Научная статья на тему 'Психологические аспекты технологий «Социальных лифтов» в уголовно-исполнительной системе'

Психологические аспекты технологий «Социальных лифтов» в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
584
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ТЕХНОЛОГИИ "СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ" / THE TECHNOLOGY OF "SOCIAL ELEVATOR" RESOCIALIZATION / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ / PSYCHOLOGICAL TECHNIQUES AND METHODS OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS2

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аминов И.И., Орлов В.Н.

Раскрываются психологические составляющие технологий «социальных лифтов» в уголовно-исполнительной системе; рассматриваются правовые основы социально-психологической адаптации осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы; анализируются психологические приемы и методы воспитательной работы с осужденными в целях их эффективной ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal aspects of ensuring the right of prisoners to safety in places of deprivation of liberty

This article deals with the psychological component technologies «social elevator» in the penal system; considered the legal basis of social and psychological adaptation of convicts serving their sentences in prisons; reveals psychological tricks and techniques of educational work with convicts for the effective re-socialization of them.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты технологий «Социальных лифтов» в уголовно-исполнительной системе»

УДК 316.6 ББК 88.54

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЙ «СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ» В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ1

ИЛЬЯ ИСАКОВИЧ АМИНОВ,

кандидат психологических наук, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

E-mail: aminovii@mail.ru; ВЛАДИСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ ОРЛОВ, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

E-mail: vlad-orlov@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрываются психологические составляющие технологий «социальных лифтов» в уголовно-исполнительной системе; рассматриваются правовые основы социально-психологической адаптации осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы; анализируются психологические приемы и методы воспитательной работы с осужденными в целях их эффективной ресоциализации.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, технологии «социальных лифтов», ресоциализация, психологические приемы и методы воспитательной работы с осужденными.

Annotation. This article deals with the psychological component technologies «social elevator» in the penal system; considered the legal basis of social and psychological adaptation of convicts serving their sentences in prisons; reveals psychological tricks and techniques of educational work with convicts for the effective re-socialization of them.

Keywords: penal system, the technology of «social elevator» resocialization, psychological techniques and methods of educational work with convicts2.

Происходящие в настоящее время процессы реформирования и оптимизации уголовно-исполнительной системы России являются неотъемлемой частью проводимой в стране социальной политики, направленной на декриминализацию общества, минимизацию рецидивной преступности, создание гуманных условий в местах лишения свободы, принятие мер по эффективной ресоциализации осужденных. Социальная ответственность государства и его воспитательная функция ярко проявляются в сфере реализации норм уголовно-исполнительного права. Как закреплено в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, задачами уголовно-исполнительного законодательства, являются не

только регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, но и охрана их прав, свобод и законных интересов, а также оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 УИК РФ). Каждый осужденный — это, прежде всего, человек, который после отбытия им наказания заслуживает права быть принятым людьми, но это должно быть осознанным, искренним, целенаправленно сформированным его стремлением к ресоциализации.

В соответствии с нормами Конституции РФ, принципами международного права и с учетом интересов личности осужденных в УИК РФ устанав-

ливаются основные принципы исполнения наказаний: законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и средств исправления, стимулирования правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (ст. 8 УИК РФ).

Не жестоко покарать осужденных, а помочь им действительно исправиться и не совершать впредь преступных деяний — цель деятельности уголовно-исполнительной системы России. При этом под исправлением осужденных Закон подразумевает формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными же средствами исправления осужденных определены: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Кроме того, средства исправления, применяемые к осужденным, должны учитывать вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденных и их поведение (ч. 1—3 ст. 9 УИК РФ).

Большое значение приобретают эти правовые установки в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, когда человек попадает в специфические зачастую суровые условия исправительного учреждения, характеризуемые, в первую очередь, изоляцией от общества и разлукой со своими близкими и родными. Свести к минимуму негативные социальные последствия лишения свободы как для осужденного, так и для его семьи, для общества, членом которого он остается и в период отбывания наказания, и после него — одна из задач системы исполнения наказаний. Для этого в учреждениях, исполняющих наказания, необходимо создать такие организационно-правовые условия для лиц, совершивших преступления, чтобы человек вернулся в общество не озлобленным, не больным, не готовым снова нарушить закон, а полноправным членом этого общества и снова научился в нем жить. В решении этой задачи определяющая роль принадлежит

психолого-педагогической коррекционной работе с осужденными.

В ст. 109 УИК РФ закреплено, что воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей их личности и характера, а также обстоятельств совершенных ими преступлений. Так как воспитательная работа по своему содержанию носит психолого-педагогический характер, уголовно-исполнительное законодательство (ст. 110 УИК РФ) устанавливает лишь основные, типовые ее формы и методы. В связи с этим, администрации исправительного учреждения предоставляются широкие возможности творчески применять наиболее эффективные средства, методы и приемы воспитательного воздействия с учетом индивидуальных особенностей каждого осужденного, не исключая и использование проверенных опытом зарубежных технологий.

Так, в тюрьмах США получил распространение утилитарный метод так называемой «знаковой экономии» (или «знаковой экономики), представляющий собой психолого-педагогическую технику, формирующую у осужденных заданные привычки организованности, дисциплинированности и законопослушности. Первоначально для каждого осужденного индивидуально подбираются определенные модели поведения, которые необходимо у него сформировать для оптимального развития процессов его адаптации, психокоррекции и ресо-циализации (например, соблюдение режима дня, развитие трудовых навыков, вежливое отношение к персоналу исправительного учреждения, доброжелательные взаимоотношения с другими сидельцами, интерес к общественно-полезной жизни ИУ и т.д.). За каждый правильный поступок администрация выдает осужденному особый «знак», который может быть выражен в виде жетона, талона, квитанции, записи в соответствующей карточке. Каждый знак означает, что в конце определенного срока (дня, недели, месяца) их обладатель может воспользоваться теми или иными благами (например, дополнительной прогулкой, свиданием с родственниками, покупкой в магазине и т.д.). Выбор знаков и стоящих за ними благ зависит от условий кор-рекционной программы, изобретательности ее организаторов и возможностей исправительного учреждения. При плохом поведении знаки точно так-

же «отнимаются», а у провинившегося осужденного формируется убежденность в нежелательности подобных проступков в будущем. Такое наглядное материализованное поощрение правильного поведения доказало свою эффективность и формирует необходимые поведенческие реакции, укрепляет стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативные меры к ресоциализации.

Анализ российского и зарубежного опыта работы с осужденными в местах лишения свободы приводит к выводу о том, что деятельность учреждений, исполняющих наказания, направлена, в первую очередь, на решение социальных и психолого-педагогических задач, которым должно предшествовать всестороннее психологическое изучение личности различных категорий осужденных. Ю.Ю. Бехтерев, подчеркивая важность изучения личности осужденного, писал: «Исследование осужденного должно проникать во все подразделения учреждения, обеспечивая решение следующих задач: правильной классификации заключенных в пределах одного ИУ; установления соответствующего режима для каждой категории заключенных; разумной организации трудовых процессов; целесообразной постановки школьной и внешкольной работы; правильного учета результатов пенитенциарного воздействия; повышения педагогической квалификации работников пенитенциарных учреждений»3.

Личность осужденного — это одна из разновидностей личности преступника, которая, в свою очередь, представляет собой некую абстрактную модель — совокупность социальных и психологических признаков, характеризующих преступников как некий социальный и психологический тип, отличный от других нормотипических индивидов. В своей основе личность осужденного, как особый социальный тип человека, во многом повторяет личность преступника и отличается от личности нормотипического человека той или иной степенью общественной опасности.

Действительно, осужденные, отбывающие наказание, не могут измениться полностью, переродиться. Психолого-педагогическая задача, которая ставится перед исправительным учреждением, состоит в том, чтобы произвести корректировку лич-

ности осужденного и направить его поведение в русло ресоциализации. Под воздействием среды исправительного учреждения, собственных переживаний и переоценок, самого факта изоляции, особенно, если он продолжителен, а также под влиянием других осужденных, меняются их жизненные цели, нравственные ценности, социальные ориентиры, а, следовательно, и мотивы, которые представляют собой движущий механизм соответствующих поступков. Таким образом, в период отбывания наказания в местах лишения свободы меняется все поведение данной категории лиц. И необходимо, чтобы эти изменения не усугубляли общее психологическое состояние осужденного, а стимулировали выработку у него необходимых качеств, установок, привычек поведения, свойственных нормотипическому человеку. Особенно важно чтобы после освобождения осужденный был бы морально и психологически готов вернуться в социум, трудиться и жить по закону.

Обобщая сказанное выше, отметим, что преступник, находящийся в местах лишения свободы, — это отчужденная, слабо адаптированная и, в то же время, психологически уязвимая, зависимая от внешних факторов и условий личность, реагирующая на любые изменения внешней среды. Различные параметры его личности следует рассматривать в качестве объектов индивидуального предупредительного и коррекционного психолого-педагогического воздействия, чем, по сути, и является исправление осужденных.

Как известно, исполнение наказания в виде лишения свободы может вызвать еще большие негативные психологические сдвиги личности преступника, способствовать еще более глубокому отчуждению от позитивной среды и ее ценностей вплоть до полного их неприятия, окончательному разрыву отношений с семьей, друзьями, коллегами. Чтобы этого не произошло, в исправительных учреждениях необходимо предпринимать меры, в том числе и психологические, которые позволили бы максимально «снять» негативные последствия отбывания наказания в виде лишения свободы, оптимизировать психологическое состояние осужденных, вселить в них уверенность, что последствия их заключения не будут для них безысходными, а наоборот — возврат к нормальной жизни вполне реален и достижим. На

основе анализа психологических параметров личности осужденного (психологического склада, морального состояния, социально значимых личностных качеств и свойств и т.д.) должны выбираться те или иные меры психолого-педагогического воздействия:

1) в отношении тех осужденных, личность которых заметно отчуждена и крайне дезадаптирована, необходимо их постепенное приобщение к социально-полезным ценностям, преодоление ими социально-психологической изоляции, активное включение в сферу социально одобряемого общения,стимулированиеэффективной социализации;

2) в отношении осужденных, в меньшей степени подверженных отчужденности, возможно более интенсивное вовлечение в общественные связи, принятие действенных мер для сохранения их отношений с семьей, близкими людьми, бывшими коллегами и т.д., воспитание их в духе уважения к законам, привитие чувства «сопричастности» к жизни общества, страны.

В результате осуществления подобных мер у осужденных должно возникнуть желание к психофизической корректировке своей личности и осознанное инициативное стремления к ресоциализации. Причем соответствующие методы воздействия следует принимать не только к «благополучным», а ко всем осужденным. Более настойчиво и концентрированно эти меры должны осуществляться в отношении тех, кто больше других запущен в нравственно-педагогическом плане, многократно совершал преступления, упорно сопротивляется воспитательным усилиям, нарушает режим отбывания наказания и т.п.

В настоящее время сфера социальной и психолого-педагогической работы с осужденными подлежит существенной модернизации, что обусловлено реформированием уголовно-исполнительной системы РФ, определенным Концепцией развития УИС России до 2020 г.4. В рамках реализации этой Концепции с 2011 г. в практику деятельности учреждений УИС успешно внедряются технологии «социальных лифтов», целями реализации которых являются социализация осужденного, профилактика рецидивной преступности и создание условий для

позитивного формирования личности. В качестве основных задач развития уголовно-исполнительной системы ставятся:

1) мотивация осужденного к законопослушному поведению;

2) обеспечение прозрачности процесса изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения и условий отбывания наказания осужденными;

3) дифференциация осужденных по их уголовно-правовой, социально-педагогической, психологической и медицинской характеристике.

Основным критерием оценки поведения осужденного выступает соблюдение им порядка отбытия уголовного наказания. (критерии № 1). Иными словами, основной, т.е. первой является комплексная оценка поведения осужденного и соблюдение им порядка отбытия наказания.

Ко второй (дополнительной) группе критериев относится психологическая составляющая: стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативные меры к ресоциализации (критерии № 2). Под стремлением осужденного к психофизической корректировке своей личности и принятии инициативных мер к ресоциализации в рамках психологических критериев следует понимать выполнение осужденным программы психологической коррекции его личности, систематическое участие в психологических тестах, тренингах, процедурах психотерапии. Документальным подтверждением такого стремления осужденного является справка психолога о выполнении программы психологической коррекции личности и выписка из дневника (электронного дневника) индивидуальной воспитательной работы с осужденным, заверенные заместителем начальника исправительного учреждения по кадрам и воспитательной работе.

Документы, отображающие картину позитивных изменений личности осужденного, представляются на комиссию исправительного учреждения по оценке поведения осужденных и определению условий отбытия наказаний, в которой психологическую службу представляет начальник психологической

лаборатории или его заместитель. Оценивающее решение принимается комиссией после рассмотрения представленных документов и обсуждения голосованием — простым большинством голосов от числа присутствующих. Перед решением вопросов о смягчении или усилении режима отбывания наказания, предоставления УДО психологу после реализованной Программы психологической коррекции необходимо провести повторное обследование осужденного по методике, выявившей у него основные проблемы по психокоррекции. Значимость выявленных изменений просчитывается с помощью статистических методов, математического аппарата и с использованием персонального компьютера. Для представления заключения Комиссии психолог на компьютере осуществляет визуализацию полученных обобщенных данных — представляет график (гистограмму) происшедших изменений в поведении осужденного в лучшую или худшую сторону5.

Результаты анализа данных апробации системы социальных лифтов в учреждениях, исполняющих наказания, УФСИН по Рязанской и Владимирской областям, а также Республике Удмуртия (январь— октябрь 2015 г.) показывают, что осужденные значительно в меньшей степени ориентированы на критерий № 2 (28,2% осужденных), чем на критерий № 1. Критерий № 2 оказывается более понятным членам комиссии, поэтому именно он является основным при определении решения об улучшении или ухудшении условий отбывания наказания (лифт «вверх» или «вниз»).

Осужденные также более склонны проявлять соблюдение режима отбытия наказания, чем подвергаться психокоррекции. Невысокий уровень мотивации осужденных к ориентации на критерии группы № 2 приводит к недостаточному соответствию их поведения показателям оценки по системе «социальных лифтов». В то же время, те осужденные, которые участвовали в соответствующих программах, отмечали положительные результаты в актуализации собственного эмоционального состояния и аккумуляции ресурсов для его изменения в лучшую сторону.

В выполнении программы психологической коррекции личности, систематически участвуют в психологических тестах, тренингах и про-

цедурах психотерапии всего лишь 10,6% осужденных. Имеет место и слабая активность осужденных по позитивному влиянию друг на друга, преобладает категорично индивидуалистский характер позитивной активности осужденных, в силу чего недостаточно задействован фактор психологического обогащения личности от коллектива.

Более половины опрошенных сотрудников территориальных органов ФСИН России (58,5%) указывают на безразличное отношение значительной части осужденных к возможности изменения условий отбывания наказания., что связано в первую очередь с недостаточной значимостью стимулов к такому улучшению. Например, жилые помещения, в которые переводятся положительно зарекомендовавшие себя осужденные, далеко не всегда сильно отличаются комфортом от обычных. Основная масса осужденных сознательно выбирает для себя нахождение в обычных условиях отбывания наказания, считая эти условия наиболее приемлемыми для проживания, но не обязывающими прилагать определенные, иногда значительные усилия для позитивного изменения и личностного роста.

В то же время, наблюдается общая тенденция роста числа осужденных, участвующих в программах комплексного воспитательного характера, что, в конечном счете, помогает осужденным твердо и осознанно встать на путь исправления, получить позитивный психологический настрой, достичь целей трудового, физического, нравственного и правового воспитания, — отметил начальник отдела по воспитательной работе с осужденными. Так в 2015 г. в ИК № 6 УФСИН России по Рязанской области по УДО освободилось осужденных на 65% больше, чем в 2014 г. Кроме того, 20 осужденным неотбытая часть наказаний была заменена более мягким видом6.

Существующие психологические критерии, свидетельствующие о стремлении осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативных мерах к ресоциализации, в силу своей специфичности, трудны для восприятия членами комиссии, принимающей решение. Поэтому имеет место необходимость их детальной разработки, конкретизации, стандартизации

и объективизации. Существенное значение имеет научное и научно-методическое обоснование данных психологических критериев и их дальнейшая популяризация.

В этой связи актуализируется проблема выбора наиболее точных, хорошо зарекомендовавших себя в условиях отбытия наказания, диагностических методов изучения личности осужденного.

Психологическое изучение личности осужденного работниками уголовно-исполнительной системы, как известно, выполняет такие функции, как:

психодиагностическая, нацеленная на полное изучение индивидуальных и групповых характеристик осужденных; ф прогностическая, оценивающая степень возможности наступления индивидуального и группового противоправного поведения осужденных;

профилактическая, направленная на сдерживание возможного противоправного поведения осужденного; ф профориентационная, оценивающая психическую пригодность осужденного к определенным видам деятельности в условиях исправительного учреждения;

консультационная, направленная на оказание индивидуальной психологической помощи осужденным'.

Основными же источниками получения информации о личности осужденного могут быть: ф материалы личного дела осужденного: анкетные сведения об осужденном, его автобиография, отзывы-характеристики, выданные различными организациями, следователем, начальником отряда;

ф приговор и иные материалы уголовного дела; ф данные медицинского (соматического и психотерапевтического) обследования, раскрывающие состояние физического и психического здоровья осужденного, рекомендации по организации его труда и быта в связи с возможными личностными отклонениями и психопатическими проявлениями, акты судебно-психологиче-ской, судебно-психиатрической или комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы;

включенное и опосредованное наблюдение за каждодневным поведением осужденного (анализ поведения в исправительном учреждении, результатов его трудовой деятельности, свободного времяпрепровождения, участия в общественной жизни, спортивных и культурных мероприятиях;

общение с осужденным (беседы, опросы); информация об осужденном, полученная в ходе оперативно-разыскной деятельности; изучение социальных связей осужденного, беседы с его родными, близкими и друзьями; переписка осужденного с родными, близкими, друзьями, а также с потерпевшими от его преступных действий (жертвами)8. Из всего перечня источников получения информации о личности осужденного наиболее важными элементами психодиагностической работы являются беседа, опрос и наблюдение.

Следует иметь в виду, что при оценивании психологических критериев прогнозирование стремления осужденного к ресоциализации не может быть полным. Кроме того, осужденные могут симулировать законопослушное и благонадежное поведение с целью получения тех или иных благ. Поэтому, например, предлагаемый для оценки критериев по системе «социальных лифтов» метод простого суммирования диагностически важных признаков, характеризующих осужденного, применительно к психологическим критериям малопригоден.

В то же время, в психологии для осуществления диагностического прогнозирования существует мощный математический инструментарий, позволяющий прогнозировать с высокой степенью вероятности наступление тех или иных событий (результатов, явлений), а также программировать достижение тех или иных желаемых результатов. Технологии тем и отличаются от методик, что гарантируют заданный результат.

В контексте применения технологий «социальных лифтов» актуальной является объективная оценка степени изменений личностных и поведенческих характеристик осужденных после реализации.

Среди самих оценочных критериев выделяются две группы: объективные и субъективные.

К объективным критериям степени изменений личностных и поведенческих характеристик осужденных относятся результаты психодиагностических тестов. В условиях реализации системы «социальных лифтов» определяются изменения в качественном состоянии ряда личностных свойств (качеств) и элементов подструктуры направленности личности осужденного.

В каждой Базовой типовой программе определена «батарея» (группа) психодиагностических тестов и цели психокоррекционного воздействия. К Программе также прилагается перечень рекомендованных психодиагностических методик, которая выявляет значительное количество диагносциру-емых психологических факторов. Так, например, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, не только выявляет 16 психологически важных факторов, но и ряд дополнительных, причем все они взаимосвязаны между собой, что дает более объективный комплексный результат исследования личности.

Примером рекомендованных тестов может быть:

1. MMPI-71.

2. 16-факторный личностный опросник Кеттела

3. FFI (пятифакторный личностный опросник).

4. Тест Роршаха

5. Методика «Незаконченных предложений»

6. Цветовой тест Люшера;

7. Тест Маховер «Рисунок человека»;

8. Тематический апперцептивный тест (ТАТ).

9. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ)

10. ИТО (индивидуально типологический опросник).

11. Тест Шмишека (выявление акцентуации характера).

12. УСК (уровень субъективного контроля).

13. RSK (оценка склонности к риску).

14. MAS (оценка уровня тревожности) и др.

Применение разнообразных психологических тестов позволяет дать наиболее полную психологическую характеристику личности осужденного, вскрыть мотивы того или иного поведения, решить

задачу профессиональной пригодности и выбрать наиболее оптимальные методы коррекции его поведения и мер адаптации к нормальному образу жизни.

Тестирование с применением указанных методик должны проводить специально подготовленные сотрудники, имеющие психологическое образование. Применение данных тестов позволит выявить огромное количество параметров, которые необходимо будет сопоставить, проанализировать и обобщить.

Как правило, практические психологи выявляют и обобщают не все определяемые свойства и качества осужденного, а только важные для решения какой-либо конкретной задачи, т.е. сначала выявляют «цели» психокоррекционного воздействия, либо «цели» для оценки изменения каких-то параметров в ходе проводимой психокоррекционной работы и т.д9.

Целью психокоррекционного воздействия могут являться, например, социальные ценности, устойчивые представления, преобладающие эмоциональные состояния, которые в сочетании с криминально-значимыми свойствами личности, выступают в качестве основных детерминант преступного поведения.

К ним относятся: ф личностные особенности, провоцирующие совершение преступлений против жизни и здоровья (агрессивность, импульсивность, дефекты эмоциональной сферы, низкий самоконтроль, неразвитость сдерживающего поведения, преобладающе зависимое поведение, неблагоприятно сложившийся стереотип поведения);

ф степень взаимосвязи с криминальной средой, отношение к ней, характер совершенного преступного деяния, наличие или отсутствие искреннего раскаяния за совершенный проступок, отношение к родным и близким, к сотрудникам и администрации ИУ; повышенная эмоциональная лабильность; неадекватная самооценка (заниженная или завышенная);

неадекватная оценка перспектив на будущее (либо наоборот — наличие определенных жизненных планов, степень их соответствия имею-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

щимся жизненным ресурсам — позитивный показатель);

проявление явного негативизма, недоверия к сотрудникам исправительного учреждения (отказ от сотрудничества с психологом, участия в психодиагностических и психокоррекцион-ных программах, попытки дискредитировать их, стремление к негативному воздействию на других осужденных и т.д.). Учет всех этих факторов усложняет интерпретацию полученных результатов, но повышает их объективность и всесторонность10.

Субъективными оценочными критериями выступают:

ф Экспертная оценка психологом учреждения, исполняющего наказания, изменений в качественном состоянии ряда личностных свойств (качеств) и элементов подструктуры направленности личности осужденного; Интервью (экспертная оценка) начальника отряда или другого сотрудника ИУ, постоянно общающегося с осужденным (мастер (нарядчик) на производстве, учитель, социальный работник, социальный педагог, врач медсанчасти) о наличии изменений в поведении осужденного в результате участия в Программе психологической коррекции;

ф Анкета изучения мнений осужденных о результатах участия в Программе психологической коррекции.

Совокупная оценка объективных и субъективных критериев позволяет получить более точную, комплексную характеристику выявляемых свойств, личностных, поведенческих и иных характеристик, требуемых для адекватного оценивания состояния личностных свойств осужденного (до и после применения коррекционных мер)11.

В связи с поставленной задачей «оценить степень исправления осужденных» в рамках реализации системы социальных лифтов требуется определиться с наиболее вероятностным прогнозом дальнейшего поведения осужденного, как в период отбывания им наказания, так и поведения осужденного после выхода на свободу, т.е. определить степень его реального исправления. Это наиболее сложный и менее вероятностный в смысле результативности этап, так как для проведения оценивания

необходимо провести сравнительный анализ параметров психодиагностических исследований, как до реализации психокоррекционной программы в рамках базовой типовой программы (БТП), так после ее реализации.

Таким образом, психологические аспекты технологий «социальных лифтов» в работе с осужденными включают в себя комплекс явлений, условий, факторов, мер, средств и методов выявления и установления критериев оценки поведения осужденного в начале и конце прохождения им Базовой типовой программы психокоррекции, учитывающей специфику преступлений и личностные характеристики осужденных. Основным критерием оценки поведения осужденного выступает соблюдение им порядка отбытия уголовного наказания. Помимо этого при определении условий отбытия наказания оцениваются стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативные меры к ресоциализации, иные события и действия, свидетельствующие об активной социально одобряемой позиции осужденного. Иными словами, основной является комплексная оценка поведения осужденного и соблюдение им порядка отбытия наказания.

1 Статья опубликована в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00256 (пункт договора 2.3.12).

2 Статья опубликована в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00256 (пункт договора 2.3.12).

3 Бехтерев Ю.Ю. Изучение личности заключенного. История, задачи, методика и техника М., 1928. С. 17—18.

4 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

5 Казберов П.Н. Разработка психологических критериев оценки исправления осужденных в условиях реализации системы «социальных лифтов» (Оценочные критерии). М.: Научно-исследовательский институт ФСИН России, 2012. С. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 [Электронный ресурс] URL: http://62.fsin.su/news/detail. php?ELEMENT_ID=234866 (дата обращения 11 декабря 2015 г.).

7 Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» / И.И. Аминов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 366—371.

8 Аминов И.И., Колонтаевская И.Ф., Лебедев И.Б. Психология для юристов. Учебник. М.: Омега-Л, 2005. С. 546—547.

9 Казберов П.Н. Указ. соч. С. 12.

10 Там же. С. 12—14.

11 Там же. С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.