Научная статья на тему 'Организация воспитательной работы с осужденными в процессе профилактики пенитенциарной преступности'

Организация воспитательной работы с осужденными в процессе профилактики пенитенциарной преступности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1073
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICT / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / CORRECTIONAL FACILITY / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / CORRECTIVE LABOR COLONY / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / PENITENTIARY CRIME / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ / ORGANIZATION OF ACTIVITY OF CORRECTIVE LABOR COLONIES / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / PREVENTION OF CRIME / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минкова Елена Анатольевна

Рассматривается организация воспитательной работы с осужденными в процессе предупреждения преступлений, совершаемых осужденными в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы, анализируются основные меры воспитательного воздействия на осужденных в рамках общесоциального предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных колониях.Организация воспитательной работы с осужденными является одним из наиболее приоритетных направлений в рамках противодействия пенитенциарной преступности, поскольку непосредственно направлена на каждую конкретную личность и носит индивидуально-предупредительный характер. В большей степени от того, как будет организован этот процесс, можно говорить об эффективности деятельности администрации исправительных учреждений по организации общесоциальной профилактики преступлений, совершенных осужденными в местах лишения свободы. В связи с этим совершенствование системы общего и профессионального образования осужденных, общественного воздействия на осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы будет являться мощным антикриминогенным фактором в процессе профилактики пенитенциарной преступности. Эта деятельность должна быть направлена в первую очередь на повышение уровня общего и профессионального образования осужденных, соответствующего реалиям современного общества и рынка труда, в целях их успешной адаптации к жизни за пределами исправительных учреждений.Использование ресурсов общественности в процессе воспитательного воздействия на осужденных также является весьма прогрессивным направлением в профилактике преступной деятельности со стороны осужденных, поскольку в рамках действующего законодательства общественным и религиозным организациям предоставлены широкие возможности в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минкова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS IN THE COURSE OF PENITENTIARY CRIME PREVENTION

The organization of educational work with convicts in the course of prevention of the crimes committed by convicts in the conditions of serving sentence in the form of imprisonment is considered the main measures of educational influence on condemned within all-social prevention of the crimes committed in corrective labor colonies are analyzed.The organization of educational work with convicts is one of the most priority directions within counteraction of penitentiary crime as it is directly directed to each specific personality and has individual and precautionary character. More how this process will be organized, it is possible to speak about efficiency of activities of administration of correctional facilities for the organization of all-social prevention of the crimes committed by convicts in places of detention.In this regard improvement of system of the general and professional education of convicts, public impact on convicts during serving sentence in the form of imprisonment will be a powerful anti-criminogenic factor in the course of prevention of penitentiary crime... The organization of educational work with convicts in the course of prevention of the crimes committed by convicts in the conditions of serving sentence in the form of imprisonment is considered the main measures of educational influence on condemned within all-social prevention of the crimes committed in corrective labor colonies are analyzed.The organization of educational work with convicts is one of the most priority directions within counteraction of penitentiary crime as it is directly directed to each specific personality and has individual and precautionary character. More how this process will be organized, it is possible to speak about efficiency of activities of administration of correctional facilities for the organization of all-social prevention of the crimes committed by convicts in places of detention.In this regard improvement of system of the general and professional education of convicts, public impact on convicts during serving sentence in the form of imprisonment will be a powerful anti-criminogenic factor in the course of prevention of penitentiary crime. This activity has to be directed first of all to increase in level of the general and professional education of convicts corresponding to realities of modern society and labor market for their successful adaptation to life outside correctional facilities.Use of resources of the public in the course of educational impact on convicts also is very progressive direction in prevention of criminal activity from convicts as within the current legislation the public and religious organizations have been given ample opportunities in this direction. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Организация воспитательной работы с осужденными в процессе профилактики пенитенциарной преступности»

УДК 343.825

ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА МИНКОВА, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Реферат: рассматривается организация воспитательной работы с осужденными в процессе предупреждения преступлений, совершаемых осужденными в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы, анализируются основные меры воспитательного воздействия на осужденных в рамках общесоциального предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных колониях.

Организация воспитательной работы с осужденными является одним из наиболее приоритетных направлений в рамках противодействия пенитенциарной преступности, поскольку непосредственно направлена на каждую конкретную личность и носит индивидуально-предупредительный характер. В большей степени от того, как будет организован этот процесс, можно говорить об эффективности деятельности администрации исправительных учреждений по организации общесоциальной профилактики преступлений, совершенных осужденными в местах лишения свободы. В связи с этим совершенствование системы общего и профессионального образования осужденных, общественного воздействия на осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы будет являться мощным антикриминогенным фактором в процессе профилактики пенитенциарной преступности. Эта деятельность должна быть направлена в первую очередь на повышение уровня общего и профессионального образования осужденных, соответствующего реалиям современного общества и рынка труда, в целях их успешной адаптации к жизни за пределами исправительных учреждений.

Использование ресурсов общественности в процессе воспитательного воздействия на осужденных также является весьма прогрессивным направлением в профилактике преступной деятельности со стороны осужденных, поскольку в рамках действующего законодательства общественным и религиозным организациям предоставлены широкие возможности в этом направлении.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, осужденный, исправительное учреждение, исправительная колония, пенитенциарная преступность, организация деятельности исправительных колоний, предупреждение преступности, воспитательная работа.

ELENA ANATOLYEVNA MINKOVA, Academy of the БР8 of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]

THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS IN THE COURSE OF PENITENTIARY CRIME PREVENTION

Abstract: the organization of educational work with convicts in the course of prevention of the crimes committed by convicts in the conditions of serving sentence in the form of imprisonment is considered the main measures of educational influence on condemned within all-social prevention of the crimes committed in corrective labor colonies are analyzed.

The organization of educational work with convicts is one of the most priority directions within counteraction of penitentiary crime as it is directly directed to each specific personality and has individual and precautionary character. More how this process will be organized, it is possible to speak about efficiency of activities of administration of correctional facilities for the organization of all-social prevention of the crimes committed by convicts in places of detention.

In this regard improvement of system of the general and professional education of convicts, public impact on convicts during serving sentence in the form of imprisonment will be a powerful anti-criminogenic factor in the course of prevention of penitentiary crime. This activity has to be directed first of all to increase in level of the general and professional education of convicts corresponding to realities of modern society and labor market for their successful adaptation to life outside correctional facilities.

Use of resources of the public in the course of educational impact on convicts also is very progressive direction in prevention of criminal activity from convicts as within the current legislation the public and religious organizations have been given ample opportunities in this direction.

Keywords: penal system, convict, correctional facility, corrective labor colony, penitentiary crime, organization of activity of corrective labor colonies, prevention of crime, educational work.

В рамках предупреждения преступной деятельности осужденных в исправительных колониях нельзя не учитывать такой немаловажный антикриминогенный социальный фактор, как воспитательная работа с осужденными, в рамках которой одно из ведущих мест занимают об-

© Минкова Е. А., 2017 © Minkova E. A., 2017

щеобразовательное и профессиональное обучение осужденных, общественное воздействие на них.

Нет необходимости доказывать, что образовательный уровень накладывает существенный отпечаток на личность человека, в том числе преступника, оказывает влияние на общий культурный

уровень человека, его сознательность, критичность, выбор стереотипа поведения. В то же время высокий уровень образования осужденных позволяет эффективнее проводить с ними воспитательную работу, прививать им социально полезные навыки и, как следствие, успешнее добиваться целей наказания, но главное - он очень важен для социальной реабилитации освобожденного, его подготовки к жизни на свободе, поскольку человек, имеющий определенный уровень образования, профессию, более защищен в социальном плане и имеет больше возможностей для самореализации в условиях свободной жизни. На это, в частности, было обращено особое внимание во время пресс-конференции, проведенной 9 декабря 2015 г. Общественной палатой Российской Федерации совместно с Общероссийской общественной организацией «Совет общественных наблюдательных комиссий». На нем отмечалось, что «обучение позволяет во время пребывания в исправительном учреждении получить профессию, успешно трудиться, а по выходе на свободу - найти себе полезное занятие и не думать о возвращении в криминальную среду» [3, с. 10].

Однако нельзя не согласиться с А. П. Сорокиным, утверждающим, что за последние годы «в пенитенциарной системе России изменился портрет среднестатистического осужденного. Он молод и плохо образован. Большая часть осужденных, если и учились в школе, то закончила ее номинально. Точно так же формально они учатся и в профессиональных училищах УИС» [8, с. 14]. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на необходимость повышения уровня организации общего и профессионального образования в исправительных колониях. В настоящее время, безусловно, наметились некоторые благоприятные тенденции в этом направлении. В частности, обучение осужденных организовано в 283 общеобразовательных организациях и 513 их филиалах. Всего в 2015/16 учебном году в общеобразовательных организациях исправительных учреждений обучались 61 764 осужденных, их них по итогам года 804 человека получили начальное общее образование, 5572 - основное общее, 11 179 -среднее общее образование [7].

Нельзя не отметить, что осуществляется работа по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс. В частности, оборудованы автоматизированные рабочие места в читальных залах библиотек воспитательных колоний и образовательных организаций с подключением их к электронным ресурсам Национальной электронной библиотеки, общий фонд которой составляет 1,6 млн экземпляров книг и других изданий.

Система среднего профессионального образования осужденных представлена 307 федеральны-

ми казенными профессиональными образовательными учреждениями. Обучение проводится более чем по 220 наименованиям профессий, востребованных на рынках труда субъектов Российской Федерации, а также на производстве исправительных учреждений. Все большее развитие получает заочное и дистанционное обучение в высших и средних специальных учебных заведениях.

По итогам 2015/16 учебного года обучено рабочей профессии 197,6 тыс. осужденных (+18,4 % к АППГ), в том числе в образовательных учреждениях ФСИН России - 117,8 тыс. осужденных, на производстве - 47,7 тыс. осужденных.

Количество осужденных, освобожденных из мест лишения свободы без профессии, по итогам 2015/16 учебного года по сравнению с АППГ сократилось на 346 человек, составив 2 тыс. человек, или 1,2 % от общей численности осужденных [7].

Первоочередной задачей администрации исправительных учреждений в этом направлении должно стать, на наш взгляд, совершенствование системы профессионального образования осужденных для их последующей ресоциализации и успешной адаптации к условиям жизни на свободе. В частности, профессиональное обучение должно быть ориентировано не только на нужды собственного производства, но и на организацию упреждающего профессионального обучения осужденных специальностям, потребность в которых испытывают региональные рынки труда, ис-поль-зование возможностей нетрадиционных форм обучения осужденных профессиям, например, связанным с народными промыслами.

Примечателен также тот факт, что общественное воздействие как мощный антикриминогенный фактор используется достаточно слабо, и это несмотря на то, что учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания, оказывают содействие в работе с осужденными свыше 150 отечественных благотворительных фондов, общественных и религиозных организаций [1].

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» в 81 субъекте Российской Федерации функционируют общественные наблюдательные комиссии (далее - ОНК), численностью более 1,1 тыс. человек. За 2016 год члены региональных ОНК посетили учреждения УИС около 3 тыс. раз, подготовили и направили в территориальные органы ФСИН 790 заключений по итогам посещений исправительных учреждений и СИЗО [1].

Все это объективно свидетельствует о необходимости искать более эффективные, лишенные

формализма и популизма формы и методы привлечения общественности к воспитательному процессу и профилактике правонарушений и преступлений со стороны осужденных. Сотрудники исправительных колоний должны более эффективно вести работу по привлечению потенциала общественных организаций в работе, направленной на решение вопросов социальной ориентации и трудовой занятости осужденных после освобождения.

Безусловно, говоря о нейтрализации нравственно-психологических криминогенных факторов, и прежде всего насилия как характерной черты образа жизни осужденных, нельзя не отметить огромный профилактический потенциал религии и, следовательно, помощи со стороны религиозных организаций. В настоящее время в жизни общества в целом и мест лишения свободы в частности наблюдается тот период, когда старые духовные и нравственные ориентиры и ценности потеряли былую силу, а новые еще не набрали ее. Образовавшийся нравственный вакуум выступает одним из самых серьезных факторов, порождающих насилие в обществе, нейтрализовать который в некоторой мере под силу церкви, поскольку духовно-нравственное воздействие религии на человека велико, а в местах лишения свободы оно еще больше возрастает.

В сложившейся обстановке церковь и религия с их постулатами ненасилия, милосердия, сострадания и прощения способны сделать многое, чтобы смягчить «тюремные» нравы, сформировать принципиально иное отношение к агрессии как способу разрешения жизненных конфликтов, показать пути выхода из них, помочь осужденным относиться друг к другу более толерантно. Это возможно благодаря психотерапевтический, компенсаторной функции религии: ее способности утешить, смягчить стрессовое состояние, выступить моральным стимулятором раскаяния. Не случайно понятие «пенитенциарное учреждение» происходит от латинского penitencia - покаяние [2, с. 53].

Однако использовать привлечение священнослужителей к исправительному процессу необходимо очень осторожно, учитывая различную конфессиональную направленность спецконтингента, а также право осужденных на свободу вероисповедания, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, дабы не спровоцировать столкновений осужденных на почве религиозного экстремизма. По состоянию на 1 января 2017 г. в учреждениях УИС России функционирует 642 культовых объекта (в 2015 г. - 621 объект): 485 храмов (церквей), 77 часовен, 6 колоколен (звонниц), 61 исламская мечеть, 10 буддийских дуганов, 3 костела РКЦ; 637 молитвенных комнат [4].

Нельзя не сказать о введении новой должности - помощника начальника УФСИН по работе с

верующими, главной обязанностью которого является дисциплинарный надзор за организацией тюремного служения в местах лишения свободы, а также решение вопросов защиты права на свободу совести и религиозного исповедания лиц, содержащихся в подведомственных учреждениях. Деятельность помощника подразумевает работу с осужденными различных вероисповеданий, установление и поддержание мирных межконфессиональных отношений в местах лишения свободы, отстаивание их религиозных прав.

На базе Академии ФСИН России указанная категория должностных лиц проходит переподготовку, в рамках которой знакомится с основными положениями действующего уголовного, уголовно-исполнительного законодательства, документаци-онным обеспечением своей деятельности в рамках должностных обязанностей.

Следует отметить, что воспитательное воздействие в целом в исправительных учреждениях, а также его профилактический потенциал находится в достаточно кризисном состоянии. Действительно, о какой результативности воспитательной работы, центральной фигурой проведения которой является начальник отряда, может идти речь, если численность осужденных в отряде достигает 100-120 человек?

Не вызывает сомнений то, что охватить воспитательным воздействием такое количество осужденных, имеющих различное криминальное прошлое, рецидив преступлений, отклонения в психике, начальнику отряда не под силу, что и превращает в итоге такой важный воспитательный и общепредупредительный процесс в формальность. Данная проблема неоднократно поднималась в литературе, однако на практике разрешения так и не нашла.

В настоящее время в соответствии с распоряжением ФСИН России от 30 апреля 2015 г. № 63-р «О проведении эксперимента по апробации модели центра исправления осужденных исправительного учреждения» создаются центры исправления осужденных исправительных учреждений, основными целями которых являются привитие осужденным навыков законопослушного поведения; снижение числа преступлений и правонарушений среди осужденных; адресное исправительное воздействие на осужденных, индивидуализация их психологического сопровождения, оказание конкретной помощи в решении вопросов трудового, бытового устройства осужденных после освобождения, создание благоприятных условий для постпенитенциарной реабилитации. В настоящее время экспериментом охвачены 106 исправительных учреждений 77 территориальных органов УИС [7].

Как предполагается, в новых центрах к 200 осужденным будут приставлены 5 сотрудни-

ков, тогда как ранее за отряд отвечал только один начальник отряда. Безусловно, выводы делать еще рано, но в большинстве исправительных учреждений, в которых проводится эксперимент, зарегистрировано снижение числа нарушений порядка отбывания наказания [5, 6].

Таким образом, целенаправленное применение указанных мер, на наш взгляд, не только позволяет

эффективнее проводить воспитательную работу с осужденными во время отбывания наказания, прививать им социально полезные навыки и, как следствие, успешнее добиваться целей наказания, одной из которых является предупреждение преступлений, но и играет важную роль в социальной реабилитации освобожденного, его подготовке к жизни на свободе.

Библиографический список

1. В Федеральной службе исполнения наказаний состоялось итоговое заседание Общественного совета при ФСИН России. URL : http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=292341 (дата обращения: 20.03.2017).

2. Зиятдинов И. Ш. Использование духовно-нравственного потенциала Русской православной церкви в работе с осужденными по профилактике нарушений установленного порядка отбывания наказания, членовредительства, суицидальных проявлений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 2. С. 52-53.

3. Климаков Л. Главная цель - ресоциализация // Преступление и наказание. 2016. № 1. С. 10-11.

4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL : http://фсин.рф/structure/ inspec-tor/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS (дата обращения: 20.03.2017).

5. Апробация модели центра исправления осужденных позволила снизить количество нарушений в Нерчинской ИК-11. URL : http://fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=272448&sphrase_id=986734 (дата обращения: 20.03.2017).

6. В УФСИН России по Курганской области подвели промежуточные итоги эксперимента по апробации центров исправления осужденных. URL : http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=216807 &sphrase_id=986734 (дата обращения: 20.03.2017).

7. Управление воспитательной, социальной и психологической работы. URL : http://фсин.рф/ structure/social (дата обращения: 20.03.2017).

8. Фомин Д., Шурлов С. Задача - обеспечить работой максимальное количество осужденных // Преступление и наказание. 2011. № 8. С. 11-14.

Литература

1. Зиятдинов, И. Ш. Использование духовно-нравственного потенциала Русской православной церкви в работе с осужденными по профилактике нарушений установленного порядка отбывания наказания, членовредительства, суицидальных проявлений [Текст] / И. Ш. Зиятдинов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2016. - № 2. - С. 52-53.

2. Климаков, Л. Главная цель - ресоциализация [Текст] / Л. Климаков // Преступление и наказание. -2016. - № 1. - С. 10-11.

3. Фомин, Д. Задача - обеспечить работой максимальное количество осужденных [Текст] / Д. Фомин, С. Шурлов // Преступление и наказание. - 2011. - № 8. - С. 11-14.

References

1. Zijatdinov I. Sh. Ispol'zovanie duhovno-nravstvennogo potenciala Russkoj pravoslavnoj cerkvi v rabote s osuzhdennymi po profilaktike narushenij ustanovlennogo porjadka otbyvanija nakazanija, chlen-ovreditel'stva, suicidal'nyh projavlenij [Use of spiritual and moral capacity of Russian Orthodox Church in work with convicts on prevention of violations of an established order of serving sentence, mutilation, suicide manifestations]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Sheets of a penal system, 2016, no. 2, pp. 52-53. (In Russ.).

2. Klimakov L. Glavnaja cel' - resocializacija [Main goal - resocialization]. Prestuplenie i nakazanie -Crime and punishment, 2016, no. 1, pp. 10-11. (In Russ.).

3. Fomin D., Shurlov S. Zadacha - obespechit' rabotoj maksimal'noe kolichestvo osuzhdennyh [Task - to provide employment to the maximum number of convicts]. Prestuplenie i nakazanie - Crime and punishment, 2011, no. 8, pp. 11-14. (In Russ.).

Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 3. С. 328-504

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Минкова Елена Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры управления и организации деятельности УИС Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Минкова, Е. А. Организация воспитательной работы с осужденными в процессе профилактики пенитенциарной преступности / Е. А. Минкова // Человек: преступление и наказание. - 2017. -Т. 25(1-4), № 3. - С. 489-493.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Minkova Elena Anatolyevna - phd in law, associate professor of the management and organization of activity of penal system department of the Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected].

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Minkova E. A. Organizacija vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi v processe profilaktiki penitenciarnoj prestupnosti [The organization of educational work with convicts in the course of penitentiary crime prevention]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25(1-4), no. 3, pp.489-493.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.