Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ И ИСПРАВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

К ВОПРОСУ О РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ И ИСПРАВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / ИСПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров Андрей Станиславович

В статье рассматриваются различные подходы к понятию исправления осужденных. Основной акцент делается на несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. По мнению автора, рассматриваемая категория осужденных является наиболее перспективной для возникновения положительного результата в ресоциализации и социальной адаптации в процессе исполнения и отбывания наказания. Указывается на неоднозначность самого термина «исправление» в пенитенциарном смысле. Обозначены мнения ученых-пенитенциаристов по этому поводу. В условиях лишения свободы результаты процесса социальной адаптации и ресоциализации осужденных представляются слабо достижимыми. Указывается на невозможность в условиях современных рыночных отношений и трансформации общественного сознания только лишь усилиями персонала исправительного учреждения воспитать в осужденном правопослушного и полезного члена общества. Обосновывается необходимость широкой вовлеченности социальных, государственных и муниципальных институтов, ответственных за формирование нравственных ориентиров молодежи, интеграцию в общественные и государственные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF RESOCIALIZATION AND CORRECTION OF MINORS CONVICTED IN CONDITIONS OF DETENTION OF FREEDOM

The article discusses various approaches to the concept of correction of convicts. The main focus is on juveniles sentenced to imprisonment. According to the author, the considered category of convicts is the most promising for the emergence of a positive result in resocialization and social adaptation in the process of execution and serving a sentence. The author points out the ambiguity of the very term “correction” in the penitentiary sense. The opinions of scientists-penitentiaries on this matter are indicated. One of the main thoughts of the article is the author’s position that under conditions of imprisonment, the results of the process of social adaptation and resocialization of convicts are seen as poorly achievable. The author points out the impossibility in the conditions of modern realities of market relations and the transformation of public consciousness only by the efforts of the staff of the correctional institution to bring up a law-abiding and useful member of society in a convict. The need for broad involvement of public, social, state and municipal institutions responsible for the formation of moral guidelines of youth, integration into public and state processes is pointed out.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ И ИСПРАВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 343.4

А. С. Александров

К ВОПРОСУ О РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ И ИСПРАВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ

ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В статье рассматриваются различные подходы к понятию исправления осужденных. Основной акцент делается на несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. По мнению автора, рассматриваемая категория осужденных является наиболее перспективной для возникновения положительного результата в ресоциализации и социальной адаптации в процессе исполнения и отбывания наказания. Указывается на неоднозначность самого термина «исправление» в пенитенциарном смысле. Обозначены мнения ученых-пенитенциаристов по этому поводу. В условиях лишения свободы результаты процесса социальной адаптации и ресоциализации осужденных представляются слабо достижимыми. Указывается на невозможность в условиях современных рыночных отношений и трансформации общественного сознания только лишь усилиями персонала исправительного учреждения воспитать в осужденном правопослушного и полезного члена общества. Обосновывается необходимость широкой вовлеченности социальных, государственных и муниципальных институтов, ответственных за формирование нравственных ориентиров молодежи, интеграцию в общественные и государственные процессы.

Ключевые слова: несовершеннолетний осужденный; исправление; социальная адаптация; ресоциализация.

A. S. Aleksandrov

TO THE QUESTION OF RESOCIALIZATION AND CORRECTION OF MINORS CONVICTED IN CONDITIONS OF DETENTION

OF FREEDOM

The article discusses various approaches to the concept of correction of convicts. The main focus is on juveniles sentenced to imprisonment. According to the author, the considered category of convicts is the most promising for the emergence of a positive result in resocialization and social adaptation in the process of execution and serving a sentence. The author points out the ambiguity of the very term "correction" in the penitentiary sense. The opinions of scientists -penitentiaries on this matter are indicated. One of the main thoughts of the article is the author's position that under conditions of imprisonment, the results of the process of social adaptation and resocialization of convicts are seen as poorly achievable. The author points out the impossibility in the conditions of modern realities of market relations and the transformation of public consciousness only by the efforts of the staff of the correctional institution to bring up a law-abiding and useful member of society in a convict. The

© Александров А. С., 2021 © Aleksandrov A. S., 2021

need for broad involvement ofpublic, social, state and municipal institutions responsible for the formation of moral guidelines of youth, integration into public and state processes is pointed out.

Key words: juvenile convict; correction; social adaptation; resocialization.

В динамично меняющемся обществе вопросы пересмотра подхода к существующей системе воспитания и социализации несовершеннолетних являются достаточно острыми. Рассматривая понятие «социализация» как процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям, следует заметить, что общественные установки людей молодежного возраста развиваются, меняются или эволюционируют быстро. Педагогические приемы, методы воздействия или воспитания несовершеннолетних лиц не должны отставать от общественных запросов. Не являются исключением и несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в воспитательных колониях. Ориентация именно на несовершеннолетних связана с возрастом социализации и ресоциализации соответственно.

Причины совершения тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетними в большинстве случаев кроются в сбоях их нормального приобщения к участию в общественной жизни, пониманию культуры, поведению в коллективе, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей. А. А. Бочков и А. А. Сухарев отмечают, что сбои в нормальной социализации и, как следствие, совершение преступления кроются в неблагоприятном психологическом фоне взросления подростка: стрессовая напряженность в семье, кризисы в обществе, неуверенность в завтрашнем дне, усиливающееся социальное расслоение населения [9, с. 82]. Процесс исправления указанной категории осужденных в первую очередь предполагает их повторную социализацию. Ученые, изучающие социализацию несовершеннолет-

них с девиантным поведением, указывают на чрезвычайную сложность этого процесса. Так, А. П. Михайлов и И. Г. Гаврилова говорят об обязательном включении в процесс социализации ряда важных элементов, таких как: целенаправленное научение культуре, формирование механизма трансляции целостности культурного образца и культурной нормы (образования) [10, с. 62].

Становится очевидным, что задачи по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, выполняемые сотрудниками исправительных учреждений, помимо своей важности еще и чрезвычайно сложны. Более того, в условиях отсутствия профессиональных знаний и компетенций в реализации специальных методик социальной работы являются недостижимыми. Система подготовки квалифицированных кадров для уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) не предполагает массовую подготовку специалистов, способных выстраивать работу по ресоциализации осужденных с использованием научно обоснованных методик и форм. Так, в настоящее время подготовку сотрудников для Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) осуществляют ведомственные образовательные организации. Вместе с тем, подготовкой специалистов-психологов, чья область деятельности наиболее близка к процессам социализации, для УИС занимаются два вуза — Академия права и управления ФСИН России и Вологодский институт права и управления ФСИН России. Заметим, что работа пенитенциарного психолога хоть и близка по содержанию к деятельности по реализации методик повторной социализации осужденных, но все же в основе своей имеет психологическую по-

мощь, например, помощь в адаптации к условиям жизни в местах лишения свободы или же изучение личности с последующим составлением прогноза ее поведения. Также в основе деятельности пенитенциарного психолога лежит профилактика деструктивных явлений в социальной среде именно исправительного учреждения [8, с. 273].

В настоящее время нагрузка на одного психолога в воспитательной колонии составляет 100 человек персонала и осужденных. В подобных условиях невозможно выстроить процесс ресоциали-зации несовершеннолетних осужденных указанным специалистом. Более того, исследованиями в области кадровой обеспеченности ФСИН России подчеркивается проблема комплектования на должности в исправительных учреждениях без учета имеющейся специализации выпускника вуза ФСИН России [11, с. 121].

Работа по социальной адаптации осужденных, их ресоциализации ложится на плечи начальников отряда, штатного психолога и части сотрудников иных подразделений (оперативных, режимных). В выборе способа воспитательного воздействия на осужденного молодежного возраста администрация исправительного учреждения руководствуется уголовно-исполнительным законодательством. Персонал воспитательной колонии выполняет задачу по ресоциализации осужденных, находясь в рамках установленных законом средств исправления. Столь сложная задача преодолевается в условиях все еще достаточно строгой изоляции от общества, т. е. в основном силами сотрудников учреждения. В свою очередь, в учении об эффективности исполнения наказания неоднократно указывалось на тот факт, что, ставя перед собой задачу максимально приспособить человека к жизни в условиях свободного общества, лишение свободы, наоборот, отделяет его от этого

общества, стремясь заменить у осужденного общественно порицаемые взгляды и установки, отрицательные привычки и представления правильными, помещая его в среду, где опасность «заражения» отрицательными взглядами и чертами наиболее велика [3, с. 101].

Ориентация на рыночные отношения, уход от всеохватывающего контроля государства социальных процессов, в том числе в среде малолетних и несовершеннолетних, и, как следствие, исчезновение социальных институтов, формирующих жизненные установки детей, образовали вакуум, который нередко заполняется криминогенно ориентированными интересами. А. А. Бочков и А. А. Сухарев указывают на всеохватывающий процесс коммерциализации современного общества, массовое распространение западной ментальности, фетишизации денег и материальных благ [9, с. 82]. В этой связи перед сотрудниками воспитательных колоний для несовершеннолетних ставится задача по их исправлению, на наш взгляд, являющаяся труднодостижимой существующими подходами, силами и средствами. В свою очередь, следует четко обозначить критерии исправленности освободившегося из воспитательной колонии лица, ориентируясь в первую очередь на общественные требования к правопослуш-ному образу жизни социализированной личности.

Критерии исправления всегда вызывают бурные обсуждения в кругах уче-ных-пенитенциаристов и криминологов. Существует мнение относительно успеха пенитенциарного воздействия на осужденного, заключающееся в оценивании исправленности или, наоборот, неис-правленности отбывшего наказания лица уровнем рецидива. При этом является справедливым замечание относительно сложности определения критериев, указывающих на исправление несовершеннолетних осужденных. Ни доктриной, ни

практикой не выработано единообразного подхода и четких признаков содержания понятия «исправления осужденного» [4, с. 161]. Ф. Р. Сундуров считает, что исправление — это прежде всего работа, опирающаяся на изменение сознания человека [5, с. 168]. Исследования в области пенитенциарной психологии говорят об исправлении как о личностно-психологической коррекции, т. е. исправлении отдельных психорегуляционных дефектов личности [6, с. 476-477]. Вместе с тем нередко мнение и о необходимости пересмотра существующих законодательных положений об исправлении осужденных и средствах его достижения [7, с. 52-54]. Более того, некоторые исследования вполне обоснованно говорят нам о необходимости внесения в закон цель социальной адаптации осужденных и исправлении как средства достижения этой цели. При этом под социальной адаптацией нужно понимать принятие осужденным ценностей, норм и поведенческих стандартов общества [3, с. 84].

Принимая во внимание вышесказанное, можно прийти к выводу, что отсутствие рецидива у освободившегося от отбывания наказания в виде лишения свободы человека молодежного возраста не важнее его полноценного вливания в общественные процессы в качестве активной, способной реализоваться в конкурентной рыночной среде личности, т. е. успешно ресоциализированной. Видится, что пенитенциарный процесс, основной целью которого является ресоци-ализация несовершеннолетнего преступника, должен противостоять негативным установкам и ориентирам современного общества. В этой связи нам близка позиция Н. А. Тюгаевой относительно системы критериев исправленности осужденных, которая включает в себя: знание современных важнейших событий в стране (крае, области) и за рубежом, уважение национальных традиций; соблюдение трудовой дисциплины; высо-

кая посещаемость образовательных учреждений, стремление повысить свой образовательный уровень; активное участие в проводимых воспитательных мероприятиях; сочетание общественных и личных интересов; уважительное отношение к людям; соблюдение закона, отсутствие правового нигилизма; открытое осуждение преступного прошлого; отношение к самому себе с позиции здоровой самокритики [12, с. 934].

Мысль относительно важности пересмотра подхода к исправлению несовершеннолетних, лишенных свободы возникает еще и ввиду интерпретаций положений Конвенции о правах ребенка от 20.11.1956 через призму сегодняшних реалий. В документе говорится, что «ребенку законом и другим средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства» [1, с. 388-409].

Формирование и развитие общества и общественных процессов видится гармоничным только тогда, когда все социально значимые институты развиваются параллельно. Пенитенциарное воздействие на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, безусловно, должно отвечать требованиям времени. В противном случае пропасть между устаревшим, но используемым понятием «исправление» и общественными запросами к пенитенциарному процессу становится непреодолимой. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, указывая на цели наказания, говорят именно об этом [2, с. 141-163]. Соглашаясь с мнением Т. А. Наговицыной относительно несформированности у несовершеннолетних осужденных эмоционально-волевой сферы, твердых взглядов, убеждений и принципов [4, с. 162],

считаем целесообразной и своевременной разработку концептуально иного подхода к процессу исправления и отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними.

Учитывая общественный запрос на «исправление» осужденных в период отбывания наказания, считаем, что наиболее заинтересованным в исправленности освободившихся является именно общество. При этом следует заметить, что заинтересованные в этом институты гражданского общества активно развиваются. Так, в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» создана и функционирует Общественная палата Российской Федерации. Основными ее целями являются учет потребностей и интересов граждан, защита их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти, в том числе и за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» в каждом регионе Российской Федерации созданы и функционируют общественные наблюдательные комиссии. Целями последних является контроль за соблюдением законности в исправительных учреждениях, а также помощь администрации в социальной адаптации осужденных. Уголовно-исполнительный закон предписывает общественникам оказывать содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказание и принимать участие в исправлении осужденных. Более того, нормативно такая деятельность вполне урегулирована. В настоящее время действует приказ ФСИН России от

28.11.2008 № 652 «Об утверждении положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий». Вместе с тем следует помнить и об Общественном совете при ФСИН России, основой деятельности которого составляет Указ Президента РФ от 04.08.2006 № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» и приказ ФСИН России от 01.10.2013 № 542 «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы и утверждении его состава».

Обозначенное выше свидетельствует о заинтересованности государства в широком вовлечении общественности в исправительный процесс. Вместе с тем, формы такого вовлечения не позволяют говорить о полноценном исправительном воздействии и ресоциализации осужденных посредством общественного воздействия со стороны членов общественных наблюдательных комиссий, иных общественных объединений и попечителей. По нашему мнению, в поисках наиболее оптимальных методов ре-социализации и исправления несовершеннолетнего осужденного видится наиболее приемлемым широкая вовлеченность в исправительный процесс общественно-государственных институтов, ответственных за формирование нравственных ориентиров молодежи и интеграцию в общественные и государственные процессы. К таковым относятся департаменты и министерства образования субъектов Российской Федерации, мето-

дические образовательные центры, ства. Таковой является студенчество. В

учреждения культуры муниципальных некоторых случаях к прогрессивной ча-

образований, детско-юношеские обще- сти общества можно отнести и отдель-

ственные движения. В условиях разви- ные трудовые коллективы, способные

тия и формирования гражданского об- противостоять пассивности и безответ-

щества процессы исправления, ресоциа- ственности, вызвать эмоции заинтересо-

лизации и социальной адаптации осуж- ванности к трудовой деятельности ак-

денных, в особенности несовершенно- тивно способствуя, таким образом, про-

летних, не должны упускаться из поля цессу ресоциализации и развитию лич-

зрения наиболее активной части обще- ности.

Литература

1. Конвенция ООН о правах ребенка // Международная защита прав и свобод человека : сб. док. — Москва, 1990.

2. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы // Уголовно-исполнительное право : сб. нормат. актов / под ред. П. Г. Пономарева. — Москва, 1997.

3. Яковлев, А. М. Об эффективности исполнения наказания // Сов. государство и право. — 1964. — № 1.

4. Наговицына, Т. А. Исправление несовершеннолетних осужденных как уголовно -правовая категория // Актуальные проблемы экономики и права. — 2010. — № 1.

5. Сундуров, Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности. — Казань : Изд-во Казанского университета, 1980.

6. Еникеев, М. И. Общая и юридическая психология. — Москва, 1996. — Ч. 2.

7. Прохорова, М. В. К вопросу о стимулировании позитивной активности несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях // Человек: преступление и наказание. — 2009. — № 1.

8. Красилова, Ю. Ю. Подготовка специалистов-психологов для уголовно-исполнительной системы в Академии ФСИН России // Сборник тезисов выступлений и докладов участников III Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление». Академия права и управление Федеральной службы исполнения наказаний. — Рязань, 2017.

9. Бочков, А. А., Сухарев, А. А. Правовая социализация несовершеннолетних в условиях риска // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. — 2009. — № 2.

10. Михайлов, А. П., Гаврилова, И. Г. Социокультурная специфика процесса социализации несовершеннолетних с признаками девиантного поведения // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2006. — № 3.

11. Огородников, В. И., Летунов, В. Н. Кадры уголовно-исполнительной системы России на современном этапе // Уголовно-исполнительное право. — 2015. — № 3 (21).

12. Тюгаева, Н. А. Критерии оценки воспитательной системы исправительного учреждения // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — В 2-х т. — Рязань, 2016.

References

1. Konvenciya OON o pravah rebenka [UN Convention on the Rights of the Child]. In: Mezhdunarodnaya zashchita prav i svobod chelo-veka [International Protection of Human Rights and Freedoms]. Coll. doc. Moscow, 1990.

2. Pravila OON, kasayushchiesya zashchity nesovershennoletnih, lishennyh svobody [UN Rules for the Protection of Minors Deprived of their Liberty]. In: Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Criminal Executive Law]. Coll. norm. acts. Ed. P. G. Ponomarev. Moscow, 1997.

3. Yakovlev A. M. b effektivnosti ispolneniya nakazaniya [On the effectiveness of the execution of punishment]. Sov. gosudarstvo i pravo [Soviet State and Law], 1964, no. 1.

4. Nagovitsyna T. A. Ispravlenie nesovershennoletnih osuzhdennyh kak ugolovno-pravovaya kategoriya [Correction of convicted minors as a criminal-legal category]. Ak-tual'nye problemy ekonomiki i prava [Actual problems of economics and law], 2010, no. 1.

5. Sundurov F. R. Lishenie svobody i social'no-psihologicheskie predposylki ego effektivnosti [Deprivation of freedom and socio-psychological prerequisites for its effectiveness]. Kazan, Publishing House of Kazan University, 1980.

6. Enikeev M. I. Obshchaya i yuridicheskaya psihologiya [General and legal psychology]. Pt. 2. Moscow, 1996.

7. Prokhorova M. V. K voprosu o stimulirovanii pozitivnoj aktivnosti nesover-shennoletnih osuzhdennyh v vospitatel'nyh koloniyah [On the question of stimulating the positive activity of convicted minors in educational colonies]. Chelovek: prestuple-nie i nakazanie [Man: Crime and Punishment], 2009, no. 1.

8. Krasilova Yu. Yu. Podgotovka specialistov-psihologov dlya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v Akademii FSIN Rossii [Training of psychologists for the penitentiary system at the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia]. In: Sbornik tezisov vystup-lenij i dokladov uchastnikov III Mezhdunarodnogo penitenciarnogo foruma «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie» [Collection of theses of speeches and reports of the participants of the III International Penitentiary Forum "Crime, Punishment, Correction"]. Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service. Ryazan, 2017.

9. Bochkov A. A., Sukharev A. A. Pravovaya socializaciya nesovershennoletnih v uslovi-yah riska [Legal socialization of minors in conditions of risk]. Problemy ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka: nauka, prak-tika, tendencii [Problems of strengthening the rule of law and the rule of law: science, practice, trends], 2009, no. 2.

10. Mikhailov A. P., Gavrilova I. G. Sociokul'turnaya specifika processa socia-lizacii nesovershennoletnih s priznakami deviantnogo povedeniya [Sociocultural specificity of the process of socialization of minors with signs of deviant behavior]. Vestnik Ady-gejskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Adyghe State University], 2006, no. 3.

11. Ogorodnikov V. I., Letunov V. N. Kadry ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii na sov-remennom etape [Personnel of the Russian Penitentiary System at the Present Stage]. Ugolovno-ispolnitel'noepravo [Criminal Executive Law], 2015, no. 3 (21).

12. Tyugaeva N. A. Kriterii ocenki vospitatel'noj sistemy ispravitel'nogo uchrezhdeniya [Criteria for evaluating the educational system of a correctional institution]. In: Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference]. In 2 vol. Ryazan, 2016.

Сведения об авторе

Андрей Станиславович Александров: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии, кандидат юридических наук. E-mail: aleksandrov_ac@mail.ru

Information about the author

Andrey S. Aleksandrov: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), chief of the Chair of the Penal Law and Criminology, candidate of law. E-mail: aleksandrov_ac@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.