Научная статья на тему 'Духовно-нравственное просвещение как условие предупреждения распространения религиозного экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы'

Духовно-нравственное просвещение как условие предупреждения распространения религиозного экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
118
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ / ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / COUNTERACTION TO EXTREMIST IDEOLOGY / TRADITIONS OF ORTHODOX CULTURE / VALUABLE AND SEMANTIC SPHERE OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елисеев А.В.

В статье рассматривается актуальность, содержание, средства духовно-нравственного просвещения в местах лишения свободы на основе православных ценностей, выступающего условием предупреждения распространения религиозного экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral education as a condition of prevention of distribution of religious extremism in institutions of a penal correction system

The article is devoted to the relevance, contents, means of the spiritual and moral education in places of detention on the basis of orthodox values acting as a condition of prevention of distribution of religious extremism.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное просвещение как условие предупреждения распространения религиозного экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы»

А. В. ЕЛИСЕЕВ иерей, помощник начальника

A. V. YELISEYEV

ГУФСИН России по Свердловской области по организации работы с верующими

Духовно-нравственное просвещение как условие предупреждения распространения религиозного экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы

Spiritual and moral education as a condition of prevention of distribution of religious extremism in institutions of a penal correction system

Аннотация. В статье рассматривается актуальность, содержание, средства духовно-нравственного просвещения в местах лишения свободы на основе православных ценностей, выступающего условием предупреждения распространения религиозного экстремизма.

Ключевые слова: духовно-нравственное просвещение, противодействие экстремистской идеологии, традиции православной культуры, ценностно-смысловая сфера личности.

Annotation. The article is devoted to the relevance, contents, means of the spiritual and moral education in places of detention on the basis of orthodox values acting as a condition of prevention of distribution of religious extremism.

Key words: spiritual and moral education, counteraction to extremist ideology, traditions of orthodox culture, valuable and semantic sphere of the personality.

Проявления экстремистской деятельности сопровождают всю историю человечества. Экстремизм характерен тем, что использует насилие или угрозы насилия для достижения своих целей. И сегодня многие тюрьмы в разных странах мира становятся вербовочной базой для различных религиозных экстремистов и террористов. Этой тенденцией крайне обеспокоена международная общественность, представители Организации Объединенных

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2018

Наций и отечественные специалисты. С целью противодействия распространению экстремизма разрабатываются различные рекомендации и пособия для пенитенциарных учреждений.

Большинство отечественных экспертов также согласны с тем, что преступная среда остается одним из источников распространения религиозного экстремизма. В учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) лица, осужденные за преступления, связанные

27

с экстремистском деятельностью, несмотря на усилия персонала, адресную индивидуальную работу, проводимую с ними, сохраняют свои убеждения и стремятся активно распространять экстремистскую идеологию среди лиц, осужденных за преступления неэкстремистской направленности.

Осужденные, находясь в местах лишения свободы, находят возможность скрытно, общаясь между собой, обмениваться преступным опытом. Они могут пропагандировать неповиновение администрации тюрьмы, неуважение законов и т. п. Некоторые харизматические личности, цитируя Коран и Библию, способны создавать себе ложный авторитет, якобы прививая сокамерникам религиозные взгляды. Религиозно неподготовленные осужденные нередко оказываются беззащитными перед такой пропагандой, хотя очевидно, что сама по себе религия не содержит призывов к экстремизму.

Сказанное подтверждает, что предупреждение распространения религиозного экстремизма в местах лишения свободы в настоящее время остается актуальной теоретической и практической проблемой. Актуальность рассматриваемой проблемы подчеркивается в утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [1]. Данный документ определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед страной вызовов и угроз.

Нельзя забывать, что основной целью экстремистских действий является изменение существующего государственного строя, разжигание национальной, религиозной и социальной вражды. Религиозный экстремизм - это всегда извращение религии, направленное на жесткое неприятие, стремление к истреблению представителей иной веры. Экстремизм, не встречающий

сопротивления, действительно способен расшатать любое, даже самое благополучное общество, дестабилизируя обстановку и сея панику. Поэтому на путях его активного распространения в местах лишения свободы необходимо реализовать совокупность нейтрализующих предупредительных мер.

Анализ показывает, что одной из ведущих предпосылок готовности к принятию экстремистских идей является «отсутствие у человека позитивной мировоззренческой альтернативы» [2]. Ряд исследователей, таких как В. В. Меркурьев, А. П. Ештокин, М. А. Яворский и др., отмечают, что одним из механизмов вовлечения в экстремизм являются религиозные общины, распространяющие идеи радикального ислама. Тревогу вызывает то, что жертвами подобной пропаганды оказываются этнически русские, которые, как правило, не знакомы с основами православия, не владеют представлениями о религиозной культуре.

У заключенных, оторванных от своей религиозной традиции, складывается идейный вакуум, который заполняется тем, что оказывается «под рукой». В тех случаях, когда это оказывается экстремистская идеология, осужденные обращаются к ней, поскольку среда не может предложить им иного, более убедительного пути. Специалисты единодушны в том, что учреждениям УИС необходимо всемерно развивать различные формы взаимодействия с традиционными религиозными объединениями, привлекая священнослужителей для решения задач преодоления религиозной безграмотности осужденных.

По нашему мнению, одним из путей выхода из сложившейся ситуации, помимо необходимых административных и карательных мер, должна стать всемерная поддержка просветительской деятельности в учреждениях УИС. В настоящее время сформировано понимание необходимости такого просвещения, осуществляемого на основе

28

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

традиционных национальных ценностей православия. Формой, в которой осужденные могут быть приобщены к ним, на наш взгляд, является духовно-нравственное просвещение.

Мы исходим из того, что такое просвещение, построенное на традициях православной культуры, будет способствовать предупреждению распространения экстремистской идеологии среди осужденных, являющихся этническими русскими. Предполагаем, что духовно-нравственное просвещение, основанное на традициях русского ислама, будет препятствовать и распространению радикального ислама среди заключенных, этнически принадлежащих к традиционно мусульманским народам.

Церковь, обращаясь к своим собственным средствам спасения человека, выступает как соратник гражданского общества в предупреждении экстремизма, как один из традиционных социальных институтов, содействующих исправлению осужденных. Попытки некритического заимствования зарубежного опыта в гуманитарной сфере показали свою несостоятельность. И. А. Ильин писал по этому поводу: «У нас своя, особая вера, свой характер, свой уклад души, у нас иное правосознание и иная государственность. Так было всегда. И так обстоит особенно теперь, после всего перенесенного Россией. Поэтому механическое заимствование у других народов сулит нам добра меньше, чем когда-нибудь. Весь опыт человечества не в состоянии дать нам „готовый рецепт". ...Наивно думать, что кто-то за нас и для нас родит идею восстановления и возрождения нашей родины и ее культуры; что кто-то другой откроет и выговорит идею новой России. Мы должны сказать всему остальному миру, европейскому и не европейскому, что Россия духовно жива; что хоронить ее - близоруко и неумно; что мы не человеческая пыль и грязь, а живые люди с русским сердцем, русским разумом и русским талантом» [3].

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2018

Духовно-нравственное просвещение должно быть ориентировано на базовые национальные ценности, укрепление ценностно-смысловой сферы личности посредством формирования осознанного патриотизма, освоения системы ценностей традиционной для России религии - православия.

Церковь, просвещая человека, ставит перед ним предельные мировоззренческие вопросы бытия: Кто я и почему существую? Есть ли у моего существования смысл, цель и предназначение? Есть ли Бог? Как можно общаться с Богом? Есть ли жизнь после земной смерти? Что такое добро и что такое зло? Почему есть горе, страдания и несчастья? Что такое грех и может ли человек избежать его?

Ответы на эти и подобные вопросы недоступны сугубо рациональному, научному способу познания и постигаются духовно-религиозными средствами. Оторванное от религиозного опыта светское миропонимание дает искаженную картину реальности, приводит к большому числу недоразумений, переживанию бессмысленности бытия и т. п. Религиозные ответы на эти вопросы составляют содержание духовно-нравственного просвещения, смысл же его заключается в преодолении религиозного невежества, в распространении среди заключенных знаний об основах веры своих предков.

Однако мы должны принять и тот факт, что мировоззрение личности не может быть произвольно изменено, рационально спланировано, как не может быть спланировано само бытие человека. Мировоззрение должно быть выработано личными усилиями самого человека. Поэтому духовно-нравственное просвещение в этом смысле представляется наиболее приемлемой формой ценностного становления личностной устойчивости осужденных к распространению идеологии экстремизма. При этом духовно-нравственное просвещение осужденных должно сочетать в себе

29

на условиях разумного компромисса как богословские, так и научные знания, раскрывая их взаимодополнительность и отсутствие антагонизма научного и религиозного познания мира. Церковь всегда подчеркивала, что человеческий разум, дар мышления есть наивысшая, Богом данная способность человека.

Трудность духовно-нравственного просвещения сегодня заключается, кроме всего прочего, и в том, что коммерциализированные средства массовой информации романтизируют околокриминальные ценности, которыми оказались пропитаны значительные слои молодежи. Сюда относятся и околотюремные песни, и вызывающее, на грани дозволенного, поведение молодых людей, стремящихся к внешней значимости, «крутизне», «приблатненности». Поэтому духовно-нравственное просвещение, построенное на традиционных ценностях, нередко представляется осужденным как проявление личностной слабости, несовременности.

Опираясь на православные ценности, священник должен знать и уметь использовать арсенал средств, разработанных в пенитенциарной педагогике, уметь пользоваться рекомендациями психологов, изучающих особенности личности преступного типа. Священнику необходимо, на наш взгляд, активно участвовать в работе Общественной наблюдательной комиссии, что поможет

ему не стать объектом манипуляций со стороны осужденных и содействовать их исправлению. Не пришедший к раскаянию преступник всегда отрицает справедливость возмездия. Если обратиться к такому заключенному с вопросом, за что он получил наказание, ответ, как правило, будет одним и тем же: «Да ни за что!».

Смысл духовно-нравственного просвещения можно рассматривать как путь исправления через веру, как общую направленность воспитательной работы с заключенными, как путь спасения через раскаяние. Собственно понятие пенитенциарного учреждения восходит к латинскому роепИепйа - раскаяние.

Для людей, совершивших преступление, путь исправления начинается с признания своего несовершенства, своей греховности, своей виновности, с понимания того, что от собственного выбора человека зависит, на каких началах он будет строить свою жизнь -на преходящем зле или на непреходящем бессмертном начале собственной души в единстве с Богом. Осознание необходимости выбора своего пути жизни в вечности является условием реальных шагов к собственному исправлению.

Можно наглядно предъявить этот выбор, перед которым ставит заключенного христианское понимание пути спасения и гибельности греха. В определенном смысле подобный выбор и есть

Путь спасения (путь жизни) Путь гибели(путь смерти)

Любовь, вера, надежда Гордыня, кощунство, идолопоклонство

Праведность, целомудрие, кротость Гнев, злоба, ненависть,

Миролюбие, ответственность, мудрость Убийство, воровство, разбой

Великодушие, терпимость, жертвенность Подлость, измена, зависть

Милосердие, сочувствие, отзывчивость Осуждение, лживость, наглость

Внимательность, честность, искренность Цинизм, клевета, лицемерие

Принципиальность, воздержание, трудолюбие Коварство, жестокость, мстительность, корысть, тщеславие

Патриотизм, профессионализм, оптимизм, жизнелюбие Дерзость, сквернословие, пьянство, уныние, самоубийство

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

30

потег_11_2018.1п<И 30

программа действий, раскрываемая в качествах личности, на которые человек ориентируется, строя свою жизнь.

Людям, совершившим преступление, для выбора пути исправления не хватает внутреннего образца, нравственного идеала, который бы не подвергался сомнению. Такой идеал и способна предоставить Православная церковь в личности Иисуса Христа. Те, кто искренне последовал за ним, выйдя на свободу, правонарушений, как правило, уже не совершают.

Рассмотрим аргументы, позволяющие считать духовно-нравственное просвещение условием противодействия религиозному экстремизму в учреждениях УИС.

Во-первых, христианское просвещение в местах лишения свободы - исходная черта русского православия, сформированная в течение тысячелетней практики оказания милосердной поддержки узникам на пути к Богу, на пути спасения в вечности.

Во-вторых, сама идея исправления, как одна из главных задач по отношению к лишенным свободы, развилась из христианской заповеди посещать заключенных и заботиться о спасении душ грешников. Православие понимает под исправлением внутреннее перерождение человека, преобразование его злой воли в добрую, греховной -в добродетельную. Вне такого преображения исправление преступника, по мнению Русской православной церкви, невозможно.

В-третьих, показано, что условием предупреждения экстремизма является социализация осужденных. Духовно-нравственное просвещение, направленное на раскрытие предназначения и духовного смысла православной семьи как малой Церкви может существенно повлиять на восстановление позитивных социальных связей осужденных.

В-четвертых, духовно-нравственное просвещение обеспечивает единство литургической практики, развенчания

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2018

идей псевдорелигиозного толка, доступное раскрытие основ православной веры. В материалах духовно-нравственного просвещения уместно обращение к выступлениям религиозных лидеров, ведущих ученых, материалам психологов, в том числе и по вопросам противодействия пропаганде экстремизма в местах лишения свободы.

Подобное единство способствует, на наш взгляд, преодолению уничижительного отношения осужденных к правоохранительным органам, к государству, к соблюдению закона, формированию устойчивости к экстремистской пропаганде.

В-пятых, практика духовно-нравственного просвещения способствует восстановлению живой преемственности тысячелетнего христианского наставления, характерного для исторической России.

В-шестых, формы духовно-нравственного просвещения осужденных могут быть самыми разнообразными, опирающимися на использование современных средств визуализации общения, его эстетической выразительности, эмоциональной наполненности, дис-куссионности, что исключает скуку и однообразие, вызывающие отчуждение сегодняшнего человека. Ф

1. Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года : утв. Президентом Рос. Федерации 28.11.2014 № Пр-2753. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

2. Духовно-нравственная культура в высшей школе : материалы V Международной научно-практической конференции. М. : Российский университет дружбы народов, 2018. С. 471.

3. Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера. Новосибирск, 1991. С. 5-7.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.