УДК 343.91-053.6 ББК 67.51
© 2021 г. Теохаров Александр Константинович,
доцент кафедры криминологии и профилактики преступлений Омской академии МВД России кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
Резвых Роман Сергеевич,
преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники в ОВД Восточно-Сибирского института МВД России. E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОСУЖДЕННОГО И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
В данной статье авторы анализируют личностные особенности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, что является необходимым для составления и реализации программ ихресоциализации.
Ключевые слова: несовершеннолетний, осужденный, воспитательная колония, личность преступника, ресоциализация, исправление осужденного, преступность несовершеннолетних.
Teokharov Alexander Konstantinovich - Associate Professor, the Department of Criminology
and Crime Prevention, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
Rezvykh Roman Sergeevich - Lecturer, Department of Operational Search Activities and Special Equipment,
the Department of Internal Affairs of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
FEATURES OF THE PERSONALITY OF A MINOR CONVICTED PERSON AND THEIR IMPACT
ON THE PROCESS OF RE-SOCIALIZATION
In this article, the authors analyze the personal characteristics of juvenile convicts serving a sentence of imprisonment, which is necessary for the preparation and implementation of programs for their re-socialization.
Keywords: minor, convicted person, educational colony, criminal identity, re-socialization, correction of the convicted person, juvenile delinquency.
Уголовно-исполнительное законодательство, объявляя своей целью исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, устанавливает персонализированный характер отбывания наказания, закрепляя его в одном из своих принципов -индивидуализации исполнения наказаний. Индивидуализация наказания и его исполнение напрямую связаны с личностью преступника (осужденного), которая является одним из главных объектов пенитенциарной науки, требует всестороннего криминологического, социально-демографического, психологического, педагогического изучения.
Наибольший интерес с точки зрения индивидуализации наказания и его исполнения представляет изучение личности несовершеннолетних осужденных. Это связано с тем, что несовершеннолетние относятся в обществе к особой социальной группе, имеют специальный правовой статус, определяемый их будущим положением в обществе. К тому же
преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды (семья, школа, группа сверстников) и индивидуально-личностными, психологическими особенностями самого несовершеннолетнего. Это связано с неудовлетворением потребностей в общении и самоутверждении в благоприятных условиях на основе социально-значимой полезной деятельности. Также это обусловлено отклонением в интеллектуальном развитии, неадекватной самооценкой, ведомостью, иллюзорным представлением ненаказуемости, конформностью, деформацией нравственных и правовых ценностных ориентаций, антисоциальными установками [3, с. 14].
А.И. Савельев и А.А. Урусов считают, что если в воспитательных колониях не достигнуты (слабо достигнуты) положительные результаты в изменении отрицательных качеств и поведении личности подростков, то вероятность совершения ими повторного
преступления увеличивается. При этом эффективность исправления несовершеннолетних в воспитательных колониях во многом определяется результатами работы по формированию у них основ мировоззрения, нравственности, нравственных качеств [6, с. 55].
Изучение личностных особенностей несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, необходимо для составления и реализации программы его ресоциализации. При составлении характеристики воспитанника выделяются сильные и проблемные стороны его личности и индивидуальности, его способности и интересы, «сохранные механизмы» (потенциальные возможности воспитанника) и «зоны особого внимания» (опасения, с которыми приходится сталкиваться, работая с подростком). На основании данных выводов составляется план работы с воспитанником, который в ходе реализации программы может корректироваться.
Следует отметить, что исследование по изучению характеристик несовершеннолетних осужденных не является новым по своей сути. Такие исследования многократно проводились на различных, уровнях, объектах, регионах и т. п., в науке и практике. Однако нельзя сказать, что это вопрос всесторонне изучен и проведены все необходимые всеобъемлющие исследования. Любое общество не стоит на месте, в нем происходят как масштабные изменения, так и менее заметные, протекающие не столь открыто в различных социальных группах. Все это ведет к изменению характеристики общества в целом и несовершеннолетних осужденных в частности, и, следовательно, выявление этих изменений не теряет своей актуальности для каждого отрезка развития социума. Следует отметить, что воплощение принципа индивидуализации наказания в конкретной практике исправления человека невозможно без всестороннего изучения конкретной личности и ее характеристик.
Изучение личности несовершеннолетних осужденных проводилось по материалам Тюменской воспитательной колонии, в которой отбывают наказание несовершеннолетние лица мужского пола, по следующим критериям: 1) социально-демографическая характеристика; 2) уголовно-правовая характеристика; 3) психологическая характеристика.
Социально-демографическая характеристика отражает характер взаимоотношений
с семьей и ближайшим окружением, уровень правовой культуры, уровень необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного межличностного взаимодействия, характер взаимоотношений с группой воспитанников, уровень необходимых компетенций по самостоятельной организации досуга.
Возраст осужденных имеет важное социально-демографическое и социально-психологическое значение, поскольку позволяет судить о приобретенном социальном опыте личности, ее зрелости, интересах, поведении, физическом развитии. Возраст следует учитывать при индивидуализации исполнения наказания, организации воспитательной работы и досуга. По возрасту на момент исследования осужденные в Тюменской воспитательной колонии распределялись следующим образом: 14-15 лет - 0 %, 16 лет - 1,3 %, 17 лет - 10,3 %, 18 лет - 52,8, 19 лет - 35,6 %.
Полученное процентное соотношение выделенных возрастных групп несколько отличается от аналогичных показателей, приведенных в разделе «Статистические данные» официального сайта ФСИН России за 2020 г. В соответствии со статистикой ФСИН России, наиболее многочисленной возрастной группой лиц, содержащихся в воспитательных колониях, являются несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет [8]. Они составляют около
77.1 %. На долю 18-19-летних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, в целом по стране приходится около
22.2 %, в то время как в Тюменской воспитательной колонии эта возрастная группа является самой многочисленной и составляет 88,4 %.
Столь значительное расхождение анализируемых статистических показателей можно объяснить различными причинами. Одной из них является изменение возраста осужденных в процессе их взросления за период нахождения в исправительном учреждении при увеличении срока содержания. Вместе с тем, на момент осуждения возраст лиц, отбывающих наказание в колонии, был сопоставим с общероссийскими статистическими данными: старше 15 лет - 2,3 %, старше 16 лет - 26,7 %, старше 17 лет - 71 %.
Следует отметить, что увеличение доли осужденных старших возрастных групп нельзя объяснить только увеличением срока их содержания. Анализ статистических данных позволил выявить тенденцию осуждения все большего количества лиц, чей возраст
на момент вынесения приговора суда приближался в 18 годам (около 22,2 %). Можно предположить, что на современном этапе развития уголовного и уголовно-исполнительного права гуманизация наказания применительно к несовершеннолетним приведет к дальнейшему вымыванию из числа осужденных лиц младших возрастных групп и увеличению доли несовершеннолетних старшего возраста.
Не менее важное место в характеристике личности занимает образование. Оно выступает фундаментом формирования мировоззрения, жизненных перспектив, интеллекта и является одним из условий успешности исправления. Учитывая, что средний возраст воспитанников колонии составляет более 18 лет, можно предположить, что все осужденные должны иметь как минимум основное общее образование. Однако анализ материалов личных дел осужденных показывает низкий образовательный уровень воспитанников колонии. Так, 3 класса образования имели 2,3 %, 5 классов - 2,3 %, 6 классов - 7,1 %, 7 классов -11,9 %, 9 классов - 22,9 %, и лишь 29,6 % имели неполное среднее образование. При этом большинство респондентов негативно отзываются о школе и об учителях, а 41 % воспитанников был оставлен на второй год или отказывался от посещения школы.
Следует отметить, что никто из воспитанников, отбывающих наказание в воспитательной колонии, не имел специальности. Все это еще раз показывает важность и необходимость обучения по программам ликвидации безграмотности, программам основного общего образования, среднего полного образования, внедрения дополнительных программ обучения [5, с. 19].
Исследование А.А. Кириенко подтверждает, что внешнее неблагополучие (семья и школа - внешние факторы) отражается в искажении содержания и строения личности. Нарушения сказываются на системе убеждений и приобретаемых нравственных нормах; на системе отношений к разным сторонам жизни, другим людям и самому себе; в цен-ностно-мотивационной сфере, поведении (внутренние факторы), которые, в свою очередь, определяют индивидуальные особенности формирующейся личности [1, с. 68].
Становление личности в подростковом возрасте сопряжено с возрастными кризисами и зависит от успешного прохождения
каждой ступени, формирования адекватной самооценки и личной ответственности. Практические психологи, наблюдая процесс адаптации несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии, отмечают, что большой процент правонарушителей воспитывался в условиях эмоционального неблагополучия, в семьях, где нарушены взаимопонимание и эмоциональный контакт с родителями. Например, в Тюменской воспитательной колонии, по данным на май 2021 г., находились подростки в возрасте от 16 до 19 лет, из них 19 % до осуждения воспитывались в детских домах и интернатах, около 90 % - одним родителем, многие испытывали негативные чувства к отчиму. Часто осужденные признают факт злоупотребления родителей алкоголем, материального неблагополучия.
Такая ценность, как семейное благополучие, у несовершеннолетних осужденных является одной из важных. В исправительных учреждениях ничто не может заменить подростку семью, и отрыв от нее переживается наиболее остро. При этом необходимо учитывать, что осужденные понимают и оценивают семейное благополучие по-разному. Часть из них, только попав в места лишения свободы, начинают понимать, сколь много значит для них семья, родители, остро переживают отрыв от семьи.
Следует отметить, что осужденные из неблагополучных семей ценят семейное благополучие как идеал и тоскуют по нормальным семейным отношениям. В таких случаях воспитатель вряд ли может рассчитывать на положительное влияние семьи, т. к. именно ненормальная обстановка в ней способствовала совершению подростком правонарушений.
Уголовно-правовая характеристика
Количество судимостей является многозначным социально-правовым явлением, имеющим криминологические, психологические, социальные, пенитенциарные и другие аспекты. С одной стороны, повторная судимость - это показатель качества ранее проведенной работы с осужденным по его воспитанию, исправлению, ресоциализации, с другой - показатель социального, психологического, педагогического, криминального неблагополучия личности, с третьей - программная установка для учреждения по организации адекватной работы по преодолению деформации личности.
В обследуемой выборке количество лиц, осужденных впервые, составило 75,7 %.
До направления в исправительное учреждение состояли на учете в уголовно-исполнительной инспекции и имели судимости 24,3 % несовершеннолетних, в том числе две судимости -13,9 %, три и более судимости - 9,8 % воспитанников. Таким образом, почти четверть осужденных совершили рецидив, что говорит об их нравственно-правовой запущенности и необходимости приложения больших усилий по организации превентивной работы с ними по недопущению негативного влияния на других осужденных и их исправления.
Категории совершенных преступлений лиц, содержащихся в воспитательной колонии, достаточно разнообразны. Вместе с тем сфера преступных посягательств остается неизменной и сопоставимой с общероссийскими статистическими данными. Следует отметить, что 94,4 % осужденных совершили несколько преступлений и в силу ст. ст. 60 и 70 УК РФ имели назначение наказания по совокупности преступлений или назначение наказаний по совокупности приговора.
По видам совершаемых преступлений осужденные распределились следующим образом: грабеж (ст. 161) - 22,9 %, кража (ст. 158) -21 %, насильственные действия сексуального характера, изнасилование (ст. ст. 131, 132) -14,6 %, неправомерное завладение транспортным средством (ст. 166) - 12,8 %, разбой (ст. 162) - 6,4 %, убийство (ст. 105) - 6,4 %, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111) - 6,4 %, незаконное хранение, сбыт наркотиков (ст. 228) - 3,6 %, другие преступления - 5,9 %.
Срок наказания является достаточно важной характеристикой личности, поскольку учитывает степень и характер общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность [7, с. 89]. К тому же, с учетом увеличения срока содержания несовершеннолетних осужденных в пенитенциарных учреждениях до отбытия наказания получается спрогнозировать возможную возрастную динамику воспитанников колонии и работу по их исправлению в ближайшей и дальней перспективе. С учетом того, что средний срок наказания составляет 3,8 лет, осужденные по данному показателю распределились в колонии следующим образом: до 1 года - 3,4 %, до 2 лет - 25,2 %, до 3 лет - 22,9 %, до 4 лет - 13,7 %, до 5 лет -12,6 %, до 6 лет - 12,6 %, до 7 лет - 4,5 %,
свыше 7 лет - 5,1 %. Приведенные значения показывают, что почти половина осужденных имеют сроки наказания до 3 лет, что сопоставимо с общероссийской статистикой.
Можно заключить, что большинство подростков совершили преступление не в силу случайного стечения обстоятельств, а фактически были готовы к нему из-за искаженно-сти, как самих потребностей, так и средств их удовлетворения. Поэтому одной из основных задач сотрудников воспитательной колонии является формирование интереса и потребности в социально полезной деятельности как фундамента для нравственного перевоспитания личности несовершеннолетнего осужденного.
В этой связи важное значение приобретает проблема изучения ценностных ориентаций осужденных. В структуре личности ценностные ориентации как система устойчивых предпочтений, выражают активное избирательное отношение человека к миру, показывают направленность личности. Знание доминирующих ценностей будет способствовать выявлению положительных начал в осужденном, опираясь на которые, воспитатель сможет выработать программу ресоциализации.
Психологическая характеристика
Актуальность изучения психологической характеристики обусловлена необходимостью «возвращения в общество» социально адаптированных личностей. В связи с этим важна роль своевременной организации социальной и психологической подготовки к освобождению осужденных с целью выявления и коррекции дефектов развития личности, которые мешают успешной ресоциализации осужденных и приводят к рецидивоопасному поведению. Особое значение приобретает изучение вопросов социально-психологической подготовки несовершеннолетних осужденных, поскольку возраст, в котором они попадают в пенитенциарное учреждение, приходится на период социализации и созревания личности. Именно в этом возрасте закладываются основы для вступления подростка в самостоятельную трудовую жизнь [2, с. 123].
В последние годы наблюдается рост количества социально-психологически и социально-педагогически запущенных несовершеннолетних осужденных, качественные изменения структуры личности малолетнего преступника. Также изменяется степень проявления де-виантных форм поведения: агрессивность,
наркозависимость и алкогольная зависимость, склонность к суицидальному поведению и др. Возрастает количество осужденных подростков, состоящих на учете у психолога, несмотря на уменьшение количества спецконтенген-та воспитательных колоний за последние годы. Низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что осужденные начинают проявлять признаки болезней стресса -соматических и нервно-психических нарушений («прогрессирующая невротизация»).
Анализ цифровых показателей психодиагностических обследований позволяет утверждать, что все воспитанники регулярно проходят обследование - ежеквартально, как минимум, а большая часть - ежемесячно. За год проводится более 8 000 психодиагностических обследований. При условии качественной обработки полученных данных обследований, их интерпретации, выработки рекомендаций каждый воспитанник может получать квалифицированную психологическую помощь. Следует отметить, что наряду с углубленной психодиагностикой проводится экспресс-диагностика - более 12 000 мероприятий за год.
Исследование показало, что социально благоприятный круг общения имели 32 % подростков. Референтное окружение большинства несовершеннолетних (68 % подростков) представлено сверстниками и лицами, старшими по возрасту с асоциальной направленностью интересов. В таких компаниях приветствовалось совместное употребление алкогольных напитков, часто наркотических и токсических веществ, поощрялись акты вандализма, антиобщественные, криминальные поступки, коллективная деятельность была направлена преимущественно на удовлетворение гедонистических потребностей, чему способствовало зачастую бесцельное времяпрепровождение. Внутригрупповые взаимоотношения строились преимущественно по принципу авторитарности, основанной на подчиняемости младших по возрасту или физически слабых. Достаточно часто в социальном окружении несовершеннолетних встречались лица с криминальным прошлым, в том числе привлекавшиеся к уголовной ответственности, отбывшие наказание (23 %), что в той или иной степени содействовало формированию у подростков искаженных («романтических») представлений о криминальном мире. Стоит отметить, что идеализированные представления о крими-
нальной субкультуре отмечались практически у всех исследуемых, причем складывались они, по словам самих подростков, скорее под влиянием средств массовой информации, кинопродукции, «авторитетных» знакомых, чем на основе личного опыта.
Уменьшение численности несовершеннолетних осужденных и последовавшее сокращение количества воспитательных колоний вызывают дополнительные проблемы, в частности, вынужденное направление многих подростков в исправительные учреждения не по месту жительства, а в более отдаленные субъекты Российской Федерации, что отрицательно сказывается на частоте их встреч с родными, близкими и ресоциализации в целом. В первую очередь это касается несовершеннолетних девушек, т. к. для них имеются всего две воспитательные колонии - в Сибири (г. Томск) и в центральной части России (Новый Оскол Белгородской области).
Следует согласиться с А.В. Ревягиным и Н.А. Тюфяковым, что условия изоляции, соблюдение режима отбывания наказания зачастую приводят к нивелированию личностных интересов, желаний, влечений, значимых целей [4, с. 56]. Недостаточно развитый «локус контроля-Я» не позволяет им верить в себя, проявлять волевые качества, что оказывает отрицательное влияние на процесс ре-социализации. Особое внимание необходимо обратить на низкие показатели по ценностям: развитие себя, социальные контакты и креативность. Можно предположить, что полученные экспериментальные данные являются отражением отрицательного воздействия среды пенитенциарного учреждения на личность осужденного.
Изучение личных дел осужденных Тюменской воспитательной колонии показало, что доминирующую позицию в иерархии их ценностей занимает ценность «сохранение собственной индивидуальности». Данный факт свидетельствует о стремлении осужденного к независимости от других людей, что также является проявлением возрастных особенностей данной группы испытуемых. Кроме того, можно предположить, что ориентация осужденных на сохранение собственной индивидуальности является неосознаваемым защитным механизмом данных лиц, позволяющим снизить влияние уголовного наказания на личность осужденного.
Таким образом, анализ личных дел несовершеннолетних осужденных показал, что это, как правило, лица в возрасте 18-19 лет,
из неполных семей, имеющие неполное среднее образование. 98 % осужденных отбывают наказание впервые, средний срок наказания составляет 2-3 года, для них характерно совершение таких преступлений, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, разбой, кража. Деформация в ценностно-мотивационной сфере несовершеннолетних осужденных отражает, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению и/или производительному труду, с другой - демонстрацию гипервлечения к отдыху, проведению досуга и т. д.
Проведенный анализ выборочных характеристик осужденных показывает, что каждая из них может быть избирательно использована в организации целостного процесса ис-
Литература
1. Кириенко А.А. Индивидуально-личностные особенности агрессивности подростков различных типов направленности личности: автореф. ... дис. канд. психол. наук. М., 2015.
2. Мануйлова Л.М., Максимов А.С. Социально-педагогическое проектирование в профилактике подростковой преступности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 4 (38).
3. Радченко О.В., Бархатова Е.Н. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника (по материалам Иркутской области) // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. № 3 (74).
4. Ревягин А.В., Тюфяков Н.А. Кримино-лого-психологическая характеристика рецидивной преступности в местах лишения свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 4 (63).
5. Савельев А.И. Трудоустройство как фактор декриминализации несовершеннолетних // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 1 (40).
6. Савельев А.И., Урусов А.А. Психологические особенности личности несовершеннолетних с противоправным поведением // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2 (33).
7. Тимко С.А., Жайворонок А.В., Тимко В.П. Несовершеннолетний: современная практика уголовного наказания // Черные дыры в Российском законодательстве. 2016. № 3.
8. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/ iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/.
правления личности. Изменение состава воспитанников колонии требует всестороннего изучения таких характеристик, выявления и анализа появляющихся тенденций, требующих принятия адекватных решений исходя из меняющейся ситуации.
Воспитательная работа с несовершеннолетним осужденным должна осуществляться с помощью индивидуального подхода, определяться целью развития его личности и индивидуальности, сам осужденный должен быть активным организатором и участником воспитательной работы. Важную роль в реализации индивидуального подхода играет личность воспитателя, его ответственное отношение к собственной социально значимой деятельности.
Bibliography
1. Kiriyenko A.A. Individual and personal features of aggressiveness of adolescents of various types of personality orientation. Moscow, 2015.
2. Manuylova L.M., Maksimov A.S. Socio-ped-agogical design in the prevention of juvenile delinquency // Science of man: humanitarian studies. 2019. № 4 (38).
3. Radchenko O.V., Barkhatova E.N. Criminological characteristics of the personality of a minor criminal (based on the materials of the Irkutsk region) / / Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 3 (74).
4. Revyagin A.V., Tyufyakov N.A. Criminological and psychological characteristics of recidivism in places of deprivation of liberty // Psychopedago-gy in law enforcement agencies. 2015. № 4 (63).
5. Savelyev A.I. Employment as a factor of decriminalization of minors / / Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 1 (40).
6. Savelyev A.I., Urusov A.A. Psychological features of the personality of minors with illegal behavior // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2008. № 2 (33).
7. Timko S.A., Zhavoronok A.V., Timko V.P. Minor: modern practice of criminal punishment // Black holes in Russian legislation. 2016. № 3.
8. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/ iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/.