Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. №4 (18)
УДК 343.8
DOI 10.17223/22253513/18/5
А.С. Князьков
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
В статье рассматриваются положения уголовно-исполнительного законодательства России, законодательства об общественном контроле, регионального законодательства об участии общественных объединений в исправлении осужденных, находящихся в местах лишения свободы, и их социальной адаптации после освобождения из исправительных учреждений. Автор указывает на слабую проработанность существующей правовой базы, регламентирующей эти вопросы, на федеральном уровне, а также отмечает недостатки принятых на региональном уровне соответствующих законов и программ. В статье формулируются предложения по совершенствованию правового обеспечения участия общественных объединений в социальной адаптации освобождаемых из мест лишения свободы, в России.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное право, общественный контроль, места принудительного содержания, подготовка к освобождению, социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы.
Исправление осужденного в местах лишения свободы всегда было и будет предпосылкой его успешной адаптации в обществе после отбывания наказания. Невозможно осуществить ресоциализацию осужденного в условиях изоляции от общества, ибо восстановление утраченных этим лицом социальных связей, а кроме того и формирование отдельных социальных связей, которые отсутствовали у него до осуждения, может происходить только при возвращении его в социум.
Важную роль в деле исправления осужденных играет подготовка их к освобождению из мест лишения свободы. Как верно отмечают отдельные авторы, эта подготовка своим содержанием должна быть направлена на выработку у осужденных объективной способности социализироваться после освобождения и субъективной готовности это сделать [1].
Глава 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ регламентирует общественные отношения, возникающие между государством и осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, в том числе в виде лишения свободы. Рассматриваемые отношения связаны с подготовкой осужденного к освобождению на стадии отбывания наказания, а также выбытием осужденного из исправительного учреждения и проездом до выбранного места жительства.
Подготовка осужденного к освобождению осуществляется группой социальной защиты осужденных, которая в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, нормативно-
38
А. С. Князьков
правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти. Порядок подготовки осужденных к освобождению из мест лишения свободы подробно определен Приказом Министерства юстиции РФ от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовноисполнительной системы» [2] (далее - ведомственный приказ, инструкция). Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, начинается не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы. Такой существенный временной период подчеркивает необходимость выполнения значительного числа мероприятий, предполагающих широкий круг условий, предопределяющих реальную социализацию освобождаемых.
Во-первых, сотрудники исправительного учреждения обязаны провести беседу с каждым освобождаемым осужденным. Её содержанием является выяснение вопросов о выбранном месте проживания и конкретных условиях такого места, намерениях работать и (или) учиться, связях с родственниками и характере взаимоотношений с ними, иных жизненных планах, готовности к самостоятельному обеспечению жизнедеятельности на свободе. В ходе беседы, исходя из конкретных обстоятельств, освобождаемому может быть разъяснена целесообразность возвращения к месту прежнего проживания и на предприятие (в организацию, учреждение), где он работал до осуждения. Проведенный в рамках проекта Томского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Совет общественных
наблюдательных комиссий» опрос осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в Томской области, и сотрудников группы социальной защиты осужденных показывает, что подавляющее большинство осужденных собираются приступить к трудовой деятельности после освобождения (65%), «устроить личную жизнь в семье» (60%), каждый третий - приобрести собственное жилье, каждый десятый - получить другое образование или профессию.
Во-вторых, проведение занятий с освобождающимися осужденными в Школе подготовки осужденных к освобождению. Названное выше исследование показывает, что большая часть опрошенных (62%) считают полученную в Школе информацию полезной отчасти или полезной - 17 и 45% соответственно. Это свидетельствует о востребованности и достаточной эффективности данной формы ресоциализации.
В-третьих, получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства. Опрос осужденных, проведенный в рамках указанного проекта, также показал, что после освобождения они чаще всего нуждаются в материальной помощи (30%), в содействии их трудоустройству (33%), в поиске жилья (15%).
Вместе с тем при проведении исследования выяснилось, что в качестве основного источника постпенитенциарной адаптации большая часть осужденных рассматривают свои собственные силы (57%). Вторым по значимости
Участие общественности в подготовке осужденных к освобождению
39
источником социализации для опрошенных лиц выступают родственники, семья: на их помощь рассчитывают 31% респондентов. Около 5% осужденных полагаются на помощь специализированных служб. В этой связи в рамках социологического исследования была изучена осведомленность отбывающих наказание лиц о службах поддержки освободившихся из мест лишения свободы. Лидером по осведомленности выступил Центр занятости населения - о его деятельности знают 60% опрошенных. О деятельности центров социальной адаптации и социальной защиты населения знают только 24% респондентов. Как представляется, именно слабой осведомленностью о существовании центров социальной адаптации и социальной защиты населения и их возможностей по оказанию помощи объясняется незначительное число адресных заявлений осужденных.
В-четвертых, рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным после их освобождения. На этом этапе подготовки осужденных к освобождению администрация исправительных учреждений чаще всего обращается с запросами в различные инстанции.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 № 1877-р внесены некоторые изменения в Концепцию развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., принятую Правительством РФ 14 октября 2010 г. В том числе изменения касаются проведения мероприятий, направленных на подготовку осужденного к освобождению и последующей адаптации в обществе. Речь идет о двух блоках таких мероприятий. Первый блок мероприятий включает предоставление лицам, заканчивающим отбывание длительных сроков лишения свободы, возможности прохождения специального тренинга, включающего широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни, а для некоторых категорий осужденных - предоставление возможности перевода в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства. Второй блок мероприятий касается создания условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, создание которой, кстати, было предусмотрено еще в 2008 г. в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Правительством Российской Федерации.
Следует, прежде всего, заметить, что о приведеннных новеллах говорится в форме предположений, без указания конкретных (возможных) сроков внедрения их в практику уголовно-исполнительной системы, учитывая оставшийся незначительный срок реализации Концепции. Кроме того, неясно, какие субъекты будут осуществлять указанный специальный тренинг и какими будут принципы взаимоотношения будущей службы пробации с администрацией исправительных учреждений по вопросам подготовки содержащегося в местах лишения свободы осужденного к освобождению. Столь же неконкретной выглядит ссылка на длительность срока отбываемого наказания, хотя, как представляется, упор нужно делать как на срок отбытого наказания осужденным (объективный фактор), так и на степень проявления его асоциальности (субъективный фактор). В своем системном виде эти факторы будут
40
А. С. Князьков
взаимосвязаны с фактором объективной способности осужденного социализироваться после освобождения и фактором субъективной готовности это сделать, о которых говорят отдельные ученые.
Ведомственная Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, возлагает организацию и осуществление мероприятий по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из исправительных учреждений, только на сотрудников группы социальной защиты осужденных, начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных уголовноисполнительных подразделений. При этом для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам могут привлекаться, при наличии возможностей, специалисты территориальных социальных служб.
К числу основных задач группы социальной защиты относится также задача привлечения общественности к решению социальных проблем осужденных, в том числе в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из исправительного учреждения. Вместе с тем структуру общественности (виды общественных организаций), привлекаемой для решения этих проблем, организационно-правовые формы, а также порядок их задействования ведомственный акт не предусматривает. Так, в ст. 21 Закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее - Закон об общественном контроле) закрепляется возможность общественных объединений создавать условия для адаптации лиц, находящихся в местах принудительного содержания, к жизни в обществе [3].
Однако конкретно называется лишь такая форма участия общественных объединений в решении рассматриваемых вопросов, как общественные наблюдательные комиссии. Также указываются и общественные советы при Федеральной службе исполнения наказаний и её территориальных органов, но их роль ограничена координацией взаимодействия с общественными институтами. Помимо этого, как отмечают некоторые авторы, нормативноправовые акты не определяют даже в общем виде порядок участия общественных организаций в целях оказания социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними [4. С. 25]. Тем не менее на практике просматриваются определенные направления участия общественности в создании условий для исправления осужденных в местах лишения свободы.
Для целей выработки объективной способности осужденного к жизни в обществе после освобождения большую роль играют имеющиеся у него образование и профессиональные навыки. В настоящее время в условиях сокращения в уголовно-исполнительной системе России профессиональных училищ, снижения уровня трудовой квалификации осужденных и стандартного набора получаемых ими профессий говорить об успешной работе исправительных учреждений по формированию объективной способности осужденного к социализации после освобождения не приходится. Для устранения данной ситуации необходимо предусмотреть в УИК РФ возможность выезда осужденных за пределы исправительных учреждений в целях получе-
Участие общественности в подготовке осужденных к освобождению
41
ния образования в общегражданских образовательных учреждениях (ст. 97 УИК РФ). Более того, требуется межведомственная программа профессиональной подготовки осужденных в исправительных учреждениях, которая должна предполагать участие в её реализации как государства, так и общества, в том числе бизнеса. Реализация этой программы позволит формировать в рамках уголовно-исполнительной системы квалифицированные рабочие кадры, востребуемые на рынке труда, и создать тем самым условия для предупреждения рецидива преступлений.
Воспитание у осужденных готовности к социализации после освобождения зависит от стимулирования их правомерного поведения еще при отбывании лишения свободы. Реализуемая в исправительных учреждениях России система «социальных лифтов» в полной мере может обеспечить это стимулирование, если в качестве поощрения рассматривать не только улучшение содержания осужденных за послушное поведение (это обеспечивает лишь увеличение «послушных осужденных», но не законопослушных, активных и ответственных граждан). Необходимо видоизменить систему поощрения путем включения в число показателей законопослушного поведения осужденных таких обстоятельств, как получение профессии (совершенствования в ней) и участие в программах ресоциализации, которые предлагают общественные организации, что сделает названную систему более прогрессивной. Разумеется, в этом случае названные обстоятельства приобретут характер поощрения осужденного.
Существующий на федеральном уровне пробел в регламентации вопросов участия общественности в ресоциализации осужденных стремятся восполнить субъекты Российской Федерации, которые по поручению Президента Российской Федерации принимают соответствующие законы [5], а также утверждают региональные программы [6-8]. Однако нельзя не заметить, что в существовавших ранее и действующих сейчас региональных документах отражаются только направления и формы взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с территориальными органами федеральных органов государственной власти, подведомственными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, а также с органами местного самоуправления. Другими словами, для решения значительного комплекса вопросов адаптации осужденного задействованы только властесодержащие связи. Соответствующие отношения возникают лишь между двумя субъектами: государственным (муниципальным) органом и осужденным. Кроме того, общим недостатком принятых на региональном уровне программ является то, что они в большей мере касаются лиц, освобожденных из мест лишения свободы, нежели осужденных, отбывающих наказание и готовящихся к освобождению.
В числе субъектов общественных отношений по оказанию социальной помощи осужденным в федеральных нормативно-правовых актах и нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации до настоящего времени не представлены широко научно-исследовательские и высшие учебные образовательные учреждения. В упомянутом распоряжении Правительства РФ, в ред. от 23.09.2015 № 1877, содержатся положения, указывающие на использование потенциала научно-исследовательских и образовательных ор-
42
А. С. Князьков
ганизаций высшего образования в реализации Концепции. Однако акцент делается, во-первых, на НИИ и вузы Федеральной службы исполнения наказаний; во-вторых, на единственную форму задействования их возможностей, а именно для целей научного анализа актуальных проблем практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, планомерная подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в условиях изоляции, служит решению двух взаимосвязанных задач. Первая из них состоит в создании объективных и субъективных основ ресоциализации таких лиц, а вторая позволяет успешно добиваться исправления осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Однако важной предпосылкой решения и той, и другой задачи, на наш взгляд, выступает участие в процессе подготовки осужденного к освобождению таких субъектов, как научные, образовательные учреждения, а также различные по своей направленности общественные организации.
Литература
1. Уткин В.А. Ресоциализация и прогрессивная система // Новый юридический журнал. 2012. № 3. С. 53-60.
2. Приказ Министерства юстиции РФ от 13 января 2006 года № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая.
3. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая.
4. Ольховик Н.В. Взаимодействие общественных наблюдательных комиссий и общественных советов при территориальных органах ФСИН России // Ведомости уголовноисполнительной системы. 2015. № 2 (153). С. 21-26.
5. О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы: Закон Республики Башкортостан № 92-З от 03.02.2009 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая и др.
6. Об утверждении программы «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, лицам, осужденным к иным видам наказания, не связанным с изоляцией от общества, и содействие их социальной реабилитации на территории Томской области на 20102011 годы»: Распоряжение Администрации Томской области от 05.06.2009 г. № 375 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая.
7. О краевой целевой программе «Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы» на 2001-2003 годы»: Закон Красноярского края № 12-1022 от 05.12.2000 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая.
8. Об областной комплексной целевой программе «О мерах по социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, на период 2003-2005 годы»: Закон Орловской области № 347-ОЗ от 08.08.2003 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая.
Knyazkov Alexey S. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation)
PUBLIC INVOLVEMENT IN PREPARATIONS FOR THE RELEASE OF CONVICTS FROM PRISONS AND THEIR SOCIAL ADAPTATION
Участие общественности в подготовке осужденных к освобождению
43
Key words: penal law, public control, detention facilities, preparations for release from prisons, social adaptation of those released from prisons.
The author notes that both federal and regional legislations do not properly regulate the questions of public involvement in rendering social assistance to convicts.
This manifests itself in the fact that no public organizations, research institutes and higher educational establishments are included into the list of subjects having an undoubtedly high potential of adaptive impact. Therefore, the enumerated subjects ought to be used in the course of realization of the corresponding programs.
The necessity in such a policy is confirmed by the research in detention facilities. It proves that the institutions and bodies involved in implementation of such a penalty as deprivation of liberty cannot solve a number of problems relating to the preparations of convicts for release to the highest standard. Neither can these questions be solved by way of interaction between the departments of penal system and state bodies only.
In order to form an objective ability and subjective readiness of convicts for life in society after their release and taking into account the decrease of the existing in our current penal system possibilities for their professional training, it is necessary to give them a possibility to leave their correctional institutions in order to get education in general civil educational establishments (Article 97 of Correctional Code of the Russian Federation). We need to develop and realize the inter- agency program of professional training of convicts in correctional institutions; the program implies the involvement of state bodies (municipal ones) and society, including business. The program should contain both the organizational legal forms of participation for economic entities, public organizations, their competences and measures of preventive influence. The realization of the program will enable us to form skilled labor force for job market and create conditions for prevention of recidivism.
The upbringing of readiness of convicts for socialization after their release depends on stimulation of their behavior in the course of serving the sentence. The system of “social lifts” in Russian correctional institutions can ensure this stimulation, one of the stimuli being the improvement of custody for prisoners for good behavior (though, this ensures only the increase of “obedient convicts” but not of law abiding, active and responsible citizens). The system of stimulation should include such circumstances as prison education and participation in resocialization programs proposed by public organizations that will make this system more progressive.
Thus, the analysis of the problem of recidivism prevention ought to be exercised in compliance with the two aspects in preparations for release from prisons. The first one discloses the problem of subjective and objective grounds for resocialization of convicts. The second aspect takes into account the possibility of correction of convicts by way of qualitative and various preparations for their release.
References
1. Utkin, V.A. (2012) Resocialization and progressive system. Novyy yuridicheskiy zhurnal - The New Law Journal. 3. pp. 53-60. (In Russian).
2. Russian Federation. (2006) Order № 2 of the Ministry of Justice on January 13, 2006, On approval of Instruction for Assistance in Employment and Living Conditions, as well as Assisting the Convicts Exempted from Penitentiary Institutions. [Online] Available from: http:// base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=62844. (In Russian).
3. Russian Federation. (2008) Federal Law № 76-FZ of June 10, 2008, On Public Control over the Human Rights in Detention Institutions. [Online] Available from: http:// base.consultant.ru/ cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189716. (In Russian).
4. Ol'khovik, N.V. (2015) Vzaimodeystvie obshchestvennykh nablyudatel'nykh komissiy i ob-shchestvennykh sovetov pri territorial'nykh organakh FSIN Rossii [The interaction of public supervisory commissions and public councils in the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy. 2(153). pp. 21-26.
44
А. С. Князьков
5. The Republic of Bashkortostan. (2009) On social adaptation of persons released from penal institutions: the Law of the Republic of Bashkortostan № 92 - H on 03-02-2009. [Online] Available from: Consultant Plus. (In Russian).
6. Tomsk Regional Administration. (2009) Approval of the program “Assistance to persons who have served a sentence of imprisonment, persons sentenced to other types of punishment, not connected with isolation from society, and the promotion of their social rehabilitation in Tomsk Region for 2010-2011": Order № 375 of the Administration of Tomsk Region from June 5, 2009. [Online] Available from: Consultant Plus. (In Russian).
7. Krasnoyarsk Territory. (2000) On the regional target program “Social adaptation of persons released from penitentiary institutions" for 2001-2003": Krasnoyarsk Territory Law № 12-1022 of December 5, 2000. [Online] Available from: Consultant Plus. (In Russian).
8. Orel Region. (2003) On the regional complex target program “On measures on social adaptation of persons released from imprisonment for 2003-2005": Law № 347-OZ of Orel Region of August 8, 2003. [Online] Available from: Consultant Plus. (In Russian).