Научная статья на тему 'Место духовной традиции в перевоспитании осужденных в рамках пенитенциарной педагогики на современном этапе'

Место духовной традиции в перевоспитании осужденных в рамках пенитенциарной педагогики на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / SUBCULTURE / ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ / SPIRITUAL TRADITION / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА / PENITENTIARY PEDAGOGICS / РЕЛИГИЯ / RELIGION / АКСИОЛОГИЯ / AXIOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тресвятский Лев Алексеевич

Реформирование уголовно-исполнительной системы, происходившее в последние годы, способствовало повышению профессионального уровня ее сотрудников. Качественный рост профессионализма в УИС связан с активным использованием знаний педагогики и пенитенциарной педагогики на современном этапе. Опыт российской педагогики условно можно разделить на дореволюционный, советский и современный периоды. Отечественная дореволюционная педагогика на рубеже ХIХ-ХХ вв. стремилась целенаправленно использовать опыт духовной традиции в воспитательном процессе. Духовная традиция в России имеет многовековую историю, в которой особое значение принадлежит религии. Общее социально-экономическое и культурно-духовное состояние российского общества в значительной мере влияет на отечественную пенитенциарную систему. Традиционными религиями для российского государства являются христианство, ислам и буддизм. Мировые религии выступают, как правило, в качестве конструктивной силы способствуют культурному становлению и духовному укреплению общества. Значительная роль в духовно-религиозной традиции России принадлежит православию. Недооценка религиозного фактора в советской педагогической науке была значительной. Это связано с тем, что коммунистическая партия видела в религии «феодальный пережиток», конкурента в борьбе за идеологическое и духовное господство. Возможно, социалистическое государство в силу идеологических причин не желало использовать религию в перевоспитании личности. Изменение социально-культурной жизни в стране способствовало созданию предпосылок для более активного привлечения традиционных для России религий к перевоспитанию в рамках уголовно-исправительной системы. Определенная часть осужденных, будучи частью общества, воспринимает себя людьми верующими, особенно на современном этапе. Осужденный, оказавшись в сложной жизненной позиции, если он еще не подвержен влиянию криминальной субкультуры, вынужденно ищет твердого основания, которое он способен по собственной воле и без принуждения получить через духовную традицию в рамках пенитенциарной педагогики. Привлечение опыта духовной традиции религиозного характера к воспитанию и перевоспитанию в рамках пенитенциарной педагогики актуально, должно быть поставлено на научную основу с учетом современных достижений в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Тресвятский Лев Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of spiritual tradition in re-education of convicts within penitentiary pedagogics at the present stage

Reforms of a penal correction system have increased the professional level of her employees in recent years. It is recognized by many researchers. High-quality growth of professionalism in the penal correction system is connected with active use of knowledge of pedagogics and penitentiary pedagogics at the present stage. The Russian pedagogics has achieved considerable results. Experience of the Russian pedagogics can conditionally be divided: the pre-revolutionary, soviet and modern periods. The domestic pre-revolutionary pedagogics sought to make use purposefully of experience of spiritual tradition in educational process at a turn of the 19-20th centuries. The spiritual tradition in Russia has centuries-old history in which special value belongs to religion. World religions, as a rule, act as constructive force promote cultural formation and spiritual strengthening of society. The significant role in spiritual and religious tradition of Russia belongs to Orthodoxy. The general social and cultural condition of the Russian society considerably influences domestic penal system. In the Soviet pedagogical science there was considerable underestimation of a religious factor. It is connected with the fact that the Communist Party saw in religion « the feudal remnant», the competitor in fight for ideological and spiritual domination. It is possible that the socialist state owing to the ideological reasons didn't wish to use religion in re-education of the personality. Change of social and cultural life in the country promoted creation of prerequisites for more active attraction of religions, traditional for Russia, to re-education within a penal correction system. The part of convicts, being a part of society, perceives themself the people believing especially at the present stage. The convict, having appeared in difficult living position if he isn't subject to influence of criminal subculture yet, forcedly looks for the firm basis which he is capable voluntarily and without coercion to receive through spiritual tradition within penitentiary pedagogics. Attraction of experience of spiritual tradition of religious nature to education and re-education within penitentiary pedagogics is urgent, shall be delivered on a scientific basis taking into account modern achievements in this area.

Текст научной работы на тему «Место духовной традиции в перевоспитании осужденных в рамках пенитенциарной педагогики на современном этапе»

УДК 37.017.92

Л. А. Тресвятский

МЕСТО ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ В ПЕРЕВОСПИТАНИИ ОСУЖДЕННЫХ В РАМКАХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Реформирование уголовно-исполнительной системы, происходившее в последние годы, способствовало повышению профессионального уровня ее сотрудников. Качественный рост профессионализма в УИС связан с активным использованием знаний педагогики и пенитенциарной педагогики на современном этапе. Опыт российской педагогики условно можно разделить на дореволюционный, советский и современный периоды. Отечественная дореволюционная педагогика на рубеже XIX-XX вв. стремилась целенаправленно использовать опыт духовной традиции в воспитательном процессе. Духовная традиция в России имеет многовековую историю, в которой особое значение принадлежит религии.

Общее социально-экономическое и культурно-духовное состояние российского общества в значительной мере влияет на отечественную пенитенциарную систему. Традиционными религиями для российского государства являются христианство, ислам и буддизм. Мировые религии выступают, как правило, в качестве конструктивной силы — способствуют культурному становлению и духовному укреплению общества. Значительная роль в духовно-религиозной традиции России принадлежит православию.

Недооценка религиозного фактора в советской педагогической науке была значительной. Это связано с тем, что коммунистическая партия видела в религии «феодальный пережиток», конкурента в борьбе за идеологическое и духовное господство. Возможно, социалистическое государство в силу идеологических причин не желало использовать религию в перевоспитании личности.

Изменение социально-культурной жизни в стране способствовало созданию предпосылок для более активного привлечения традиционных для России религий к перевоспитанию в рамках уголовно-исправительной системы. Определенная часть осужденных, будучи частью общества, воспринимает себя людьми верующими, особенно на современном этапе. Осужденный, оказавшись в сложной жизненной позиции, если он еще не подвержен влиянию криминальной субкультуры, вынужденно ищет твердого основания, которое он способен по собственной воле и без принуждения получить через духовную традицию в рамках пенитенциарной педагогики.

Привлечение опыта духовной традиции религиозного характера к воспитанию и перевоспитанию в рамках пенитенциарной педагогики актуально, должно быть поставлено на научную основу с учетом современных достижений в этой области.

Ключевые слова: субкультура; духовная традиция; пенитенциарная педагогика; религия; аксиология.

© Тресвятский Л. А., 2016.

L. A. Tresvyatsky

THE PLACE OF SPIRITUAL TRADITION IN RE-EDUCATION OF CONVICTS WITHIN PENITENTIARY PEDAGOGICS AT THE PRESENT STAGE

Reforms of a penal correction system have increased the professional level of her employees in recent years. It is recognized by many researchers. High-quality growth of professionalism in the penal correction system is connected with active use of knowledge of pedagogics and penitentiary pedagogics at the present stage. The Russian pedagogics has achieved considerable results. Experience of the Russian pedagogics can conditionally be divided: the pre-revolutionary, soviet and modern periods. The domestic pre-revolutionary pedagogics sought to make use purposefully of experience of spiritual tradition in educational process at a turn of the 19-20th centuries. The spiritual tradition in Russia has centuries-old history in which special value belongs to religion. World religions, as a rule, act as constructive force — promote cultural formation and spiritual strengthening of society. The significant role in spiritual and religious tradition of Russia belongs to Orthodoxy. The general social and cultural condition of the Russian society considerably influences domestic penal system.

In the Soviet pedagogical science there was considerable underestimation of a religious factor. It is connected with the fact that the Communist Party saw in religion « the feudal remnant», the competitor in fight for ideological and spiritual domination. It is possible that the socialist state owing to the ideological reasons didn't wish to use religion in re-education of the personality. Change of social and cultural life in the country promoted creation of prerequisites for more active attraction of religions, traditional for Russia, to re-education within a penal correction system.

The part of convicts, being a part of society, perceives themself the people believing especially at the present stage. The convict, having appeared in difficult living position if he isn't subject to influence of criminal subculture yet, forcedly looks for the firm basis which he is capable voluntarily and without coercion to receive through spiritual tradition within penitentiary pedagogics. Attraction of experience of spiritual tradition of religious nature to education and re-education within penitentiary pedagogics is urgent, shall be delivered on a scientific basis taking into account modern achievements in this area.

Keywords: subculture; spiritual tradition; penitentiary pedagogics; religion; axiology.

Общее социально-экономическое и культурно-духовное состояние российского общества в значительной мере влияет на состояние российской пенитенциарной системы. Надо отметить, что постсоветская реальность сильно изменилась, возникла потребность в поиске дополнительных ресурсов развития педагогического знания по отношению к пенитенциарной системе. Пенитенциарная организация в современной России функционирует стабильно, используя советский и российский опыт педагогики в деле перевоспитания осужденных, с учетом реформирования последних лет. Один из факторов, который

оказывает влияние на общество, государство, социальные подсистемы — духовная традиция, религия, значение которой в России стало возрастать с конца прошлого века.

Исторический путь развития определил наиболее влиятельные религии, определив их как «мировые»: христианство, ислам, буддизм. Мировые религии выступают, как правило, в качестве конструктивной силы, т. е. способствуют культурному становлению и духовному укреплению общества. Христианство легло в основание Европейской (Западной) цивилизации, ислам способствовал формированию Восточной

цивилизации, а буддизм связан с социально-политическим и культурным развитием таких стран, как Индия, Китай, Япония.

Недооценка религиозного фактора в жизни общества со стороны советской педагогической науки была весьма значительна. Возможно, что социалистическое государство в силу идеологических причин не желало использовать религию в перевоспитании личности. По поводу роли прогрессивной педагогической мысли Т. В. Склярова отмечает: «Классики российской педагогики Н. И. Ильминский, П. Ф. Каптерев, С. И. Миропольский, Л. Н. Модзалев-ский, Н. И. Пирогов, С. А. Рачинский, К. Д. Ушинский полагали религиозное воспитание... краеугольным камнем построения всей системы отечественного образования и воспитания» [14, с. 15].

Большое значение для педагогики имели взгляды Н. И. Ильминского. Николай Иванович Ильминский родился в семье пензенского священника. Получил образование в Казанской духовной академии, по окончании которой был оставлен при ней в качестве преподавателя арабского и татарского языков. Главным орудием миссионерства среди инородцев Н. И. Ильминский считал знание их языка. К концу 1860-х гг. он разработал просветительскую педагогическую систему, основанную на приобщении инородцев к духовной традиции православия через их родной язык и учителей. Основные положения системы Ильминского: священники и церковнослужители в инородческих приходах должны быть из лиц ему одноплеменных, церковные службы должны производиться на местном языке, богослужебные книги и литература религиозно-нравственного содержания переводится на местные языки, миссионерские школы должны воспитывать детей в духе церковности, а учителя в школах обязаны хорошо знать инородческие языки. Хотя система инородческого обучения вызывала у власти некоторые опасения, но постепенно она бы-

ла признана, а Н. И. Ильминский стал пользоваться уважением как у властей, так и в научной среде.

Определенная часть осужденных, будучи частью общества, воспринимает себя людьми верующими. Изменение социально-культурной жизни в стране способствовало созданию предпосылок для более активного привлечения традиционных для России религий к перевоспитанию в рамках уголовно-исправительной системы. В духовно-религиозной поддержке нуждаются и сами сотрудники УИС. Постоянно и непосредственно соприкасаясь с представителями уголовной субкультуры, важно найти стабильный источник духовной поддержки. По мнению ряда исследователей, духовная традиция в рамках пенитенциарной педагогики «ставит перед собой задачу не только духовно-нравственного воспитания заключенных, но и духовного окормления сотрудников уголовно-исполнительной системы, кроме того, остро стоят вопросы попечительства над теми, кто выходит на свободу» [17, с. 70].

Осужденный, оказавшись в сложной жизненной позиции, если он еще не подвержен влиянию криминальной субкультуры, вынужденно ищет твердого основания. Проблема заключается в том, что данное устойчивое ценностное состояние он часто не находит [7, с. 136]. Внутренний культурный рост достаточно сложен, не каждый способен выбрать верный путь. Позитивное развитие личности оказывается возможно в процессе самовоспитательной деятельности [4, с. 258].

Саморазвитие личности невозможно без участия среды, роль которой достаточно известна: «Изменение, развитие, исправление личности — это результат отнюдь не механического влияния среды на человека . решающим фактором является активное взаимодействие человека со средой посредством конкретной предметной деятельности» [6, с. 15]. Среда в условиях заключения не является наиболее идеальной для

положительного развития. Проблема усложняется тем, что уголовная субкультура навязывает простые и понятные «истины» от демократичного «не проси» до одобрения паразитического образа жизни [3, с. 5].

Современное общество потребления при слабом механизме социальных способов ограничения толкает часть общества к совершению неправомерных поступков. По мнению В. А. Попкова, «более опасна и угрожающа другая сторона рыночного рая — духовное растление человека, внедрение в его быт, повседневность культа денег, насилия, успеха любой ценой. Надежным заслоном ... быть только эффективно проводимое духовно-нравственное воспитание, проводимое настойчиво и широким фронтом» [11, с. 766]. Гражданские качества формируются постепенно в ходе длительного процесса воспитания, образования и социализации. К совершеннолетию у гражданина должно быть сформировано мировоззрение. Культура, религия, педагогика способны предоставить индивиду материал для конструирования «положительного» уровня мировоззрения. Переход осужденного с уровня обыденного мировоззрения и отрыва от привязки к уголовной субкультуре возможен при обращении к положительному миру ценностей [16, с. 19].

Большое значение имеют ценности не только духовной культуры, но и искусства. Осужденный желает слушать музыку, смотреть «интересное» кино, интересуется специфическим «боди-арт» искусством и т. п. Э. В. Зауторова считает, что «правильная организация процесса приобщения к ценностям искусства с использованием различных форм воздействия вырабатывает . нравственных качеств личности.» [5, с. 100]. Ценностями искусства, ее аксиологическим аспектом проще заинтересовать подростков, с лицами старшего возраста дела обстоят сложнее. Мир искусства требует удивления, а взрослый человек, как правило, перестает творче-

ски удивляться. Для взрослой души путь через ценности искусства не закрыт, но резко сужен.

Сознательный, постепенный выбор осужденного — важное условие для пенитенциарной педагогики. Духовная традиция, основанная на религиозных ценностях, стремится к внутреннему перерождению заключенных. В. В. Виноградов считает, что нравственное изменение преступивших закон возможно при их приобщении к традиции мировых религий [2, с. 179-188]. Традиционные религиозные направления уделяют большое значение борьбе с преступностью как с социальным и духовным злом [13, с. 60].

Вера, духовность, христианство, ислам, буддизм в обычной жизни могли быть далеки от человека. Обстоятельства складываются таким образом, что в условиях внешней несвободы заключенный, может быть, впервые знакомится с азами духовной свободы [1, с. 187]. Традиционная культура способна изменить в лучшую сторону внутренний мир человека, но только при его добровольном волеизъявлении. Важным становится выбор личности, основанный на «свободе совести». Свобода человеку не дана, а задана. К свободе восходят. Развивая свободу, человек углубляет право выбора, в том числе и возможность ухода в сторону зла. Свободу можно рассматривать как источник, владея которым человек способен творчески раскрыть себя, проявить и осуществить. Человек переживает свободу как бремя, которое больше смущает и тяготит, чем радует.

Духовные законы доступны и понятны. Простота определения духовных ценностей определяется тем, что данные ценности проверены веками [18, с. 333]. В. Б. Первозванский определяет духовность следующим способом: «.Под духовностью следует понимать отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа» [9, с. 26].

Нравственное и духовно-нравственное воспитание в местах заключения должно носить системный характер. И. А. Уваров, рассматривая особенности пенитенциарной профилактики, отмечает: «Тем не менее нравственное воспитание в исправительных учреждениях должно пронизывать все направления пенитенциарной профилактики: с одной стороны, как собственно нравственное воспитание, имеющее целью формирование позитивных свойств и качеств личности, и, с другой — как составная часть всех средств исправления, применяемых к осужденным» [15, с. 49]. Отмечено, что наибольший положительный эффект достигается в работе с общепризнанными религиозными организациями. Сотрудники ФСИН России должны понимать необходимость и эффективность взаимодействия с представителями традиционных религиозных конфессий [8, с. 35].

В условиях закрытого и ограниченного пространства струей свежего воздуха становится культурное или иное мероприятие, носящее воспитательный и позитивный характер. Религиозная традиция предлагает заключенным церковный календарь с праздниками. Осужденный испытывает дискомфорт. Поощрение — один из универсальных способов смягчения дискомфорта. Часто бывает так, что поощрить подопечного нет возможности — «не заслужил». Ощущение праздника является универсальным средством повышения жизненного тонуса. Православная культура отличается тем, что церковный календарь включает множество праздников и памятных дат.

Для религиозной культуры особое значение имеет праздник, который «влияет на каждого из участников как на члена человеческой общности, независимо от его социального статуса в

этой общности. Эта особенность — привлекать к духовным ценностям человеческой общности одновременно разные категории населения, способствует его популяризации» [12, с. 29]. Пост, как правило, предшествует большим религиозным праздникам. Формы, методы и уровень участия в религиозных праздниках решаются администрацией на основе действующего законодательства и соответствующих условий. Участие заключенного в Пасхальном или Рождественском богослужении можно рассматривать как реализацию права на свободу совести. Возможность приобщиться к иным церковным мероприятиям можно рассматривать в качестве поощрения.

Наличие на территории колонии или тюрьмы храма, мечети или молельной комнаты позволяет создать настоящую религиозную среду, которую можно активно использовать в рамках образовательного пространства.

Теория образовательного пространства активно развивается современной педагогической наукой [10]. Образование играет особую роль в системе духовной культуры. Устойчивое развитие общества зависит именно от системы образования. В православной культуре понятие «образование» несколько отличается от светского, а именно: образование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры.

Привлечение опыта духовной традиции к воспитанию и образованию в рамках пенитенциарной педагогики должно быть поставлено на научную основу с учетом современных достижений в этой области.

Литература

1. Барболин М. П., Колесов В. И. Концептуальные основы построения созидающей постпенитенциарной педагогики // Вестник Костромского государственного

университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2008. — Т. 14. — № 1. — С. 186-191.

2. Виноградов В. В. Генезис педагогических идей пенитенциарной социальной работы в России // Социальная политика и социология. — 2009. — № 10. — С.179-188.

3. Виноградов В. В. Пенитенциарная социальная работа как социально-педагогический процесс // Вестник Владимирского юридического института. — 2011. — № 4. — С. 3-9.

4. Дубинин С. Н. Психолого-педагогические проблемы работы с лицами социально негативного поведения // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 8. — С. 249-259.

5. Зауторова Э. В. Формы приобщения несовершеннолетних осужденных к ценностям искусства // Мир науки, культуры, образования. — 2007. — № 1. — С. 98-100.

6. Королева А. В., Кунаш К. А. Применение системы «социальных лифтов» в условиях реформирования уголовно-исправительной системы России // Вестник Кузбасского института. — 2012. — № 1 (9). — С. 15-19.

7. Курепина Т. Г. Проблемы воспитания: аксиологические аспекты // Aspectus. — 2014. — № 2. — С. 133-137.

8. Медведев А. В. Роль учебных занятий по дисциплине «Основы религиоведения» в учебных заведениях (пунктах) ФСИН России // Вестник Владимирского юридического института. — 2012. — № 2. — С. 33-39.

9. Первозванский В. Б. Духовность как фактор, определяющий развитие уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. — 2011. — № 3 (6).

— С. 26-30.

10. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство. — М.: МАКС Пресс, 2014. — 100 с.

11. Попков В. А. Православная культура как фактор формирования российского образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. —

2011. — № 12-2 (104). — С. 764-769.

12. Религиозная обрядность: содержание, эволюция, оценки / под общ. ред. А. С. Онищенко. — Киев, 1988. — 272 с.

13. Селезнев Ф. Н. Теологический подход к пониманию преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2011. — № 20. — С. 56-68.

14. Склярова Т. В. Религиозное воспитание в православной традиции: цели, содержание, структура // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. — 2010. — № 17. — С. 15-25.

15. Уваров И. А. Диалектическая взаимосвязь основных направлений пенитенциарной профилактики // Вестник Владимирского юридического института. — 2007.

— № 3. — С. 49-51.

16. Хотинец В. Ю., Калиненко А. А. Жизненные предназначения и ценности осужденных в аспекте пенитенциарной психопедагогики // Вестник Удмуртского университета. — 2012. — № 3-2. — С. 19-24.

17. Челнокова О. В., Левченко А. В. Взаимодействие Русской Православной Церкви с учреждениями пенитенциарной системы России // Мониторинг правоприменения. — 2014. — № 1 (10). — С. 66-71.

18. Юдина Н. П. Традиционализм и педагогическая традиция // Вектор науки Толь-яттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. —

2012. — № 1. — С. 332-336.

Сведения об авторе

Тресвятский Лев Алексеевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, доктор культурологии. E-mail: lev-35@mail.ru

Information about the author

Tresvyatsky Lev Alekseevich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), associate professor of the Department of Penal Psychology and Penal Pedagogics, doctor of Culturology, associate professor. E-mail: lev-35@mail.ru

УДК 37.013

Н. А. Тюгаева

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Педагогика возникла в глубокой древности как наука о воспитании подрастающих поколений. Однако человеческое общество, постоянно развиваясь, предъявляет все новые требования к воспитанию и образованию людей, что привело к изменению области применения педагогики. Поэтому под педагогикой в настоящее время понимается наука о воспитании, обучении и образовании человека. Объектами педагогики являются воспитательные системы, охватывающие становление и развитие человека во всех сферах его жизни и деятельности, а предметом — закономерности процесса воспитания, обучения и образования, особенности их проявления в конкретных социально-исторических условиях, в конкретных воспитательных системах.

Каждая воспитательная система связана со специальной отраслью педагогической науки. Так, специфика осуществления воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы обусловили необходимость вычленения из педагогической науки самостоятельной отрасли знаний — пенитенциарной педагогики. Содержание данной статьи раскрывает понятие, основные категории, методологию пенитенциарной педагогики и ее связь с другими науками.

Ключевые слова: воспитательная система; исправление; перевоспитание; адаптация; ресоциализация; исправительные учреждения.

N. A. Tyugaeva

PENITENTIARY PEDAGOGY AS A BRANCH OF PEDAGOGICAL SCIENCE

Pedagogy as a science originated in ancient as a science about the younger generation. However, human society is always evolving poses new challenges to the unbring-ing and education of the people which led to the measurement applications of pedagogy. Now under the pedagogy currently refers to the science of education and education training. Pedagogy's objects are the educational systems covering the formation and development of the people in all spheres of life and activities. Pedagogy's subjects are the patterns of learning, education, features of their manifestation in the contest of social historical conditions, in specific educational systems.

© Тюгаева Н. А., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.