщение личности к ценностям культуры. Основной движущей силой этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора» [14].
Важным в данном аспекте является личностный (биографический) подход (М. В. Богуславский, Л. М. Зотова, В. Б. По-мелов, С. В. Мудролюбова и другие), с помощью которого создаются благоприятные возможности для изучения человеческой психики, понимания человеком прошлого. Личностный подход актуален для отечественной историко-педагогической науки, целью его интерпретации должно являться понимание индивидуумом прошлого - творца произведений культуры, каковым и является, в частности, исторический источник. Нами разделяется позитивная позиция Н. Ф. Басова, А. П. Беликовой, М. А. За-харищевой, И. К. Карапетяна и других историков педагогики - представителей научной школы З. И. Равкина в отношении анализа историко-педагогических проблем, предусматривающего тщательное исследование истории личности.
Рефлексивно-деятельностный подход служит методологической основой процесса приобщения личности к ценностям православия в единстве процессов рефлексии и деятельности. Он опирается на ключевую идею о необходимости преобразования личности из
32
[email protected] www.or.fsin.su
преимущественно объекта воспитательного воздействия в преимущественно субъект (К. А. Абульханова-Славская, Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, И. А. Ильин, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, А. Маслоу, И. С. Марьенко, А. В. Петровский, М. И. Рожков, С. Л. Рубинштейн, Н. Е. Щуркова, И. С. Якиманская и другие).
Основной целью рефлексивно-дея-тельностного подхода в процессе приобщения осужденных к православным ценностям является обеспечение условий для позитивного саморазвития лиц, лишенных свободы. Сюда же относится все то, что называют личностно-ори-ентированным образованием, связанным с освобождением творческой энергии каждого человека, находящегося в системе педагогических отношений (В. В. Краевский).
По своей природе рефлексивно-де-ятельностный подход к процессу освоения православных ценностей - экзистенциальный, по сущностным характеристикам он строится на эмоциональном и рациональном началах. Несмотря на то, что в условиях исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы осужденный ограничен в принятии самостоятельных решений в тех или иных жизненных ситуациях, он способен определять личностную позицию, принимать решения в плане своего поведения [11]. Экзистенциальная сфера характеризуется умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, а осужденный рассматривается свободным, то есть самостоятельно определяющим способы и методы достижения своих целей.
При выделении принципов православной педагогики мы исходили из трех важнейших критериев: потребностей практики (внедрения достижений педа-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2019
гогической науки в практику), требований логики развития педагогического процесса и наличия новых теоретических концепций воспитания, необходимости выведения новых принципов. Принципы логически и внутренне связаны и представляют собой систему, которая понимается как их функциональная взаимосвязь через включение элементов одних принципов в состав других и через реализацию одних и тех же функций на основе разных принципов.
Принципы православной педагогики опираются прежде всего на традиционные классические общепедагогические принципы, принципы специальной подготовки: целенаправленности процесса, единства сознания и поведения, учета возрастных и индивидуальных особенностей личности, сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых, педагогического оптимизма (Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин), культуросообразно-сти (А. В. Мудрик), гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития (М. И. Рожков), образовательной рефлексии, личностного целеполага-ния, выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов (А. В. Хуторской), продуктивного обучения, креативности (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин).
Наряду с перечисленными общими принципами процесс приобщения осужденных к ценностям православия, имея свои особенности, требует реализации специфических для него принципов. Главный смысл и задача православной педагогики, по высказываниям протоиерея Василия (Зеньковского), состоит в том, чтобы приблизить человека к Богу, помочь в освобождении от власти греха и
33
содействовать раскрытию и одухотворению образа Божия. Он выделил три центральных основополагающих принципа педагогики. Его педагогическая система, построенная на христоцентричном православном богословии, является антро-поцентричной в определении целей и задач воспитания и экклезиологичной в понимании средств для достижения этих целей (через понимание церкви как «благодатного организма», в котором преображается человеческая природа и достигается спасение). Исходя из этого, аксиологически оправданным будет следующее иерархическое построение принципов: христоцентричность, эккле-зиоцентричность и педоцентричность, соотносящиеся как богочеловек, богоче-ловечество и богоподобная личность.
Таким образом, отмечается важная роль православного воспитания в местах лишения свободы, которое осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских учебных заведений, воспитатели, средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В процессе и в результате использования средств, форм и методов православной педагогики у осужденных формируются специфическая для конкретной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а также стратегии адаптации и обособления в социуме, что способствует эффективности процесса исправления и подготовки лиц, находящихся в изоляции, к жизни на свободе. Ф
1. Бородина Е. Н. Воспитательный потенциал православной педагогики // Актуальные задачи педагогики : материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, дек. 2011 г.). Чита : Молодой ученый, 2011. С. 12-16.
2. Киселева О. Традиции православного воспитания // Азбука воспитания : [сайт]. URL: http://azbyka.ru/deti/traditsii-pravoslavnogo-vospitaniya-olga-kiseleva (дата обращения: 15.05.2016).
3. Протопоп Сильвестр. Домострой // Азбука воспитания : [сайт]. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Silvestr/domostroj/ (дата обращения: 14.12. 2017).
4. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 10 т. М. ; Л. : Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952. Т. 2. Педагогические статьи. 1857-1861 гг. С. 425-488.
5. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1993. 496 с.
6. Рачинский С. А. Сельская школа. М., 1991. 110 с.
7. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М. : Изд-во Свято-Владим. братства, 1993. 222 с.
8. Шестун Е. Православная педагогика // Азбука воспитания : [сайт]. URL: https: //azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-pedagogika-prot-evgenij-shestun (дата обращения: 11.07.2018).
9. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология : учебник. Ростов н/Д. : Феникс, 2007. 682 с.
10. Сердюк Н. В. Вклад М. П. Стуровой в становление и развитие юридической педагогики // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3. С. 169-171.
11. Стурова М. П. Секты в России: их происхождение, сущность и направленность деятельности : учеб. пособие. М. : Академия управления МВД России, 2004. 80 с.
12. Котова И. Б., Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 509 с.
13. Бражник Е. И., Луговская И. Р. Сравнительные исследования школьного образования в европейских странах // Герценовские чтения. Ч. 1. Исследования школьного образования (педагогический аспект) / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. П. Герцена, 2006. С. 34, 16, 55-57.
14. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие. Ростов н/Д. : Творческий центр «Учитель», 1999. С. 167-169.
34
[email protected] www.or.fsin.su