Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 3 (43) 2009
Психология
4. Reznikov, E.N., Marasanov, G.I. The psychological preparation for interethnic dialogue // Psychology and practice. II congress of the Russian psychological society.? Yaroslavl, 1998. - Vol. 4. - Iss. 1.
5. Sadokhin, A.P. Intercultural communications. - Moscow, 2004.
6. Soldatova, G.U., Shajgerova, L.A., Sharova, O.D. To live in peace with itself and others: training of tolerance for teenagers. - Moscow, 2001.
7. Stefanenko, T.G. Adaptation to the new cultural environment and way of its optimization // Introduction in practical social psychology. - Moscow, 1996.
8. Tudupova, T.T. Ethnopsychological preparation of teenagers for tolerant dialogue. - Ulan-Ude,
2006.
9. Tudupova T.T. Ethnopsychological training with teenagers.- Ulan-Ude, 2006.
УДК 278
PB. Рущак*, В.И. Колесов**
Педагогические аспекты перевоспитания осужденных в местах лишения свободы
В данной статье рассматриваются вопросы перевоспитания осужденных и пути их решения при помощи воспитательного и образовательного процессов.
Ключевые слова: перевоспитание, педагогическое воздействие, обучение, воспитание.
Ruschak R.V., Kolesov V.I. Pedagogical aspects of re-education convict in the places of imprisonment
In this article the questions of re-education of convict and way of their decision are examined through educate and educational processes.
Keywords, pedagogical influence, teaching, education.
В настоящий момент большинство проблем перевоспитания осужденных рассматриваются с позиции оценки их адаптивных функций в момент пребывания в местах лишения свободы и возможностей к социальной адаптации в дальнейшем. При этом процесс адаптации в условиях переходного периода общества имеет свои особенности и специфику. Рассмотрим концептуальные подходы к пониманию процессов к перевоспитанию осужденных, методы и формы педагогического воздействия и их влияние на социальную адаптацию после освобождения из мест лишения свободы.
Одним из условий, накладывающих отпечаток на особенности воспитательного процесса в пенитенциарной системе, является осуществление исправления осужденных в жестких правовых рамках. Поэтому в нормах уголовно-исполнительного законодательства закреплены права и обязанности осужденных, их юридический статус. Правовая регламентация процесса исправления вызывается необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания. В зависимости от вида исправительного учреждения, режима отбывания наказания правовая регламентация поведения и деятельности осужденных различна. Условия жизнедеятельности осужденных в колониях особого режима и тюрьме более жесткие по сравнению с условиями колонии общего режима. Кроме того, в исправительных учреждениях всех видов режима созданы условия содержания лиц, лишенных свободы, в зависимости от их поведения, обычные, облегченные и строгие. Намного расширяются в сторону гуманизации рамки правового регулирования и правоотношений несовершеннолетних осужденных и лиц женского пола. Строгая регламентация деятельности исправительных учреждений несет в себе положительный воспитательный потенциал. Она способствует выработке соответствующего отношения к закону, требованиям и традициям общества, формирует дисциплинированность и ответственность, умение соотносить свои потребности и возможности с потребностями других людей, групп, коллективов.
В реальном процессе исправления часто возникают противоречия между педагогической целесообразностью и юридическими предписаниями. Воспитательный процесс - процесс творческий, требующий от сотрудников новаторства, педагогической изобретательности, активности.
Взаимное влияние педагогики и права расширяет сферы их положительного воздействия на осужденных и усиливает процесс исправления их личности. При совершенствовании норм уголовно-
* Рущак, Ростислав Владимирович, заместитель начальника ГУ ФСИН МЮ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, полковник внутренней службы, соискатель по специальности 13.00.01. Тел. 952-30-94, адрес: Россия, 191123, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д.14, к.23
* Ruschak R.V., depchief GU FSIN MU RF on Saint Petersburg and Leningrad area, colonel of internal service, competitor on speciality 13.00.01. Tel: 952-30-94.
** Колесов Владимир Иванович, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургской юридической академии, Ыректор Инновационного центра «Постпенитенциарное образование». Тел. 8-812-4б3-04-97. Россия, 19бб57, Санкт-Петербург, ул. Машиностроителей, д.12, кв.51.
** Kolesov V.I., doctor of pedagogical sciences, professor of the Saint-Petersburg legal academy. Director of the Innovative center «Postpenitenciarnoe obrazovanije». Tel SS12 04-97.
исполнительного права нужны не просто их «гуманизация» или «ужесточение», отмечает М.П. Стурова, а создание эффективной системы исправления. Чем больше в условиях исполнения уголовного наказания жизнь и деятельность осужденных приближается к условиям нормального человеческого общежития, тем более реальным становится достижение цели уголовного наказания
- исправление осужденных, возвращение в общество лиц, не совершающих преступлений в силу соответствующих жизненных установок и позиций, а не из-за страха перед наказанием1.
Осуществляя воспитательный процесс, следует иметь в виду, что условия его эффективности зависят от срока наказания и времени исправления осужденных. Определяя срок наказания, суд учитывает характер и тяжесть совершенного преступления. При этом могут возникнуть ситуации, когда тяжесть совершенного преступления не адекватна степени криминальной и социально-педагогической запущенности личности виновного. Это приводит к тому, что для одних время и срок наказания могут быть недостаточны для исправления их личности, для других - превышают необходимый временной отрезок.
Отсюда объективно складывающиеся противоречия между сроком наказания и временными рамками специально организуемого в условиях исполнения наказания процесса исправления. При этом временные рамки для каждого осужденного различны. Если сотрудники не учитывают этой особенности воспитательной работы, ее эффективность снижается. Процесс исправления в колонии осуществляется в условиях исполнения наказания, поэтому он воспринимается осужденными через призму кары. Отрицательное отношение к каре создает в сознании правонарушителей смысловые и эмоциональные барьеры, которые препятствуют усвоению ими нравственных и правовых норм общества. Преодоление этих барьеров требует от сотрудников колонии большого профессионального мастерства. Однако, педагогические явления очень сложны и противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для классификации методов. Данное направление образования находится в процессе динамического развития, несмотря на имеющиеся проблемы ФСИН. Одной из насущных проблем в настоящее время является отсутствие четкой законодательной базы, регламентирующей процесс социальной адаптации, который бы охватывал основные ее сферы: трудоустройство, сохранение жилья и семьи. На сегодняшний день практически отсутствуют единые, утвержденных Министерством образования программы, методики, учебно-методические пособия для учащихся-осужденных, и, в, особенности для наркозависимых учащихся осужденных. Кроме этого, при проведении занятий остаются нерешенными ряд трудностей материального, организационного и режимного характера.
Качество обучения учащихся осужденных в значительной степени зависит от того, насколько глубоко они осмыслили сущность изучаемого материала, поняли его практическую значимость.
Педагогическое управление учебной деятельностью может быть успешным тогда, когда коллектив преподавателей предвидит мотивы, цели, средства, результат деятельности осужденных, корректирует их в соответствии с задачами образования сегодняшнего дня. При этом важно уметь ставить обоснованные цели, задачи деятельности, доводить их до учебной группы осужденных, побуждать их усилия на достижение цели, создавать готовность к исполнению, которая основывается на знании средств, способов учебно-познавательной деятельности, последовательности ее выполнения и предполагаемых результатах. Коллектив преподавателей вооружает осужденных соответствующими средствами и способами деятельности, организуя таким образом ее исполнение. Контроль позволяет предупредить ошибки, своевременно их исправить. Адекватная оценка результатов стимулирует активность осужденных, вызывает правильное отношение к достигнутому результату.
Тем не менее учебный процесс является не единственным средством исправления осужденных.
В колонии в процессе реализации других методов психолого-педагогического воздействия необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, процесс исправления осуществляется в учреждениях закрытого типа, с людьми, лишенными свободы, имеющими педагогическую запущенность и криминальную зараженность. Во-вторых, деятельность осужденных детально урегулирована нормами исправительного законодательства. В-третьих, микросреда осужденных неблагоприятна с точки зрения воспитания: в ней осуществляют деятельность малые группы отрицательной направленности, существуют негативные общение и взаимоотношения. И, наконец, осужденные ограничены в связях с семьей, родителями, родственниками, общественными и государственными организациями.
В воспитательном процессе в колонии применяются различные методы. Важнейшими из них являются методы убеждения, приучения, принуждения, доверия. Каждый из названных методов имеет свою педагогическую характеристику, т.е. рассчитан на определенный воспитательный эффект. Залогом успеха в педагогической работе является гибкое применение всех методов воспитания в комплексе, в системе. Жизнь показывает, что одним каким-то методом нельзя решить всех педагогических задач.
Метод убеждения является основным в воспитании. Ведущая роль убеждения объясняется тем, что с помощью этого метода формируется самое важное - сознание человека. При проведении воспитательной работы с осужденными целесообразно опираться на такие личностные черты, как целеустремленность, честолюбие, педантичность, настойчивость, например, при подборе и назначении их на должности руководителей самодеятельных организаций. Следует учитывать, что в случае отрицательной направленности их поведения достижение целей исправления представляется чрезвычайно трудной задачей. Наиболее оптимальным подходом является разработка и последовательное применение жестко фиксированных и индивидуально-ориентированных программ культурно-воспитательного и коррекционного воздействия. Налаживание правильных взаимоотношений с осужденными - показатель высокого педагогического мастерства члена совета воспитателей. Он должен быть высококультурным, иметь склонности к педагогической работе, уметь правильно строить деятельность свою и осужденных.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Психология
Все это имеет существенное значение для процесса исправления осужденных, т.к. деятельность некоторых членов совета воспитателей в данном отношении иногда сводится к морализированию, нотациям, преобладанию словесных форм воздействия, недооценке активности осужденных. В результате такая деятельность не несет большой воспитательной нагрузки и не способствует развитию у осужденных убежденности в нравственной ответственности, адекватной самооценки. В результате они не раскаиваются в своем преступлении, не осознают чувство вины за содеянное ими зло.
Особенность работы по исправлению осужденных в колонии осуществляется в условиях педагогически неблагоприятной микросреды. большого скопления лиц, имеющих существенные нравственные пороки, отличающихся низкой степенью правовой и моральной развитости. Такая обстановка затрудняет развитие нравственных качеств, потому что микросреда пенитенциарного учреждения выступает как негативный социально-психологический фактор, в известной мере снижающий эффективность воспитательного воздействия на осужденных2.
Существенным элементом микросреды в исправительной колонии является особая стратификация осужденных, суть которой заключается в жестком неофициальном делении их на слои и касты. Причиной стратификации, отражающей специфику группового поведения осужденных в колонии, является стремление отрицательно настроенных правонарушителей выделиться в особую касту, обеспечить себе привилегии при отбывании наказания за счет ущемления интересов других.
Такая стратификация и искаженное понимание нравственной ответственности за свое поведение осужденными приводит их к культу физической силы и жестокости. Данные опроса, проведенного в исправительных колониях (ИК) различных регионов страны, раскрывают понимание осужденными таких качеств, как чувство вины, раскаяния за свое преступление, совесть, долг, справедливость, достоинство, требовательность, сострадание. Около 60% осужденных либо не смогли объяснить смысл этих понятий, либо проявили искаженное их толкование. Так, достоинство приобретало значение силы, требовательность
- придирчивости, сострадание - признака слабости, недостойного «настоящего мужчины» и т.д.
Такая трактовка нравственных качеств и низкий культурный уровень приводят к тому, что групповое поведение и взаимоотношения правонарушителей строятся на основе искаженных представлений о соотношении личного и общественного. В то же время в группах осужденных вырабатываются свои асоциальные нормы, неодинаковые по значимости. Их классификацию можно рассматривать как цепочку, в которой каждое последующее звено, как правило, не только содержит в себе дефекты предыдущих, но и усугубляет их, расширяя границы безответственного поведения, асоциальных действий и поступков и взаимоотношений. Таким образом, работу по исправлению осужденных необходимо организовывать с учетом особенностей личности, ее социальнодемографической, уголовно-правовой и психологической характеристик.
Список литературы
1. Стурова, М.П. О социально-педагогическом назначении уголовного наказания как методе воздействия на личность осужденного // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказания . сборник научных трудов. - Рязань. РВШ МВД РФ, 1992.
2. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. - Рязань. РВШ МВД РФ, 1993.
Literature
1. Sturova M.P. About socially-pedagogical criminal sentencing as an influence method on the person condemned // Perfection educational activity of the bodies executing punishments. - Ryazan, 1992.
2. Corrective (penitentiary) pedagogics. - Ryazan, 1993.
УДК 15.07; 15.073; 152.3; 153.8; 158.
B.A. Шаповал*
Психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел как предмет исследования ведомственных психологов: новые подходы к оценке и прогнозированию
Статья посвящена разработке системы диагностики и прогнозирования психологического здоровья сотрудников органов внутренних дел в аспекте современных организационнометодологических подходов. уровневого, ресурсоцентрического, гуман-структурологической концепции личности, измерении неосознаваемых центральных Я-функций и психодинамического феномена «Я-идентичность» в соотношении их конструктивных, деструктивных и дефицитарных проявлений; применении современных средств автоматизации и информационных технологий.
* Шаповал, Валентин Анатольевич, докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат медицинских наук, доцент, полковник милиции. E-mail. vash23@mail.ru, тел. 8-812-744-70-68.
* Shapoval Valentin A., Ph. D. degree of Saint-Petersburg Ministry of Internal Affairs University of Russian Federation, Candidate of medical science, senior lecturer, police colonel. E-mail. vash23@mail.ru.