Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / воспитательные колонии / осужденные / несовершеннолетние / воспитание / средства исправления / исправление / профилактика / правовое воспитание / педагогика. LESNIKOV Gennady Yuryevich

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лесников Г. Ю., Самойлова А. А.

В статье идет речь о роли правового воспитания несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Авторы полагают, что в процессе правового воспитания необходимо добиваться, чтобы правовые знания превращались в правовые взгляды и убеждения воспитанников, которыми бы они руководствовались и в повседневной жизни. В заключении сделан вывод, что правовое воспитание несовершеннолетних осужденных в период отбывания лишения свободы играет важную роль в формировании правопослушного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-2-305-308 NIION: 2021-0079-2/23-128 MOSURED: 77/27-025-2023-02-128

ЛЕСНИКОВ Геннадий Юрьевич,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и процесса РГГУ, главный научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, e-mail: [email protected]

САМОЙЛОВА Анастасия Андреевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса РГГУ ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России,

майор внутренней службы, e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. В статье идет речь о роли правового воспитания несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Авторы полагают, что в процессе правового воспитания необходимо добиваться, чтобы правовые знания превращались в правовые взгляды и убеждения воспитанников, которыми бы они руководствовались и в повседневной жизни. В заключении сделан вывод, что правовое воспитание несовершеннолетних осужденных в период отбывания лишения свободы играет важную роль в формировании правопослушного поведения.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, воспитательные колонии, осужденные, несовершеннолетние, воспитание, средства исправления, исправление, профилактика, правовое воспитание, педагогика.

LESNIKOV Gennady Yuryevich,

Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

SAMOILOVA Anastasia Andreevna,

Candidate of Law,

Leading Researcher of SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Major of Internal Service, Associate Professor

of the Department of Criminal Law and Procedure

ON THE ISSUE OF LEGAL EDUCATION OF JUVENILE CONVICTS

Annotation. The article deals with the role of legal education of juvenile convicts in the process of serving a criminal sentence in the form of imprisonment. The authors believe that in the process of legal education, it is necessary to ensure that legal knowledge turns into legal views and beliefs of pupils, which they would be guided by in everyday life. In conclusion, it is concluded that the legal education of minors convicted during the period of serving imprisonment plays an important role in the formation of law-abiding behavior.

Key words: penal enforcement system, educational colonies, convicts, minors, education, means of correction, correction, prevention, legal education, pedagogy.

Содержание процесса исправления в условиях воспитательной колонии (далее - ВК) определяется общими целями воспитания подрастающего поколения и конкретными задачами перевоспитания несовершеннолетних осужденных.

В процессе исправления и перевоспитания также реализуется основное содержание составных частей общего воспитания, но наличие ошибочных представлений у несовершеннолетних правонарушителей, отрицательных черт характера и привычек поведения осложняет и затруд-

няет этот процесс. Поэтому содержание воспитательной работы в условиях ВК имеет определенные особенности, вызываемые спецификой применения основных средств исправления.

В условиях ВК правовому воспитанию уделяется особое внимание, так как одной из причин совершения несовершеннолетними преступлений было неправильное понимание ими своих прав и обязанностей, незнание правовых последствий своих поступков, отсутствие нравственного долга перед обществом, незнание норм поведения и законов, отсутствие соответствующих им навыков и привычек поведения. Кроме того, подростковому возрасту характерны вспыльчивость, импульсивность, которые нередко определяют их поведение в сложных ситуациях, а отсутствие определенных «регуляторов» поведения и привычки считаться с окружающими приводит их к правонарушениям.

Стоит согласиться с мнением Лещенко О.В., которая полагает, что через призму правового воспитания происходит создание теоретической, идейно-мировоззренческой, психологической основы личности. Этот процесс осуществляется посредством диалектического единства образования, обучения и воспитания. Только целенаправленное воздействие на сознание личности осужденных способно изменить их противоправные установки, преодолеть имеющиеся деформации правосознания и способность формированию правомерного поведения в обществе [3].

Прежде всего для организации правового воспитания несовершеннолетних осужденных важно знать уровень их правовой осведомленности, т.е. какие правовые знания, взгляды и убеждения имеются у воспитанников. Поэтому сотрудники администрации ВК (педагоги) должны постоянно изучать уровень правового сознания своих подопечных, их отношение к законам, отдельным его нормам, к нормам морали и правилам человеческого общежития, выполнение ими требований режима, участия в досуговой деятельности учреждения, отношение к учебе и труду. Это даст возможность вести конкретный разговор на уроке или воспитательном мероприятии, корригировать правовое сознание и поведение отдельных осужденных, опираясь на известные воспитанникам факты, «привязывать» к ним материал, помогать им переносить этот материал на конкретную житейскую ситуацию.

Некоторые осужденные не приучены соотносить свои действия с правом, и, когда приходиться решать вопрос о правомерности конкретного поступка, они, вследствие незнания правовой нормы, выходят за рамки правопослушного поведения. Поэтому в процессе правового воспитания следует уделять особое внимание раскрытию связи между правовыми и моральными нор-

мами поведения. Программа по основам правовых знаний должна уделять большое внимание вопросам правового просвещения и воспитания неразрывной связи права и морали.

Каждый раздел правовых знаний, должен раскрывать основные положения государственного, гражданского, административного, семейного и уголовного права, быть насыщен большим количеством нравственно-правовых проблем. Их содержание содействует воспитанию добросовестного отношения к труду, уважения к законам и правилам человеческого общежития, к личности, умения сочетать личные и коллективные интересы, формированию гражданственности, ответственности за свою деятельность и поведение. Поэтому педагогам следует четко представлять себе воспитательную нагрузку каждой темы, умело реализовывать ее, избегая лишнего морализирования.

Таким образом, реализация программы основ правовых знаний и основ государства и права несет большую нравственную нагрузку, имеет профилактическую направленность, переплетается с нравственным воспитанием подростком. В таких условиях воспитанники не только получают знания основных положений определенной отрасли права, но и осознают справедливость и необходимость придерживаться правовых норм поведения. При этом важно, чтобы не оставались без ответа волнующие воспитанников вопросы нравственного характера, чтобы педагог помог им разобраться в сложных нравственно-правовых проблемах, помог им выработать у себя правильную нравственно-правовую ориентацию, определить свою гражданскую позицию по вопросам антиобщественных явлений, фактов и поведения, понять границы морали и права.

Вполне справедлива позиция Епифанова О.С., по мнению которого правовое воспитание осужденных в ВК должно рассматриваться как система воспитательных воздействий, направленных на обучение и построение своей жизнедеятельности без нарушений требований норм права, принятых к исполнению в государстве [2].

В процессе правового воспитания осужденных необходимо осуществлять дифференцированный подход к отдельным группам осужденных. Такая необходимость вызывается тем, что подростки по-разному относятся к разным аспектам права.

Говоря о дифференцированном подходе к осужденным в процессе правового воспитания в условиях ВК, следует иметь в виду и то, что подросток может принадлежать к той или иной отрицательной группе, взгляды и убеждения которой охватывают собой и правовой аспект. Каждый член группы руководствуется теми «неписанными законами и установками», которые приняты в

данной группе. Поэтому воспитатель не должен забывать о группе, если он хочет изменить правовое сознание и правовую ориентацию члена данной группы.

В правовом воспитании несовершеннолетних правонарушителей учитывают и период пребывания их в колонии. Так, в первые дни особое внимание уделяется вопросам режима отбывания наказания, правам и обязанностям осужденного, осознания своей вины перед обществом. В процессе отбывания наказания сосредотачивают внимание правонарушителей на тех ошибочных правовых представлениях, которые привели их в колонию, формируют взгляды и убеждения по тем правовым вопросам, которые ими не были усвоены ранее. При подготовке воспитанников к освобождению акцентируют их внимание на правах и обязанностях правопослушного гражданина, о необходимости соблюдать ими законы, ответственности за повторное преступление и т.п. [4].

В процессе правового воспитания необходимо добиваться, чтобы правовые знания превращались в правовые взгляды и убеждения воспитанников, которыми бы они руководствовались и в повседневной жизни. В процессе формирования правовых взглядов и убеждений важно, чтобы в их основе были правильные знания и представления, которые верно отражают определенные правовые нормы, иначе правовые взгляды и убеждения будут ошибочными. Превращение правовых знаний и представлений во взгляды и убеждения проходит успешно, если они стали для воспитанника лично значимы, когда у него выработалось положительное отношение к ним.

Воспитание правильных взглядов на нормы российского права, уважение к ним, убежденность в их справедливости, необходимости соблюдать их осуществляется путем раскрытия социальной сущности законов, их роли в обществе. Авторитет права положительно влияет на осужденных, побуждает их придерживаемость норм права. Признавая высокий престиж права, личность тем самым сверяет свое поведение с правовыми требованиями к социальной деятельности человека, считает нормы права справедливыми, а их внедрение в жизнь - необходимым и полезным как для общества в целом, так и для себя лично [6].

Формирование правосознания у осужденных осуществляется успешнее, если восприятие правовой информации сопровождается определенными эмоциональными переживаниями, чувствами. Поэтому теоретические положения конкретизируют примерами, взятыми из жизни самих осужденных.

Опыт показывает, что в воспитательном отношении будет более правильно, если будет

обсуждаться не только конкретный осужденный, но и причины и факт нарушения закона, отрицательные свойства личности, которые требуют исправления. Тогда осужденные при обсуждении будут более откровенны, менее скованны, что позволит выявлять уровень их правосознания, влиять на него.

Но это вовсе не значит, что нельзя конкретизировать отдельные правовые положения примерами из жизни осужденных. Делать это можно тогда, когда осужденный не признает своей вины, не понимает соотношения между допущенным преступлением и конкретной правовой нормой. Обсуждать незначительные нарушения тех осужденных, которые стали на путь исправления, глубоко раскаиваются в содеянном, переживают стыд своего положения в коллективе, очевидно нецелесообразно. Лучше сделать это сначала наедине, а при повторении проступка необходимо выносить на коллективное обсуждение.

На основе правого материала формируют у осужденных правовые чувства (чувства законности, справедливости, ответственности и другие), которые регулируют их психическое состояние и поведение. Если это не будет происходить, то основным регулятором их поведения будут простые эмоции (гнев, страх), которые ведут к ситуативному поведению [1].

Правовое воспитание требует использования большого фактического материала, анализа отрицательных приемов. Если очень детально расказывать осужденным о способах совершения преступления и методах его раскрытия, то это может только вызывать нездоровый интерес к «методике» преступления, содействовать «усовершенствованию» преступного опыта отдельных осужденных, отвлекать их от основного правового материала и подменять его сведениям, не имеющими существенного воспитательного и образовательного значения. Кроме того, нередко приходится наблюдать, что воспитатели увлекаются использованием отрицательных примеров для иллюстрирования тех или иных правовых положений, что также не приносит пользы, т.е. речь идет не о том, как «нельзя» вести себя, а о том, как «нужно» вести себя в той или иной ситуации.

В правовом воспитании несовершеннолетних осужденных особое место должно занимать формирование у них навыков и привычек правового поведения. Этому способствует прежде всего выполнение ими требований режима и правил поведения в ВК. Если в колонии осужденный привыкнет беспрекословно выполнять эти требования, можно до некоторой степени быть уверенным, что он будет выполнять правила внутреннего распорядка того учреждения, где он будет работать после освобождения.

Помогает формировать поведение осужденных постоянная оценка их поступков и действий, сопоставление их с правовыми нормами. Вместе с правовой оценкой правовых фактов и явлений важное значение имеет их моральная и политическая оценка. Это убеждает подростков в социальной ценности права, его гуманности, его служении интересам общества.

Понимание целей правового воспитания в контексте формирования правовой позиции личности позволяет нам включить его в содержание

развития у несовершеннолетних осужденных способностей к функционированию в динамично меняющемся правовом пространстве на основе ценностных ориентаций, субъективного восприятия смысла права, юридических знаний, оценочных отношений к правовой действительности [5]. Правовое воспитание несовершеннолетних осужденных в период отбывания лишения свободы играет важную роль в формировании правопо-слушного поведения и достижении цели наказания - исправлении осужденных.

Список литературы:

[1] Вилкова А.В., Лобачева Л.П. Ресоциализация и социальная адаптация несовершеннолетних осужденных // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. 2018. С. 98-100.

[2] Епифанов О. С. Правовое регулирование нравственного и правового воспитания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы // Юрист Юга России и Закавказья. 2016. 2 (14). С. 11-14.

[3] Лещенко О.В. Роль институтов гражданского общества в правовом воспитании несовершеннолетних осужденных // В сборнике III Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление». 2017. С. 439-442.

[4] Литвишков В.М. Организация взаимодействия отделов и служб в процессе исправления несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы педагогики. 2018. № 9. С. 67-70

[5] Панова О.Б. Педагогический анализ готовности несовершеннолетних осужденных к правовому воспитанию // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 2 (14). С. 49-53.

[6] Тищенко Ю.Ю. К вопросу о правовой поддержке несовершеннолетних осужденных // В сборнике: Проблемы реализации конституционного права осужденных к лишению свободы на получение юридической помощи. 2019. С. 162-165.

Spisok literatury:

[1] Vilkova A.V., Lobacheva L.P. Resocializaciya i social'naya adaptaciya nesovershennoletnih osuzh-dennyh // Nauchnye trudy FKU NIIFSIN Rossii. 2018. S. 98-100.

[2] Epifanov O.S. Pravovoe regulirovanie nravstvennogo i pravovogo vospitaniya nesovershennoletnih osuzhdennyh k lisheniyu svobody // YUrist YUga Rossii i Zakavkaz'ya. 2016. 2 (14). S. 11-14.

[3] Leshchenko O.V. Rol' institutovgrazhdanskogo obshchestva vpravovom vospitanii nesovershennoletnih osuzhdennyh // V sbornike III Mezhdunarodnogo penitenciarnogo foruma «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie». 2017. S. 439-442.

[4] Litvishkov V.M. Organizaciya vzaimodejstviya otdelov i sluzhb v processe ispravleniya nesovershennoletnih pravonarushitelej // Voprosy pedagogiki. 2018. № 9. S. 67-70

[5] Panova O.B. Pedagogicheskij analiz gotovnosti nesovershennoletnih osuzhdennyh k pravovomu vospitaniyu // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2011. № 2 (14). S. 49-53.

[6] Tishchenko YU.YU. K voprosu o pravovoj podderzhke nesovershennoletnih osuzhdennyh // V sbornike: Problemy realizacii konstitucionnogo prava osuzhdennyh k lisheniyu svobody na poluchenie yuridi-cheskoj pomoshchi. 2019. S. 162-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.