Научная статья на тему 'РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / DEPRIVATION OF LIBERTY / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTED / UNLAWFUL BEHAVIOR / МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / MOTIVATION / BEHAVIOR / ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОСУЖДЕННОГО / CHANGE OF CONVICTED PERSON'S LIFE ORIENTATION / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / GOOD BEHAVIOR / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ашин А. А.

Актуальность статьи обусловлена важностью роли ресоциализации в процессе отбывания наказания осужденными к лишению свободы. Виды уголовного наказания, предусмотренные в уголовном законе РФ, и прежде всего реальное лишение свободы, неспособны в современных реалиях развития Российского государства противодействовать увеличению негативных явлений в обществе. Все это свидетельствует о реальной потребности поиска наиболее эффективных направлений, способов, средств и методов сокращения преступности в России. Достижение целей уголовного наказания, на современном этапе могут быть достигнуты путем планомерного психолого-педагогического и социально-правового воздействия на осужденного, целью которого является формирование у осужденного новой модели поведения, основанных на соблюдении законодательства. Так же на основании данной работы с осужденными у данной категории происходит социализации личности т. е. ресоциализация. Цель статьи - проанализировать процесс ресоциализации осужденных к лишению свободы в условиях современной России. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализ и синтез) и частнонаучных методов (формально-юридический и сравнительно-правовой). Автор делает выводы, что ресоциализация - это сложный, специально организованный процесс, посредством которого наше общество должно получить законопослушного индивида, который в последствии будет приносить пользу государству. Существуют два этапа ресоциализации осужденных: пенитенциарный и постпенитенциарный. Пенитенциарный является подготовительным этапом адаптации личности. Данный этап имеет важное значение в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительном учреждении. Второй этап реализуется после освобождения от отбывания наказания и имеет тоже важное значение. Автор отмечает, что процесс ресоциализации зависит от ряда факторов: (личности самого осужденного, условий, в которых осужденный находится, работа с осужденным на первом этапе отбывания наказания). Сотрудники исправительных учреждений, должны применять различные способы, методы и формы работы, направленные на процесс изменения личности осужденного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOCIALIZATION OF PERSONS SENTENCED TO DEPRIVATION OF LIBERTY IN THE CONDITIONS MODERN RUSSIA

The article is relevant because of the important role of resocialization in serving a sentence process by persons sentenced to deprivation of liberty. Criminal penalties from the Criminal Law of the Russian Federation, primarily real imprisonment are unable to fight with the growing negative social activities. There is a real need to find more effective ways and methods to reduce crime in Russia. At the present stage, achieving the goals of criminal punishment can be achieved by systematic psychological, pedagogical, social and legal impact on the convicted person. The purpose of the impact is to form a new model of behavior, based on compliance with the law. On the basis of this work, convicted persons go through socialization in other words resocialization. The purpose of the article is to analyze the process of resocialization in serving a sentence process by persons sentenced to deprivation of liberty in the conditions of modern Russia. The task was achieved with the help of general scientific (dialectical analysis, synthesis) and special scientific methods (formal-legal, comparative law). The author concludes that the resocialization is a complex, specially organized process. When this process is finished, our society gets a law-abiding person, who will be helpful to the state later. There are two stages of resocialization: penitentiary and post-penitentiary. Penitentiary stage is a preparatory stage for person's adaptation. This step is important in terms of serving the sentence of imprisonment in a penal institution. The second stage [post-penitentiary] is implemented after person's release from punishment and this stage is also very important. The author notes that the process of resocialization depends on several factors: (personality of the convicted person, the conditions in which the convicted person is, work with convicted persons in the first stage of punishment). Correctional officers should find different ways, methods and forms of work aimed at the process of changing the personality of the convicted person.

Текст научной работы на тему «РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, МО России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147. — URL: http://www.rg.ru/2007/05/16/instrukciya-dok.html (дата обращения: 10.10.2014).

6. Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений : утв. приказом МВД России от 20 июня 1996 г. № 334. Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

References:

1. Bezlepkin, B.T. Ugolovnyj process Rossii : uchebnoe posobie. — 3-e izd., pererab. i dop. — M.: KNORUS, 2006. — 496 s.

2. Teorija operativno-rozysknoj dejatel'nosti : uchebnik / pod red. K.K. Gorjainova i dr. — M.: Infra-M, 2006. — 832 s.

3. Mihajlov, V.A. Organizacija raskrytija i rassledovanija prestuplenij // Trudy Akademii MVD Rossii. — M.: Akademija MVD RF, 1995. — 174 s.

4. Drapkin, L.Ja. Osnovy teorii sledstvennyh situacij / L.Ja. Drapkin. — Sverdlovsk: Izd-vo Ural'skogo un-ta, 1987. — 164 s.

5. Instrukcija o porjadke predstavlenija rezul'tatov operativno-rozysknoj dejatel'nosti organu doznanija, sledovatelju, prokuroru ili v sud : utv. mezhvedomstvennym prikazom MVD Rossii, FSB Rossii, FSO Rossii, FTS Rossii, SVR Rossii, FSIN Rossii, FSKN Rossii,

^ MO Rossii ot 17 aprelja 2007 g. № 368/185/164/481/32/184/97/147. — URL: http://www. g rg.ru/2007/05/16/instrukciya-dok.html (data obrashhenija: 10.10.2014). ^ 6. Instrukcija po organizacii vzaimodejstvija podrazdelenij i sluzhb organov vnutrennih

к del v rassledovanii i raskrytii prestuplenij : utv. prikazom MVD Rossii ot 20 ijunja 1996 g. аз № 334. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz SPS Konsul'tantPljus.

s А.А. Ашин, А.А. Ashin,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, Associate Professor,

pE доцент кафедры уголовно-правовых Head of a chair of Legal support of state

дисциплин, and municipal management,

Владимирский филиал РАНХиГС Vladimir branch of RANEPA

при Президенте РФ [email protected]

Ресоциализация осужденных к лишению свободы в условиях современной России

с

о

IZ

к с m О m

□Е

IZ

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью роли ресоциализации в процессе 74 отбывания наказания осужденными к лишению свободы. Виды уголовного наказания, предусмо-

- тренные в уголовном законе России, и прежде всего реальное лишение свободы, не способны в

современных реалиях развития Российского государства противодействовать увеличению мас-^ штабов негативных явлений в обществе. Все это свидетельствует о реальной потребности по-О иска наиболее эффективных направлений, средств и методов сокращения преступности в России. ^ Цели уголовного наказания на современном этапе могут быть достигнуты путем планомерного С^ психолого-педагогического и социально-правового воздействия на осужденного, результатом которого должно стать формирование у последнего новой модели поведения, основанного на соблюдении законодательства, а также ресоциализация личности. Цель статьи — проанализировать процесс ресоциализации осужденных к лишению свободы в условиях современной России. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа и синтеза) и частнонаучных (формально-юридический и сравнительно-правовой) методов. Автор делает вывод о том, что ресоциализация — это сложный, специально организованный процесс,

посредством которого наше общество должно получить законопослушного индивида, который впоследствии будет приносить пользу государству. Существует два этапа ресоциализации осужденных: пенитенциарный и постпенитенциарный. Пенитенциарный — это подготовительный этап адаптации личности, он важен в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительном учреждении. Второй этап реализуется после освобождения от отбывания наказания. Автор отмечает, что процесс ресоциализации зависит от ряда факторов: личности самого осужденного, условий, в которых осужденный находится, работы с осужденным на первом этапе отбывания наказания. Сотрудники исправительных учреждений должны использовать различные методы и формы работы, направленные на изменение личности осужденного.

Ключевые слова:ресоциализация, наказание, лишение свободы, осужденные, противоправное поведение, мотивация поведения, изменение личностной направленности осужденного, правомерное поведение.

Resocialization of persons sentenced to deprivation of liberty in the conditions modern Russia

Keywords: resocialization, punishment, deprivation of liberty, convicted, unlawful behavior, motivation, behavior, change of convicted person's life orientation, good behavior.

"0

CD

О J=

Ы

и j=

ш

Abstract: the article is relevant because of the important role of resocialization in serving a sentence process by persons sentenced to deprivation of liberty. Criminal penalties from the Criminal Law of the Russian Federation, primarily real imprisonment are unable to fight with the growing negative social activities. There is a real need to find more effective ways and methods to reduce crime in Russia. At the present stage, achieving the goals of criminal punishment can be achieved by systematic psychological, pedagogical, social and legal impact on the convicted person. The purpose of the impact is to form a new model of behavior, | based on compliance with the law. On the basis of this work, convicted persons go through socialization in other words resocialization. The purpose of the article is to analyze the process of resocialization in serving | a sentence process by persons sentenced to deprivation of liberty in the conditions of modern Russia. The n task was achieved with the help of general scientific (dialectical analysis, synthesis) and special scientific o methods (formal-legal, comparative law). The author concludes that the resocialization is a complex, specially o organized process. When this process is finished, our society gets a law-abiding person, who will be helpful E to the state later. There are two stages of resocialization: penitentiary and post-penitentiary. Penitentiary ra stage is a preparatory stage for person's adaptation. This step is important in terms of serving the sentence of 0 imprisonment in a penal institution. The second stage [post-penitentiary] is implemented after person's release o from punishment and this stage is also very important. The author notes that the process of resocialization § depends on several factors: (personality of the convicted person, the conditions in which the convicted person is, work with convicted persons in the first stage of punishment). Correctional officers should find different

o

ways, methods and forms of work aimed at the process of changing the personality of the convicted person. e

CD

Успешная ресоциализация осужденных к лишению свободы ре- о шает одну из важнейших проблем, стоящих в настоящее время перед лю- 1 бым государством, а именно, проблему борьбы с рецидивной преступностью. Согласно статистическим данным МВД России о состоянии преступности за 75 январь - февраль 2015 г., удельный вес преступности ранее судимых лиц со- — ставил 30 % [1]. Необходимо отметить и то, что Концепция развития уголовно- ^ исполнительной системы РФ до 2020 г. в качестве одного из направлений со- ^ вершенствования и развития уголовно-исполнительной системы закрепила ^ «развитие социальной, психологической и воспитательной работы с осуж- | денными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения» [2]. В связи с этим основной упор делается на оказание постпенициарной помощи таким лицам, но не стоит забывать и о пенитенциарном этапе ресоциализациии осужденных.

Так, Д.З. Хамадишин выделяет два этапа ресоциализации осужденных: пенитенциарный и постпенитенциарный. Первый одновременно является подготовительным этапом социальной адаптации личности. Он осуществляется в условиях пребывания осужденного в исправительном учреждении. Второй, или начальный этап социальной адаптации, реализуется после освобождения [3, с. 3]. К.И. Филиппова придерживается аналогичного мнения [4, с. 459]. Рассмотрим данные этапы более подробно.

Помощь осужденным необходимо оказывать с первых дней отбывания наказания, т. е. начиная с размещения в карантинном отделении пенитенциарного учреждения, ведь уже там начинается процесс приспособления к совершенно незнакомой социокультурной среде исправительного учреждения.

По справедливому мнению В.А. Уткина, при ресоциализации происходит «освоение человеком позитивных социальных ролей и отношений, усвоения им определенной системы знаний, навыков и ценностей» [5, с. 75]. Е.М. Лемищак указывает на то, что «категорию "ресоциализация"» можно определить как коррекционный процесс, на каждом этапе которого соответствующими субъектами (учреждениями, организациями, предприятиями, общественными формированиями) осуществляются целенаправленные меры (организационно-правового, педагогического, психологического, медицинского характера) для возвращения девианта в систему выработанных обществом ценностей и/или привития ему морально-ценностных установок, ^ что в итоге приводит к осознанной добровольной правопослушности и вос-§ становлении в социуме как полноценной личности» [6, с. 26]. □l Для того чтобы процесс приспособления был эффективным и целесообразным, необходимо осуществлять ряд специальных мероприятий, а именно: проводить психологическую диагностику личностных особенностей каждого осужденного путем анкетирования, тестирования, личностных опросов; выявлять различные дефекты с помощью наблюдения, характеристики личности ° каждого осужденного. Причем, следует подходить к каждому осужденному к индивидуально, т. к. основной целью данных мероприятий является фор-m мирование способности жить в обществе после освобождения. По мнению m В.В. Маслова, «процесс связан, прежде всего, с ценностной переориентаци-[Зь ей, формированием у осужденного механизма социально-положительного целеполагания, отработкой устойчивости прочных стереотипов социаль-76 ного позитивного поведения. Создание условий формирования социально — адаптированного поведения личности — основная задача исправительных учреждений» [7, с. 84].

Для достижения указанной цели стоит также организовывать социально-положительную микросреду в исправительном учреждении посредством вовлечения заключенных в различные виды творческой деятельности. Для примера, осужденные исправительных учреждений Владимирской области принимают участие в разнообразных мероприятиях, но особой популярностью пользуются такие мероприятия, как VI Всероссийский кинофестиваль «Быть добру», где лучшим короткометражным фильмом был признан фильм «Дым», который сняли осужденные ФКУ ИК-4 (05.02.2015); мастер-класс по изготовлению открыток из подручных материалов для осужденных ФКУ ИК-3 (01.12.2014);

к

IZ

с

то

OJ

сч

викторина «Поле чудес» для осужденных ФКУ ИК-6 (12.10.2014); конкурс на лучшее оформление клумб среди осужденных ФКУ ИК-10 (16.09.2014), ФКУ ИК-5 (13.08.2014); проект-игра «Сто к одному» между командами всех отрядов осужденных ФКУ ИК-6 (08.09.2014); мероприятие «Держи ритм» для осужденных всех отрядов учреждения ФКУ ИК-1 (18.08.2014) и т. д.

Кроме того, уголовно-исполнительная система взаимодействует с различными российскими и зарубежными общественными организациями, в частно- 0 сти, это Красный Крест, Межрегиональный благотворительный фонд помощи ЦЦ заключенным, Попечительский совет уголовно-исполнительной системы, § международная неправительственная организация «Международная тюремная | реформа» — PENAL REFORM INTERNATIONAL. Основной задачей данного i сотрудничества является обмен опытом в сфере ресоциализации осужденных. 0 На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в деятельности ж исправительных учреждений, имеющих существенное значение для процесса ре- н социализации, выступает социальная и психологическая работа с осужденными. Ы Исходя из данных ФСИН России, в течение последних 3 лет число пенитенциар- К ных психологов увеличилось на 14 % [8]. Их деятельность, прежде всего, связана g с изучением социльно-психологического климата испавительных учреждений, H проведением разнообразных мероприятий, связанных непосредственно с оказа- ю нием психологической помощи и преодолением кризисных ситуаций. о Как правило, пенитенциарные психологи в своей работе используют g различные психологические методики: опросник «Эскапизм», опросник Ц Айзенка, опросник Шмишека, Hand-test и др. Кроме того, применяются ш различные виды групповых социально-психологических тренингов: сказко- § терапия, деловые игры, арт-терапия и изо-терапия. g Данные социально-психологические тренинги играют важную роль в на- X лаживании положительной психологической атмосферы среди осужденных. g Отметим положительный опыт в процессе социальной адаптации осуж- е денных и освобожденных во Владимирской области. Так, УФСИН России § по Владимирской области и администрации исправительных учреждений g взаимодействуют с Владимирским центром реалибитации для лиц без опреде- р ленного места жительства и занятий, Департаментом по труду и занятости g00 населения администрации Владимирской области, областным Фондом со- g циальной поддержки населения. Освобожденным из исправительных учреждений предоставляются юридические консультации [9]. 77

Как правило, осужденные — это лица без образования, что впоследствии -

создает сложности при трудоустройстве. Изменить данную ситуацию способно

получение в условиях изоляции от общества высшего или среднего профес- ^

сионального образования. Стоит отметить, что в данном случае основной ^

задачей ФСИН России является создание необходимых условий для того, | чтобы осужденный получил образование в самом исправительном учреждении.

Наиболее перспективной является телевизионная технология, суть которой состоит в обучении посредством использования телевизионных средств. Заслуживает также внимания и информационно-спутниковая сетевая технология. ФСИН России ориентирует руководство территориальных органов на расширение списка востребованных на рынке труда профессий, которым обучаются осужденные.

s

Уголовно-исполнительная система взаимодействует со многими высшими учебными заведениями, обеспечивающими получение образования осужденными. Так, с этой целью ФСИН России заключила соглашения о сотрудничестве с ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»; Негосударственным аккредитованным частным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия»; АНО «Высшая школа педагогики»; НОУ ВПО «Московский институт экономики, политики и права».

В качестве положительного опыта стоит отметить, что «численность осужденных, освобожденных из мест лишения свободы без профессии, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. сократилась на 5 061 человек и составила 4,8 тыс., или 3,5 %» [10, с. 7].

Крайне важным является создание центров реабилитации, включающих социально-психологическую, наркологическую службы, а также службы оказания помощи в трудоустройстве и во временном проживании в данных центрах.

Положительным примером выступает и служба социального сопровождения лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В данной службе организовано «Специализированное кадровое агентство», в функции кото-î рого входит трудоустройство бывших осужденных.

^ Подводя итог вышесказанному, отметим, что наказание в виде лишения ^ свободы подразумевает изменение правового статуса законопослушного ^ гражданина, утрату социально полезных связей. Поэтому исправительные § учреждения должны способствовать адаптации осужденного, как во время □l отбывания наказания, так и после него. Ресоциализация — это сложный, специально организованный процесс, посредством которого наше общество должно получить законопослушного индивида, который впоследствии будет приносить пользу государству и обществу.

л

IZ

78

§ Список литературы:

1. МВД России: официальный сайт. — URL: https://mvd.ru/folder/101762/ item/3232247/ (дата обращения: 28.03.2015).

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // СПС «Гарант».

3. Хамадишин, Д.З. Рецидив или ресоциализация? // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2011. — № 3. — С. 2-6.

4. Филиппова, К.И. Ресоциализация лиц, осужденных к лишению свободы // Актуальные проблемы российского права. — 2011. — № 2. — С. 455-465.

5. Уткин, В.А. Ресоциализация освобожденных от наказания: история и современность // Уголовно-исполнительное право. — 2014. — № 1. — С. 75-80.

Q 6. Лемищак, Е.М. Интеграционный подход к определению термина «ресоциали-

<м зация» // Балтийский гуманитарный журнал. — 2014. — № 2. — С. 24-27. ôj 7. Маслов, В.В. Система «социальных лифтов» как средство ресоциализации осуж-

денных в ИУ // Вестник Самарского юридического института. — 2014. — № 3. — С. 84-88.

8. ФСИН России : официальный сайт. — URL: Ы1р://фсин.рф^шсШгеДоиа1/ (дата обращения: 18.02.2015).

9. УФСИН России по Владимирской области : официальный сайт. — URL: http://33.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=85137 (дата обращения: 18.02.2015).

10. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2015-2017 гг. Федеральной службы исполнения наказаний // ФСИН России : официальный сайт. — URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ (дата обращения: 20.03.2015).

References:

1. MVD Rossii: oficial'nyj sajt. — URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/3232247/ (data obrashhenija: 28.03.2015).

2. Koncepcija razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 g. : rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 14 oktjabrja 2010 g. № 1772-r // SPS «Garant».

3. Hamadishin, D.Z. Recidiv ili resocializacija? // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. — 2011. — № 3. — S. 2-6.

4. Filippova, K.I. Resocializacija lic, osuzhdennyh k lisheniju svobody // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2011. — № 2. — S. 455-465.

5. Utkin, V.A. Resocializacija osvobozhdennyh ot nakazanija: istorija i sovremennost' // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. — 2014. — № 1. — S. 75-80.

6. Lemishhak, E.M. Integracionnyj podhod k opredeleniju termina «resocializacija» // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. — 2014. — № 2. — S. 24-27.

7. Maslov, V.V. Sistema «social'nyh liftov» kak sredstvo resocializacii osuzhdennyh v IU // Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta. — 2014. — № 3. — S. 84-88.

8. FSIN Rossii : oficial'nyj sajt. — URL: http://fsin.rf/structure/social/ (data obrashhenija: 18.02.2015).

9. UFSIN Rossii po Vladimirskoj oblasti : oficial'nyj sajt. — URL: http://33.fsin.su/ news/detail.php?ELEMENT_ID=85137 (data obrashhenija: 18.02.2015).

10. Doklad o rezul'tatah i osnovnyh napravlenijah dejatel'nosti na 2015-2017 gg. Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij // FSIN Rossii: oficial'nyj sajt. — URL: http:// fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ (data obrashhenija: 20.03.2015).

О.Р. Рузевич,

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой административно-правовых дисциплин, Владимирский филиал РАНХиГС при Президенте РФ Н.А. Симагина, ассистент,

кафедра уголовно-правовых дисциплин, Юридический институт Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

O.R. Ruzevich,

Candidate of Law,

Head of Administrative and Law Studies Department,

Vladimir branch of RANEPA olegan80@mail. ru N.A. Simagina,

Assistant,

Lecturer of Criminal Studies Department, Law Institute of Vladimir State University named after Alexander and Nicolay Stoletovs

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

simagina.n@mail. ru

79

Психологические аспекты ресоциализации осужденных в местах лишения свободы

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью психологических аспектов ресоциализации осужденных в местах лишения свободы. Цель статьи — проанализироватьресоциализацию осужденного с точки зрения проведения эффективной психологической работы с ним. Реализация поставленной цели была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Авторы делают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.