Научная статья на тему 'Вклад М. П. Стуровой в становление и развитие юридической педагогики'

Вклад М. П. Стуровой в становление и развитие юридической педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРАКТИКА / ИСПРАВЛЕНИЕ И ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CORRECTIONAL PEDAGOGICS / PENITENTIARY PRACTICE / CORRECTION AND REEDUCATION OF CONVICTED CRIMINALS / PSYCHOLOGICAL AND MORAL SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердюк Н. В.

В статье представлены достижения юридической педагогики как науки и учебной дисциплины вообще, в частности, в научно-педагогическом творчестве одного из ее основателей профессора М. П. Стуровой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contribution of Professor M. P. Sturova to the Establishment and Development of Correctional Pedagogics

The author reviews the current state of correctional pedagogics as a research field and academic discipline. Particular attention is devoted to the contribution made by one of the ‘founding parents’ of modern correctional pedagogics, Professor M. P. Sturova.

Текст научной работы на тему «Вклад М. П. Стуровой в становление и развитие юридической педагогики»

_I

НАУЧНАЯ

жизнь

Н. В. СЕРДЮК,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

доктор педагогических наук, доцент (Академия управления МВД России)

N. V. SERDIUK,

Doctor of Pedagogics, Professor at the Department of Psychology,

Pedagogics and Personnel Management (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 340.12

Вклад М. П. Стуровой в становление и развитие юридической педагогики

Contribution of Professor M.P. Sturova to the Establishment and Development of Correctional Pedagogics

В статье представлены достижения юридической педагогики как науки и учебной дисциплины вообще, в частности, в научно-педагогическом творчестве одного из ее основателей - профессора М. П. Стуровой.

Юридическая педагогика, пенитенциарная практика, исправление и перевоспитание осужденных, духовная безопасность.

The author reviews the current state of correctional pedagogics as a research field and academic discipline. Particular attention is devoted to the contribution made by one of the 'founding parents' of modern correctional pedagogics, Professor M.P. Sturova.

Correctional pedagogics, penitentiary practice, correction and reeducation of convicted criminals, psychological and moral security.

Юридическая педагогика как наука и учебная дисциплина проходила несколько непростых этапов: от обобщения пенитенциарной науки и практики перевоспитания осужденных до выделения отдельной отрасли педагогического знания, сфера интересов которой затрагивает проблемы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел, профессионального обучения, воспитания и развития персонала, а также социально-педагогической деятельности сотрудников.

Приведем фамилии выдающихся ученых, внесших значительный вклад в развитие юридической педагогики, — А. М. Столяренко,

И. В. Горлинский, Л. И. Беляева, А. В. Буданов, А. Д. Лазукин, А. А. Федотов, И. Ф. Колонтаев-ская, В. Ф. Пирожков, А. Д. Глоточкин, А. Г. Ковалев, И. П. Башкатов, Е. Г. Самовичев, Г. А. Туманов и многие другие.

Особое место в этом почетном ряду занимает наследие профессора Стуровой Маргариты Павловны, о которой стоит сказать отдельно.

Жизненный путь Маргариты Павловны Сту-ровой от студентки физико-математического факультета Туркменского государственного университета до профессора кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, доктора педагогических наук, профессора, заслу-

женного работника Высшей школы Российской Федерации, почетного профессора Академии управления МВД России (далее — Академия) — был тернистым: приходилось бороться с собой, с обстоятельствами, с разного рода искушениями. Но ее человеческая цельность и целостность, умение «за деревьями видеть лес», не поддаваться слабостям позволили обеспечить жизненный успех и сформировали жизненное кредо: жить и работать так, чтобы не было стыдно за каждый прожитый день, помогая как можно большему количеству людей в их духовном, педагогическом или научном поиске.

Ее служба в Академии имеет солидный срок — 43 года, и воистину это было счастливое кадровое приобретение, когда молодая, энергичная выпускница аспирантуры Российской Академии образования переступила порог главного вуза системы МВД России. В 1974 г., став старшим преподавателем, а затем и доцентом на кафедре исправительно-трудового права, она разработала авторский курс «Исправление и перевоспитание осужденных», который преподавали на всех факультетах Академии. Маргарита Павловна неустанно работала над формированием концептуальных основ пенитенциарной педагогики, заложившей методологическую основу для новой отрасли педагогического знания — юридической педагогики. Под ее непосредственным руководством, в том числе и участием, был организован и проведен знаменитый Вологодский педагогический эксперимент (70-80-е гг. ХХ в.), признанный коллегией МВД СССР лучшим в области совершенствования организации воспитательной работы с осужденными. Одним из основных средств исправления и перевоспитания осужденных являлась воспитательная работа, в которой коллективные методы воздействия уступали место более действенным, индивидуальным, а сама воспитательная деятельность понималась как системная, в которой оптимально сочетались разноплановые формы воспитания и самовоспитания [2].

Проблемой формирования коллектива осужденных в этот период в рамках юридико-педаго-гической проблематики занимались такие видные ученые, как В. Ф. Пирожков, В. Ф. Клюкин, И. П. Башкатов, А. В. Буданов, В. М. Литвишков, А. Н. Пастушеня и, конечно же, М. П. Стурова.

Общей тенденцией смещения интересов в юридико-педагогических исследованиях в исправительно-трудовых учреждениях следует считать переход от изучения отдельных проблем (адаптация к местам лишения свободы впервые осужденных, климат в отрядах, профилактика конфликтов в среде осужденных и пр.), ориентация в рассмотрении которых диктовалась конкретными концепциями, до раскрытия

на междисциплинарном уровне культурно-исторической изменчивости субкультуры мест лишения свободы, а также педагогических закономерностей и механизмов педагогического процесса перевоспитания осужденных [1].

На протяжении многих лет Маргарита Павловна принимала активное участие в работе специализированного совета Академии по психологии и педагогике в качестве секретаря, а затем — председателя. Долгое время Маргарита Павловна Стурова была единственным доктором педагогических наук в области пенитенциарной педагогики в Академии управления МВД России и в системе МВД России в целом. По этому направлению ею опубликовано свыше ста научных и учебно-методических работ, в том числе учебных программ, учебно-методических пособий, учебников.

Изданные ею научные труды и учебно-методические материалы используются в учебном процессе не только Академии, но и других вузов; научные разработки широко внедряются в практическую деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания.

Под руководством профессора М. П. Стуро-вой защищено девять диссертаций на соискание ученой степени кандидатов педагогических наук по пенитенциарной проблематике, в том числе две диссертации иностранными специалистами.

Окружающих бесконечно поражали в Маргарите Павловне очевидные гражданские качества и верность педагогическим идеалам: она всегда проявляла большую общественную активность, являясь членом Международной ассоциации «Антон Макаренко», членом правления музея А. С. Макаренко в г. Москве. Многим коллегам и ученикам памятны ее яркие выступления на Международных Рождественских чтениях, в которых профессор Стурова принимала регулярное участие с 1995 г.

Государство и профессиональное сообщество по достоинству оценили ее заслуги в научно-педагогической сфере, она награждена Почетным знаком «120 лет уголовно-исполнительной системе России» и Общественной премией имени Петра Великого «За развитие и укрепление Государства Российского».

Ее мужественная позиция в вопросах веры порой вызывала разноречивые отклики: от яростного неприятия до понимания и поддержки. Долгое время Маргарита Павловна являлась внештатным сотрудником отдела Патриархии Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, где осуществляла научно-методическую работу по проблемам взаимодействия Федеральной службы исполнения наказания с Министерством внут-

ренних дел Российской Федерации. Ею разработан и долгое время преподавался адъюнктам Академии специальный курс «Духовно-нравственные основы формирования личности сотрудника органов внутренних дел», реализация которого обеспечивалась авторскими учебными пособиями: «Секты в России: их происхождение, сущность и направленность деятельности», «Традиционная духовность России: история и современность», «Духовно-нравственные основы формирования российской государственности». Последние годы педагогические усилия профессора Стуровой были сосредоточены на преподавании адъюнктам курса «Педагогика» и чтении лекций по профилактике религиозного экстремизма на всех без исключения факультетах Академии управления МВД России. По многочисленным опросам слушателей и адъюнктов, она являлась одним из лучших лекторов Академии. Курсы лекций, читаемых ею, отличались глубиной научного содержания, ясностью, логикой и доступностью изложения.

В Академии управления МВД России и за ее пределами профессора Стурову знали как опытного педагога и мудрого наставника, творчески сочетающего педагогическую деятельность с научно-исследовательской работой. В своих монографиях, курсах лекций и учебных пособиях профессор Стурова разносторонне рассматривала понятие духовности как с позиций светскости, так и религиозности, обосновывала диалектическое единство воспитательных усилий государства, общества и определяла характер влияния православия на становление рос-

сийской государственности и формирование менталитета русского народа [3]. Маргарита Павловна Стурова убедительно писала о воинском служении с позиций православной культуры [6], о генетической связи правосознания и Православия в российской традиции, а также обосновывала православный взгляд на семью и семейные отношения [5].

Среди своих коллег по Академии управления МВД России, ученых, преподавателей образовательных организаций МВД России и ФСИН России, а также представителей Русской Православной Церкви, с которыми Маргарита Павловна Стурова сотрудничала в области духовного просвещения, адъюнктов и слушателей она пользовалась большим уважением и заслуженным авторитетом. Поистине неоценим вклад профессора М. П. Стуровой в общественно-просветительскую и научно-педагогическую деятельность по профилактике религиозного экстремизма в России. Она одна из первых в России на научной основе исследовала проблему сектантства как духовного рабства, вскрыла тоталитарную сущность и антигуманный характер деятельности сект, обосновала педагогические возможности государства и общества, правоохранительных органов профилактировать последствия их деятельности [4].

Профессор Стурова Маргарита Павловна — целая «планета», существующая на «небосклоне» юридической педагогики и отечественной педагогической науки и практики. Природу ее педагогического творчества необходимо изучать, а научное наследие — пропагандировать.

Список литературы:

1. Поздняков В. М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность: монография. М., 2000.

2. Стурова М. П. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений: авто-реф. дис. ... д-ра. пед. наук. М., 1991.

3. Стурова М. П. Духовно-нравственные основы формирования Российской государственности: учебн. пособ. М., 2013.

4. Стурова М. П. Секты в России: их происхождение, сущность и направленность деятельности. М., 2004.

5. Стурова М. П. Традиционная духовность России: история и современность. М., 2007.

6. Стурова М. П., Боева О. М. Этические установки в деятельности полиции Российской империи // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21).

E-mail: [email protected]

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.