Научная статья на тему 'От исправительно-трудового права - к исправительной педагогике'

От исправительно-трудового права - к исправительной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА / CORRECTIONAL PEDAGOGY / PENITENTIARY PEDAGOGY / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / PRISONERS / CONVICTED PERSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюгаева Нина Алексеевна

советское исправительно-трудовое право, определяя цели наказания, выделяет особо одну из них исправление и перевоспитание заключенных. Оно предполагает формирование у них честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития. В связи с этим на исправительно-трудовые учреждения, наряду с задачей обеспечения отбывания наказания по приговорам судов, в соответствии с установленными правилами возлагалась задача исправления и перевоспитания заключенных с целью подготовки их к честной трудовой жизни. Эффективность решения этой задачи зависит от психолого-педагогической подготовленности работников исправительнотрудовых учреждений, их педагогического мастерства. Естественно, со стороны практических работников усилился интерес к вопросам педагогики. Помощь в этом деле могла оказать исправительно-трудовая педагогика как новая отрасль педагогической науки. В статье приведены результаты историко-педагогического исследования проблемы зарождения, становления и развития исправительно-трудовой педагогики. Анализ идей и теорий прошлого, учет исторических особенностей развития общества определяют возможности их использования в настоящее время. Возникновение исправительно-трудовой педагогики обусловлено существенными изменениями, происходящими в обществе и деятельности исправительно-трудовых учреждений, в которых на первый план выступают воспитательные задачи в отличие от современных задач оптимизации деятельности исправительных учреждений. Проблема правового регулирования исполнения наказаний была и остается ведущей в рамках науки исправительно-трудового права. Проводятся конференции, совещания, семинары, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся не только к условиям исполнения наказаний, но и к содержанию и методическому обеспечению данного процесса. Эти вопросы и проблемы нуждаются в теоретическом обосновании их решения, что является весьма актуальным и сложным. Такое положение дел обусловило самостоятельное существование исправительно-трудовой педагогики наряду с наукой исправительно-трудового права. Научные сотрудники, в основном юристы, 20-х годов ХХ века, работавшие в системе органов внутренних дел, постоянно отмечали, что самым неотложным делом следует считать научную разработку педагогических проблем перевоспитания заключенных, развитие такой зарождающейся отрасли науки, как исправительно-трудовая педагогика. В начале 60-х годов этот вопрос встал с особой остротой в связи с существенными изменениями в уголовно-исправительной политике. Таким образом, в недрах исправительно-трудового права как науки и учебной дисциплины были созданы предпосылки для выделения исправительно-трудовой педагогики в качестве самостоятельной отрасли научных знаний. Большую роль в этом сыграло выступление академика президента Академии педагогических наук СССР И. А. Каирова. В 1963 г. исправительно-трудовая педагогика как самостоятельная наука получила официальное признание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM CORRECTIVE LABOR LAW TO THE CORRECTIONAL PEDAGOGY

defining the purposes of punishment, the Soviet corrective-labor law has laid special emphasis on one of them correction and re-education of prisoners. It presupposes developing honest attitude to labour, strict obeyance of laws, and respect of rules of the socialist community. In this connection, along with the task of ensuring the service of sentences imposed by the court, according to the established rules, correctional institutions had to solve the problem of correction and re-education of prisoners to prepare them for honest working life. Efficient solution of this problem depends on psychological and pedagogical preparedness of employees of correctional institutions, their pedagogical skills. It was natural, that practical workers got increasingly interested in pedagogical matters. In this case, corrective-labor pedagogy as a new branch of pedagogical science could help. In this article, the results of historical and pedagogical research of the problem of origin, formation, and development of corrective-labor pedagogy are given... defining the purposes of punishment, the Soviet corrective-labor law has laid special emphasis on one of them correction and re-education of prisoners. It presupposes developing honest attitude to labour, strict obeyance of laws, and respect of rules of the socialist community. In this connection, along with the task of ensuring the service of sentences imposed by the court, according to the established rules, correctional institutions had to solve the problem of correction and re-education of prisoners to prepare them for honest working life. Efficient solution of this problem depends on psychological and pedagogical preparedness of employees of correctional institutions, their pedagogical skills. It was natural, that practical workers got increasingly interested in pedagogical matters. In this case, corrective-labor pedagogy as a new branch of pedagogical science could help. In this article, the results of historical and pedagogical research of the problem of origin, formation, and development of corrective-labor pedagogy are given. The analysis of ideas and theories of the past, as well as taking into account the historical aspects of society development determine the possibilities of their use at present. Emergence of corrective-labor pedagogy was caused by the essential changes in society and in the activities of correctional institutions in which educational tasks came into the forefront, distinct from modern tasks of optimizing the activities of correctional facilities. The problem of legal regulation of executing punishments has always been the central one within the science of corrective-labor law. Conferences, meetings, seminars dealing with the issues related not only to conditions of executing punishments, but also to the contents, and methodical support of this process have been held. These problems and issues need theoretical foundation for their solution, which is pressing and rather difficult. Such state of affairs has caused autonomous existence of corrective-labor pedagogy and the science of correctivelabor law. Researchers, commonly lawyers, working in the system of law-enforcement agencies in the 20's of the 20th century, constantly noted that scientific development of pedagogical problems of prisoners' re-education and development of such incipient branch of science as corrective-labor pedagogy should be considered the most vital matter. In the early sixties, this problem got particularly urgent due to the fundamental changes in penal policy. Thus, within the corrective-labor law as a science and as a subject matter, there appeared prerequisites for distinguishing corrective-labor pedagogy as a separate branch of scientific knowledge. The speech of the president of the Academy of pedagogical sciences of the USSR I. A. Kairov played a great role in it. In 1963, corrective-labor pedagogy as a separate science gained official recognition. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «От исправительно-трудового права - к исправительной педагогике»

УДК 37:343.8 НИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЮГАЕВА,

ББК 67.409.13 доктор педагогических наук, профессор,

Т98 заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,

профессор кафедры юридической психологии и педагогики

(Академия ФСИН России), е-шай: upip2009@yandex.ru

ОТ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОГО ПРАВА - К ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Реферат: советское исправительно-трудовое право, определяя цели наказания, выделяет особо одну из них - исправление и перевоспитание заключенных. Оно предполагает формирование у них честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития. В связи с этим на исправительно-трудовые учреждения, наряду с задачей обеспечения отбывания наказания по приговорам судов, в соответствии с установленными правилами возлагалась задача исправления и перевоспитания заключенных с целью подготовки их к честной трудовой жизни. Эффективность решения этой задачи зависит от психолого-педагогической подготовленности работников исправительно-трудовых учреждений, их педагогического мастерства. Естественно, со стороны практических работников усилился интерес к вопросам педагогики. Помощь в этом деле могла оказать исправительно-трудовая педагогика как новая отрасль педагогической науки.

В статье приведены результаты историко-педагогического исследования проблемы зарождения, становления и развития исправительно-трудовой педагогики. Анализ идей и теорий прошлого, учет исторических особенностей развития общества определяют возможности их использования в настоящее время. Возникновение исправительно-трудовой педагогики обусловлено существенными изменениями, происходящими в обществе и деятельности исправительно-трудовых учреждений, в которых на первый план выступают воспитательные задачи в отличие от современных задач оптимизации деятельности исправительных учреждений.

Проблема правового регулирования исполнения наказаний была и остается ведущей в рамках науки исправительно-трудового права. Проводятся конференции, совещания, семинары, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся не только к условиям исполнения наказаний, но и к содержанию и методическому обеспечению данного процесса. Эти вопросы и проблемы нуждаются в теоретическом обосновании их решения, что является весьма актуальным и сложным. Такое положение дел обусловило самостоятельное существование исправительно-трудовой педагогики наряду с наукой исправительно-трудового права.

Научные сотрудники, в основном юристы, 20-х годов ХХ века, работавшие в системе органов внутренних дел, постоянно отмечали, что самым неотложным делом следует считать научную разработку педагогических проблем перевоспитания заключенных, развитие такой зарождающейся отрасли науки, как исправительно-трудовая педагогика. В начале 60-х годов этот вопрос встал с особой остротой в связи с существенными изменениями в уголовно-исправительной политике. Таким образом, в недрах исправительно-трудового права как науки и учебной дисциплины были созданы предпосылки для выделения исправительно-трудовой педагогики в качестве самостоятельной отрасли научных знаний. Большую роль в этом сыграло выступление академика президента Академии педагогических наук СССР И. А. Каирова. В 1963 г. исправительно-трудовая педагогика как самостоятельная наука получила официальное признание.

Ключевые слова: педагогика, исправительные учреждения, воспитательная работа, пенитенциарная педагогика, исправительная педагогика, лишение свободы, заключенные, осужденные.

В царской России никогда не ставился вопрос о возможности и необходимости перевоспитания заключенных. С первых дней советской власти исправительно-трудовое законодательство развивалось в соответствии с положением о замене тюрем воспитательными учреждениями, разработанным В. И. Лениным [1, с. 408]. В таком направлении осуществлялась и

деятельность исправительно-трудовых учреждений, одной из важнейших задач которых было и остается исполнение наказаний и исправление осужденных в этом процессе.

Проблема правового регулирования исполнения наказаний стала ведущей в рамках науки исправительно-трудового права. Ее решением занимались многие ученые. Известны заслуги научных со-

трудников 20-х годов ХХ века, а позже профессоров Б. Утевского и Е. Ширвиндта, работавших в системе органов внутренних дел. Их перу принадлежит один из первых учебников по исправительно-трудовому праву, изданный в 1927 г. Б. Утевский был также автором учебника по исправительно-трудовой политике, который издавался в 1934 и 1935 гг. [2, с. 38].

В 50-60-е годы ХХ века наука исправительно-трудового права быстро развивалась, расширяя свои географические границы. Проводятся научные конференции по проблемам исправления и перевоспитания заключенных, в высших учебных заведениях создаются специальные кафедры, одной из основных задач которых является проведение исследований проблем исправительно-трудового права. Первая кафедра по исправительно-трудовому праву была создана в 1956 г. под руководством Б. Утевского в Высшей школе МВД СССР, а позднее, в 1971 г., такая же кафедра начала функционировать в Рязанской высшей школе МВД СССР.

Вопросы правового регулирования исполнения уголовных наказаний дополняются новыми проблемами, относящимися к порядку и условиям исполнения наказаний, содержанию исправления и перевоспитания осужденных. Эти вопросы и проблемы нуждаются в теоретическом обосновании их решения, что является весьма актуальным и сложным.

Совершенно справедливо Н. А. Стручков отмечает: «Многоплановый характер деятельности исправительно-трудовых учреждений и иных органов государства, исполняющих наказание, обусловил самостоятельное существование наряду с наукой исправительно-трудового права других отраслей научного знания, а именно исправительно-трудовой педагогики, исправительно-трудовой психологии, конкретной экономики» [2, с. 39-40].

В конце 50-х - начале 60-х годов ХХ века началась реформа советской уголовной и исправительно-трудовой политики: вместо лагерей создавались исправительно-трудовые колонии, в структуре которых организовывались отряды, вводились должности офицеров-воспитателей - начальников отрядов; культурно-воспитательная работа заменялась политико-воспитательной, центральное место в ней отводилось идейно-политическому воспитанию заключенных; уделялось внимание общеобразовательному обучению правонарушителей; отряд стал центром воспитательной работы с заключенными, руководство которой возлагалось на политотделы и партийные организации колоний.

Были поставлены новые задачи: усилить агитационную и пропагандистскую работу, формиро-

вать воспитывающие коллективы и организовывать целенаправленное индивидуальное воспитательное воздействие на заключенных, сформировать из их среды работоспособный актив. В связи с этим уместно привести высказывание Н. А. Струч-кова: «Если лагерь представлял собой систему привязанных к объектам труда мест лишения свободы и в целом был предназначен для решения крупных народнохозяйственных задач, то перед колонией как самостоятельным учреждением стояла задача обеспечить исправление и перевоспитание осужденных на базе их привлечения к труду и воспитательной работе» [3, с. 90-91].

Потребности практики, таким образом, обусловили необходимость научного обоснования деятельности по исправлению и перевоспитанию заключенных, разработки теоретических и методических основ политико-воспитательной работы с ними. Актуализируется проблема создания отраслевой науки, предметом которой являлся бы педагогический процесс в специфических условиях лишения свободы. Итак, в недрах исправительно-трудового права как науки и учебной дисциплины появились предпосылки для выделения и развития исправительно-трудовой педагогики в качестве самостоятельной отрасли научных знаний. Это, во-первых. Во-вторых, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года ввел дифференцированную систему мест лишения свободы, позволявшую применять гуманные меры стимулирования исправления и перевоспитания заключенных, и определил основные средства: режим, труд, профессиональное и общеобразовательное обучение, культурно-просветительная работа. Естественно, возник вопрос, как все это реализовать на практике. Ответить на вопрос помогли Б. С. Утевский и Е. Г. Ширвиндт, разработав в своих трудах, наряду с другими проблемами, тезис об исправимости преступников и подготовив пособие «Исправительно-трудовая педагогика». Оно было издано в 1966 г. под редакцией Б. С. Утевского. Авторами были: доктор юридических наук, профессор Б. С. Утевский, А. П. Евграфов и кандидат юридических наук, доцент И. В. Шмаров. В пособии раскрыты: понятие исправительно-трудовой педагогики как науки; понятие и особенности исправления и перевоспитания заключенных; изучение личности заключенных; индивидуальная воспитательная работа с заключенными; общеобразовательное и профессионально-техническое обучение заключенных; основные направления воспитания заключенных: идейно-политическое, трудовое, моральное, правовое, эстетическое, физическое воспитание; воспитание дисциплинированности [4]. Управление кадров и учебных заведений Министерства охраны

общественного порядка РСФСР рекомендовало данную работу как учебно-методическое пособие для курсантов и слушателей-заочников специальных средних учебных заведений МООП.

Позже в Высшей школе МВД СССР под руководством Б. С. Утевского был разработан учебный курс по исправительно-трудовой педагогике, в котором определены ее предмет, особенности педагогического процесса в условиях лишения свободы. Далее исправительно-трудовая педагогика была включена как самостоятельный предмет в учебные планы.

Видные ученые-пенитенциаристы - В. С. Позны-шев, Б. С. Утевский, Н. А. Стручков. З. А. Астеми-ров, И. В. Шмаров. В. П. Артамонов, В. Ф. Пирожков, В. Е. Гмурман, Ю. В. Гербеев специально исследуют психолого-педагогические проблемы деятельности исправительно-трудовых учреждений, совместно с практическими работниками проводят ряд экспериментов, тем самым вносят свой вклад в становление исправительно-трудовой педагогики как науки и учебной дисциплины.

В 1967 г. было издано другое учебное пособие «Исправительно-трудовая педагогика» под редакцией В. Ф. Пирожкова [5]. Соблюдая преемственность, авторский коллектив, в состав которого, кроме юристов, входят педагог М. М. Дейнеко и практические работники, расширяет содержание, включив новые разделы, а именно: участие советской общественности в исправлении и перевоспитании осужденных; особенности исправления и перевоспитания особо опасных рецидивистов, осужденных из числа молодежи, осужденных в трудовых колониях для несовершеннолетних; самовоспитание осужденных и руководство им; личность воспитателя и педагогический коллектив исправительно-трудового учреждения.

В последующие годы актуальные проблемы исправительно-трудовой педагогики стали включаться в программы курсов по повышению квалификации работников исправительно-трудовых учреждений, получает развитие практика обучения сотрудников на местах основам педагогических знаний с привлечением преподавателей институтов и университетов, учителей общеобразовательных школ при учреждениях.

В начале 60-х годов ХХ века с особой остротой встал вопрос о создании и разработке исправительно-трудовой педагогики. Это вызвано было существенными изменениями в исправительно-трудовой политике, когда на повестку дня в связи с разоблачением культа личности были поставлены задачи не просто карать и изолировать преступников, а добиваться в процессе исполнения наказания их нравственной переориентации. Большую роль в решении

этого вопроса сыграло выступление академика И. А. Каи-рова (1893-1978), доктора педагогических наук, профессора, президента АПН СССР в 1946-1966 гг., который внес предложение - расширить систему педагогических наук, включив в нее исправительно-трудовую педагогику [6]. Таким образом, в 1963 г. исправительно-трудовая педагогика как самостоятельная наука получила официальное признание.

В разработке проблем новой отрасли педагоги-чекой науки активное участие принимает Высшая школа МВД СССР, где курс исправительно-трудовой педагогики изучается в рамках кафедры исправительно-трудового права. Позднее, в 1978 г., Академией МВД СССР был издан труд «Исправительно-трудовая педагогика», допущенный Министерством внутренних дел СССР в качестве учебника для высших учебных заведений МВД СССР. Учебник вышел под редакцией генерал-лейтенанта внутренней службы И. Т. Богатырева [7]. Учебник до сих пор не утратил своего теоретического значения.

В Рязанской высшей школе МВД СССР создается специальная кафедра исправительно-трудовой педагогики под руководством кандидата психологических наук А. П. Краковского и лаборатория по исследованию проблем исправления и перевоспитания осужденных под руководством кандидата юридических наук В. С. Генералова. Научно-педагогический коллектив Рязанской высшей школы МВД СССР в составе юристов, педагогов, психологов, социологов интенсивно проводит исследования, всесторонне изучает теорию и практику исправления и перевоспитания осужденных, организует научно-теоретические конференции, систематизирует и анализирует результаты. В итоге в 1985 г. выходит издание «Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными». Оно было утверждено управлением учебных заведений (УУЗ) и научно-исследовательских учреждений (НИУ) МВД СССР в качестве учебного пособия для высших учебных заведений МВД СССР. Руководителем авторского коллектива был доктор юридических наук профессор, заместитель начальника РВШ МВД СССР по научной работе Т. Н. Радько. Пособие вышло под научной редакцией доктора педагогических наук профессора Ю. В. Гербеева [8]. Данное учебное пособие отличается от предыдущего учебника практической направленностью, в нем хорошо представлена методика педагогической работы по исправлению и перевоспитанию осужденных.

В Академии МВД СССР читается курс организации исправления и перевоспитания осужденных. В нем сочетаются вопросы содержания воспитательного процесса и организационно-правовые

моменты в области воспитательной работы с осужденными. В помощь обучающимся в 1985 г. были изданы методические рекомендации и материалы по обозначенному выше курсу.

Условия перестройки начиная с 1985 г. потребовали нового осмысления теории и практики исправления и перевоспитания осужденных, определения тенденций и путей становления исправительно-трудовой системы. Все больше осознается необходимость педагогизации этой системы как решающего условия достижения главной цели - исправления осужденных. Основное направление системы, исходя из ее названия, - исправление трудом. В данный исторический период труд осужденных постепенно стал терять свое первоначальное значение, приобретая качество одного из основных средств педагогического воздействия на осужденных. Вышеизложенное и изменения государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы обосновали употребление новых терминов: «уголовно-исполнительная политика», «уголовно-исполнительное законодательство», уголовно-исполнительное право. Возник вопрос об изменении названия науки и соответствующей учебной дисциплины «Исправительно-трудовая педагогика». Этот вопрос оригинально был решен в процессе подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы с учетом усиления педагогической составляющей в высшем профессиональном образовании.

В 1993 г. авторским коллективом Рязанской высшей школы МВД СССР под руководством кандидата педагогических наук доцента Н. А. Тюгаевой был подготовлен учебник «Исправительная (пенитенциарная) педагогика» для слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ. Он был издан под редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ начальника РВШ МВД РФ А. И. Зубкова и доктора педагогических наук, профессора М. П. Стуровой [9].

Данный учебник значительно расширил содержание предыдущих за счет введения новых разделов: методологические основы исправительной (пенитенциарной) педагогики; коллектив воспитателей и коллектив осужденных как основные элементы педагогической системы исправительных учреждений; организация процесса перевоспитания осужденных; закрепление результатов исправления осужденных и их оценка, разработанных исходя из потребностей теории и практики исправительного дела.

Таким образом, краткий экскурс в историю зарождения исправительно-трудовой педагогики в недрах исправительно-трудового права показал, что при теснейшем сотрудничестве ученых различных научных знаний (юридических, педагоги-

ческих, психологических, социологических, философских) и практических работников исправительная (пенитенциарная) педагогика сформировалась как самостоятельная наука, добилась официального признания и продолжает развиваться.

В то же время следует отметить, что исправительно-трудовая педагогика формировалась как отрасль педагогической науки, изучающая организованную деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания, как связанным, так и не связанным с лишением свободы. Однако в дальнейшем она развивается как наука об исправлении осужденных в местах лишения свободы. С начала XXI века до настоящего времени наука и учебная дисциплина именуются «Пенитенциарная педагогика». Термин «пенитенциарный» происходит от латинского слова, которое в переводе на русский язык означает «покаянный, исправительный» [10, с. 370]. Этот термин указывает на особенности наказания в условиях изоляции в целях приведения преступника к раскаянию и исправлению. Отсюда следует, что употребление термина «пенитенциарная педагогика» является наиболее обоснованным применительно к сфере исправления осужденных к лишению свободы.

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных в этом процессе, выдвигаемые жизнью, сложны и многогранны, требуют теоретической разработки и научного обеспечения, учета изменений, вносимых в уголовно-исполнительное законодательство, текущего момента и вызвали необходимость подготовки отличного от предыдущих учебных пособий и учебников издания. Такой труд был подготовлен Н. А. Тюгаевой и М. П. Стуровой: курс лекций «Пенитенциарная педагогика» [11]. Издание вышло в 2010 г. с грифом «Допущено Федеральной службой исполнения наказаний в качестве курса лекций для курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России». Соблюдая преемственность с предыдущими учебными пособиями и учебниками, в содержание курса внесены коррективы, отвечающие современным требованиям уголовно-исполнительной системы к профессиональной подготовке высококвалифицированных специалистов.

В заключение следует отметить, что в периоды перестройки и реформирования, модернизации и развития уголовно-исполнительной системы возникают все новые и новые социально-педагогические проблемы. Решение их затруднительно по ряду объективных и субъективных причин, в первую очередь финансовым. Тем не менее пенитенциарная педагогика развивается, расширяются ее границы. Например: а) пенитенциарная педагогика для исправления несовершеннолетних осужденных

самостоятельно не разрабатывается, а необходимость в ней имеется, особенно в настоящее время, когда создаются воспитательные центры; б) развивается тенденция судебной практики осуждения лиц, совершивших преступления, условно к различным видам наказания, не связанным с лишением свободы; в) в зарубежных странах специальной отрасли педагогики, аналогичной пенитенциарной педагогике, нет.

Историко-педагогические исследования показывают, а практика подтверждает, что настало время для научной разработки отраслей пенитенциарной педагогики об исправлении различных категорий осужденных. Это, скажем, по Мака-

ренко, дальняя перспектива, а средняя - предлагаемые отрасли включить в структуру пенитенциарной педагоги как специальные разделы. В таком случае использовать целесообразно термин «исправительная педагогика», тем более что есть уже прецедент, имеется в виду учебное пособие В. Г. Сту-канова [12]. Возможен другой вариант: если принять термин «исправительная педагогика», а он по содержанию шире, чем понятие «пенитенциарная педагогика», то объектом этой отрасли педагогической науки будут все категории осужденных к наказаниям, связанным и не связанным с лишением свободы. Есть над чем думать и работать в дальнейшем.

Список литературы

1. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М., 1975. Т. 38. 608 с.

2. Стручков Н. От истоков до современности (состояние и основные проблемы научных исследований в системе МВД) // Воспитание и правопорядок. 1984. № 4. С. 38-40.

3. Стручков Н. А. Зона, приоткрытая для критики // Коммунист. 1989. № 18. С. 90-91.

4. Утевский Б. С., Евграфов А. П., Шмаров И. В. Исправительно-трудовая педагогика. М., 1966. 129 с.

5. Исправительно-трудовая педагогика / под ред. В. Ф. Пирожков. М., 1967. 304 с.

6. Каиров И. А. Новая Программа КПСС и задачи педагогической науки. М., 1963. 96 с.

7. Исправительно-трудовая педагогика / под ред. И. Т. Богатырева. М., 1978. 377 с.

8. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными : учеб. пособие / В. И. Акумов [и др.]; науч. ред. Ю. В. Гербеев. Рязань, 1985. 359 с.

9. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой. Рязань, 1993.398 с.

10. Словарь иностранных слов. 15-е изд. М., 1988. 608 с.

11. Стурова М. П., Тюгаева Н. А. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. Рязань, 2010. 424 с.

12. Стуканов В. Г. Исправительная педагогика. Минск, 2013. 395 с.

NINA ALEKSEEVNA TJUGAEVA,

dsc in pedagogics, professor, honored scientist of the higher school of the Russian Federation, professor of the legal psychology and pedagogics department

(Academy of the FPS of Russia), е-mail: upip2009@yandex.ru

FROM CORRECTIVE LABOR LAW TO THE CORRECTIONAL PEDAGOGY

Annotation: defining the purposes of punishment, the Soviet corrective-labor law has laid special emphasis on one of them - correction and re-education of prisoners. It presupposes developing honest attitude to labour, strict obeyance of laws, and respect of rules of the socialist community. In this connection, along with the task of ensuring the service of sentences imposed by the court, according to the established rules, correctional institutions had to solve the problem of correction and re-education of prisoners to prepare them for honest working life. Efficient solution of this problem depends on psychological and pedagogical preparedness of employees of correctional institutions, their pedagogical skills. It was natural, that practical workers got increasingly interested in pedagogical matters. In this case, corrective-labor pedagogy as a new branch of pedagogical science could help.

In this article, the results of historical and pedagogical research of the problem of origin, formation, and development of corrective-labor pedagogy are given. The analysis of ideas and theories of the past, as well as taking into account the historical aspects of society development determine the possibilities of their use at present. Emergence of corrective-labor pedagogy was caused by the essential changes in society and in the activities of

correctional institutions in which educational tasks came into the forefront, distinct from modern tasks of optimizing the activities of correctional facilities.

The problem of legal regulation of executing punishments has always been the central one within the science of corrective-labor law. Conferences, meetings, seminars dealing with the issues related not only to conditions of executing punishments, but also to the contents, and methodical support of this process have been held. These problems and issues need theoretical foundation for their solution, which is pressing and rather difficult. Such state of affairs has caused autonomous existence of corrective-labor pedagogy and the science of corrective-labor law.

Researchers, commonly lawyers, working in the system of law-enforcement agencies in the 20's of the 20th century, constantly noted that scientific development of pedagogical problems of prisoners' re-education and development of such incipient branch of science as corrective-labor pedagogy should be considered the most vital matter. In the early sixties, this problem got particularly urgent due to the fundamental changes in penal policy. Thus, within the corrective-labor law as a science and as a subject matter, there appeared prerequisites for distinguishing corrective-labor pedagogy as a separate branch of scientific knowledge. The speech of the president of the Academy of pedagogical sciences of the USSR I. A. Kairov played a great role in it. In 1963, corrective-labor pedagogy as a separate science gained official recognition.

Key words: pedagogy, correctional institutions, educational work, penitentiary pedagogy, correctional pedagogy, imprisonment, prisoners, convicted persons.

References

1. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenij [Complete Works]. Moscow, 1975.

2. Struchkov N. Ot istokov do sovremennosti (sostojanie i osnovnye problemy nauchnyh issledovanij v sisteme MVD) [From the beginning to the present day (the state and the main problems of research in the Ministry of Interior)]. Vospitanie i pravoporjadok - Education and the rule of law, 1984, no. 4, pp. 38-40.

3. Struchkov N. A. Zona, priotkrytaja dlja kritiki [Zone ajar for criticism]. Kommunist - Communists, 1989, no. 18, pp. 90-91.

4. Utevskij B. S., Evgrafov A. P., Shmarov I. V. Ispravitel'no-trudovaja pedagogika [Corrective labor pedagogy]. Moscow, 1966.

5. Ispravitel'no-trudovaja pedagogika [Corrective labor pedagogy]. Moscow, 1967.

6. Kairov I. A. Novaja Programma KPSS i zadachi pedagogicheskoj nauki [The new program of the Communist Party of the Soviet Union and the problem of pedagogy]. Moscow, 1963.

7. Ispravitel'no-trudovaja pedagogika [Corrective labor pedagogy]. Moscow, 1978.

8. Pedagogika i politiko-vospitatel'naja rabota s osuzhdennymi [Pedagogy and political-educational work with convicts]. Ryazan, 1985.

9. Ispravitel'naja (penitenciarnaja) pedagogika [Correctional (penitentiary) pedagogy]. Ryazan, 1993.

10. Slovar' inostrannyh slov [Dictionary of Foreign Words]. Moscow, 1988.

11. Sturova M. P., Tjugaeva N. A. Penitenciarnaja pedagogika [Penitentiary pedagogy]. Ryazan, 2010.

12. Stukanov V. G. Ispravitel'naja pedagogika [Correctional pedagogy]. Minsk, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.