Научная статья на тему 'Ресоциализация и социальная адаптация осужденных к лишению свободы: понятие, содержание, правовое регулирование'

Ресоциализация и социальная адаптация осужденных к лишению свободы: понятие, содержание, правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12017
1075
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борсученко С. А.

В настоящее время нерешенными остаются проблемы ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Эти проблемы требуют серьезного осмысления. В настоящее время в науке уголовно-исполнительного права нет единства мнения относительно понятия и содержания рассматриваемых терминов. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения в этой сфере имеют серьезные недостатки. Проблемы законодательной регламентации и правоприменительной практики ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы анализируются в статье с учетом авторской позиции. Сделан вывод, что необходимо совершенствовать формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, включая занятия спортом, художественной самодеятельностью, получение общего и профессионального образования. Следует повышать правовую культуру осужденных, включая оказание им бесплатной юридической помощи. Автором определены факторы, осложняющие ресоциализацию и социальную адаптацию осужденных в условиях изоляции, предложены меры правового и организационного характера, способствующие их минимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOCIALIZATION AND SOCIAL ADAPTATION OF PRISONERS: CONCEPT, CONTENT, LEGAL REGULATION

At present, the problems of resocialization and social adaptation of those sentenced to deprivation of liberty in both theoretical and applied aspects remain unsolved. These problems require serious consideration. It is concluded that at present in the science of criminal-executive law there is no unity of opinion on the concept and content of the terms in question. The criminal-executive legislation of the Russian Federation and the practice of its application in this sphere also have serious shortcomings. The problems of legislative regulation and law enforcement practice of resocialization and social adaptation of prisoners sentenced to the deprivation of liberty are analyzed in the article taking into account the author's position. It is concluded that it is necessary to improve the forms and methods of educational work with people sentenced to the deprivation of liberty, including sports, amateur performances, and general and professional education. It is necessary to improve the legal culture of convicts, including providing them with free legal aid. The author identified factors that complicate the resocialization and social adaptation of convicts in isolation, proposed legal and organizational measures that facilitate their minimization.

Текст научной работы на тему «Ресоциализация и социальная адаптация осужденных к лишению свободы: понятие, содержание, правовое регулирование»

УДК 340

Б01: 10.18287/2542-047Х-2018-4-2-74-79 С. А. Борсученко*

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В настоящее время нерешенными остаются проблемы ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Эти проблемы требуют серьезного осмысления. В настоящее время в науке уголовно-исполнительного права нет единства мнения относительно понятия и содержания рассматриваемых терминов. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения в этой сфере имеют серьезные недостатки.

Проблемы законодательной регламентации и правоприменительной практики ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы анализируются в статье с учетом авторской позиции.

Сделан вывод, что необходимо совершенствовать формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, включая занятия спортом, художественной самодеятельностью, получение общего и профессионального образования. Следует повышать правовую культуру осужденных, включая оказание им бесплатной юридической помощи.

Автором определены факторы, осложняющие ресоциализацию и социальную адаптацию осужденных в условиях изоляции, предложены меры правового и организационного характера, способствующие их минимизации.

Ключевые слова: исправительные учреждения, ресоциализация осужденных к лишению свободы, социальная адаптация.

Термин «ресоциализация» широко используется в социологии, педагогике, психологии, а также юриспруденции применительно к уголовно-исполнительной сфере, что обусловило его многокомпонентное содержание.

Большой толковый социологический словарь терминов под ресоциализацией понимает, во-первых, вторичную социализацию, происходящую на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями его установок, целей, норм и ценностей жизни; во-вторых, процесс приспособления девиантного индивида к жизни без острых конфликтов; в-третьих, процесс усвоения новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия; в-четвертых, процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения и т. п. [1].

Педагогика использует ресоциализацию как способ, при помощи которого человеку прививаются новые жизненные ценности, чтобы заменить усвоенные ранее. Направленность этого процесса осуществляется в отношении людей, чья модель поведения значительно отличается от общепринятых правил. Главная цель подобного способа - восстановить утраченный статус и изменить негативные установки.

По мнению российского социолога, психолога, антрополога, философа И. С. Кона, термин «ресоциализация» является производным от термина «социализация», который означает несознательное и спонтанное воздействие социальных сил на человека [2, с. 134]. Ресоциализация является одним из видов социализации и представляет собой процесс усвоения новых ценностей, норм, ролей и правил поведения. К видам социализации также относится десоциализация, под которой понимается выход из системы старых ценностей, а ярким примером является совершение преступления. Преступление есть нарушение наиболее значимых норм и посягательство на охраняемые уголовным законом ценности. Совершение преступления свидетельствует об определенной степени десоциализации субъекта: этим он демонстрирует свой отказ от базовых ценностей общества. При смене социальной среды, условий жизни индивида ресоциализация обеспечивает нормальную адаптацию, т. е. процесс усвоения индивидом основных элементов культуры - символов, ценностей, смыслов и норм.

Понятие «социализация» состоит из множества различных мер и способов, на основе которых построен процесс интеграции в социум. Задача социализации - привить каждой личности те ценности и нормы поведения, что одобрены обществом.

* © Борсученко С. А., 2018

Борсученко Светлана Алексеевна ([email protected]), кафедра уголовного права и криминологии, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 117638, Российская Федерация, г. Москва, ул. Азовская, 2, корп. 1.

Одним из первых о проблемах ресоциализации осужденных к лишению свободы в своих работах писал профессор Н. А. Стручков. По его мнению, в содержание понятия этого процесса следует включать не только пенитенциарный, но и постпенитенциарный период воспитательной работы с личностью [3, с. 190]. Однако, на наш взгляд, такая позиция представляется спорной, поскольку процесс ресоциализации осужденных в местах лишения свободы не сводится только к воспитательной работе, имеет четкую правовую регламентацию, а также сопряжен с негативными последствиями изоляции для психического и физического здоровья человека, что определяет его специфику.

Полагаем, что ресоциализация осужденных к лишению свободы включает в себя процесс усвоения позитивных норм, убеждений, установок, принятых в обществе, и приобретения социально-полезных навыков в период отбывания наказания, необходимых для адаптации к жизни на свободе после освобождения.

Таким образом, ресоциализация представляет собой ряд мер нравственно-социального характера, направленных на исправление личности с антиобщественной манерой поведения. Важной составляющей в процессе ресоциализации является психотерапевтическая коррекция. Необходимым условием ресоциализации является исправление осужденного, а не наоборот, как отмечает В. И. Зубкова [4, с. 28-30].

Во многом ресоциализация осужденных к лишению свободы осложнена невозможностью изменения негативной социальной среды, а также комплексом факторов, присущих наказанию в виде лишения свободы, в частности принудительной изоляцией от общества, включением индивидов в однополые группы, жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности.

В целях минимизации отрицательных эффектов изоляции Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [5] предусматривает:

разработку новых форм проведения воспитательной работы, организацию образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;

совершенствование уголовной и уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;

создание условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях, в том числе в приоритетном порядке в воспитательных колониях;

осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;

изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;

поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных;

разработку и внедрение профильных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями УИС, направленных на формирование у обучающихся профессиональных навыков в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания;

дифференциацию условий содержания осужденных с целью обеспечения выполнения ими установленных правил режима содержания, создание системы изучения факторов, способствующих эксцессам со стороны осужденных, с целью выработки мер, стимулирующих правопослуш-ное поведение, а также усиления ответственности злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания;

совершенствование системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению, влекущему изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания, совершенствование порядка участия администрации исправительных учреждений в реализации механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания с учетом поведения и личностных характеристик осужденных;

внедрение новых организационно-правовых форм организации производственной деятельности в исправительных учреждениях и создание дополнительных рабочих мест, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

обучение осужденных профессиям в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, востребованным на рынке труда, совершенствование профессиональных навыков, позволяющих трудоустроиться после освобождения;

совершенствование и развитие системы обязательного профессионального обучения или среднего профессионального образования осужденных в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, сохранение, передислокацию, перепрофилирование и соз-

дание новых профессиональных образовательных организаций, реализующих все формы обучения, с учетом прогноза потребностей в профессиях рабочих по отраслям и регионам страны;

внедрение моделей и программ развития трудовых навыков и умений, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным потребностям несовершеннолетних осужденных;

разработку механизма индивидуальной социальной работы с осужденными с момента их поступления в исправительные учреждения в целях подготовки к освобождению и дальнейшей социализации;

усиление воспитательной работы в отношении осужденных с особым акцентом на вовлечение их в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию;

оптимизацию социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества;

поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики;

внедрение методов медиации в отношении осужденных;

совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных, планирование, организацию и проведение в исправительных учреждениях воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения;

сотрудничество со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных, активизацию взаимодействия с традиционными конфессиями, в частности обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализацию совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов;

расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов;

повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокор-рекционной работы, разработку и развитие психотерапевтического направления работы психолога, совершенствование научно-технического обеспе-

чения деятельности психолога, оптимизацию диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы, внедрение инновационных технологий, адаптацию передового отечественного и зарубежного опыта работы;

разработку новых подходов к формированию самодеятельных организаций осужденных с учетом интересов и потребностей в них самих осужденных, совершенствование правового регулирования их деятельности;

дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными основного общего образования или среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования по заочной форме обучения в рамках реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

разработку и развитие психотерапевтического направления работы психолога, создание при учреждениях уголовно-исполнительной системы отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии.

Однако в настоящий момент многие прогрессивные идеи Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года на практике не реализованы.

Ресоциализация осужденных к лишению свободы - это длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, медицинских, социально-экономических, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества. В то же время эффективность данного процесса во многом зависит от условий отбывания наказаний, которые не должны иметь большой разрыв с жизнью на свободе, осужденный не должен утрачивать умений и навыков нормального поведения [6, с. 32].

На ресоциализацию осужденных к лишению свободы направлены положения УИК РФ, закрепляющие основные права осужденных (ст. 12-15 УИК РФ), специальные права осужденных к лишению свободы (ст. 88-95, 98-101 УИК РФ), их законные интересы (ст. 96, 97, 175 УИК РФ), основные средства исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), в том числе труд, профессиональное образование и профессиональное обучение (ст. 103-106 УИК РФ, ст. 108 УИК РФ), воспитательное воздействие (ст. 109-110 УИК РФ, ст. 112-113 УИК РФ), а также возможность в период отбывания наказания в зависимости от поведения и отношения к труду улучшить условия содержания (ч. 1, ч. 2 ст. 120 УИК РФ, ч. 1, ч. 2 ст. 122 УИК РФ, ч. 1, ч. 2 ст. 124

УИК РФ, ч. 3, ч. 4 ст. 127 УИК РФ, ст. 129 УИК РФ, ч. 4, ч. 5 ст. 1 30 УИК РФ, ч. 2, ч. 4 ст. 132 УИК РФ).

Следует отметить, что сам термин «ресоциа-лизация» не закреплен в УИК РФ, однако он востребован законодателем в других нормативных правовых актах.

Так, в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируется дополнить систему поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации; в сфере социальной и психологической работы с осужденными, а также в процессе их воспитания и образования предлагается развитие социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения.

В этом документе предложено также разработать базовые программы психологической коррекции личности для формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество. Далее в рамках совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы.

Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» раскрывает понятие ресоциализации [7]. Согласно ст. 25 Закона, ресоциализация представляет собой комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и ( или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера.

Таким образом, законодатель распространяет применение данного термина на постпенитенциарный период. Однако в настоящее время орган, выполняющий такие функции, не определен. Представляется целесообразным передать указанные полномочия уголовно-исполнительным инспекциям, поскольку профилактика правонарушений должна включать не только правовые запреты, но и социальное сопровождение (оказание соци-

альной, материальной и иной помощи). Уголовно-исполнительные инспекции при решении правовых, кадровых и иных организационных проблем должны стать аналогом службы пробации в зарубежных странах.

Ресоциализация осужденных к лишению свободы невозможна без их социальной адаптации, которая представляет собой комплекс мер и средств, направленных на подготовку к жизни на свободе. Социальная адаптация является обязательным компонентом ресоциализации. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ подготовка осужденных к освобождению начинается за 6 месяцев до окончания срока наказания (п. «а» ч. 1 ст. 97, ч. 3 ст. 121, ч. 5 ст. 132, ч. 4 ст. 133, ч. 1, ч. 2 ст. 180 УИК РФ), в то время как весь процесс, направленный на исправление осужденных, должен быть подчинен этой задачи и начинаться с первых дней исполнения (отбывания) наказания. Очевидно, что от эффективности предпринимаемых мер зависит уровень рецидивной преступности в стране, а значит и безопасность общества в целом.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в качестве одной из основных целей определила сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как социальная адаптация осужденных в период отбывания наказания в исправительных учреждениях и оказание лицам, освобожденным из мест лишение свободы, постпенитенциарной помощи.

Социальной адаптации осужденных к лишению свободы способствует общественно полезный труд, получение общего образования, высшего образования, профессиональное обучение, общественное воздействие, а также поддержание связи с внешним миром (свидания (ст. 89 УИК РФ), получение посылок, передач и бандеролей (ст. 90 УИК РФ), переписка, получение и отправление денежных переводов (ст. 91 УИК РФ), телефонные разговоры (ст. 92 УИК РФ), просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач (ст. 94 УИК РФ), возможность передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения (ст. 96 УИК РФ), выезды за пределы исправительного учреждения (ст. 97 УИК РФ), возможность изменения вида исправительного учреждения (ч. 2 ст. 78 УИК РФ), подготовка к освобождению (ч. 3 ст. 121, ч. 4 ст. 133 УИК РФ, ст. 180 УИК РФ).

Проведение мероприятий, направленных на подготовку осужденных к освобождению и последующей адаптации в обществе, согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, предполагает:

предоставление для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, воз-

можности прохождения специального тренинга, включающего широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни, а для некоторых категорий осужденных - предоставление возможности перевода в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства;

создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [8].

Однако в самой уголовно-исполнительной системе не предусмотрен вид исправительного учреждения, задачей которого являлась бы социальная адаптация осужденных (по аналогии с европейскими открытыми тюрьмами) [9, с. 41-44]. К тому же ч. 3 ст. 78 УИК РФ не позволяет постепенную интеграцию всем категориям осужденных и их перевод в колонию-поселение даже перед освобождением.

Правила режима охватывают все сферы жизнедеятельности осужденных к лишению свободы. Очевидно, что такая детальная регламентация распорядка дня в исправительном учреждении не стимулирует у осужденных чувство ответственности, не способствует их самостоятельности, затрудняет социальную адаптацию и последующую реинтеграцию в общество. В этом и заключается самая большая сложность реализации задач пенитенциарного режима, нейтрализации его негативных факторов [10, с. 54-58].

Таким образом, процесс исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы должен быть подчинен главной задаче - подготовке осужденных к жизни на свободе, что в условиях изоляции достаточно сложно.

Вопросы социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, их реинтеграции в общество, напрямую зависят от эффективности ресо-циализации и социальной адаптации в период отбывания наказания, а следовательно, являются индикатором уровня рецидивной преступности.

Очевидно, что по данному вопросу требуется проведение информационной политики, поскольку в настоящее время общество не готово к пониманию важности проблемы интеграции осужденных в социум, их адаптации к жизни на свободе.

Библиографический список

1. Большой толковый социологический словарь терминов. URL: http:/www. onlineedics.ru/slovar/soc. html (дата обращения: 23.04.2018).

2. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 270 с.

3. Наташев А. Е., Стручков Н. А. Основы теории исправительно-трудового права. М.: Юрид. лит., 1967. 190 с.

4. Зубкова В. И. Цель исправления как путь ресоциализации осужденного // Ресоциализация осужденных в условиях развития гражданского общества: сборник материалов Междунар. научно-практич. конф. (11-12 декабря 2014). Киров: ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2014. 275 с.

5. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р. (ред. от 23.09.2015) // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

6. Каирбаева Л. К. Восстановительное правосудие и ресоциализация осужденных: автореф. дис. ... д-ра философии. Астана, 2010. 32 с.

7. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ « Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 3851.

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

9. Борсученко С. А. Социальная адаптация осужденных и меры по ее обеспечению: опыт зарубежных стран // Вестник РПА. 2013. № 1. С. 41-44.

10. Борсученко С. А. Режим исполнения (отбывания) наказаний и проблемы его законодательной регламентации // Мониторинг правоприменения. 2016. № 1. С. 54-58.

References

1. Bolshoi tolkovyi sotsiologicheskii slovar terminov [A great explanatory sociological dictionary of terms]. Available at: http://www. оnlineedics.ru/slovar/soc.html (accessed 23.04.2018) [in Russian].

2. Kon I. S. Rebenok i obshchestvo [Child and society]. M.: Nauka, 1988, 270 р. [in Russian].

3. Natashev A. E., Struchkov N. A. Osnovy teorii ispravitelno-trudovogo prava [Fundamentals of the theory of correctional labor law]. M.: Iurid. lit., 1967, 190 р. [in Russian].

4. Zubkova V. I. Tsel' ispravleniia kak put' resotsializatsii osuzhdennogo [Purpose of correction as a way of resocialization of the convict]. In: Resotsializatsiia osuzhdennykh v usloviiakh razvitiia grazhdanskogo obshchestva: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (11-12 dekabria 2014) [Resocialization of convicts in the conditions of development of civil society: collection of materials of the International research and practical conference (December 11-12, 2014)].

Kirov: FKOU DPO Kirovskii IPKR FSIN Rossii, 2014, 275 р. [in Russian].

5. Kontseptsiia razvitiia ugolovno-ispolnitelnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda, utverzhdennaia rasporiazheniem Pravitelstva RF ot 14.10. 2010 № 1772-r. (red. ot 23.09.2015) [The concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation until 2020, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 14.10.2010 №1772-p (revised 23.09.2015)]. SZ RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2010, no. 43, Article 5544 [in Russian].

6. Kairbaeva L. K. Vosstanovitelnoe pravosudie i resotsializatsiia osuzhdennykh: avtoref. dis. ... d-ra filosofii [Restorative justice and resocialization of convicts: author's abstract of Doctoral of Philosophical Sciences thesis]. Astana, 2010, 32 р. [in Kazakhstani].

7. Federalnyi zakon ot 23.06.2016 № 182-FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarushenii v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law dated June 23, 2016 № 182-FZ «On the fundamentals of the system of prevention of offenses in the Russian Federation»]. SZ RF [Collected Legislation of the Russian

Federation], 2016, no. 26 (Part I), Article 3851 [in Russian].

8. Kontseptsiia dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda, utverzhdennaia rasporiazheniem pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 17 noiabria 2008 g. № 1662-r [The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period until 2020, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated November 17, 2008, № 1662-r]. SZ RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2008, no. 47, Article 5489 [in Russian].

9. Borsuchenko S. A. Sotsialnaia adaptatsiia osuzhdennykh i mery po ee obespecheniiu: opyt zarubezhnykh stran [Social adaptation of convicts and measures to ensure it: experience of foreign countries]. Vestnik RPA [Herald of the Russian Law Academy], 2013, no. 1, pp. 41-44 [in Russian].

10. Borsuchenko S. A. Rezhim ispolneniia (otbyvaniia) nakazanii i problemy ego zakonodatelnoi reglamentatsii [Regime of execution (serving) of punishments and the problems of its legislative regulation]. Monitoring pravoprimeneniia [Monitoring of law enforcement], 2016, no. 1, pp. 54-58 [in Russian].

S. A. Borsuchenko*

RESOCIALIZATION AND SOCIAL ADAPTATION OF PRISONERS: CONCEPT, CONTENT,

LEGAL REGULATION

At present, the problems of resocialization and social adaptation of those sentenced to deprivation of liberty in both theoretical and applied aspects remain unsolved. These problems require serious consideration. It is concluded that at present in the science of criminal-executive law there is no unity of opinion on the concept and content of the terms in question. The criminal-executive legislation of the Russian Federation and the practice of its application in this sphere also have serious shortcomings. The problems of legislative regulation and law enforcement practice of resocialization and social adaptation of prisoners sentenced to the deprivation of liberty are analyzed in the article taking into account the author's position.

It is concluded that it is necessary to improve the forms and methods of educational work with people sentenced to the deprivation of liberty, including sports, amateur performances, and general and professional education. It is necessary to improve the legal culture of convicts, including providing them with free legal aid. The author identified factors that complicate the resocialization and social adaptation of convicts in isolation, proposed legal and organizational measures that facilitate their minimization.

Key words: correctional facilities, resocialization of convicts, social adaptation of convicts.

* Borsuchenko Svetlana Alexeevna ([email protected]), Department of Criminal Law and Criminology, All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), building 1, 2, Azovskaya Street, Moscow, 117638, Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.