Научная статья на тему 'Нравственное воспитание осужденных: новые возможности религиозной политики'

Нравственное воспитание осужденных: новые возможности религиозной политики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
985
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кашуба Юрий Анатольевич

Нравственное воспитание как единый процесс определяет привитие нравственных чувств, облика, позиции, поведения. Указанные качества во многом совпадают с задачами православного воспитания. Насаждение атеизма долгие годы привело население к дремучему невежеству в области истории и непониманию сущности православия религии наших предков, которое на протяжении всего существования России являлось нравственной основой народного просвещения и воспитания. Все это относится и к пенитенциарной сфере. Нравственное воспитание как осужденных, так и сотрудников уголовно-исполнительной системы невозможно без введения специального института тюремных священников. На этом пути имеется ряд проблем, которые необходимо обязательно учитывать при осуществлении религиозной политики. Прежде всего требуется достаточное количество священнослужителей, имеющих специальную подготовку: наличие знаний основ уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иного законодательства, пенитенциарной психологии, криминологии, административных регламентов уголовно-исполнительной системы. Представляется необходимым проведение занятий как с осужденными, так и с персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, по изучению основ религиозной культуры (православие, ислам, буддизм). Это актуально для нравственного воспитания лиц, находящихся в исправительных учреждениях не только России, но и ряда сопредельных государств. Следует активизировать диалог между наукой и церковью, который практически прекратился. Специалисты, представляющие различные научные и теологические направления, должны обмениваться мнениями по всем вопросам истории и культурно-религиозного просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кашуба Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION OF CONVICTS: NEW OPPORTUNITIES IN RELIGIOUS POLITICS

Moral education as a single process determines the inculcation of moral sentiments, appearance, position, behavior. These qualities largely coincide with the objectives of the Orthodox upbringing. The imposition of atheism for many years led the population to the dense ignorance in the field of history and incomprehension of the essence of Orthodoxy the religion of our ancestors, which throughout the existence of the Russian state was the moral basis of public education and training. All this applies to the prison area. It is clear now that the moral education of prisoners and employees of the penal enforcement system is impossible without the introduction of a special Institute for prison Ministers. On the way there are a number of issues that should be taken into consideration when implementing religious policies. First of all you need enough clergy with special training: knowledge of principles of criminal, criminal procedural, criminal Executive and other legislation, penitentiary psychology, criminology, administrative regulations of the penal system... Moral education as a single process determines the inculcation of moral sentiments, appearance, position, behavior. These qualities largely coincide with the objectives of the Orthodox upbringing. The imposition of atheism for many years led the population to the dense ignorance in the field of history and incomprehension of the essence of Orthodoxy the religion of our ancestors, which throughout the existence of the Russian state was the moral basis of public education and training. All this applies to the prison area. It is clear now that the moral education of prisoners and employees of the penal enforcement system is impossible without the introduction of a special Institute for prison Ministers. On the way there are a number of issues that should be taken into consideration when implementing religious policies. First of all you need enough clergy with special training: knowledge of principles of criminal, criminal procedural, criminal Executive and other legislation, penitentiary psychology, criminology, administrative regulations of the penal system. It seems necessary to conduct studies both with prisoners and with staff of institutions and bodies executing punishment, on studying of bases of religious culture (Orthodoxy, Islam, Buddhism). It is important for the moral education of persons in correctional institutions not only in Russia but also a number of neighboring States. Should intensify the dialogue between science and the Church, which has virtually stopped. Specialists from various scientific and theological directions, should exchange views on all questions of history, cultural and religious education. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание осужденных: новые возможности религиозной политики»

В рубрике приводятся статьи участников III Международной научно-практической конференции «Роль духовенства в ресоциализации и социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и после освобождения», проходившей 29-30 сентября 2015 г. на базе Академии ФСИН России. Статьи посвящены актуальным вопросам взаимодействия Русской православной церкви и Федеральной службы исполнения наказаний.

УДК 343.825 ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ КАШУБА,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовно-исполнительного права

(Академия ФСИН России) e-mail: [email protected]

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ

Реферат: нравственное воспитание как единый процесс определяет привитие нравственных чувств, облика, позиции, поведения. Указанные качества во многом совпадают с задачами православного воспитания. Насаждение атеизма долгие годы привело население к дремучему невежеству в области истории и непониманию сущности православия - религии наших предков, которое на протяжении всего существования России являлось нравственной основой народного просвещения и воспитания. Все это относится и к пенитенциарной сфере.

Нравственное воспитание как осужденных, так и сотрудников уголовно-исполнительной системы невозможно без введения специального института тюремных священников. На этом пути имеется ряд проблем, которые необходимо обязательно учитывать при осуществлении религиозной политики. Прежде всего требуется достаточное количество священнослужителей, имеющих специальную подготовку: наличие знаний основ уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иного законодательства, пенитенциарной психологии, криминологии, административных регламентов уголовно-исполнительной системы. Представляется необходимым проведение занятий как с осужденными, так и с персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, по изучению основ религиозной культуры (православие, ислам, буддизм). Это актуально для нравственного воспитания лиц, находящихся в исправительных учреждениях не только России, но и ряда сопредельных государств. Следует активизировать диалог между наукой и церковью, который практически прекратился. Специалисты, представляющие различные научные и теологические направления, должны обмениваться мнениями по всем вопросам истории и культурно-религиозного просвещения.

Ключевые слова: осужденные, исправительные воспитание осужденных, религиозная политика.

Проблема духовности особенно актуальна для уголовно-исполнительной системы (УИС) России. Уровень духовности человека оценивается его жизненными установками, средствами достижения поставленных целей. Лица, отбывающие наказание, в большинстве своем пренебрегли общепринятыми нормами поведения, нарушили христианские заповеди. Для достижения исправления с осужденными проводится воспитательная работа. Ее цель - формирование уважительного отношения к людям, обществу, труду, законам, нормам и правилам человеческого общежития, повышение образовательного и культурного уровня. Для исправления осужденных осуществляется их нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание.

© Кашуба Ю. А., 2016

учреждения, воспитательная работа, нравственное

В прошлом понятие воспитания было во многом политизировано, ибо основывалось на известных идеологических догмах. Много было формализма, граничащего с лицемерием. Осужденный постоянно ощущал груз неразумных ограничений, унижавших его человеческое достоинство, делавших его «второсортным» гражданином. В этих условиях, видя расхождение слова и дела, человек озлоблялся, приспосабливаясь к ситуации, скрывал свои подлинные намерения.

Нравственное воспитание как единый процесс определяет привитие нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и

зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Указанные качества во многом совпадают с задачами православного воспитания. Все названное актуально для лиц, преступивших закон, поэтому воспитание духовно-нравственных качеств человека и гражданина - задача важная, тем более в отношении осужденных. Обществу понятна роль церкви на этом пути.

Как же добиться результатов в выполнении главной задачи - смягчить сердце преступника, научить его чувствовать боль потерпевшего, как свою собственную? В первую очередь с помощью духовного воспитания и просвещения как осужденных, так и сотрудников УИС. Насаждение атеизма долгие годы привело население к дремучему невежеству в области истории и непониманию сущности православия - религии наших предков, которое на протяжении всего существования России было нравственной основой народного просвещения и воспитания. Отсутствие такого нравственного стержня является, по мнению М. Стуровой, едва ли не основной причиной постоянного роста преступности в России (и не только России) [1], особенно в последние десятилетия, когда система внешнего давления со стороны государства в области идеологии ослабла или исчезла совсем, а провозглашенная свобода, плюрализм, не подкрепленные нравственными ценностями, духовностью, привели к тому, что традиционные нравственные ценности народов, населяющих страну, были подменены идеалами жестокости, насилия, разврата, крайней степенью эгоизма, стремлением к получению удовольствий любой ценой и в любых формах. На наших глазах стирается грань между добром и злом, не говоря уже о понимании греха как субстанции, разрушающей личность.

Развивая указанный тезис, вспомним о том, что «воплощение в жизни общества идеи французской революции о правах человека, превращенной ныне в правовую догму и не уравновешенной - ни нравственно, ни юридически - идеей естественных обязанностей, свойственных каждому гражданину, ведет не к чему иному, как к неизбежной деградации общественной морали и нравственности, к разрушению самого соборного тела народа... Убийца Раскольников, мучающийся вопросом «тварь я дрожащая или право имею?» - иллюстрирует вышесказанное лучше всяких глубокомысленных высоконаучных рассуждений» [2, с. 344].

Митрополит Иоанн указывал: «Русское общество, всегда стремившееся настроить свое бытие в унисон с требованиями христианского мировоз-

зрения, от века строилось на воспитании в человеке прежде всего твердого осознания своих религиозных, гражданских и семейных обязанностей. Горький опыт междоусобных распрей крепко-крепко выучил наших предков: акцент на «права» неизбежно порождает упреки в их несоблюдении, взаимные претензии, обиды и склоки. Благородная, на первый взгляд, идея абсолютизации «прав» ведет к обособлению, разделению, противопоставлению интересов и в конечном счете к сословной и классовой вражде, к войне «всех против всех», по живому рассекающей народное тело» [2, с. 344].

В конце XIX века русский публицист, убежденный державник, редактор «Московских ведомостей» М. Н. Катков писал: «Плодотворно лишь то право, которое видит в себе не что иное, как обязанность. Право, которое не есть обязанность, оказывается мыльным пузырем; ничего не выходит из него, и ни к чему не ведет оно. Такое право есть не сила, а слабость... Нет пользы в том, что я имею право то и это делать, если я не чувствую себя обязанным сделать то, что должно» [3]. «Придавать формальному праву самодовлеющее значение - гибельная ошибка! Еще хуже, когда говорят, что право должно фиксировать существующее положение вещей, «естественные» человеческие запросы. Таким образом, подспудно признается законность, легальность страстей, греховных язв, равно гибельных для духовного здоровья личности и основ государственной безопасности. «Настроив» правовую систему определенным образом, можно исподволь и незаметно, действуя полностью в рамках закона, развалить изначально прочную страну, растлить здравый и нравственный народ» [2, с. 344-345]. Не правда ли это актуально и для современной России?

Все сказанное относится и к пенитенциарной сфере. Нравственное воспитание как осужденных, так и сотрудников УИС невозможно без введения специального института тюремных священников. На этом пути имеется ряд проблем, которые необходимо обязательно учитывать при осуществлении религиозной политики. Прежде всего требуется достаточное количество священнослужителей, имеющих специальную подготовку: наличие знаний основ уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иного законодательства, пенитенцирной психологии, криминологии, административных регламентов уголовно-исполнительной системы. Необходимо изучение и распространение опыта работы тюремных священников в трех регионах (Республика Мордовия, Вологодская и Саратовская области). Представляется необходимым проведение занятий как с осужденными, так и с персоналом учреждений и органов,

исполняющих наказания, по изучению основ религиозной культуры (православие, ислам, буддизм). Это актуально для нравственного воспитания лиц, находящихся в исправительных учреждениях не только России, но и ряда сопредельных государств: Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Украины. Думается, что необходимо активизировать диалог между наукой и церковью, который практически прекратился, для этого шире использовать возможность совместных исследований и проведения конференций, семинаров, круглых столов и других площадок. Специалисты, представляющие различные научные и теологические направления, должны обмениваться мнениями по всем вопросам истории и культурно-религиозного просвещения.

На наш взгляд, интересны и заслуживают изучения работы и высказывания патриархов Московских и Всея Руси Алексия II (А. М. Ридигера) и Кирилла (В. М. Гундяева), митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна, И. А. Ильина, И. Т. Фролова, протодиакона А. В. Кураева и др. Хотелось бы видеть побольше серьезных научных исследований, диссертаций в области современной религиозной политики, которые могли бы иметь практическое значение [4]. Начиная с изучения истории региона России можно постепенно подойти к познанию православия.

Важнейшим направлением религиозной политики было и остается противодействие работе различных деструктивных сект. Это относится и к пенитенциарной сфере. Русская православная церковь в сотрудничестве с другими традиционными объединениями и государственными структурами оказывала посильную помощь правоохранительным органам в пресечении деятельности опасных сект.

В литературе достаточно часто рассматриваются проблемы борьбы с современным сектантством. Этот вопрос остается актуальным и для уголовно-исполнительной системы [5]. В связи с этим необходимо рассмотреть возможность создания общероссийской структуры по координации работы по противодействию псевдорелигиозным объединениям. Следует помнить, что как оппортунисты разлагают политическую партию, так и сектанты

деструктивны по отношению к Церкви и общественным ценностям.

Остро стоит вопрос о проникновении религиозного экстремизма в места лишения свободы. Увеличивается контингент осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности. Это прежде всего лица, прибывшие из регионов Северного Кавказа, государств СНГ, Ближнего Востока, Украины. Религиозный экстремизм влияет на национальную безопасность, в том числе ее обеспечение в УИС [6].

В связи с рассматриваемыми вопросами уголовно-исполнительное законодательство требует совершенствования.

Представляется возможным вернуть в УИК РФ в новой редакции ч. 3 ст. 14: «Осужденным к принудительным работам по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров»; ч. 5 ст. 14: «К осужденным, содержащимся в штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях для нарушителей, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, а также в помещениях камерного типа, священнослужители допускаются, если нет угрозы безопасности последних».

Учитывая многочисленные обращения осужденных, следует рассмотреть вопрос о новой концепции создания и функционирования самодеятельных организаций таких лиц. В этом случае необходимо учесть как позитивный, так и негативный (например, секций профилактики правонарушений) опыт работы.

Для улучшения правового регулирования участия общественности в исправлении осужденных представляется необходимым, хотя и дискуссионным, включение нового раздела в УИК РФ, имевшего аналог в ИТК РСФСР (Раздел пятый «Участие общественности в исправлении и перевоспитании осужденных»). В него можно было бы включить нормы, например, об общественных наблюдательных комиссиях, попечительских советах, шефстве трудовых коллективов и общественных организаций, общественных воспитателях и др.

Список литературы

1. Стурова М. Православное просвещение в местах лишения свободы // Преступление и наказание. 2000. № 4.

2. Очерки русского самосознания. СПб., 1994. 267 с.

3. Митрополит Иоанн (Сычев). Русская симфония. СПб., 2001. 496 с.

4. Шмакова О. А. Институты религиозной правовой политики в современном светском государстве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008. 30 с.

5. Тонконогов А. Осторожно секта! // Преступление и наказание. 2005. № 8.

6. Новиков Д. В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: правовые и законодательные средства противодействия : монография. Ростов н/Д, 2003. 167 с.

JURIJ ANATOL'EVICH KASHUBA,

dsc in law, professor, professor of the penal law department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]

MORAL EDUCATION OF CONVICTS: NEW OPPORTUNITIES IN RELIGIOUS POLITICS

Annotation: moral education as a single process determines the inculcation of moral sentiments, appearance, position, behavior. These qualities largely coincide with the objectives of the Orthodox upbringing. The imposition of atheism for many years led the population to the dense ignorance in the field of history and incomprehension of the essence of Orthodoxy - the religion of our ancestors, which throughout the existence of the Russian state was the moral basis of public education and training. All this applies to the prison area.

It is clear now that the moral education of prisoners and employees of the penal enforcement system is impossible without the introduction of a special Institute for prison Ministers. On the way there are a number of issues that should be taken into consideration when implementing religious policies. First of all you need enough clergy with special training: knowledge of principles of criminal, criminal procedural, criminal Executive and other legislation, penitentiary psychology, criminology, administrative regulations of the penal system. It seems necessary to conduct studies both with prisoners and with staff of institutions and bodies executing punishment, on studying of bases of religious culture (Orthodoxy, Islam, Buddhism). It is important for the moral education of persons in correctional institutions not only in Russia but also a number of neighboring States. Should intensify the dialogue between science and the Church, which has virtually stopped. Specialists from various scientific and theological directions, should exchange views on all questions of history, cultural and religious education.

Key words: prisoners, correctional facilities, educational work, moral education of convicts, religious policy.

References

1. Sturova M. Pravoslavnoe prosveshhenie v mestah lishenija svobody [Orthodox education in places of deprivation of liberty]. Prestuplenie i nakazanie - Crime and punishment, 2000, no. 4.

2. Ocherki russkogo samosoznanija [Essays on Russian identity]. St. Petersburg, 1994. 267 р.

3. Mitropolit Ioann (Sychev). Russkaja simfonija [Russian Symphony]. St. Petersburg., 2001. 496 р.

4. Shmakova O. A. Instituty religioznoj pravovoj politiki v sovremennom svetskom gosudarstve. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [The religious institutions of legal policy in the modern secular state. Cand legal sci. diss]. Rostov-on-Don. 2008. 30 р.

5. Tonkonogov A. Ostorozhno sekta! [Caution the sect!]. Prestuplenie i nakazanie - Crime and punishment, 2005, no. 8.

6. Novikov D. V. Jetnoreligioznyj jekstremizm na Severnom Kavkaze: pravovye i zakonodatel'nye sredstva protivodejstvija [Ethno-religious extremism in the North Caucasus: legal and legislative remedies]. Rostov-on-Don, 2003. 167 р.

© Kashuba Yu. A., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.